СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная образовательная программа для детей с РАС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная образовательная программа для детей с РАС»










Адаптированная образовательная программа

для детей с РАС.






Разработчик инструктор по физической культуре

Пигеева Е.А.














Пояснительная записка.

На современном этапе концепции интегрированного обучения, воспитание является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе.

Распространение процесса интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями психического (физического) здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с «Законом об образовании» РФ. Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми.

Цель индивидуальной образовательной программы: создание оптимальных условий для коррекции психических и физических качеств ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Задачи:

Физическая культура.

-Формировать правильную осанку.

- Накапливать опыт ориентироваться и двигаться в пространстве.

-Развитие: - оптико-пространственных представлений и навыков; - зрительной ориентировки; - координации движений; - мелкой моторики пальцев рук;

- Использование психогимнастики с целью коррекции психических процессов детей с нарушениями речи и интеллекта.

- Формирование психофизической основы речи и мышления путем развития процессов восприятия, внимания, мышления на занятиях.

- Закрепления правильно произносимых звуков с помощью подвижных игр и самомассажа с речевым сопровождением.

- Соблюдение оптимального двигательного режима на занятиях.

-Сопряжѐнная гимнастика, для развития физических навыков, речи и интеллекта



Учебный план.

Образовательная деятельность в группе направлена на реализацию основной общеобразовательной Программы дошкольного образования: «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Учитывая, что состояние психического и физического здоровья ребенка с ЗПР препятствует освоению некоторых разделов образовательной программы дошкольной организации вне специальных условий воспитания и обучения, с даннымребенком реализуется программа С.Г. Шевченко "Подготовка к школе детей с задержкой психического развития".

Непосредственно образовательная деятельность для ребенка регламентирована учебным планом. Учебный план составлен с учётом требований, определённых программой Г. Шевченко "Подготовка к школе детей с задержкой психического развития".

Учебный план ориентирован на дифференциацию обучения, на развитие воспитанника и его подготовку к школе, на сохранение и укрепление психического здоровья, коррекции психических процессов и речевых навыков.

Учебный план составлен на пятидневную учебную неделю.

Продолжительность непосредственной образовательной деятельности–до 20 минут.

Образовательный материал отбирается с учётом индивидуальных особенностей ребенка, щадящего режима, дополняется эмоциально-игровыми элементами. Поскольку результативность проведения фронтальных занятий очень низкая, вся работа с ребенком проводится в индивидуальной и подгрупповой форме. Количество занятий в неделю не превышает установленных норм (3 занятия в неделю).



Содержательный раздел.

В осуществлении индивидуальной образовательной программы активную работу проводят воспитатель, педагог-психолог, учитель – дефектолог, инструктор по физическому развитию, инструктор по плаванию. Каждый из специалистов, осуществляет свою работу в рамках образовательного процесса.

Для контроля и слаженной работы специалисты используют «Тетрадь взаимодействия», в которой отражается вся коррекционная работа с ребенком.

Раздел

Задачи

Методы и приемы

Ответственный

Физическая культура

Учить: бегать, не наталкиваясь на препятствия;

Ловить мяч; Бросать мяч;

Ударить ногой по мячу;

Ходить по лестнице попеременным шагом;

Играть в ладушки»

Уметь стоять на одной ноге;

Уметь прыгать вверх на двух ногах;

Пальчиковые упражнения: «Коза», «Зайчик», «Колечко».


Физические упражнения, подвижные игры.

Инструктор по физическому развитию

Воспитатель.


Материально-техническое обеспечение

Вид помещения. Функциональное использование

Оснащение

Спортивный зал: Создание благоприятных условий для физического воспитания и оздоровления детей с.

 Все необходимые физкультурные пособия и гимнастические снаряды.

 Использование здоровье сберегающих технологий.

 Проведение оздоровительных досугов для детей.

Кабинеты соответствуют требованиям СанПиН, охраны труда, пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, антитеррористической безопасности учреждения дошкольного образования, соответствуют Правилам охраны жизни и здоровья воспитанников.


