Адаптация первоклассников к обучению в школе.
Первый класс школы - один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Адаптация к школе - довольно длительный процесс и не у всех детей протекает безболезненно.
Адаптация, понимаемая нами как двухсторонний процесс, с одной стороны, рассматривает приспособление ребенка к успешному функционированию в новой среде, к его дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию, а с другой стороны, создание психолого-педагогических условий для школьника.
О многообразии школьных трудностей указывала М. М. Безруких, Е. В. Новикова, Л. А. Ясюкова, М. В. Максимова, М. Р. Битянова и другие.
По оценкам исследований, в зависимости от типа школы от 20 до 60 % младших школьников имеют серьезные трудности в адаптации к условиям школьного обучения.
В последние годы, к сожалению, увеличивается количество детей с проблемами психического и физического здоровья. В нашей школе накоплен успешный опыт активной помощи детям с ОВЗ. В предложенной статье речь идет об опыте реализации системы помощи в адаптации первоклассников к школе. В нашей школе функционируют коррекционные классы, но и в общеобразовательных классах находятся дети с ОВЗ с заключениями ПМПК. Этим детям оказывается комплексная помощь специалистов. Координатором деятельности всех участников коррекционного процесса является психолого-медико-педагогический консилиум.
Большая работа в школе проводится по изучению и отслеживанию школьной адаптации, особенно в кризисные периоды обучения, такие как начало школьной жизни (1 класс), переход детей из начальной школы в среднее звено (5 класс) и формирование новых классных коллективов (10 класс). Но не все дети с проблемами могут быть своевременно выявлены при поступлении детей в первый класс.
С этой целью я использую не только психодиагностические методики, но и веду наблюдения на уроках, на мероприятиях по внеклассной работе, провожу анкетирование родителей, собеседования с классными руководителями и учителями-предметниками.
С анализом полученных данных, я выступаю на малых педсоветах по адаптации обучающихся, на ПМПк, на родительских собраниях, даю рекомендации педагогам и родителям по оказанию помощи дезадаптированным школьникам.
В связи с вышеизложенным, в нашей образовательной организации, создана система психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников к обучению в школе (представлена в таблице №1).
Предварительный этап деятельности можно назвать информационно-ориентировочным и выделить в нём следующие действия.
1. Изучение списков будущих обучающихся первых классов.
2. Изучение материалов, отражающих особенности и дошкольный «анамнез» психического развития детей, которые могут предоставить психологи, социальные педагоги, дефектологи, воспитатели детских садов.
I. Первый этап деятельности – организационно-просветительская работа с родителями и изучение психологического развития детей.
1. Проводятся первые собрания родителей будущих первоклассников. В начале собрания целесообразно провести анкетирование родителей.
2. Консультации с родителями по различным проблемам.
3. В целях обеспечения успешной адаптации детей к школе проводится психодиагностирование.
Оно может проходить в двух видах:
– индивидуальные диагностико-развивающие занятия с ребёнком;
– групповые занятия – тестирование.
Для проведения этой работы обязательно согласие ребёнка и родителей.
II. Второй этап деятельности – основной. Он включает следующие действия.
1. Анализ результатов обследований: написание заключений о детях проблемной группы с целью создания общих данных о ней; заполнение индивидуальных карт сопровождения, составление программ развивающей, индивидуальной и коррекционной работы с детьми (программы представлены в таблице №3).
2. Собеседование с педагогами об учениках и результатах диагностик, согласование содержания программ. Рекомендации педагогам по организации учебно-воспитательного процесса в адаптационный период.
3. Проведение родительских собраний, консультаций с родителями.
4. Диагностика дезадаптации у обучающихся первых классов.
Перечень методик представлен в таблице №2.
5. Проведение психолого-педагогического консилиума по результатам первого и третьего этапов диагностики дезадаптации, определение направлений и содержания работы в сфере выявленной дезадаптации.
6. Работа в сфере выявленной дезадаптации. Дополнительная диагностика с целью выяснения причин дезадаптации. Консультационная работа с родителями и педагогами. Психокоррекционная работа с детьми по ранее намеченным программам .
III. Третий этап деятельности – контрольно-рефлексивный.
1. Отслеживание динамики развития всего контингента первоклассников, особенно тех, кто попал в поле зрения по результатам диагностики дезадаптации.
2. Контроль процесса адаптации (по окончании коррекционно-развивающих мероприятий) в конце первого класса по трём направлениям:
академическая, связанная с освоением учебной деятельности;
социально-психологическая, связанная с вхождением в коллектив, установлением отношений с субъектами общения, соблюдением правил и норм поведения;
личностная, связанная с эмоциональным самочувствием ребёнка, его самооценкой.
3. Уточнение контингента, с которым необходимо проводить дальнейшую коррекционную работу.
