СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" Адаптация первоклассников к школе "

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация. выступила на семинаре  для учителей первых классов  с результатами диагностик . 

Просмотр содержимого документа
«" Адаптация первоклассников к школе "»

Адаптация первоклассников к школе Дайте детству созреть в детях Ж.-Ж. Руссо

Адаптация первоклассников к школе

Дайте детству созреть в детях

Ж.-Ж. Руссо

 Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада или предшколы .  Там были игры, прогулки, режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. А многие дети свое дошкольное детство провели в кругу семьи.  И для них привыкание к школьному режиму , к новой обстановке, к новым окружающим их людям и коллективу происходит гораздо сложнее , чем для тех кто посещал дошкольные учреждения.  В школе все по-другому: здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований , новая программа образования . Для того, чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время.  

Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада или предшколы . Там были игры, прогулки, режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. А многие дети свое дошкольное детство провели в кругу семьи. И для них привыкание к школьному режиму , к новой обстановке, к новым окружающим их людям и коллективу происходит гораздо сложнее , чем для тех кто посещал дошкольные учреждения. В школе все по-другому: здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований , новая программа образования . Для того, чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время.  

Возрастные особенности детей 6 – 7 лет. Старший дошкольный возраст – это период активного познания, творчества, общения. Но самое главное, это период подготовки к новому этапу в жизни – школьному обучению. 1  Социализация. К 6 годам у ребёнка впервые появляется представление о себе как о члене общества, осознание своей индивидуальной значимости, собственных индивидуальных качеств и переживаний. Ребёнок в состоянии воспринимать новые правила и требования, может учитывать другие точки зрения и понимает относительность оценок. 2  Любознательность. У ребёнка проявляется познавательный интерес к миру, поэтому ребёнка надо ставить в позицию исследователя. Ребёнок должен сам анализировать, сопоставлять и делать выводы .

Возрастные особенности детей 6 – 7 лет.

Старший дошкольный возраст – это период активного познания, творчества, общения. Но самое главное, это период подготовки к новому этапу в жизни – школьному обучению.

Социализация.

К 6 годам у ребёнка впервые появляется представление о себе как о члене общества, осознание своей индивидуальной значимости, собственных индивидуальных качеств и переживаний. Ребёнок в состоянии воспринимать новые правила и требования, может учитывать другие точки зрения и понимает относительность оценок.

Любознательность.

У ребёнка проявляется познавательный интерес к миру, поэтому ребёнка надо ставить в позицию исследователя. Ребёнок должен сам анализировать, сопоставлять и делать выводы .

3   Инициативность и самостоятельность . Необходимо создавать для ребёнка ситуацию успешности, т.е. так спланировать его деятельность, чтобы можно было похвалить. Тогда ребёнок будет стремиться выполнить это действие сам. 4  Произвольность и сосредоточение . Ребёнок способен сосредоточится не только на той деятельности, которая его увлекает, но и на той, которая даётся с некоторыми волевыми усилиями. Ребёнок часто отвлекается и переключается. К 7 годам ребёнок может сосредотачиваться на 35 – 40 минут. Развитие произвольного внимания – важнейшая задача. 5  Коммуникативность и сотрудничество . Ребёнок способен переходить от своей узкой эгоцентричной позиции к объективной, учитывать точку зрения других и может с ними сотрудничать.

3   Инициативность и самостоятельность .

Необходимо создавать для ребёнка ситуацию успешности, т.е. так спланировать его деятельность, чтобы можно было похвалить. Тогда ребёнок будет стремиться выполнить это действие сам.

Произвольность и сосредоточение .

Ребёнок способен сосредоточится не только на той деятельности, которая его увлекает, но и на той, которая даётся с некоторыми волевыми усилиями. Ребёнок часто отвлекается и переключается. К 7 годам ребёнок может сосредотачиваться на 35 – 40 минут. Развитие произвольного внимания – важнейшая задача.

Коммуникативность и сотрудничество .

Ребёнок способен переходить от своей узкой эгоцентричной позиции к объективной, учитывать точку зрения других и может с ними сотрудничать.

Методика готовности детей к школьному обучению Тест Керна Йирасека Цель диагностики : определить развитие тонкой моторики руки , определить интеллектуальное развитие ребенка , выявить умение подражать образцу которое нужно в обучении в школе .

