СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Альтернативная коммуникация»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Альтернативная коммуникация» составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушением зрения с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии (с учетом варианта 3.4.)) в 1-9 классах.

Учебный план является нормативным документом, определяющим структуру и содержание образования детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Он регулирует обязательную минимальную и дополнительную нагрузку в рамках максимально допустимого недельного количества часов при индивидуальном обучении и обучении в малых группах.

Данная адаптированная образовательная программа ориентирована на содержание адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями зрения, рассчитана на 34 индивидуальных занятия (1 час в неделю).

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Альтернативная коммуникация»»

Альтернативная коммуникация


Основа АОП:

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Альтернативная коммуникация» составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушением зрения с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии (с учетом варианта 3.4.)) в 1-9 классах.

Учебный план является нормативным документом, определяющим структуру и содержание образования детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Он регулирует обязательную минимальную и дополнительную нагрузку в рамках максимально допустимого недельного количества часов при индивидуальном обучении и обучении в малых группах.

Данная адаптированная образовательная программа ориентирована на содержание адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями зрения, рассчитана на 34 индивидуальных занятия (1 час в неделю).


Общая характеристика учебного предмета:

Коммуникация и общение - неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Одним из важнейших направлений работы с детьми с ТМНР является коррекция специфических нарушений развития ребенка, ограничивающих его полноценное общение с окружающими.

Целью обучения по предмету альтернативная коммуникация является формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием альтернативных средств коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Основные задачи: расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Формирование навыков коммуникации посредством использования карточек, сенсорной клавиатуры. Расширение пассивного словарного запаса.

Темы уроков по предмету «Альтернативная коммуникация» находят свое логическое продолжение в содержании уроков по предметам «Речь и альтернативная коммуникация», «Окружающий природный мир», «Домоводство», «Окружающий социальный мир», «Предметно-практическая деятельность», «Сенсорное развитие» а также в логопедической и психокоррекционной работе.


Изучение предмета «Альтернативная коммуникация» направлено на достижение следующих задач в 2020-2021 учебном году:

  • обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;

  • формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;

  • формировать навыки выражения своих желаний посредством карточек;

  • развивать внимание, коммуникативные навыки, тактильные ощущения, слуховое восприятие;

  • учить выражать согласие и несогласие на задаваемый вопрос.



ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ


на 2020/2021 учебный год


1 четверть – 8 занятий


N по по­рядку

Тема, подтема

Коли-чест­во часов

Тип занятия

Виды деятельности учащегося

1

Речевое развитие. Выражение согласия звуком, жестом, пиктограммой

1

Комбинированный

Упражнение «Сожми правый кулачок». Ученик пробует утвердительно ответить на вопросы звуком и жестом – сжиманием правого кулачка. Работа с пиктограммой «да». Ученик пробует утвердительно ответить на вопрос с помощью пиктограммы «да».

2

Речевое развитие. Выражение несогласия звуком, жестом, пиктограммой

1

Комбинированный

Упражнение «Сожми левый кулачок». Ученик пробует отрицательно ответить на вопросы звуком и жестом – сжиманием левого кулачка. Работа с пиктограммой «нет». Ученик пробует отрицательно ответить на вопрос с помощью пиктограммы «нет».

3

Речевое развитие. Выражение согласия и несогласия звуком, жестом, пиктограммой

1

Комбинированный

Ученик пробует сжимать правый и левый кулачок, отвечая «да» или «нет». Ученик взаимодействует с пиктограммами «да» и «нет». Ученик пробует выражать согласие и несогласие посредством жеста, пиктограммы, звука.

4, 5

Пиктограммы в общении людей. Выражение просьбы: есть.

2

Изучение нового материала, комбинированный

Ученик совместно с учителем обследует пальцами рук карточку отражающую просьбу «есть». Ученик обсуждает содержание карточки. Ученик пробует самостоятельно выбрать называемую карточку, взять ее за уголок, поднять руку с карточкой и передать учителю.

6, 7

Пиктограммы в общении людей. Выражение просьбы: пить.

2

Изучение нового материала, комбинированный

Ученик совместно с учителем обследует пальцами рук карточку отражающую просьбу «пить». Ученик обсуждает содержание карточки. Ученик пробует самостоятельно выбрать называемую карточку, взять ее за уголок, поднять руку с карточкой и передать учителю.

8

Пиктограммы в общении людей. Выражение просьбы: есть, пить.

1

Обобщающий

Ученик совместно с учителем обследует пальцами рук карточки отражающие просьбы «есть», «пить». Ученик пробует самостоятельно выбрать называемую карточку, взять ее за уголок, поднять руку с карточкой и передать учителю.

II четверть – 8 занятий


N по по­рядку

Тема, подтема

Коли-чест­во часов

Тип занятия

Виды деятельности учащегося

9

Речевое развитие. Выражение согласия и несогласия звуком, жестом, пиктограммой

1

Комбинированный

Ученик пробует сжимать правый и левый кулачок, отвечая «да» или «нет». Ученик взаимодействует с пиктограммами «да» и «нет». Ученик пробует выражать согласие и несогласие посредством жеста, пиктограммы, звука.

10, 11

Пиктограммы в общении людей. Выражение просьбы: есть, пить.

2

Обобщающий

Ученик совместно с учителем обследует пальцами рук карточки отражающие просьбы «есть», «пить». Ученик пробует самостоятельно выбрать называемую карточку, взять ее за уголок, поднять руку с карточкой и передать учителю.

