Наше практическое занятие посвящается космическим исследованиям
Использую ресурсы интернет заполните таблицу, проанализировав значение запусков (не менее 20 запусков)
Цельзапуска космических аппаратов | Год запуска | Результаты |
| | |
| | |
Сегодня мы проводим урок, посвященный истории освоения космоса. С древних времен люди Земли смотрели на звезды и хотели добраться до них. В царстве Шумер и Древнем Египте складывались легенды о созвездиях, планетах и Солнечной системе.
Подумай над вопросами:
1. Мог ли иметь представление о космосе первобытный человек?
2. Как в мифах древности отражалась космическая проблематика?
3. Назовите имена выдающихся мыслителей Древнего мира и Средневековья, в чьих трудах прослеживается тема космоса.
4. Чем представление о космосе человека прошлых эпох отличалось от представлений о космосе современного человека? Есть ли сходства?
История освоения космоса в ХХ веке.
Учитель. И только в XX веке мечта человечества о полете осуществилась. Современной космонавтике около 50 лет, а Россия и США уже исследуют Солнечную систему и ближайшие планеты. Техника претерпела огромные изменения от первых ракет-фейерверков в Древнем Китае до современных международных космических станций и межпланетных, хотя и непилотируемых, кораблей. России принадлежит заслуга запуска первого искусственного спутника Земли и первого космического корабля с человеком на борту. Весь мир знает имя этого человека – Юрий Алексеевич Гагарин. С тех пор 12 апреля стал Всемирным днем космонавтики.
Просмотр видеофрагмента о старте космического корабля «Восток» с первым человеком на борту с космодрома Байконур 12 апреля 1961 года. Прочитайте информационное сообщение ТАСС от 12 апреля 1961 года о первом полете человека в космическое пространство.
Вопросы для обдумывания(фильм о Гагарине мы просмотрели):
1. Почему, на ваш взгляд, из всех претендентов на первый полет в космос выбор пал именно на Юрия Гагарина?
2. Какими качествами должен обладать летчик-космонавт?
3. В своих воспоминаниях Юрий Гагарин писал: «Я знал, что многие советские летчики способны отправиться в космос, и физически и морально они подготовлены к этому. Знал и то, что мне повезло – вовремя родился». Можно ли согласиться с этим высказыванием? В чем непреходящее значение подвига Гагарина?
Значение полета Ю. А. Гагарина трудно переоценить. Возможность запусков кораблей с людьми расширило перечень задач, решаемых учеными. Для полетов в космос потребовались знания во многих областях: биологии, химии, математики, географии, медицине и другие. Взаимодействие наук позволяло планировать и проводить эксперименты, наблюдения за Землей и планетами.
Вопросы для размышления:
1. Возможно ли появление новой науки – космологии? Чем, по-вашему, она должна отличаться от физики или астрономии?
2. Каким образом выход человечества в космическое пространство расширило перечень задач, решаемых учеными?
3. Необходимо ли для освоения космоса изучать философию, историю, литературу?
После полёта Ю. А. Гагарина человечество мечтало о полете на ближайшие планеты и прежде всего на Луну – естественный спутник Земли. В дальнейшем можно было подумать о полетах к другим более дальним планетам и даже звездам.
Просмотр видеофрагмента о высадке американских астронавтов на Луну 20 июля 1969 года.
Вопросы для размышления:
1. Полет американцев на Луну: миф или реальность?
2. Почему советское руководство свернуло нашу лунную программу?
3. Был ли готов СССР к полету на Луну?
4. В чем преимущества непилотируемой космонавтики? В чем ее слабость?
Человечество пришло к осознанию, что только совместными усилиями ученых разных стран можно продолжить освоение космоса. Совместный полет советских и американских космонавтов на корабле «Союз-Аполлон» показал, что есть много еще не решенных проблем и в плане конструирования космических кораблей, и при стыковке в открытом космосе. А ведь существует еще и проблема общения, например языковой барьер и психологическая совместимость.
Для решения этих проблем космонавтике необходимо синтезировать все самое передовое, что имеется в современной науке и технике. Благодаря космическим исследованиям повысился уровень технических разработок: возникли новые сплавы и материалы, созданы новые смазочные материалы, эффективные в условиях высоких и низких температур, созданы мощные двигатели, изменились скорости, увеличилось время нахождения на орбите космонавтов и т. д. Достижения в этой области приобрели захватывающие перспективы.
Вопросы дляразмышления:
1. Космические разработки – народному хозяйству: фантастика или повседневность?
2. Возможности нанотехнологий в космической отрасли.
3. Возможности биоинженеринга в космической отрасли.