Методика готовности детей к школьному обучению

Тест Керна Йирасека

Цель диагностики : определить развитие тонкой моторики руки , определить интеллектуальное развитие ребенка , выявить умение подражать образцу которое нужно в обучении в школе .

Результатов 1 «а» класса по методики Керна Йирасека Высокий уровень Средний уровень 1.Турсунова Адалят – 4 балла 2.Мукашева Дария 6 баллов 3.Эминова Фериде- 4 балла 4.Каримова Анора – 5 баллов 5.Юсупова Фатима 5 баллов 6.Абдукеримова Фатима- 6 баллов 7Ибрагимова Альфина- 5 баллов 8.Абдыкерим Рауф- 6 баллов 9.Велямова Ясмина- 3 балла 10.Маминова Шахадат- 4 балла 1.Османов Дильшат- 9 баллов 2.Абдулакимова Мухабат – 7 баллов 3Рустамов Амир- 9 баллов 4.Балабанов Данил -8 баллов 5.Мухамеджанова Хатиджа- 8баллов 6.Турсунова Нурниса -7 баллов 7.Разиев Рамиль -9 баллов 8.Ниязова Наиля – 10 баллов 9.Закиров Анаят -7 баллов 10.Ицараев Джабраил – 8 баллов

Результатов 1 «а» класса

по методики Керна Йирасека

Высокий уровень

Средний уровень

1.Турсунова Адалят – 4 балла

2.Мукашева Дария 6 баллов

3.Эминова Фериде- 4 балла

4.Каримова Анора – 5 баллов

5.Юсупова Фатима 5 баллов

6.Абдукеримова Фатима- 6 баллов

7Ибрагимова Альфина- 5 баллов

8.Абдыкерим Рауф- 6 баллов

9.Велямова Ясмина- 3 балла

10.Маминова Шахадат- 4 балла

1.Османов Дильшат- 9 баллов

2.Абдулакимова Мухабат – 7 баллов

3Рустамов Амир- 9 баллов

4.Балабанов Данил -8 баллов

5.Мухамеджанова Хатиджа- 8баллов

6.Турсунова Нурниса -7 баллов

7.Разиев Рамиль -9 баллов

8.Ниязова Наиля – 10 баллов

9.Закиров Анаят -7 баллов

10.Ицараев Джабраил – 8 баллов

С низким уровнем 1.Шавхатова Сунита – 11баллов 2.Абдувалиев Карим- 11 баллов 3.Акиева Михрибанум – 10 баллов .4. Почторенко Артем – 12 баллов 5.Бабларьян Денис – 13 баллов 6.Омаров Ислам- 12 баллов

С низким уровнем

1.Шавхатова Сунита – 11баллов

2.Абдувалиев Карим- 11 баллов

3.Акиева Михрибанум – 10 баллов

.4. Почторенко Артем – 12 баллов

5.Бабларьян Денис – 13 баллов

6.Омаров Ислам- 12 баллов

Результаты 1 «б» Высокий уровень Средний уровень 1.Вейсалова Азиза- 9 баллов 2.Дарьева Ева- 7 баллов 3.Шаудинов Абдулхамит- 7 баллов 4.Харон – Заде Ариан- 7 баллов 5.Сеитова Зайнап – 8баллов 6.Рустамова Шадия – 6 баллов 7.Абдулова Малика -8баллов 8.Сайдинов Эмирхан -8 баллов 9.Камалов Расул -7 баллов 1. Бугачиева Марет 2.Юнусова Ясмина 3.Маметова Мариям 4. Жанибекова Айгерим

Результаты 1 «б»

Высокий уровень

Средний уровень

1.Вейсалова Азиза- 9 баллов

2.Дарьева Ева- 7 баллов

3.Шаудинов Абдулхамит- 7 баллов

4.Харон – Заде Ариан- 7 баллов

5.Сеитова Зайнап – 8баллов

6.Рустамова Шадия – 6 баллов

7.Абдулова Малика -8баллов

8.Сайдинов Эмирхан -8 баллов

9.Камалов Расул -7 баллов

1. Бугачиева Марет

2.Юнусова Ясмина

3.Маметова Мариям

4. Жанибекова Айгерим

Низкий уровень 1. Ярулина Руфина -10 баллов 2.Дюсебаев Эмиль- 11 баллов 3.Арканов Равиль- 10 баллов 4. Хайдарова Бахар – 10 баллов 5. Айнединова Гузеля- 10 баллов  6.Абдулова Малика – 10 баллов 7. Абликим Ильшат – 13 баллов 8. Сайфатов Ороч- 13 баллов 9. Кунакбаев Бахтияр- 13 баллов 10.Рахмединов Нуршат- 15 баллов 11. Айнединов Имран- 12 баллов 12. Юсупова Нармина- 14 баллов 13. Азимжанов Фарух- 15 баллов

