СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Настоящая программа составлена на основе Базовой образовательной программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида : 5-9 кл..В 2 сб./ Под редакцией Воронковой В.В. М.: Гуманит.- изд. центр Владос, 2001. –Сб. 1. -232 с. и учебного плана учреждения.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»);
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказа Комитета образования и науки Курской области от 10.01-07-02/9744 от 06.11.2015 г. и Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН» 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599 Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта. Она направлена на разностороннее развитие личности обучающегося, способствует умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий достичь того уровня общеобразовательных знаний, умений, который необходим обучающимся для социальной адаптации.
Общие сведения – персональные данные ребенка и его родителей.
Настоящая программа составлена на основе Базовой образовательной программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида : 5-9 кл..В 2 сб./ Под редакцией Воронковой В.В. М.: Гуманит.- изд. центр Владос, 2001. –Сб. 1. -232 с. и учебного плана учреждения.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»);
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказа Комитета образования и науки Курской области от 10.01-07-02/9744 от 06.11.2015 г. и Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН» 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599 Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта. Она направлена на разностороннее развитие личности обучающегося, способствует умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий достичь того уровня общеобразовательных знаний, умений, который необходим обучающимся для социальной адаптации.
Содержание обучения имеет практическую направленность. Школа готовит своих воспитанников к непосредственному включению в жизнь.
В программах принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В них конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого развития и нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе овладения каждым учебным предметом. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Обучение носит воспитательный характер. Аномальное состояние ребенка (Маши З.) затрудняет решение задач обучения и воспитания, но не снимает их. Маша поступила в школу с диагнозом психическое недоразвитие, умеренная умственная отсталость (синдром Аперта, выраженные когнитивные нарушения, ограничение жизнедеятельности по заболеванию III степени). Мать З. В. Н. , домохозяйка.
Рекомендовано: обучение по адаптированной общеобразовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения.
Индивидуальный учебный план
Учитывая психофизическое состояние и специфические нарушения развития личности, обучение Маши следует проводить по данной программе, созданной на основе типовой программы под редакцией В.В. Воронковой, по чтению и развитию речи (6 класс), по письму и развитию речи (6 класс), по математике (6 класс), по биологии (8 класс), по истории Отечества (7 класс), по географии (6 класс).
Согласно учебному плану для занятий по чтению и развитию речи отводится 65 часов, т.е. 2 часа в неделю, по письму и развитию речи отводится 65 ч., т. е 2 часа в неделю, по математике отводится 98 часов, т. е 3 ч. в неделю, на биологию отводится 33 часа, т. е 1 час в неделю, на географию отводится 32 часа, т. е 1 час в неделю, на историю Отечества отводится 32 часа, т. е 1 час в неделю.
На самостоятельное изучение с родителями по чтению и р. р. отводится 1 ч. в неделю, по письму и р. р. 1 ч. в неделю, по математике отводится 1 час в неделю, по биологии отводится 1 час в неделю, на географию отводится 1 час в неделю, на историю Отечества отводится 1 час в неделю, на обществознание отводится 1 часа в неделю, по музыке и пению отводится 1 час в неделю, по физкультуре отводится 2 часа в неделю, на ОПК отводится 1 час в неделю, на профессионально-трудовое обучение отводится 6 часов в неделю.
Русский язык
Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обуславливает его специфику. Все знания обучающихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации.
Цели и задачи обучения:
Формирование общеречевых навыков, направленных на преодоление речевой замкнутости, коррекцию недостатков звукопроизношения, развитие слухового внимания и фонетического слуха.
Выработка умения осмысленно запоминать, достаточно полно и точно воспроизводить необходимый учебный материал.
У умственно отсталого ребенка имеются необходимые предпосылки к развитию мышления, но они требуют от учителя специальной работы, направленной на уточнение и расширение имеющихся представлений, умении оформить их в речи, в различных практических действиях на уроке.
Чтение и развитие речи (2 часа в неделю)
Направленность на социализацию личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, коррекция и развитие речемыслительных способностей детей и нравственных позиций поведения.
Цели обучения:
Программа направлена на разностороннее развитие личности обучающейся, способствуют их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим для социальной адаптации.
Задачи обучения:
Воспитание у обучающейся интереса к уроку чтения и чтению как процессу. Формирование навыка беглого и выразительного чтения, правильного (без искажения звукового состава слова и с правильным ударением). Формирование у обучающейся навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию текст вслух, про себя, осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного анализа. Учить воспитанников правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Учить воспитанников отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Развивать умение общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы учителя, спрашивать о непонятных словах, делится впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картины, задавать вопросы автору, обсуждать предполагаемый ответ.
