- повторить имеющиеся знания по содержанию рассказа В. Осеевой «Почему?»;
- актуализировать знания о творчестве Ф. И. Тютчева
- научить выделять художественные, выразительные средства в стихотворении.
- развивать умение организовывать продуктивные взаимодействия.
- формировать интерес к изучению литературного чтения, через творческое задание.
- развивать зрительное восприятие.
Этапы урока | Дидактические задачи этапа урока | Методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы | Дидактические средства, интерактивные средства обучения | Контроль, самоконтроль, взаимоконтроль. | Результат обучения |
предметный | метапредметный | личностный |
Организационно-мотивационный момент. | Выработать на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности, создать благоприятную эмоциональную атмосферу. | Словесные (объяснение, беседа), | Приветствует обучающихся, организует проверку готовности обучающихся к уроку. - Я очень рада Войти в приветливый ваш класс И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. Я знаю: каждый в классе гений. Но без труда талант не впрок. Скрестите шпаги ваших мнений Мы вместе сочиним урок! Мои соавторы и судьи, Оценкой вас не нахожу. За странный слог не обессудьте. А дальше прозой я скажу… - Вот я с вами и поздоровалась. Теперь пусть поздороваются наши пальчики. Повторяйте за мной. Поздоровайтесь с пальчиками вашего соседа. - Здравствуй – ладонь Желаю – мизинец Безымянный – на уроке Средний – большого Указательный – успеха Большой – во всём. | Приветствуют учителя; проверяют свою готовность к уроку; выполняют необходимые требования. | Ф | Слово учителя. Прием «С добрым утром пальчики» | Контроль со стороны учителя за готовностью обучающихся к уроку | - | Р: Организует рабочее место, принимает условия учебной деятельности. К: умеет сотрудничать с учителем и сверстниками | Принимает статус ученика. |
Актуализация имеющихся знаний и способов действий | Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний. | Наглядные (демонстрация), практический (задание на интерактивной доске), словесный (беседа, блиц-опрос) | Организует речевую разминку, повторение изученного материала, актуализирует изученный материал. - Начнём урок с речевой разминки. Внимательно послушайте, как я прочитаю скороговорку и запомните, на каких словах я буду ставить ударение. - Теперь повторим все вместе. Возьмите карандаш и катайте во время чтения его между ладонями. (Черной ночью, черный кот прыгнул прямо в дымоход в дымоходе чернота, отыщи-ка там кота) - Молодцы! - Посмотрите на слайд. Чей это портрет? - Какой большой рассказ мы изучали на прошлых уроках? - Проверим как хорошо вы его знаете. Проведем блиц-опрос. Я буду задавать вопросы по рассказу ваша задача ответить. Отвечает только по поднятой руке. 1. Как звали пса главного героя? 2. Что в столовой висело над столом? 3. Что разбил главный герой? 4. Как мальчик оправдался за разбитую чашку? 5. Что мама героя сделала с псом, узнав, что он разбил чашку? 6. Когда мальчик признался в том, что это он разбил чашку? 7. Как отреагировала мама, когда сын рассказал ей правду? 8. Какое «почему» было у пса? 9. Какое «почему» было у мамы? 10. Какое «почему» было у главного героя? Для детей с ЗПР - Я порошу выйти Вову к интерактивной доске и решить задание. Вова, тебе нужно расположить иллюстраций к рассказу в правильной последовательности. - Перед началом работы вспомним правила работы с интерактивной доской, они представлены на слайде. - Остальные ребята, наблюдаем. - Молодцы! Я могу сделать вывод, что вы хорошо усвоили этот рассказ. | Слушают учителя, отвечают на вопросы. Читают скороговорку. - Это портрет В. Осеевой. - Рассказ «Почему?» - Бум - Большая папина карточка - Папину чашку - Свалил всё на пса - Выставила во двор - Ночью - Она схватила сына за руку и они побежали за псом - “Почему меня выгнали во двор, почему впустили и обласкали сейчас?” - «Почему мой сын не сказал мне правду сразу, а разбудил меня ночью?» - “Почему мама нисколько не бранила меня, почему она даже обрадовалась, что чашку разбил я, а не Бум?” | Ф | Презентация. Интерактивная доска | Контроль со стороны учителя за ответами обучающихся, за выполнением задания | Актуализируют имеющиеся знания о творчестве Осеевой. Знают содержание рассказа «Почему?» | К: умеет слушать и вступать в диалог с учителем, П: умеет работать с информацией, представленной в разных формах Р: умеет анализировать, обобщать, синтезировать. | Проявляет интерес в приобретении и обогащение знаний; Умеет оценивать деятельность . |
