Урок №57.
Тема: Обсуждение рассказа А. Куприна «Чудесный доктор».
2-ой час
Цели:
О: организовать работу по обсуждению рассказа А. Куприна «Чудесный доктор».
В: продолжить разговор о гуманности, привлекая внимание учащихся к поступкам исторических личностей.
Ход урока
Организационный момент.
Работа по теме урока.
Психологический настрой к восприятию новой темы.
Сейчас к нам придёт волшебница и подарит волшебный цветок. На нём будет один лепесток. Вы можете загадать только одно желание. Запишите на нём своё желание. Помните: у вас только один лепесток.
Какое желание, на ваш взгляд, было самым важным?
Какие дела можно назвать добрыми?
А обязательно ли иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела?
Достаточно иметь доброе сердце. И не ждать, когда тебя об этом попросят.
Добро бескорыстно
Слово учителя. Сообщение темы урока. Постановка целей урока.
Жизнь людей на земле – и взрослых, и детей – на протяжении всей истории человечества не была простой.
Безработица, отсутствие средств к существованию, болезни, невозможность ничем помочь самым близким людям… И тогда у человека опускаются руки. Им овладевает отчаяние. И потому помощь, которая (к сожалению, далеко не всегда) приходит в критический момент, воспринимается как чудо…
Сегодня мы обсудим такой рассказ, а называется он «Чудесный доктор». Написал его Александр Иванович Куприн.
Словарная работа.
Подберите однокоренные слова к слову «чудесный». (чудо, чудак, чудаковатый, чудачество, чудачка, чудесно, чудик, чудить, чудиться, чудище, чудной, чудный )
Как вы понимаете значение слова «чудесный»?
Познакомьтесь со словарными определениями этого слова.
Чудесный – 1) Являющийся чудом, сверхъестественный, волшебный.
2) Проникнутый фантастикой, полный чудес; удивительный, необычный.
3) Чудный, замечательный
Работа над рассказом «Чудесный доктор».
Обзор содержания рассказа (краткий пересказ).
Беседа.
(Зимой, перед Рождеством или Новым годом: можно было увидеть сквозь окна «елку, которая издали казалась громадной гроздью ярких, сияющих пятен, иногда они слышали даже звуки веселой польки», «праздничное оживление толпы», «смеющиеся лица нарядных дам»…) Чем вы можете объяснить впечатление, которое произвела «великолепная выставка» витрины на мальчиков?
Как вы относитесь к праздникам? Какие чувства испытываете при их приближении? Может ли семья Мерцалова надеяться на сюрпризы, подарки в праздничные дни\
Как в рассказе передается царившая в доме Мерцаловых атмосфера? Приведите примеры из текста.
Чем объясняли свой отказ те, к кому Мерцалов обращался за помощью?
Перечислите способы, с помощью которых Мерцалов пробовал достать денег.
В каком состоянии был Мерцалов накануне встречи с незнакомцем? (Им овладело отчаяние, потому что ему неоткуда было ждать помощи, он не мог рассчитывать на сострадание окружающих.)
Как вы понимаете высказывание современного ученого Ильи Шевелева:
«Чем жизнь тяжелее, тем одни люди становятся черствее, а другие – милосерднее»?
К кому из персонажей рассказа вы могли бы применить эти слова?
Почему незнакомец присел на скамейку рядом с Мерцаловым?
Почему он не ушел после «озлобленных криков» Мерцалова?
Почему незнакомец, уходя от Мерцаловых, не назвал своего имени? Почему не дал деньги открыто?
Деятельность Н.И. Пирогова.
Николай Иванович Пирогов (1810–1881) – хирург, анатом, педагог, общественный деятель, основоположник военно-полевой хирургии; способствовал подготовке сестер милосердия Крестовоздвиженской общины в России в период военных действий в Крыму в 1853–1856 годах. Позднее, в 1867 году, это движение оформилось в Российское общество попечения о раненых и больных воинах, переименованное в 1879 году в Российское общество Красного Креста (РОКК).
Н.И. Пирогов работал преподавателем – консультантом в Свято-Троицкой общине сестер милосердия община занималась попечением бедных больных, утешением скорбящих, приведением на истинный путь, страдающих пороками людей, воспитанием беспризорных детей и исправлением детей с дурными наклонностями.
В самом начале Крымской войны в Петербурге была утверждена Крестовоздвиженская община. Это было первое в мире женское медицинское формирование по оказанию помощи раненым на поле боя. Руководить деятельностью сестер в Крыму было поручено Н.И. Пирогову. Он писал:
“Доказано уже опытом, что никто лучше женщин не может сочувствовать страданиям больного и окружать его попечениями, не известными и, так сказать, не свойственными мужчинами”.
В это время Н.И. Пирогов писал своей жене: “… подумай, мы живем на земле не для себя только”. Принцип этот “жить не только для себя” считал основной сестринского милосердия. Позднее в одном из писем Е.М. Бакуниной он заметил, что больных и раненых “мы не делим на своих и чужих”. В 1867 году образовано было новое общество попечения о больных, оно получило название Красного Креста. Н.И. Пирогов принимал участие в его деятельности.
С 1866 года жил в своем имении с. Вишня (ныне с. Пирогово, около г. Винницы) почти безвыездно В 1897 в Москве Пирогову был воздвигнут памятник.
«Чудесный доктор» как святочный рассказ (проверка выполнения ДЗ; развернутый ответ)
Описание чудесных событий, которые предопределяют душевное прозрение или перерождение героя.
Счастливая развязка.
Ведущий мотив рождественских рассказов – милосердие и сочувствие к ребенку.
Строгое разделение добра и зла.
Сведения услышаны или пережиты автором
Особенности композиции.
Рамочная.. Рассказ в рассказе.
Итоги урока.
Подведение итогов
Прочитай высказывания, выбери то, которое заключает главную мысль произведения и прокомментируй его.
Никто из нас не имеет права пройти мимо страданий, за которые мы, собственно, не несем ответственности, и не предотвратить их. А.Швейцер
За дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком, постоянно стучать и напоминать, что есть несчастные и что после непродолжительного счастья наступает несчастье. А.Чехов
Высушить одну слезу - больше доблести, чем пролить целое море крови.
Дж.Байрон
ДЗ
Чтение рассказа Л.Андреева «Ангелочек».