СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

21 задание. Теория и пояснения к заданию.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«21 задание. Теория и пояснения к заданию.»

21 задание. Теория и пояснения к заданию Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

21 задание. Теория и пояснения к заданию

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

Задание 21 представляет собой пунктуационный анализ предложений в связном тексте. Данное задание ориентировано на умение объяснять постановку знаков препинания в предложении и находить соответствие с одним и тем же правилом пунктуации .
  • Задание 21 представляет собой пунктуационный анализ предложений в связном тексте.
  • Данное задание ориентировано на умение объяснять постановку знаков препинания в предложении и находить соответствие с одним и тем же правилом пунктуации .
 Повторим теорию  Виды сложных предложений   Союзные Бессоюзные .  Я сижу в своем саду, горит светильник. С разными видами связи .  Ударил гром, сверкнула молния, и скоро послышался шум дождя. Сложносочинённые.   Пустыня внемлет богу, и звезда с звездою говорит. Сложноподчинённые.   Я знаю, что я ничего не знаю.

Повторим теорию Виды сложных предложений

  • Союзные
  • БессоюзныеЯ сижу в своем саду, горит светильник.
  • С разными видами связи .  Ударил гром, сверкнула молния, и скоро послышался шум дождя.
  • Сложносочинённые.   Пустыня внемлет богу, и звезда с звездою говорит.
  • Сложноподчинённые.   Я знаю, что я ничего не знаю.
Сложноподчинённые предложения   Ставим запятую Между простыми предложениями, входящими в состав сложного. При использовании составных союзов. В зависимости от смысла, запятая ставится либо перед союзами, либо внутри них. Между однородными придаточными предложениями знаки препинания ставятся так же, как и между однородными членами предложения. Не ставим запятую Между стоящими рядом союзами  что если, что хотя , если дальше имеется вторая часть союза  то (но) или  так . Если перед союзом (союзным словом) стоит отрицание  не . Если придаточную часть составляет одно союзное слово . Перед подчинительным союзом, если ему предшествуют слова  в частности, то есть, а именно, особенно . Перед устойчивыми оборотами  как угодно, куда ни шло, во что бы то ни стало, сколько угодно, неизвестно куда, как ни в чём не бывало и т. д.

Сложноподчинённые предложения

Ставим запятую

  • Между простыми предложениями, входящими в состав сложного.
  • При использовании составных союзов. В зависимости от смысла, запятая ставится либо перед союзами, либо внутри них.
  • Между однородными придаточными предложениями знаки препинания ставятся так же, как и между однородными членами предложения.

Не ставим запятую

  • Между стоящими рядом союзами  что если, что хотя , если дальше имеется вторая часть союза  то (но) или  так .
  • Если перед союзом (союзным словом) стоит отрицание  не .
  • Если придаточную часть составляет одно союзное слово .
  • Перед подчинительным союзом, если ему предшествуют слова  в частности, то есть, а именно, особенно .
  • Перед устойчивыми оборотами  как угодно, куда ни шло, во что бы то ни стало, сколько угодно, неизвестно куда, как ни в чём не бывало и т. д.
 В бессоюзных сложных предложениях   Запятую ставим между простыми предложениями, входящими в состав сложного, если они кратки и связаны между собой:  Громоздились тучи, сверкали молнии, шёл дождь.

В бессоюзных сложных предложениях

  • Запятую ставим
  • между простыми предложениями, входящими в состав сложного, если они кратки и связаны между собой: 
  • Громоздились тучи, сверкали молнии, шёл дождь.
Двоеточие ставим:   Второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (по смыслу между ними можно вставить союз  потому что) :   Любите книгу: (=потому что) она поможет разобраться в путанице жизни. Второе предложение раскрывает содержание первого (по смыслу между ними можно вставить слова,  а именно ):  Картина переменилась: (=а именно) снег стаял, влажная земля дымилась, пробивалась трава. Второе предложение дополняет первое (по смыслу между ними можно вставить подчинительный союз  что :  “чувствую, что...” ):  Вдруг чувствую:(=что) кто-то тянет меня в сторону. Второе предложение выражает прямой вопрос :  Скажи мне, ветка Палестины: где ты росла, где ты цвела?

