СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

2 вариант. Задания для комплексного повторения тем по русскому языку.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы можно использовать для комплексного повторения тем, в качестве диагностической работы с последующим анализом результатов. В каждом варианте  по 30 заданий. Возможный вариант оценки работы:  задания с 1 по 23 - по 1 баллу, задания с 24 по 30 - по 3 балла. Перевод баллов в оценки: 3 - от 14 до 18 баллов обязательной части; 4 - не менее 19 баллов ( от 16 до 23 заданий обязательной части и одно задание из дополнительной части; 5 - не менее 28 баллов ( от 19 до 23 заданий обязательной части и не менее 3 заданий из дополнительной части). Также даны эталоны ответов на задания работы.

Просмотр содержимого документа
«2 вариант. Задания для комплексного повторения тем по русскому языку.»

2 вариант
Обязательная часть
1.(1балл). Определите, в каком слове букв столько же, сколько и звуков. Подчерк­ните это слово одной чертой.
веселиться
разобьёт
юрист
объять
2.(1балл). Определите, в каком слове верно выделена буква, обозначаю­щая ударный гласный звук. Подчеркните это слово одной чертой.
кухОнный
докраснА
звОнишь
отрОчество
3.(1балл). Вставьте пропущенные буквы Ы-И после Ц в словах:
на ц…почках
ц…ркуль
интонац…я
ножниц…
4.(1 балл). Вставьте нужное окончание в имена существительные:
впечатления от экскурси…
в разогретой печ…
песня о листопад…
написать о санатори…
5.(1 балл). Определите, в каких словах пишется приставка пре, а в каких – при; запишите слова в таб­лицу в зависимости от выбора приставки:
пр(е/и)морский край, пр(е/и)образовать уравнение, пр(е/и)увеличить опасность, пр(е/и)открыть дверь, пр(е/и)бывать в городе, пр(е/и)пираться с родителями.

с приставкой пре-

с приставкой при-









6.(1 балл). Определите, какие слова пишутся с одним Н, какие – с двумя НН, запишите их в таблицу в зависимости от выбора:
бережё(н/нн)ый, утре(н/нн)яя пробежка, история рассказа(н/нн)а, сдержа(н/нн)ый человек, копчё(н/нн)ая рыба, конституцио(н/нн)ый строй, гости(н/нн)ый двор, муравьи(н/нн)ый след

с н

с нн











7.(1 балл). Определите, в каких словосочетаниях допущены ошибки в образовании формы слова. Подчеркните их и напишите правильно.
не было сапог________________________________________________
много туфлей________________________________________________
несколько абрикосов__________________________________________
около пятиста метров_________________________________________
8.(1балл). Определите, в каких словах допущены ошибки, связанные с неправильным определением рода имён существительных. Запишите правильный вариант.
ловкое шимпанзе______________________________________________
солнечный Батуми_____________________________________________
вкусный иваси_________________________________________________
жаркая Сахара_________________________________________________
9.(1 балл). Определите, в каких словах пишется Ь, а в каких – нет. За­полните таблицу в зависимости от выбора.
Мелоч…, товарищ…, проч…, удивляеш…ся, уж…, много туч…

с ь

без ь









10.(1 балл). Определите, в какой строке в обоих словах на месте про­пуска пишется буква Е. Отметьте эту строку знаком +.
-
кле…т, выскакива…шь
- рекоменду…мая, лепеч…т
- слыш…мый, воспринима…мый
- (она) вытр…т, муч…мый (жаждой)
11.(1 балл). Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется слитно. Отметьте это предложение знаком +.
- Сначала все помолчали, (не)зная, как начать разговор. (А. Гайдар)
- Слово (не)стрела, а иной раз хуже стрелы. (Пословица)
- Случается (не)редко нам труд и мудрость видеть там, где стоит только
догадаться за дело просто взяться. (И. Крылов)
- Белка песенки поёт да орешки всё грызёт, а орешки (не)простые, все скорлупки золотые.

12.(1балл). В предложениях знаки препинания не расставлены. Опреде­лите, в каком предложении нужно поставить одну запятую.
Отметьте это предложение знаком +, поставьте запятую.
- В тусклом свете фонарей летели крупные дождевые капли..
-Бывают в жизни минуты когда даже после полного поражения не теряешь надежды.
- Солнце которое всегда было впереди нас теперь вставало точно по левому борту.
- Пустые ответы убивают справедливые вопросы и отводят ум от дела.
13.(1 балл). В предложениях знаки препинания не расставлены. Опреде­лите, в каком предложении нужно поставить две запятые.
Отметьте это предложение знаком +, поставьте запятые.
- Читал он долго вдумчиво и ни слова не говоря.
- Театр зародился в Древней Греции как торжественный праздник заканчивающий сбор
винограда.
- Так знать и любить природу как Бунин мало кто умеет. (А. Блок)
- Очень важно что читая Паустовского открываешь для себя не только одного-другого хорошего
человека но и самого себя открываешь. (А. Горловский)
14.(1 балл). В предложениях знаки препинания не расставлены. Опреде­лите, в каком предложении перед союзом И должна стоять запятая. От­метьте это предложение знаком +, поставьте запятую.
- По ночам от духоты кровь стучала в голову и будил каждый звук за открытыми окнами.
- Высоко в воздухе трепещут и звенят жаворонки.
- Весной когда желтеют ромашки и розовеет вереск степи превращаются в луга.
- Вечерело и среди спокойных серых облаков появились оранжевые оттенки.
15.(1 балл). Прочитайте предложение. Выпишите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Высокие (1) долетающие до нас (2) волны с грохотом пушечных выстрелов рушились на берег (3) крутились и сверкали целыми водопадами снежной пены (4) рыли песок и камни (5) и (6) убегая назад (7) увлекали спутанные водоросли (8) ил и гравий (9) который гремел и скрежетал в их влажном шуме.

