СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А. Фет «Ласточки пропали...»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«А. Фет «Ласточки пропали...»»

Урок 2 4. А. Фет «Ласточки пропали...»

Цели: познакомить учащихся со стихотворением А. Фета «Ла­сточки пропали...»; обучать правильному чтению стихов; разви­вать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать сти­хотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический текст; наблюдать за жиз­нью слов в художественном тексте, объяснять интересные выра­жения в лирическом тексте.

Оборудование: портрет А. Фета, сборники его стихов; картины на тему осени; карточки (текст для речевой разминки, задания).

Ход урока

  1. Организационный момент.

 Прозвенел уже звонок! 
Начинать пора урок! 
Пришло время вычислять, 
На вопросы отвечать! 

2.Речевая разминка

  • Прочитайте стихотворение.

Осенью

Когда сквозная паутина

Разносит нити ясных дней

И под окном у селянина

Далекий благовест слышней.

Мы не грустим, пугаясь снова

Дыханья близкого зимы,

А голос лета прожитого

Яснее понимаем мы.

А. Фет

  • Прочитаем стихотворение все вместе, в медленном темпе.

- Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении? (Дети делятся своими впечатлениями.)

  • Прочитайте с интонацией удивления.

  • Прочитайте с утвердительной интонацией.

  • Прочитайте с интонацией раздражения.

  • Прочитайте с интонацией восхищения.

  • Прочитайте с веселой интонацией.

  • Прочитайте выразительно.

3.Проверка домашнего задания

  • Вспомните имена поэтов, произведения которых мы изучали.

  • Стихи каких поэтов похожи по настроению? (Стихи К. Бальмонта и А. Плещеева.)

  • Какое из них вы выучили? Прочитайте.

4.Работа по теме урока. Подготовительная работа

  • Еще одно стихотворение, с которым мы познакомимся, — «Ласточки пропали...». Его написал Афанасий Фет.

Материал для учителя

Афанасий Афанасьевич Фет (1820—1892) - замечательный русский поэт. Он родился в селе Новоселки Мценского уезда Орловской губер­нии. Когда мальчик подрос, он воспитывался в пансионе Крюммера и Погодинском пансионе в Москве. В 1838 г. он поступил в Московский университет, где начал писать стихи. В 1840 г. вышел его первый поэти­ческий сборник под инициалами А.Ф.

С детства поэт любил природу родных лесов и полей. Нравилось ему наблюдать за приходом весны, когда природа просыпается.

Снова птицы летят издалека,

К берегам, расторгающим лед.

Солнце теплое ходит высоко

И душистого ландыша ждет.

А за весной - лето с ягодами, грибами, купанием в реке и катанием на лошадях.

За мглой ветвей синеют неба своды,

Как дымкою подернуты слегка,

И, как мечты почиющей природы.

Волнистые приходят облака...

Но уносили грачи, ласточки, утки лето красное далеко-далеко, за си­ние горы. И наступала осень. Какая она в стихах Фета? Прекрасная!..

5.Чтение и обсуждение стихотворения. (Учитель читает стихотворение «Ласточки пропали...» нас. 71.)

  • Что вы представили, слушая стихотворение? (Дети отвечают на вопрос, затем читают стихотворение вы­разительно.)

  • По каким признакам вы узнали, что в стихотворении изо­бражена осень?

  • Найдите строки, в которых изображается осеннее замира­ние природы.

- О какой осени рассказывает автор?

6.Физкультминутка

Движения

Покачайтесь, покружитесь.

Потянитесь, распрямитесь

Приседайте, приседайте.

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка вприсядку.

Глубоко теперь вздохните.

Сядьте тихо, отдохните.

Все в порядок приведите

И читать, друзья, начните.

7. Продолжение работы по теме урока

- А сейчас мы будем анализировать стихотворение по частям.

Часть 1 (Дети читают вслух 1-ю часть.)

- Что вы представили?

- Что сказано о ласточках?

- Что значит «пропали»?

- О каких еще птицах говорится в этой части?

- Когда грачи летали?

- Что такое заря?

- Почему следующая строчка начинается со слова «всё»? (Значит, долго грачи летали.)

- С чем сравнивает автор стаю грачей? (С сетью.)

- Почему делается такое сравнение?

-Что значит «мелькала»? (Работа со словарем.)

- Для чего автор использует слово «вон»?

-Как вы прочитаете это слово?

Часть 2 (Дети читают вслух 2-ю часть.)

- Какую картину вы увидели?

- Что вы услышали?

- Прочитайте первые две строчки.

- О каком явлении природы говорит автор?

- Прочитайте третью строчку.

- Почему лист, а не листья?

- Почему лист сухой?

- Что значит «валится»? Обратите внимание на ударение в этом слове.

- Еще раз прочитайте строчку, в которой говорится о листе.

- Что вы услышали? (Повторяется звук [с].)

- Автор, подобрав такие слова, передает шорох листьев зву­ками.

- Название такого приема — звукопись. А теперь про­читайте последние строчки этой части.

- Какой образ появился? (Образ ветра.)

- Что сказано о ветре?

-О ком можно так сказать?

- Ветер, как человек, - злится

- . Какой прием использует здесь автор? (Олицетворение.)

- Какое слово в этой строчке подскажет, как читать эти слова?

- Как ветер может стучать в окно?

Часть 3. (Дети читают вслух 3-ю часть.)

- В предыдущих частях автор рисует картину природы, а в этой части он говорит о своих чувствах.

- О чем просит автор? Почему?

- Какой знак стоит в конце предложения?

- Для чего автор использует этот знак? (Автор просит зиму поскорее насту­пить.)

- Какие птицы уносят на крыльях последние дни осени? (Жу­равли.)

- Как они летят?

- Почему они кричат?

- Они действительно испугались?

- Определите, какой прием использует автор? (Сравнение.)

- Почему журавли кричат?

- Куда летят птицы?

- Обратите внимание на постановку запятых в этих строчках.

- После слова «раскричавшись», необходимо сделать паузу. Почему? (После анализа дети читают все стихотворение выразительно.)

  1. Рефлексия

- Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.

9.Подведение итогов урока

- Назовите автора стихотворения, которое мы сегодня читали.

- Какое настроение вы почувствовали?

- Выберите слова, кото­рые помогут рассказать о настроении этого стихотворения: восхищение, печаль, радость, удивление, удовольствие, лю­бование, раздражение, тоска, грусть, безразличие.

- Знаете ли вы, что у этого стихотворения есть продолжение?

- Попробуйте его найти, принесите на следующий урок.

10.Домашнее задание. Выучить стихотворение наизусть (с. 71).