Низкий уровень

1. Ярулина Руфина -10 баллов

2.Дюсебаев Эмиль- 11 баллов

3.Арканов Равиль- 10 баллов

4. Хайдарова Бахар – 10 баллов

5. Айнединова Гузеля- 10 баллов

6.Абдулова Малика – 10 баллов

7. Абликим Ильшат – 13 баллов

8. Сайфатов Ороч- 13 баллов

9. Кунакбаев Бахтияр- 13 баллов

10.Рахмединов Нуршат- 15 баллов

11. Айнединов Имран- 12 баллов

12. Юсупова Нармина- 14 баллов

13. Азимжанов Фарух- 15 баллов

Результаты 1 «в» класса Высокий уровень 1. Абдуважитова Альмина- 5 баллов 2. Гапурова Гульмина- 6 баллов 3. Сабдалиева Назерке- 6 баллов 4. Рахманова Афида-4 балла Средний уровнь 1.Мубидинова Рамина- 8 баллов 2.Седирова Аделя – 8 баллов 3.Исамдунов Анаят-8 баллов

Результаты 1 «в» класса

Высокий уровень

1. Абдуважитова Альмина- 5 баллов

2. Гапурова Гульмина- 6 баллов

3. Сабдалиева Назерке- 6 баллов

4. Рахманова Афида-4 балла

Средний уровнь

1.Мубидинова Рамина- 8 баллов

2.Седирова Аделя – 8 баллов

3.Исамдунов Анаят-8 баллов

 Низкий уровень  1. Гатин Дима- 14 баллов  2.Умертай Рамазан- 16 баллов  3. Лазгиев Шамиль – 14 баллов  4. Султанов Орхан -14 баллов  5. Надиршах Миляз- 13 баллов  6.Дурсунов Максун-15 баллов  7. Фахриева Раяна- 14 баллов  8. Франчук Денис – 14 баллов   9. Дурсунова Элина- 16 баллов  10. Калинина Лилия – 14 баллов  11. Лазгиева Мариям- 13 баллов  12. Юсупова Назо – 13 баллов   13. Ашимова Фатима- 10 баллов 14. Абдулдаев Санжар- 10 баллов 15. Кандрашова Катя- 10 баллов 16. Ибатулаев Инипулам- 13 баллов 17. Абдулакимов Ислам- 10 баллов 18. Муталипов Арафат- 11 баллов

Низкий уровень 1. Гатин Дима- 14 баллов 2.Умертай Рамазан- 16 баллов 3. Лазгиев Шамиль – 14 баллов 4. Султанов Орхан -14 баллов 5. Надиршах Миляз- 13 баллов 6.Дурсунов Максун-15 баллов 7. Фахриева Раяна- 14 баллов 8. Франчук Денис – 14 баллов 9. Дурсунова Элина- 16 баллов 10. Калинина Лилия – 14 баллов 11. Лазгиева Мариям- 13 баллов 12. Юсупова Назо – 13 баллов

13. Ашимова Фатима- 10 баллов

14. Абдулдаев Санжар- 10 баллов

15. Кандрашова Катя- 10 баллов

16. Ибатулаев Инипулам- 13 баллов

17. Абдулакимов Ислам- 10 баллов

18. Муталипов Арафат- 11 баллов

Методика «Словарная мобильность »   Цель методики: определить уровень развития словарного запаса детей .

Методика «Словарная мобильность »

Цель методики: определить уровень развития словарного запаса детей .

 Результаты   1 «а» Высокий уровень 12  1 «б» Средний уровень  1 «в» 6 8 Низкий уровень 4 6 7 2 12 19

Результаты

1 «а»

Высокий уровень

12

1 «б»

Средний уровень

1 «в»

