СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная образовательная программа по биологии для учащихся 8 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс Биология (Человек) под редакцией: Д.В.Колесова, Р.Д.Маша, И.Н.Беляева : для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)  отражает основные идеи и предметные темы образовательного стандарта по биологии.  Курс Биология (Человек) под редакцией: Д.В.Колесова, Р.Д.Маша, И.Н.Беляева : для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)  отражает основные идеи и предметные темы образовательного стандарта по биологии. 

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная образовательная программа по биологии для учащихся 8 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 с углубленным изучением отдельных предметов г. Ленска» муниципального образования «Ленский район» Республики Саха (Якутия)

 




АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА

НА 2023/2024 УЧЕБНЫЙ ГОД


Программу разработал

учитель биологии

Ильченко Татьяна Николаевна

(высшая категория)










2023 год

Пояснительная записка

Настоящая программа по биологии для основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы общеобразовательных учреждений по биологии 5-9 классы, ориентирована на учащихся 8 класса для детей с ОВЗ.

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебнике Биология (Человек) для 8 класса. Авторы: Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. М.: Дрофа, 2015

Курс Биология (Человек) под редакцией: Д.В.Колесова, Р.Д.Маша, И.Н.Беляева : для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) отражает основные идеи и предметные темы образовательного стандарта по биологии.

За основу написания рабочей программы взята примерная программа. Цели, задачи, содержание, методико-дидактические принципы, обеспечивающие личностно-ориентированный характер обучения, остаются теми же, что и в программе. Требования к уровню подготовки обучающихся не изменяются и соответствуют стандартам освоения обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Курс рассчитан на 68 учебных часа (2 часа в неделю).


Учебно-методический комплект

Рабочая программа ориентирована на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

1.Учебник для 8кл «Биология: Человек» Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. М.:Вентана-Граф,2015г

2.Тематическое и поурочное планирование «Биология. Человек», О.А. Пепеляева, И.Н. Сунцова «ВАКО» Москва 2010 г.

3. «Биология. Человек». Контрольные и самостоятельные работы», Г. И. Лернер, М. «Эксмо», 2010 г.

4 Дидактические материалы по биологии к разделу «Человек». М.: «Издательство НЦ ЭНАС»», 2011 г.

Цели учебного курса:

1. Создать условия для реализации стандарта содержания образования за курс основной школы.

2.Формировать у учащихся единую целостную биологическую картину мира. 3.Соблюдать преемственность между основной и старшей ступенями обучения.

Задачи курса:





  1. Воспитание убеждённости здорового образа жизни, оптимальных взаимоотношений человека и природы

  2. Формирование у учащихся знаний и умений необходимых для осознания человеком жизни как величайшей ценности.

  3. Формирование устойчивого познавательного интереса к предмету.

  4. Выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;

  5. Осуществлять индивидуально ориентированную педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья

Задачи программы:

Для детей с (ОВЗ) ограниченными возможностями здоровья при изучении учебного курса биологии ставятся те же учебно-воспитательные цели и задачи. Однако особенности психического развития детей указанной категории, прежде всего недостаточная сформированность мыслительных операций, обуславливают дополнительные коррекционные задачи, направленные на развитие мыслительной и речевой деятельности, на повышение познавательной активности детей, на создание условий осмысление выполняемой учебной работы. В связи с особенностями поведения и деятельности этих учащихся (расторможенность, неорганизованность) необходим строжайший контроль за соблюдением правил техники безопасности при проведении лабораторных и практических работ.



Цели и задачи изучения курса биологии в 8 классе

с учетом особенностей ОВЗ



Данная рабочая программа обеспечивает дифференцированный подход к обучающимся с ОВЗ и направлена на достижение следующих целей:

  • активизация познавательной деятельности обучающихся;

  • повышение уровня их умственного развития;

  • воспитание гражданских качеств и патриотических чувств обучающихся;

  • приобщение к национальным и мировым культурным традициям;

  • освоение знаний о важнейших событиях и процессах всемирной истории;

  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

  • применение знаний и представлений об исторически сложившейся системе социальных норм и ценностей народов России.

- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для общения с представителями других народов и стран.



Коррекционно-развивающие задачи с учётом особенностей с ОВЗ



Основной задачей обучения детей с ОВЗ является формирование коррекционно-развивающего пространства через:

1) активизацию познавательной деятельности обучающихся;

2) повышение уровня их умственного развития;

3) нормализацию их учебной деятельности;

4) коррекцию недостатков эмоционально-личностного и социального развития;

5) охрану и укрепление физического и нервно – психического здоровья;

6) социально-трудовую адаптацию.



Изменения, внесённые в авторскую программу

Трудности, испытываемые детьми ОВЗ при изучении биологии, обусловили некоторые изменения, которые внесены в программу 8 класса общеобразовательной школы. Выделено дополнительное время для изучения вопросов вызывающих затруднения; отдельные темы, лабораторные и практические работы упрощены; Программа сохраняет обязательный минимум содержания, отличается своеобразием, предусматривающим коррекционную направленность обучения.

Методы контроля

Для поддержания интереса к обучению и созданию благоприятных и комфортных условий для развития и восстановления эмоционально - личностной сферы детей рекомендуется осуществлять контроль знаний, умений и навыков обучающихся с ОВЗ с учетом возрастных особенностей и имеющихся у обучающихся специфических нарушений..

Виды и формы контроля:

Ученик выполняет проверочные задания с использованием карточек. Работу с текстом учебника, заполнение схем, таблиц выполняет при консультативной помощи учителя. На обобщающих уроках участвует в групповых видах деятельности с одноклассниками.

