СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптационные игры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптационные игры»

Пояснительная записка

Цель сборника игр: сформировать эмоциональный контакт, доверие детей к воспитателю, а также сохранить и укрепить психическое здоровье детей: повысить функциональные и адаптационные возможности детского организма.

Подвижных игр в период адаптации ребенка в детском саду – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (такого, как мама) и интересного партнера в игре.

Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Игры на тактильные ощущения направлены на побуждение детей к эмоциональному реагированию путем воздействия на сенсорные процессы. Такие игры вводят детей в мир содержательного взаимодействия с сенсорными стимулами, активизируют моторные механизмы эмоционального отклика, опосредованно приводят в действие эмоциональную сферу в целом. Они не предполагают большой подготовки к их проведению и весьма привлекательны для детей.

Игры – забавы позволяют детям и взрослым получить чувственный опыт; учат регулировать свои чувства и силу физического воздействия друг на друга. Они имеют особое значение в развитии детей раннего возраста. Кроме эмоций игры-забавы развивают коммуникативные умения: умение общаться со сверстниками и взрослыми, выполнять простые движения, петь песенки, сопровождать жестами и движениями попевки и маленькие стихотворения.



Пальчиковые игры

«Котенок»

Шел один я по дорожке, (показываем один пальчик).

Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика).

Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика).

Ой, мы видели котенка! (хлопает себя ладошками по щекам и как бы качает ладошками голову).

У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика).

На лапках - острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того, что под рукой).

Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счет показываем соответствующее число пальчиков).

Нужно быстро убегать! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности).

«Замок»

На двери висит замок (руки в замке).

Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая).

Потянули, (потянули).

Покрутили, (вращаем руки).

Постучали (стучим основанием ладоней).

И – открыли! (руки разжимаются).

«Сорока-ворона»

Сорока-ворона,

Кашку варила,

Деток кормила,

Этому дала (показывает на большой палец),

Этому дала (показывает на указательный палец),

Этому дала (показывает на средний палец),

Этому дала (показывает на четвертый палец),

А этому не дала (указывает на мизинец)

Он кашку не варил,

Деток не кормил,

Маме не помогал!!!

«Рыбка»

Рыбка в озере живет,

Рыбка в озере плывет. (ладошки соединены и делают плавные движения).

Хвостиком ударит вдруг (ладошки разъединить и ударить по коленкам).

И услышим мы – плюх, плюх (ладошки соединить у основания и так похлопать).

Подвижные игры

«Позвони в колокольчик»

Ход игры: подвешивается колокольчик на расстоянии вытянутой руки ребенка. Взрослый говорит, что колокольчик волшебный, его звон радует окружающих. Предлагает ребенку дотянуться до колокольчика и позвонить в него. После освоения игры, привлекаются другие дети. Выбирается активны ребенок и, называя его по имени, предлагается тоже позвонить. После того как ребенок позвонил, его нужно похвалить: «Какой ты молодец! Как высоко ты смог дотянуться! А теперь (выбирается другой ребенок) тоже позвонит».

Можно спросить детей, как звенит колокольчик (динь-динь).

«Потанцуй со мной»

Ход игры: дети становятся в круг, на достаточном расстоянии друг от друга. Педагог становится в центре круга. Включается музыка – можно использовать мелодии танцев, детские песенки. Педагог предлагает потанцевать вместе с ним, показывает и одновременно называет основные танцевальные движения.

Похлопаем в ладоши! (руки перед собой).

Хлопки над головой! (прямыми руками с большим размахом).

Топотушки! (быстрые топочущие шаги на месте).

Потопаем правой ножкой! (притопы одной ногой).

Потопаем левой ножкой! (притопы другой ногой).

Ловим комариков! (звонкие хлопки справа, слева от корпуса, вверху и внизу).

Мячики! (прыжки на обеих ногах).

Пружинка! (приседания, ноги не отрываются от пола).

Ветерок! (перекрестные движения рук над головой)

Покружимся! повороты вокруг собственной оси, или кружимся в парах, взявшись за руки).

«Солнышко и дождик»

Оборудование: расставленные по большому кругу стульчики или разложенные обручи.

Ход игры: дети находятся в «домиках» (стульчики, обручи). После слов: «Солнышко, пора гулять!», дети бегают по площадке. Когда звучит команда: «Дождик, пора домой», малыши бегут в свои домики.

«Солнечные зайчики»

Оборудование: маленькое зеркальце.

Ход игры: воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:

Солнечные зайчики

Играют на стене.

Помани их пальчиком,

Пусть бегут к тебе!

По сигналу: «Лови зайчика!», дети пытаются его поймать.

Методические рекомендации: игру можно повторить 2-3 раза.

