Тема: «Наблюдение за употреблением глаголов в различных временных формах»
Цели:
- познакомить с употреблением глаголов в настоящем, будущем и прошедшем времени;
-формировать умение ставить вопросы к глаголу и соотносить глагол с вопросом.
Планируемые результаты:
Предметные: -определять время глагола по отношению к «моменту речи», изменять глагол по временам;
-уметь находить глаголы среди слов других частей речи и в тексте;
-учиться точному употреблению глаголов в устной и письменной речи.
Личностные:
-проводить рефлексивный анализ собственной учебной деятельности,
-освоение личностного смысла учения: уважительное отношение к иному мнению.
Формируемые УУД:
Познавательные:
-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- самостоятельно создавать алгоритм деятельности; поиск и выделение необходимой информации из различных источников.
Регулятивные:
- оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно;
- формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
Коммуникативные:
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.
- строить монологические высказывания.
Ход урока:
Организационный момент
-Ребята, какое сегодня прекрасное утро! Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу.
- Тихо сядем, откроем тетрадь, повторим правила посадки:
Я тетрадь свою открою
И как надо положу,
Я друзья от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо не согнусь
За работу я возьмусь.
Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.
Минутка чистописания.
- Сейчас откройте свои тетрадки, и запишите сегодняшнее число, классная работа.
На доске запись А,В,О,У.
-Мысленно зачеркните гласные буквы.
-Какая буква осталась?
-Дайте характеристику звуку который на письме обозначает эта буква.
-Пропишите её до конца строчки, соблюдая последовательность.
Вв // вв // во // вл
На доске написано слово время
-Кто сможет объяснить смысловое значение этого слова?
- Как вы понимаете слово «время»?
- А вот как объясняет это слово Даль в своём словаре: «Время- это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками, века за веками».
– Прочитайте выражения.
Время летит.
Время разум даёт.
– Как вы их понимаете? (Время летит – время проходит очень быстро.
Время разум даёт, потому что человек занимается; и чем больше он чему-то уделяет времени, тем лучше это получается)
Как вы думаете, почему мы вспомнили про время?
Сегодня на уроке мы будем продолжать знакомство с глаголами, будем говорить о времени и научимся определять время у глаголов.
Тема урока: «Употреблением глаголов в различных временных формах»
– Но сначала вспомним, что вы уже знаете о глаголе?
- Как определить, что данное слово – это глагол?
(Глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать? И обозначает действие предмета)
- С какой особенностью глаголов мы познакомились на последних уроках?
(Глаголы изменяются по числам. Они могут быть ед. и мн. числа)
- Поиграем в игру «Самый внимательный».
Легкие облака летит по небу. (летят)
Ярко светят солнышко. (светит)
Радостно порхает бабочки. (порхают)
В небе летают чайка. (летают)
Весело прыгают заяц. (прыгает)
Звонко зажужжала пчелы. (зажужжали)
-Сделайте вывод. Что вы сейчас делали?
(Изменяли форму глаголов ед.ч. на мн.ч. и мн.ч. на ед.ч.)
- Зачем вы это делали?
(Чтобы получились правильно составленные предложения)
- Как вы определяли число глаголов?
(Если глагол обозначает действие одного предмета, значит он стоит в форме ед.ч. , а если глагол обозначает действие нескольких предметов, то он в форме мн.ч.)
-Молодцы, ребята, мы вспомнили, что такое глагол и как изменяются глаголы.
Работа по теме урока
- Для того, чтобы понять как можно изменить глаголы, мы с вами отправимся в путешествие на Машине Времени.
- Куда можно попасть на Машине времени? (в прошлое, в будущее)
- Сейчас мы с вами находимся здесь.
- А где мы находимся в настоящий момент? (В школе, на уроке)
- Что мы делаем сейчас?
Примерные ответы детей(Сейчас мы сидим в классе. Играем, учимся, пишем в тетради).
- Перед вами глаголы, которые вы сейчас употребили. (учимся, пишем, играем)
- На какой вопрос отвечают эти глаголы? (Что делаем?)
- Запишите в тетрадь вопрос и глаголы. (Что делаем? учимся, пишем, играем)
- Где мы сейчас были? (В настоящем)
- Что обозначают глаголы, которые вы сейчас записали? (Действие, которое совершается сейчас, в настоящее время)
- Сделайте вывод.