Курс рассчитан на 68 учебных часов 2ч. в неделю.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ


Метапредметные результаты:


Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;

  • Выявлять причины и следствия простых явлений;

  • Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций;

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)

  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);

  • Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);

  • В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы;

  • Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

  • Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

  • Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметные результаты:


  • . Понимать смысл биологических терминов;

  • Знать признаки сходства и отличия человека и животных;

  • Знать сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;

  • Знать особенности организма человека: его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.

  • объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе. Зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;

  • изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов.

  • распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;

  • выявлять: взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов организма человека;

  • сравнивать: человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;

  • определять: принадлежность человека к определенной систематической группе;

  • анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха;

  • оказания первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях; спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма

Личностные результаты:

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей;

  • воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания;

  • признание высокой целости жизни, здоровья своего и других людей;

  • развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук.

  • ответственного отношения к учению, труду;

  • целостного мировоззрения;

  • осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям;

  • коммуникативной компетенции в общении с коллегами;

  • основ экологической культуры


Содержание программы Биология «Человек»

8 класс


  • годовое количество часов - 6

  • количество часов в неделю - 2

  • плановое количество: контрольных -5; практических – 2; лабораторных работ -21


Раздел 1. Введение. Науки, изучающие организм человека (2 часа)

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— методы наук, изучающих человека;

— основные этапы развития наук, изучающих человека.

Учащиеся должны уметь:

— выделять специфические особенности человека как биосоциального существа.


Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— работать с учебником и дополнительной литературой.


Раздел 2. Происхождение человека (3 часа)

Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы. Человек как вид.

Демонстрация

Модель «Происхождение человека». Модели остатков древней культуры человека.


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны узнать:

— место человека в систематике;

— основные этапы эволюции человека;

— человеческие расы.

Учащиеся должны уметь:

— объяснять место и роль человека в природе;

— определять черты сходства и различия человека и животных;

— доказывать несостоятельность расистских взглядов о преимуществах одних рас перед другими.


Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;

— устанавливать причинно-следственные связи при анализе основных этапов эволюции и происхождения человеческих рас.


Раздел 3. Строение организма (4 часа + 1 з/у)

Общий обзор организма Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Клеточное строение организма. Ткани.

Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление, их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.

Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.

Демонстрация

Разложение пероксида водорода ферментом каталазой.


Лабораторные и практические работы

Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.


Рефлекторная регуляция органов и систем организма. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.

Лабораторные и практические работы

Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс и др.


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— общее строение организма человека;

— строение тканей организма человека;

— рефлекторную регуляцию органов и систем организма человека.

Учащиеся должны уметь:

— выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы;

— наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах;

— выделять существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека.


Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на основе сравнения;

— проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.


Раздел 4. Опорно-двигательная система (7 часов + 1 з/у)

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямо-хождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке. Последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

Нарушения осанки и развитие плоскостопия: причины, выявление, предупреждение и исправление.

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Демонстрация

Скелет и муляжи торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков. Распилы костей. Приемы оказания первой помощи при травмах.

Лабораторные и практические работы

Микроскопическое строение кости. Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома). Утомление при статической и динамической работе. Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия (выполняется дома). Самонаблюдения работы основных мышц, роли плечевого пояса в движениях руки.


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— строение скелета и мышц, их функции.

Учащиеся должны уметь:

— объяснять особенности строения скелета человека;

— распознавать на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов;

— оказывать первую помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.


Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— устанавливать причинно-следственные связи на примере зависимости гибкости тела человека от строения его позвоночника.


Раздел 5. Внутренняя среда организма (3 часа)

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Функции клеток крови. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Клеточный и гуморальный иммунитет. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

Лабораторные и практические работы

Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— компоненты внутренней среды организма человека;

— защитные барьеры организма;

— правила переливание крови.

Учащиеся должны уметь:

— выявлять взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями;

— проводить наблюдение и описание клеток крови на готовых микропрепаратах.


Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— проводить сравнение клеток организма человека и делать выводы на основе сравнения;

— выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток крови и их функциями.


Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма

(6 часов)

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрация

Модели сердца и торса человека. Приемы измерения артериального давления по методу Короткова. Приемы остановки кровотечений.

Лабораторные и практические работы

Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выявляющие природу пульса. Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме;

— о заболеваниях сердца и сосудов и их профилактике.

Учащиеся должны уметь:

— объяснять строение и роль кровеносной и лимфатической систем;

— выделять особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам;

— измерять пульс и кровяное давление.


Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, оформлять её в виде рефератов, докладов.


Раздел 7. Дыхание (4 часа + 1 з/у)

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Жизненная емкость легких.

Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Демонстрация

Модель гортани. Модель, поясняющая механизм вдоха и выдоха. Приемы определения проходимости носовых ходов у маленьких детей. Роль резонаторов, усиливающих звук. Опыт по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе. Измерение жизненной емкости легких. Приемы искусственного дыхания.

Лабораторные и практические работы

Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— строение и функции органов дыхания;

— механизмы вдоха и выдоха;

— нервную и гуморальную регуляцию дыхания.


Учащиеся должны уметь:

— выделять существенные признаки процессов дыхания и газообмена;

— оказывать первую помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего, простудных заболеваниях.


Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформлять её в виде рефератов, докладов.


Раздел 8. Пищеварение (5 часов)

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Демонстрация

Торс человека.

Лабораторные и практические работы

Действие ферментов слюны на крахмал. Самонаблюдения: определение положения слюнных желез, движение гортани при глотании.


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— строение и функции пищеварительной системы;

— пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ;

— правила предупреждения желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов.

Учащиеся должны уметь:

— выделять существенные признаки процессов питания и пищеварения;

— приводить доказательства (аргументировать) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы.


Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.


Раздел 9. Обмен веществ и энергии (3 часа)

Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энергозатраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.

Лабораторные и практические работы

Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки. Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат.


