Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Камышлинка
муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО учителей ______________ ________/_____________ Протокол №__от_______г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______Стодольникова О.В. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы: _______Стодольникова Ф.А. Приказ № ___ от ________г. |
| | |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности «Практикум по обществознанию»
в 10 классе
Авторы: Обществознание практикум, Кишенкова О.В., «Дрофа»
Разработал учитель истории и обществознания: Еремеев Эдуард Евгеньевич
2020 год
Рабочая программа составлена на основании следующих документов:
Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 с изменениями);
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 декабря 2009г. № 373»; Федерального перечня учебников, утвержденного МО РФ от 31.03.2014г. №253.
Примерной основной образовательной программы основного общего образования МОБУ СОШ с. Камышлинка.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества ;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями;
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам.
- овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются :
- относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия.
- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
- умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями ; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей:
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
- понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
- знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур ; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Содержание учебного предмета
Введение. Особенности ГИА по обществознанию в данном учебном году. Организация и методика подготовки к ГИА по обществознанию. Требования к ГИА по обществознанию. Знакомство с демоверсией по обществознанию Федерального института педагогических измерений 2021. Кодификатор и спецификация ГИА по обществознанию – 2021.
Тема 1. Социальная сфера общества
Социальная система. Социальные отношения. Социальные группы (касты, сословия, классы). Социальные роли. Социальная дифференциация. Социальные нормы и
социальная ответственность. Отклоняющееся поведение личности. Социальный контроль.
Социальное государство. Социальная политика государства.
Семья и брак как социальные институты. Психологический климат семьи.
Социальный конфликт и пути его разрешения. Экстремизм. Компромисс.
Толерантность. Межнациональные отношения. Национализм.
Тема 2. Политическая сфера общества
Политическая система. Структура политической системы; функции политической
системы.
Признаки, функции и формы государства. Формы государства. Политическая
идеология. Гражданское общество и правовое государство. Признаки правового
государства.
Политический плюрализм. Многопартийность. Партийная система РФ.
Структура политической власти в РФ. Государственный аппарат. Избирательные
системы. Выборы, референдум. Человек в политической жизни.
Тема 3. Правовая сфера общества
Право, система права. Источники права. Понятие права. Нормы права. Отрасли
права. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации.
Права человека. Правовые основы семьи и брака. Правовой статус ребенка.
Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени
Конституция РФ. Основы конституционного строя Российской Федерации.
Структура высшей государственной власти в РФ. Федерация и ее субъекты. Правоохранительные органы. Местное самоуправление.
Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность. Признаки и
виды правонарушений. Проступок и преступление. Юридическая ответственность и ее виды.
Тема 4. Общество
Общество- сложная, динамично развивающиеся система. Общество и природа.
Общество и культура. Сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общественные отношения.
Социальные институты.
Ступени развития общества. Типология обществ. Социальные изменения.
Прогресс и регресс. Глобальные проблемы человечества. Современный этап НТР.
Тема 5. Человек
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность
человеческого бытия. Потребности и способности человека. Степени развития способностей.
Многообразие видов деятельности человека. Общение, Труд, Игра, Учение,
Творчество.
Человек в системе социальных связей. Индивид, индивидуальность, личность.
Социализация индивида. Социальная роль. Социальный статус человека. Свобода и
ответственность личности.
Тема 6. Духовная сфера общества
Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды. Культура народная,
элитарная, массовая. Основные направления искусства. СМИ.
Наука и образование. Мораль. Религия. Особенности современной науки. Роль
науки в условиях НТР. Образование и самообразование.
Основные ценности и нормы морали. Религия, ее роль в жизни общества. Мировые
религии.
Тема 7. Познание
Познание мира. Формы познания. Виды и уровни познания. Истина и еѐ критерии.
Истина абсолютная и относительная. Проблема познаваемости мира в философии.
Многообразие форм человеческого знания. Самопознание. Научное познание.
Социальное познание. Науки о человеке и обществе.
Решение тестовых заданий части А.
Тема 8. Экономическая сфера общества
Экономика: наука и хозяйство. Роль экономики в жизни общества. Факторы
производства: земля, труд, капитал, предпринимательство. Издержки производства.
Экономические системы: традиционная, плановая, рыночная.
Многообразие рынков. Собственность и еѐ формы. Национализация и приватизация
собственности. Конкуренция. Спрос и предложение. Многообразие рынков.
Рыночные отношения. Роль государства в экономике. Экономический рост.
Государственный бюджет. Ценные бумаги. Деньги, их функции. Налоги, их виды и
функции. Рынок труда и безработица. Инфляция.
Тема 9. Решение заданий различных типов
Основные типы заданий. Специфика заданий на сравнение, на классификацию.
Задания на распределение позиций по группам и на установление соответствия. Задания на соотнесение понятий и определений; на конкретизацию. Решение задач с выбором ответа.
Тема 10. Решение заданий части 2.
Задания 21-24. Характер заданий к тексту документа. Умение выделять главную мысль и позицию автора и сформулировать ответ на вопрос
Задание 25 (задание на перечисление признаков какого-либо явления, объектов одного класса).
Задание 26 (задание на раскрытие какого-либо теоретического положения).
Задание 27 (Решение познавательных задач).
Задание 28 (Развернутый ответ по заданной теме. Составление плана).
Задание 29 Эссе. Алгоритм написания мини - сочинения по обществознанию.
Структура письменного рассуждения. Определение проблемы и позиции автора по высказыванию (цитате).
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1 | Введение. | 2 |
2 | Социальная сфера. | 3 |
3 | Политическая сфера | 4 |
4 | Право. | 4 |
5 | Общество. | 4 |
6 | Человек. | 4 |
7 | Духовная сфера. | 2 |
8 | Познание. | 3 |
9 | Экономическая сфера. | 4 |
10 | Решение заданий различных типов. | 2 |
11 | Решение заданий части 2. | 3 |
| Итого | 35 |