СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Альтернативная коммуникация»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Альтернативная коммуникация» составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушением зрения с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии (с учетом варианта 3.4.)) в 1-9 классах.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Альтернативная коммуникация»»

Альтернативная коммуникация


Основа АОП:

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Альтернативная коммуникация» составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушением зрения с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии (с учетом варианта 3.4.)) в 1-9 классах.


Общая характеристика учебного предмета:

Коммуникация и общение - неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Одним из важнейших направлений работы с детьми с ТМНР является коррекция специфических нарушений развития ребенка, ограничивающих его полноценное общение с окружающими.

Целью обучения по предмету альтернативная коммуникация является формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием альтернативных средств коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Основные задачи: расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Формирование навыков коммуникации посредством использования карточек, звучащих предметов. Расширение пассивного словарного запаса.

Темы уроков по предмету «Альтернативная коммуникация» находят свое логическое продолжение в содержании уроков по предметам «Речь и альтернативная коммуникация», «Окружающий природный мир», «Домоводство», «Окружающий социальный мир», «Предметно-практическая деятельность», «Сенсорное развитие» а также в логопедической и психокоррекционной работе.


Изучение предмета «Альтернативная коммуникация» направлено на достижение следующих задач в 2022-2023 учебном году:

  • обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;

  • формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;

  • формировать навыки выражения своего настроения посредством карточек;

  • формировать навыки привлечения внимания посредством звучащего предмета;

  • развивать внимание, коммуникативные навыки, тактильные ощущения, слуховое восприятие;

  • учить выражать согласие и несогласие на задаваемый вопрос.



ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ


на 2022/2023 учебный год


1 четверть – 8 занятий


N по по­рядку

Тема, подтема

Коли-чест­во часов

Тип занятия

Виды деятельности учащегося

1

Коммуникативная деятельность. Правила приветствия и прощания.

1

Комбинированный

Ученик пробует поприветствовать и попрощаться с учителем. Ученик пробует здороваться за руку, махать рукой.

2, 3

Речевое развитие. Выражение согласия звуком, пиктограммой.

2

Комбинированный

Ученик пробует утвердительно ответить на вопросы звуком. Работа с пиктограммой «да». Ученик пробует утвердительно ответить на вопрос с помощью пиктограммы «да».

4

Коммуникативная деятельность. Моя школа.

1

Комбинированный

Ученик пробует выстроить диалог с учителем, последовательно отвечая на вопросы «да-нет» и выбирая карточки.

5, 6

Речевое развитие. Выражение согласия звуком, пиктограммой.

2

Комбинированный

Ученик пробует утвердительно ответить на вопросы звуком. Работа с пиктограммой «да». Ученик пробует утвердительно ответить на вопрос с помощью пиктограммы «да».

7

Коммуникативная деятельность. Мои друзья.

1

Комбинированный

Ученик пробует выстроить диалог с учителем, последовательно отвечая на вопросы «да-нет» и выбирая карточки.

8

Речевое развитие. Выражение согласия звуком, пиктограммой.

1

Комбинированный

Ученик пробует утвердительно ответить на вопросы звуком. Работа с пиктограммой «да». Ученик пробует утвердительно ответить на вопрос с помощью пиктограммы «да».

II четверть – 7 занятий


N по по­рядку

Тема, подтема

Коли-чест­во часов

Тип занятия

Виды деятельности учащегося

9

Коммуникативная деятельность. Мои игрушки.

1

Комбинированный

Ученик пробует выстроить диалог с учителем, последовательно отвечая на вопросы «да-нет» и выбирая карточки.

10, 11

Речевое развитие. Выражение несогласия звуком, пиктограммой.

2

Комбинированный

Ученик пробует утвердительно ответить на вопросы звуком. Работа с пиктограммой «нет». Ученик пробует утвердительно ответить на вопрос с помощью пиктограммы «нет».

12

Коммуникативная деятельность. Мои игрушки.