16.(1 балл). Прочитайте. Найдите предложение с грамматической ошиб­кой (с нарушением синтаксической нормы). Запишите его, исправив ошибку.

- Для похода было куплено десять килограммов крупы.
- Этот вечер готовил наш класс совместно с родителями.
- Никто из нас не был готов к экзамену.
- Кто из учениц были приглашены к директору?
17.(1 балл). Прочитайте первую часть предложения и четыре варианта его продолжения. Выберите из предложенных вариантов грамматически правильное продолжение предложения и отметьте его знаком +.
Готовясь к экзамену,
- нужна хорошая память.
- отдыхать некогда.
- учись концентрировать внимание на главном.
- хорошая оценка не помешает.
18.(1балл). Прочитайте предложения и определите, в каком из них неверно употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
1) Злостный нарушитель правил размещения наружной рекламы после очередного предупреждения привлечён к административной ответственности.
2) Воспитанные, ласковые и игривые котята бывают у тех, кто умеет создать для домашних питомцев атмосферу любви и заботы.
3) В конце мая на экскурсиях в ботаническом саду вниманию посетителей будет предоставлена коллекция древовидных пионов.
4) Школьники приобрели абонементы на цикл лекций о русской живописи.

Ответ:_______________________________________________



Прочитайте текст и выполните задания 19-23


(1)…(2)Он окружён множеством умных, добрых и верных друзей. (3)Друзья эти – книги.(4)Книги встречают нас в самом раннем детстве и сопровождают нас всю жизнь. (5)Они заставляют нас непрерывно совершенствоваться, чтобы мы могли стать настоящими передовыми людьми.
(6)Огромный мир – заманчивый и разнообразный – врывается к нам в комнату со страниц любимых книг.
(7)Всего не перечислишь, не расскажешь. (8)Поэтому каждый из нас волнуется, когда видит стопку новых книг. (9)Что скрыто в них? (10)Какие прекрасные мысли и новые события? (11)Какие интересные люди и увлекательные познания?
(12)Читайте, читайте, читайте! (13)Читайте не торопясь, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книг. (14)Мощь, мудрость и красота литературы открываются во всей своей широте перед человеком просвещённым и знающим. (15) Пусть не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хотя бы одной страницы из новой книги. (По К. Паустовскому)


19.(1 балл). В тексте отсутствует первое предложение. Определите, какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте и отметьте его знаком +.
-
Чтение необходимо в жизни.
- Каждый человек должен уметь и любить читать.
- Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек.
- Какое счастье – уметь читать!
20.(1 балл). Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МИР. Определите значение, в котором это слово употреблено в шестом предложении. Отметьте знаком + верную характеристику.

- Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная. Происхождение мира.
- Объединённое по каким-нибудь признакам человеческое общество, общественная среда. Научный мир.
- Отдельная область жизни, явлений, предметов. Мир увлечений.
- Земной шар, земля, а также люди, население земного шара. Объехать весь мир.
21.(1 балл). Укажите знаком +, какие слова являются грамматической основой в пятом предложении текста.
- они заставляют; мы могли
- они заставляют; мы могли стать передовыми людьми
- они заставляют совершенствоваться; мы могли стать
- они заставляют; мы могли стать

22.(1 балл). Отметьте знаком + верную характеристику восьмого предложения.
- простое
- сложносочинённое - сложное бессоюзное - сложноподчинённое
23.(1 балл). Отметьте знаком + правильную морфологическую характеристику слова ОКРУЖЁН из второго предложения текста.
- глагол - деепричастие - имя прилагательное - причастие
Дополнительная часть

24.(3 балла). Вставьте пропущенные гласные. Выпишите слова той строки, во всех словах которой пропущена безударная гласная, проверяемая ударением.
1) выт…щить, п…вучий, т…инственный
2) заж…гать, выг…нять, укр…щать
3) пом…шать, усп…вать, з…ря
4) увл…кать, проп…дать, заст…лить
25.(3 балла). Прочитайте предложение. Если нужно, поставьте запятую на место, обозначенное скобкой. Объясните постановку запятой или её отсутствие.
Я отвечал, что природа хороша ( ) и особенно хороши в наших местах закаты. (В. Солоухин)
26.(3 балла). Прочитайте предложение. Расставьте знаки препинания.
...Писать и читать не зная правил пунктуации и не умея ими пользоваться в своей повседневной жизни и работе недопустимо не только для филолога но в равной мере для врача для инженера для агронома утверждал лингвист Абрам Борисович Шапиро.
27.(3 балла). Определите, слитно или раздельно следует писать выделенные слова. Заполните таблицу.

