Просмотр содержимого документа
«Адаптация учебного материала для обучающихся с РАС»
Адаптация учебного материала для обучающихся с РАС
Одним из условий, необходимых для обучения детей с расстройствами аутистического спектра, является наличие дополнительных специальных учебных материалов к уже существующим учебно-методическим комплектам
Слайд 3
Рассмотрим наиболее распространенные способы адаптации учебных материалов, и в частности, самих учебных заданий.
Упрощение инструкции к заданию
Данный способ адаптации включает:
разбивку многоступенчатой инструкции на короткие шаги в виде алгоритма;
замену сложных для понимания слов или фраз пиктограммами, на которых схематически показано, что нужно делать;
дублирование устных инструкций письменными.
Индивидуализация стимульных материалов
У многих обучающихся с РАС есть специфические интересы, которые эффективно использовать при подготовке адаптированных заданий. Например, ученик может решать задачу не на счетных палочках, а на игрушечных машинках из мультфильма «Тачки»; читать предложение не про маму, которая «мыла раму», а про одного из героев любимого мультфильма.
Дополнительная визуализация
Этот прием позволяет лучше понять содержание задания. При возникновении у детей с РАС трудностей понимания условий математических задач необходимо использовать не только краткую запись и схему, но и наглядную реалистичную иллюстрацию или инсценировку условия задачи с помощью реальных предметов.
При знакомстве с твердыми и мягкими звуками на уроках чтения можно представить их в виде твердого камешка (или синего кубика) и мягкой травки (или зеленого помпона).
Минимизация двойных требований
В процессе обучения важно сконцентрироваться на первостепенной цели и максимально исключить дополнительные требования
По русскому языку вместо списывания текста из учебника мы можем предложить ребенку вставить пропущенные орфограммы в напечатанном и вклеенном в тетрадь бланке.
Сокращение объема заданий при сохранении уровня их сложности
У детей с РАС часто отмечается замедленный темп работы, они могут не успевать выполнять все задания наравне с другими детьми. В этом случае ученику с РАС можно предложить меньшее количество заданий. При этом уровень их сложности не меняется.
Упрощение содержания задания
Для обучающихся с РАС, уровень развития которых ниже уровня развития сверстников меняется уровень сложности задания.
Например, все ученики пересказывают прочитанный текст, а ребенок с РАС подбирает к простым предложениям из этого текста, напечатанным на отдельных листочках, соответствующие картинки.
Таким образом, варианты адаптации задания могут быть совершенно разными и касаться разных его аспектов: инструкции к заданию, его объема, уровня сложности, содержания.
При этом основной вид деятельности учащихся при использовании учителем обычных и адаптированных заданий принципиально не отличается. Если все ученики класса пишут, то ученик, выполняющий адаптированное задание, так же будет в данный момент заниматься письмом