СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по русскому языку "Способы словообразования слов с русском языке"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация по русскомй языку нп тему"Способы словообразования слов"

 использовала ее на открытом уроке в 5 классе

Просмотр содержимого документа
«Презентация по русскому языку "Способы словообразования слов с русском языке"»

 Урок русского языка  в 5 «Б» классе  по теме:  « Способы образования слов в русском языке»

Урок русского языка в 5 «Б» классе по теме: « Способы образования слов в русском языке»

Ц е л и у р о к а:   1 .Образовательные:  знакомство с основными способами образования слов: приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным.  2.Развивающие: развивать навыки морфемного и словообразовательного разбора; развивать творческое мышление и способность , активность учащихся; совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки.   3.Воспитательные: воспитывать интерес к изучению языка.

Ц е л и у р о к а:

1 .Образовательные: знакомство с основными способами образования слов: приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным.

2.Развивающие: развивать навыки морфемного и словообразовательного разбора; развивать творческое мышление и способность , активность учащихся; совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки.

3.Воспитательные: воспитывать интерес к изучению языка.

Психологический настрой Разотрите руки. Натяните улыбку. Привяжите ниточки к уголкам губ и накрутите на уши. Дружба начинается с улыбки! Настроение каково? (Дети: «Во!») Ну, а если настроение «Во!», то и работать будем «Во!»

Психологический настрой

Разотрите руки.

Натяните улыбку.

Привяжите ниточки к уголкам губ и накрутите на уши.

Дружба начинается с улыбки!

Настроение каково? (Дети: «Во!»)

Ну, а если настроение «Во!», то и работать будем «Во!»

Мозговой штурм 1.Что такое словообразование? 2.Что такое морфема? 3.Что называется основой? 4. Что такое окончание? 5.Что включает в себя основа слова? 6.Что такое корень? 7.Что такое суффикс? 8.Что такое приставка?

Мозговой штурм

1.Что такое словообразование?

2.Что такое морфема?

3.Что называется основой?

4. Что такое окончание?

5.Что включает в себя основа слова?

6.Что такое корень?

7.Что такое суффикс?

8.Что такое приставка?

Страна Словообразовандия В гостях у сказки

Страна Словообразовандия

В гостях у сказки

Кто уши хорошо раскроет, много–много всякой всячины усвоит.  А кто невзначай уснет, то ни с чем уйдет.

Кто уши хорошо раскроет, много–много всякой всячины усвоит.

А кто невзначай уснет, то ни с чем уйдет.

Суффиксы Как колокольчики:  -оньк-, -еньк-, -знь-. Иногда словно каблучками стучат: -ек-, -ик-, -чик-, -ник-.  Иногда , как птички поют:  -лив-, -чив-.  А бывает, будто просят о чем-то:  -н-, -льн-.

Суффиксы

Как колокольчики: -оньк-, -еньк-, -знь-.

Иногда словно каблучками стучат: -ек-, -ик-, -чик-, -ник-.

Иногда , как птички поют: -лив-, -чив-.

А бывает, будто просят о чем-то: -н-, -льн-.

Приставки Суффиксы ¬ ^

Приставки Суффиксы

¬ ^

Суффиксальный способ образования Участвует в словообразовани суффикс  Лес-лес+ ник Приставочный способ образования Гриб-гриб+ ок Участвует в словообразовани приставка Везти- у +везти Дом-дом+ ище Приставочно-суффиксальный способ образования Ел- по +ел Зима-зим+ ушка Участвует приставка и суффикс Шел- при +шел Снег- Петь- за +петь под +снеж+ ник   Сказать- под +сказ+ чик Способы словообразования в русском языке

Суффиксальный способ образования

Участвует в словообразовани суффикс

Лес-лес+ ник

Приставочный способ образования

Гриб-гриб+ ок

Участвует в словообразовани приставка

Везти- у +везти

Дом-дом+ ище

Приставочно-суффиксальный

способ образования

Ел- по +ел

Зима-зим+ ушка

Участвует приставка и суффикс

Шел- при +шел

Снег-

Петь- за +петь

под +снеж+ ник

Сказать-

под +сказ+ чик

Способы словообразования в русском языке

Беседа по закреплению 1.Какие способы словообразования выделяются в русском языке?  2.С помощью какой морфемы образуются слова при суффиксальном способе?  При приставочном? При приставочно-суффиксальном?

Беседа по закреплению

1.Какие способы словообразования выделяются в русском языке?

2.С помощью какой морфемы образуются слова при суффиксальном способе?

При приставочном?

При приставочно-суффиксальном?

Закрепление изученного

Закрепление изученного

Работа по учебнику . Методический комментарий для учащихся: Выпишите выделенные слова. Укажите, с помощью какой морфемы они образованы. Один раз был обыкновенный день. Я пришел из школы, поел и влез на подоконник.  Мне уже давно хотелось посидеть у окна, поглядеть на прохожих и самому ничего не делать. (В.Ю. Драгунский)

Работа по учебнику .

