Просмотр содержимого документа
«21 задание. Теория и пояснения к заданию.»
21 задание. Теория и пояснения к заданию
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
- Задание 21 представляет собой пунктуационный анализ предложений в связном тексте.
- Данное задание ориентировано на умение объяснять постановку знаков препинания в предложении и находить соответствие с одним и тем же правилом пунктуации .
Повторим теорию Виды сложных предложений
- Союзные
- Бессоюзные . Я сижу в своем саду, горит светильник.
- С разными видами связи . Ударил гром, сверкнула молния, и скоро послышался шум дождя.
- Сложносочинённые. Пустыня внемлет богу, и звезда с звездою говорит.
- Сложноподчинённые. Я знаю, что я ничего не знаю.
Сложноподчинённые предложения
Ставим запятую
- Между простыми предложениями, входящими в состав сложного.
- При использовании составных союзов. В зависимости от смысла, запятая ставится либо перед союзами, либо внутри них.
- Между однородными придаточными предложениями знаки препинания ставятся так же, как и между однородными членами предложения.
Не ставим запятую
- Между стоящими рядом союзами что если, что хотя , если дальше имеется вторая часть союза то (но) или так .
- Если перед союзом (союзным словом) стоит отрицание не .
- Если придаточную часть составляет одно союзное слово .
- Перед подчинительным союзом, если ему предшествуют слова в частности, то есть, а именно, особенно .
- Перед устойчивыми оборотами как угодно, куда ни шло, во что бы то ни стало, сколько угодно, неизвестно куда, как ни в чём не бывало и т. д.
В бессоюзных сложных предложениях
- Запятую ставим
- между простыми предложениями, входящими в состав сложного, если они кратки и связаны между собой:
- Громоздились тучи, сверкали молнии, шёл дождь.
Двоеточие ставим:
- Второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (по смыслу между ними можно вставить союз потому что) :
- Любите книгу: (=потому что) она поможет разобраться в путанице жизни.
- Второе предложение раскрывает содержание первого (по смыслу между ними можно вставить слова, а именно ):
- Картина переменилась: (=а именно) снег стаял, влажная земля дымилась, пробивалась трава.
- Второе предложение дополняет первое (по смыслу между ними можно вставить подчинительный союз что : “чувствую, что...” ):
- Вдруг чувствую:(=что) кто-то тянет меня в сторону.
- Второе предложение выражает прямой вопрос :
- Скажи мне, ветка Палестины: где ты росла, где ты цвела?
Тире ставим:
- При быстрой смене событий, неожиданном результате:
- Проснулся – его уже не было. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
- При противопоставлении (по смыслу между частями можно вставить подчинительный союз а, но ):
- Саша глуп – (=а) Петя умён.
- Если в первом предложении выражены время или условие действия (по смыслу перед первым предложением можно поставить союзы когда, если ):
- (Когда) Лес рубят – щепки летят.
- При сравнении (по смыслу между частями можно вставить союзы словно, будто ):
- Молвит слово –(=будто) соловей поёт.
- Если второе предложение представляет собой результат или вывод (по смыслу между частями можно вставить слово поэтому ):
- Солнце дымное встаёт – (=поэтому) будет день горячий.
Запятая нужна
- На стыке подчинительных союзов или сочинительного и подчинительного союзов запятая между ними ставится , если можно изъять придаточное предложения и конструкция всего предложения не потребует перестройки.
- Мы гуляли по набережной и , (когда начался дождь), открыли зонты .
- [Мы гуляли по набережной], ( поэтому, (когда начался дождь), зашли в кафе).
Запятая не нужна
- На стыке подчинительных союзов или сочинительного и подчинительного союзов запятая между ними не ставится , если за придаточным предложением следует вторая часть двойного союза ( ТОНОТАК ). Начался дождь. [Он знал],( что если он выйдет на улицу), [ то промокнет до нитки].
Виды подчинения придаточных частей
Последовательное
Первое придаточное относится к главной части, второе придаточное – к первому, третье – ко второму
«Люди, к сожалению, мало черпают из книг «о хороших манерах» потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры» (По Д.С. Лихачеву).
Союзы могут оказываться рядом; на стыке двух союзов ставится запятая, если у второго союза нет продолжения в виде слов «то, так, но», и не ставится, если такое продолжение есть
Однородное
Все придаточные относятся к одному главному, имеют одно значение, отвечают на один и тот же вопрос
«Если человек не умеет понять другого, приписывая ему только злые намерения, и если он вечно обижается на других, это человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим» (По Д.С. Лихачеву).
