Введение Слово учителя. Здравствуйте, ребята. На каждом уроке мы с вами стараемся говорить о жизни, о тех ситуациях, которые в ней возникают. Вот и сегодня мы подготовимся к изложению с элементами сочинения, порассуждаем о жизни и взаимоотношениях людей, прочитав английскую сказку. Презентация Работа над заглавием текста. Ребята, перед вами название сказки «Философ и лодочник». Скажите, кто такой лодочник? Что вы знаете о философах? Словарная работа. У вас на столах лежат словари иностранных слов. Откройте их и найдите значение слов «философ» и «философия». Итак, философия – это любовь к мудрости. А всегда ли человек, изучающий философию, будет мудрецом в жизненных ситуациях? Применение Направленное чтение с прогнозированием. Первая часть. Однажды философ пришел на берег широкой реки. Ему надо было переправиться на другой берег. Неподалеку он увидел лодочника и попросил перевезти его. Лодочник протянул ему руку, помог сесть в лодку, и они поплыли. По дороге философу пришло в голову, что лодочник, вероятно, круглый невежда. - Скажи мне, учился ли ты когда-нибудь физике или химии? - спросил он. - Никогда, – ответил лодочник. - Тогда ты напрасно потерял четверть жизни, – заметил философ. Лодочник продолжал грести. Тем временем поднялся ветер. - Учился ли ты астрономии, бедняга? – спросил философ. - Нет, никогда. - Тогда ты напрасно потерял еще четверть жизни. Лодочник продолжал грести, поглядывая на тучи, которые сгущались. - Должно быть, ты никогда не изучал философии? – спросил философ. - Разумеется, не изучал, – ответил лодочник. - Как жаль! Ты потерял напрасно еще четверть жизни! Между тем ветер крепчал, и волны становились все сильнее. «Может быть, все это очень важные вещи, но теперь моя очередь задавать вам вопросы», – подумал лодочник. Вопросы группам по первой части. Кто такой «невежда»? Можем ли мы охарактеризовать философа как мудрого человека? Как относится лодочник к людям, которые обращаются к нему за помощью? Какова манера общения с людьми у философа? Какой вопрос задаст лодочник философу? Вторая часть. - Учились ли вы плавать? – спросил лодочник. - Зачем такому ученому человеку, как я, учиться плавать? – спросил вместо ответа философ. В таком случае вы потеряли не четверть жизни, а всю жизнь, – ответил лодочник. Волны опрокинули лодку, и оба оказались в воде. Работа в группах по орфографии и пунктуации текста с маршрутными листами. Философ создавал искусственную ситуацию неравенства людей. А сама природа и жизнь всё расставили по своим местам. Нам с вами для того чтобы написать изложение, нужно также всё упорядочить и поработать с текстом. У вас на столах лежит маршрутный лист на каждого участника группы. Орфография. Подпишите лист и заполните первую графу маршрутного листа словами, правописание которых у вас может вызвать затруднение. Я в свою очередь могу порекомендовать записать вам следующие слова: неподалёку (наречие), напрасно (наречие), невежда, астрономия, грести. Работа с ключевыми словосочетаниями. Давайте поработаем над ключевыми словосочетаниями. Выпишите из текста 8 ключевых словосочетаний, которые помогли бы вам воссоздать текст. Работа с синтаксисом и пунктуацией: обращение «бедняга»; вводные слова: «разумеется», «должно быть», «может быть»; сложные предложения. (Лодочник протянул ему руку, помог сесть в лодку, и они поплыли. По дороге философу пришло в голову, что лодочник, вероятно, круглый невежда. Лодочник продолжал грести, поглядывая на тучи, которые сгущались. Между тем ветер крепчал, и волны становились все сильнее. Волны опрокинули лодку, и оба оказались в воде. «Может быть, все это очень важные вещи, но теперь моя очередь задавать вам вопросы», – подумал лодочник.). Выпишите номера сложных предложений, исключая диалог. (4,5,6,7,8,9). Работа над диалогом и прямой речью. Подготовка учащихся к элементам сочинения. Для того чтобы вам продолжить сказку, нужно проанализировать поведение героев и их позицию. Обобщить свои представления о персонажах. Первая группа составляет пятистишие «Лодочник». Вторая группа составляет пятистишие «Философ». Третья группа составляет диаграмму Вена «Лодочник и философ». Четвёртая группа пишет совет философу. Выступление групп. Дополнения. Обмен мыслями. Учащиеся, работая в группах, обсуждают завершение сказки. Лодочник и философ оказались в воде. С этого момента вам нужно придумать своё завершение сказки. Обсудите в группах, каким могло бы быть продолжение. Что случилось дальше? Ответы групп Приблизительные ответы учеников. (Далеко не все считают, что философ утонул. Есть предположение, что лодочник спас философа, и с тех пор философ стал с уважением относиться к труду лодочника и к другим занятиям, не связанным с наукой. Некоторые считают, что спасенный философ понял, насколько глупыми и самонадеянными были его вопросы. Многие думают, что лодочник с тех пор стал интересоваться наукой, а философ – учиться плавать.). Завершение английской сказки Лодка утонула, лодочник выплыл на берег, а что касается философа, никто не знает, что с ним произошло. Слово учителя: «Вот так заканчивается сказка, но каждый из нас всё-таки делает свой выбор. Думаю, что, поработав над текстом, вы хорошо напишите изложение с интересным продолжением. Желаю вам успеха!» |