Постановка проблемы | Создать проблемную ситуацию с целью выявления необходимости нового знания. | Словесные ( беседа, объяснение). Практический (задание на интерактивной доске) | Создаёт проблемную ситуацию, объясняет задание. - Посмотрит на интерактивную доску. На ней вы видите произведения и авторов, которые мы уже изучали. Ваша задача соединить автора и его произведение. - Какой автор остался без произведения? - Послушайте отрывок из стихотворения Тютчева и попробуйте назвать его. - Итак, вы можете назвать это произведение? (нет) - Именно этому и будет посвящен наш урок. | Слушают, выполняют требования учителя. Выполняют задание на интерактивной доске. - Ф. И Тютчев | Ф | Интерактивная доска. | Контроль со стороны учителя за ответами обучающихся. За выполнением задания на интерактивной доске. | Знает произведения Маршака, Носова, Крылова. | П: Умеет ориентироваться в системе знаний. К: умеет сотрудничать. умеет организовать продуктивное взаимоотношение. Р: умеет анализировать, обобщат | Проявляет интерес в приобретении и обогащение знаний |
Целеполагание и планирование. | Организовать деятельность обучающихся по формулировке темы, цели и построению плана достижения цели. | Словесные (беседа) Практический (задание) | Организует деятельность по формулированию новой темы. - Эмблемой нашего урока будет солнышко. Потому что солнышко – это главный герой весны. Ребята, солнце будет показывать наши знания и настроение на сегодняшнем уроке. Перед вами жёлтые кружочки. Во время урока за каждый правильный ответ вы будете рисовать солнцу лучики. И в конце урока каждый из вас покажет свое солнце и получит оценку. - Для того, чтобы узнать тему урока посмотрите на слайд. На ней представлены слова. (Заяц, Иней, Мороз, Аромат. Новость, Ель, Друг, Аквариум, Роза, Отпуск, Месяц. Змея, Луна, Индюк, Труд, Слон, Яркость. ) Возьмите первую букву слова и тогда у вас получится название произведения. - Ребята, что у вас получилось? - Совершенно верно. Сегодня мы будем стихотворение Тютчева «Зима недаром злится.» - Какие задачи мы поставим на урок. В этом нам помогут слова помощники, которые представлены на слайде. Вспомним… Познакомимся… Узнаем …. Научимся… - Итак, сегодня мы вспомним уже известные нам стихотворения Ф. И. Тютчева. Познакомимся со стихотворением «Зима недаром злится». Узнаем какие художественно выразительные средства есть в этом стихотворений. Научимся выразительно читать стихотворение «Зима недаром злится» | Отвечают на вопросы, формулируют тему. Решаю анаграмму. Формулируют задачи урока - Зима недаром злится | Ф | Презентация | Контроль со стороны учителя за ответами обучающихся | __ | Р. Умение определять тему на основе выхода из затруднений. Развитие мыслительных операции: анализ. П. Умеет находить и выделять необходимую информацию из средств информации. К. умеет поддерживать коммуникативное взаимодействие с учителем. | Осознает значимость результатов своей работы Умеет выстраивать Доброжелательные отношения с учителем и одноклассниками. |