При однородных придаточных могут находиться сочинительные союзы; запятые перед ними ставятся так же, как в однородных членах
Параллельное
Все придаточные относятся к одному главному, но имеют разное значение и отвечают на разные вопросы
«Если стремиться к высокой цели низкими средствами, то неизбежно потерпишь крах, так что поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна» (По Д.С. Лихачеву).
Задание 21 представляет собой пунктуационный анализ предложений в связном тексте.
- Данное задание ориентировано на умение объяснять постановку знаков препинания в предложении и находить соответствие с одним и тем же правилом пунктуации . Для этого необходимо видеть структуру предложения, понимать:
- 1.Простое оно или сложное.
- 2.Союзное или бессоюзное.
- 3. Чем осложнено.
- 4.Уметь находить главные и второстепенные члены предложения.
I.Постановка ЗАПЯТОЙ.
- Запятая (запятые) в ПРОСТОМ предложении ставится , если в предложении есть:
- 1.Обособленные определения: Костёр, разожжённый охотником в снегу , освещает дремлющую у огня собаку. (Задание 17)
- 2.Обособленные обстоятельства: Однажды, возвращаясь домой , я нечаянно пошёл по незнакомой тропинке. (Задание 17)
- 3.Обособленные приложения: Добродушный старичок, больничный сторож , сразу же открыл мне дверь. (Задание 17)
- 4.Однородные члены предложения: Город вдали тихо пламенел и сверкал синими, белыми, жёлтыми огнями. (Задание 16)
- 5.Обращения: Низкий дом с голубыми ставнями , не забыть мне тебя никогда. (Задание 18)
- 6. Вводные слова: На моё счастье , погода всё время стояла великолепная. (Задание 18)
- 7.Обособленные дополнения. Дополнения, выраженные существительными с предлогами кроме, за исключением, помимо, сверх, включая, исключая, сверх, вместо (и другие со значением «включение», «исключение», «замещение») , выделяются запятыми: Сквозь пыль не было видно ничего, кроме блеска молний .
- 8.Обособленные уточняющие обстоятельства (чаще места, времени, образа действия), отвечающие на вопросы: Где именно? Когда именно? Как именно? – Всё здесь, в этой деревне , казалось безмятежно мирным.
- 9. Сравнительные обороты с союзами как, как будто, словно, точно, что : У Даши катились крупные, как горох , слёзы.
- 10. В предложениях с прямой речью: «Я скоро приеду» , - тихо произнесла Таня.
- Запятая ставится в СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ предложении: Полил дождь , и всё скрылось за его завесой (задание 16).
- Запятая ставится в СЛОЖНОПОДЧИНЁННОМ предложении между главным и придаточным предложениями: В небольшой комнате, куда я вошёл, было довольно темно. (Задания 19, 20)
- Запятая ставится в БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ предложении, если его части близки между собой по смыслу: В воздухе стояла мгла , небо из синего стало белесоватым , дальние горы скрылись в тумане.
ТИРЕ
- !!!!не путать с дефисом!!!! Дефис (графически короче тире) разделяет части слова, а тире ставится между словами в предложении, поэтому дефис – орфографический знак, а тире – пунктуационный. Дефис делит части составных слов (шкаф-купе, жар-птица, юго-запад), используется при присоединении некоторых приставок или частиц (скажи-ка, по-английски, кто-то), используется при переносе слова и при сокращении (д-р доктор, о-во общество)
II. Постановка ТИРЕ.
- 1. Тире между подлежащим и сказуемым ставится, если они выражены
- а) существительными в И.п.: Книга – источник знаний.
- б) числительными: Дважды три – шесть .
- в) двумя инфинитивами: Жить в лесу – подчиняться его законам.
- г) один главный член – существительным, другой – инфинитивом: Моя мечта – увидеть мир.
- д) если перед сказуемым стоят слова это, вот, значит : Лето – это маленькая жизнь.
- 2.Перед обобщающим словом после однородных членов предложения: На земле, на деревьях, на крышах – везде лежал снег.
- 3. Тире ставится для обособления некоторых приложений :
- а) если перед приложением можно вставить слова например, а именно : Она зарисовала древние светильники с гербом города Ольвии – орлом , парящим над дельфинами.
