Урок русского языка в 5 «Б» классе по теме: « Способы образования слов в русском языке»
Ц е л и у р о к а:
1 .Образовательные: знакомство с основными способами образования слов: приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным.
2.Развивающие: развивать навыки морфемного и словообразовательного разбора; развивать творческое мышление и способность , активность учащихся; совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки.
3.Воспитательные: воспитывать интерес к изучению языка.
Психологический настрой
Разотрите руки.
Натяните улыбку.
Привяжите ниточки к уголкам губ и накрутите на уши.
Дружба начинается с улыбки!
Настроение каково? (Дети: «Во!»)
Ну, а если настроение «Во!», то и работать будем «Во!»
Мозговой штурм
1.Что такое словообразование?
2.Что такое морфема?
3.Что называется основой?
4. Что такое окончание?
5.Что включает в себя основа слова?
6.Что такое корень?
7.Что такое суффикс?
8.Что такое приставка?
Страна Словообразовандия
В гостях у сказки
Кто уши хорошо раскроет, много–много всякой всячины усвоит.
А кто невзначай уснет, то ни с чем уйдет.
Суффиксы
Как колокольчики: -оньк-, -еньк-, -знь-.
Иногда словно каблучками стучат: -ек-, -ик-, -чик-, -ник-.
Иногда , как птички поют: -лив-, -чив-.
А бывает, будто просят о чем-то: -н-, -льн-.
Приставки Суффиксы
¬ ^
Суффиксальный способ образования
Участвует в словообразовани суффикс
Лес-лес+ ник
Приставочный способ образования
Гриб-гриб+ ок
Участвует в словообразовани приставка
Везти- у +везти
Дом-дом+ ище
Приставочно-суффиксальный
способ образования
Ел- по +ел
Зима-зим+ ушка
Участвует приставка и суффикс
Шел- при +шел
Снег-
Петь- за +петь
под +снеж+ ник
Сказать-
под +сказ+ чик
Способы словообразования в русском языке
Беседа по закреплению
1.Какие способы словообразования выделяются в русском языке?
2.С помощью какой морфемы образуются слова при суффиксальном способе?
При приставочном?
При приставочно-суффиксальном?
Закрепление изученного
Работа по учебнику .
Методический комментарий для учащихся: Выпишите выделенные слова. Укажите, с помощью какой морфемы они образованы.
Один раз был обыкновенный день. Я пришел из школы, поел и влез на подоконник. Мне уже давно хотелось посидеть у окна, поглядеть на прохожих и самому ничего не делать.
(В.Ю. Драгунский)
Работа в группах
1 группа.
Методический комментарий для учащихся:
от слов чай, зависть, помощь, весть, задача образуйте новые по схеме
^ -НИК-
2 группа.
Методический комментарий для учащихся : о т глаголов образуйте названия человека (лица по действию) и выделите суффиксы.
Образец. Строить. Человек, который строит, – строитель.
Мечтать, переводить, победить, читать, трактор, фокус, гриб.
3 группа.
Цель: научить определять значения приставок, повторить правописание приставок.
Методический комментарий для учащихся:
1. Обозначьте приставки в приведенных словах.
Лететь, влететь, вылететь, залететь, слететь, долететь, налететь, улететь, полететь, перелететь, облететь;
Методический комментарий для учащихся : составьте слова, соответствующие данным схемам.
Физминутка
Способы образования слов
Суффиксальный
Приставочный
Приставочно –
Суффиксальный
Способы образования слов
Суффиксальный
Цель+н+ый
Гор+ист+ый
Гор+н+ый
Цел+ев+ой
Целин+н+ый
Целин+ник
Приставочный
При+цел
От+гореть
Приставочно –
Суффиксальный
При+цель+н+ый
За+гор+е+л+ый
За+гор+а+л
На+цел+енн+ый
У+цел+еть
Работа по учебнику. Упражнение 709. Методический комментарий для учащихся: 1.Прочитай выразительно. 2.Выпиши выделенные слова. Обозначь суффикс. 3. Какое отношение к названным предметам выражается этими суффиксами?
Хохолком тряхнув спросонок,
Пробудился жаворонок.
В жаворонке – песенка,
В песенке – чудесинка
С перламутровой росинкой,
С невесомой паутинкой,
С озерком , с березкой тонкой
И со всей родной сторонкой!
Игра «Составь слово»
По+дар+ок
Бел+еньк+ий
При+лет+ит
Диаграмма Венна
Домашнее задание.
1.Упражнение 717, стр. 189.
Выписать существительные с суффиксами -ышк-, -ик -, -к-, -ок-.
Определить от каких слов они образованы?
2.Выучить правило.
Обобщение урока
- Какие способы образования слов вы сегодня узнали ?
- Какие трудности у вас возникали?
Рефлексия.
Оценивание.
Спасибо за урок!
Фрагменты урока