ГОУ ЛНР «Чернухинская школа № 35»
Адаптация
первоклассников
к школе
Отчет классовода 1 класса
Полторяк Т.Л.
2015 – 2016 уч. г.
Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Известно, что для ребенка шести-семи лет очень трудна эта так называемая статическая нагрузка. Уроки в школе, а также увлечение многих первоклассников телевизионными передачами, иногда занятия музыкой, иностранным языком приводят к тому, что двигательная активность ребенка становится в два раза меньше, чем это было до поступления в школу. Потребность же в движении остается большой.
Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одной и той же позе, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции, которые появляются в изобилии. Кроме того, ребята не сразу усваивают новые правила поведения со взрослыми, не сразу признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним и другими взрослыми в школе.
Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.
Первые 2-3 месяца после начала обучения являются самыми сложными, ребенок привыкает к новому образу жизни, к правилам школы, к новому режиму дня.
Признаки адаптации
пребывание в спокойном, уравновешенном состоянии;
на уроках сдержанные и внимательные;
на переменах оживленные и подвижные;
проявляют интерес к новым людям: как к взрослым, так и к однолеткам;
заинтересованно осматривают интерьер школы; изучают расположение помещений;
наблюдают за старшеклассниками;
через неделю уже хорошо ориентируются в школе, демонстрируют свою ориентационную осведомленность родителям;
хорошо понимают и с готовностью выполняют требования учителя, не ожидая поощрения;
негативная оценка воспринимается адекватно;
положительное оценивание действий, поступков, результатов обучения является стимулом для повышения активности;
учебная деятельность, общение имеют инициативный характер;
активные на уроках, сами отвечают и ставят вопросы.
Признаки дезадаптации
трудности в обучении аж до стойкой неуспеваемости;
нарушение в отношениях с одноклассниками, родителями, учителями;
нежелание ходить в школу;
соматические проявления: головная боль, нарушение сна, боль в животе, нарушение аппетита, угнетенное настроение, повышенная усталость;
эмоциональные нарушения;
снижение общительности, эмоциональной устойчивости, самоконтроля, социальной смелости и повышенные показатели эмоциональной возбужденности, тревоги, нехватка внимания на уроке, неспособность к длительному сосредоточению, замыкание в себе.
Выделено 3 уровня адаптации детей к школе:
Высокий уровень адаптации
Первоклассник положительно относится к школе:
правила и требования воспринимает адекватно;
учебный материал усваивает легко;
глубоко и полно овладевает программным материалом, решает усложненные задачи, вежливый, внимательно выслушивает указания, объяснения учителя;
поручения выполняет охотно и добросовестно, без внешнего контроля;
обнаруживает высокую заинтересованность к самостоятельной учебной работе, готовится ко всем урокам, имеет в классе положительный статус.
Красников Виталий
Новикова Владислава
Шагарова Виктория
Яворская Виктория
Средний уровень адаптации
Первоклассник положительно относится к школе:
посещение уроков не вызывает у него негативных переживаний, понимает учебный материал, когда учитель объясняет его довольно подробно и наглядно;
усваивает основное содержание программы по всем предметам, самостоятельно решает типовые задачи;
сосредоточен и внимателен при выполнении задач, поручений, указаний учителя, одновременно требует контроля со стороны взрослого;
сосредоточенным бывает только тогда, когда делает что-то интересное для себя, почти всегда готовится к урокам и выполняет домашние задания;
поручения выполняет добросовестно;
дружит с одноклассниками.
Мищенко Даниил
Тимофеев Иван
Кравченко Ангелина
Низкий уровень адаптации.
Первоклассник отрицательно или безразлично относится к школе:
часто жалуется на здоровье, плохое самочувствие, у него преобладает подавленное настроение;
наблюдаются нарушения дисциплины;
материал, который объясняет учитель, усваивает фрагментарно;
самостоятельная работа с учебником вызывает трудности, при выполнении самостоятельных заданий не проявляет к ним интереса;
к урокам готовится нерегулярно, требует постоянного контроля, систематических напоминаний и побуждений как со стороны учителя, так и со стороны родителей;
не может сохранять внимание при наличии длительных пауз для отдыха, для понимания нового материала и решения.
решение задач по образцу требует значительной помощи учителя и родителей;
поручения выполняет под контролем и без особого желания;
пассивный, близких друзей нет, знает имена и фамилии лишь части одноклассников. Понятно, что достаточно тесная причинно-следственная связь между уровнем адаптации школьника и системой тех факторов, условий, в которых он воспитывался.
Беззаботная Александра
Вьюков Кирилл
Журавель Виталий
Михайленко Никита
Успешность процесса адаптации много в чем определяется состоянием здоровья ребенка. В зависимости от состояния здоровья, выделяются группы детей, дающих легкую адаптацию, средней тяжести и тяжелую.
При легкой адаптации состояние напряженности организма компенсируется в течение первой четверти.
При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия, что можно считать закономерной реакцией организма на изменившиеся условия жизни.
У части детей адаптация к школе проходит тяжело. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года, и это свидетельствует о непосильности учебных нагрузок и режима обучения для организма данного первоклассника.
Выделяют 3 группы детей по показателю социально – психологической адаптации:
Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября происходит освоение и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом. Это легкая форма адаптации.
Кравченко Ангелина
Красников Виталий
Мищенко Даниил
Новикова Владислава
Тимофеев Иван
Шагарова Виктория
Яворская Виктория
Вьюков Кирилл
Вторая группа детей имеет длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Как правило, эти дети испытывают трудности в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными школьным требованиям. Это форма средней тяжести адаптация.
Беззаботная Александра
Журавель Виталий
Третья группа– дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Это тяжелая форма адаптации. Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников. Среди этих детей могут быть те, кто нуждается в специальном лечении – ученики с нарушениями психоневрологической сферы, но могут быть и ученики, не готовые к обучению. Если вовремя не разобраться в причинах плохого поведения, не скорректировать затруднения адаптации, то все вместе может привести к срыву, дальнейшей задержке в развитии и неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья ребенка. Так или иначе, плохое поведение – сигнал тревоги, повод внимательнее посмотреть на ученика и вместе с родителями разобраться в причинах трудности адаптации к школе.
Михайленко Никита
Ученики, которым труднее адаптироваться к школе, требуют особого внимания и индивидуальной поддержки как со стороны учителя, школьного психолога, так и родителей.