Формировать навыки самостоятельного чтения книг, читательской культуры, умения выбирать книги по интересу знакомить с доступными детскими книгами в чтении учителя, учить правильно, называть произведения и его автора.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Обучающиеся должны уметь:
- читать вслух правильно, целым словом, трудные слова - по слогам, соблюдая синтаксические паузы, интонацию конца предложения в зависимости от знаков препинания;
-читать про себя проанализированный заранее текст, выполняя несложные задания учителя;
-отвечать на вопросы учителя;
-пересказывать несложные по содержанию фрагменты текста;
-оценивать поступки героев (с помощью учителя);
-участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя посильные задания по прочитанным текстам.
Обучающиеся должны знать:
Наизусть 6-8 стихотворений (объем текста с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Содержание учебного предмета
Примерная тематика курса
Рассказы, статьи, стихотворения и доступные по содержанию и языку отрывки из художественных произведений о героическом прошлом и настоящем нашей Родины; о событиях в мире; о труде людей; о родной природе и бережном к ней отношении, о знаменательных событиях в жизни страны.
Навыки чтения
Сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения; чтение про «себя».
Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц.
Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя. Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противоположными значениями; объяснение с помощью учителя слов, данных в переносном значении, и образных выражениях, характеризующих поступки героев, картины природы.
Деление текста на части. Составление под руководством учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов самого текста.
Пересказ прочитанного текста по составленному плану. Полный и выборочный пересказ.
Самостоятельное чтение с различными заданиями: подготовиться выразительному чтению, выделить отдельные места по вопросам, подготовить пересказ.
Заучивание наизусть стихотворений.
Внеклассное чтение
Систематическое чтение детской художественной литературы, детских газет и журналов.
Обсуждение прочитанных произведений, коллективное составление кратких отзывов о книгах, пересказ содержания прочитанного по заданию учителя, название главных действующих лиц, выявление своего к ним отношения.
Урок внеклассного чтения проводится 1-2 раза в месяц.
Межпредметные связи
Математика. Название чисел в пределах 300. Поиск нужной страницы в учебнике.
Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.
Биология. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы.
Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных.
Учебно-тематический план.
№ | Кол-во часов | Тема | Теория | Практика |
1 | 22 | Люблю природу русскую | 22 | 22 |
2 | 20 | О далеком прошлом России | 16 | 16 |
3 | 12 | Животные в нашем доме | 9 | 9 |
4 | 10 | Будь человеком, человек! | 2 | 2 |
5 | 8 | Они прославляли Россию | 4 | 4 |
6 | 12 | Смешное и веселое | 5 | 5 |
7 | 7 | Вечный свет подвига | 3 | 3 |
9 | 8 | Внеклассное чтение | 4 | 4 |
Литература:
Учебник «Чтение» для 6 класса специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида, авторы – составители И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина Москва «Просвещение» 2006г.
Оборудование:
Иллюстрации к произведениям, портреты писателей, картины, карточки со словарными словами, предметные и сюжетные картинки, ТСО.
Письмо (2 часа в неделю)
Правильная посадка во время письма.
Правильное расположение учебных принадлежностей при письме.
Развитие и координация движений кисти руки и пальцев.
Развитие графических навыков: работа карандашом, ручкой.
Направленность на социализацию личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, коррекция и развитие коррекция и развитие мелкой моторики, речемыслительных способностей детей и нравственных позиций поведения.
Цели и задачи обучения:
Программа нацелена на решение специальных образовательных, коррекционных и воспитательных задач:
-воспитание интереса к родному языку;
-развитие устной и письменной речи;
-формирование значимых орфографических и пунктуационных навыков;
-коррекция высших психических функций обучающихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития;
-формирование навыков связной письменной речи;
-развитие фонематического слуха и правильного произношения;
- обогащение и уточнение словаря;
-привитие навыков делового письма;
-осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Обучающиеся должны уметь:
-списывать текст целыми словами;
-писать под диктовку текст с предварительно разобранными трудными орфограммами;
-участвовать в обсуждении темы и идеи текста;
- исправлять текст с помощью учителя;
-подбирать однокоренные слова с помощью учителя;
-различать части речи по вопросам с помощью учителя;
-пользоваться школьным орфографическим словарем с помощью учителя.
Обучающиеся должны знать:
-алфавит;
-способ проверки написания гласных и согласных (путем изменения формы слова).
Содержание учебного предмета
Программа по письму и развитию речи включает разделы: «Повторение», «Звуки и буквы», «Состав слова», «Части речи: имя существительное».
Повторение
Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространенные и распространенные. Однородные члены предложения. Перечисление без союзов и с однородным союзом «и». Знаки препинания при однородных членах.
Звуки и буквы
Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Слова с разделительным ь, двойные и непроизносимые согласные.
