Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Альтернативная коммуникация» составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушением зрения с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии (с учетом варианта 3.4.)) в 1-9 классах.
Просмотр содержимого документа
«Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Альтернативная коммуникация»»
Альтернативная коммуникация
Основа АОП:
Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Альтернативная коммуникация» составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушением зрения с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии (с учетом варианта 3.4.)) в 1-9 классах.
Общая характеристика учебного предмета:
Коммуникация и общение - неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Одним из важнейших направлений работы с детьми с ТМНР является коррекция специфических нарушений развития ребенка, ограничивающих его полноценное общение с окружающими.
Целью обучения по предмету альтернативная коммуникация является формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием альтернативных средств коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Основные задачи: расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Формирование навыков коммуникации посредством использования карточек, звучащих предметов. Расширение пассивного словарного запаса.
Темы уроков по предмету «Альтернативная коммуникация» находят свое логическое продолжение в содержании уроков по предметам «Речь и альтернативная коммуникация», «Окружающий природный мир», «Домоводство», «Окружающий социальный мир», «Предметно-практическая деятельность», «Сенсорное развитие» а также в логопедической и психокоррекционной работе.
Изучение предмета «Альтернативная коммуникация» направлено на достижение следующих задач в 2022-2023 учебном году:
обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
формировать навыки выражения своего настроения посредством карточек;
формировать навыки привлечения внимания посредством звучащего предмета;
развивать внимание, коммуникативные навыки, тактильные ощущения, слуховое восприятие;
учить выражать согласие и несогласие на задаваемый вопрос.
ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
на 2022/2023 учебный год
1 четверть – 8 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
1 | Коммуникативная деятельность. Правила приветствия и прощания. | 1 | Комбинированный | Ученик пробует поприветствовать и попрощаться с учителем. Ученик пробует здороваться за руку, махать рукой. |
2, 3 | Речевое развитие. Выражение согласия звуком, пиктограммой. | 2 | Комбинированный | Ученик пробует утвердительно ответить на вопросы звуком. Работа с пиктограммой «да». Ученик пробует утвердительно ответить на вопрос с помощью пиктограммы «да». |
4 | Коммуникативная деятельность. Моя школа. | 1 | Комбинированный | Ученик пробует выстроить диалог с учителем, последовательно отвечая на вопросы «да-нет» и выбирая карточки. |
5, 6 | Речевое развитие. Выражение согласия звуком, пиктограммой. | 2 | Комбинированный | Ученик пробует утвердительно ответить на вопросы звуком. Работа с пиктограммой «да». Ученик пробует утвердительно ответить на вопрос с помощью пиктограммы «да». |
7 | Коммуникативная деятельность. Мои друзья. | 1 | Комбинированный | Ученик пробует выстроить диалог с учителем, последовательно отвечая на вопросы «да-нет» и выбирая карточки. |
8 | Речевое развитие. Выражение согласия звуком, пиктограммой. | 1 | Комбинированный | Ученик пробует утвердительно ответить на вопросы звуком. Работа с пиктограммой «да». Ученик пробует утвердительно ответить на вопрос с помощью пиктограммы «да». |
II четверть – 7 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
9 | Коммуникативная деятельность. Мои игрушки. | 1 | Комбинированный | Ученик пробует выстроить диалог с учителем, последовательно отвечая на вопросы «да-нет» и выбирая карточки. |
10, 11 | Речевое развитие. Выражение несогласия звуком, пиктограммой. | 2 | Комбинированный | Ученик пробует утвердительно ответить на вопросы звуком. Работа с пиктограммой «нет». Ученик пробует утвердительно ответить на вопрос с помощью пиктограммы «нет». |
12 | Коммуникативная деятельность. Мои игрушки. | 1 | Комбинированный | Ученик пробует выстроить диалог с учителем, последовательно отвечая на вопросы «да-нет» и выбирая карточки. |
13, 14 | Речевое развитие. Выражение несогласия звуком, пиктограммой. | 2 | Комбинированный | Ученик пробует утвердительно ответить на вопросы звуком. Работа с пиктограммой «нет». Ученик пробует утвердительно ответить на вопрос с помощью пиктограммы «нет». |
15 | Коммуникативная деятельность. Мои увлечения. | 1 | Комбинированный | Ученик пробует выстроить диалог с учителем, последовательно отвечая на вопросы «да-нет» и выбирая карточки. |
III четверть – 11 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
16 | Коммуникативная деятельность. Правила приветствия и прощания. | 1 | Комбинированный | Ученик пробует поприветствовать и попрощаться с учителем. Ученик пробует здороваться за руку, махать рукой. |
17, 18 | Речевое развитие. Выражение согласия и несогласия звуком, пиктограммой | 2 | Комбинированный | Ученик взаимодействует с пиктограммами «да» и «нет». Ученик пробует выражать согласие и несогласие посредством пиктограммы, звука. |
19, 20 | Коммуникативная деятельность. Мои игрушки. | 2 | Комбинированный | Ученик пробует выстроить диалог с учителем, последовательно отвечая на вопросы «да-нет» и выбирая карточки. |
21, 22 | Пиктограммы в общении людей. Выражение радости. | 2 | Изучение нового материала, комбинированный | Ученик знакомится с пиктограммой эмоции радости, рассматривает ее. Ученик с помощью учителя выделяет характерные черты мимики радостного лица. Ученик пробует на слух определять радостный голос. Ученик пробует улыбнуться, изобразить радость. |
23, 24 | Пиктограммы в общении людей. Выражение грусти. | 2 | Изучение нового материала, комбинированный | Ученик знакомится с пиктограммой эмоции грусти, рассматривает ее. Ученик с помощью учителя выделяет характерные черты мимики грустного лица. Ученик пробует на слух определять грустный голос. Ученик пробует изобразить грусть. |
25, 26 | Коммуникативная деятельность. Мои увлечения. | 2 | Комбинированный | Ученик пробует выстроить диалог с учителем, последовательно отвечая на вопросы «да-нет» и выбирая карточки. |
IV четверть – 8 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
27 | Речевое развитие. Выражение согласия и несогласия звуком, пиктограммой | 1 | Комбинированный | Ученик взаимодействует с пиктограммами «да» и «нет». Ученик пробует выражать согласие и несогласие посредством пиктограммы, звука. |
28 | Коммуникативная деятельность. Привлечение внимания звучащим предметом. | 1 | Комбинированный | Ученик пробует звонить в колокольчик, привлекая внимание взрослых. |
29, 30 | Речевое развитие. Выражение согласия и несогласия звуком, пиктограммой | 2 | Комбинированный | Ученик взаимодействует с пиктограммами «да» и «нет». Ученик пробует выражать согласие и несогласие посредством пиктограммы, звука. |
31, 32 | Коммуникативная деятельность. Привлечение внимания звучащим предметом. | 2 | Комбинированный | Ученик пробует звонить в колокольчик, привлекая внимание взрослых. |
33 | Речевое развитие. Выражение согласия и несогласия звуком, пиктограммой | 1 | Комбинированный | Ученик взаимодействует с пиктограммами «да» и «нет». Ученик пробует выражать согласие и несогласие посредством пиктограммы, звука. |
34 | Коммуникативная деятельность. Мои планы на лето. | 1 | Комбинированный | Ученик пробует выстроить диалог с учителем, последовательно отвечая на вопросы «да-нет» и выбирая карточки. |
Учитель _____________ Клюева Т.Ю.