СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8 класс Урок №99-100 Подготовка и написание изложения с элементами сочинения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Текст для написания изложения - притча "Философ и лодочник". Данная тема поможет ученикам подготовиться к изложению с элементами сочинения, осознать важность и необходимость деятельности каждого человека, обдумать и выработать собственный подход к общению с учениками в классе в соответствии с моральными принципами. Ученики смогут выработать вдумчивое критическое отношение через диалогическое общение и умение отвечать на вопросы. Задачей учителя является поощрение и выработка позиции каждым учеником с учетом ценностей, приобретенных им в процессе работы с текстом.

Просмотр содержимого документа
«8 класс Урок №99-100 изложение»

Тема

Урок русского языка «Подготовка к изложению с элементами сочинения»

Ссылка

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 8 классе.

Общие цели

Данная тема поможет ученикам подготовиться к изложению с элементами сочинения, осознать важность и необходимость деятельности каждого человека, обдумать и выработать собственный подход к общению с учениками в классе в соответствии с моральными принципами. Ученики смогут выработать вдумчивое критическое отношение через диалогическое общение и умение отвечать на вопросы. Задачей учителя является поощрение и выработка позиции каждым учеником с учетом ценностей, приобретенных им в процессе работы с текстом.

Результаты обучения


Ученикам будут содействовать в:

  • понимании смысла текста;

  • работе над орфографией и синтаксическими конструкциями текста;

  • осознании необходимости собственной позиции;

  • формировании собственных идей о том, как необходимо поступать в определенной ситуации;

  • внедрении собственного опыта в конкретную ситуацию;

  • оценивании собственных поступков и поступков окружающих.

Основные идеи

  • Осознание учениками важности вклада каждого человека в течение жизни поможет им уважать друг друга, трепетно относится к привычкам, занятиям и способностям своих товарищей.

  • Ребята подумают о нравственном выборе человека, о силе прощения и взаимопомощи, предлагая свои варианты продолжения текста.

Задания:


Введение

Слово учителя. Здравствуйте, ребята. На каждом уроке мы с вами стараемся говорить о жизни, о тех ситуациях, которые в ней возникают. Вот и сегодня мы подготовимся к изложению с элементами сочинения, порассуждаем о жизни и взаимоотношениях людей, прочитав английскую сказку.


Презентация

Работа над заглавием текста. Ребята, перед вами название сказки «Философ и лодочник». Скажите, кто такой лодочник?

Что вы знаете о философах?

Словарная работа. У вас на столах лежат словари иностранных слов. Откройте их и найдите значение слов «философ» и «философия».

Итак, философия – это любовь к мудрости. А всегда ли человек, изучающий философию, будет мудрецом в жизненных ситуациях?


Применение

Направленное чтение с прогнозированием.

Первая часть.

Однажды философ пришел на берег широкой реки. Ему надо было переправиться на другой берег. Неподалеку он увидел лодочника и попросил перевезти его. Лодочник протянул ему руку, помог сесть в лодку, и они поплыли. По дороге философу пришло в голову, что лодочник, вероятно, круглый невежда.

- Скажи мне, учился ли ты когда-нибудь физике или химии? - спросил он.

- Никогда, – ответил лодочник.

- Тогда ты напрасно потерял четверть жизни, – заметил философ.

Лодочник продолжал грести. Тем временем поднялся ветер.

- Учился ли ты астрономии, бедняга? – спросил философ.

- Нет, никогда.

- Тогда ты напрасно потерял еще четверть жизни.

Лодочник продолжал грести, поглядывая на тучи, которые сгущались.

- Должно быть, ты никогда не изучал философии? – спросил философ.

- Разумеется, не изучал, – ответил лодочник.

- Как жаль! Ты потерял напрасно еще четверть жизни!

Между тем ветер крепчал, и волны становились все сильнее. «Может быть, все это очень важные вещи, но теперь моя очередь задавать вам вопросы», – подумал лодочник.


Вопросы группам по первой части.

Кто такой «невежда»?

Можем ли мы охарактеризовать философа как мудрого человека?

Как относится лодочник к людям, которые обращаются к нему за помощью?

Какова манера общения с людьми у философа?

Какой вопрос задаст лодочник философу?


Вторая часть.

- Учились ли вы плавать? – спросил лодочник.

- Зачем такому ученому человеку, как я, учиться плавать? – спросил вместо ответа философ.

В таком случае вы потеряли не четверть жизни, а всю жизнь, – ответил лодочник.

Волны опрокинули лодку, и оба оказались в воде.


Работа в группах по орфографии и пунктуации текста с маршрутными листами.

Философ создавал искусственную ситуацию неравенства людей. А сама природа и жизнь всё расставили по своим местам. Нам с вами для того чтобы написать изложение, нужно также всё упорядочить и поработать с текстом. У вас на столах лежит маршрутный лист на каждого участника группы.

Орфография. Подпишите лист и заполните первую графу маршрутного листа словами, правописание которых у вас может вызвать затруднение.

Я в свою очередь могу порекомендовать записать вам следующие слова: неподалёку (наречие), напрасно (наречие), невежда, астрономия, грести.

Работа с ключевыми словосочетаниями. Давайте поработаем над ключевыми словосочетаниями. Выпишите из текста 8 ключевых словосочетаний, которые помогли бы вам воссоздать текст.