Двоеточие ставим:

  • Второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (по смыслу между ними можно вставить союз  потому что) :
  •   Любите книгу: (=потому что) она поможет разобраться в путанице жизни.
  • Второе предложение раскрывает содержание первого (по смыслу между ними можно вставить слова,  а именно ): 
  • Картина переменилась: (=а именно) снег стаял, влажная земля дымилась, пробивалась трава.
  • Второе предложение дополняет первое (по смыслу между ними можно вставить подчинительный союз  что“чувствую, что...” ): 
  • Вдруг чувствую:(=что) кто-то тянет меня в сторону.
  • Второе предложение выражает прямой вопрос
  • Скажи мне, ветка Палестины: где ты росла, где ты цвела?
Тире ставим:   При быстрой смене событий, неожиданном результате:  Проснулся – его уже не было. Сыр выпал – с ним была плутовка такова. При противопоставлении (по смыслу между частями можно вставить подчинительный союз  а, но ):  Саша глуп – (=а) Петя умён. Если в первом предложении выражены время или условие действия (по смыслу перед первым предложением можно поставить союзы  когда, если ):  (Когда) Лес рубят – щепки летят. При сравнении (по смыслу между частями можно вставить союзы словно, будто ):   Молвит слово –(=будто) соловей поёт. Если второе предложение представляет собой результат или вывод (по смыслу между частями можно вставить слово  поэтому ):  Солнце дымное встаёт – (=поэтому) будет день горячий.

Тире ставим:

  • При быстрой смене событий, неожиданном результате: 
  • Проснулся – его уже не было. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
  • При противопоставлении (по смыслу между частями можно вставить подчинительный союз  а, но ): 
  • Саша глуп – (=а) Петя умён.
  • Если в первом предложении выражены время или условие действия (по смыслу перед первым предложением можно поставить союзы  когда, если ): 
  • (Когда) Лес рубят – щепки летят.
  • При сравнении (по смыслу между частями можно вставить союзы словно, будто ):
  •   Молвит слово –(=будто) соловей поёт.
  • Если второе предложение представляет собой результат или вывод (по смыслу между частями можно вставить слово  поэтому ): 
  • Солнце дымное встаёт – (=поэтому) будет день горячий.
Запятая нужна   На стыке подчинительных союзов или сочинительного и подчинительного союзов запятая между ними ставится , если можно изъять придаточное предложения и конструкция всего предложения не потребует перестройки. Мы  гуляли по набережной и , (когда начался дождь), открыли зонты . [Мы  гуляли по набережной], ( поэтому, (когда начался дождь), зашли в кафе).   

Запятая нужна

  •   На стыке подчинительных союзов или сочинительного и подчинительного союзов запятая между ними ставится , если можно изъять придаточное предложения и конструкция всего предложения не потребует перестройки.
  • Мы гуляли по набережной и , (когда начался дождь), открыли зонты .
  • [Мы гуляли по набережной], ( поэтому, (когда начался дождь), зашли в кафе).   
Запятая не нужна   На стыке подчинительных союзов или сочинительного и подчинительного союзов запятая между ними не ставится , если за придаточным предложением следует вторая часть двойного союза ( ТОНОТАК ).   Начался дождь. [Он знал],( что если  он выйдет на улицу), [ то промокнет до нитки]. 

Запятая не нужна

  • На стыке подчинительных союзов или сочинительного и подчинительного союзов запятая между ними не ставится , если за придаточным предложением следует вторая часть двойного союза ( ТОНОТАК ). Начался дождь. [Он знал],( что если он выйдет на улицу), [ то промокнет до нитки]. 

Виды подчинения придаточных частей

Последовательное

Первое придаточное относится к главной части, второе придаточное – к первому, третье – ко второму

«Люди, к сожалению, мало черпают из книг «о хороших манерах» потому, что в кни­гах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры» (По Д.С. Лихачеву).

Союзы могут оказываться рядом; на стыке двух союзов ставится запятая, если у второго союза нет продолжения в виде слов «то, так, но», и не ставится, если такое продолжение есть

Однородное

Все придаточные относятся к одному главному, имеют одно значение, отвечают на один и тот же вопрос

«Если человек не умеет понять другого, приписывая ему только злые намерения, и ес­ли он вечно обижается на других, это человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим» (По Д.С. Лихачеву).