1) (В)передисправа я увидел машину, мчащуюся (на)перерез поезду.
2) Мне приходилось шагать (во)всю, (что)бы(не)отставать.
3) Девочка (не)спеша зашагала по тропинке.
4) Гром грохотал где -то (в)верху, в облаках, тучи шли (в)разброд.

слитно

раздельно











28.(3 балла). Прочитайте предложение. Поставьте, где нужно, двоеточие . Объясните постановку данного знака препинания.
Задолго до появления современной науки астрофизики Ломоносов сделал поистине выдающееся открытие наблюдая прохождение Венеры перед диском Солнца в 1761 году, он пришёл к выводу о существовании атмосферы у этой планеты.
29.(3 балла). Прочитайте предложение, расставьте пропущенные знаки препинания, выпишите вводные слова.
Действительность раздражала Беликова, пугала, держала в постоянной тревоге, и может быть для того, чтобы оправдать эту свою робость, он всегда хвалил прошлое и то чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал, были для него в сущности те же калоши, зонтик, куда он прятался от действительной жизни . (А. Чехов)
30.(3 балла). Прочитайте предложения. Отметьте знаком + то предложение, в котором придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом. Запишите остальные предложения, преобразовав придаточную часть в причастный оборот.
-
Человек, который верит в себя, способен на многое.
- Хороша киргизская степь, хорошо голубое небо, которое опрокинулось над ней бездонным куполом.
- При раскопках в Новгороде обнаружены сотни берестяных грамот, на которых писали костяной палочкой.
- Вид, который открывается перед вышедшим на берег Байкала путешественником, остаётся в памяти на всю жизнь.


Ответы на задания. 2 вариант.
Обязательная часть
1. разобьёт
2.докраснА
3. на цыпочках циркуль интонация ножницы
4. впечатления от экскурсии в разогретой печи
песня о листопаде написать о санатории
5.

с приставкой пре-

с приставкой при-

преобразовать

приморский

преувеличить

приоткрыть

пребывать


препираться




6.

с н

с нн

бережёный

утренняя

рассказана

сдержанный

копчёная

конституционный

гостиный


муравьиный


7. много туфель
около пятисот метров
8. ловкий шимпанзе вкусная иваси
9.

с ь

без ь

мелочь

товарищ

прочь

уж

удивляешься

много туч

10. рекомендуемая, лепечет
11. Случается нередко нам труд и мудрость видеть там, где стоит только
догадаться за дело просто взяться. (И. Крылов)
12. Бывают в жизни минуты, когда даже после полного поражения не теряешь надежды.
13. Так знать и любить природу, как Бунин, мало кто умеет. (А. Блок)
14. Вечерело, и среди спокойных серых облаков появились оранжевые оттенки.
15. 1346789
16. Кто из учениц был приглашен к директору?
17. учись концентрировать внимание на главном.
18. Ответ: представлена
19. Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек.
20. Отдельная область жизни, явлений, предметов. Мир увлечений.
21. они заставляют; мы могли стать
22. сложноподчинённое
23. деепричастие Дополнительная часть

24. 1) вытащить, певучий, таинственный
2) зажигать, выгонять, укрощать
3) помешать, успевать, заря
4) увлекать, пропадать, застелить
25. Я отвечал, что природа хороша ( ) и особенно хороши в наших местах закаты. (В. Солоухин).
Сложноподчинённое предложение с двумя однородными придаточными, соединёнными одиночным союзом И. Запятая не ставится.
26. « ...Писать и читать, не зная правил пунктуации и не умея ими пользоваться в своей повседневной жизни и работе, недопустимо не только для филолога, но в равной мере для врача, для инженера, для агронома», - утверждал лингвист Абрам Борисович Шапиро.
27.

слитно

раздельно

впереди

во всю

вверху

не отставать

наперерез

не спеша

чтобы

вразброд

28. Задолго до появления современной науки астрофизики Ломоносов сделал
поистине выдающееся открытие: наблюдая прохождение Венеры перед
диском Солнца в 1761 году, он пришёл к выводу о существовании
атмосферы у этой планеты.
Вторая часть сложного бессоюзного предложения раскрывает содержание первой.
29. Действительность раздражала Беликова, пугала, держала в постоянной
тревоге, и, может быть, для того, чтобы оправдать эту свою робость, он
всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши, зонтик, куда он прятался от действительной жизни . (А. Чехов)
30.
Человек, верящий в себя, способен на многое.
Хороша киргизская степь, хорошо голубое небо, опрокинувшееся
над ней бездонным куполом.
+ При раскопках в Новгороде обнаружены сотни берестяных грамот, на
которых писали костяной палочкой.
Вид, открывающийся перед вышедшим на берег Байкала
путешественником, остаётся в памяти на всю жизнь.