Пояснительная записка
Цель сборника игр: сформировать эмоциональный контакт, доверие детей к воспитателю, а также сохранить и укрепить психическое здоровье детей: повысить функциональные и адаптационные возможности детского организма.
Подвижных игр в период адаптации ребенка в детском саду – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (такого, как мама) и интересного партнера в игре.
Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Игры на тактильные ощущения направлены на побуждение детей к эмоциональному реагированию путем воздействия на сенсорные процессы. Такие игры вводят детей в мир содержательного взаимодействия с сенсорными стимулами, активизируют моторные механизмы эмоционального отклика, опосредованно приводят в действие эмоциональную сферу в целом. Они не предполагают большой подготовки к их проведению и весьма привлекательны для детей.
Игры – забавы позволяют детям и взрослым получить чувственный опыт; учат регулировать свои чувства и силу физического воздействия друг на друга. Они имеют особое значение в развитии детей раннего возраста. Кроме эмоций игры-забавы развивают коммуникативные умения: умение общаться со сверстниками и взрослыми, выполнять простые движения, петь песенки, сопровождать жестами и движениями попевки и маленькие стихотворения.
Пальчиковые игры
«Котенок»
Шел один я по дорожке, (показываем один пальчик).
Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика).
Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика).
Ой, мы видели котенка! (хлопает себя ладошками по щекам и как бы качает ладошками голову).
У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика).
На лапках - острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того, что под рукой).
Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счет показываем соответствующее число пальчиков).
Нужно быстро убегать! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности).
«Замок»
На двери висит замок (руки в замке).
Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая).
Потянули, (потянули).
Покрутили, (вращаем руки).
Постучали (стучим основанием ладоней).
И – открыли! (руки разжимаются).
«Сорока-ворона»
Сорока-ворона,
Кашку варила,
Деток кормила,
Этому дала (показывает на большой палец),
Этому дала (показывает на указательный палец),
Этому дала (показывает на средний палец),
Этому дала (показывает на четвертый палец),
А этому не дала (указывает на мизинец)
Он кашку не варил,
Деток не кормил,
Маме не помогал!!!
«Рыбка»
Рыбка в озере живет,
Рыбка в озере плывет. (ладошки соединены и делают плавные движения).
Хвостиком ударит вдруг (ладошки разъединить и ударить по коленкам).
И услышим мы – плюх, плюх (ладошки соединить у основания и так похлопать).
Подвижные игры
«Позвони в колокольчик»
Ход игры: подвешивается колокольчик на расстоянии вытянутой руки ребенка. Взрослый говорит, что колокольчик волшебный, его звон радует окружающих. Предлагает ребенку дотянуться до колокольчика и позвонить в него. После освоения игры, привлекаются другие дети. Выбирается активны ребенок и, называя его по имени, предлагается тоже позвонить. После того как ребенок позвонил, его нужно похвалить: «Какой ты молодец! Как высоко ты смог дотянуться! А теперь (выбирается другой ребенок) тоже позвонит».
Можно спросить детей, как звенит колокольчик (динь-динь).
«Потанцуй со мной»
Ход игры: дети становятся в круг, на достаточном расстоянии друг от друга. Педагог становится в центре круга. Включается музыка – можно использовать мелодии танцев, детские песенки. Педагог предлагает потанцевать вместе с ним, показывает и одновременно называет основные танцевальные движения.
Похлопаем в ладоши! (руки перед собой).
Хлопки над головой! (прямыми руками с большим размахом).
Топотушки! (быстрые топочущие шаги на месте).
Потопаем правой ножкой! (притопы одной ногой).
Потопаем левой ножкой! (притопы другой ногой).
Ловим комариков! (звонкие хлопки справа, слева от корпуса, вверху и внизу).
Мячики! (прыжки на обеих ногах).
Пружинка! (приседания, ноги не отрываются от пола).
Ветерок! (перекрестные движения рук над головой)
Покружимся! повороты вокруг собственной оси, или кружимся в парах, взявшись за руки).
«Солнышко и дождик»
Оборудование: расставленные по большому кругу стульчики или разложенные обручи.
Ход игры: дети находятся в «домиках» (стульчики, обручи). После слов: «Солнышко, пора гулять!», дети бегают по площадке. Когда звучит команда: «Дождик, пора домой», малыши бегут в свои домики.
«Солнечные зайчики»
Оборудование: маленькое зеркальце.
Ход игры: воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:
Солнечные зайчики
Играют на стене.
Помани их пальчиком,
Пусть бегут к тебе!
По сигналу: «Лови зайчика!», дети пытаются его поймать.
Методические рекомендации: игру можно повторить 2-3 раза.
