СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5 класс Презентация по изучению имени существительного

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

содержит иллюстративный материал к уроку

Просмотр содержимого документа
«5 класс Презентация по изучению имени существительного»

Имена существительные,  которые имеют форму только множественного числа

Имена существительные, которые имеют форму только

множественного числа

предмет исследования  Тиски, чашки, грабли, инструменты, тени (для век),  жмурки, опилки.

предмет исследования

Тиски,

чашки,

грабли,

инструменты,

тени (для век),

жмурки,

опилки.

Гипотеза: Предположим,  что есть сущ., которые употребляются только в форме множ. числа.

Гипотеза:

Предположим,  что есть сущ., которые употребляются только в форме множ. числа.

Определяем проблему урока Запишите к каждому рисунку слово, называющее один такой предмет и много таких предметов. брюки брюки ножницы ножницы Что вы заметили? Для обозначения одного и нескольких предметов используется одна и та же форма множественного числа.

Определяем проблему урока

Запишите к каждому рисунку слово, называющее один такой предмет и много таких предметов.

брюки

брюки

ножницы

ножницы

Что вы заметили?

Для обозначения одного и нескольких предметов используется одна и та же форма

множественного числа.

Имена существительные, не имеющие ед. числа. Имена существительные, не имеющие ед.ч. = имеющие форму только мн.ч. Один или несколько предметов называют эти существительные? шахматы сливки чернила множественное число Определите число этих имен существительных. Образуйте форму единственного числа . Назовите тему урока. Сравните с темой в учебнике.

Имена существительные, не имеющие

ед. числа.

Имена существительные, не имеющие ед.ч.

= имеющие форму только мн.ч.

Один или несколько предметов называют эти существительные?

шахматы

сливки

чернила

множественное число

Определите число этих имен существительных.

Образуйте форму единственного числа .

Назовите тему урока.

Сравните с темой в учебнике.

Решаем проблему,  открываем новые знания Прочитайте слова. Что их объединяет? Грабли, Альпы, прятки, каникулы, сливки, сумерки, сутки, Карпаты, духи, щипцы, заморозки, жмурки. Эти существительные имеют форму только множественного числа.  Запишите слова группами, продолжите ряд слов в каждой группе. Проверьте себя

Решаем проблему, открываем новые знания

Прочитайте слова. Что их объединяет?

Грабли, Альпы, прятки, каникулы, сливки, сумерки, сутки, Карпаты, духи, щипцы, заморозки, жмурки.

Эти существительные имеют форму

только множественного числа.

Запишите слова группами, продолжите ряд слов в каждой группе.

Проверьте себя

Значения существительных, имеющих форму только множественного числа. Названия составных («парных») предметов: Названия составных («парных») предметов: грабли, щипцы  2. Названия веществ:  3. Названия отрезков времени:  4. Названия игр:  5. Названия состояний природы:  6. Географические названия: 2. Названия веществ: сливки, духи 3. Названия отрезков времени: каникулы, сутки 4. Названия игр: прятки, жмурки 5. Названия состояний природы: сумерки, заморозки 6. Географические названия: Альпы, Карпаты Сравните свои наблюдения с правилом в учебнике .

Значения существительных, имеющих форму только множественного числа.

  • Названия составных («парных») предметов:
  • Названия составных («парных») предметов:

грабли, щипцы

2. Названия веществ:

3. Названия отрезков времени:

4. Названия игр:

5. Названия состояний природы:

6. Географические названия:

2. Названия веществ:

сливки, духи

3. Названия отрезков времени:

каникулы, сутки

4. Названия игр:

прятки, жмурки

5. Названия состояний природы:

сумерки, заморозки

6. Географические названия:

Альпы, Карпаты

Сравните свои наблюдения с правилом в учебнике .

Решаем проблему урока Что вы можете сказать о слове очки ? баллы оптический прибор Как называются такие слова? Омонимы Назовите форму этих имён существительных. Попробуйте образовать форму ед.ч. Что вы заметили?

Решаем проблему урока

Что вы можете сказать о слове очки ?

баллы

оптический прибор

Как называются такие слова?

Омонимы

Назовите форму этих имён существительных.

Попробуйте образовать форму ед.ч.

Что вы заметили?

Слова, имеющие форму только мн.ч., могут иметь омонимы, имеющие формы обоих чисел.  Решаем проблему урока очки  (мн.ч.)  –  очко  (ед.ч.) очки  (мн.ч.) – ? К какой группе относится слово очки , имеющее форму только мн.ч.? составные («парные») предметы Какой вывод можете сделать?

Слова, имеющие форму только мн.ч., могут

иметь омонимы, имеющие формы обоих чисел.

Решаем проблему урока

очки (мн.ч.) – очко (ед.ч.)

очки (мн.ч.) – ?

К какой группе относится слово очки , имеющее форму только мн.ч.?

составные («парные») предметы

Какой вывод можете сделать?

Рефлексия Отгадайте загадки. Два конца, два кольца, посредине гвоздик.  Ножницы  Зубасты, а не кусаются. Грабли Ходят весь век, а не зверь, не человек. Часы  Какая водица только для письма годится? Чернила Проверьте себя Как называются эти слова? Имена существительные, имеющие форму только множественного числа.

Рефлексия

Отгадайте загадки.

Два конца, два кольца, посредине гвоздик.

Ножницы

Зубасты, а не кусаются.

Грабли

Ходят весь век, а не зверь, не человек.

Часы

Какая водица только для письма годится?

Чернила

Проверьте себя

Как называются эти слова?

Имена существительные, имеющие форму только множественного числа.