- б) если перед приложением , стоящим в конце предложения, есть разъяснение такого приложения : Стоял чудесный апрельский день – лучшее время в Арктике .
- в) для выделения с двух сторон приложений , носящих пояснительный характер: Достали глубиномер – гирьку на длинной бечёвке – и промерили глубину.
Подсказка!
- Чтобы не спутать постановку тире в предложении с приложением с постановкой тире между подлежащим и сказуемым, нужно найти главные члены: Стоял чудесный апрельский день – лучшее время в Арктике. (Подлежащее – день ; сказуемое – стоял ; время – приложение, разновидность определения. Оно не может быть однородным сказуемым со словом «стоял», так как однородные члены предложения должны относиться к одной части речи: «стоял» - глагол, «время» - существительное. Также в предложениях с приложением нужно найти определяемое слово и от него поставить вопросы: Кто именно? Что именно? Какой именно?
- 4. В неполных предложениях, то есть таких, в которых пропущен какой-либо член предложения, легко восстанавливаемый по контексту: Мир освещается солнцем, а человек – знанием (пропущено сказуемое освещается ).
- 5. Соединительное тире ставится для обозначения пределов («от… до»): пространственных, временных, количественных. План на январь – март; груз массой 300 – 350 тонн; поезд «Москва – Екатеринбург». Также тире ставится между двумя или несколькими именами собственными, совокупностью которых называется какое-либо учение, научное учреждение и т.п.: физический закон Бойля – Мариотта.
- 6. В предложениях со вставными конструкциями , которые вносят в основное предложение дополнительные сведения, замечания, уточнения и т.д. Их можно изъять из предложения без нарушения основного смысла. Они находятся в середине предложения или в конце его, но не в начале (как, например, вводные слова). Выделяются не только тире, но и скобками. Эта вещица обошлась кому-то – если не ему самому – в кругленькую сумму.
- 7. Тире в предложениях с прямой речью ставится перед словами автора: «Прощай, друг!» - произнёс Володя.
- 8. Перед каждой репликой в диалоге :
- - Ты ведь заболел, - сказал я.
- - Вовсе я не заболел, - возразил брат.
- 9. Тире в бессоюзном сложном предложении ставится при значении следствия, условия, времени, противопоставления, сравнения, быстрой смене событий : Настанет утро – отправимся в путь (значение времени , можно вставить союз когда ).
- Чтобы не спутать постановку тире в БСП с постановкой этого знака в простом предложении , следует найти грамматические основы : За ночь все отдохнули – можно снова приниматься за работу (1-я грамматическая основа – все отдохнули ; 2-я: можно приниматься . Союза между простыми предложениями нет, значит, это БСП со значением следствия между его частями).
III. Постановка ДВОЕТОЧИЯ.
- 1. После обобщающего слова перед однородными членами предложения: Все поднялись на освобождение Родины: и армия, и мирные жители, и крестьяне.
- 2.В предложениях с прямой речью после слов автора: Чичиков сказал : «Я хотел бы купить крестьян».
- 3. В бессоюзном сложном предложении, если вторая часть предложения раскрывает, поясняет содержание первой (можно вставить а именно ); дополняет (можно в 1-й части вставить слова и увидел, и услышал, и понял, и почувствовал , а во 2-ю часть союз что ); указывает причин у того, о чём говорится в 1-й части (можно вставить союз потому что ): Я посмотрела на небо: над городом собирались свинцовые тучи (… и увидела, что над городом собирались свинцовые тучи).
IV. Постановка СКОБОК.
- 1.Скобками выделяются вставные конструкции , представляющие собой:
- а) попутные авторские замечания: Я не понимал (теперь я понял) , как были обидны для матери мои резкие слова.
- б) дополнения или пояснения основного содержания: Он тепло оделся (это было уже в конце сентября) и выехал со двора.
- в) слова, выражающие эмоции : Быть может (лестная надежда!) , укажет будущий невежда на мой прославленный портрет и молвит: «То-то был Поэт!»
Алгоритм выполнения:
- 1. Внимательно прочитайте задание, вам будет необходимо найти предложения, в которых один из знаков препинания (ТИРЕ, или ДВОЕТОЧИЕ , или ЗАПЯТАЯ) ставится в соответствии с одним и тем же правилом. 2. Выпишите номера предложений, в которых есть искомый знак препинания. 3. Напротив каждого предложения напишите в черновике, каким правилом объясняется этот знак. Например, 1-между подлеж. и сказ. 2 - приложение и т.д. 4. Запишите номера предложений, в которых пунктуационное правило одинаковое. Будьте внимательны! могут быть разные вариации ответов.