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ;

— роль ферментов в обмене веществ;

— классификацию витаминов;

— нормы и режим питания.

Учащиеся должны уметь:

— выделять существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека;

— объяснять роль витаминов в организме человека;

— приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений развития авитаминозов.


Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— классифицировать витамины.


Раздел 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (4 часа +1 з/у)

Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах. Рецепторы кожи. Участие в теплорегуляции.

Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения.

Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Демонстрация

Рельефная таблица «Строение кожи».

Лабораторные и практические работы

Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.


Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

Демонстрация

Модель почки. Рельефная таблица «Органы выделения».


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— наружные покровы тела человека;

— строение и функция кожи;

— органы мочевыделительной системы, их строение и функции;

— заболевания органов выделительной системы и способы их предупреждения.

Учащиеся должны уметь:

— выделять существенные признаки покровов тела, терморегуляции;

— оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.

Раздел 11. Нервная система (4 часа+1 з/у)

Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система, нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.

Соматический и вегетативный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы вегетативной нервной системы, их взаимодействие.

Демонстрация

Модель головного мозга человека.

Лабораторные и практические работы

Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга. Рефлексы продолговатого и среднего мозга. Штриховое раздражение кожи — тест, определяющий изменение тонуса симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы при раздражении.


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— строение нервной системы;

— соматический и вегетативный отделы нервной системы.

Учащиеся должны уметь:

— объяснять значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности;

— объяснять влияние отделов нервной системы на деятельность органов;


Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.


Раздел 12. Анализаторы (4часа)

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса и их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Демонстрация

Модели глаза и уха. Опыты, выявляющие функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек.

Лабораторные и практические работы

Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением; а также зрительные, слуховые, тактильные иллюзии; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха.


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— анализаторы и органы чувств, их значение.

Учащиеся должны уметь:

— выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств.


Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должна уметь:

— устанавливать причинно-следственные связи между строением анализатора и выполняемой им функцией;

— проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.


Раздел 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика

(5часов)

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.

Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.

Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.

Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, его виды и основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Демонстрация

Безусловные и условные рефлексы человека (по методу речевого подкрепления). Двойственные изображения. Иллюзии установки. Выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.

Лабораторные и практические работы

Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа. Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности;

— особенности высшей нервной деятельности человека.

Учащиеся должны уметь:

— выделять существенные особенности поведения и психики человека;

— объяснять роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека;

— характеризовать особенности высшей нервной деятельности человека и роль речи в развитии человека.


Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— классифицировать типы и виды памяти.


Раздел 14. Железы внутренней секреции (эндокринная система) 

(2 часа)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

Демонстрация

Модель черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза. Модель гортани с щитовидной железой. Модель почек с надпочечниками.


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— железы внешней, внутренней и смешанной секреции;

— взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.

Учащиеся должны уметь:

— выделять существенные признаки строения и функционирования органов эндокринной системы;

— устанавливать единство нервной и гуморальной регуляции.


Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— классифицировать железы в организме человека;

— устанавливать взаимосвязи при обсуждении взаимодействия нервной и гуморальной регуляции.


Раздел 15. Индивидуальное развитие организма (3часа)

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля—Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

Наследственные и врожденные заболевания. Заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др.; их профилактика.

Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни,

межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

Демонстрация

Тесты, определяющие тип темперамента.


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— жизненные циклы организмов;

— мужскую и женскую половые системы;

— наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем, а также меры их профилактики.

Учащиеся должны уметь:

— выделять существенные признаки органов размножения человека;

— объяснять вредное влияния никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода;

— приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики инфекций, передающихся половым путем, ВИЧ-инфекции, медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека.


Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— приводить доказательства (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека.


Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— следить за соблюдением правил поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать ценность здорового и безопасного образа жизни;

— признавать ценность жизни во всех её проявлениях и необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

— осознавать значение семьи в жизни человека и общества;

— принимать ценности семейной жизни;

— уважительно и заботливо относиться к членам своей семьи;

— понимать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

— проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— формировать эмоционально-положительное отношение сверстников к себе через глубокое знание зоологической науки;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;

— уметь слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

Повторение курса «Анатомия»- (3 часа)


Учебно-тематический план 8 класс



п/п



Наименование разделов и тем






Всего часов



В том числе на:


Лабораторно-практические работы

Контрольные работы



1


Раздел 1

Введение. Науки, изучающие организм человека




2




0




2


Раздел 2

Происхождение человека

3

0




3


Раздел 3

Строение организма



5



1/0



1



4



Раздел 4

Опорно-двигательная система



8



3/1



1




5



Раздел 5

Внутренняя среда организма



3



0




6


Раздел 6

Кровеносная и лимфатическая системы



6



5/0


7

Раздел 7

Дыхание

5

3/0

1

8

Раздел 8

Пищеварение

5

1/0

9

Раздел 9

Обмен веществ

3

1/0




10

Раздел 10

Покровные органы. Терморегуляция. Выделение



5



0/1



1

11

Раздел 11

Нервная система

5

1/0

1

12

Раздел 12

Анализаторы

4

5/0




13

Раздел 13

Высшая нервная деятельность



5



1/0


14

Раздел 14

Эндокринная система

2

0




15

Раздел 15

Индивидуальное развитие организма



3

0


16

Повторение по курсу: «Анатомия человека»

3

0


17

Школьная олимпиада

1

0



Итого

68

21/2

5



















































Календарно-тематическое планирование уроков Биологии в 8 классе

Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология: Учебник для 8 класса – М.: «Дрофа», 2017


п/п


Темы разделов и уроков







1четверть

Коли-чество часов


Дата по пла-ну

Дата

фак-ти-чески


Вид контроля


Планируемые результаты


Предметные


Метапредметные


Личностные


1

Введение. Науки, изучающие организм человека

2







1.1.

