30.11- 04.12. Тема: " Зима. Звуки и буквы К и Г "
1. Побеседовать с ребенком о том, какие изменения произошли в живой и неживой природе зимой; во время прогулки в парке обратить внимание на признаки зимы; вспомнить названия времен года и зимних месяцев; поговорить о жизни зверей зимой, о том, как они зимуют.
2. «До — между — после». Какой месяц перед январем, после января ...
3.Объясни пословицы:
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
В феврале зима с весной встречаются.
4. «Назови как можно больше признаков зимы».
5. «Подбери родственные слова».
Снег — снежок, снежинка, снежный, Снегурочка, снеговик …
Зима — зимушка, зимний, зимовать, зимовье ... .
Мороз — морозный, морозить, замораживать ... .
Лед — ледокол, льдина, ледовый, ледник, гололед ... .
6. «Подбери признак к предмету» (тема «Зима»): солнце (какое?) — ..., лед (какой?) — ..., мороз (какой?) — ...., снежинка (какая?).....
7. Игра «Подбери предмет к признаку»: снежный — ком ..., снежная — ..., снежные — заносы ..., снежное — поле ... .
8.«Четвертый лишний».
Коньки, скакалка, лыжи, санки.
Ворона, голубь, воробей, ласточка.
Лиса, волк, медведь, жираф.
Шуба, шапка, купальник, шарф.
9. Знаем звуки и буквы "Г", "К". Согласные звуки, не поются.
Раскрасить предметы (в буквах г, к ) Кружок рядом с буквой раскрасить сине-зеленым. Придумать и назвать предметы со звуком "г", "гь" ( "к", " кь") в начале, середине или конце. В конце слова звуки г (гь ) ( оглушаются и слышится звук "к" (кь")
10. Хлопни, когда услышишь звук "г"
( П Г В Ф Г Г А В Г В Г Б Г Т Г В К Г Г Ф
ГА ОК ВУ ОП ГУ ГО ДУ ТО ГУ УТ ГА ГЫ ИТ ВУ )
Хлопни, когда услышишь звук "к"
(К Д К Ф К Б Ф Г А М К К Д Ф К Г В Ф К
ЫФ КА ОФ ГЫ УР КУ МИ ГЫ КО УК ГЭ ИМ КА )
11. Проговаривать чистоговорки
Ка-ка -ка- наша речка глубока. Ка-ка-ка- наша ноша нелегка.
Ка-ка-ка-дайте мне окунька.
Ку-ку-ку-сидит филин на суку. Ку-ку-ку-покупаем мы муку.
Ку-ку-ку-ходят дети на Оку. Ку-ку-ку-не ходите на Оку.
Ко-ко-ко - убежали далеко. Ко-ко-ко -до Оки далеко.
Ок-ок-ок-ниток клубок укатился в уголок.
Ак-ак-ак- на полу рюкзак.
Га-га-га-зеленеют луга. Га-га-га-тают белые снега.
Гу-гу-гу - в лес по ягоды пойду.
12. Артикуляционная гимнастика.
13. Пересказать р.н.с. "Два Мороза"
Гуляли по чистому полю два Мороза, два родных брата, с ноги на ногу поскакивали, рукой об руку поколачивали. Говорит один Мороз другому:
— Братец Мороз — Багровый нос! Как бы нам позабавиться — людей поморозить?
Отвечает ему другой:
— Братец Мороз — Синий нос! Коль людей морозить — не по чистому нам полю гулять. Поле всё снегом занесло, все проезжие дороги замело: никто не пройдёт, не проедет. Побежим-ка лучше к чистому бору! Там хоть и меньше простору, да зато забавы будет больше. Всё нет-нет, да кто-нибудь и встретится по дороге.
Сказано — сделано. Побежали два Мороза, два родных брата, в чистый бор. Бегут, дорогой тешатся: с ноги на ногу попрыгивают, по ёлкам, по сосенкам пощёлкивают. Старый ельник трещит, молодой сосняк поскрипывает. По рыхлому ль снегу пробегут — кора ледяная; былинка ль из-под снегу выглядывает, — дунут, словно бисером её всю унижут.
Послышали они с одной стороны колокольчик, а с другой бубенчик: с колокольчиком барин едет, с бубенчиком — мужичок.
Стали Морозы судить да рядить, кому за кем бежать, кому кого морозить.