При однородных придаточных могут находиться сочинительные союзы; запятые перед ними ставятся так же, как в однородных членах

Параллельное

Все придаточные относятся к одному главному, но имеют разное значение и отвечают на разные вопросы

«Если стремиться к высокой цели низкими средствами, то неизбежно потерпишь крах, так что поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна» (По Д.С. Лихачеву).

Задание 21 представляет собой пунктуационный анализ предложений в связном тексте. Данное задание ориентировано на умение объяснять постановку знаков препинания в предложении и находить соответствие с одним и тем же правилом пунктуации . Для этого необходимо видеть структуру предложения, понимать: 1.Простое оно или сложное. 2.Союзное или бессоюзное. 3. Чем осложнено. 4.Уметь находить главные и второстепенные члены предложения.

Задание 21 представляет собой пунктуационный анализ предложений в связном тексте.

  • Данное задание ориентировано на умение объяснять постановку знаков препинания в предложении и находить соответствие с одним и тем же правилом пунктуации . Для этого необходимо видеть структуру предложения, понимать:
  • 1.Простое оно или сложное.
  • 2.Союзное или бессоюзное.
  • 3. Чем осложнено.
  • 4.Уметь находить главные и второстепенные члены предложения.
I.Постановка ЗАПЯТОЙ.   Запятая (запятые) в ПРОСТОМ предложении ставится , если в предложении есть: 1.Обособленные определения: Костёр, разожжённый охотником в снегу , освещает дремлющую у огня собаку. (Задание 17) 2.Обособленные обстоятельства: Однажды, возвращаясь домой , я нечаянно пошёл по незнакомой тропинке. (Задание 17) 3.Обособленные приложения: Добродушный старичок, больничный сторож , сразу же открыл мне дверь. (Задание 17) 4.Однородные члены предложения: Город вдали тихо пламенел и сверкал синими, белыми, жёлтыми огнями. (Задание 16) 5.Обращения: Низкий дом с голубыми ставнями , не забыть мне тебя никогда. (Задание 18)

I.Постановка ЗАПЯТОЙ.

  • Запятая (запятые) в ПРОСТОМ предложении ставится , если в предложении есть:
  • 1.Обособленные определения: Костёр, разожжённый охотником в снегу , освещает дремлющую у огня собаку. (Задание 17)
  • 2.Обособленные обстоятельства: Однажды, возвращаясь домой , я нечаянно пошёл по незнакомой тропинке. (Задание 17)
  • 3.Обособленные приложения: Добродушный старичок, больничный сторож , сразу же открыл мне дверь. (Задание 17)
  • 4.Однородные члены предложения: Город вдали тихо пламенел и сверкал синими, белыми, жёлтыми огнями. (Задание 16)
  • 5.Обращения: Низкий дом с голубыми ставнями , не забыть мне тебя никогда. (Задание 18)
6. Вводные слова: На моё счастье , погода всё время стояла великолепная. (Задание 18) 7.Обособленные дополнения. Дополнения, выраженные существительными с предлогами кроме, за исключением, помимо, сверх, включая, исключая, сверх, вместо (и другие со значением «включение», «исключение», «замещение») , выделяются запятыми: Сквозь пыль не было видно ничего, кроме блеска молний . 8.Обособленные уточняющие обстоятельства (чаще места, времени, образа действия), отвечающие на вопросы: Где именно? Когда именно? Как именно? – Всё здесь, в этой деревне , казалось безмятежно мирным. 9. Сравнительные обороты с союзами как, как будто, словно, точно, что : У Даши катились крупные, как горох , слёзы. 10. В предложениях с прямой речью: «Я скоро приеду» , - тихо произнесла Таня.
  • 6. Вводные слова: На моё счастье , погода всё время стояла великолепная. (Задание 18)
  • 7.Обособленные дополнения. Дополнения, выраженные существительными с предлогами кроме, за исключением, помимо, сверх, включая, исключая, сверх, вместо (и другие со значением «включение», «исключение», «замещение») , выделяются запятыми: Сквозь пыль не было видно ничего, кроме блеска молний .
  • 8.Обособленные уточняющие обстоятельства (чаще места, времени, образа действия), отвечающие на вопросы: Где именно? Когда именно? Как именно? – Всё здесь, в этой деревне , казалось безмятежно мирным.
  • 9. Сравнительные обороты с союзами как, как будто, словно, точно, что : У Даши катились крупные, как горох , слёзы.
  • 10. В предложениях с прямой речью: «Я скоро приеду» , - тихо произнесла Таня.
Запятая ставится в СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ предложении: Полил дождь , и всё скрылось за его завесой (задание 16). Запятая ставится в СЛОЖНОПОДЧИНЁННОМ предложении между главным и придаточным предложениями: В небольшой комнате, куда я вошёл, было довольно темно. (Задания 19, 20) Запятая ставится в БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ предложении, если его части близки между собой по смыслу: В воздухе стояла мгла , небо из синего стало белесоватым , дальние горы скрылись в тумане.
  • Запятая ставится в СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ предложении: Полил дождь , и всё скрылось за его завесой (задание 16).
  • Запятая ставится в СЛОЖНОПОДЧИНЁННОМ предложении между главным и придаточным предложениями: В небольшой комнате, куда я вошёл, было довольно темно. (Задания 19, 20)
  • Запятая ставится в БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ предложении, если его части близки между собой по смыслу: В воздухе стояла мгла , небо из синего стало белесоватым , дальние горы скрылись в тумане.
ТИРЕ  !!!!не путать с дефисом!!!!  Дефис (графически короче тире) разделяет части слова, а тире ставится между словами в предложении, поэтому дефис – орфографический знак,  а тире – пунктуационный.  Дефис делит части составных слов (шкаф-купе, жар-птица, юго-запад), используется при присоединении некоторых приставок или частиц  (скажи-ка, по-английски, кто-то), используется при переносе слова и при сокращении (д-р доктор, о-во общество)