(1)

Науки о человеке. Здоровье и его охрана.

1



Заполнение и проверка таблицы

Формирование представлений о значении биологических наук в жизни человека

УУД: Личностные: формирование учебно-познавательной мотивации и интереса к знанию; формирование чувства гордости за российскую биологическую науку

Формирование целостного мировоззрения, соответству­ющего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

1.2.

(2)

Становление наук о человеке.

1



Биологический диктант

Вклад учёных в развитие биологии


Формирование учебно-познавательной мотивации и интереса к знанию; формирование чувства гордости за российскую биологическую науку

-самостоятельно анализирует текст

Формирование целостного мировоззрения, соответству­ющего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

2

Происхождение человека

3







2.1.

(3)


Систематическое положение человека

1


Индивидуальный и фронтальный опрос.

Определять принадлежность человека к определенной систематической группе


Формирование любознательности, научного мировоззрения

Формирование оперативной памяти, формирование учебно-познавательной мотивации и интереса к знанию

2.2.

(4)

Историческое прошлое людей.

1



Индивидуальный и фронтальный опрос.

Основные этапы эволюции человека;

влияние биологических и социальных факторов на нее

Формирование любознательности, научного мировоззрения

Формирование оперативной памяти, формирование учебно-познавательной мотивации и интереса к знанию

2.3.

(5)

Расы человека. Среда обитания.

1



Индивидуальный и фронтальный опрос

Понятие «человек разумный как единый биологический вид»; единство происхождения всех рас и их равноценность; сущность понятий «раса», «народность», «нация», «народ».


Формирование интереса к изучению раздела о человеке, любознательность; давать определения понятиям; устанавливать причинно-следственные связи






Развивать навыки культуры

3

Строение организма

4 ч + 1 з/у







3.1.

(6)

Общий обзор организма человека

1



Индивидуальный и фронтальный опрос.

Понятие об уровнях организации организма человека, структуре тела, органах, системах органов живого организма

Формировать научное мировоззрение, любознательность, воспитывать аккуратность, трудолюбие

Формирование оперативной памяти, формирование учебно-познавательной мотивации и интереса к знанию

3.2.

(7)

Клеточное строение организма

1



Контрольный срез по системам органов

Единство органического мира; строение и функции клеточного организма; химический состав клеток;

понятие обмен веществ, ферменты, возбудимость, клеточный гомеостаз

Умения работать с учебником, анализировать, сравнивать

Развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование учебно-познавательной мотивации и интереса к знанию

3.3.

(8)

Ткани. Лабораторная работа № 1 «Ткани организма человека»

1



Проверка выполнения и оформления ЛР

Понятие «ткань» и «орган», «тканевая жидкость», «межклеточное вещество»;

основные типы тканей и их локализация в организме, распознавание тканей и органов

Умение работать в группе с лабораторным оборудованием, применять знания к выполнению заданий

Навыки безопасного и целесообразного поведения при работе с лабораторным оборудованием;

развивать навыки культуры труда, точность движений, развивать трудолюбие

3.4 (9)

Рефлекторная регуляция.

1


Индивидуальный опрос

Строение нейрона и нейроглии;

природа нервных импульсов и функции синапсов;

нервные цепи, их возбуждение и торможение; принципы рефлекторной регуляции, причины возбуждения и торможения нейронов

Преобразовывать информацию из одного вида в другой;

выдвигать аргументы

Формирование оперативной памяти, формирование учебно-познавательной мотивации и интереса к знанию

3.5.

(10)

Зачётный урок по темам разделов № № I, II,III.


1



Тест, смысловое чтение

Выявить уровень усвоения ЗУН по темам разделов № № I, II, III

Умение применять знания и навыки полученные на уроках для решения различных задач

Развитие навыков самоконтроля, активности, организации планирования

(11)

Школьная олимпиада.


1



Решение олимпиадных задач

Выявить уровень усвоения ЗУН по темам биологии изученных ранее

Умение применять знания и навыки полученные на уроках для решения различных задач

Развитие навыков самоконтроля, активности, организации планирования

4

Опорно-двигательная система

7 ч+1 з/у







4.1.

(12)

Значение опорно-двигательной системы, её состав строение костей. Лабораторная работа № 2 «Микроскопическое строение кости»

1



Проверка выполнения и оформления ЛР

Показать значение скелета и мышц, опорную, защитную и двигательную функцию, химический состав, макро- и микростроение костей


Умение работать в группе с лабораторным оборудованием, применять знания к выполнению заданий, умение анализировать, сравнивать

Навыки безопасного и целесообразного поведения при работе с лабораторным оборудованием;

развивать навыки культуры труда, точность движений, развивать трудолюбие

4.2.

(13)


Скелет человека. Осевой скелет.

1



Индивидуальный опрос

Строение и функции частей скелета, сравнение со скелетом млекопитающих, особенности строения скелета человека, связанные с прямохождением, трудовой деятельностью

Умение работать с учебником, моделью; анализировать, сравнивать, строить логическое рассуждение;

преобразовывать информацию из одного вида в другой

Развитие навыков самоконтроля, активности, организации, планирования

4.3.

(14)

Добавочный скелет: скелет поясов и свободных конечностей. Соединение костей.

1


Тест по строению человека

Типы соединения костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные

Умение применять знание и навыки полученные на уроках для решения различных задач

Формировать оперативную память, развивать настойчивость

4.4.

(15)

Строение мышц. Практическая работа № 1 «Мышцы человеческого тела»


1



Проверка выполнения и оформления ПР

Знать характеристику основных групп мышц

Умение работать с учебником, решать проблемные вопросы, конструировать ответы

Формировать оперативную память, развивать настойчивость

4.5.

