СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

2 класс. Русский язык «Наблюдение за употреблением глаголов в различных временных формах»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

2 класс. План - конспект урока по русскому языку «Наблюдение за употреблением глаголов в различных временных формах»

Просмотр содержимого документа
«2 класс. Русский язык «Наблюдение за употреблением глаголов в различных временных формах»»

Тема: «Наблюдение за употреблением глаголов в различных временных формах»


Цели:

- познакомить с употреблением глаголов в настоящем, будущем и прошедшем времени;

-формировать умение ставить вопросы к глаголу и соотносить глагол с вопросом.


Планируемые результаты:

Предметные:  -определять время глагола по отношению к «моменту речи», изменять глагол по временам;

-уметь находить глаголы среди слов других частей речи и в тексте;

-учиться точному употреблению глаголов в устной и письменной речи.


Личностные:

-проводить рефлексивный анализ собственной учебной деятельности,

-освоение личностного смысла учения: уважительное отношение к иному мнению.


Формируемые УУД:

Познавательные:

-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- самостоятельно создавать алгоритм деятельности; поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Регулятивные:

- оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно;

- формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Коммуникативные:

 - участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения;

- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.
- строить монологические высказывания.


Ход урока:

  1. Организационный момент

-Ребята, какое сегодня прекрасное утро! Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу.
- Тихо сядем, откроем тетрадь, повторим правила посадки:
Я тетрадь свою открою
И как надо положу,
Я друзья от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо не согнусь 
За работу я возьмусь.


  1. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.

Минутка чистописания.

- Сейчас откройте свои тетрадки, и запишите сегодняшнее число, классная работа.

На доске запись А,В,О,У. 
-Мысленно зачеркните гласные буквы.
-Какая буква осталась?
-Дайте характеристику звуку который на письме обозначает эта буква.
-Пропишите её до конца строчки, соблюдая последовательность.
Вв // вв // во // вл


На доске написано слово время
-Кто сможет объяснить смысловое значение этого слова?

- Как вы понимаете слово «время»?

- А вот как объясняет это слово Даль в своём словаре: «Время- это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками, века за веками».

– Прочитайте выражения. 
Время летит. 
Время разум даёт.

 – Как вы их понимаете? (Время летит – время проходит очень быстро. 
Время разум даёт, потому что человек занимается; и чем больше он чему-то уделяет времени, тем лучше это получается) 


 Как вы думаете, почему мы вспомнили про время? 

Сегодня на уроке мы будем продолжать знакомство с глаголами, будем говорить о времени и научимся определять время у глаголов. 

Тема урока: «Употреблением глаголов в различных временных формах»

– Но сначала вспомним, что вы уже знаете о глаголе? 

- Как определить, что данное слово – это глагол?                     


(Глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать? И обозначает действие предмета)

- С какой особенностью глаголов мы познакомились на последних уроках?

(Глаголы изменяются по числам. Они могут быть ед. и мн. числа)


- Поиграем в игру «Самый внимательный».

Легкие облака летит по небу.                                 (летят)

Ярко светят солнышко.                                        (светит)

Радостно порхает бабочки.                                (порхают)

В небе летают чайка.                                        (летают)

Весело прыгают заяц.                                        (прыгает)                               

Звонко зажужжала пчелы.                                 (зажужжали)


-Сделайте вывод. Что вы сейчас делали?                       

(Изменяли форму глаголов ед.ч. на  мн.ч. и мн.ч. на ед.ч.)

- Зачем вы это делали?               

(Чтобы получились правильно составленные предложения)

- Как вы определяли число глаголов?

(Если глагол обозначает действие одного предмета, значит он стоит в форме ед.ч. , а если глагол обозначает действие    нескольких предметов, то он в форме мн.ч.)


-Молодцы, ребята, мы вспомнили, что такое глагол и как изменяются глаголы.


  1. Работа по теме урока

- Для того, чтобы понять как можно изменить глаголы, мы с вами отправимся в путешествие на Машине Времени.

- Куда можно попасть на Машине времени?                        (в прошлое, в будущее)

- Сейчас мы с вами находимся здесь.

- А где мы находимся в настоящий момент?  (В школе, на уроке)

-  Что мы делаем сейчас?

Примерные ответы детей(Сейчас мы сидим в классе. Играем, учимся, пишем в тетради).

- Перед вами глаголы, которые вы сейчас употребили.  (учимся, пишем, играем)

- На какой вопрос отвечают эти глаголы?                        (Что делаем?)

