СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

100 лет Великой революции.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока к 100-летию Великой революции.

Просмотр содержимого документа
«100 лет Великой революции.»

Тема: 100-летие Великой революции



Общие цели:дать обучающимся представление о событияхФевральской революции;о тактике политических партий;о деятельности Временного правительства.

Вспомогательные цели:определить предпосылки и причиныФевральской революции 1917г.с опорой на материал текста параграфа 10;найти в тексте материал для сравнительной характеристики апрельского,июньского и июльского кризисов власти,с опорой на материал документов охарактеризовать роль армии в Февральской революции 1917г. И назвать причины падения ее боеспособности.

Основные понятия и термины:Временное правительство,Учредительное собрание;солдатские комитеты;Советы рабочих и солдатских депутатов, Красная гвардия.

Важнейшие даты и события:

1917г. 26 февраля-восстание в Петрограде,начало февральской революции.

1917г.2 марта –отречение Николая Второго от престола.

1917г. 1 сентября-объявление России республикой.

Раздаточ ный материал:

«Манифест отречения Николая Второго»,»Манифест Великого князя Михаила Александровича»



Ход урока

Беседа по вопросам.

-Назовите причины и цели стран-участниц Первой мировой войны.

-Как изменилась обстановка в стране в результате участия Российской империи в Первой мировойвойне?

-Каким было отношение к войне простого народа,различных политических партий?

-Можно ли утверждать ,что власть ,что власть в России с 1917г испытывала кризис?









Изучение нового материала.

План

1.Падение самодержавия.

2.Создание Временного правительства.

3.Кризисы Временного правительства.

4.Выступление генерала Корнилова.

1.Падение самодержавия.

Россия начала 20века была страной,в которой сочитались черты высокоразвитого монополистического капитализма ,раннего капитализма в городе и деревне и докапиталистических,патриархальных отношений. Тугой клубок противоречий можно было или постепенно распутать(это путь реформ),или разрубить (революция).

-Какой вариант был нам более возможен в условиях Первой мировой войны?

В1917г.газета»Новая жизнь» писала тот ,кто не хочет радикальных реформ ,тот получает революцию»

Вопросы обучающимся:

-Какие реформы могли предотвратить развитие революции?

-Какое влияние оказала Первая мировая война на политическую ,экономическую,культурную жизнь России?

Учитель

В тылу ,особенно в больших городах было напряженно ,неспокойно.Как сообщал начальник Московской охранки :»Подобного раздражения и озлобления масс мы еще не знали»

Складывались условия для стихийного выступления народных масс.



-Порассуждайте,была ли монархия в России обречена?

Прокоментируйте следующие точки зрения.

  • Самодержавие в России было тормозом на пути развития капиталистического развития страны,модернизации российского общества.Поэтому монархия была обречена.

  • Если бы не произошло убийство Распутина ,то Февральской революции и падения царизма не было бы.

  • Если бы не легкомыслие Николая Второго ,его нежелание видеть,что страна катится к революции,и принять решительные меры,то революции не произошло бы.Почему монархия,как писал В.И.Ленин»

  • опрокинулась сразу»?

-Какие силы стремились «опрокинуть»или «удержать»самодежавие?

Учитель

Накануне Февральской революции определились три политических лагеря

Революционный


Либерально-демократический


Правительственный


За уничтожение монархии

За превращение самодержавной монархии в конституционную,парламентскую.

За сохранение монархии.



2.Создание Временного правительства.

В результате революционных февральских событий Россия оказалась без правительства.

Образовавшийся 27 февраля 1917г.Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов мог взять власть в стране в свои руки,но его лидеры-меньшевик Чхеидзе,эсер Керенский-не были к этому готовы.

Опасаясь анархии в обществе ,эсеро-меньшевистские лидеры обратились к Временному комитету Государственной думы с предложением сформировать правительство для временного управления страной-до избрания и созыва Всеросийского Учредительного собрания .