Учитель. В 1977 году США осуществили запуск двух космических аппаратов «Вояджер», которые полетели к краю Солнечной системы и с которых проводилось фотографирование дальних планет и их спутников. Несколько раз отправлялись советские и российские аппараты на Венеру и Марс. Расширение деятельности человека в космическом пространстве всё более углубляет наши познания о планетах Солнечной системы. Вокруг ближних «малых» планет давно обращаются искусственные спутники, посланные с Земли. Они фотографируют поверхность планет, спускаемые аппараты берут пробы грунта и анализируют состояние и состав атмосфер.
Вопросы для размышления:
1. Космос: храм или мастерская?
2. В чем вы видите проблемы промышленного освоения планет?
3. Космическая наука и космическое производство: грани разумного взаимодействия.
4. Ресурсы Вселенной неисчерпаемы – так ли это?
Новые возможности позволяют внести коррективы в некоторые представления человечества о строении Солнечной системы. Упомянутые «Вояджеры» прислали на Землю информацию о плохо изученной из-за огромной удаленности планете Плутон. Это огромная ледяная глыба. За последние пару лет у нескольких звезд нашей Галактики обнаружены планетарные системы. Ученые-астрономы ищут планеты, на которых теоретически возможна жизнь.
Подведение итогов урока.
Учитель. На основе имеющихся к настоящему времени данных можно предполагать, что жизнь пока – уникальное явление в Солнечной системе, а разум, вероятно, достаточно редкое явление во Вселенной. Обнаружение за пределами Земли жизни даже в ее простейших формах, а тем более встреча с разумными существами откроет новые горизонты в решении проблемы происхождения жизни, а также сможет оказать огромное влияние на дальнейшее развитие всех наук. Существование жизни и разума во Вселенной было и остается одной из проблем, которые человечеству предстоит решать в третьем тысячелетии нашей эры!
Литература
1. Афанасьев, И. Ради флага на луне / И. Афанасьев, В. Бундуркин // Техника молодежи. – 1992. – № 8.
2. Волькенштейн, Г. В. Возникновение и развитие жизни на Земле / Г. В. Волькенштейн. – М. : Наука, 1988.
3. Вселенная и разум : сб. статей. – М. : Знание, 1988. – 64 с. – (Новое в жизни, науке, технике).
4. Герд, М. А. Первые космонавты и первые разведчики космоса / М. А. Герд, Н. Н. Гуровский. – М. : АНСССР, 1962.
5. Загуненко, С. Молвой и космос полнится / С. Загуненко // Техника молодежи. – 1993. – № 4.
6. Закиров, У. Н. Механика релятивистских космических полетов / У. Н. Закиров. – М. : Наука, 1984.
7. Карпенко, М. Universum Sapiens. Вселенная Разумная / М. Карпенко. – М. : Мир географии, 1992.
8. Коваль, А. Д. Космос далекий и близкий / А. Д. Коваль, В. П. Сенкевич. – М., 1977.
9. Колесников, Ю. В. Вам строить звездолеты / Ю. В. Колесников. – М. : Детская литература, 1990.
10. Лесков, Л. Космическое будущее человечества / Л. Лесков. – М., 1996.
11. Лефевр, В. А. Космический субъект / В. А. Лефевр. – М. : Ин-кварто, 1996.
12. Опарин, А. И. Жизнь во Вселенной / А. И. Опарин, В. Г. Фесенков. – М. : Изд-во АН СССР, 1962.
13. Перов, Н. И. Проблема поиска внеземных цивилизаций в Метагалактике. Примеры и задачи : учебное пособие / Н. И. Перов. – Ярославль : Изд-во ЯПГУ, 1998.
14. Уманский, С. Г. Космическая одиссея / С. Г. Уманский. – М. : Мысль, 1988.
15. Филиппов, Е. М. Вселенная, Земля, жизнь / Е. М. Филиппов. – Киев, 1983.
16. Фирсов, В. Жизнь вне Земли. / В. Фирсов. – М. : Мир, 1966.
17. Фламмарион, К. Жители звезд или многочисленность обитаемых миров / К. Фламмарион. – М. : Изд-во И. Д. Сытина, 1909.
18. Циолковский, К. Э. Грезы о Земле и небе / К. Э. Циолковский. – М. : Изд-во АН СССР, 1959.
19. Энциклопедия «Космонавтика» / под ред. В. П. Глушко. – М. : Советская энциклопедия, 1985.
Домашнее задание: Учитывая,что в ближайшие 20 лет человечество начнет промышленное использование Луны составьте по желанию проекты:
1) Реголит: химическая и физическая характеристика.
2) Проекты строительства долговременных научно-исследовательских станций на Луне.
3) Проекты по добыче полезных ископаемых на Луне.