СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

2 класс. Литература "Ребята и утята"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

2 класс. План- конспект урока "Ребята и утята"

Просмотр содержимого документа
«2 класс. Литература "Ребята и утята"»

Ход урока

  1. Организационный момент  

Вот звонок нам дал сигнал: 

Поработать час настал. 

Так что время не теряем 

И работать начинаем.

Я вижу, что вы готовы к уроку. Так будьте внимательны, активны на уроке.


  1. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.


Упражнение со скороговоркой:
Чайные чашки в печали,
Стуча и бренча, закричали.
(Медленное чтение, убыстряя темп, грустно, весело)
Молодцы!

 Рассказ о М.Пришвине.

– Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.

– Какого человека можно назвать неравнодушным?

– Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек.

– Послушайте, что о нем написал К.Паустовский: 

“Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю…”

– На долю кого выпала бы эта благодарность?

– М.Пришвин.



– А вот как вы считайте, почему люди пишут книги?

– Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен. А М.Пришвин старался передать красоту мира словами, чтобы люди, прочитав его рассказы, тоже начали видеть и чувствовать эту красоту. Тогда они становятся лучше.

– Давайте и мы попробуем увидеть красоту природы и попытаемся стать лучше, познакомившись с новым произведением М.Пришвина.

- Отгадайте ребус.

Сумка минус С, М=Т    получается  УТКА

- Как можно ласково назвать утку?

-Мы прочитаем рассказ о маленькой уточке чирке – свистунке.

- Но перед чтением  я бы хотела рассказать об этой уточке.



  1. Работа по теме урока:

Чирок – свистунок. 

Чирок – свистунок самая маленькая уточка. Она  весит меньше 600 граммов. Это очень ловкая уточка. Она хорошо плавает и летает. Поднимается и садится почти также как вертолёт – вертикально.



Знакомство с текстом.  


– А сейчас приготовьте карандаш. Послушайте  этот рассказ, следя по учебнику, а простым карандашом  отмечайте  непонятные слова.

 – Ребята, поднимите руку, кому понравился рассказ.

-  О ком этот рассказ?

 - Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? Почему вы так считаете? Чему он учит?



Словарная работа.  



- Как вы понимаете значение этого  слова?

ХОЛМ - небольшой бугорок.

ВЕРСТА – старая русская мера длины равная 1,06 км.

КУЗНИЦА – место, где работает кузнец – кует металл.

ПАРОВОЕ ПОЛЕ – поле, на котором не стали сажать растения, отдыхающее поле.

ВОДА СПАЛА –с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился. 

МЕСТА ОТКРЫТЫЕ ДЛЯ ГЛАЗ ЧЕЛОВЕКА – видно кругом далеко.



  - Какие ещё вы отметили  слова? Назовите их. Что обозначает это слово?

В ОБХОД ДЕРЕВНИ  -  обходя стороной, не заходя в деревню.

ЗАШВЫРЯЛИ – закидали


Физкультминутка

Вышли уточки на луг,

Вышли уточки на луг

Кря-кря-кря! (Шагаем.)

Пролетел зеленый жук

Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)

Утки  шеи выгибают.  (Круговые вращения шеей.)

Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)

Зашумел в пруду камыш (Наклоны туловища)

Ш-ш-ш

И опять настала тишь.(Сели)


  1. Продолжение работы по теме урока:

Работа над рассказом. 1 часть



- Прочитайте внимательно 1 часть рассказа про себя. (Затем вслух по цепочке.)

– Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?
– Докажите строчками из произведения. (Весной это озеро далеко разливалось…)
– Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса? (Вода спала.)
– Сколько надо было идти до озера?  (3 версты.)
– Сколько это километров?  (Чуть больше 3 километров.)
– Это много или мало для человека?
– А для маленькой уточки? (Много.)
– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами. (В местах, открытых для глаз человека…)
– Почему уточка-мать шла позади утят? (Чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду.)
– Какие враги были у уток? (Люди.)



2 часть
– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? (Закидали шапками.)

– Как вела себя уточка, когда ловили её утят? (Взволнованно.) Всё время, пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелётывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении.

