СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8 класс Романтизм

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Романтизм», воздействовать на чувства и эмоции детей через восприятие образов  музыки Ф.Шопена. и Ф.Шуберта.

Просмотр содержимого документа
«8 класс Романтизм»

Тема урока: Романтизм

Цель урока: познакомить учащихся с основными чертами художественного направления «романтизм», воздействовать на чувства и эмоции детей через восприятие образов музыки Ф.Шопена. и Ф.Шуберта.

Задачи: Формирование у учащихся представления об эпохе романтизма в искусстве, закрепление имеющихся знаний о музыке польского композитора Фридерика Шопена и австрийского композитора Ф. Шуберта. Развитие восприятия, внимания, мышления, познавательного интереса, навыков коллективного исполнения музыкальных произведений. Развивать воображение и фантазию, умение определять музыкальный образ на примере музыки Ф.Шопена. и Ф,Шуберта. Воспитание культуры слушания и культуры исполнения музыкальных произведений, воспитание любви к музыкальному искусству и потребности общения с ним.

Планируемые результаты: знать: что собой представляет романтизм, как направление в искусстве; наиболее известные произведения композиторов-романтиков; знать средства выразительности, определяющие музыкальный образ в произведении; знать текст исполняемой песни. Уметь использовать средства выразительности для выявления музыкального образа; уметь интерпретировать прослушанное произведение; сопоставлять музыкальные образы разных композиторов; владеть своим эмоциями в процессе восприятия ответов товарищей и сопоставлении их со своими высказываниями. Тип урока: углубление знаний. Форма: беседа Ресурсный материал: аудиозаписи произведений: Ф. Шопен «Вальс до-диез минор», Ф.Шуберт «Серенада». Презентация по теме урока. Портреты композиторов, раздаточный материал - словари музыкальных эмоций; папки с текстами изучаемых песен, аккордеон, компьютер; буклеты с терминами «классицизм, романтизм, барокко»

Эпиграф

«Шопен в музыке – это то же, что и Пушкин в поэзии…» (Л.Толстой)

Воистину в Шуберте живет божественная искра.

(Л. ван Бетховен)

Ход урока:

1.Организационный этап. 2.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Учитель: Вы видите высказывания великих людей о великих людях. Прочитайте. Выскажите свое понимание этих слов

-учащиеся высказываются, дополняют друг друга…

Учитель : вы уже поняли, что урок наш посвящен этим композиторам. А т.к. мы с вами изучаем направления и стили в искусстве, значит…(продолжите)

Учащиеся делают вывод о том, что сегодня будут изучать новый стиль; на доске термины: классицизм, барокко, романтизм.

Учитель: какие направления в искусстве вам знакомы? Охарактеризуйте их. (учащиеся рассказывают о классицизме и барокко, представителей музыкального искусства, писавших музыку в этих стилях). Далее они делают вывод, что будут изучать произведения представителей романтизма

Слайд 1

Слайд 2 Учитель - Известный советский педагог В.А.Сухомлинский писал:

«В мире есть не только нужное и полезное, но и красивое. Перед человеком открылась радость жизни, потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и перепевы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели, ласковое плескание волны и торжественную тишину ночи, услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

Слайд 3 Послушайте стихотворение английского поэта Джона Китса и скажите, что вы чувствуете?

О, как люблю я в ясный летний час, Когда заката золото струится И облаков сребристых вереница Обласкана зефирами, - хоть раз Уйти от тягот, что терзают нас На миг от неотступных дум забыться И с просветленною душой укрыться В заглохшей чаще, радующей глаз. (Дети делятся своими впечатлениями) Учитель : Джон Китс – поэт–романтик, яркий представитель эпохи романтизма, художественного направления в европейской и американской культуре конца XVIII – первой половины XIX века.

3.Этап усвоения новых знаний

Учитель: Новый стиль в искусстве, который сменил барокко – это романтизм. Далее идет презентация по теме урока. Остановится на слайде, рассказывающем о композиторах, представителей этого направления.

Слайд 4 «Романтизм» - слово французское. Оно ведет родословную от испанского «романсе» (так называли в средние века испанские романсы, а затем и рыцарский роман), и от английского «романтик» (романтический), означавшего «странное», «живописное», «фантастическое».

Новый стиль в искусстве пришел на смену старому. Романтизм сменил классицизм и коснулся всех видов искусства.

Слайд 5 Это направление имело свои, совершенно новые черты, которые ярко проявились не только в творчестве романтиков, но даже и в их образе жизни.

Поэты, художники, композиторы собираются вместе, читают свои новые литературные произведения, обсуждают все новости искусства, участвуют в художественных дискуссиях, музицируют. Такое творческое общение между людьми разных искусств приводит к обновлению форм и выразительных средств музыкального искусства.

Слайд 6.-8. Большой интерес у композиторов того времени вызывают такие жанры, как песня, песня без слов, танец, ноктюрн, баллада, романс. В своих произведениях, пронизанных яркой эмоциональностью и лиризмом, романтики стремятся передать все богатство внутреннего мира человека.