12

Речевое развитие. Выражение согласия и несогласия звуком, жестом, пиктограммой

1

Комбинированный

Ученик пробует сжимать правый и левый кулачок, отвечая «да» или «нет». Ученик взаимодействует с пиктограммами «да» и «нет». Ученик пробует выражать согласие и несогласие посредством жеста, пиктограммы, звука.

13, 14

Пиктограммы в общении людей. Выражение состояния: холодно.

2

Изучение нового материала

Ученик совместно с учителем обследует пальцами рук карточку отражающую состояние «холодно». Ученик совместно с учителем обсуждает содержание изображения карточки. Ученик пробует самостоятельно выбрать называемую карточку, взять ее за уголок, поднять руку с карточкой и передать учителю.

15, 16

Пиктограммы в общении людей. Выражение состояния: жарко.

2

Изучение нового материала

Ученик совместно с учителем обследует пальцами рук карточку отражающую состояние «жарко». Ученик совместно с учителем обсуждает содержание изображения карточки. Ученик пробует самостоятельно выбрать называемую карточку, взять ее за уголок, поднять руку с карточкой и передать учителю.


III четверть – 10 занятий


N по по­рядку

Тема, подтема

Коли-чест­во часов

Тип занятия

Виды деятельности учащегося

17

Речевое развитие. Выражение согласия и несогласия звуком, жестом, пиктограммой

1

Комбинированный

Ученик пробует сжимать правый и левый кулачок, отвечая «да» или «нет». Ученик взаимодействует с пиктограммами «да» и «нет». Ученик пробует выражать согласие и несогласие посредством жеста, пиктограммы, звука.

18, 19

Пиктограммы в общении людей. Выражение состояния: холодно, жарко.

2

Комбинированный

Ученик совместно с учителем обследует пальцами рук карточки отражающие состояния «холодно», «жарко». Ученик совместно с учителем обсуждает содержание изображения карточек. Ученик пробует самостоятельно выбрать называемую карточку, взять ее за уголок, поднять руку с карточкой и передать учителю.

20

Пиктограммы в общении людей. Мои увлечения: читать книгу.

1

Изучение нового материала, комбинированный

Ученик совместно с учителем обследует пальцами рук карточку «читать книгу», обсуждение ее содержания и назначения. Беседа о увлечении ученика чтением книг.

21, 22

Пиктограммы в общении людей. Выражение просьбы: читать книгу.

2

Изучение нового материала, комбинированный

Ученик совместно с учителем обследует пальцами рук карточку отражающую просьбу «читать книгу». Ученик обсуждает содержание карточки. Ученик пробует самостоятельно выбрать называемую карточку, взять ее за уголок, поднять руку с карточкой и передать учителю.

23

Речевое развитие. Выражение согласия и несогласия звуком, жестом, пиктограммой

1

Комбинированный

Ученик пробует сжимать правый и левый кулачок, отвечая «да» или «нет». Ученик взаимодействует с пиктограммами «да» и «нет». Ученик пробует выражать согласие и несогласие посредством жеста, пиктограммы, звука.

24

Пиктограммы в общении людей. Мои увлечения: слушать музыку.

1

Изучение нового материала, комбинированный

Ученик совместно с учителем обследует пальцами рук карточку «слушать музыку», обсуждение ее содержания и назначения. Беседа о увлечении ученика чтением книг.

25, 26

Пиктограммы в общении людей. Выражение просьбы: слушать музыку.

2

Изучение нового материала, комбинированный

Ученик совместно с учителем обследует пальцами рук карточку отражающую просьбу «слушать музыку». Ученик обсуждает содержание карточки. Ученик пробует самостоятельно выбрать называемую карточку, взять ее за уголок, поднять руку с карточкой и передать учителю.


IV четверть – 8 занятий


N по по­рядку

Тема, подтема

Коли-чест­во часов

Тип занятия

Виды деятельности учащегося

27

Речевое развитие. Выражение согласия и несогласия звуком, жестом, пиктограммой

1

Комбинированный

Ученик пробует сжимать правый и левый кулачок, отвечая «да» или «нет». Ученик взаимодействует с пиктограммами «да» и «нет». Ученик пробует выражать согласие и несогласие посредством жеста, пиктограммы, звука.

28, 29

Пиктограммы в общении людей. Выражение просьбы: читать книгу, слушать музыку.

2

Комбинированный

Ученик совместно с учителем обследует пальцами рук карточки отражающие просьбы «читать книгу», «слушать музыку». Ученик пробует самостоятельно выбрать называемую карточку, взять ее за уголок, поднять руку с карточкой и передать учителю.

30, 31

Пиктограммы в общении людей. Выражение состояния: холодно, жарко.

2

Комбинированный, обобщающий

Ученик совместно с учителем обследует пальцами рук карточки отражающие состояния «холодно», «жарко». Ученик совместно с учителем обсуждает содержание изображения карточек. Ученик пробует самостоятельно выбрать называемую карточку, взять ее за уголок, поднять руку с карточкой и передать учителю.

32, 33

Пиктограммы в общении людей. Выражение просьбы: есть, пить.

2

Обобщающий

Ученик совместно с учителем обследует пальцами рук карточки отражающие просьбы «есть», «пить». Ученик пробует самостоятельно выбрать называемую карточку, взять ее за уголок, поднять руку с карточкой и передать учителю.

34

Пиктограммы в общении людей. Выражение своих желаний просьбой с использованием пиктограмм.

1

Комбинированный

Ученик совместно с учителем обследует пальцами рук карточки отражающие просьбы «есть», «пить», «читать книгу», «слушать музыку». Ученик пробует самостоятельно выбрать называемую карточку, взять ее за уголок, поднять руку с карточкой и передать учителю.



Учитель _____________ Клюева Т.Ю.