СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

20,04,2020ГР.841 пРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ .ИССЛЕДОВАНИЕ КОСМОСА

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«20,04,2020ГР.841 пРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ .ИССЛЕДОВАНИЕ КОСМОСА»

Наше практическое занятие посвящается космическим исследованиям

Использую ресурсы интернет заполните таблицу, проанализировав значение запусков (не менее 20 запусков)

Цельзапуска космических аппаратов

Год запуска

Результаты









Сегодня мы проводим урок, посвященный истории освоения космоса. С древних времен люди Земли смотрели на звезды и хотели добраться до них. В царстве Шумер и Древнем Египте складывались легенды о созвездиях, планетах и Солнечной системе.

Подумай над вопросами:

1. Мог ли иметь представление о космосе первобытный человек?

2. Как в мифах древности отражалась космическая проблематика?

3. Назовите имена выдающихся мыслителей Древнего мира и Средневековья, в чьих трудах прослеживается тема космоса.

4. Чем представление о космосе человека прошлых эпох отличалось от представлений о космосе современного человека? Есть ли сходства?

История освоения космоса в ХХ веке.

Учитель. И только в XX веке мечта человечества о полете осуществилась. Современной космонавтике около 50 лет, а Россия и США уже исследуют Солнечную систему и ближайшие планеты. Техника претерпела огромные изменения от первых ракет-фейерверков в Древнем Китае до современных международных космических станций и межпланетных, хотя и непилотируемых, кораблей. России принадлежит заслуга запуска первого искусственного спутника Земли и первого космического корабля с человеком на борту. Весь мир знает имя этого человека – Юрий Алексеевич Гагарин. С тех пор 12 апреля стал Всемирным днем космонавтики.

Просмотр видеофрагмента о старте космического корабля «Восток» с первым человеком на борту с космодрома Байконур 12 апреля 1961 года. Прочитайте информационное сообщение ТАСС от 12 апреля 1961 года о первом полете человека в космическое пространство.

Вопросы для обдумывания(фильм о Гагарине мы просмотрели):

1. Почему, на ваш взгляд, из всех претендентов на первый полет в космос выбор пал именно на Юрия Гагарина?

2. Какими качествами должен обладать летчик-космонавт?

3. В своих воспоминаниях Юрий Гагарин писал: «Я знал, что многие советские летчики способны отправиться в космос, и физически и морально они подготовлены к этому. Знал и то, что мне повезло – вовремя родился». Можно ли согласиться с этим высказыванием? В чем непреходящее значение подвига Гагарина?

Значение полета Ю. А. Гагарина трудно переоценить. Возможность запусков кораблей с людьми расширило перечень задач, решаемых учеными. Для полетов в космос потребовались знания во многих областях: биологии, химии, математики, географии, медицине и другие. Взаимодействие наук позволяло планировать и проводить эксперименты, наблюдения за Землей и планетами.

Вопросы для размышления:

1. Возможно ли появление новой науки – космологии? Чем, по-вашему, она должна отличаться от физики или астрономии?

2. Каким образом выход человечества в космическое пространство расширило перечень задач, решаемых учеными?

3. Необходимо ли для освоения космоса изучать философию, историю, литературу?

После полёта Ю. А. Гагарина человечество мечтало о полете на ближайшие планеты и прежде всего на Луну – естественный спутник Земли. В дальнейшем можно было подумать о полетах к другим более дальним планетам и даже звездам.

Просмотр видеофрагмента о высадке американских астронавтов на Луну 20 июля 1969 года.

Вопросы для размышления:

1. Полет американцев на Луну: миф или реальность?

2. Почему советское руководство свернуло нашу лунную программу?

3. Был ли готов СССР к полету на Луну?

4. В чем преимущества непилотируемой космонавтики? В чем ее слабость?

Человечество пришло к осознанию, что только совместными усилиями ученых разных стран можно продолжить освоение космоса. Совместный полет советских и американских космонавтов на корабле «Союз-Аполлон» показал, что есть много еще не решенных проблем и в плане конструирования космических кораблей, и при стыковке в открытом космосе. А ведь существует еще и проблема общения, например языковой барьер и психологическая совместимость.

Для решения этих проблем космонавтике необходимо синтезировать все самое передовое, что имеется в современной науке и технике. Благодаря космическим исследованиям повысился уровень технических разработок: возникли новые сплавы и материалы, созданы новые смазочные материалы, эффективные в условиях высоких и низких температур, созданы мощные двигатели, изменились скорости, увеличилось время нахождения на орбите космонавтов и т. д. Достижения в этой области приобрели захватывающие перспективы.

Вопросы дляразмышления:

1. Космические разработки – народному хозяйству: фантастика или повседневность?

2. Возможности нанотехнологий в космической отрасли.

