Урок 24
Тема: ЧИСЛА 6–7. ЦИФРА 6
Педагогические цели: создать условия для ознакомления с образованием чисел 6–7 и их графической записью – цифрами 6, 7, с определением времени по часам; развития внимания, наблюдательности; научить писать цифру 6.
Планируемые результаты (предметные): знать названия и последовательность чисел от 1 до 20; уметь писать цифру 6; сравнивать группы предметов с помощью составления пар; читать, записывать, сравнивать числа в пределах 6.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные:уметь организовывать своё рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы; адекватно воспринимать оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе.
Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты практико-математической деятельности.
Познавательные: уметь ориентироваться в учебнике.
Личностные:понимают значение и роль математики в жизни каждого человека и общества.
Сценарий урока
I. Изучение нового материала.
1. Знакомство с образованием чисел 6, 7.
Учитель выставляет на наборное полотно (магнитную доску, фланелеграф) пять предметов, например, пять котят, затем добавляет ещё одного котёнка.
– Составьте короткий рассказ, закончив его вопросом. (Во дворе играли пять котят. К ним прибежал ещё один. Сколько котят стало?)
– Какой знак арифметического действия надо выбрать, чтобы ответить на поставленный вопрос? (Плюс.) Почему плюс? (Так как котят стало больше.)
– Составьте равенство.
На наборном полотне появляется запись: 5 + 1 = 6.
Учитель показывает цифру 6.
Затем на наборное полотно выставляется 6 предметов, например, это утята, потом добавляется ещё один утёнок.
– Составьте математический рассказ. (В пруду плавало шесть утят, к ним подплыл ещё один.Сколько утят стало?)
– Составьте равенство. (6 + 1 = 7.)
Учитель показывает цифру 7.
– Какие новые числа сегодня «в гостях» на нашем уроке?
– Что вы можете сказать о числе 6? О числе 7?
2. Знакомство с числовой прямой.
– Все числа можно расположить на числовой прямой:
– Мы с вами знакомы пока с числами от 1 до 7 – это отрезок числовой прямой, или отрезок числового ряда.
Постепенно, по мере знакомства с новыми числами, отрезок числовой прямой будет увеличиваться.
3. Составление кратких рассказов с использованием знаков действия.
Работа с учебником(задание 1, с. 52).
– Составьте краткие (математические) рассказы по рисунку и равенствам.
– Докажите правильность выбранного вами действия в зависимости от знака действия («+», «–»).
II. Анализ образца, письмо цифры 6.
– Сегодня на уроке вы научитесь писать цифру 6.
Учитель вывешивает на доску увеличенный образец цифры 6.
– На что, по вашему мнению, похожа цифра 6?
Цифра шесть – дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.
С. Маршак
Анализ образца.
Письмо цифры 6 по этапам: в воздухе; по точкам (задание 3, с. 21 тетради); самостоятельно.
III. Знакомство с определением времени по часам.
– Что изображено на рисунке в учебнике (с. 53)? (Часы.)
– Для чего нужны часы? (Определять время.)
– Умеете ли вы определять время по часам?
– Вы, конечно, знаете, что время указывают удивительные стрелочки, которые движутся по циферблату. Обычно у часов 2 стрелки. Одна двигается медленно-медленно, еле-еле. Посмотрите, какая она толстая и короткая. (Учитель показывает часовую стрелку на модели часов.) Другая стрелка двигается по кругу побыстрее. Вон она какая длинная и тонкая. (Показ минутной стрелки на модели часов.) У каждой из них своя работа и своё имя. Короткая и толстая стрелка – часовая.
– Как вы думаете, почему её так назвали?
– Тонкая и длинная стрелка – минутная. Она показывает… (минуты).
– Но довольно часто можно встретить часы, у которых не две, а три стрелки. Третья стрелка – самая маленькая и самая «шустрая», она отсчитывает секунды.
– Рассмотрите часы на рисунке учебника. Что в них общего? (У всех минутная стрелка стоит на 12.)
– Если минутная стрелка стоит на 12, то часы показывают только число часов, без минут.
– Расположите часы по порядку возрастания времени, которое они показывают.
IV. Работа над развитием внимания, наблюдательности.
Выполняют задание (с. 53 учебника).
– Какую фигуру чертит заяц? (Круг или шестиугольник.) Объясните, как рассуждали?
– Какую фигуру начертила белочка? (Шестиугольник.) Почему так решили?
V. Итог урока.
Вопросы: Что хотите сказать? Что особенно запомнилось?