Слово
Состав слова. Однокоренные слова. Корень, приставка, суффикс и окончание. Образование слов с помощью приставок и суффиксов.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слов.
Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Правописание приставок. Приставка и предлог. Разделительный ъ.
Имя существительное. Значение имени существительного и его основные грамматические признаки: род, число, падеж.
Правописание падежных окончаний имен существительных единственного числа.
Склонение имен существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний. Правописание родительного падежа существительных женского и среднего рода с основой на шипящий.
Знакомство с именами существительными, употребляемыми только в единственном или только во множественном числе.
Связная речь
Работа с деформированным текстом.
Распространение текста путем включения в него имен прилагательных.
Изложение рассказа по коллективно составленному плану (примерная тематика: общественные дела, достойный поступок товарища и т.д.).
Составление рассказа по картине по коллективно составленному плану.
Составление рассказа по картине и данному началу с включением в рассказ имен прилагательных.
Составление рассказа по картине и данному началу с включением в рассказ имен прилагательных.
Составление рассказа по опорным словам и данному плану.
Составление рассказа с помощью учителя по предложенным темам («Прогулка в лес», «Летом на реке», «Лес осенью», «Катание на лыжах» и др.).
Деловое письмо: письмо товарищу, заметка в стенгазету (о проведенных мероприятиях в классе, хороших и плохих поступках детей и др.), объявление (о предстоящих внеклассных и общешкольных мероприятиях).
Повторение пройденного за год.
Межпредметные связи.
Математика. Счёт в пределах 300. Употребление числа с названием месяца. Поиск нужной страницы в учебнике.
Изобразительное искусство. Различать цвета при выполнении звукобуквенного анализа слов.
География. Название рек, озер, городов.
Чтение и развитие речи. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. Использование в речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связи и отношений между реальными объектами.
Учебно-тематический план.
№ | Тема | Кол-во часов |
|
1 | Повторение | 9 |
|
2 | Звуки и буквы | 8 |
|
3 | Состав слова | 30 |
|
| Части речи | 1 |
|
4 | Имя существительное | 17 |
|
7 | Повторение | 1 |
|
Литература:
Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Русский язык» автор Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская Москва «Просвещение» 2006 г.
Оборудование: таблицы, предметные и сюжетные картинки, карточки для индивидуальной работы, карточки словарных слов.
Математика (3 часа в неделю)
Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками. Процесс обучения математики неразрывно связан с решением специфической задачи коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, формированием планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение математики должно носить, практическую направленность и тесно связано с другими предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использовать математических знаний в нестандартных ситуациях.
Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи образовательных учреждений для детей с ОВЗ — коррекцией и развитием познавательной деятельности. Обучающиеся получают знания о нумерации и действиях с числами в пределах 10 000, об основных единицах измерения величин, развиваются их пространственные, временные и геометрические представления.
Обучение математике должно носить практическую направленность, быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Для реализации данной рабочей программы используется учебно-методический комплект: учебник (Перова М.Н., Капустина Г.М., «Математика 6», 2014 г.)
Цель преподавания математики в школе для детей с ОВЗ состоит в том, чтобы: дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность.
Задачи:
- через обучение математике повышать уровень общего развития учащихся и по возможности наиболее полно скорректировать недостатки их познавательной деятельности и личностных качеств;
- развивать речь учащихся, обогащать её математической терминологией;
- воспитывать у учащихся целеустремленность, терпение, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, прививать им навыки контроля и самоконтроля, развивать у них точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Программа построена по концентрическому принципу, а также с учетом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнить их новыми сведениями.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Учащиеся должны знать:
различие между устным и письменным сложением и вычитанием чисел в пределах 1000;
таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10. Правила умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0; деления 0 и деления на 1, на 10;
название компонентов умножения и деления;
меры длины, массы и их соотношения;
меры времени и их соотношения;
различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур;
название элементов четырехугольников.
класс единиц, разряды в классе единиц;
десятичный состав чисел в пределах 10 000;
-единицы длины, массы, времени;
-римские цифры;
-дроби, их виды;
-виды треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон.
Учащиеся должны уметь:
выполнять устные и письменные вычисления сложения и вычитания чисел в пределах 1000;
практически пользоваться переместительным свойством умножения;
определять время по часам тремя способами с точностью до 1 мин;
решать, составлять, иллюстрировать все изученные арифметические задачи;
самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два действия;
различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии;
вычислять длину ломаной;
узнавать, называть, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения;
чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге.
складывать и вычитать, умножать и делить числа в пределах 10 000 (с помощью калькулятора, таблицы умножения);
определять время по часам одним способом;
самостоятельно чертить прямоугольник;
решать арифметические задачи в два действия с помощью учителя;
чертить треугольник по трем сторонам с помощью учителя.