Работа с синтаксисом и пунктуацией:

  • обращение «бедняга»;

  • вводные слова: «разумеется», «должно быть», «может быть»;

  • сложные предложения. (Лодочник протянул ему руку, помог сесть в лодку, и они поплыли. По дороге философу пришло в голову, что лодочник, вероятно, круглый невежда. Лодочник продолжал грести, поглядывая на тучи, которые сгущались. Между тем ветер крепчал, и волны становились все сильнее. Волны опрокинули лодку, и оба оказались в воде. «Может быть, все это очень важные вещи, но теперь моя очередь задавать вам вопросы», – подумал лодочник.).

Выпишите номера сложных предложений, исключая диалог. (4,5,6,7,8,9).

Работа над диалогом и прямой речью.


Подготовка учащихся к элементам сочинения.

Для того чтобы вам продолжить сказку, нужно проанализировать поведение героев и их позицию. Обобщить свои представления о персонажах.

Первая группа составляет пятистишие «Лодочник».

Вторая группа составляет пятистишие «Философ».

Третья группа составляет диаграмму Вена «Лодочник и философ».

Четвёртая группа пишет совет философу.


Выступление групп. Дополнения. Обмен мыслями.

Учащиеся, работая в группах, обсуждают завершение сказки.

Лодочник и философ оказались в воде. С этого момента вам нужно придумать своё завершение сказки. Обсудите в группах, каким могло бы быть продолжение. Что случилось дальше?

Ответы групп

Приблизительные ответы учеников. (Далеко не все считают, что философ утонул. Есть предположение, что лодочник спас философа, и с тех пор философ стал с уважением относиться к труду лодочника и к другим занятиям, не связанным с наукой. Некоторые считают, что спасенный философ понял, насколько глупыми и самонадеянными были его вопросы. Многие думают, что лодочник с тех пор стал интересоваться наукой, а философ – учиться плавать.).


Завершение английской сказки

Лодка утонула, лодочник выплыл на берег, а что касается философа, никто не знает, что с ним произошло.

Слово учителя: «Вот так заканчивается сказка, но каждый из нас всё-таки делает свой выбор. Думаю, что, поработав над текстом, вы хорошо напишите изложение с интересным продолжением. Желаю вам успеха!»


Источники:

Английская сказка «Философ и лодочник». // 1september.ru

Материалы портала сайта ЦПМ по стратегиям обучения критическому мышлению – www.cpm.kz

Программа курсов повышения квалификации педагогов общеобразовательных школ Республики Казахстан «Руководство для учителя. Третий (базовый уровень)».

Презентация Power Point.

Последующее задание:

Подумать над продолжением сказки.

Последующее чтение:

Прочитать сведения из маршрутного листа.


Просмотр содержимого документа
«Сказка»

Сказка «Философ и лодочник».

Первая часть.

Однажды философ пришел на берег широкой реки. Ему надо было переправиться на другой берег. Неподалеку он увидел лодочника и попросил перевезти его. Лодочник протянул ему руку, помог сесть в лодку, и они поплыли. По дороге философу пришло в голову, что лодочник, вероятно, круглый невежда.

- Скажи мне, учился ли ты когда-нибудь физике или химии? - спросил он.

- Никогда, – ответил лодочник.

- Тогда ты напрасно потерял четверть жизни, – заметил философ.

Лодочник продолжал грести. Тем временем поднялся ветер.

- Учился ли ты астрономии, бедняга? – спросил философ.

- Нет, никогда.

- Тогда ты напрасно потерял еще четверть жизни.

Лодочник продолжал грести, поглядывая на тучи, которые сгущались.

- Должно быть, ты никогда не изучал философии? – спросил философ.

- Разумеется, не изучал, – ответил лодочник.

- Как жаль! Ты потерял напрасно еще четверть жизни!

Между тем ветер крепчал, и волны становились все сильнее. «Может быть, все это очень важные вещи, но теперь моя очередь задавать вам вопросы», – подумал лодочник.





Вторая часть.

- Учились ли вы плавать? – спросил лодочник.

- Зачем такому ученому человеку, как я, учиться плавать? – спросил вместо ответа философ.

- В таком случае вы потеряли не четверть жизни, а всю жизнь, – ответил лодочник.

Волны опрокинули лодку, и оба оказались в воде.




Сказка «Философ и лодочник».

Первая часть.

Однажды философ пришел на берег широкой реки. Ему надо было переправиться на другой берег. Неподалеку он увидел лодочника и попросил перевезти его. Лодочник протянул ему руку, помог сесть в лодку, и они поплыли. По дороге философу пришло в голову, что лодочник, вероятно, круглый невежда.

- Скажи мне, учился ли ты когда-нибудь физике или химии? - спросил он.

- Никогда, – ответил лодочник.

- Тогда ты напрасно потерял четверть жизни, – заметил философ.

Лодочник продолжал грести. Тем временем поднялся ветер.

- Учился ли ты астрономии, бедняга? – спросил философ.

- Нет, никогда.

- Тогда ты напрасно потерял еще четверть жизни.

Лодочник продолжал грести, поглядывая на тучи, которые сгущались.

- Должно быть, ты никогда не изучал философии? – спросил философ.

- Разумеется, не изучал, – ответил лодочник.

- Как жаль! Ты потерял напрасно еще четверть жизни!

Между тем ветер крепчал, и волны становились все сильнее. «Может быть, все это очень важные вещи, но теперь моя очередь задавать вам вопросы», – подумал лодочник.





Вторая часть.

- Учились ли вы плавать? – спросил лодочник.

- Зачем такому ученому человеку, как я, учиться плавать? – спросил вместо ответа философ.

- В таком случае вы потеряли не четверть жизни, а всю жизнь, – ответил лодочник.

Волны опрокинули лодку, и оба оказались в воде.