Пояснения к решению заданий:
- 1.Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
- (1)Главная пчелиная работа – опыление. (2)Пчёлы опыляют до 90% сельхозкультур. (3)Словом, пчёлки – существа полезные. (4)Вот только в обозримом будущем эти полезные существа – медовые труженики - могут исчезнуть с лица Земли. (5)Так, в последние годы в США за сезон погибает до 60% пчелиных семей, а в Западной Европе – до 70%. (6)Возможно, виной этому является применение пестицидов. (7)Поэтому в Германии, Франции и Италии запрещено применять восемь препаратов, содержащих имидаклоприд. (8)И это правильно, ведь мир без пчёл – это мир без садов и полевых цветов, без фруктов и овощей, без кормов для скота, а значит, планета без мяса и молока. (9)«Если с лица Земли исчезнут пчёлы, человечество просуществует четыре года», - считал учёный Альберт Эйнштейн.
Решение
- 1)Между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными.
- 2) –
- 3)Между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными.
- 4) Обособляется приложение «медовые труженики». Не путать с постановкой тире между подлежащим и сказуемым. Определяемое слово – «существа» (подлежащее), сказуемое – «могут исчезнуть» (глагол). Таким образом, в предложении уже есть сказуемое, приложение «медовые труженики не может быть вторым однородным сказуемым, т.к. «труженики» - существительное.
- 5) Неполное предложение, пропущено сказуемое «погибает».
- 6) –
- 7) –
- 8) Между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными.
- 9) В предложении с прямой речью перед словами автора.
- Ответ: 138
- 2. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
- (1)Тревожные звоночки раздавались давно: в 70-х годах XX века в Калифорнии вдруг вымерла половина пчелиных колоний, а в Великобритании исчезло 23 вида пчёл и ос. (2)Но настоящая паника началась сейчас, когда до людей дошло: пчела - первое звено в пищевой цепочке, и исчезновение пчёл означает разрушение всех остальных звеньев. (3)В вымирании медовых тружеников виноваты многие факторы: глобальное потепление, массовое заражение микроспоридией, клещ варроа – самый опасный враг пчёл, мобильная связь в формате 4G. (4)А если вместе с пчёлами исчезнут и шмели, осы и муравьи, то человечеству грозит голодная смерть. (5)Учёный Альберт Эйнштейн предупреждал: «Если с лица Земли исчезнут пчёлы, человечество просуществует четыре года».
Решение
- 1)БСП, 2-е предложение указывает причину того, о чём говорится в 1-м предложении.
- 2)БСП, 2-е предложение поясняет содержание 1-го.
- 3) Двоеточие после обобщающего слова «факторы».
- 4) –
- 5) В предложении с прямой речью.
- Ответ: 12
- 3. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
- (1)По разным прогнозам, пчёлы могут полностью исчезнуть на Земле от 2035 года до конца нынешнего столетия. (2)Через год после исчезновения пчёл растения перестанут давать урожай. (3)После смерти цветочных растений пару-тройку лет продержатся кормовые травы, но они не дают семян. (4)С их вымиранием вымрет и скот. (5)Дальше – хуже. (6)Мы больше не увидим яблок, моркови, винограда, масличных культур и прочих продуктов. (7)Крах индустрии хлопка, молока, кофе и прочего приведёт к кризису мировой экономики. (8)На Земле наступит голод, который быстро убьёт человеческую цивилизацию.
- (Из журнала «Чудеса и приключения» №10, 2019 г. Г. Алексеев «Потерянный рой»).
Решение
- 1) Вводное слово «по разным прогнозам» (источник сообщения).
- 2) –
- 3)ССП
- 4) –
- 5) –
- 6)Однородные члены предложения.
- 7)Однородные члены предложения.
- 8) СПП
- Ответ: 67
Источники
- https://4ege.ru/russkiy/62087-zadanie-21-po-russkomu-jazyku-teorija-i-pojasnenija-k-zadaniju.html
- https://4ege.ru/russkiy/62087-zadanie-21-po-russkomu-jazyku-teorija-i-pojasnenija-k-zadaniju.html