СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Курс Биология (Человек) под редакцией: Д.В.Колесова, Р.Д.Маша, И.Н.Беляева : для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) отражает основные идеи и предметные темы образовательного стандарта по биологии. Курс Биология (Человек) под редакцией: Д.В.Колесова, Р.Д.Маша, И.Н.Беляева : для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) отражает основные идеи и предметные темы образовательного стандарта по биологии.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 с углубленным изучением отдельных предметов г. Ленска» муниципального образования «Ленский район» Республики Саха (Якутия)
|
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА НА 2023/2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
Программу разработал учитель биологии Ильченко Татьяна Николаевна (высшая категория) 2023 год |
Пояснительная записка
Настоящая программа по биологии для основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы общеобразовательных учреждений по биологии 5-9 классы, ориентирована на учащихся 8 класса для детей с ОВЗ.
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебнике Биология (Человек) для 8 класса. Авторы: Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. М.: Дрофа, 2015
Курс Биология (Человек) под редакцией: Д.В.Колесова, Р.Д.Маша, И.Н.Беляева : для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) отражает основные идеи и предметные темы образовательного стандарта по биологии.
За основу написания рабочей программы взята примерная программа. Цели, задачи, содержание, методико-дидактические принципы, обеспечивающие личностно-ориентированный характер обучения, остаются теми же, что и в программе. Требования к уровню подготовки обучающихся не изменяются и соответствуют стандартам освоения обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Курс рассчитан на 68 учебных часа (2 часа в неделю).
Учебно-методический комплект
Рабочая программа ориентирована на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
1.Учебник для 8кл «Биология: Человек» Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. М.:Вентана-Граф,2015г
2.Тематическое и поурочное планирование «Биология. Человек», О.А. Пепеляева, И.Н. Сунцова «ВАКО» Москва 2010 г.
3. «Биология. Человек». Контрольные и самостоятельные работы», Г. И. Лернер, М. «Эксмо», 2010 г.
4 Дидактические материалы по биологии к разделу «Человек». М.: «Издательство НЦ ЭНАС»», 2011 г.
Цели учебного курса:
1. Создать условия для реализации стандарта содержания образования за курс основной школы.
2.Формировать у учащихся единую целостную биологическую картину мира. 3.Соблюдать преемственность между основной и старшей ступенями обучения.
Задачи курса:
Воспитание убеждённости здорового образа жизни, оптимальных взаимоотношений человека и природы
Формирование у учащихся знаний и умений необходимых для осознания человеком жизни как величайшей ценности.
Формирование устойчивого познавательного интереса к предмету.
Выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;
Осуществлять индивидуально ориентированную педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья
Задачи программы:
Для детей с (ОВЗ) ограниченными возможностями здоровья при изучении учебного курса биологии ставятся те же учебно-воспитательные цели и задачи. Однако особенности психического развития детей указанной категории, прежде всего недостаточная сформированность мыслительных операций, обуславливают дополнительные коррекционные задачи, направленные на развитие мыслительной и речевой деятельности, на повышение познавательной активности детей, на создание условий осмысление выполняемой учебной работы. В связи с особенностями поведения и деятельности этих учащихся (расторможенность, неорганизованность) необходим строжайший контроль за соблюдением правил техники безопасности при проведении лабораторных и практических работ.
Цели и задачи изучения курса биологии в 8 классе
с учетом особенностей ОВЗ
Данная рабочая программа обеспечивает дифференцированный подход к обучающимся с ОВЗ и направлена на достижение следующих целей:
активизация познавательной деятельности обучающихся;
повышение уровня их умственного развития;
воспитание гражданских качеств и патриотических чувств обучающихся;
приобщение к национальным и мировым культурным традициям;
освоение знаний о важнейших событиях и процессах всемирной истории;
овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
применение знаний и представлений об исторически сложившейся системе социальных норм и ценностей народов России.
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для общения с представителями других народов и стран.