«Птички»

Ход игры: «дети-птицы» собираются на одной стороне группы. По сигналу: «Полетели!», «птицы» разлетаются по всей площадке. По сигналу; «Буря!» - летят к «деревьям».

«Огуречик»

Ход игры: на одном конце площадки воспитатель с маской мышки. На другом дети, они огурцы. Дети приближаются к «мышке» прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит:

Огуречик, огуречик.

Не ходи на тот конечик.

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

При последних словах дети убегают, а воспитатель их ловит.

Игры на тактильные ощущения

«Доброе утро»

Ход игры: воспитатель напевно произносит текст:

- Доброе утро, глазки! (касаемся глаз кончиками пальцев).

Вы проснулись? (хлопки в ладоши).

- Доброе утро, носик! (дотрагиваемся до кончика носа).

Ты проснулся? (хлопки в ладоши).

- Доброе утро, ушки! (касаемся кончиками пальцев обоих ушек).

Вы проснулись?

- Доброе утро, ротик! (касаемся указательным пальцем губ).

Ты проснулся? (хлопки в ладоши).

- Доброе утро, ручки! (кистями обеих рук делаем «фонарики»).

Вы проснулись? (хлопки в ладоши).

- Доброе утро, животик! (круговое поглаживание ладонью по животику).

- Ты проснулся? (хлопки в ладоши).

- Доброе утро, детки! Все проснулись?! К солнышку потянулись! (руки наверх, потягиваемся).

«Нежно погладим мы зверят»

Оборудование: резиновые игрушки пищалки.

Ход игры: дети сидят на ковре, в руках у каждого резиновая игрушка-пищалка. Воспитатель произносит текст и выполняет движения:

- Нежно гладим мы зверят, (ладошкой гладит игрушку).

И зверята не пищат.

По пищим поскорей, (сжимает игрушку).

Методические рекомендации: желательно игру повторить несколько раз.

«Покачай малыша»

Оборудование: кукла, корзинка, солнышко (картинка).

Ход игры: воспитатель предлагает покачать малыша (куклу) спать. Дети по очереди качают малыша на руках, приговаривая вместе с

педагогом:

Бай, бай, бай, бай,

Ты, собачка не лай

И в гудочек не гуди;

Нашу Лялю не буди.

Воспитатель говорит: «Наш малыш уснул.... И нам пора проститься. Но сначала солнышко подарит вам свою любовь тепло.

Солнышко, появись!

Светлое, лучистое,

Покажись».

Педагог достает из корзинки солнышко (картинка).

«Давай познакомимся»

Оборудование: мяч.

Ход игры: дети сидят на стульчиках или стоят по кругу. Воспитатель передает мяч по круг. Тот, кто из детей получает мячик – называет свое имя. Малыши с удовольствием играют в нее.

Методические рекомендации: в дальнейшем игру можно разнообразить: вместо мяча передавать друг другу игрушку или предложить детям поприветствовать друг друга по имени.

«Спрячем?»

Оборудование: большая игрушка, знакомая ребенку.

Ход игры. воспитатель прячет знакомую ребенку большую игрушку так, чтобы она немного была видна. Воспитатель спрашивает у ребенка: «Где мишка?», затем они вместе ищут мишку. Когда они найдут игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам воспитатель, громко произнося: «Ку-ку». Когда ребенок найдет воспитателя, они повторяют игру еще раз. Затем они меняются местами. Теперь воспитатель ищет ребенка.



Игры-забавы

«Звонок»

Ход игры: воспитатель рассказывает стихотворение:

Стенка, стенка, (по очереди дотрагивается до каждой из щечек ребенка).

Потолок (дотрагивается до лба или поцелуйте в лоб).

Два окошка (показывает на глазки).

И звонок (прикасается пальцем к носику ребенка и говорит: «Динь!»).

«У солнышка в гостях»

Ход игры:

Воспитатель: Кто же смотрит к нам в окошко?

Это солнышко, друзья!

Мы захлопаем в ладоши,

Позовем его сюда! (дети хлопают в ладоши, воспитатель показывает на тучку).

Воспитатель: Это злая тучка

Забрала все лучики.

Надо нам пуститься в путь,

Чтобы лучики вернуть.

Все места свои займите,

Солнцу лучики верните. (дети садятся на стульчики).

Воспитатель: Раскатились по земле

Лучики – клубочки

Осветили все вокруг

Травку и цветочки.

Вы клубочки соберите

И в корзинку их верните. (дети собирают клубочки в корзину).

Воспитатель: Вы собрали все клубочки, а они превратились в лучики. Чтобы солнышко появилось из – за тучки, ему нужно лучики вернуть.

Солнышко вернулось,

Ребяткам улыбнулось.