Фамилия, имя, отчество: Измайлова Ритта Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ «Жедайская СОШ» Олекминского района Республики Саха (Якутия)
Предмет: Литературное чтение.
Тема: «А. П. Чехов. Белолобый» (1 урок – 45 минут)
Класс: 3
Аннотация: место урока в учебном курсе – раздел «Братья наши меньшие» (12 ч.), 1-ый урок. Урок проведен с использованием современных технологий: разноуровневая, здоровьесберегающая, ИКТ (презентация, интерактивная доска, Интернет-ресурсы для подготовки к уроку (http://pedsovet.su, http://metodsovet.su, http://www.edu54.ru), технология работы в парах.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Вид урока: Комбинированный урок с использованием ИКТ.
Конспект урока
литературного чтения в 3 классе
Тема урока: А.П.Чехов «Белолобый»
Цели урока:
1.Образовательные:
- познакомить детей с биографией и творчеством А.П.Чехова;
- провести анализ главных героев произведения «Белолобый»;
- совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного и выразительного чтения;
- развивать умения составлять план текста;
- формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.
2.Развивающие:
- развивать устную речь учащихся, творческое воображение, умение анализиро-вать, обобщать, сопоставлять;
- формировать читательскую самостоятельность;
- развивать образное и логическое мышление,;
- расширять кругозор и словарный запас учащихся;
- развивать наблюдательность за поведением животных.
3. Воспитательные:
- воспитание норм нравственного поведения через осмысление художественного произведения;
- воспитание интереса к миру детской художественной литературы, бережного отношения к природе;
- создание успеха для каждого ребёнка.
Формирование УУД
Личностные:
- ценить и принимать базовые ценности: «добро», «природа», «терпение», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого»; освоение личностного смысла учения; оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественного текста с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.
Регулятивные:
- самостоятельно организовывать свое рабочее место, определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий на уроках, правильность выполнения задания, оценивать свою работу.
Познавательные:
- ориентироваться в учебнике, определять умения, которые будут сформированы; строить предположения, извлекать информацию; анализировать, сравнивать, наблюдать , делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные:
- участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки; оформлять свои мысли в устной речи, понимать прочитанное; понимать точку зрения другого, соблюдать правила речевого этикета; участвовать в паре.
Оборудование: портрет А.П.Чехова, выставка книг А.П.Чехова, интерактивная доска, презентация, раздаточный материал – таблички с цифрами для заполнения в соответствии с заданием, карточки с алфавитом, учебник Э.Э. Кац «Литературное чтение. 3 класс. Часть 2».
Ход урока.
Оргмомент. Эмоциональный настрой.
Чтение стихотворения учеником.
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
- Подарите улыбки друг другу... Поприветствуйте наших гостей. Начинаем урок литературного чтения.
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
- Ответьте на мои вопросы, заполните кроссворд, и вы узнаете, с творчеством какого писателя мы познакомимся сегодня на уроке. (Дети заполняют кроссворд.)
(Слайд 1)
1.Кто называет зиму «чародейкой»? (Ф.И.Тютчев)
2.Назовите фамилию поэта, автора строк:
«Кот поет, глаза прищуря,
Мальчик дремлет на ковре,
На дворе играет буря,
Ветер свищет на дворе». (А.А. Фет)
3. Кому из поэтов принадлежат строки:
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе...
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый... (Д. Хармс)
4. Автор рассказа «Прыжок»? (Л.Н. Толстой)
5. Детский писатель, написавший «Тараканище», «Мойдодыр», «Доктор Айболит» и другие. ( К.И.Чуковский)
(На доске появляется портрет поэта и годы жизни 1860 – 1904) (Слайд 2)
III. Знакомством с биографией А.П.Чехова. (Рассказывают дети – 6 учащихся)
- А.П.Чехов – знаменитый русский писатель. Родился он 29 января 1860г. на берегу Азовского моря в г. Таганроге, в маленьком домике на Полицейской улице. (Слайд 3). В этом доме Антон Чехов начинал постигать мир, делал первые шаги, произносил первые слова.
- Отец, Павел Егорович, был купцом и имел бакалейную лавку. (Слайд 4). Мать, Евгения Яковлевна – домохозяйка. Открыта лавка была с пяти часов утра до одиннадцати ночи, и когда отец куда-нибудь уходил, в лавке по очереди сидели дети. Детей было шестеро: пять сыновей и одна дочь.
- Когда Антоше исполнилось восемь лет, его отдали в гимназию, где уже учились старшие братья. (Слайд 5). Правда, Антон не блистал в гимназии. Но дело было не в нерадивости. Ему просто некогда было учиться. Мальчик был занят в церковном хоре и отцовской лавке.
- В 1879г. окончив гимназию, Антон поступил на медицинский факультет Московского университета. (Слайд 6). После окончания университетского курса в звании уездного врача писатель приступил к лекарской деятельности и до конца жизни искренне считал, что медицина — главное его дело и призвание.
- (Слайд 7) В круг детского чтения вошли рассказы и повести «Ванька», «Беглец», «Мальчики», «Каштанка», «Налим» и др.