(16)

Работа скелетных мышц и их регуляция. Лабораторная работа № 3 «Утомление при статистической работе»





2 четверть

1



Проверка выполнения и оформления ЛР

Понятие о двигательной единице, о механизмах регулирующих силу мышечного сокращения, об изменении мышц при тренировках, об особенностях мышц антагонистов

Умение работать в группе с лабораторным оборудованием, применять знания к выполнению заданий, умение анализировать, сравнивать

Навыки безопасного и целесообразного поведения при работе с лабораторным оборудованием;

развивать навыки культуры труда, точность движений, развивать трудолюбие

4.6.

(17)

Осанка. Предупреждение плоскостопия. Лабораторная работа № 4 «Выявление нарушений осанки»

1


Проверка выполнения и оформления ЛР

Методы самоконтроля и коррекции осанки

Умение работать в группе с лабораторным оборудованием, применять знания к выполнению заданий, умение анализировать, сравнивать

Навыки безопасного и целесообразного поведения при работе с лабораторным оборудованием;

развивать навыки культуры труда, точность движений, развивать трудолюбие

4.7.

(18)

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.


1


Фронтальная беседа, заполнение и проверка таблицы

Виды травм костно-мышечной системы;

Меры оказания первой медицинской помощи


Выдвигать версии решения проблемы; осознавать конечный результат;

строить логическое рассуждение

Умение оказывать первую медицинскую помощь

4.8.

(19)

Зачётный урок по теме № 4 Опорно-двигательная система.


1


Тест, смысловое чтение

Выявить уровень усвоения ЗУН по теме раздела № IV

Умение применять знание и навыки полученные на уроках для решения различных задач

Развитие навыков самоконтроля, активности, организации планирования

5

Внутренняя среда организма

3







5.1.

(20)

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма

1


Фронтальная беседа

Понимать смысл биологических терминов: «гомеостаз», «фагоцитоз», «антиген», «антитела»; функции плазмы и форменных элементов крови; механизм свёртывания крови

Умение работать с учебником, решать проблемные вопросы, конструировать ответы

Формировать оперативную память, способности выделять главное, систематизировать

5.2.

(21)

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет

1


Сообщения, фронтальная беседа

Роль барьеров, защищающих организм человека; роль экологической защиты от патологических микроорганизмов;

Формирование понятие об иммунитете,

значение клеточного и гуморального иммунитета

Умение работать с учебником, решать проблемные вопросы, конструировать ответы

Развивать навыки культуры труда, точность движений, оперативное мышление

5.3.

(22)

Иммунология на службе здоровья

1











Сообщения, составление схемы

Познакомить с наукой иммунологией, историей открытия вакцинации, определить роль вакцин в профилактике болезней, дать классификацию иммунитета

Воспитывать нравственное и эстетическое отношение к живым объектам, аккуратность, любознательность

Формировать оперативную память, способности выделять главное, систематизировать

6

Кровеносная и лимфатическая системы

6







6.1.

(23)

Транспортные системы организма

1


Фронтальный опрос


Органы кровеносной и лимфатической системы: их строение,

расположение, значение

Умение работать с учебником, решать проблемные вопросы, конструировать ответы

Формировать оперативную память, развивать настойчивость

6.2.

(24)

Строение сердца. Работа сердца.




1


Фронтальный опрос, работа по карточкам


Изучить связь строения сердца и его функций;

понятие о сердечном цикле, симпатическая и парасимпатической системы;

автоматизме сердечной деятельности; показать связь местной и центральной регуляции, нервной и гуморальной регуляции .


Умение работать с учебником, решать проблемные вопросы, конструировать ответы


Формировать оперативную память, способности выделять главное, систематизировать


6.3.

(25)

Круги кровообращения. Лабораторная работа № 5 «Изменение в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение»

Лабораторная работа № 6 «Функция венозных клапанов»


1


Проверка выполнения и оформления ЛР

Общий план строения сердца и движение крови по большому и малым кругам кровообращения

Умение работать в группе с лабораторным оборудованием, применять знания к выполнению заданий, умение анализировать, сравнивать


Навыки безопасного и целесообразного поведения при работе с лабораторным оборудованием;

развивать навыки культуры труда, точность движений, развивать трудолюбие

6.4.

(26)

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Лабораторная работа № 7 «Изменение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа».

Лабораторная работа № 8 «Опыт, доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок артерий, а не с толчками, возникающими при движении крови»

1

Проверка выполнения и оформления ЛР

Выяснить причины движения крови, изменение скорости крови в сосудах; разъяснить принципы измерения артериального давления, дать понятие о гипертонии, зависимости кровоснабжения от интенсивности работы органов, механизме регуляции кровоснабжения

Умение работать в группе с лабораторным оборудованием, применять знания к выполнению заданий, умение анализировать, сравнивать

Навыки безопасного и целесообразного поведения при работе с лабораторным оборудованием;

развивать навыки культуры труда, точность движений, развивать трудолюбие

6.5.

(27)

Гигиена сердечно –сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов. Лабораторная работа № 9 «Реакция сердечно –сосудистой системы на дозированную нагрузку

1





Проверка выполнения и оформления ЛР

Раскрыть физиологические основы укрепления сердца и сосудов, познакомить с последствиями гиподинамии, с влиянием курения и спиртных напитков на сердце и сосуды, с сердечными заболеваниями и их профилактикой

Умение работать в группе с лабораторным оборудованием, применять знания к выполнению заданий, умение анализировать, сравнивать

Навыки безопасного и целесообразного поведения при работе с лабораторным оборудованием;

развивать навыки культуры труда, точность движений, развивать трудолюбие

6.6.