Коррекционно-развивающие задачи с учётом особенностей с ОВЗ
Основной задачей обучения детей с ОВЗ является формирование коррекционно-развивающего пространства через:
1) активизацию познавательной деятельности обучающихся;
2) повышение уровня их умственного развития;
3) нормализацию их учебной деятельности;
4) коррекцию недостатков эмоционально-личностного и социального развития;
5) охрану и укрепление физического и нервно – психического здоровья;
6) социально-трудовую адаптацию.
Изменения, внесённые в авторскую программу
Трудности, испытываемые детьми ОВЗ при изучении биологии, обусловили некоторые изменения, которые внесены в программу 8 класса общеобразовательной школы. Выделено дополнительное время для изучения вопросов вызывающих затруднения; отдельные темы, лабораторные и практические работы упрощены; Программа сохраняет обязательный минимум содержания, отличается своеобразием, предусматривающим коррекционную направленность обучения.
Методы контроля
Для поддержания интереса к обучению и созданию благоприятных и комфортных условий для развития и восстановления эмоционально - личностной сферы детей рекомендуется осуществлять контроль знаний, умений и навыков обучающихся с ОВЗ с учетом возрастных особенностей и имеющихся у обучающихся специфических нарушений..
Виды и формы контроля:
Ученик выполняет проверочные задания с использованием карточек. Работу с текстом учебника, заполнение схем, таблиц выполняет при консультативной помощи учителя. На обобщающих уроках участвует в групповых видах деятельности с одноклассниками.
Курс рассчитан на 68 учебных часов 2ч. в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
Выявлять причины и следствия простых явлений;
Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций;
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);
Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);
В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы;
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметные результаты:
. Понимать смысл биологических терминов;
Знать признаки сходства и отличия человека и животных;
Знать сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;
Знать особенности организма человека: его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.
объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе. Зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;
изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов.
распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;
выявлять: взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов организма человека;
сравнивать: человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;
определять: принадлежность человека к определенной систематической группе;
анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха;
оказания первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях; спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма
Личностные результаты:
развитие интеллектуальных и творческих способностей;
воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания;
признание высокой целости жизни, здоровья своего и других людей;
развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук.
ответственного отношения к учению, труду;
целостного мировоззрения;
осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям;
коммуникативной компетенции в общении с коллегами;
основ экологической культуры
Содержание программы Биология «Человек»
8 класс
годовое количество часов - 6
количество часов в неделю - 2
плановое количество: контрольных -5; практических – 2; лабораторных работ -21
Раздел 1. Введение. Науки, изучающие организм человека (2 часа)
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— методы наук, изучающих человека;
— основные этапы развития наук, изучающих человека.
Учащиеся должны уметь:
— выделять специфические особенности человека как биосоциального существа.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— работать с учебником и дополнительной литературой.
Раздел 2. Происхождение человека (3 часа)
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы. Человек как вид.
Демонстрация
Модель «Происхождение человека». Модели остатков древней культуры человека.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны узнать:
— место человека в систематике;
— основные этапы эволюции человека;
— человеческие расы.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять место и роль человека в природе;
— определять черты сходства и различия человека и животных;
— доказывать несостоятельность расистских взглядов о преимуществах одних рас перед другими.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;
— устанавливать причинно-следственные связи при анализе основных этапов эволюции и происхождения человеческих рас.
Раздел 3. Строение организма (4 часа + 1 з/у)
Общий обзор организма Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Клеточное строение организма. Ткани.
Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление, их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.
Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.
Демонстрация
Разложение пероксида водорода ферментом каталазой.
Лабораторные и практические работы
Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.
Рефлекторная регуляция органов и систем организма. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.
Лабораторные и практические работы
Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс и др.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— общее строение организма человека;
— строение тканей организма человека;
— рефлекторную регуляцию органов и систем организма человека.
Учащиеся должны уметь:
— выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы;
— наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах;
— выделять существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на основе сравнения;
— проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
Раздел 4. Опорно-двигательная система (7 часов + 1 з/у)
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямо-хождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).
Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке. Последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.
Нарушения осанки и развитие плоскостопия: причины, выявление, предупреждение и исправление.
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Демонстрация
Скелет и муляжи торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков. Распилы костей. Приемы оказания первой помощи при травмах.