Ребѐнок с АРС, поступающий в ДОУ



Первичная встреча с семьѐй, сбор информации о развитии ребѐнка, выяснение образовательного запроса.


Специалисты Первичные беседы, консультации


П роведение углубленной диагностики различных сфер развития ребѐнка с АРС


Разработка индивидуального образовательного маршрута. Выбор образовательного содержания видов помощи с учѐтом имеющихся нарушений у ребѐнка с АРС


Реализация индивидуального образовательного маршрута.


Проведение промежуточной диагностики, изменение (дополнение) содержания воспитательно-образовательной деятельности.


Анализ и дальнейшая реализация образовательной программы для ребѐнка с АРС


Итоговая диагностика различных сфер развития ребѐнка с АРС.

Итоговая встреча с родителями (законными представителями), определение дальнейших форм работы с ребѐнком (рекомендации, памятки, буклеты, консультации).


Основные направления коррекционной работы по освоению образовательных областей Образовательная область «Физическое развитие»

Правильная организация режим дня в детском саду и дома, чередование различных видов деятельности и отдыха, способствующие четкой работе организма. В коррекционной работе наряду с образовательными и оздоровительными решаются специальные коррекционные задачи:

 развивать речь посредством движения;

 формировать в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности;

 учить ребенка управлять своей эмоциональной сферой,

 развивать морально-волевые качества личности, формирующихся в процессе специальных двигательных игр-занятий, игр, эстафет.

 формировать у ребенка осознанного отношения к своим силам в сравнении с силами здоровых сверстников;

 развивать способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;

 формировать компенсаторные навыки, умение использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;

 развивать способность к преодолению физических нагрузок, необходимых для полноценного функционирования в обществе;

формировать адекватную потребность быть здоровым и вести здоровый образ жизни; стремление к повышению умственной и физической работоспособности

 формировать осознание необходимости личного вклада в жизнь общества;

 формировать желание улучшать свои личностные качества.

Для выявления динамики развития ребенка, педагогами проводится обследование ребенка в течение 2-х недель в начале и в конце срока реализации индивидуальной программы.

I этап - Педагоги собирают первоначальные данные об индивидуально-типологических особенностях ребенка, социальной ситуации его развития, выявляют структуру дефекта, разрабатывают индивидуальный план коррекционной работы на год, осуществляют вариативный набор разных по срокам обучения программ для детей с учётом их личностных особенностей и резервных возможностей.

II этап - Педагоги определяют характер динамики усвоения программного материала и разрабатывают дальнейший образовательный маршрут ребёнка.

В декабре проводится анализ динамики развития ребёнка по результатам деятельности ребёнка в непосредственной образовательной деятельности. Динамика может быть выраженной положительной, умеренно – положительной, слабо - положительной, может быть отсутствие динамики, либо отрицательная. В двух последних случаях ребёнок направляется повторно на ПМПк, затем на ТПМПК. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов (диагностик) освоения программы дошкольного образования, позволяет осуществлять оценку динамики достижений.

В мониторинговом исследовании используются следующие способы получения информации:

 наблюдение;

 беседы;

 изучение медицинских карт детей;

 проведение оценочно-контрольных НОД и срезов;

 изучение продуктов детской деятельности;

 проведение обследования;

 ИКТ технологии.

Оценка качества образовательного процесса осуществляется с использованием оценочной шкалы, фиксирующей степень проявления выделенных показателей в уровневом выражении: В Н средний и т.д.

Для отслеживания результатов нами используются следующие методики:

- педагогический мониторинг социального развития воспитанников (методические рекомендации, разработанные педагогами ДОУ);

- итоговые занятия по программе;



Диагностическая карта обследования ребенка.

Фамилия, имя __________________________________________________

Дата рождения __________________________________________________

Ловля мяча ______________________________

Бросание мяча.__________________________________________

Ударить ногой по мячу _____________________________

Ходьба по лестнице попеременным шагом._____________________________________________

Игра в ладушки __________________________________________

Умение стоять на одной ноге.____________________________________

Умение прыгать вверх на двух ногах.______________________________________

Пальчиковые упражнения: «Коза» _____, «Зайчик» _____, «Колечко»____

заключение: _____________________________

Дата _________

Инструктор по физ. культуре_________



1. ЗАДАНИЕ: Поймать мяч.