Открытие нового знания | Организовать деятельность по открытию нового знания и получения опыта применения нового знания. | Словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация), | Организует практическую работу, контролирует, оценивает результаты деятельности обучающихся. - Какие произволения Тютчева Вы знаете? О чем пишет Тютчев в своих стихотворениях? Откройте страницу учебника 110. - Сейчас я прочитаю стихотворение «Зима недаром злится», а вы отмечайте карандашом слова, которые вам будут непонятны. - Какие слова вы подчеркнули? - Засуетилось значит, что всё пришло в движение. - Нудит значит вынуждает, заставляет - Трезвон – церковный звон во все колокола - Хлопочет – занимается чем-то очень усердно - Пуще –сильнее - Взбесилась – очень сильно разозлилась - Наперекор - вопреки - Каким настроением наполнено стихотворение? - Какие чувства вы испытывали, слушав это стихотворение? - Как вы думаете с помощью каких слов автор передал настроение? Прочитайте их. | Слушают учителя, следят за чтением учителя и выделяют непонятные слова. - «Есть в осени первоначальной…» - «Чародейкою зимою…» - Все засуетилось, нудит, трезвон, хлопочет, пуще, взбесилась, наперекор. | Ф | Презентация, учебник | Контроль за вниманием обучающихся за выполнением задания. | Знание стихотворений Тютчева. Ориентируется с содержании произведения. | П. умеет анализировать и обобщать знания К. Умение организовать сотрудничество, умеет формулировать высказывания. Умеет участвовать в беседе. Р. Умение планировать дальнейшую деятельность | Умеет принимать чужую точку зрения. Умеет выстраивать доброжелательные отношения с учителем |
Первичное закрепление | Организовать применение нового знания при решении заданий. | Словесный (объяснение) Практический (упражнение) | Формулирует задание, контролирует выполнение, организует проверку результатов. - Теперь вы прочитаете стихотворение сами. Во время чтения не забывайте о выразительности. Правила выразительного чтения представлены на слайде. Для с ЗПР - Прочитайте 1 четверостишие. - Молодцы. Ребята, которые прочитали стихотворение, нарисуйте лучик у солнышка. - Скажите, ребята, о чём это стихотворение? Отвечает полными ответами - Какими нам представляются зима и весна? - Что делает их «живыми»? - Как называется этот литературный приём? - А как вы, думаете, на чьей стороне автор? Работа над образами героев: зимы и весны - Ребята, поэт показал два образа – два настроения. -Такое яркое противопоставление - называется контрастом. Контраст – это резкая противоположность. Прием контраста автор использовал для того, чтобы показать противоборство, противостояние добра и зла, старого и нового. - Теперь выполним задание в парах. Не забывайте о правилах работы в парах, они представлены на слайде. На партах у вас лежа карточки с таблицей. Вам нужно выбрать из текста учебника слова, характеризующие Зиму и Весну и вписать их в таблицу. (Приложение 1) Задание для детей с ЗПР Подчеркни слова, которые характеризуют зиму и весну. Зима Злится хохочет хлопочет гонит шумит ворчит ведьма дитя злая прекрасное взбесилась горя мало | Весна Злится хохочет хлопочет гонит шумит ворчит ведьма дитя злая прекрасное взбесилась горя мало | - Проверим. Какие слова вы выписали/ подчеркнули? - Почему вы выбрали их, обоснуйте свой выбор. - Молодцы | Слушают учителя, выполняют задание, читают стихотворение. Выполняют требования учителя, отвечают на вопросы. - О борьбе Зимы и Весны - олицетворение - Он радуется Весне, и осуждает Зиму, за то, что она не хочет уходить | Ф П | Учебник Карточки с заданием | Контроль со стороны учителя за выразительным чтением | Умение выразительно читать. Умение различать художественно выразительные средства. | П. Умеет воспроизводить полученные знания. Умеет анализировать полученную информацию. Р. Умеет принимать и сохранять учебную задачу. Умеет переносить учебную задачу в новые условия. Определение уровня владения учебным знанием. | Проявляет интерес к полученным знаниям. Осознает значимость полученного знания |