Последнее десятилетие жизни Чехов болел, часто лечился за границей. Врачи предписали ему перемену климата, и в 1898-1904г.г. он жил на собственной даче Ялте. (Слайд 8)
- Его здоровье резко ухудшалось. По совету врачей он отправился на лечение в курортный немецкий городок Баденвейлер. (Слайд 9). Здесь 15 июля 1904 года Антон Павлович Чехов скоропостижно скончался. Тело его было перевезено в Москву и похоронено на Новодевичьем кладбище недалеко от могилы его отца.
Прочитать последнее предложение на слайде!
Рассматривание выставки книг.
- Обратите внимание на выставку книг А.П.Чехова для дополнительного чтения, которые вы можете взять в классной библиотеке и прочитать.
IV. Определение темы урока.
Работа в парах.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым для вас произведением. Давайте в таблички с цифрами впишем соответствующие буквы алфавита и получим название произведения.
Постановка темы урока.
- Назовите тему нашего урока. (Слайд 10) - записать в тетрадь
- Как вы понимаете слово «белолобый»?
- Рассмотрите иллюстрацию. (Слайд 11) - вопрос на слайде
- О ком будет рассказ? Ваши предположения?
- Кого автор назвал Белолобый?
V. Работа над произведением А.П.Чехова «Белолобый». (стр. 80)
Чтение рассказа учителем и детьми. (В течение 15-20 минут!!!)
Дети читают, по ходу чтения идет словарная работа.
Словарная работа. (Слайд 12)
Падаль – труп павшего животного.
Хлев – помещение для скота.
Верста – старая русская мера длины, равная 1,06 км.
Зимовье – место, жильё, где зимуют люди, животные.
Механик – специалист, наблюдающий за работой машин.
Ярка – молодая овца.
Невежа – грубый, невоспитанный.
Логово – место, где обитает зверь (на земле, в неглубокой яме).
Наст – твердая корка на снегу.
Слега – толстая жердь, брус.
Размышление над прочитанным по вопросам.
- Определите жанр этого произведения. (Рассказ)
- Какое настроение вызвал прочитанный рассказ?
- Какой эпизод вас больше всего взволновал? Объясните, чем он привлёк ваше внимание?
- Совпали ли ваши предположения, кого автор назвал Белолобый?
- Подумайте, какой это рассказ? (Слайд 13)
VI. Физкультминутка.
А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли!
Руки в стороны, вперёд.
Потянулись и нагнулись,
В исходное положение вернулись!
Повернулись вправо – влево!
Тихо сели. Вновь за дело.
VII. Анализ текста. Разбор образов и характеров главных героев. Составление плана.
- Давайте разделим рассказ на смысловые части и придумаем им названия. Сколько частей можно выделить? (Записать в тетрадь – План:)
1-я часть
- Где происходит действие?
- О ком рассказывает автор?
- Найдите и прочитайте, как автор описывает волчиху? (стр.80-81)
- Чехов рассказал о физическом состоянии, мыслях и переживаниях зверя, но не описал наружность голодной больной волчихи. Как, по-вашему, она выглядела? Объясни, почему ты так думаешь?
- Удалось ли волчице попасть в сарай и заполучить добычу?
- Давайте попробуем дать общую характеристику волчице. Что же мы узнаём о ней? Какая она? (Она старая, больная и все время хочет есть. Ей тяжело охотиться.) (Слайд 14)
- Как можно озаглавить 1 часть? (Слайд 15) (Записать в тетрадях)
Первое ночное путешествие волчицы.
2-я часть.
- Что почувствовала волчица, когда «волокла» свою добычу?
- Как выглядел Белолобый?
- Найдите описание щенка в тексте. (стр. 82, 84)
- Что вы о нем узнали? (Слайд 16)
- Кто считает, что Белолобый глупый?
- Неужели щенок действительно очень глупый?
- Какие чувства вызывает у вас волчиха? Объясни свое отношение к ней.
- Вот так Чехов умел писать о животном — его становится жаль, мы сочувствуем волчихе. Хотя волки и нелюбимые животные, но Чехов у нас вызывает не злобу, не ненависть к ним, а чувство жалости.
- Какое событие главное в этой части?
- Озаглавьте 2 часть. (Слайд 17) (Записать в тетрадях)
Белолобый в волчьем логове.
3-я часть.
- Удалось ли волчице в следующий раз добыть ягненка?
- Почему?
- Озаглавьте эту часть. (Слайд 18) (Записать в тетрадях)
Второе неудачное путешествие волчицы.
План.
1.Первое ночное путешествие волчицы.
2.Белолобый в волчьем логове.
3.Второе неудачное путешествие волчицы.
VIII.Итог урока.
- Понравился ли вам рассказ?
- Почему волчица не съела Белолобого?
- Написав рассказ « Белолобый » А. П. Чехов сумел проникнуть в чувства и мысли волчихи. Он учит нас понимать животных, понимать окружающий мир. Чехов «очеловечивает» (волчица думает, рассуждает) животных, чтобы показать нам, что жестокость волчицы вынужденная.
- Какие учебные действия выполняли в течение урока? Чему учимся на уроках чтения? (Карточки – на доске)
Выставление оценок.
- Оцените работу своих товарищей на уроке.
IX. Домашнее задание. (Слайд 19)
- Стр.80-87, перечитать рассказ и подготовить выборочный пересказ (по выбору):
а) о волчице;
б) о Белолобом (задание 6 стр. 87);
в) о стороже Игнате 9задание 7 стр.87)
- Взять в библиотеке и прочитать книги А.П. Чехова о животных.