Лабораторные и практические работы
Микроскопическое строение кости. Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома). Утомление при статической и динамической работе. Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия (выполняется дома). Самонаблюдения работы основных мышц, роли плечевого пояса в движениях руки.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение скелета и мышц, их функции.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять особенности строения скелета человека;
— распознавать на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов;
— оказывать первую помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— устанавливать причинно-следственные связи на примере зависимости гибкости тела человека от строения его позвоночника.
Раздел 5. Внутренняя среда организма (3 часа)
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Функции клеток крови. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Клеточный и гуморальный иммунитет. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.
Лабораторные и практические работы
Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— компоненты внутренней среды организма человека;
— защитные барьеры организма;
— правила переливание крови.
Учащиеся должны уметь:
— выявлять взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями;
— проводить наблюдение и описание клеток крови на готовых микропрепаратах.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— проводить сравнение клеток организма человека и делать выводы на основе сравнения;
— выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток крови и их функциями.
Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма
(6 часов)
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Демонстрация
Модели сердца и торса человека. Приемы измерения артериального давления по методу Короткова. Приемы остановки кровотечений.
Лабораторные и практические работы
Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выявляющие природу пульса. Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме;
— о заболеваниях сердца и сосудов и их профилактике.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять строение и роль кровеносной и лимфатической систем;
— выделять особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам;
— измерять пульс и кровяное давление.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, оформлять её в виде рефератов, докладов.
Раздел 7. Дыхание (4 часа + 1 з/у)
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Жизненная емкость легких.
Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
Демонстрация
Модель гортани. Модель, поясняющая механизм вдоха и выдоха. Приемы определения проходимости носовых ходов у маленьких детей. Роль резонаторов, усиливающих звук. Опыт по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе. Измерение жизненной емкости легких. Приемы искусственного дыхания.
Лабораторные и практические работы
Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение и функции органов дыхания;
— механизмы вдоха и выдоха;
— нервную и гуморальную регуляцию дыхания.
Учащиеся должны уметь:
— выделять существенные признаки процессов дыхания и газообмена;
— оказывать первую помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего, простудных заболеваниях.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформлять её в виде рефератов, докладов.
Раздел 8. Пищеварение (5 часов)
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Демонстрация
Торс человека.
Лабораторные и практические работы
Действие ферментов слюны на крахмал. Самонаблюдения: определение положения слюнных желез, движение гортани при глотании.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение и функции пищеварительной системы;
— пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ;
— правила предупреждения желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов.
Учащиеся должны уметь:
— выделять существенные признаки процессов питания и пищеварения;
— приводить доказательства (аргументировать) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
Раздел 9. Обмен веществ и энергии (3 часа)
Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энергозатраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.
Лабораторные и практические работы
Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки. Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ;
— роль ферментов в обмене веществ;
— классификацию витаминов;
— нормы и режим питания.
Учащиеся должны уметь:
— выделять существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека;
— объяснять роль витаминов в организме человека;
— приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений развития авитаминозов.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— классифицировать витамины.
Раздел 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (4 часа +1 з/у)
Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах. Рецепторы кожи. Участие в теплорегуляции.
Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения.
Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.
Демонстрация
Рельефная таблица «Строение кожи».
Лабораторные и практические работы
Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.
Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
Демонстрация
Модель почки. Рельефная таблица «Органы выделения».
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— наружные покровы тела человека;
— строение и функция кожи;
— органы мочевыделительной системы, их строение и функции;
— заболевания органов выделительной системы и способы их предупреждения.
Учащиеся должны уметь:
— выделять существенные признаки покровов тела, терморегуляции;
— оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
Раздел 11. Нервная система (4 часа+1 з/у)
Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система, нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.
Соматический и вегетативный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы вегетативной нервной системы, их взаимодействие.
Демонстрация
Модель головного мозга человека.
Лабораторные и практические работы
Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга. Рефлексы продолговатого и среднего мозга. Штриховое раздражение кожи — тест, определяющий изменение тонуса симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы при раздражении.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение нервной системы;
— соматический и вегетативный отделы нервной системы.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности;
— объяснять влияние отделов нервной системы на деятельность органов;
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
Раздел 12. Анализаторы (4часа)
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса и их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
Демонстрация
Модели глаза и уха. Опыты, выявляющие функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек.