Учитель - Сейчас я раздам задания группам, прочитав которые вы должны будете решить о каком композиторе идет речь. Прошу командира прочитать текст и обсудить решение с командой. Затем прочитать текст всему классу и объявить вашу версию.

Задание для 1 группы: определить из текста о каком композиторе идет речь.

Слайды 9-11 «Его творчество почти целиком является пианистическим. Хотя редкий композиторский дар мог бы сделать его замечательным симфонистом, его деликатная, замкнутая натура довольствовалась рамками камерного жанра — если не считать, конечно, двух его замечательных фортепианных концертов. В полонезах, балладах композитор рассказывает о своей стране, о красотах её пейзажей. Вместе с тем он исключительно самобытен».

Задание для 2 группы: определить из текста о каком композиторе идет речь.

«Уже в детские годы мальчик проявил необыкновенные музыкальные способности. Он был окружён особым вниманием и заботой. Подобно Моцарту, он поражал окружающих музыкальной «одержимостью», неиссякаемой фантазией в импровизациях, прирождённым пианизмом. Его восприимчивость и музыкальная впечатлительность проявлялись бурно и необычно. Он мог плакать, слушая музыку, вскакивать ночью, чтобы подобрать на фортепиано запомнившуюся мелодию или аккорд. В своём январском номере за 1818 год одна из варшавских газет поместила несколько строк о первой музыкальной пьесе, сочинённой композитором, учащимся ещё в начальной школе. «Автор этого „Полонеза“ — написала газета, — ученик, которому ещё не исполнилось 8 лет. Это — настоящий гений музыки, с величайшей лёгкостью и исключительным вкусом. Исполняющий самые трудные фортепианные пьесы и сочиняющий танцы и вариации, которые вызывают восторг у знатоков и ценителей».

Задание 3 группе Слайды 12-13 Высшие и совершеннейшие между инструментальными созданиями __________ полны таланта, до сих пор никем не превзойденного, так что с ними могут соперничать лишь величайшие создания самого Бетховена. __________, создавший обширнейшую музыкальную литературу, как вокальную, так и инструментальную, наряду с Бетховеном – величайший мировой гений первой четверти XIX века.

Задание 4 группе Песни __________полны той глубочайшей сокровенной внутренней души человеческой, которая всегда закрыта и невыговариваема. ____________, создавший обширнейшую музыкальную литературу, как вокальную, так и инструментальную, наряду с Бетховеном – величайший мировой гений первой четверти XIX века.

Учитель – о каких композиторах идет речь? Кто узнал?

Обучающийся - это польский композитор – Ф.Шопен, австрийский композитор Ф.Шуберт

Композиторами – романтиками называют Паганини, Берлиоза, Шумана, Мендельсона, Листа, Верди, Брамса, многих других композитов, и, конечно же, Фридерика Шопена, польского композитора, с музыкой которого нам предстоит сегодня встретиться.

Здесь в зале сам Шопен, И сладок песен плен И чутко ловит слух Музыки длинный звук. Рояль, как белый дух, Мелодия плывет То радость в сердце льет, То светится печалью. Мелодия плывет… И легкий вальс цветет – То плачет, то смеется, То к небу вознесется, То эхом отзовется - Любви воспоминанье И гения дыханье.

4.Слушание (звучит «Вальс №6»)

Учитель - Почему этот вальс называют вальсом – минуткой?

- Какое настроение передает музыка?

- Как она построена?

- Каков музыкальный образ?Учитель - Легкость, танцевальность, хрупкость, пластичность – выразительная сторона музыки. Волчок, юла – изобразительный момент, он придает музыке веселое, радостное, шутливое настроение.

Не смотря на 3-частное построение, создается единый музыкальный образ – образ молодости и изящества.

- Шопен – необыкновенный композитор. У него нет ни симфоний, ни опер, ни балетов. Почти все его сочинения написаны только для фортепиано, но в звучании этого инструмента мы слышим такие яркие мелодии, такое богатство чувств и звуков, что они действуют на нас не меньше, чем лучшие симфонические произведения.

Учитель - Попробуем испытать это на себе.

(звучит «Вальс №7» си-минор) Серенада Ф.Шуберта.

Учитель - Какая частица жизни заключена в этом произведении?

- Каково его построение?

Какой это образ?

- Лирический, то печальный, то светлый, но, при этом, нежный и полётный.

Учитель - Кого можно представить, слушая это произведение ?

- Человека – мечтателя, человека – романтика.

Учитель - Это мужской или женский образ?

- Скорее, женский.

5Вокальнхоровая деятельность

6. Рефлексия. Итог

Учитель: Каким вы представляете себе человека – романтика?

-Что слушали на уроке?

- С каким композиторами вы познакомились?

- Какие произведения вам известны?

- Что такое романтизм?

- Каких вы знаете композиторов-романтиков

- С каким чувством вы уходите с урока?

- Что вам больше всего понравилось на уроке?