Материалы: Большой резиновый мяч.

Указания: Встаньте и выйдите из-за стола. Попросите ребенка сделать то же самое. Покажите

ему мяч и и объясните, что хотите бросить его ребенку. Встаньте около ребенка и тихонько

бросьте ему мяч. Посмотрите, как он будет его ловить.

Функциональная зона: Крупная моторика.

Результат:.

В: ребенок в состоянии поймать мяч по крайней мере один раз из трех попыток.

С: ребенок безуспешно пытается поймать мяч все три раза (пропускает или роняет его).

Н: ребенок даже не пытается ловить мяч.

2. ЗАДАНИЕ: Бросание мяча.

Материалы: То же, что 1.

Указания: Во время выполнения предыдущего задания, посмотрите, как ребенок бросает мяч.

Функциональная зона: Крупная моторика.

Результат:

В: ребенок бросает мяч Вам или около Вас по крайней мере один раз из трех.

С: ребенок безуспешно пытается бросить мяч в нужном направлении все три раза ( крутит его,

бросает вверх или себе за спину).

Н: ребенок не делает никаких попыток бросить мяч или отказывается это делать все три раза.

3. ЗАДАНИЕ: Ударить ногой по мячу.

Материалы: Большой резиновый мяч.

Указания:Покажите ребенку, как ударить ногой по мячу. Попросите его сделать то же самое.

Затем дайте ему мяч и посмотрите, как он будет это делать. Дайте ему три попытки.

Функциональная зона: Крупная моторика.

Результат:.

В:ребенок в состоянии ударить мяч ногой, по крайней мере, один раз из трех попыток.

С: ребенок безуспешно пытается ударить мяч все три раза (стучит по нему или тихо толкает

ногой).

Н: ребенок даже не пытается, ударит по мячу( не отрывает ноги от пола)

4. ЗАДАНИЕ: Ходьба по лестнице попеременным шагом.

Материалы: Лестница, желательно без перил.

Указания: Встаньте вместе с ребенком перед лестницей. Покажите ему, как надо подниматься поней. Потом попросите его повторить это. Если ребенок испытывает трудности, поддерживайте

его одной рукой.

Функциональная зона: Крупная моторика.

Результат:

В. ребенок ходит попеременным шагом самостоятельно без поддержки.

С: ребенок может ходить приставным шагом или, держась за одну руку.

Н: ребенок не может и даже не пытается идти (напр., ползет).

5. ЗАДАНИЕ:Игра в ладушки.

Материалы: Отсутствует.

Указания. Покажите ребенку, как Вы хлопаете в ладоши. Похлопайте несколько раз. Потом

попросите его повторить это.

Функциональная зона: Крупная моторика.

Результат:

В: ребенок повторяет движения и хлопает в ладоши.

С: ребенок безуспешно пытается хлопать в ладоши, но создается впечатление, что он знает

правильные движения.

Н: ребенок безуспешно пытается хлопать в ладоши, создается впечатление, что он не знает

правильные движения, или даже не пытается хлопать.

6. ЗАДАНИЕ: Умение стоять на одной ноге.

Материалы: Отсутствует.

Указания. Покажите ребенку, как стоять на одной ноге. Потом попросите его повторить это.

Убедитесь, что он ни на что не может опереться. Если ребенок испытывает трудности в

поддержании равновесия, поддержите его одной рукой.

Функциональная зона: Крупная моторика.

Результат:

В: ребенок способен стоять на одной ноге без поддержки.

С: ребенок безуспешно пытается стоять самостоятельно и нуждается в поддержке одной рукой.

Н: ребенок не делает никаких попыток стоять на одной ноге (не поднимает ногу).

7. ЗАДАНИЕ:Умение прыгать вверх на двух ногах.

Материалы: Отсутствует.