1

Комбинированный

Ученик пробует выстроить диалог с учителем, последовательно отвечая на вопросы «да-нет» и выбирая карточки.

13, 14

Речевое развитие. Выражение несогласия звуком, пиктограммой.

2

Комбинированный

Ученик пробует утвердительно ответить на вопросы звуком. Работа с пиктограммой «нет». Ученик пробует утвердительно ответить на вопрос с помощью пиктограммы «нет».

15

Коммуникативная деятельность. Мои увлечения.

1

Комбинированный

Ученик пробует выстроить диалог с учителем, последовательно отвечая на вопросы «да-нет» и выбирая карточки.


III четверть – 11 занятий


N по по­рядку

Тема, подтема

Коли-чест­во часов

Тип занятия

Виды деятельности учащегося

16

Коммуникативная деятельность. Правила приветствия и прощания.

1

Комбинированный

Ученик пробует поприветствовать и попрощаться с учителем. Ученик пробует здороваться за руку, махать рукой.

17, 18

Речевое развитие. Выражение согласия и несогласия звуком, пиктограммой

2

Комбинированный

Ученик взаимодействует с пиктограммами «да» и «нет». Ученик пробует выражать согласие и несогласие посредством пиктограммы, звука.

19, 20

Коммуникативная деятельность. Мои игрушки.

2

Комбинированный

Ученик пробует выстроить диалог с учителем, последовательно отвечая на вопросы «да-нет» и выбирая карточки.

21, 22

Пиктограммы в общении людей. Выражение радости.

2

Изучение нового материала, комбинированный

Ученик знакомится с пиктограммой эмоции радости, рассматривает ее. Ученик с помощью учителя выделяет характерные черты мимики радостного лица. Ученик пробует на слух определять радостный голос. Ученик пробует улыбнуться, изобразить радость.

23, 24

Пиктограммы в общении людей. Выражение грусти.

2

Изучение нового материала, комбинированный

Ученик знакомится с пиктограммой эмоции грусти, рассматривает ее. Ученик с помощью учителя выделяет характерные черты мимики грустного лица. Ученик пробует на слух определять грустный голос. Ученик пробует изобразить грусть.

25, 26

Коммуникативная деятельность. Мои увлечения.

2

Комбинированный

Ученик пробует выстроить диалог с учителем, последовательно отвечая на вопросы «да-нет» и выбирая карточки.


IV четверть – 8 занятий


N по по­рядку

Тема, подтема

Коли-чест­во часов

Тип занятия

Виды деятельности учащегося

27

Речевое развитие. Выражение согласия и несогласия звуком, пиктограммой

1

Комбинированный

Ученик взаимодействует с пиктограммами «да» и «нет». Ученик пробует выражать согласие и несогласие посредством пиктограммы, звука.

28

Коммуникативная деятельность. Привлечение внимания звучащим предметом.

1

Комбинированный

Ученик пробует звонить в колокольчик, привлекая внимание взрослых.

29, 30

Речевое развитие. Выражение согласия и несогласия звуком, пиктограммой

2

Комбинированный

Ученик взаимодействует с пиктограммами «да» и «нет». Ученик пробует выражать согласие и несогласие посредством пиктограммы, звука.

31, 32

Коммуникативная деятельность. Привлечение внимания звучащим предметом.

2

Комбинированный

Ученик пробует звонить в колокольчик, привлекая внимание взрослых.

33

Речевое развитие. Выражение согласия и несогласия звуком, пиктограммой

1

Комбинированный

Ученик взаимодействует с пиктограммами «да» и «нет». Ученик пробует выражать согласие и несогласие посредством пиктограммы, звука.

34

Коммуникативная деятельность. Мои планы на лето.

1

Комбинированный

Ученик пробует выстроить диалог с учителем, последовательно отвечая на вопросы «да-нет» и выбирая карточки.



Учитель _____________ Клюева Т.Ю.