(28)

Первая помощь при кровотечениях

1



Фронтальный опрос, заполнение и проверка таблицы

Знать типы кровотечений и способы их остановки, уменьшение болевых ощущений,

предохранение от возможных инфекций;

знать правила наложения жгута и простых повязок, уметь их применять

Выдвигать версии решения проблемы; осознавать конечный результат;

строить логическое рассуждение

Умение оказывать первую медицинскую помощь

7


Дыхание

4 ч+ 1 з/у







7.1.

(29)

Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразова ние. Заболевания дыхательных путей

1


Фронтальный опрос, заполнение и проверка таблицы

Значение биологического окисления;

роль органов дыхания для поддержания в альвеолах лёгких постоянства газового состава;

связь дыхательной и кровеносной системы;

строение и функции дыхательных путей;

голосообразование и артикуляция звуков речи

Воспитывать чувство взаимопомощи, любознательности, научного мировоззрения


Навыки обобщать, анализировать, систематизировать

7.2.

(30)

Лёгкие. Газообмен в лёгких и других тканях.

1


Фронтальная беседа

Связь кровеносной и дыхательной систем;

роль большого и малого кругов кровообращения в газообмене

Умение работать с учебником, решать проблемные вопросы, конструировать ответы

Формировать оперативную память, способности выделять главное, систематизировать

7.3.

(31)

Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Лабораторная работа № 10 «Определение запылённости атмосферы в зимнее время»

1









Проверка выполнения и оформления ЛР

Знать механизм вдоха и выдоха;

определять роль гуморального и нервного факторов в регуляции дыхательных движений;

вред курения;

выявлять источники загрязнения воздуха

Умение работать в группе с лабораторным оборудованием, применять знания к выполнению заданий, умение анализировать, сравнивать

Навыки безопасного и целесообразного поведения при работе с лабораторным оборудованием;

развивать навыки культуры труда, точность движений, развивать трудолюбие

7.4.

(32)

Функциональные возможности дыхательной системы, как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь. Приёмы реанимации. Лабораторная работа № 11 «Использование респиратора»

Лабораторная работа № 12 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха»

3 четверть

1



Проверка выполнения и оформления ЛР

Знать простейшие приёмы самообследования дыхательной системы;

измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха;

измерение жизненной ёмкости лёгких и выносливости дыхательных мышц;

значение флюорографии, понятия о клинической и биологической смерти

Умение работать в группе с лабораторным оборудованием, применять знания к выполнению заданий, умение анализировать, сравнивать

Навыки безопасного и целесообразного поведения при работе с лабораторным оборудованием;

развивать навыки культуры труда, точность движений, развивать трудолюбие

7.5.

(33)

Зачётный урок по темам №№5,6,7

1


Тест, смысловое чтение

Выявить уровень усвоения ЗУН по темам № № 5,6,7

Умение применять знание и навыки полученные на уроках для решения различных задач

Развитие навыков самоконтроля, активности, организации планирования

8

Пищеварение

5







8.1.

(34)

Питание и пищеварение.

Пищеварение в ротовой полости.

1




Фронтальная беседа


Знать значение пищеварения;

пластическую и энергетическую функцию пищи; иметь представление об органах пищеварения .

Знать значение вкусовых рецепторов;

строение ротовой полости, о зубах разного типа и их внутреннем строении,

правила гигиены ротовой полости

Умение работать с учебником, решать проблемные вопросы, конструировать ответы


Формировать оперативную память, способности выделять главное, систематизировать



8.2.

(35)

Пищеварение в желудке и двенадцати перстной кишке. Действие ферментов. .Лабораторная работа №13 «Действие слюны на крахмал».

1


Проверка выполнения и оформления ЛР

Знать основные свойства ферментов, их роль в расщеплении пищи в ротовой полости, желудке

Умение работать в группе с лабораторным оборудованием, применять знания к выполнению заданий, умение анализировать, сравнивать

Навыки безопасного и целесообразного поведения при работе с лабораторным оборудованием;

развивать навыки культуры труда, точность движений, развивать трудолюбие

8.3.

(36)

Всасывание. Барьерная роль печени. Функции толстого кишеч-ника.

1



Фронтальная беседа

Знать функции тонкого и толстого кишечника, строение ворсинок и механизм всасывания; барьерную роль печени и

роль аппендикса




Умение работать с учебником, решать проблемные вопросы, конструировать ответы

Формировать оперативную память, способности выделять главное, систематизировать

8.4.

(37)

Регуляция пищеварения

1


Фронтальная беседа, сообщения

Знать новые возможности разработанного Павловым фистульного метода – исследование желудочно-кишечного тракта; историю развития условного и безусловного рефлекса

Умение работать с учебником, решать проблемные вопросы, конструировать ответы

Навыки культуры труда, точность движений, оперативное мышление

8.5.

(38)

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций

1



Сообщения

Знать правила потребления пищевых продуктов, их физиологическую значимость, обосновать правила гигиены питания

Воспитывать нравственное и эстетическое отношение к живым объектам, аккуратность, любознательность

Навыки культуры труда, пополнять словарный запас

9

Обмен веществ и энергии

3






9.1.

(39)

Обмен веществ и энергии –основное свойство всех живых существ.

1









Фронтальная беседа

Знать понятия: обмен веществ, энергетический и пластический обмен;

стадии обмена; превращение в организме белков, жиров, углеводов

Умение работать с учебником, решать проблемные вопросы, конструировать ответы

Развивать навыки обобщать, анализировать, систематизировать

9.2.

(40)

Витамины

1



Фронтальная беседа, сообщения

Знать значение витаминов;

понятия об авитаминозах, гипо- и гипервитаминозах

Умение применять знание и навыки полученные на уроках для решения различных задач

Развитие навыков самоконтроля, активности, организации планирования

9.3. (41)

Энерготраты человека и пищевой рацион. Лабораторная работа № 14 «Установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем энергитичес кого обмена»


1


Проверка выполнения и оформления ЛР

Сведения об основном и общем обмене, энергетической ёмкости питательных веществ, энергетическом балансе, роли питания в поддержании здоровья

Умение работать в группе с лабораторным оборудованием, применять знания к выполнению заданий, умение анализировать, сравнивать

Развитие навыков безопасного и целесообразного поведения при работе с лабораторным оборудованием;

развивать навыки культуры труда, точность движений, развивать трудолюбие

10

Покровные органы. Терморегуляция. Выделение

4 ч + 1з/у









10.1.