ТИРЕ

  • !!!!не путать с дефисом!!!! Дефис (графически короче тире) разделяет части слова, а тире ставится между словами в предложении, поэтому дефис – орфографический знак, а тире – пунктуационный. Дефис делит части составных слов (шкаф-купе, жар-птица, юго-запад), используется при присоединении некоторых приставок или частиц (скажи-ка, по-английски, кто-то), используется при переносе слова и при сокращении (д-р доктор, о-во общество)
II. Постановка ТИРЕ.   1. Тире между подлежащим и сказуемым ставится, если они выражены а) существительными в И.п.: Книга – источник знаний. б) числительными: Дважды три – шесть . в) двумя инфинитивами: Жить в лесу – подчиняться его законам. г) один главный член – существительным, другой – инфинитивом: Моя мечта – увидеть мир. д) если перед сказуемым стоят слова это, вот, значит : Лето – это маленькая жизнь.

II. Постановка ТИРЕ.

  • 1. Тире между подлежащим и сказуемым ставится, если они выражены
  • а) существительными в И.п.: Книгаисточник знаний.
  • б) числительными: Дважды тришесть .
  • в) двумя инфинитивами: Жить в лесу – подчиняться его законам.
  • г) один главный член – существительным, другой – инфинитивом: Моя мечтаувидеть мир.
  • д) если перед сказуемым стоят слова это, вот, значит : Лето – это маленькая жизнь.
2.Перед обобщающим словом после однородных членов предложения: На земле, на деревьях, на крышах – везде лежал снег. 3. Тире ставится для обособления некоторых приложений : а) если перед приложением можно вставить слова например, а именно : Она зарисовала древние светильники с гербом города Ольвии – орлом , парящим над дельфинами. б) если перед приложением , стоящим в конце предложения, есть разъяснение такого приложения : Стоял чудесный апрельский день – лучшее время в Арктике . в) для выделения с двух сторон приложений , носящих пояснительный характер: Достали глубиномер – гирьку на длинной бечёвке – и промерили глубину.
  • 2.Перед обобщающим словом после однородных членов предложения: На земле, на деревьях, на крышах – везде лежал снег.
  • 3. Тире ставится для обособления некоторых приложений :
  • а) если перед приложением можно вставить слова например, а именно : Она зарисовала древние светильники с гербом города Ольвии – орлом , парящим над дельфинами.
  • б) если перед приложением , стоящим в конце предложения, есть разъяснение такого приложения : Стоял чудесный апрельский день – лучшее время в Арктике .
  • в) для выделения с двух сторон приложений , носящих пояснительный характер: Достали глубиномер – гирьку на длинной бечёвке – и промерили глубину.
Подсказка! Чтобы не спутать постановку тире в предложении с приложением с постановкой тире между подлежащим и сказуемым, нужно найти главные члены: Стоял чудесный апрельский день – лучшее время в Арктике. (Подлежащее – день ; сказуемое – стоял ; время – приложение, разновидность определения. Оно не может быть однородным сказуемым со словом «стоял», так как однородные члены предложения должны относиться к одной части речи: «стоял» - глагол, «время» - существительное. Также в предложениях с приложением нужно найти определяемое слово и от него поставить вопросы: Кто именно? Что именно? Какой именно?