Самостоятельная работа | Организовать самостоятельное определение уровня усвоения новых знаний через пробное учебное действие. Применение нового знания при выполнении самостоятельной работы. | Словесный (объяснение) Практический (самостоятельная работа) | Учитель даёт и объясняет задание для самостоятельной работы. Организует взаимопроверку по эталону. - Сейчас выполним самостоятельную работу на карточках. Прочитайте задание, всё ли вам понятно? Приступайте. Самостоятельная работа (приложение 2) 1 Выберите, с какой интонацией нужно читать о Зиме. 2: Выберите, с какой интонацией нужно читать о Весне. 3: Подчеркните слова, на которые падают логические ударения (слова, которые нужно выделить голосом) Для детей с ЗПР 1 Выберите, с какой интонацией нужно читать о Зиме. 2: Выберите, с какой интонацией нужно читать о Весне. Весна | Зима | Радостно. Спокойно Гневно. Оживлённо Бодро. Сердито. | Радостно. Спокойно Гневно. Оживлённо Бодро. Сердито. С насмешкой. | - Если во время выполнения у вас возникнут затруднения, поднимите руку и я к вам подойду. - Если выполнили, покажите посадкой. Проверим, всё ли вы сделали правильно. Сверьте работу с эталоном на слайде. Отметьте ошибки. - Я попрошу вас поднять красный сигнализатор, если все задания выполнены правильно, вам было интересно. Поднимите зелёный сигнализатор, если вы допустили небольшие ошибки, задание вам понравилось. Поднимите синий сигнализатор, если вы с заданием не справились, оно было вам непонятно и неинтересно. В каких заданиях вы допустили ошибки? - Молодцы! | Слушают учителя, выполняют самостоятельную работу, проверяют по эталону, подводят итоги свой работы. | Ф И | Карточка с самостоятельной работой, эталон.. | Контроль со стороны учителя за выполнением самостоятельной работы | Знание содержания стихотворения «Зима недаром злится» Умение находить художественно выразительные средства в тексте. . | Познавательные: развитие мыслительных: анализ, синтез. Регулятивные: умение сохранять учебную задачу. Формирование оценочной деятельности. Умение самостоятельно организовать действия (планирование, организация плана, контроль результатов). Умение формулировать вопросы на основе собственных затруднений . Умение формулировать вывод на основе полученных результатов. | Осознание значимости знания; формирование адекватной самооценки. Повышение познавательной активности и познавательной мотивации |
физкультминутка | Организовать смену вида деятельности. | Словесные (объяснение), наглядные (демонстрация) | Показывает и объясняет правила упражнения, контролирует соблюдение техники безопасности. - Ребята, вы наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали, Ножками потопали, Ручками похлопали, Покружились. Повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем. Поморгаем И работать продолжаем. | Слушают, повторяют, выполняют требования учителя | ф | - | Контроль со стороны учителя за соблюдением техники безопасности; за выполнением действий. | - | Умеет переключаться на другой вид деятельности; Умеет контролировать свои действия. | Получает положительные эмоции. |
Включение нового знания и способов действий в систему знаний и умений | Определить границы применения нового знания, используя при выполнении заданий с новыми условиями | Словесные (объяснение), практические (задание) | Объясняет задание, контролирует выполнение задания, контролирует правила санитарных норм и чистописания, проверяет результат и делает выводы (организует работу по формулированию выводов) - Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Каждая группа получит карточку с заданием. После того как каждая группа выполнит задание, его необходимо защитить при всем классе. Не забывайте о правилах работы в группе и правилах посадки. Задания (Приложение 3) Подберите как можно больше определений к словам «весна» и «зима». Воспользуйтесь словарем синонимов. ( холодная, грозная, теплая, солнечная, расцветают цветы, волшебная и т.