2марта сформированно Временное правительство .Его председателеми министром внутренних дел избран князь Львов(кадет).Двоевластие фактически сформировалось к марту 1917.Власть оказалась в руках двух центров :либерального,Временного правительства и Революционного Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов.Вопрос о характере будушего правления оставался открытым ,так как Временное правительство предлогало созвать Учредительное собрание для решения этого вопроса ,а Петроградский совет требовал немедленно провозгласить Россию республикой.Без Учредительного собрания Временное правительствоне хотело ничего решать ,то есть не стремилось взять инициативу в свои руки.Реальная сила находилась у Петроградского Совета ,Временное правительство социальной опоры «в низах» не имело.

В период между Февралем и Октябрем в стране сменилось 4 правительства.



Правительство и его лидер

Продолжительность деятельности

Период правительственного кризиса

Политически однородное,князь Львов

2 марта-2 мая 1917г.

3-4 мая 1917г.

1-ое коалиционное правительство,князь Львов

5мая-2 июля 1917г.

3-23 июля 1917г.

2-ое коалиционное правительство ,Керенский

24июля-26 августа 1917г.



26 августа-24 сентября 1917г.

3-ое коалиционное правительство,Керенский

25 сентября-25 октября1917г.





Работа по группам:

-заполнить соответствующие графы сравнительной таблицы.

-материал для составления таблицы рекомендуется использовать из параграфа 11.

Вопросы сравнения

Кризисы Временного правительства

Апрельский

Июньский

Июльский

Дата

18 апрель

18июня

4 июня

Причина

Нота Милюкова

Провал наступления Юго-Западного фронта.Большие потери.

Был открыт огонь по мирной демонстрации.

Лозунги

«Долой Милюкова», «Долой Временное правительство».

«Долой министров_капиталистов»

«Вся власть Советам»

Итоги кризиса




Сформированно коалиционное правительство.



Львов подал в отставку.Сформулированно второе коалиционное правительство.



Арестованны некоторые руководители партии большевиков.Ленин бежал в Финляндию.






-В чем состояла главная причина политических кризисов?

-Какой из кризисов Временного правительствабыл наиболее глубокий?Ответ аргументируйте.

4.Выступление генерала Корнилова.

18 июля 1917г. Смещен главнокомандующий Брусилов ,на место которого был назначен генерал Корнилов.Он запретил митинги на фронте ,ограничил полномочия солдатских депутатов ,запретил большевистскую пропоганду ,ввел расстрел дезертиров ,предлагал ввести военное положение по всей стране,восстановить смертную казнь и в тылу.

Вконце августа Корнилов предъявил Керенскому ультиматум о передачи власти ,а 25 августа двинулся на петроград третий конный корпус генерала Крымова .Корнилова поддержали почти все командующие фронтами.

27 августаКеренский объявил Корнилова изменником.30 августа 1917г. Войска Корнилова были остановлены,сам он арестован,генерал Крымов застрелился.

Беседа по вопросам:

-Какую программу выхода из кризиса предлагал Корнилов?

-Где и когда предлагалось совершить военный переворот?

-Как изменилась позиция большевиков после подавления корниловского мятяжа?

-Охарактеризуйте итоги «корниловского выступления».



Рефлексия

«Почему свержение народной властью старого правительства есть подвиг,а попытка свержения негодной власти Керенского ,предпринятая Корниловым,исчерпавшим все легальные средства ,и после провокации министра –председателя,есть мятеж»



Этот вопрос обсуждается в группах.На обсуждение вопроса уделяется 2 минуты .По истечению времени к доске выводятся капитаны групп высказывают выводы к которым они пришли.

Учитель:Споры по этому вопросу ведутся и по сей день историки непришли к единым выводам.Я рада что к концу этого урока вы пришли к общим выводам.



Закрепление.










д


т


т



а

в

л

о


р

в

о

ь

б

о

м

р

е

в

о

л

ю

ц

и

я

о

в

о

л

е

д

к

х


р

л

в

ь

н

е

и

а

а

а


с

и

н

й

и


с

к

н

и


л

т


ч


и


е

1.Орудийным выстрелом с этого крейсера был подан сигнал к атаке на Зимний дворец.

2.В результате революционных февральскихсобытий в России сложилась система ……….3..Кто возглавил Временное правительство?

4.В какой город была сослана свергнутая царская семья?

5.Лидер парти большевиков?

6.Один из генералов белого движения.

7.Один из руководителей Петроградского Совета рабочих депутатов.

8.Кому передал власть Николай Второй при отречении от престола?