Лабораторная работа № 8.
«Выявление приспособлений организмов к влиянию света»
Цель работы: выявить особенности приспособлений организмов к свету.
Ход работы
1.Прочитайте теоретический материал
Растения открытых, постоянно освещённых мест, хорошо развита механическая ткань, толстая кутикула, множество мелких хлоропластов, наличие воскового налёта, опушённые, много устьиц, побег укороченный, листья сильно – расчленённые, крупные.
Растения, которые могут переносить затенение, проявляются признаки в зависимости от мест обитания. Широкие и тонкие листья. Они помогают улавливать больше рассеянного солнечного света. Горизонтальное расположение листвы. При таком расположении полнее используются лучи полуденного солнца. Мозаичное расположение листьев. Оно способствует лучшему улавливанию рассеянного света.
Растения нижних ярусов тенистых лесов, плохо переносят сильное освещение, плохо развита механическая ткань, мало устьиц, почти нет опушения, мало хлоропластов, они крупные, побег удлинённый, листья тёмно – зелёные, тонкие.
2.Соотнесите экологические группы растений по отношению к свету и их характеристики:
А - теневыносливых растений( сциогелиофиты),
Б – светолюбивых (гелиофитов),
В – тенелюбивых (сциофитов).
3. Экологические группы животных по отношению к свету и их характеристики:
А – дневные, Б – ночные, В – сумеречные
-
Активны на рассвете и закате
-
Активны днём (большинство птиц, насекомые, некоторые млекопитающие). Они приспособлены к яркому свету, имеют хорошее цветовое зрение.
-
Активны ночью (совы, летучие мыши, некоторые грызуны). Обладают адаптациями для жизни при слабом освещении: увеличенные глаза или органы слуха, развитое обоняние, использование эхолокации.
4. Распределите животных по экологическим группам по отношению к свету:
А – дневные, Б – ночные, В – сумеречные
1 – летучая мышь, 2 – воробей, 3 – сова, 4 – олень, 5 – пчела, 6 – лев, 7 – дикий кролик,
-
– комар, 9 – ягуар, 10 – ёж.
5.Вывод. Какое влияние оказывает свет на растительный и животный организм?