Разговорова Лариса Александровна,
музыкальный руководитель,
МБДОУ «Детский сад № 38 общеразвивающего вида», г. Сыктывкар
АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОО
(из опыта работы)
Первые два месяца (сентябрь - октябрь) музыкальные занятия проводятся в групповой комнате. Музыкальный руководитель проводит занятие под пение, постепенно увеличивая количество видов деятельности (слушание, подпевание, игра, включающая в себя звукоподражание, игра на ДМИ) и включая в занятия такие музыкальные инструменты как металлофон и аккордеон.
Вы приходите на первое-второе-третье занятие и смотрите на реакцию малышей.
Что же можно увидеть?
Первый и самый приятный вариант - ребёнок с удовольствием всё делает, всё получается, хочет вернуться ещё.
Ребёнок получает явное удовольствие, но получается не всё или почти ничего.
Ребёнок прижался к воспитателю и ни в какую не хочет попробовать: потанцевать, потрогать кубики, пообщаться.
Малыш носится по всему помещению и не останавливается ни на секунду.
Малыш агрессивен: при любом обращении к нему пытается ударить.
Ребёнок плачет всё занятие: без видимой причины. Вроде смотрит-смотрит, и опять в слёзы.
Вроде бы и всё хорошо, но при переходе на новый вид деятельности, когда нужно отдавать пособия, ребёнок громко рыдает.
Ребёнок делает что угодно, только не то, что предлагает музыкальный руководитель.
1. Ребёнок с удовольствием всё делает, всё (или многое) получается, хочет вернуться ещё. Надо сказать, что большая часть деток именно так и адаптируется, с небольшими отклонениями. Но обычно всё более-менее спокойно и понятно.
2. Ребёнок получает явное удовольствие, но получается не всё или почти ничего. В этом случае не нужно забывать, что то, что кажется для нас совершенно очевидным и простым, для ребёнка вовсе не очевидно и не просто. Ну казалось бы, что трудного, взять и отнести кубик на полочку, в группе ведь разносит вещи по местам. А тут никакой реакции, стоит. Или хлопать, ну не хлопает, хотя умеет. А топать вообще не получается. Даже в группе.
Здесь могу посоветовать просто набраться терпения, не всё сразу. Вы для того и пришли на занятия, чтобы всему научиться. Малыш может долго просто наблюдать. Когда ребёнок просто смотрит и ничего не делает - это не признак того, что малыш не участвует в процессе!!! Наблюдение - это самое что ни наесть активное усвоение информации, нужно дать малышу эту возможность, просто постоять и понаблюдать. И через некоторое время случится чудо - ребёнок начнёт делать то, что не делал раньше. Особенно актуально для новых пальчиковых игр, танцев, новая пляска: сначала просто стоит и смотрит, а потом, через несколько занятий, делает.
3. Ребёнок прижался к воспитателю и ни в какую не хочет попробовать: потанцевать, потрогать кубики, пообщаться.
Здесь во-первых не нужно забывать, что простое созерцание - это очень активное действие для ребёнка до 3х лет. Если малыш хотя бы смотрит, пусть даже издалека - это уже усвоение информации. Нужно войти в положение малыша: много новых людей, незнакомое помещение, непонятные правила, и вообще не известно, чего ждать от этой тёти (музыкального руководителя), вдруг сейчас проколет пальчик иголкой, или залезет в рот, будет щупать живот...
Пусть малыш несколько занятий посидит на стульчике, удостоверится, что никто ничего плохого с ним делать не будет. Просто нужно набраться терпения, на моей практике ни один малыш дольше 4х занятий подряд на стуле не сидел. Всё равно природное любопытство сделает своё дело и малыш присоединится к группе.
4. Малыш носится по всему помещению и не останавливается ни на секунду. Мало того, что не занимается, но ещё и другим мешает.
Просто нужно знать, что это тоже такой способ адаптации, достаточно часто встречающийся, кстати, не самый травматичный для ребёнка. Трудно пережить то, что другим мешает, отвлекает, да ещё и сам не занимается ведь.
Если точно знать, что через месяц это прекратится, то становится гораздо проще. И при этом нужно быть готовым, что дети, которые адаптировались таким способом, и после адаптационного периода вряд ли будут сидеть всё занятие, побегал, позанимался. Чем старше будет ребёнок, тем дольше будет длиться период "позанимался" и тем короче будет период "побегал". До 3х лет - это вариант нормы. В 4-5 лет такой адаптации уже не должно быть.
5. Малыш агрессивен: при любом обращении к нему пытается ударить. Агрессия - это способ защитится. Агрессия значит, что ребёнку не комфортно, тревожно. Агрессия - это ещё тяжелее, чем плач, потому что агрессия и плач - это сигнал одного и того же - дискомфорта, но агрессия агрессивно воспринимается окружающим коллективом. Оно и понятно (для окружающих) - агрессивное поведение причиняет вред другим детям. А вот для самого ребёнка - это трудно: стукая другого, малыш подаёт сигнал бедствия, "мне плохо, помогите", а чаще всего получает в ответ "так делать нельзя, ай-яй-яй, как не стыдно". А здесь действительно нужно помочь.
