Русский язык, 10 класс.
Учитель: Канева (Ануфриева) Лидия Леонидовна.
Тема урока: Способы словообразования.
Цель: повторить способы словообразования
Задачи: 1.уметь определять способы образования слов
2. уметь мысленно составлять словообразовательную цепочку
Методы:групповая работа, самостоятельная работа, выработка и совершенствование усвоенных навыков.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
1. Оргмомент. Ребята со звонком входят в класс.
Учитель: Ребята, сегодня вход на урок только по входным билетам (входящие ребята берут билет, в уме выполняют задание и садятся за соответствующий стол). В классе стоят 2 стола с надписями на бумаге: «Морфологический способ словообразования», «Неморфологический способ словообразования»).
2. Постановка цели урока.
Итак, ребята, рада вас приветсвовать на нашем уроке. Вы, наверное, уже догадались, о чем мы будем с вами говорить на нашем уроке. Какова тема нашего урока? (ребята говорят). Открываем тетради, пишем число и тему. А какова цель урока? (ответы ребят). Учитель показывает слайд с целью урока.
Давайте, ребята, теперь разберемся, по какому принципу вы сели за столы (разбирают, ученики говорят свои задания. Например, в билете было следующее задание: «Определить способ словообразования слова ПОТЕМНЕТЬ, если оно образовано при помощи морфем, то садитесь за стол с надписью «Морфологический способ словообразования» и т. д.).
3. Актуализация опорных знаний.
Учитель: Ребята, теперь нам надо привести в систему наши задания по способам словообразования. Один ученик выходит к доске и распределяет листы с надписями со способами словообразования и примерами.
Способы словообразования


Морфологический неморфологический
- приставочный (потемнеть) переход из одной части речи в другую
- суффиксальный (морской) (ванная)
-приставочно-суффиксальный (подлокотник)
-бессуффиксный (глушь)
- сложение (ледокол)
4. Обобщение и систематизация знаний.
Задания группам. (Учитель дает лист с заданием распределить слова в зависимости от способа образования слова и дает определенное время). После того, как время для выполнения задания истечет, учитель просит группы обменяться заданиями и проверить правильность ответов. Затем проверяют правильность выполнения заданий совместно с учителем, делают вывод, корректируют.
Физминутка с баранчиком (учитель включает видео), (физминутку можно посмотреть в приложении 5).
Индивидуальные задания. Учитель дает задания каждому ученику. Нужно определить способ словообразования слова или найти слово, которе образовано приставочным способом (любым другим). Проверяют.
5. Домашнее задание: Придумать по 3 примера на каждый способ словообразования. Примеры записать.
6. Рефлексия. Прием «Весы успеха». На ватмане изображены весы. Учащимся раздаются жетоны разного цвета. Красные жетоны означают - успешно работал на уроке, зелёные - работал, но мог бы лучше, жёлтые - плохо работал.