д.) Придумайте рассказ от лица Зимы о Весне , используя следующие слова: игристая, веселая, нежная, мокрая. Придумайте диалог, в котором Весна прогоняет Зиму, затем инсценируйте его Для детей с ЗПР 1. Представьте, что вы художники. Нарисуйте портрет Зимы. (Седая старуха, злое выражение лица, одежда серая, волосы распущены и спутаны) 2. Представьте, что вы художники. Нарисуйте портрет Весны. (Молодая девушка, радостное выражение лица, яркая одежда, кудрявые волосы. - Проверим, что у вас получилось. Группы выходят защищают свою работу. - Теперь я порошу выйти Вову (ребенок с ОВЗ), он портрет зимы и весны. Посмотрите какие они красивые и как они соответствуют описанию зимы и весны в стихотворении. Молодцы! | Выполняют задание в группах, выполняют требования учителя, анализируют результаты, делают вывод. | Г Ф | Карточки с заданием | Контроль со стороны учителя за соблюдением санитарных норм, выполнением задания в группе.. Самоконтроль результатов деятельности. | Знание содержания стихотворения «Зима недаром злится» Умение находить художественно выразительные средства в тексте. | Познавательные: развитие мыслительных операции: анализ, синтез. Регулятивные: Умеет самостоятельно организовать. Умеет формулировать вопросы на основе собственных затруднений . Умеет формулировать вывод на основе полученных результатов К: умеет организовывать продуктивное взаимодействие | Осознаёт значимость знаний, определяет границы использования знаний, формирование познавательной активности. |
Рефлексия | Организовать самооценку обучающимися результатов своей деятельности. | Словесные (беседа), | Организует самооценку результатов деятельности обучающихся на уроке, делает выводы - Наш урок подходит к концу. - С каким произведением познакомились? - Удалось ли нам увидеть образы весны и зимы? Как? - А почувствовать различие их характеров? С помощью чего? - Какое настроение у вас возникло на уроке? - За что могли бы себя похвалить? - Понравился ли вам урок? Какую учебную задачу ставили перед собой? У меня на уроке было … настроение, потому что… Мне надо поработать над … Я могу похвалить своих товарищей за … Мне понравилось … Какую учебную задачу ставили перед собой? У меня на уроке было … настроение, потому что… Мне надо поработать над … Я могу похвалить своих товарищей за … Мне понравилось … - Какую учебную задачу ставили перед собой? - Посмотрите на слайд закончите предложения У меня на уроке было … настроение, потому что… Мне надо поработать над Я могу похвалить своих товарищей за … Мне понравилось … - Поднимите солнышки. Как много у вас на них лучиков, молодцы! Сегодня за урок вы все получаете все отметку 5. кую учебную задачу ставили перед собой? меня на уроке было … настроение, потому что… е надо поработать над … не понравилось | Оценивают результаты своей деятельности. | Ф | Презентация | Контроль учителя за процессом самооценки. Самоконтроль в ходе самооценки | - | Р. Умеет сохранять учётную задачу, умение сопоставлять результаты учебной деятельности с учебными задачами. умеет осуществлять оценочную деятельность. Умеет выстраивать монологические высказывания. Умеет обосновывать выводы, умение прогнозировать дальнейшую деятельность. | Умеет определять уровень усвоения знания. Проявляет познавательную активность. |
Домашнее задание | Организовать самостоятельное планирование деятельности при работе с учебным материалом по данной теме | Словесные (объяснение), наглядные (демонстрация) | Формулирует и объясняет домашнее задание. - Ребята, откройте дневники, запишем домашнее задание. Дома вам нужно будет нарисовать иллюстраций к стихотворению «Зима не даром злится» Задание для детей с опережением - Придумайте синквейн на тему «Весна». - Вы помните, как составлять синквейн? Если забыли, то посмотрите на слайд, на нем представлены правила составления синквейна. | Слушают и записывают, задают вопросы при необходимости. | Ф | Презентация | Контроль со стороны учителя за записью домашнего задания | - | Познавательные: умеет задавать вопросы по содержанию задания; умеет планировать деятельность; умеет правильно воспринимать информацию; умеет сохранять внимания. | Осознаёт уровень усвоения знаний, самоопределение в направлении деятельности. |