Подсказка!

  • Чтобы не спутать постановку тире в предложении с приложением с постановкой тире между подлежащим и сказуемым, нужно найти главные члены: Стоял чудесный апрельский день – лучшее время в Арктике. (Подлежащее – день ; сказуемое – стоял ; время – приложение, разновидность определения. Оно не может быть однородным сказуемым со словом «стоял», так как однородные члены предложения должны относиться к одной части речи: «стоял» - глагол, «время» - существительное. Также в предложениях с приложением нужно найти определяемое слово и от него поставить вопросы: Кто именно? Что именно? Какой именно?
4. В неполных предложениях, то есть таких, в которых пропущен какой-либо член предложения, легко восстанавливаемый по контексту: Мир освещается солнцем, а человек – знанием (пропущено сказуемое освещается ). 5. Соединительное тире ставится для обозначения пределов («от… до»): пространственных, временных, количественных. План на январь – март; груз массой 300 – 350 тонн; поезд «Москва – Екатеринбург». Также тире ставится между двумя или несколькими именами собственными, совокупностью которых называется какое-либо учение, научное учреждение и т.п.: физический закон Бойля – Мариотта.
  • 4. В неполных предложениях, то есть таких, в которых пропущен какой-либо член предложения, легко восстанавливаемый по контексту: Мир освещается солнцем, а человек – знанием (пропущено сказуемое освещается ).
  • 5. Соединительное тире ставится для обозначения пределов («от… до»): пространственных, временных, количественных. План на январь – март; груз массой 300 – 350 тонн; поезд «Москва – Екатеринбург». Также тире ставится между двумя или несколькими именами собственными, совокупностью которых называется какое-либо учение, научное учреждение и т.п.: физический закон Бойля – Мариотта.
6. В предложениях со вставными конструкциями , которые вносят в основное предложение дополнительные сведения, замечания, уточнения и т.д. Их можно изъять из предложения без нарушения основного смысла. Они находятся в середине предложения или в конце его, но не в начале (как, например, вводные слова). Выделяются не только тире, но и скобками. Эта вещица обошлась кому-то – если не ему самому – в кругленькую сумму. 7. Тире в предложениях с прямой речью ставится перед словами автора: «Прощай, друг!» - произнёс Володя. 8. Перед каждой репликой в диалоге : - Ты ведь заболел, - сказал я. - Вовсе я не заболел, - возразил брат.
  • 6. В предложениях со вставными конструкциями , которые вносят в основное предложение дополнительные сведения, замечания, уточнения и т.д. Их можно изъять из предложения без нарушения основного смысла. Они находятся в середине предложения или в конце его, но не в начале (как, например, вводные слова). Выделяются не только тире, но и скобками. Эта вещица обошлась кому-то – если не ему самому – в кругленькую сумму.
  • 7. Тире в предложениях с прямой речью ставится перед словами автора: «Прощай, друг!» - произнёс Володя.
  • 8. Перед каждой репликой в диалоге :
  • - Ты ведь заболел, - сказал я.
  • - Вовсе я не заболел, - возразил брат.
9. Тире в бессоюзном сложном предложении ставится при значении следствия, условия, времени, противопоставления, сравнения, быстрой смене событий : Настанет утро – отправимся в путь (значение времени , можно вставить союз когда ). Чтобы не спутать постановку тире в БСП с постановкой этого знака в простом предложении , следует найти грамматические основы : За ночь все отдохнули – можно снова приниматься за работу (1-я грамматическая основа – все  отдохнули ; 2-я: можно приниматься . Союза между простыми предложениями нет, значит, это БСП со значением следствия между его частями).
  • 9. Тире в бессоюзном сложном предложении ставится при значении следствия, условия, времени, противопоставления, сравнения, быстрой смене событий : Настанет утро – отправимся в путь (значение времени , можно вставить союз когда ).
  • Чтобы не спутать постановку тире в БСП с постановкой этого знака в простом предложении , следует найти грамматические основы : За ночь все отдохнули – можно снова приниматься за работу (1-я грамматическая основа – все отдохнули ; 2-я: можно приниматься . Союза между простыми предложениями нет, значит, это БСП со значением следствия между его частями).
III.  Постановка  ДВОЕТОЧИЯ.   1. После обобщающего слова перед однородными членами предложения: Все поднялись на освобождение Родины: и армия, и мирные жители, и крестьяне. 2.В предложениях с прямой речью после слов автора: Чичиков сказал : «Я хотел бы купить крестьян». 3. В бессоюзном сложном предложении, если вторая часть предложения раскрывает, поясняет содержание первой (можно вставить а именно ); дополняет (можно в 1-й части вставить слова и увидел, и услышал, и понял, и почувствовал , а во 2-ю часть союз что ); указывает причин у того, о чём говорится в 1-й части (можно вставить союз потому что ): Я посмотрела на небо: над городом собирались свинцовые тучи (… и увидела, что над городом собирались свинцовые тучи).