Методический комментарий для учащихся: Выпишите выделенные слова. Укажите, с помощью какой морфемы они образованы.

Один раз был обыкновенный день. Я пришел из школы, поел и влез на подоконник. Мне уже давно хотелось посидеть у окна, поглядеть на прохожих и самому ничего не делать.

(В.Ю. Драгунский)

Работа в группах

Работа в группах

1 группа. Методический комментарий для учащихся: от слов чай, зависть, помощь, весть, задача образуйте новые по схеме    ^  -НИК- 2 группа. Методический комментарий для учащихся : о т глаголов образуйте названия человека (лица по действию) и выделите суффиксы. Образец.  Строить. Человек, который строит, – строитель.  Мечтать, переводить, победить, читать, трактор, фокус, гриб. 3 группа. Цель: научить определять значения приставок, повторить правописание приставок. Методический комментарий для учащихся: 1. Обозначьте приставки в приведенных словах.   Лететь, влететь, вылететь, залететь, слететь, долететь, налететь, улететь, полететь, перелететь, облететь;    

1 группа.

Методический комментарий для учащихся:

от слов чай, зависть, помощь, весть, задача образуйте новые по схеме

   ^ -НИК-

2 группа.

Методический комментарий для учащихся : о т глаголов образуйте названия человека (лица по действию) и выделите суффиксы.

Образец. Строить. Человек, который строит, – строитель.

Мечтать, переводить, победить, читать, трактор, фокус, гриб.

3 группа.

Цель: научить определять значения приставок, повторить правописание приставок.

Методический комментарий для учащихся:

1. Обозначьте приставки в приведенных словах.

  Лететь, влететь, вылететь, залететь, слететь, долететь, налететь, улететь, полететь, перелететь, облететь;

 

 

Методический комментарий для учащихся :   составьте слова, соответствующие данным схемам.

Методический комментарий для учащихся : составьте слова, соответствующие данным схемам.

Физминутка

Физминутка

Способы образования слов Суффиксальный           Приставочный Приставочно – Суффиксальный

Способы образования слов

Суффиксальный

Приставочный

Приставочно –

Суффиксальный

Способы образования слов       Суффиксальный  Цель+н+ый Гор+ист+ый Гор+н+ый Цел+ев+ой Целин+н+ый Целин+ник             Приставочный    При+цел  От+гореть  Приставочно – Суффиксальный  При+цель+н+ый За+гор+е+л+ый За+гор+а+л На+цел+енн+ый У+цел+еть

Способы образования слов

Суффиксальный

Цель+н+ый

Гор+ист+ый

Гор+н+ый

Цел+ев+ой

Целин+н+ый

Целин+ник

Приставочный

При+цел

От+гореть

Приставочно –

Суффиксальный

При+цель+н+ый

За+гор+е+л+ый

За+гор+а+л

На+цел+енн+ый

У+цел+еть

Работа по учебнику.  Упражнение 709.  Методический комментарий для учащихся:  1.Прочитай выразительно.  2.Выпиши выделенные слова. Обозначь суффикс.  3. Какое отношение к названным предметам выражается этими суффиксами?      Хохолком тряхнув спросонок, Пробудился жаворонок. В жаворонке – песенка, В песенке – чудесинка С перламутровой росинкой,  С невесомой паутинкой,  С озерком , с березкой тонкой И со всей родной сторонкой!

Работа по учебнику. Упражнение 709. Методический комментарий для учащихся: 1.Прочитай выразительно. 2.Выпиши выделенные слова. Обозначь суффикс. 3. Какое отношение к названным предметам выражается этими суффиксами?  

Хохолком тряхнув спросонок,

Пробудился жаворонок.

В жаворонке – песенка,

В песенке – чудесинка

С перламутровой росинкой,

С невесомой паутинкой,

С озерком , с березкой тонкой

И со всей родной сторонкой!

Игра «Составь слово» По+дар+ок

Игра «Составь слово»

По+дар+ок

Бел+еньк+ий

Бел+еньк+ий

При+лет+ит

При+лет+ит

Диаграмма Венна

Диаграмма Венна

Домашнее задание. 1.Упражнение 717, стр. 189. Выписать существительные с суффиксами -ышк-, -ик -, -к-, -ок-. Определить от каких слов они образованы? 2.Выучить правило.

Домашнее задание.

1.Упражнение 717, стр. 189.

Выписать существительные с суффиксами -ышк-, -ик -, -к-, -ок-.

Определить от каких слов они образованы?

2.Выучить правило.

Обобщение урока  - Какие способы образования слов вы сегодня узнали ?   - Какие трудности у вас возникали?

Обобщение урока

- Какие способы образования слов вы сегодня узнали ?

- Какие трудности у вас возникали?

 Рефлексия.

Рефлексия.

Оценивание.

Оценивание.

Спасибо за урок!

Спасибо за урок!

Фрагменты урока

Фрагменты урока