Лабораторные и практические работы
Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением; а также зрительные, слуховые, тактильные иллюзии; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— анализаторы и органы чувств, их значение.
Учащиеся должны уметь:
— выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должна уметь:
— устанавливать причинно-следственные связи между строением анализатора и выполняемой им функцией;
— проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
Раздел 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика
(5часов)
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.
Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.
Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.
Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.
Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, его виды и основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.
Демонстрация
Безусловные и условные рефлексы человека (по методу речевого подкрепления). Двойственные изображения. Иллюзии установки. Выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.
Лабораторные и практические работы
Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа. Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности;
— особенности высшей нервной деятельности человека.
Учащиеся должны уметь:
— выделять существенные особенности поведения и психики человека;
— объяснять роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека;
— характеризовать особенности высшей нервной деятельности человека и роль речи в развитии человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— классифицировать типы и виды памяти.
Раздел 14. Железы внутренней секреции (эндокринная система)
(2 часа)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
Демонстрация
Модель черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза. Модель гортани с щитовидной железой. Модель почек с надпочечниками.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— железы внешней, внутренней и смешанной секреции;
— взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.
Учащиеся должны уметь:
— выделять существенные признаки строения и функционирования органов эндокринной системы;
— устанавливать единство нервной и гуморальной регуляции.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— классифицировать железы в организме человека;
— устанавливать взаимосвязи при обсуждении взаимодействия нервной и гуморальной регуляции.
Раздел 15. Индивидуальное развитие организма (3часа)
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля—Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.
Наследственные и врожденные заболевания. Заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др.; их профилактика.
Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.
Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни,
межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
Демонстрация
Тесты, определяющие тип темперамента.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— жизненные циклы организмов;
— мужскую и женскую половые системы;
— наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем, а также меры их профилактики.
Учащиеся должны уметь:
— выделять существенные признаки органов размножения человека;
— объяснять вредное влияния никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода;
— приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики инфекций, передающихся половым путем, ВИЧ-инфекции, медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— приводить доказательства (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека.
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— следить за соблюдением правил поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать ценность здорового и безопасного образа жизни;
— признавать ценность жизни во всех её проявлениях и необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— осознавать значение семьи в жизни человека и общества;
— принимать ценности семейной жизни;
— уважительно и заботливо относиться к членам своей семьи;
— понимать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
— проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— формировать эмоционально-положительное отношение сверстников к себе через глубокое знание зоологической науки;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Повторение курса «Анатомия»- (3 часа)
Учебно-тематический план 8 класс
№п/п |
Наименование разделов и тем
|
Всего часов |
В том числе на:
| |
Лабораторно-практические работы | Контрольные работы | |||
1
| Раздел 1 Введение. Науки, изучающие организм человека
|
2
|
0
|
|
2
| Раздел 2 Происхождение человека | 3 | 0 |
|
3 |
Раздел 3 Строение организма |
5 |
1/0 |
1
|
4
|
Раздел 4 Опорно-двигательная система |
8
|
3/1 |
1
|
5
|
Раздел 5 Внутренняя среда организма |
3
|