3. Возможности биоинженеринга в космической отрасли.

Учитель. В 1977 году США осуществили запуск двух космических аппаратов «Вояджер», которые полетели к краю Солнечной системы и с которых проводилось фотографирование дальних планет и их спутников. Несколько раз отправлялись советские и российские аппараты на Венеру и Марс. Расширение деятельности человека в космическом пространстве всё более углубляет наши познания о планетах Солнечной системы. Вокруг ближних «малых» планет давно обращаются искусственные спутники, посланные с Земли. Они фотографируют поверхность планет, спускаемые аппараты берут пробы грунта и анализируют состояние и состав атмосфер.

Вопросы для размышления:

1. Космос: храм или мастерская?

2. В чем вы видите проблемы промышленного освоения планет?

3. Космическая наука и космическое производство: грани разумного взаимодействия.

4. Ресурсы Вселенной неисчерпаемы – так ли это?

Новые возможности позволяют внести коррективы в некоторые представления человечества о строении Солнечной системы. Упомянутые «Вояджеры» прислали на Землю информацию о плохо изученной из-за огромной удаленности планете Плутон. Это огромная ледяная глыба. За последние пару лет у нескольких звезд нашей Галактики обнаружены планетарные системы. Ученые-астрономы ищут планеты, на которых теоретически возможна жизнь.

Подведение итогов урока.

Учитель. На основе имеющихся к настоящему времени данных можно предполагать, что жизнь пока – уникальное явление в Солнечной системе, а разум, вероятно, достаточно редкое явление во Вселенной. Обнаружение за пределами Земли жизни даже в ее простейших формах, а тем более встреча с разумными существами откроет новые горизонты в решении проблемы происхождения жизни, а также сможет оказать огромное влияние на дальнейшее развитие всех наук. Существование жизни и разума во Вселенной было и остается одной из проблем, которые человечеству предстоит решать в третьем тысячелетии нашей эры!

Литература

1. Афанасьев, И. Ради флага на луне / И. Афанасьев, В. Бундуркин // Техника молодежи. – 1992. – № 8.

2. Волькенштейн, Г. В. Возникновение и развитие жизни на Земле / Г. В. Волькенштейн. – М. : Наука, 1988.

3. Вселенная и разум : сб. статей. – М. : Знание, 1988. – 64 с. – (Новое в жизни, науке, технике).

4. Герд, М. А. Первые космонавты и первые разведчики космоса / М. А. Герд, Н. Н. Гуровский. – М. : АНСССР, 1962.

5. Загуненко, С. Молвой и космос полнится / С. Загуненко // Техника молодежи. – 1993. – № 4.

6. Закиров, У. Н. Механика релятивистских космических полетов / У. Н. Закиров. – М. : Наука, 1984.

7. Карпенко, М. Universum Sapiens. Вселенная Разумная / М. Карпенко. – М. : Мир географии, 1992.

8. Коваль, А. Д. Космос далекий и близкий / А. Д. Коваль, В. П. Сенкевич. – М., 1977.

9. Колесников, Ю. В. Вам строить звездолеты / Ю. В. Колесников. – М. : Детская литература, 1990.

10. Лесков, Л. Космическое будущее человечества / Л. Лесков. – М., 1996.

11. Лефевр, В. А. Космический субъект / В. А. Лефевр. – М. : Ин-кварто, 1996.

12. Опарин, А. И. Жизнь во Вселенной / А. И. Опарин, В. Г. Фесенков. – М. : Изд-во АН СССР, 1962.

13. Перов, Н. И. Проблема поиска внеземных цивилизаций в Метагалактике. Примеры и задачи : учебное пособие / Н. И. Перов. – Ярославль : Изд-во ЯПГУ, 1998.

14. Уманский, С. Г. Космическая одиссея / С. Г. Уманский. – М. : Мысль, 1988.

15. Филиппов, Е. М. Вселенная, Земля, жизнь / Е. М. Филиппов. – Киев, 1983.

16. Фирсов, В. Жизнь вне Земли. / В. Фирсов. – М. : Мир, 1966.

17. Фламмарион, К. Жители звезд или многочисленность обитаемых миров / К. Фламмарион. – М. :  Изд-во И. Д. Сытина, 1909.

18. Циолковский, К. Э. Грезы о Земле и небе / К. Э. Циолковский. – М. : Изд-во АН СССР, 1959.

19. Энциклопедия «Космонавтика» / под ред. В. П. Глушко. – М. : Советская энциклопедия, 1985.




Домашнее задание: Учитывая,что в ближайшие 20 лет человечество начнет промышленное использование Луны составьте по желанию проекты:

1) Реголит: химическая и физическая характеристика.

2) Проекты строительства долговременных научно-исследовательских станций на Луне.

3) Проекты по добыче полезных ископаемых на Луне.