III. Постановка ДВОЕТОЧИЯ.

  • 1. После обобщающего слова перед однородными членами предложения: Все поднялись на освобождение Родины: и армия, и мирные жители, и крестьяне.
  • 2.В предложениях с прямой речью после слов автора: Чичиков сказал : «Я хотел бы купить крестьян».
  • 3. В бессоюзном сложном предложении, если вторая часть предложения раскрывает, поясняет содержание первой (можно вставить а именно ); дополняет (можно в 1-й части вставить слова и увидел, и услышал, и понял, и почувствовал , а во 2-ю часть союз что ); указывает причин у того, о чём говорится в 1-й части (можно вставить союз потому что ): Я посмотрела на небо: над городом собирались свинцовые тучи (… и увидела, что над городом собирались свинцовые тучи).
IV.  Постановка СКОБОК.   1.Скобками выделяются вставные конструкции , представляющие собой: а) попутные авторские замечания: Я не понимал (теперь я понял) , как были обидны для матери мои резкие слова. б) дополнения или пояснения основного содержания: Он тепло оделся (это было уже в конце сентября) и выехал со двора. в) слова, выражающие эмоции : Быть может (лестная надежда!) , укажет будущий невежда на мой прославленный портрет и молвит: «То-то был Поэт!»

IV. Постановка СКОБОК.

  • 1.Скобками выделяются вставные конструкции , представляющие собой:
  • а) попутные авторские замечания: Я не понимал (теперь я понял) , как были обидны для матери мои резкие слова.
  • б) дополнения или пояснения основного содержания: Он тепло оделся (это было уже в конце сентября) и выехал со двора.
  • в) слова, выражающие эмоции : Быть может (лестная надежда!) , укажет будущий невежда на мой прославленный портрет и молвит: «То-то был Поэт!»
Алгоритм выполнения:  1. Внимательно прочитайте задание, вам будет необходимо найти предложения, в которых один из знаков препинания (ТИРЕ, или ДВОЕТОЧИЕ ,  или ЗАПЯТАЯ) ставится в соответствии с одним и тем же правилом.  2. Выпишите номера предложений, в которых есть искомый знак препинания.  3. Напротив каждого предложения напишите в черновике, каким правилом объясняется этот знак.  Например, 1-между подлеж. и сказ. 2 - приложение и т.д.  4. Запишите номера предложений, в которых пунктуационное правило одинаковое.  Будьте внимательны! могут быть разные вариации ответов.

