СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.П. Чехов. Белолобый

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок литературного чтения разработан по УМК "Планета знаний". Раздел "Братья наши меньшие"

Просмотр содержимого документа
«А.П. Чехов. Белолобый»

Фамилия, имя, отчество: Измайлова Ритта Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ «Жедайская СОШ» Олекминского района Республики Саха (Якутия)

Предмет: Литературное чтение.

Тема: «А. П. Чехов. Белолобый» (1 урок – 45 минут)

Класс: 3

Аннотация: место урока в учебном курсе – раздел «Братья наши меньшие» (12 ч.), 1-ый урок. Урок проведен с использованием современных технологий: разноуровневая, здоровьесберегающая, ИКТ (презентация, интерактивная доска, Интернет-ресурсы для подготовки к уроку (http://pedsovet.su, http://metodsovet.su, http://www.edu54.ru), технология работы в парах.


Тип урока: Урок изучения нового материала.

Вид урока: Комбинированный урок с использованием ИКТ.

Конспект урока

литературного чтения в 3 классе

Тема урока: А.П.Чехов «Белолобый»

Цели урока:

1.Образовательные:

- познакомить детей с биографией и творчеством А.П.Чехова;

- провести анализ главных героев произведения «Белолобый»;

- совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного и выразительного чтения;

- развивать умения составлять план текста;

- формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.


2.Развивающие:

- развивать устную речь учащихся, творческое воображение, умение анализиро-вать, обобщать, сопоставлять;

- формировать читательскую самостоятельность;

- развивать образное и логическое мышление,;

- расширять кругозор и словарный запас учащихся;

- развивать наблюдательность за поведением животных.


3. Воспитательные:

- воспитание норм нравственного поведения через осмысление художественного произведения;

- воспитание интереса к миру детской художественной литературы, бережного отношения к природе;

- создание успеха для каждого ребёнка.

Формирование УУД

Личностные:

- ценить и принимать базовые ценности: «добро», «природа», «терпение», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого»; освоение личностного смысла учения; оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественного текста с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

Регулятивные:

- самостоятельно организовывать свое рабочее место, определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий на уроках, правильность выполнения задания, оценивать свою работу.

Познавательные:

- ориентироваться в учебнике, определять умения, которые будут сформированы; строить предположения, извлекать информацию; анализировать, сравнивать, наблюдать , делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные:

- участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки; оформлять свои мысли в устной речи, понимать прочитанное; понимать точку зрения другого, соблюдать правила речевого этикета; участвовать в паре.


Оборудование: портрет А.П.Чехова, выставка книг А.П.Чехова, интерактивная доска, презентация, раздаточный материал – таблички с цифрами для заполнения в соответствии с заданием, карточки с алфавитом, учебник Э.Э. Кац «Литературное чтение. 3 класс. Часть 2».


Ход урока.

  1. Оргмомент. Эмоциональный настрой.


Чтение стихотворения учеником.

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

- Подарите улыбки друг другу... Поприветствуйте наших гостей. Начинаем урок литературного чтения.


II. Актуализация опорных знаний учащихся.


- Ответьте на мои вопросы, заполните кроссворд, и вы узнаете, с творчеством какого писателя мы познакомимся сегодня на уроке. (Дети заполняют кроссворд.)

(Слайд 1)


1.Кто называет зиму «чародейкой»? (Ф.И.Тютчев)

2.Назовите фамилию поэта, автора строк:

«Кот поет, глаза прищуря,

Мальчик дремлет на ковре,

На дворе играет буря,

Ветер свищет на дворе». (А.А. Фет)

3. Кому из поэтов принадлежат строки:

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе...

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый... (Д. Хармс)

4. Автор рассказа «Прыжок»? (Л.Н. Толстой)

5. Детский писатель, написавший «Тараканище», «Мойдодыр», «Доктор Айболит» и другие. ( К.И.Чуковский)


(На доске появляется портрет поэта и годы жизни 1860 – 1904) (Слайд 2)


III. Знакомством с биографией А.П.Чехова. (Рассказывают дети – 6 учащихся)


- А.П.Чехов – знаменитый русский писатель. Родился он 29 января 1860г. на берегу Азовского моря в г. Таганроге, в маленьком домике на Полицейской улице. (Слайд 3). В этом доме Антон Чехов начинал постигать мир, делал первые шаги, произносил первые слова.

- Отец, Павел Егорович, был купцом и имел бакалейную лавку. (Слайд 4). Мать, Евгения Яковлевна – домохозяйка. Открыта лавка была с пяти часов утра до одиннадцати ночи, и когда отец куда-нибудь уходил, в лавке по очереди сидели дети. Детей было шестеро: пять сыновей и одна дочь.

- Когда Антоше исполнилось восемь лет, его отдали в гимназию, где уже учились старшие братья. (Слайд 5). Правда, Антон не блистал в гимназии. Но дело было не в нерадивости. Ему просто некогда было учиться. Мальчик был занят в церковном хоре и отцовской лавке.

- В 1879г. окончив гимназию, Антон поступил на медицинский факультет Московского университета. (Слайд 6). После окончания университетского курса в звании уездного врача писатель приступил к лекарской деятельности и до конца жизни искренне считал, что медицина — главное его дело и призвание.

- (Слайд 7) В круг детского чтения вошли рассказы и повести «Ванька», «Беглец», «Мальчики», «Каштанка», «Налим» и др.