Указания. Покажите ребенку, как прыгать на двух ногах вверх-вниз на месте. Потом попросите

его повторить это.

Функциональная зона: Крупная моторика.

Результат:

В: ребенок способен прыгать на двух ногах на месте.

С: ребенок безуспешно пытается прыгать на двух ногах (сгибает колено, но не отрывает обеих

ног от пола, прыгает на одной ноге, приземляется на одну ногу).

Н: ребенок не делает никаких попыток прыгать.



Работа с родителями ребенка с РАС.

месяц

Вид деятельности

Сентябрь.

Беседа с родителя с целью сбора информации о происходящих изменениях в состоянии ребенка после летних каникул

Обсуждения с родителями задач, содержания и форм работы с ребенком.


Октябрь – май.

Предоставить родителям цикл рекомендаций и консультаций по темам: «Игра в развитии ребенка», «Как помогать ребенку в домашних условиях», «Развиваем руку, а значит и речь», «Как выбрать игру.

Обучение родителей элементам коррекционно- развивающей работы с ребенком в домашних условиях.

Привлекать родителей к совместной продуктивной деятельности с ребенком в домашних условиях

Ознакомление родителей с формами и результатами продуктивной деятельности ребенка в детском саду.



Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.

Взаимодействие с родителями строится на принципе сотрудничества, как межличностного общения педагога с родителями диалогической направленности, а не простому обмену информации.
При этом решаются приоритетные задачи:

повышение педагогической культуры родителей;

приобщение родителей к участию в жизни детского сада;

изучение семьи и установление контактов с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка.

Родители должны стать полноценными и полноправными участниками в образовательной деятельности собственного ребенка.



Перспективное планирование.

Месяц

Тема

Цель

Сентябрь

Наблюдение за ребёнком.Диагностика

-Налаживание контакта с ребенком.

Октябрь

"Ладушки, ладушки"

-развитие моторики, координация движений, подражание

действиям взрослого.

"Имитация движения рук"

-подражание простым движениям рук без поддержки.


Ноябрь

" Умение ловить мяч"

-обучение взаимодействию с другим человеком, развитие произвольности

"Колечко"


- развитие мелкой моторики рук.

Декабрь

"Умение бросать мяч "

-обучение взаимодействию с другим человеком, развитие произвольности


"Коза"


-развитие мелкой моторики рук.


Январь

"Умение ударить ногой по мячу»

-обучение взаимодействию с другим человеком, развитие произвольности


"Заяц"

.


-развитие мелкой моторики рук

Февраль

"Умение ходить по лестнице попеременным шагом»

-развитие равновесия,

подражание

действиям взрослого

"Ладушки, ладушки"



-развитие моторики, координация движений, подражание

действиям взрослого

Март

"Умение стоять на одной ноге».


-развитие равновесия,

подражание

действиям взрослого

"Колечко"


- развитие мелкой моторики рук.

Апрель

"Умение прыгать вверх на двух ногах»

-обучение взаимодействию с другим человеком, развитие произвольности


"Коза"


-развитие мелкой моторики рук.


Май

Диагностика




ЗАНЯТИЕ № 1

1.Упражнение "Ладушки, ладушки"

Цель: развитие моторики, координация движений, подражание

действиям взрослого.

Содержание: Посадить ребенка перед собой, хлопать в ладоши и спеть песенку:

"Ладушки, ладушки, мы были у бабушки". После взять руки ребенка и повторить

песенку, хлопая в ладоши его руками. Постепенно ребенок должен выполнять

упражнения сам.

2.Упражнение "Имитация движения рук"

Цель: подражание простым движениям рук без поддержки.

Содержание: Ребенку показываются движения рук "вверх",

"в сторону", "вниз". При помощи взрослого повторяются эти

движения самостоятельно. Далее ребенок должен выполнить эти движения

самостоятельно.

3.Релаксация: растяжка "Струночка". Исходная позиция – лежа на спине.

Психолог по очереди растягивает сначала руки,

потом ноги.