– Докажите строчками из произведения. (Все время, пока они ловили…)

– Зачем ребята это делали? (Просто так, для забавы)
– Могла ли утка кричать? (Нет)
– Докажите строчками из произведения. (Её немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях)
– А какое чувство пережили утята? (страх, испуг)
– Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?
– А какое слово вы кричите, когда боитесь? Мама!
 А ваша мама переживает за вас?
– Как в рассказе чаще всего называют уточку?  (Мать.)
 А какая она мама? (Заботливая.)
– Вам её жалко?

Вывод: Для мамы нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мама ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас , которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить , как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.

– Какие пословицы о маме вы знаете?




– Утята пойманы, что собираются делать ребята?
– Докажите строчками из произведения.  (Ребята только было собрались закидать мать…)
– Кто помешал мальчишкам? (Автор.)
– Смогли ли они объяснить свой поступок? (Нет.)
– Какое приказание дал им взрослый? 
– Докажите строчками из произведения. (-Живо, - приказал я ребятам, - идите и отдайте ей всех утят.)


3часть «Чтение по абзацам» (по ролям)

-Кто помешал ребятам? (Автор)

-Что он спросил? (что вы будете делать с утятами?)

-Смогли ли они объяснить свой поступок? (нет, они струсили)

-Какое приказание дал им взрослый? (Живо,- приказал я ребятам, -идите и возвратите ей всех утят!)

– Что можно сказать о ребятах? Какие они?
– Как их назвал рассказчик? (Глупыши.)
– Как можно назвать их по-другому? (Маленькие, глупые, жестокие.)
– Можно ли сказать, что ребята были жестокими?


4 часть

– Что сделала уточка-мать, когда её детей отпустили? Хотела быстрее увести детей от врагов.

– Как шла уточка-мать в начале рассказа? (медленно)

– А почему сейчас она побежала впереди? ( Хотела быстрее увести детей от врагов.)

– Как Пришвин попрощался с утятами? (Счастливый путь, утята!)
– Что он сделал при этом? (Снял шляпу.)

– Докажите строчками из произведения. (Радостно снял я шляпу и помахав…)

– Как мальчишки на это прореагировали?  (Засмеялись.)

Почему?
– Что приказал им сделать автор?  (Тоже снять шапки и кричать до свидания!)

– Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу?

– Перед кем этот знак уважения? (перед утятами)

– Что пожелали люди уточке? (счастливого пути)

Если вам пришлось выступить в роли защитников уточки, какие бы вы слова сказали мальчикам?




– Рассмотрите иллюстрацию на стр.131 и найдите строчки, которые к ней подходят. (И те самые шапки, запыленные на…)

– Кто изображен на переднем плане?
– Что они делают?
– Кто изображен на заднем плане?
– Что они делают?
– Найдите в рассказе слова, которые можно подписать под этой иллюстрацией.

 Работа с пословицами.

– Давайте попробуем продолжить пословицы, записанные на доске. (слайд 15)
– Прочитайте их про себя.
– Вслух прочитает первую пословицу …

(Умел ошибиться – умей и …)

– Продолжите пословицу.
– Умел ошибиться – умей и поправиться.
– К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?
– Почему?
– Вслух прочитает вторую пословицу …

(Сей добро, посылай …, оделяй …)

– Продолжите пословицу.
– Сей добро, посылай добро, оделяй добром.
– К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?
– Почему?

Определение главной мысли рассказа.

– Как автор назвал свой рассказ? 
– Почему?
– Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая, что мы живем все вместе, рядом, о совместном сосуществовании.
– Чему научил М.Пришвин ребят и нас своим рассказом?
– Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь.

Какой ты читатель?

Произведение «Ребята и утята» - это сказка

2.Главными героями были дети и семья уточки

3. При встрече с утятами ребята пропустили их вперед

4.Уточка пыталась спасти утят, бегая за мальчишками и утятами

5.Пришвин разговаривал с ребятами ласково

6.Ребята смогли объяснить свой поступок

7.Уточка бросила своих утят

8.Рассказ учит нас не обижать беззащитных, не проходить мимо беды

– Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М.Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание: 

Мои молодые друзья!
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину".

  1. Подведение итогов:



-Итак, давайте подведём итог.

 - Как называется рассказ, с которым мы познакомились сегодня?

- Кто написал этот рассказ?

- Чему учит это произведение? (Не совершать бездумных поступков.  Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь, воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь).

 - Как вы  понимаете слова:  БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ!  



Домашнее задание:  с. 130-132 пересказ 1 части.