Последнее десятилетие жизни Чехов болел, часто лечился за границей. Врачи предписали ему перемену климата, и в 1898-1904г.г. он жил на собственной даче Ялте. (Слайд 8)

- Его здоровье резко ухудшалось. По совету врачей он отправился на лечение в курортный немецкий городок Баденвейлер. (Слайд 9). Здесь 15 июля 1904 года Антон Павлович Чехов скоропостижно скончался. Тело его было перевезено в Москву и похоронено на Новодевичьем кладбище недалеко от могилы его отца.

Прочитать последнее предложение на слайде!

Рассматривание выставки книг.

- Обратите внимание на выставку книг А.П.Чехова для дополнительного чтения, которые вы можете взять в классной библиотеке и прочитать.


IV. Определение темы урока.


  1. Работа в парах.


- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым для вас произведением. Давайте в таблички с цифрами впишем соответствующие буквы алфавита и получим название произведения.


  1. Постановка темы урока.


- Назовите тему нашего урока. (Слайд 10) - записать в тетрадь

- Как вы понимаете слово «белолобый»?

- Рассмотрите иллюстрацию. (Слайд 11) - вопрос на слайде

- О ком будет рассказ? Ваши предположения?

- Кого автор назвал Белолобый?


V. Работа над произведением А.П.Чехова «Белолобый». (стр. 80)


  1. Чтение рассказа учителем и детьми. (В течение 15-20 минут!!!)

Дети читают, по ходу чтения идет словарная работа.


  1. Словарная работа. (Слайд 12)


Падаль – труп павшего животного.

Хлев – помещение для скота.

Верста – старая русская мера длины, равная 1,06 км.

Зимовье – место, жильё, где зимуют люди, животные.

Механик – специалист, наблюдающий за работой машин.

Ярка – молодая овца.

Невежа – грубый, невоспитанный.

Логово – место, где обитает зверь (на земле, в неглубокой яме).

Наст – твердая корка на снегу.

Слега – толстая жердь, брус.



  1. Размышление над прочитанным по вопросам.

- Определите жанр этого произведения. (Рассказ)

- Какое настроение вызвал прочитанный рассказ?

- Какой эпизод вас больше всего взволновал? Объясните, чем он привлёк ваше внимание?

- Совпали ли ваши предположения, кого автор назвал Белолобый?

- Подумайте, какой это рассказ? (Слайд 13)


VI. Физкультминутка.


А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли!

Руки в стороны, вперёд.

Потянулись и нагнулись,

В исходное положение вернулись!

Повернулись вправо – влево!

Тихо сели. Вновь за дело.


VII. Анализ текста. Разбор образов и характеров главных героев. Составление плана.

- Давайте разделим рассказ на смысловые части и придумаем им названия. Сколько частей можно выделить? (Записать в тетрадь – План:)


1-я часть


- Где происходит действие?

- О ком рассказывает автор?

- Найдите и прочитайте, как автор описывает волчиху? (стр.80-81)

- Чехов рассказал о физическом состоянии, мыслях и переживаниях зверя, но не описал наружность голодной больной волчихи. Как, по-вашему, она выглядела? Объясни, почему ты так думаешь?

- Удалось ли волчице попасть в сарай и заполучить добычу?

- Давайте попробуем дать общую характеристику волчице. Что же мы узнаём о ней? Какая она? (Она старая, больная и все время хочет есть. Ей тяжело охотиться.) (Слайд 14)

- Как можно озаглавить 1 часть? (Слайд 15) (Записать в тетрадях)

Первое ночное путешествие волчицы.


2-я часть.


- Что почувствовала волчица, когда «волокла» свою добычу?

- Как выглядел Белолобый?

- Найдите описание щенка в тексте. (стр. 82, 84)

- Что вы о нем узнали? (Слайд 16)

- Кто считает, что Белолобый глупый?

- Неужели щенок действительно очень глупый?

- Какие чувства вызывает у вас волчиха? Объясни свое отношение к ней.

- Вот так Чехов умел писать о животном — его становится жаль, мы сочувствуем волчихе. Хотя волки и нелюбимые животные, но Чехов у нас вызывает не злобу, не ненависть к ним, а чувство жалости.

- Какое событие главное в этой части?

- Озаглавьте 2 часть. (Слайд 17) (Записать в тетрадях)

Белолобый в волчьем логове.


3-я часть.


- Удалось ли волчице в следующий раз добыть ягненка?

- Почему?

- Озаглавьте эту часть. (Слайд 18) (Записать в тетрадях)

Второе неудачное путешествие волчицы.


План.

1.Первое ночное путешествие волчицы.

2.Белолобый в волчьем логове.

3.Второе неудачное путешествие волчицы.


VIII.Итог урока.


- Понравился ли вам рассказ?

- Почему волчица не съела Белолобого?

- Написав рассказ « Белолобый » А. П. Чехов сумел проникнуть в чувства и мысли волчихи. Он учит нас понимать животных, понимать окружающий мир. Чехов «очеловечивает» (волчица думает, рассуждает) животных, чтобы показать нам, что жестокость волчицы вынужденная.

- Какие учебные действия выполняли в течение урока? Чему учимся на уроках чтения? (Карточки – на доске)

Выставление оценок.

- Оцените работу своих товарищей на уроке.


IX. Домашнее задание. (Слайд 19)


- Стр.80-87, перечитать рассказ и подготовить выборочный пересказ (по выбору):

а) о волчице;

б) о Белолобом (задание 6 стр. 87);

в) о стороже Игнате 9задание 7 стр.87)


- Взять в библиотеке и прочитать книги А.П. Чехова о животных.