0 |
|
6 |
Раздел 6 Кровеносная и лимфатическая системы |
6 |
5/0 |
|
7 | Раздел 7 Дыхание | 5 | 3/0 | 1 |
8 | Раздел 8 Пищеварение | 5 | 1/0 |
|
9 | Раздел 9 Обмен веществ | 3 | 1/0 |
|
10 | Раздел 10 Покровные органы. Терморегуляция. Выделение |
5 |
0/1 |
1 |
11 | Раздел 11 Нервная система | 5 | 1/0 | 1 |
12 | Раздел 12 Анализаторы | 4 | 5/0 |
|
13 | Раздел 13 Высшая нервная деятельность |
5 |
1/0 |
|
14 | Раздел 14 Эндокринная система | 2 | 0 |
|
15 | Раздел 15 Индивидуальное развитие организма |
3 | 0 |
|
16 | Повторение по курсу: «Анатомия человека» | 3 | 0 |
|
17 | Школьная олимпиада | 1 | 0 |
|
| Итого | 68 | 21/2 | 5 |
Календарно-тематическое планирование уроков Биологии в 8 классе
Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология: Учебник для 8 класса – М.: «Дрофа», 2017
№ п/п
| Темы разделов и уроков
1четверть | Коли-чество часов
| Дата по пла-ну | Дата фак-ти-чески
| Вид контроля
| Планируемые результаты
| ||
Предметные
| Метапредметные
| Личностные
| ||||||
1 | Введение. Науки, изучающие организм человека | 2 |
|
|
|
|
|
|
1.1. (1) | Науки о человеке. Здоровье и его охрана. | 1 |
|
| Заполнение и проверка таблицы | Формирование представлений о значении биологических наук в жизни человека | УУД: Личностные: формирование учебно-познавательной мотивации и интереса к знанию; формирование чувства гордости за российскую биологическую науку
| Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира |
1.2. (2) | Становление наук о человеке. | 1 |
|
| Биологический диктант | Вклад учёных в развитие биологии
| Формирование учебно-познавательной мотивации и интереса к знанию; формирование чувства гордости за российскую биологическую науку -самостоятельно анализирует текст | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира |
2 | Происхождение человека | 3 |
|
|
|
|
|
|
2.1. (3)
| Систематическое положение человека | 1 |
|
| Индивидуальный и фронтальный опрос. | Определять принадлежность человека к определенной систематической группе
| Формирование любознательности, научного мировоззрения | Формирование оперативной памяти, формирование учебно-познавательной мотивации и интереса к знанию |
2.2. (4) | Историческое прошлое людей. | 1 |
|
| Индивидуальный и фронтальный опрос. | Основные этапы эволюции человека; влияние биологических и социальных факторов на нее | Формирование любознательности, научного мировоззрения | Формирование оперативной памяти, формирование учебно-познавательной мотивации и интереса к знанию |
2.3. (5) | Расы человека. Среда обитания. | 1 |
|
| Индивидуальный и фронтальный опрос | Понятие «человек разумный как единый биологический вид»; единство происхождения всех рас и их равноценность; сущность понятий «раса», «народность», «нация», «народ».
| Формирование интереса к изучению раздела о человеке, любознательность; давать определения понятиям; устанавливать причинно-следственные связи
| Развивать навыки культуры |
3 | Строение организма | 4 ч + 1 з/у |
|
|
|
|
|
|
3.1. (6) | Общий обзор организма человека | 1 |
|
| Индивидуальный и фронтальный опрос. | Понятие об уровнях организации организма человека, структуре тела, органах, системах органов живого организма | Формировать научное мировоззрение, любознательность, воспитывать аккуратность, трудолюбие | Формирование оперативной памяти, формирование учебно-познавательной мотивации и интереса к знанию |
3.2. (7) | Клеточное строение организма | 1 |
|
| Контрольный срез по системам органов | Единство органического мира; строение и функции клеточного организма; химический состав клеток; понятие обмен веществ, ферменты, возбудимость, клеточный гомеостаз | Умения работать с учебником, анализировать, сравнивать | Развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование учебно-познавательной мотивации и интереса к знанию |
3.3. (8) | Ткани. Лабораторная работа № 1 «Ткани организма человека» | 1 |
|
| Проверка выполнения и оформления ЛР | Понятие «ткань» и «орган», «тканевая жидкость», «межклеточное вещество»; основные типы тканей и их локализация в организме, распознавание тканей и органов | Умение работать в группе с лабораторным оборудованием, применять знания к выполнению заданий | Навыки безопасного и целесообразного поведения при работе с лабораторным оборудованием; развивать навыки культуры труда, точность движений, развивать трудолюбие |
3.4 (9) | Рефлекторная регуляция. | 1 |
|
| Индивидуальный опрос | Строение нейрона и нейроглии; природа нервных импульсов и функции синапсов; нервные цепи, их возбуждение и торможение; принципы рефлекторной регуляции, причины возбуждения и торможения нейронов | Преобразовывать информацию из одного вида в другой; выдвигать аргументы | Формирование оперативной памяти, формирование учебно-познавательной мотивации и интереса к знанию |
3.5. (10) | Зачётный урок по темам разделов № № I, II,III.