6

8

Низкий уровень

4

6

7

2

12

19

Рекомендации учителям по адаптации первоклассников 1. Обеспечить оптимальный процесс физиологической адаптации, т.е. помнить, что длительное напряжение, утомление и переутомление могут стоить ребёнку здоровья. Т.е.: обеспечить своевременную смену видов деятельности; не давать задания, требующие длительного сосредоточения взгляда на одном предмете, монотонных движений; отводить больше внимания и времени на практические действия с предметами, работе с наглядностью; использовать щадящий режим, который включает в себя прогулки, физические упражнения для поднятия мышечного тонуса. 2. Следует позаботиться об отборе и использовании на уроках специальных упражнений, помогающих детям быстрее войти в непривычный для них мир школьной жизни, освоить новую социальную позицию школьника. 3. На родительских собраниях , также индивидуально с родителями провести беседы с целью улучшения эмоционального состояния ребенка в семье, его благополучия в среде взрослых ( те , дети, которым необходима такая помощь)

Рекомендации учителям по адаптации первоклассников

1. Обеспечить оптимальный процесс физиологической адаптации, т.е. помнить, что длительное напряжение, утомление и переутомление могут стоить ребёнку здоровья.

Т.е.: обеспечить своевременную смену видов деятельности;

не давать задания, требующие длительного сосредоточения взгляда на одном предмете, монотонных движений;

отводить больше внимания и времени на практические действия с предметами, работе с наглядностью; использовать щадящий режим, который включает в себя прогулки, физические упражнения для поднятия мышечного тонуса.

2. Следует позаботиться об отборе и использовании на уроках специальных упражнений, помогающих детям быстрее войти в непривычный для них мир школьной жизни, освоить новую социальную позицию школьника.

3. На родительских собраниях , также индивидуально с родителями провести беседы с целью улучшения эмоционального состояния ребенка в семье, его благополучия в среде взрослых ( те , дети, которым необходима такая помощь)

3. Систематически проводить индивидуальную работу с детьми, имеющими трудности в адаптации.  4. Обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к детям, имеющим особенности в психофизическом развитии и поведении (если такие есть в классе): синдром гиперактивности, застенчивость, неврозы и т.п.  5. Необходимо помнить, что процесс адаптации ребенка во многом зависит от обстановки в классе, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя ребенок во время уроков, в ситуациях взаимодействия с учителем и одноклассниками.  6. Используя игровые психологические методики, учитель может создать в классе атмосферу доброжелательности и конструктивного взаимодействия, позволяющую детям ослабить внутреннее напряжение, познакомиться друг с другом, подружиться .

3. Систематически проводить индивидуальную работу с детьми, имеющими трудности в адаптации.

4. Обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к детям, имеющим особенности в психофизическом развитии и поведении (если такие есть в классе): синдром гиперактивности, застенчивость, неврозы и т.п.

5. Необходимо помнить, что процесс адаптации ребенка во многом зависит от обстановки в классе, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя ребенок во время уроков, в ситуациях взаимодействия с учителем и одноклассниками.

6. Используя игровые психологические методики, учитель может создать в классе атмосферу доброжелательности и конструктивного взаимодействия, позволяющую детям ослабить внутреннее напряжение, познакомиться друг с другом, подружиться .

7. Включить детей, занимающих низкое статусное положение в группе сверстников, в общественно значимую деятельность, повышая их авторитет и самооценку.  8. Помогите детям организовать свою деятельность, повторяйте последовательность действий из урока в урок. Просите повторить задание самых невнимательных учеников, но не в качестве наказания.  9. Поощряйте детей задавать вопросы, если им что-то непонятно. Снисходительно относитесь к тому, что первоклашки склонны спросить одно и то же несколько раз.  10. Организуйте личное общение с каждым учеником своего класса, будьте в курсе их радостей и переживаний. Помните, что шестилетка – это маленький человек в зоне перехода, весь устремлённый в будущее, который имеет право на счастье и уважение своего сложного внутреннего мира со стороны взрослых.

7. Включить детей, занимающих низкое статусное положение в группе сверстников, в общественно значимую деятельность, повышая их авторитет и самооценку.

8. Помогите детям организовать свою деятельность, повторяйте последовательность действий из урока в урок. Просите повторить задание самых невнимательных учеников, но не в качестве наказания.

9. Поощряйте детей задавать вопросы, если им что-то непонятно. Снисходительно относитесь к тому, что первоклашки склонны спросить одно и то же несколько раз.

10. Организуйте личное общение с каждым учеником своего класса, будьте в курсе их радостей и переживаний.

Помните, что шестилетка – это маленький человек в зоне перехода, весь устремлённый в будущее, который имеет право на счастье и уважение своего сложного внутреннего мира со стороны взрослых.

СПАСИБО  ЗА  ВНИМАНИЕ !

СПАСИБО

ЗА

ВНИМАНИЕ !