Алгоритм выполнения:

  • 1. Внимательно прочитайте задание, вам будет необходимо найти предложения, в которых один из знаков препинания (ТИРЕ, или ДВОЕТОЧИЕ , или ЗАПЯТАЯ) ставится в соответствии с одним и тем же правилом. 2. Выпишите номера предложений, в которых есть искомый знак препинания. 3. Напротив каждого предложения напишите в черновике, каким правилом объясняется этот знак. Например, 1-между подлеж. и сказ. 2 - приложение и т.д. 4. Запишите номера предложений, в которых пунктуационное правило одинаковое. Будьте внимательны! могут быть разные вариации ответов.
Пояснения к решению заданий:   1.Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.  (1)Главная пчелиная работа – опыление. (2)Пчёлы опыляют до 90% сельхозкультур. (3)Словом, пчёлки – существа полезные. (4)Вот только в обозримом будущем эти полезные существа – медовые труженики - могут исчезнуть с лица Земли. (5)Так, в последние годы в США за сезон погибает до 60% пчелиных семей, а в Западной Европе – до 70%. (6)Возможно, виной этому является применение пестицидов. (7)Поэтому в Германии, Франции и Италии запрещено применять восемь препаратов, содержащих имидаклоприд. (8)И это правильно, ведь мир без пчёл – это мир без садов и полевых цветов, без фруктов и овощей, без кормов для скота, а значит, планета без мяса и молока. (9)«Если с лица Земли исчезнут пчёлы, человечество просуществует четыре года», - считал учёный Альберт Эйнштейн.

Пояснения к решению заданий:

  • 1.Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

  • (1)Главная пчелиная работа – опыление. (2)Пчёлы опыляют до 90% сельхозкультур. (3)Словом, пчёлки – существа полезные. (4)Вот только в обозримом будущем эти полезные существа – медовые труженики - могут исчезнуть с лица Земли. (5)Так, в последние годы в США за сезон погибает до 60% пчелиных семей, а в Западной Европе – до 70%. (6)Возможно, виной этому является применение пестицидов. (7)Поэтому в Германии, Франции и Италии запрещено применять восемь препаратов, содержащих имидаклоприд. (8)И это правильно, ведь мир без пчёл – это мир без садов и полевых цветов, без фруктов и овощей, без кормов для скота, а значит, планета без мяса и молока. (9)«Если с лица Земли исчезнут пчёлы, человечество просуществует четыре года», - считал учёный Альберт Эйнштейн.
Решение 1)Между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными. 2) – 3)Между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными. 4) Обособляется приложение «медовые труженики». Не путать с постановкой тире между подлежащим и сказуемым. Определяемое слово – «существа» (подлежащее), сказуемое – «могут исчезнуть» (глагол). Таким образом, в предложении уже есть сказуемое, приложение «медовые труженики не может быть вторым однородным сказуемым, т.к. «труженики» - существительное. 5) Неполное предложение, пропущено сказуемое «погибает». 6) – 7) – 8) Между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными. 9) В предложении с прямой речью перед словами автора. Ответ: 138

Решение

  • 1)Между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными.
  • 2) –
  • 3)Между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными.
  • 4) Обособляется приложение «медовые труженики». Не путать с постановкой тире между подлежащим и сказуемым. Определяемое слово – «существа» (подлежащее), сказуемое – «могут исчезнуть» (глагол). Таким образом, в предложении уже есть сказуемое, приложение «медовые труженики не может быть вторым однородным сказуемым, т.к. «труженики» - существительное.
  • 5) Неполное предложение, пропущено сказуемое «погибает».
  • 6) –
  • 7) –
  • 8) Между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными.
  • 9) В предложении с прямой речью перед словами автора.
  • Ответ: 138
2. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.   (1)Тревожные звоночки раздавались давно: в 70-х годах XX века в Калифорнии вдруг вымерла половина пчелиных колоний, а в Великобритании исчезло 23 вида пчёл и ос. (2)Но настоящая паника началась сейчас, когда до людей дошло: пчела - первое звено в пищевой цепочке, и исчезновение пчёл означает разрушение всех остальных звеньев. (3)В вымирании медовых тружеников виноваты многие факторы: глобальное потепление, массовое заражение микроспоридией, клещ варроа – самый опасный враг пчёл, мобильная связь в формате 4G. (4)А если вместе с пчёлами исчезнут и шмели, осы и муравьи, то человечеству грозит голодная смерть. (5)Учёный Альберт Эйнштейн предупреждал: «Если с лица Земли исчезнут пчёлы, человечество просуществует четыре года».
  • 2. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