(42)

Покровы тела. Строение и функции кожи. Практическая работа № 2 «Строение кожи кисти руки»


1


Проверка выполнения и оформления ПР

Знать строение и функции кожи, волос, ногтей


Умение работать с учебником, решать проблемные вопросы, конструировать ответы

Формировать оперативную память, способности выделять главное, систематизировать

10.2.

(43)

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи

1





Фронтальная беседа

Знать анатомо-физиологические сведения, лежащие в основе гигиены кожи; использование одежды и обуви, моющих средств; болезни кожи и меры их профилактики

Умение применять знание и навыки полученные на уроках для решения различных задач

Формировать оперативную память, способности выделять главное, систематизировать

10.3.
(44)

Терморегуляция организма. Закаливание

1


Выполнение заданий по группам

Знать механизмы терморегуляции; значение рецепторов холода и тепла в поддержании постоянной температуры тела; причины теплового и солнечного удара, меры профилактики и первой помощи при их наступлении

Умение работать с учебником, решать проблемные вопросы, конструировать ответы

Развитие навыков самоконтроля, активности, организации планирования

10.4.

(45)

Выделение

1



Индивидуальный опрос

Знать значение органов выделения в поддержании постоянства внутренней среды; механизме мочеобразования на микро и макро уровне,

работу нефронов

Умение применять знание и навыки полученные на уроках для решения различных задач

Навыки обобщать, анализировать, систематизировать

10.5

(46)

Зачётный урок по темам №№ 8, 9,10

1



Проверка ЗУН

Выявить уровень усвоения ЗУН по темам № № 8, 9, 10

Умение применять знание и навыки полученные на уроках для решения различных задач

Развитие навыков самоконтроля, активности, организации планирования

11

Нервная система

4 ч + 1з/у







11.1.

(47)


Значение нервной системы Строение нервной системы. Спинной мозг

1






Фронтальная беседа

Индивидуальный контроль

Знать строение и функции нервной системы;

понятия:

нервная ткань, нейрон, рефлекс, рефлекторная дуга; безусловные и условные рефлексы, их значением в жизни человека

Знать строение и функции центральной и периферической нервной системы; распределение серого и белого вещества спинного и головного мозга



Формировать оперативную память, способности выделять главное, систематизировать

Развивать навыки обобщать, анализировать, систематизировать


11.2.

(48)

Строение головного мозга. Продолговатый мозг, мост, мозжечёк, средний мозг. Лабораторная работа № 15. «Пальценосо аяя проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка»

1


Проверка выполнения и оформления ЛР

Знать строение и функции головного мозга, сходства и различия со спинным мозгом; строение и функции моста, среднего мозга и мозжечка

Умение работать в группе с лабораторным оборудованием, применять знания к выполнению заданий, умение анализировать, сравнивать

Развитие навыков безопасного и целесообразного поведения при работе с лабораторным оборудованием;

развивать навыки культуры труда, точность движений, развивать трудолюбие

11.3.

(49)

Передний мозг: промежуточный мозг и большие полушария.

1



Индивидуальный контроль

Знать строение и функции промежуточного мозга и к.б.п. головного мозга; значение асимметрии левого и правого полушарий; возможности новой и старой коры

Выдвигать версии решения проблемы; осознавать конечный результат;

строить логическое рассуждение

Развивать навыки обобщать, анализировать, систематизировать

11.4.

(50)

Соматический и вегетативный отделы нервной системы

1


Индивидуальный контроль

Знать понятие о соматическом и автономном отделе нервной системы; симпатическом и парасимпатическом подотделах автономного отдела, их взаимосвязи

Выдвигать версии решения проблемы; осознавать конечный результат;

строить логическое рассуждение

Развивать навыки обобщать, анализировать, систематизировать

11.5.

(51)

Зачетный урок по теме № 11




4 четверть

1



Проверка ЗУН

Выявить уровень усвоения ЗУН по теме № 11

Умение применять знание и навыки, полученные на уроках для решения различных задач

Развитие навыков самоконтроля, активности, организации планирования

12

Анализаторы. Органы чувств

4







12.1.

(52)

Анализаторы

Зрительный анализ Лабораторная работа № 16 «Изменение величины зрачков при разном освещении»

Лабораторная работа № 17 «Функции хрусталика при рассматривании далёких и близких предметов.

Лабораторная работа № 18 «Функции палочек и колбочек, особенности центрального и периферического зрения»

Лабораторная работа № 19 «Поиск слепого пятна»

Лабораторная работа № 20 «иллюзия, связанная с бинокулярным зрением»

1



Фронтальная беседа

Проверка выполнения и оформления ЛР

Знать различия между понятиями «анализатор» и орган чувств; механизм обработки информации корой больший полушарий; природу иллюзий

Знать строение и функции глаза; механизм проектирования изображения на сетчатке глаза и его регуляцию;

роль колбочек и палочек; представление о бинокулярном зрении










Выдвигать версии решения проблемы; осознавать конечный результат;

строить логическое рассуждение

Умение работать в группе с лабораторным оборудованием, применять знания к выполнению заданий, умение анализировать, сравнивать

Развивать навыки обобщать, анализировать, систематизировать

Развитие навыков безопасного и целесообразного поведения при работе с лабораторным оборудованием;

развивать навыки культуры труда, точность движений, развивать трудолюбие

12.2

(53)

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней

1







Фронтальная беседа

Знать причину глазных инфекций и их предупреждение; травмы глаза, их профилактику и первую помощь; причины дальнозоркости, близорукости и косоглазия;

роль гигиены зрения

Умение применять знание и навыки полученные на уроках для решения различных задач

Формировать оперативную память, способности выделять главное, систематизировать

12.3.