Настоящая программа составлена на основе Программы для 5 – 9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой: Сборник 1. – М. :Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000г. и учебного плана учреждения.
Содержание учебного материала
Целые числа (31 час)
Нумерация чисел в пределах 1 000 000. Получение единиц, круглых десятков, сотен тысяч в пределах 1 000 000, сложение и вычитание круглых чисел в пределах 1 000 000.
Получение четырех-, пяти-, шестизначных чисел из разрядных слагаемых, расположение на разрядные слагаемые чтение, запись под диктовку, изображение на счетах, калькуляторе.
Разряды; единицы десятки, сотни тысяч, класс тысяч, нумерационная таблица, сравнение соседних разрядов сравнение классов тысячи единиц.
Округление чисел до единиц, десятков, сотен, тысяч. Определение количеств разрядных единиц и общего количества единиц десятков, сотен тысяч в числе. Числа простые и составные.
Обозначение римскими цифрами чисел ХШ—ХХ.
Устное (легкие случаи) и письменное сложение вычитание, умножение и деление на однозначное число, и круглые десятки чисел в пределах 10 000. Деление с остатком. Проверка арифметических действий.
Числа, полученные при измерении; сложение и вычитание чисел, полученных при измерении (10 часов)
Устное и письменное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины, массы, времени, устно и письменно.
Обыкновенные дроби (42 часа). Смешанные числа, их сравнение. Основное свойство обыкновенных дробей, Преобразования: замена мелких долей более крупными (сокращение), неправильных дробей целыми или смешанными числами. Сложение и вычитание дробей (и смешанных чисел) с одинаковыми знаменателями. Простые арифметические задачи на нахождение дроби от числа, на прямую пропорциональную зависимость, на соотношение: расстояние, скорость, время. Составные задачи на Встречное движение (равномерное, прямолинейное) двух тел.Повторение (9 часов)
Геометрический материал (6 часов)
Взаимное положение прямых на плоскости (пересекаются, в том числе перпендикулярные не пересекаются, т. е. параллельные), в пространстве; наклонные горизонтальные вертикальные. Знаки и ||. Уровень, отвес.
Высота треугольника, прямоугольника, квадрата. Геометрические тела — куб, брус. Элементы куба, бруса; грани, ребра, вершины, их количество, свойства. Масштаб: 1:1 000; 1:10000; 2:1; 10 : 1; 100:1.Учебно-тематический план.
№ п/п | Наименование темы | Количе-ство часов |
1. | Целые числа | 31 |
2. | Числа, полученные при измерении; сложение и вычитание чисел, полученных при измерении | 10 |
3. | Обыкновенные дроби | 42 |
4. | Повторение | 9 |
6. | Геометрический материал | 6 |
Итого: | 98 |
Оборудование:
Дидактический материал, карточки, таблицы, раздаточный материал.
Литература:
1. Перова М.Н., Капустина Г.М., «Математика: учебник для 6 класса», 2016 г.
2. Программа для 5 – 9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой: Сборник 1. – М. :Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000г. и учебного плана учреждения.
Биология (1 час в неделю)
Рабочая программа по биологии в 8 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности учащейся, способствует её умственному развитию.
Цели обучения:
Преподавание биологии в школе с ОВЗ должно быть направлено на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой необходимо развивать у учащихся наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее.
Основными задачами преподавания биологии являются:
Сообщение учащимися знаний об основных элементах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве) и живой природы (о строении и жизни растений и животных, а также об организме человека и его здоровье)
Формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных;
Проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе;
Первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;
Привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
В 8 классе учащихся знакомятся с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных, получают сведения о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленности животных к условиям их жизни.
Технологии обучения:
- дифференцированное обучение;
- личностно-ориентированное обучение.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Учащиеся должны знать:
основные отличия животных от растений;
признаки сходства и различия между изученными группами животных;
общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;
места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся;
названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;
основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся)
Учащиеся должны уметь:
узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагметнах, чучелах, живых объектах)
кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных
устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней особенностями строения организма, поведения животных
проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными или домашними животными, имеющихся у детей дома; рассказывать о своих питомцах.
Содержание учебного материала
Введение (2 часа)
Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных
Беспозвоночные животные (5 часов)
Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника (внутреннего скелета).
Черви (1 часа)
Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.
Насекомые (4 часа)
Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблонная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.
Пчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда.
Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.
Позвоночные животные (26 часов)
Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).
Рыбы (3 часа)
Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб. Рыболовство, рыбоводство. Рациональное использование и охрана рыб.
Земноводные (1 час)
Общие признаки земноводных. Среда обитания.
Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения.
Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки.
Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению.
Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни.
Значение и охрана земноводных.
Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.
Пресмыкающиеся (1 час)
Общие признаки пресмыкающихся (передвижение — ползание по суше). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни.
Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.
Птицы (4 часа)
Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие.
Питание птиц.
Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).
Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. Хищные птицы (сова, орел).
Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси).
Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).
Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц.
Курица, гусь, утка — домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.
Млекопитающие, или звери (17 часов)
Разнообразие млекопитающих. Приспособленность к условиям жизни.
Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров тела, рождение живых детенышей и вскармливание их молоком.
Внутреннее строение млекопитающего (на примере кролика): органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервная система.
Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.
Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов. Значение зайцев и их охрана.
Значение кролиководства в народном хозяйстве.
Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид, и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана. Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними.
Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.
Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.
Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.
Сельско-хозяйственные млекопитающие
Растительноядные животные дикие и домашние. Общие признаки растительноядных животных. Дикие растительноядные животные (лось). Дикие всеядные животные (дикая свинья). Характеристика этих животных, распространение, значение и охрана их. Сельскохозяйственные травоядные животные: корова, овца, верблюд, лошадь. Всеядные сельскохозяйственные животные — свинья.
Корова. Внешнее строение. Молочная продуктивность коров.
Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров. Выращивание телят.
Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец.
Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец: зимнее — на фермах и летнее — на пастбищах.
Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.
Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.
Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве.
Свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова.
Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней.
Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей.
Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки. Содержание лошадей. Выращивание жеребят.
Приматы. Общая характеристика.
Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними.
Тест «Многообразие животного мира»
Учебно-тематический план.
№ | Тема | Кол-во часов |
|
1 | Введение | 2 |
|
2 | Беспозвоночные животные | 5 |
|
3 | Позвоночные животные | 26 |
|
Методическая литература
«Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы» под редакцией В. В. Воронковой \ сборник 1, М.: ВЛАДОС, 2011 г.
Учебник для 8 класса А. И. Никишов, А.В. Теремов. Биология. Животные. Москва «Просвещение» 2016 г.
Биология. 6-7 классы: нестандартные уроки и мероприятия (КВН, устный журнал, праздники, викторины, загадки, кроссворды, интеллектуально-игровые задания) / составитель Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2007.
5…Универсальное учебное пособие. А.Скворцов. А. Никишов, В. Рохлов, А. Теремов. Биология. 6 – 11 классы. Школьный курс. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.
А.И. Богун. А.В. Долгова. Отчего, почему и зачем? М., Пилигрим, 1997.
История Отечества (1 час в неделю)
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.
Цель обучения – формирование у воспитанников способности изучать разнообразный исторический материал и использовать его в своей деятельности. Для этого необходимо систематическое руководство деятельностью детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения истории с постепенным возрастанием их самостоятельности.
Основными задачами являются:
- освоение учащимися комплекса систематизированных знаний об истории Отечества, роли России как активного участника и творца всемирной истории;
- помощь учащимся в развитии у них чувства национальной идентичности, патриотизма, толерантности, уважения к историческому пути своего и других народов;
- развитие у учащихся исторического мышления, под которым понимается способность рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности;
- овладение учащимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации.
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников. Знание особенностей развития этих детей необходимо для эффективной работы с ними для понимания причин, обуславливающих успехи и неудачи их обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приемов педагогического воздействия.
Цель изучения предмета: сформировать у обучающейся способность изучать разнообразный исторический материал и использовать его в своей деятельности.
Задачи:
образовательные:
- усвоить важнейшие факты истории;
- создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого;
- усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития;
- овладеть умением применять знания по истории в жизни;
- выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.
Воспитательные:
- гражданское воспитание учащихся,
- патриотическое воспитание,
- воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей,
- нравственное воспитание,
- эстетическое воспитание,
- трудовое воспитание,
- правовое воспитание,
- формирование мировоззрения учащихся.
Коррекционно – развивающие:
- развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы.
-учить анализировать, понимать причинно-следственные зависимости.
- содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.
- расширять лексический запас, развивать связную речь.