Мороз — Синий нос, как был помоложе, говорит:
— Мне бы лучше за мужичком погнаться. Его скорей дойму: полушубок старый, заплатанный, шапка вся в дырах, на ногах, кроме лаптишек, — ничего. Он же, никак, дрова рубить едет. А уж ты, братец, как посильнее меня, за барином беги. Видишь, на нём шуба медвежья, шапка лисья, сапоги волчьи. Где уж мне с ним! Не совладаю.
Мороз — Багровый нос только подсмеивается.
— Молод ещё ты, — говорит, — братец!.. Ну, да уж быть по-твоему. Беги за мужичком, а я побегу за барином. Как сойдёмся под вечер, узнаем, кому была легка работа, кому тяжела. Прощай покамест!
— Прощай, братец!
Свистнули, щёлкнули, побежали.
Только солнышко закатилось, сошлись они опять на чистом поле. Спрашивают друг друга — что?
— То-то, я думаю, намаялся ты, братец, с барином-то, — говорит младший, — а толку, глядишь, не вышло никакого. Где его было пронять!
Старший посмеивается себе.
— Эх, — говорит, — братец Мороз — Синий нос, молод ты и прост! Я его так уважил, что он час будет греться — не отогреется.
— А как же шуба-то, да шапка-то, да сапоги-то?
— Не помогли. Забрался я к нему и в шубу, и в шапку, и в сапоги, да как зачал знобить! Он-то ёжится, он-то жмётся да кутается; думает: дай-ка я ни одним суставом не шевельнусь, авось меня тут мороз не одолеет. Ан не тут-то было! Мне-то это и с руки. Как принялся я за него — чуть живого в городе из повозки выпустил! Ну, а ты что со своим мужичком сделал?
— Эх, братец Мороз — Багровый нос! Плохую ты со мной шутку сшутил, что вовремя не образумил. Думал — заморожу мужика, а вышло — он же отломал мне бока.
— Как так?
— Да вот как. Ехал он, сам ты видел, дрова рубить. Дорогой начал было я его пронимать, только он всё не робеет — ещё ругается: такой, говорит, сякой этот мороз. Совсем даже обидно стало; принялся я его ещё пуще щипать да колоть. Только ненадолго была мне эта забава. Приехал он на место, вылез из саней, принялся за топор. Я-то думаю: тут мне сломить его. Забрался к нему под полушубок, давай его язвить. А он-то топором машет, только щепки кругом летят. Стал даже пот его прошибать. Вижу: плохо — не усидеть мне под полушубком. Под конец инда пар от него повалил. Я прочь поскорее. Думаю: как быть? А мужик всё работает да работает. Чем бы зябнуть, а ему жарко стало. Гляжу: скидает с себя полушубок. Обрадовался я. «Погоди же, говорю, вот я тебе покажу себя!» Полушубок весь мокрёхонек. Я в него забрался, заморозил так, что он стал лубок лубком.
Надевай-ка теперь, попробуй! Как покончил мужик своё дело да подошёл к полушубку, у меня и сердце взыграло: то-то потешусь! Посмотрел мужик и принялся меня ругать — все слова перебрал, что нет их хуже. «Ругайся, — думаю я себе, — ругайся! А меня всё не выживешь!» Так он бранью не удовольствовался — выбрал полено подлиннее да посучковатее, да как примется по полушубку бить! По полушубку бьёт, а меня всё ругает.
Мне бы бежать поскорее, да уж больно я в шерсти-то завяз — выбраться не могу. А он-то колотит, он-то колотит! Насилу я ушёл. Думал, костей не соберу. До сих пор бока ноют. Закаялся я мужиков морозить.
— То-то!
Поговорить с детьми как они понимают слова и словосочетания: багровый нос, лапти, былинка, барин, шуба медвежья, шапка лисья, сапоги волчьи, зачал знобить, давай его язвить, зябнуть, полено подлиннее да посучковатее, отломал бока.
14. Проговорить слова, затем закрыть картинку и называть чего нет. Сказать во фразе: "Думаю... ( о девочке, об удочке и т.д.)
Разделить слова на слоги. Назови живые (неживые) предметы
Закрыть картинки и вспомнить и назвать предметы.
К каждому предмету назвать действие ( что делает? что делал?
Например: девочка сидит (смотрит) -сидела, смотрела.