Вывод: глаголы могут быть в форме настоящего времени.- Молодцы!
- А сейчас в путь. Пристегиваем ремни. Посмотрите, куда мы отправляемся?
(Назад, в прошлое)
- Внимание! Где мы оказались? (В детском саду)
- Чем вы занимались в детском саду? Примерные ответы детей
(Там мы играли, рисовали, пели, танцевали)
- Перед вами глаголы, которые вы употребили. (танцевали, рисовали, играли)
- На какой вопрос отвечают эти глаголы? (Что делали?)
- Запишите в тетрадь вопрос и глаголы. (Что делали? танцевали, рисовали, играли)
- Где мы сейчас были? (В прошлом)
- Что обозначают глаголы, которые вы записали?(Действие, которое уже совершилось в прошлом)- Сделайте вывод.
Вывод: глаголы могут быть в форме прошедшего времени.
- Совершим еще один перелет. Как вы думаете куда? (В будущее).
- Я что нас ждет в будущем? (Летние каникулы).
- Что будем делать летом? Летом мы будем купаться, будем загорать, будем играть.)
- Перед вами глаголы, которые вы употребили. (будем купаться, будем загорать, будем играть)
- На какой вопрос отвечают эти глаголы? (Что будем делать?)
- Запишите в тетрадь вопрос и глаголы.
(Что будем делать? Будем купаться, будем загорать, будем играть)
- Где мы сейчас были? (В будущем)
- Что обозначают эти глаголы?
(Действие, которое совершится в будущем)
- Что еще вы заметили у глаголов в будущем времени?( они состоят из двух слов)
- Сделайте вывод
Вывод: глаголы могут быть в форме будущего времени.
- Итак, мы с вами совершили полет во времени. Где мы побывали? (В прошлом, настоящем, будущем)
- Сделайте общий вывод.
(Вывод: глаголы могут быть в форме прошедшего, настоящего или будущего времени)
- Что обозначают глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени?(Они обозначают действия, которые происходили в прошлом, происходят в настоящем, произойдут в будущем)
- Какой еще можно сделать вывод? (Глаголы могут изменяться по временам)
Физкультминутка
-- Ребята ,вы наверно немного устали, давайте сейчас встанем со своих мест и проведем небольшую физминутку.
Продолжение работы по теме урока
- Итак, глаголы могут быть в форме прошедшего времени, настоящего и будущего, могут изменяться по временам.
- Может это новое знание поможет нам исправить мои предложения?
- Прочитайте еще раз предложения.
Птицы улетают в далекие страны. Во дворах лежит снег. Дети пускают по лужам бумажные кораблики.
- Назовите глаголы в этих предложениях.
- В каком времени они стоят? Почему?(Глаголы стоят в настоящем времени, потому что действие происходит в данный момент).
- Как можно исправить предложения?(Нужно изменить время глаголов: заменить настоящее время на прошедшее и будущее).
- В каком времени должен стоять глагол в первом предложении? (В прошедшем)
- Почему?
- Исправьте предложение.(Птицы улетели в далекие страны)
- Что вы скажите про второе предложение?(Здесь не надо менять время глагола, потому что снег лежит сейчас)
- Третье предложение. В каком времени должен стоять глагол здесь? ( В будущем)
- Почему?
- Исправьте предложение.(Дети будут пускать по лужам бумажные кораблики.)
- Запишите к себе в тетрадь любое предложения, которое вам понравилось больше всего.
- Молодцы!
Выполняется упражнение 259
-Прочитайте задание. Назовите глаголы, обозначающие действие одного предмета, нескольких предметов. В какой временной форме
употреблены глаголы?
Спишите, вставляя подходящие по смыслу слова . Подчеркните главные члены предложения.
-Выполните самостоятельно.
Подведение итогов урока:
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Кому было сегодня интересно на уроке?
- Кто понял как образуются временные формы глагола?
– На какие вопросы отвечают глаголы в настоящем времени?
– На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени?
– На какие вопросы отвечают глаголы в будущем времени?
Рефлексия
Сегодня на уроке:
1. Я научился…
2. Было интересно…
3. Было трудно…
4. Я понял, что…
5. У меня получилось…
Домашнее задание:
Страница 25 упражнение 261.