Принципы:
- принцип коррекционной направленности в обучении;
- принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения;
- принцип научности и доступности обучения;
- принцип систематичности и последовательности в обучении;
- принцип наглядности в обучении;
- принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Учащиеся должны уметь:
• объяснять значение словарных слов и понятий, а также устанавливать причины:
- возникновения языческих верований и обрядов;
- влияния образа жизни на развитие ремесел, торговых отношений, культуры;
- возникновения государства, его структуры, функций;
- развития православия, смены языческой культуры на христианскую;
- распада Киевской Руси;
- возникновения религии, торговли, межгосударственных связей России (IX—XVII вв.);
- захватов чужих земель, войн между племенами, народами, государствами;
- освободительных войн между государствами;
- возвышения и укрепления Московского государства при Иване Грозном;
-Смутного времени и народных волнений;
- возникновения и укрепления сословных отношений в Российском государстве;
• описывать:
- образ жизни восточных славян, места расселения;
- отдельных исторических лиц (Игорь, Ольга, Владимир, Иван Грозный, Борис Годунов, Лжедмитрий и др.);
- нравственные черты прогрессивных представителей народа, государства, религии, культуры;
• ориентироваться в:
- названиях древних городов Руси (3—6 названий); основных событиях периодов:
IX в. — первое Древнерусское государство (Киевская Русь);
X в. — Крещение Руси;
XI в. — расцвет Русского государства при Ярославе Мудром;
XI—XIII вв. — расцвет культуры Древней Руси;
XI—XV вв. — раздробленность русских земель; монгольское нашествие; свержение Золотой Орды;
XVI—XVII вв. — объединение земель вокруг Москвы, эпоха Ивана IV; Смутное время; Земский собор 1613 г.; развитие сословных отношений; культура и духовность России.
Учителю для осуществления контроля за усвоением знаний рекомендуется использовать опорные вопросы, словарные слова, перечень конкретных заданий, например:
Как возникла Золотая Орда?
Объясни, почему монгольские племена покорили Россию и соседние с ней государства.
Назови причины упадка Киевской Руси после правления Ярослава.
Подчеркни, в каком веке началось образование единого Московского государства: X, XIII, XVI в.
Какие реформы провел Иван Грозный в период своего правления (используй для ответа слова: судебник, присоединение, продвижение, расширение связей с...)?
Объясни, чем занимались купцы, служилые люди, крепостные крестьяне, священники.
Учащиеся должны знать:
• названия городов: Киев, Новгород, Владимир, Суздаль;
• исторические имена (3—5 имен);
• главные исторические события от Крещения Руси до Куликовской битвы.
Содержание учебного материала
Раздел 1. Введение в историю (3 часа.). История – наука о прошлом человечества. Понятие о счете времени: дата, месяц, год, век. Историческая карта. Наша Родина - Россия. Наша страна на карте. С чего начинается Родина. Символы государства. Понятие « символы государства». Государственные символы России: государственный герб и гимн, государственный флаг. Москва – столица нашей Родины. Населенные пункты нашей Родины. Моя родословная. Родословная человека. Понятие « предки». Поколения предков, фамилия, имя, отчество – связь времен. Понятие « генеалогическое древо». История происхождения фамилий, имен и отчеств на Руси. Семья, родственные отношения в семье (мать, отец, сестра, брат, бабушка, дедушка). Состав семьи обучающихся. Фамилия, имя, отчество, возраст каждого члена семьи. Дни рождения их. Взаимоотношения между членами семьи и взаимопомощь. Основные занятия членов семьи обучающихся. Права и обязанности каждого члена семьи.Повторительно-обобщающий урок по теме: «Введение в историю».
Раздел 2. История нашей страны древнейшего периода (6 часов). Понятие «предки». Славяне - древние жители российских просторов. Основные занятия древних славян. Быт и обычаи древних славян. Ремесла древних славян. Языческие праздники. Верования, мудрецы и старцы предсказатели (волхвы, вещуны, кудесники). Языческие праздники. (Коляда, Масляница, Ивана Купала, Осенины). Славянские обереги. Славянские витязи- богатыри. Объединение восточных славян под властью Рюрика. Личность Рюрика. Создание центра в Новгороде.
Повторительно-обобщающий урок по теме: «История нашей страны древнейшего периода».
Раздел 3. Киевская Русь. Образование государства восточных славян (8 часов). Создание древнерусского государства. Первые князья. Княжеская дружина. «Древняя Русь – страна городов». Города – центры культуры Древней Руси. Древний Киев. Великий Новгород. Представление о культуре как обо всех достижениях человечества. Культурное богатство Древней Руси. Былины – источник знаний о Киевской Руси. Защита русской земли от набегов степняков - кочевников. Богатырские заставы. Княжеские боярские подворья. Боярские хоромы. Жизнь и быт людей в Киевской Руси. Изба. Занятия простых людей. Правление Ярослава Мудрого. Личность Ярослава Мудрого. Летописи. Летописцы. Славянская азбука – кириллица. Кирилл и Мефодий – основоположники славянской письменности. Киевский князь Владимир Мономах. Рост и укрепление древнерусских городов. Города, села, деревни. Повторительно-обобщающий урок по теме: «Киевская Русь».