  • (1)Тревожные звоночки раздавались давно: в 70-х годах XX века в Калифорнии вдруг вымерла половина пчелиных колоний, а в Великобритании исчезло 23 вида пчёл и ос. (2)Но настоящая паника началась сейчас, когда до людей дошло: пчела - первое звено в пищевой цепочке, и исчезновение пчёл означает разрушение всех остальных звеньев. (3)В вымирании медовых тружеников виноваты многие факторы: глобальное потепление, массовое заражение микроспоридией, клещ варроа – самый опасный враг пчёл, мобильная связь в формате 4G. (4)А если вместе с пчёлами исчезнут и шмели, осы и муравьи, то человечеству грозит голодная смерть. (5)Учёный Альберт Эйнштейн предупреждал: «Если с лица Земли исчезнут пчёлы, человечество просуществует четыре года».
Решение 1)БСП, 2-е предложение указывает причину того, о чём говорится в 1-м предложении. 2)БСП, 2-е предложение поясняет содержание 1-го. 3) Двоеточие после обобщающего слова «факторы». 4) – 5) В предложении с прямой речью. Ответ: 12

Решение

  • 1)БСП, 2-е предложение указывает причину того, о чём говорится в 1-м предложении.
  • 2)БСП, 2-е предложение поясняет содержание 1-го.
  • 3) Двоеточие после обобщающего слова «факторы».
  • 4) –
  • 5) В предложении с прямой речью.
  • Ответ: 12
 3. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.   (1)По разным прогнозам, пчёлы могут полностью исчезнуть на Земле от 2035 года до конца нынешнего столетия. (2)Через год после исчезновения пчёл растения перестанут давать урожай. (3)После смерти цветочных растений пару-тройку лет продержатся кормовые травы, но они не дают семян. (4)С их вымиранием вымрет и скот. (5)Дальше – хуже. (6)Мы больше не увидим яблок, моркови, винограда, масличных культур и прочих продуктов. (7)Крах индустрии хлопка, молока, кофе и прочего приведёт к кризису мировой экономики. (8)На Земле наступит голод, который быстро убьёт человеческую цивилизацию. (Из журнала «Чудеса и приключения» №10, 2019 г. Г. Алексеев «Потерянный рой»).
  • 3. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

  • (1)По разным прогнозам, пчёлы могут полностью исчезнуть на Земле от 2035 года до конца нынешнего столетия. (2)Через год после исчезновения пчёл растения перестанут давать урожай. (3)После смерти цветочных растений пару-тройку лет продержатся кормовые травы, но они не дают семян. (4)С их вымиранием вымрет и скот. (5)Дальше – хуже. (6)Мы больше не увидим яблок, моркови, винограда, масличных культур и прочих продуктов. (7)Крах индустрии хлопка, молока, кофе и прочего приведёт к кризису мировой экономики. (8)На Земле наступит голод, который быстро убьёт человеческую цивилизацию.
  • (Из журнала «Чудеса и приключения» №10, 2019 г. Г. Алексеев «Потерянный рой»).
Решение 1) Вводное слово «по разным прогнозам» (источник сообщения). 2) – 3)ССП 4) – 5) – 6)Однородные члены предложения. 7)Однородные члены предложения. 8) СПП Ответ: 67

Решение

  • 1) Вводное слово «по разным прогнозам» (источник сообщения).
  • 2) –
  • 3)ССП
  • 4) –
  • 5) –
  • 6)Однородные члены предложения.
  • 7)Однородные члены предложения.
  • 8) СПП
  • Ответ: 67
Источники https://4ege.ru/russkiy/62087-zadanie-21-po-russkomu-jazyku-teorija-i-pojasnenija-k-zadaniju.html https://4ege.ru/russkiy/62087-zadanie-21-po-russkomu-jazyku-teorija-i-pojasnenija-k-zadaniju.html

Источники

  • https://4ege.ru/russkiy/62087-zadanie-21-po-russkomu-jazyku-teorija-i-pojasnenija-k-zadaniju.html
  • https://4ege.ru/russkiy/62087-zadanie-21-po-russkomu-jazyku-teorija-i-pojasnenija-k-zadaniju.html