Нужно обращать на это внимание, и объяснять. Но объяснять беззлобно, спокойно, не стыдить, а именно объяснять!!! Для ребёнка чувства другого человека не очевидны, вернее, он не догадывается, что у другого могут быть тоже чувства, дети до 3х лет эгоцентричны. И поэтому не надо говорить "Я ему уже 100 раз объясняла, он всё равно не понимает". Объяснять, спокойно и беззлобно нужно 100, 200, 300, 400, 500 раз, и где-то на тысячный, двухтысячный малыш начнёт понимать.
Обязательно нужно учитывать возраст, если годовичок бьет других, это скорее всего не агрессия, а недостатки моторики. Потрогать другого - это способ взаимодействия, а постучать - это как-то проще даётся, движения сначала не плавные, а отрывистые у годовасиков.
Здесь просто при первых попытках постучать по другому человеку, нужно перехватить руку малыша, и погладить его рукой, приговаривая "гладить, гладить" и так много раз, обычно 10-20 раз бывает достаточно. А потом малыш будет реагировать на слова: начинает стучать, воспитатель говорит "гладить" и ребёнок гладит.
При этом нужно не разрешать стучать по маме или бабушке дома. Если учить только на занятиях, то толку мало будет. Маму и бабушку тоже надо гладить.
6. Ребёнок плачет всё занятие: без видимой причины. Вроде смотрит-смотрит, и опять в слёзы.
На самом деле обычно такие детки плохо воспринимают любой незнакомый коллектив, любой новый коллектив для малыша - это стресс. Это пройдёт с возрастом, и чем больше будет опыта положительного общения в разных коллективах, тем быстрее пройдёт. И если, например, обязательное посещение поликлиники - это для многих, скорее опыт отрицательного общения. То вот посещение занятий - можно запросто превратить в опыт положительный.
Для этого не торопитесь, пусть не делает ничего, а просто смотрит первые несколько занятий. Обнимите малыша (возможно, это сделает младший воспитатель) и смотрите, комментируйте. Этого достаточно, через несколько занятий ребёнок сам попросится присоединиться к наиболее понравившемуся виду деятельности. Обычно детки, которые в начале тихо плачут, дальше занимаются хорошо.
7. Вроде бы и всё хорошо, но при переходе на новый вид деятельности, когда нужно отдавать пособия, ребёнок громко рыдает / вариант - закатывает истерики (ложится на пол, и кричит). Часто такое случается, если у малыша есть старшие братишки-сестрёнки, которые забирают игрушки, и малыш уже научился, что если взял игрушку, её надо крепко держать, никому не отдавать, а если отбирают, то громко кричать, чтобы привлечь внимание и тогда придёт мама и игрушку отдаст.
Такой опыт учит отстаивать свои интересы (что тоже полезно), но взаимодействовать не учит. На занятиях игрушки и пособия насильно никто не забирает Если малыш не отдаёт ни в какую, то пособие преподаватель оставит у малыша, и приберёт, когда ребёнок переключится на другую игру. А опыт этот будет очень ценным: малыш увидит, что если отдать одну игрушку, взамен обычно дают что-то другое, интересное. И потихонечку идея любую вещь отстаивать и ни за что не отдавать уходит, ребёнок сможет и поделиться со сверстниками.
9. Ребёнок делает что угодно, только не то, что предлагает преподаватель. Малыш ещё не понял правила игры - раз. Малыш ещё не освоил территорию - два. Когда все углы и уголочки будут исследованы, и ребёнок увидит, что есть ещё и педагог, и он чего-то предлагает, а детки делают, и это иногда может быть любопытно, он присоединится к группе. Сначала на один вид деятельности, потом на другой. Возможно будет вид деятельности, на который он так и не согласится, ну да ничего, это можно пережить, если есть при этом любимое, на которое ребёнок соглашается. Детки с таким способом адаптации обычно очень независимы, отлично могут сами найти, чем заняться. Потихоньку их нужно научить и показать, что в коллективе любом есть правила, им нужно следовать. Показывать это нужно мягко, даже не показывать, а просто быть в коллективе, в котором есть правила, и ребёнок всё сам увидит и поймёт.
Общие рекомендации: как сделать так, чтобы адаптация была максимально мягкой.
1. Как можно больше общения с малышом в группе. Повторяйте музыкальный репертуар с занятий, включайте его в повседневную жизнь группы, в режимные моменты. Тогда адаптация на музыкальных занятиях будет проходить гораздо легче.
2. Имейте терпение. Адаптация обычно длится от 4х занятий до 1 месяца.
3. Во время адаптационного периода очень и очень желательно не пропускать занятия. Но жизнь есть жизнь. Малыш может заболеть, срочно куда-то нужно уехать. Здесь нужно быть готовым, что если был перерыв, адаптироваться придётся по новой. Просто будьте готовы к этому, и снова, СПОКОЙНО, как в первый раз - объясняйте, понимайте, ждите. Во второй раз набраться терпения ещё сложнее, но надо.
3