Раздел 4. Распад Киевской Руси (5 часов). Распад Киевской Руси. Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII – первая половина XIII вв.). Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Образование самостоятельных государств. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель. Новгород Великий, торговля и ремесла новгородской земли. Новгородское вече. Киевское, Владимиро-Суздальское княжества. Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве». Культура Руси в домонгольское время. Языческая культура восточных славян. Влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры. Фольклор (пословицы, поговорки, сказания). Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Храм в жизни древнерусского города. Монастыри. Быт и нравы. Повторительно-обобщающий урок по теме: «Распад Киевской Руси».
Раздел 5. Борьба с иноземными завоевателями (7 часов.). Разорение и погибель русской земли. Монголо-татарское нашествие. Героическая борьба русского народа против монголо - татар. Государство Золотая Орда. Русские земли под властью Золотой Орды. Борьба против рыцарей – крестоносцев. Александр Невский и новгородская дружина. Невская битва. Ледовое побоище. Героизм русских людей. Повторительно-обобщающий урок по теме: «Борьба с иноземными завоевателями».
Раздел 6. Начало объединения русских земель (3 часа.). Москва – столица государства Российского. Московский князь Иван Калита и его успехи. Московский Кремль – памятник времен Московского государства, «сердце Москвы и всей России». Соборы Московского Кремля. Куликовская битва и Дмитрий Донской. Освобождение от ордынской зависимости. Сергий Радонежский. Битва на Куликовом поле. Значение битвы на Куликовом поле. Иван III. Освобождение от иноземного ига. Укрепление Московского княжества. Объединение русских княжеств в Российское государство. Царский двор и его дворянское окружение. Быт горожан и ремесленников. Повторительно-обобщающий урок по теме: «Начало объединения русских земель».
Учебно-тематический план.
№ | Тема | Кол-во часов |
|
1 | ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ | 3 |
|
2 | ИСТОРИЯ НАШЕЙ СТРАНЫ ДРЕВНЕЙШЕГО ПЕРИОДА | 6 |
|
3 | КИЕВСКАЯ РУСЬ | 8 |
|
4 | РАСПАД КИЕВСКОЙ РУСИ | 5 |
|
5 | БОРЬБА РУСИ С ИНОЗЕМНЫМИ ЗАВОЕВАТЕЛЯМИ | 7 |
|
6 | НАЧАЛО ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ | 3 |
|
| Итого: | 32 |
|
Литература:
1.Научно-популярные и художественные книги для чтения, в соответствии с основным содержанием обучения.
2.Учебные пособия для обучающихся:
Карточки-задания, тесты, кроссворды.
3.Методические пособия для учителя:
Пузанов, Б. П. , Бородина, О. И. , Сековец, Л. С. , Редькина, Н. М. Уроки истории в 7 классе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: Учеб.-метод. пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 – 216 с. – (Коррекционная педагогика).
Колганова Е.В., Сумакова Н.В. Поурочные разработки по истории России Х1Х в. 7 кл. – М.: ВАКО, 2004.
Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Поурочные разработки к учебнику «Новая история: 1800-1913: 7 кл. М.: Просвещение, 2002
Соловьёв К.А. Поурочные разработки по новой истории: 8 кл. – М.: ВАКО, 2006.
Кочетов Н.С. Новая история. 1800 – 1913. 7 кл.: поурочные планы по учебнику Юдовской А.Я., Баранова П.А. – Волгоград: Учитель, 2006
Кочетов Н.С. Нестандартные уроки в школе. История 7-9 кл. – Волгоград: Учитель, 2004
Парецкова С.В., Варакина И.И. История. 5-9 классы: повторительно-обобщающие уроки в нетрадиционных формах. – Волгоград: Учитель, 2007
Манько А.В. Выдающиеся деятели XIX века. – М.: Школьная пресса, 2003
География (1 час в неделю)
Изучение начального курса физической географии расширяет представления обучающихся с интеллектуальными нарушениями об окружающем мире. География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания обучающихся.
Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение обучающихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей с интеллектуальными нарушениями, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Цель предмета:
• сформировать представление о разнообразии природы России, её основных особенностях, о народах странах и занятиях населения.
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности
Задачи:
показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе;
показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
показать особенности природы России, причины ее разнообразия.
выявлять причинно-следственные взаимосвязи между явлениями природы
помочь учащимся в работе со стенной картой и атласом (приложением к учебнику).
дать представление о бережном отношении к природе и способах ее охраны.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Обучающиеся должны знать:
Что изучает география; горизонт, линию и стороны горизонта; основные формы земной поверхности; виды водоемов, их различия; меры по охране вод от загрязнения; правила поведения в природе; отличие плана от рисунка; основные направления на плане, географической карте; условные цвета и знаки географической карты; распределение суши и воды на Земле; кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли; Значение запусков в космос искусственных спутников Земли и полетов людей в космос , имена первых космонавтов; Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле; различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем; материки и океаны земного шара их расположение на глобусе и карте полушарий; расположение поясов освещенности на глобусе и карте полушарий; основные типы климатов; географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий.