4. Уточнение содержания коррекционных программ на следующий учебный год.
Реализация данной программы психолого-педагогического сопровождения адаптации ребёнка к школе требует больших затрат времени и сил педагога-психолога, однако эти затраты компенсируются закономерным уменьшением объёмов другой работы, так как качественное сопровождение адаптационного периода снимает многие проблемы, возникающие в более поздние периоды.
Система психолого-педагогической работы по сопровождению адаптации первоклассников к школе
Таблица №1
Этапы | Работа с детьми | Работа с педагогами | Работа с родителями |
I этап ( сентябрь) | 1. Диагностика: определение уровня актуального развития, прогноз школьных трудностей, личностных и межличностных качеств ребенка. 2.Профилактические групповые занятия со всеми детьми 1 класса по программе адаптации детей к условиям школьного обучения, формирование классного коллектива. 3.Динамическое наблюдение в разных видах деятельности (на уроках, переменах) | *Консультации с педагогами по результатам проведенной диагностики *Консультирование педагогов *Проведение диагностик ( опрос учителей) | *Встречи с родителями (Родительские собрания) например: *Рекомендации родителям в виде памяток *Опрос родителей ( проведение диагностик) *Рекомендации консультирования у специалистов (логопед, невролог, детский психиатр) *Проведение индивидуальных консультаций и бесед |
II этап ( октябрь-декабрь) | 1.Проведение групповой и индивидуальной диагностики. 2. Коррекционно-развивающие занятия по программе сопровождения адаптации ( групповые и индивидуальные) с детьми с ОВЗ и « группы риска». 3. Динамическое наблюдение в разных видах деятельности (на уроках, переменах, внеклассных мероприятиях) | *Консультации в режиме динамического наблюдения * Мини-лекция для педагогов « Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности обучения у обучающихся первых классов» *Проведение диагностик ( опрос учителей по изучению адаптации детей) * Сообщение на минипедсовете о результатах проведенной диагностики с целью выявления уровня адаптации детей и проведенной работе за полгода (конец декабря) | *Предварительное подведение итогов протекания адаптации в конце четверти *Встречи с родителями (Родительские собрания) ( проводятся по запросу учителей) напри мер: *Предварительное подведение итогов протекания адаптации в конце полугодия (по результатам диагностической работы) *Проведение индивидуальных консультаций и бесед |
III этап (январь – май) | 1.Коррекционно-развивающие занятия по программе сопровождения адаптации ( групповые и индивидуальные) 2. Итоговая диагностика с целью выявления уровня адаптации к школе. 3. Итоговая диагностика: определение уровня актуального развития у обучающихся с тяжелой формой адаптации и не справляющихся с учебной программой для представления на ТПМПК | *Консультации педагогов *Подготовка представлений на ребенка для территориальной ПМПК *Проведение диагностик ( опрос учителей – выявление дезадаптации у детей) | *Встречи с родителями (Родительские собрания) ( по запросу учителей) *Консультации по протеканию адаптации в тяжелой форме, рекомендации обязательных консультаций детского невролога, детского психиатра *Консультации по результатам диагностики и подготовка родителей к обследованию ребенка на ПМПК |
Диагностический инструментарий для исследования первоклассников
№ | Перечень методик | Цель проведения | Сроки проведения | Ответственный за проведение |
1 | Педагогическая диагностика | Определение уровня готовности к школе. | сентябрь | учитель |
2 | Комплекс методик ( по запросу) | Определение уровня развития психических познавательных процессов | сентябрь | Педагог-психолог |
3. | Рисунок « Автопортрет» | Диагностика бессознательных эмоциональных компонентов личности (самооценка, актуальное состояние, невротические реакции тревожности, страха, агрессивности) | сентябрь | Педагог-психолог |
4 | Рисунок семьи | Исследование межличностных отношений в семье | сентябрь | Педагог-психолог |
5 | Рисунок « Что мне нравится в школе» | Изучение уровня мотивации | Октябрь | Педагог-психолог |
6 | Рисунок « Мои школьные трудности» | Изучение школьных трудностей | Октябрь | Педагог-психолог |
7 | Два домика | Исследование межличностных отношений в классе | февраль | Педагог-психолог |
8 | Школа зверей | Выявить школьные неврозы, выяснить причины и способы коррекции | Январь, февраль | Педагог-психолог |
9 | Диаграмма « Хорошее-плохое» | Выявить эмоциональные проблемы ребенка (тревожность, эмоциональное неблагополучие) | В течение года | Педагог-психолог |
10 | Кружки | Выявление дезадаптации | Вторая половина года | Педагог-психолог |
11 | Анкета для определения школьной мотивации для учащихся 1-ых классов | Т. Нежнова | В течение года | В течение года |
Таблица №2