«Птички»
Ход игры: «дети-птицы» собираются на одной стороне группы. По сигналу: «Полетели!», «птицы» разлетаются по всей площадке. По сигналу; «Буря!» - летят к «деревьям».
«Огуречик»
Ход игры: на одном конце площадки воспитатель с маской мышки. На другом дети, они огурцы. Дети приближаются к «мышке» прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит:
Огуречик, огуречик.
Не ходи на тот конечик.
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.
При последних словах дети убегают, а воспитатель их ловит.
Игры на тактильные ощущения
«Доброе утро»
Ход игры: воспитатель напевно произносит текст:
- Доброе утро, глазки! (касаемся глаз кончиками пальцев).
Вы проснулись? (хлопки в ладоши).
- Доброе утро, носик! (дотрагиваемся до кончика носа).
Ты проснулся? (хлопки в ладоши).
- Доброе утро, ушки! (касаемся кончиками пальцев обоих ушек).
Вы проснулись?
- Доброе утро, ротик! (касаемся указательным пальцем губ).
Ты проснулся? (хлопки в ладоши).
- Доброе утро, ручки! (кистями обеих рук делаем «фонарики»).
Вы проснулись? (хлопки в ладоши).
- Доброе утро, животик! (круговое поглаживание ладонью по животику).
- Ты проснулся? (хлопки в ладоши).
- Доброе утро, детки! Все проснулись?! К солнышку потянулись! (руки наверх, потягиваемся).
«Нежно погладим мы зверят»
Оборудование: резиновые игрушки пищалки.
Ход игры: дети сидят на ковре, в руках у каждого резиновая игрушка-пищалка. Воспитатель произносит текст и выполняет движения:
- Нежно гладим мы зверят, (ладошкой гладит игрушку).
И зверята не пищат.
По пищим поскорей, (сжимает игрушку).
Методические рекомендации: желательно игру повторить несколько раз.
«Покачай малыша»
Оборудование: кукла, корзинка, солнышко (картинка).
Ход игры: воспитатель предлагает покачать малыша (куклу) спать. Дети по очереди качают малыша на руках, приговаривая вместе с
педагогом:
Бай, бай, бай, бай,
Ты, собачка не лай
И в гудочек не гуди;
Нашу Лялю не буди.
Воспитатель говорит: «Наш малыш уснул.... И нам пора проститься. Но сначала солнышко подарит вам свою любовь тепло.
Солнышко, появись!
Светлое, лучистое,
Покажись».
Педагог достает из корзинки солнышко (картинка).
«Давай познакомимся»
Оборудование: мяч.
Ход игры: дети сидят на стульчиках или стоят по кругу. Воспитатель передает мяч по круг. Тот, кто из детей получает мячик – называет свое имя. Малыши с удовольствием играют в нее.
Методические рекомендации: в дальнейшем игру можно разнообразить: вместо мяча передавать друг другу игрушку или предложить детям поприветствовать друг друга по имени.
«Спрячем?»
Оборудование: большая игрушка, знакомая ребенку.
Ход игры. воспитатель прячет знакомую ребенку большую игрушку так, чтобы она немного была видна. Воспитатель спрашивает у ребенка: «Где мишка?», затем они вместе ищут мишку. Когда они найдут игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам воспитатель, громко произнося: «Ку-ку». Когда ребенок найдет воспитателя, они повторяют игру еще раз. Затем они меняются местами. Теперь воспитатель ищет ребенка.
Игры-забавы
«Звонок»
Ход игры: воспитатель рассказывает стихотворение:
Стенка, стенка, (по очереди дотрагивается до каждой из щечек ребенка).
Потолок (дотрагивается до лба или поцелуйте в лоб).
Два окошка (показывает на глазки).
И звонок (прикасается пальцем к носику ребенка и говорит: «Динь!»).
«У солнышка в гостях»
Ход игры:
Воспитатель: Кто же смотрит к нам в окошко?
Это солнышко, друзья!
Мы захлопаем в ладоши,
Позовем его сюда! (дети хлопают в ладоши, воспитатель показывает на тучку).
Воспитатель: Это злая тучка
Забрала все лучики.
Надо нам пуститься в путь,
Чтобы лучики вернуть.
Все места свои займите,
Солнцу лучики верните. (дети садятся на стульчики).
Воспитатель: Раскатились по земле
Лучики – клубочки
Осветили все вокруг
Травку и цветочки.
Вы клубочки соберите
И в корзинку их верните. (дети собирают клубочки в корзину).
Воспитатель: Вы собрали все клубочки, а они превратились в лучики. Чтобы солнышко появилось из – за тучки, ему нужно лучики вернуть.
Солнышко вернулось,
Ребяткам улыбнулось.