(54)

Слуховой анализатор

1


Фронтальная беседа

Знать строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха, преобразование слуховой энергии в механическую; гигиену слуха

Выдвигать версии решения проблемы; осознавать конечный результат;

строить логическое рассуждение

Развитие навыков самоконтроля, активности, организации планирования

12.4.

(55)

Органы равновесия, мышечное и кожное чувство, обонятельный и вкусовой анализаторы.

1







Индивидуальный опрос, фронтальная беседа

Знать механизмы работы вестибулярного, кожно-мышечного, обонятельного и вкусового анализаторов, их взаимодействие и взаимный контроль

Выдвигать версии решения проблемы; осознавать конечный результат;

строить логическое рассуждение

Развитие навыков самоконтроля, активности, организации планирования

13

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика

5






13.1.

(56)

Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности


1


Индивидуальный опрос

Роль Сеченова, Павлова, Ухтомского в развитии учения о ВНД;

природа внешнего и внутреннего торможения, доминанты

Формирование учебно-познавательной мотивации и интереса к знанию; формирование чувства гордости за российскую биологическую науку

Формирование целостного мировоззрения, соответству­ющего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

13.2.

(57)

Врождённые и приобретённые программы поведения

1



Фронтальная беседа

Знать филогенетическую обусловленность врожденных форм поведения, направленных на сохранение вида в целом и приобретённые формы индивидуального поведения

Умение работать с учебником, решать проблемные вопросы, конструировать ответы

Формировать оперативную память, способности выделять главное, систематизировать

13.3.

(58)

Сон и сновидения

1



Индивидуальный опрос, фронтальная беседа

Знать о биоритмах на примере суточных ритмов; природу сна и сновидений; фазы сна

Умения работать с учебником, анализировать, сравнивать

Формировать оперативную память, способности выделять главное, систематизировать

13.4.

(59)














13.5

(60)

Особенности в н д человека. Речь и сознание. Познавательные процессы.















Фронтальная беседа Проверка выполнения и оформления ЛР

Понятие о базовых и вторичных потребностях; роль речи как средство общения, в развитии высших психических функций, в трудовой деятельности, в формировании основных познавательных процессов.

Умение работать в группе с лабораторным оборудованием, применять знания к выполнению заданий, умение анализировать, сравнивать

Развитие навыков безопасного и целесообразного поведения при работе с лабораторным оборудованием;

развивать навыки культуры труда, точность движений, развивать трудолюбие

Воля, эмоции, внимание. Лабораторная работа № 21 «Изменение числа колебаний образа усечённой пирамиды в различных условиях»

1




Определять волевые процессы, анализировать волевой акт, причины негативизма и внушаемости; значение эмоций; физиологические основы произвольного и непроизвольного внимания.



14

Эндокринная система

2







14.1.

(61)

Роль эндокринной регуляции.













Функции желез внутренней секреции

1















1


Фронтальная беседа


Железы внутренней, внешней и смешанной секреции; свойства гормонов, их отличие от других биологически активных веществ; связь нервной и эндокринной регуляции

Знать конкретные функции гипофиза, щитовидной железы, половых желёз, надпочечников и поджелудочной железы; нарушения, связанные с гипо- и гиперфункцией этих желёз

Умение работать с учебником, решать проблемные вопросы, конструировать ответы.

Развивать навыки обобщать, анализировать, систематизировать

Развивать навыки обобщать, анализировать, систематизировать












14.2.

(62)

15

Индивидуальное развитие организма



3







15.1 (63)

Размножение. Половая система. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды

1


Фронтальная беседа

Знать о жизненных циклах, преимуществах полового размножения перед бесполым в адаптации к среде обитания; мужской и женской половой системе; развитием зародыша Биогенетический закон Геккеля-Мюллера, причины

Умение работать с учебником; анализировать, сравнивать, классифицировать.


Развитие навыков самоконтроля, активности, организации планирования

Развивать навыки обобщать, анализировать, систематизировать







отклонений от него; закономерности органогенеза; значение эмбриональных приспособлений к внутриутробной жизни, плодных оболочек, плодной жидкости, плаценты;

режим беременности и роды




15.2.

(64)

Наследственные и врождённые заболевания и заболевания, передаваемые половым путём

1


Фронтальный опрос

Знать различия между наследственными и врожденными болезнями; пути прогнозирования первых и профилактике вторых; профилактику и симптоматику болезней, передающихся половым путём

Воспитывать нравственное и эстетическое отношение к живым объектам, аккуратность, любознательность

Развивать навыки обобщать, анализировать, систематизировать

15.3.

(65)

Развитие ребёнка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности.

1


Индивидуальный опрос

Знать физиологические основы гигиены новорождённых и грудных детей; правила ухода за ними; правила гигиены; психологические особенности человека

Умение применять знание и навыки полученные на уроках для решения различных задач

Развивать навыки обобщать, анализировать, систематизировать

16



16.1

(66)




16.2

(67)


16.3 (68)



Повторение по курсу: «Анатомия человека»

Повторение темы: «Опорно-двигательная система» , «Пищеварение»

Повторение темы: «Кровь, кровообращение» «Дыхание»



Повторение темы: «Нервная система» «Анализаторы»




5





1





1



1





1
























Фронтальная беседа

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни человека

Умение применять знание и навыки полученные на уроках для решения различных задач

Развивать навыки обобщать, анализировать, систематизировать


Итого

68