- Запишите в тетрадь вопрос и глаголы.    (Что делаем? учимся, пишем, играем)

- Где мы сейчас были?                                                 (В настоящем)

- Что обозначают глаголы, которые вы сейчас записали? (Действие, которое совершается сейчас, в настоящее время)

- Сделайте вывод.

Вывод: глаголы могут быть в форме настоящего  времени.- Молодцы!

- А сейчас в путь. Пристегиваем ремни. Посмотрите, куда мы отправляемся?

  (Назад, в прошлое)

- Внимание! Где мы оказались?  (В детском саду)

- Чем вы занимались в детском саду?                Примерные ответы детей       

(Там мы играли, рисовали, пели, танцевали)

- Перед вами глаголы,  которые вы употребили. (танцевали, рисовали, играли)

- На какой вопрос отвечают эти глаголы?                (Что делали?)

- Запишите в тетрадь вопрос и глаголы. (Что делали? танцевали, рисовали, играли)

- Где мы сейчас были?                                         (В прошлом)

- Что обозначают глаголы, которые вы записали?(Действие, которое уже совершилось в прошлом)- Сделайте вывод.

Вывод: глаголы могут быть в форме прошедшего времени.

- Совершим еще один перелет. Как вы думаете куда?                 (В будущее).

- Я что нас ждет в будущем?                                                (Летние каникулы).

- Что будем делать летом?      Летом мы будем  купаться, будем загорать, будем играть.)

- Перед вами глаголы, которые вы употребили.   (будем купаться, будем загорать, будем играть)

- На какой вопрос отвечают эти глаголы?                        (Что будем делать?)

- Запишите в тетрадь вопрос и глаголы.                       

(Что будем делать? Будем купаться, будем загорать, будем играть)

- Где мы сейчас были?                                                 (В будущем)

- Что обозначают эти глаголы?                                               

(Действие, которое совершится в будущем)

- Что еще вы заметили у глаголов в будущем времени?( они состоят из двух слов)

- Сделайте вывод                                               

Вывод: глаголы могут быть в форме будущего  времени.

- Итак, мы с вами совершили полет во времени. Где мы побывали? (В прошлом, настоящем, будущем)

- Сделайте общий вывод.                                

(Вывод: глаголы  могут быть в форме прошедшего, настоящего или будущего времени)

- Что обозначают глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени?(Они обозначают действия, которые происходили в прошлом, происходят в настоящем, произойдут в будущем)

- Какой еще можно сделать вывод?                     (Глаголы могут изменяться по временам)

Физкультминутка

-- Ребята ,вы наверно немного устали, давайте сейчас встанем со своих мест и проведем небольшую физминутку.

  1. Продолжение работы по теме урока

- Итак, глаголы могут быть в форме прошедшего времени, настоящего и будущего, могут изменяться по временам.

- Может это новое знание поможет нам исправить мои предложения?

- Прочитайте еще раз предложения.

Птицы улетают в далекие страны. Во дворах лежит снег. Дети пускают по лужам бумажные кораблики.

- Назовите глаголы в этих предложениях.

- В каком времени они стоят? Почему?(Глаголы стоят в настоящем времени, потому что действие происходит в данный момент).

- Как можно исправить предложения?(Нужно изменить время глаголов: заменить настоящее время  на прошедшее и будущее).

- В каком времени должен стоять глагол в первом предложении?  (В прошедшем)

- Почему?

-  Исправьте предложение.(Птицы улетели в далекие страны)

- Что вы скажите про второе предложение?(Здесь не надо менять время глагола, потому что снег лежит сейчас)

- Третье предложение. В каком времени должен стоять глагол здесь?  ( В будущем)

- Почему?

- Исправьте предложение.(Дети будут пускать по лужам бумажные кораблики.)

- Запишите к себе в тетрадь любое предложения, которое вам понравилось больше всего.

- Молодцы!

Выполняется упражнение 259

-Прочитайте задание. Назовите глаголы, обозначающие действие одного предмета, нескольких предметов. В какой временной форме
употреблены глаголы?
Спишите, вставляя подходящие по смыслу слова . Подчеркните главные члены предложения.

-Выполните самостоятельно.


  1. Подведение итогов урока:

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Кому было сегодня интересно на уроке?
- Кто понял как образуются временные формы глагола?

– На какие вопросы отвечают глаголы в настоящем времени? 
– На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени? 
– На какие вопросы отвечают глаголы в будущем времени? 


Рефлексия

Сегодня на уроке:

1. Я научился…
2. Было интересно…
3. Было трудно…
4. Я понял, что…
5. У меня получилось…



Домашнее задание:
Страница 25 упражнение 261.