ЗАНЯТИЕ № 2

1.Упражнение: " Умение ловить мяч"

Цель: обучение взаимодействию с другим человеком, развитие произвольности

психических процессов, контроля за собственными действиями.

Содержание: Дать ребенку мячик. Встать перед ребенком на небольшом

расстоянии и попросить его дать вам мяч. Такое же упражнение можно выполнять

сидя на ковре (перекатывать мяч друг другу).

2.Упражнение: "Колечко"

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Содержание: Поочередно ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо сбольшим пальцем.

3.Релаксация: Растяжка " Звезда". Исходная позиция – лежа

на спине, а потом на животе. Слегка развести руки и ноги, а затем выполнить

растяжки

ЗАНЯТИЕ № 3

1.Упражнение: "Умение бросать мяч "

Цель: обучение взаимодействию с другим человеком, развитие произвольности

психических процессов, контроля за собственными действиями.

Содержание: Дать ребенку мячик. Встать перед ребенком на небольшом

расстоянии и попросить его дать вам мяч. Такое же упражнение можно выполнять

сидя на ковре (перекатывать мяч друг другу).

2.Упражнение: "Коза"

Цель: развитие мелкой моторики рук.

3.Релаксация: "Солнышко"

Ребенок лежит на полу. Психолог легкими движениями рук

поглаживает руки и ноги ребенка.

ЗАНЯТИЕ № 4

1.Упражнение: "Умение ударить ногой по мячу.

Цель: обучение взаимодействию с другим человеком, развитие произвольности

Содержание:. Покажите ребенку, как ударить ногой по мячу. Попросите его сделать то же самое.

Затем дайте ему мяч и посмотрите, как он будет это делать. Дайте ему три попытки.

2.Упражнение: "Заяц"

Цель: развитие мелкой моторики рук.

3.Релаксация

ЗАНЯТИЕ № 5

1.Упражнение: "Умение ходить по лестнице попеременным шагом.»

Цель:-развитие равновесия, подражаниедействиям взрослого

Содержание: Встаньте вместе с ребенком перед лестницей. Покажите ему, как надо подниматься поней. Потом попросите его повторить это. Если ребенок испытывает трудности, поддерживайте

его одной рукой.

2.Упражнение: "Ладушки, ладушки"

Цель: развитие моторики, координация движений, подражание

действиям взрослого.

Содержание: Посадить ребенка перед собой, хлопать в ладоши и спеть песенку:

"Ладушки, ладушки, мы были у бабушки". После взять руки ребенка и повторить

песенку, хлопая в ладоши его руками. Постепенно ребенок должен выполнять

упражнения сам."

3.Релоксация.

ЗАНЯТИЕ № 5

1.Упражнение: "Умение стоять на одной ноге».

Цель:-развитие равновесия, подражаниедействиям взрослого

Содержание:. Покажите ребенку, как стоять на одной ноге. Потом попросите его повторить это.

Убедитесь, что он ни на что не может опереться. Если ребенок испытывает трудности в

поддержании равновесия, поддержите его одной рукой.

2.Упражнение: "Колечко"

Цель: развитие мелкой моторики рук.

3.Релоксация.

ЗАНЯТИЕ № 6

1.Упражнение: "Умение прыгать вверх на двух ногах»

Цель: - обучение взаимодействию с другим человеком, развитие произвольности



Содержание: Покажите ребенку, как прыгать на двух ногах вверх-вниз на месте. Потом попросите

его повторить это.».

2.Упражнение: "Коза"

Цель: развитие мелкой моторики рук.

3.Релоксация.

Заключение.

Корректировка содержания индивидуальной образовательной программы для воспитанника осуществляется на основе анализа результатов промежуточной диагностики, проводимой в декабре текущего учебного года.

В конце учебного года по итогам реализации индивидуальной образовательной программы в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) проводится анализ итоговой диагностики различных сфер развития ребенка, обосновывается внесение корректировок, формулируются рекомендации с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его воспитания и обучения. Педагогами организации проводится итоговая встреча с родителями (законными представителями) для определения дальнейших форм работы с ребенком, даются рекомендации, советы, консультации, памятки.