Обучающиеся должны уметь:
Определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы; выявлять на местности особенности рельефа, водоемов; делать схематические зарисовки изучаемых форм земной поверхности; читать планы местности; ориентироваться по плану, на географической карте, глобусе; читать условные цвета и знаки географической карты; составлять описания объектов с опорой на карту и картины; показать на карте объекты, обозначать их на контурной карте.
Содержание учебного материала
Введение (3 ч)
География — наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности. Наблюдение за изменениями высоты Солнца и погоды. Признаки времен года. Явления природы: ветер, дождь, гроза. Меры предосторожности. Географические сведения о своей местности и труде населения.
Практические работы
Знакомство с новым учебником.
Ориентирование на местности (4 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Компас и правила пользования им. Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам и природным объектам.
Практические работы
Зарисовка линии, сторон горизонта. Схематическая зарисовка компаса. Упражнения в определении сторон горизонта по Солнцу и компасу. Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам (на экскурсии или в уголке ориентирования).
Формы поверхности Земли (3 ч)
Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности. Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы. Овраги, их образование. Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов.
Практические работы
Моделирование из сырого песка, глины или пластилина равнины, холма, горы, оврага, вулкана. Зарисовки различных форм земной поверхности, схемы вулкана в разрезе. Показ на физической карте России форм поверхности (не давая точных названий равнин, гор и т. п.).
Вода на Земле (13 ч)
Вода на Земле. Родник, его образование. Колодец. Водопровод. Река, ее части. Горные и равнинные реки. Использование рек. Озера, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц. Болота, их осушение. Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы. Острова и полуострова. Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.
Практические работы
Моделирование из пластилина и воды реки, озера, острова, полуострова или изготовление макетов. Зарисовки схем реки, озера, колодца, острова, полуострова. Показ на физической карте России различных водоемов (не требуются знания конкретных названий рек, озер и т. п.).
План и карта (9 ч)
Рисунок и план предмета. Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека. План класса. План школьного участка. Условные знаки плана местности. План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты. Условные цвета физической карты. Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т. д.). Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.
Практические работы
Упражнения в определении направлений на местности, плане и карте. Упражнения в умении обозначать направления на плане и контурной карте. Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, класса). Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и цветов физической карты. Чтение простейших планов по условным знакам (школьного участка, местности).
Учебно-тематический план.
№ | Тема | Кол-во часов |
|
1 | Введение | 3 |
|
2 | Ориентирование на местности | 4 |
|
3 | Формы поверхности Земли | 3 |
|
4 | Вода на Земле | 13 |
|
5 | План и карта | 9 |
|
| Итого: | 32 |
|
Литература:
География: 6 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида: с прил./ Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. – М.: Просвещение, 2016.
Дополнительная литература:
Атлас. Физическая география. Начальный курс. 6 класс.- М.: Роскартография, 2003г.
Г. Алисейчук. Детская энциклопедия: Календари. - М.: ЗАО «Аргументы и факты», 2003 г.
Т.Н.Воробцова. Поурочные планы по учебнику Т.П.Герасимовой, Г.Ю.Грюнберга, Н.П.Неклюковой. «География. 6 класс». - Волгоград, 2002г.
Ю.Гуллер. Детская энциклопедия: Течет река Волга. - М.: ЗАО «Аргументы и факты», 2003г.
В.В.Климанова География в цифрах. 6-10 классы: Справочное пособие. М. «Дрофа», 2001г.
Е.П.Левитан. Детская энциклопедия: Как открыли вселенную. - М.: ЗАО «Аргументы и факты», 2003г.
Т.М.Лифанова. Рабочая тетрадь по начальному курсу физической географии. - М.:Просвещение, 2001г.
Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина. Приложение к учебнику «География».- М.: Просвещение, 2008г.
И.В.Новоженин. Тесты. География. Начальный курс географии 6 класс.- М.: Владос, 2001г.
Ю.Толстов. Детская энциклопедия: Московская железная дорога. - М.: ЗАО «Аргументы и факты», 2003г.
О.В.Чичерина. Тесты по географии к учебнику Т.П.Герасимовой, Н.П.Неклюковой. «Начальный курс географии. 6 класс», - М.: Экзамен, 2007г.
Г.Н.Элькин. Поурочное планирование. Физическая география. 6 класс. – Санкт-Петербург: Паритет, 2001г.
Дидактический материал:
1) Памятки, наборы индивидуальных карточек.
2) Инструктивные карточки.