Урок 2 4. А. Фет «Ласточки пропали...»
Цели: познакомить учащихся со стихотворением А. Фета «Ласточки пропали...»; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический текст; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте.
Оборудование: портрет А. Фета, сборники его стихов; картины на тему осени; карточки (текст для речевой разминки, задания).
Ход урока
Организационный момент.
Прозвенел уже звонок!
Начинать пора урок!
Пришло время вычислять,
На вопросы отвечать!
2.Речевая разминка
Осенью
Когда сквозная паутина
Разносит нити ясных дней
И под окном у селянина
Далекий благовест слышней.
Мы не грустим, пугаясь снова
Дыханья близкого зимы,
А голос лета прожитого
Яснее понимаем мы.
А. Фет
Прочитаем стихотворение все вместе, в медленном темпе.
- Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении? (Дети делятся своими впечатлениями.)
Прочитайте с интонацией удивления.
Прочитайте с утвердительной интонацией.
Прочитайте с интонацией раздражения.
Прочитайте с интонацией восхищения.
Прочитайте с веселой интонацией.
Прочитайте выразительно.
3.Проверка домашнего задания
Вспомните имена поэтов, произведения которых мы изучали.
Стихи каких поэтов похожи по настроению? (Стихи К. Бальмонта и А. Плещеева.)
Какое из них вы выучили? Прочитайте.
4.Работа по теме урока. Подготовительная работа
Еще одно стихотворение, с которым мы познакомимся, — «Ласточки пропали...». Его написал Афанасий Фет.
Материал для учителя
Афанасий Афанасьевич Фет (1820—1892) - замечательный русский поэт. Он родился в селе Новоселки Мценского уезда Орловской губернии. Когда мальчик подрос, он воспитывался в пансионе Крюммера и Погодинском пансионе в Москве. В 1838 г. он поступил в Московский университет, где начал писать стихи. В 1840 г. вышел его первый поэтический сборник под инициалами А.Ф.
С детства поэт любил природу родных лесов и полей. Нравилось ему наблюдать за приходом весны, когда природа просыпается.
Снова птицы летят издалека,
К берегам, расторгающим лед.
Солнце теплое ходит высоко
И душистого ландыша ждет.
А за весной - лето с ягодами, грибами, купанием в реке и катанием на лошадях.
За мглой ветвей синеют неба своды,
Как дымкою подернуты слегка,
И, как мечты почиющей природы.
Волнистые приходят облака...
Но уносили грачи, ласточки, утки лето красное далеко-далеко, за синие горы. И наступала осень. Какая она в стихах Фета? Прекрасная!..
5.Чтение и обсуждение стихотворения. (Учитель читает стихотворение «Ласточки пропали...» нас. 71.)
Что вы представили, слушая стихотворение? (Дети отвечают на вопрос, затем читают стихотворение выразительно.)
По каким признакам вы узнали, что в стихотворении изображена осень?
Найдите строки, в которых изображается осеннее замирание природы.
- О какой осени рассказывает автор?
6.Физкультминутка
Движения
Покачайтесь, покружитесь.
Потянитесь, распрямитесь
Приседайте, приседайте.
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку.
Глубоко теперь вздохните.
Сядьте тихо, отдохните.
Все в порядок приведите
И читать, друзья, начните.
7. Продолжение работы по теме урока
- А сейчас мы будем анализировать стихотворение по частям.
Часть 1 (Дети читают вслух 1-ю часть.)
- Что вы представили?
- Что сказано о ласточках?
- Что значит «пропали»?
- О каких еще птицах говорится в этой части?
- Когда грачи летали?
- Что такое заря?
- Почему следующая строчка начинается со слова «всё»? (Значит, долго грачи летали.)
- С чем сравнивает автор стаю грачей? (С сетью.)
- Почему делается такое сравнение?
-Что значит «мелькала»? (Работа со словарем.)
- Для чего автор использует слово «вон»?
-Как вы прочитаете это слово?
Часть 2 (Дети читают вслух 2-ю часть.)
- Какую картину вы увидели?
- Что вы услышали?
- Прочитайте первые две строчки.
- О каком явлении природы говорит автор?
- Прочитайте третью строчку.
- Почему лист, а не листья?
- Почему лист сухой?
- Что значит «валится»? Обратите внимание на ударение в этом слове.
- Еще раз прочитайте строчку, в которой говорится о листе.
- Что вы услышали? (Повторяется звук [с].)
- Автор, подобрав такие слова, передает шорох листьев звуками.
- Название такого приема — звукопись. А теперь прочитайте последние строчки этой части.
- Какой образ появился? (Образ ветра.)
- Что сказано о ветре?
-О ком можно так сказать?
- Ветер, как человек, - злится
- . Какой прием использует здесь автор? (Олицетворение.)
- Какое слово в этой строчке подскажет, как читать эти слова?
- Как ветер может стучать в окно?
Часть 3. (Дети читают вслух 3-ю часть.)
- В предыдущих частях автор рисует картину природы, а в этой части он говорит о своих чувствах.
- О чем просит автор? Почему?
- Какой знак стоит в конце предложения?
- Для чего автор использует этот знак? (Автор просит зиму поскорее наступить.)
- Какие птицы уносят на крыльях последние дни осени? (Журавли.)
- Как они летят?
- Почему они кричат?
- Они действительно испугались?
- Определите, какой прием использует автор? (Сравнение.)
- Почему журавли кричат?
- Куда летят птицы?
- Обратите внимание на постановку запятых в этих строчках.
- После слова «раскричавшись», необходимо сделать паузу. Почему? (После анализа дети читают все стихотворение выразительно.)
Рефлексия
- Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.
9.Подведение итогов урока
- Назовите автора стихотворения, которое мы сегодня читали.
- Какое настроение вы почувствовали?
- Выберите слова, которые помогут рассказать о настроении этого стихотворения: восхищение, печаль, радость, удивление, удовольствие, любование, раздражение, тоска, грусть, безразличие.
- Знаете ли вы, что у этого стихотворения есть продолжение?
- Попробуйте его найти, принесите на следующий урок.
10.Домашнее задание. Выучить стихотворение наизусть (с. 71).