| 1 |
|
| Тест, смысловое чтение | Выявить уровень усвоения ЗУН по темам разделов № № I, II, III | Умение применять знания и навыки полученные на уроках для решения различных задач | Развитие навыков самоконтроля, активности, организации планирования |
(11) | Школьная олимпиада.
| 1 |
|
| Решение олимпиадных задач | Выявить уровень усвоения ЗУН по темам биологии изученных ранее | Умение применять знания и навыки полученные на уроках для решения различных задач | Развитие навыков самоконтроля, активности, организации планирования |
4 | Опорно-двигательная система | 7 ч+1 з/у |
|
|
|
|
|
|
4.1. (12) | Значение опорно-двигательной системы, её состав строение костей. Лабораторная работа № 2 «Микроскопическое строение кости» | 1 |
|
| Проверка выполнения и оформления ЛР | Показать значение скелета и мышц, опорную, защитную и двигательную функцию, химический состав, макро- и микростроение костей
| Умение работать в группе с лабораторным оборудованием, применять знания к выполнению заданий, умение анализировать, сравнивать | Навыки безопасного и целесообразного поведения при работе с лабораторным оборудованием; развивать навыки культуры труда, точность движений, развивать трудолюбие |
4.2. (13)
| Скелет человека. Осевой скелет. | 1 |
|
| Индивидуальный опрос | Строение и функции частей скелета, сравнение со скелетом млекопитающих, особенности строения скелета человека, связанные с прямохождением, трудовой деятельностью | Умение работать с учебником, моделью; анализировать, сравнивать, строить логическое рассуждение; преобразовывать информацию из одного вида в другой | Развитие навыков самоконтроля, активности, организации, планирования |
4.3. (14) | Добавочный скелет: скелет поясов и свободных конечностей. Соединение костей. | 1 |
|
| Тест по строению человека | Типы соединения костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные | Умение применять знание и навыки полученные на уроках для решения различных задач | Формировать оперативную память, развивать настойчивость |
4.4. (15) | Строение мышц. Практическая работа № 1 «Мышцы человеческого тела»
| 1 |
|
| Проверка выполнения и оформления ПР | Знать характеристику основных групп мышц | Умение работать с учебником, решать проблемные вопросы, конструировать ответы | Формировать оперативную память, развивать настойчивость |
4.5. (16) | Работа скелетных мышц и их регуляция. Лабораторная работа № 3 «Утомление при статистической работе»
2 четверть | 1 |
|
| Проверка выполнения и оформления ЛР | Понятие о двигательной единице, о механизмах регулирующих силу мышечного сокращения, об изменении мышц при тренировках, об особенностях мышц антагонистов | Умение работать в группе с лабораторным оборудованием, применять знания к выполнению заданий, умение анализировать, сравнивать | Навыки безопасного и целесообразного поведения при работе с лабораторным оборудованием; развивать навыки культуры труда, точность движений, развивать трудолюбие |
4.6. (17) | Осанка. Предупреждение плоскостопия. Лабораторная работа № 4 «Выявление нарушений осанки» | 1 |
|
| Проверка выполнения и оформления ЛР | Методы самоконтроля и коррекции осанки | Умение работать в группе с лабораторным оборудованием, применять знания к выполнению заданий, умение анализировать, сравнивать | Навыки безопасного и целесообразного поведения при работе с лабораторным оборудованием; развивать навыки культуры труда, точность движений, развивать трудолюбие |
4.7. (18) | Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
| 1 |
|
| Фронтальная беседа, заполнение и проверка таблицы | Виды травм костно-мышечной системы; Меры оказания первой медицинской помощи
| Выдвигать версии решения проблемы; осознавать конечный результат; строить логическое рассуждение | Умение оказывать первую медицинскую помощь |
4.8. (19) | Зачётный урок по теме № 4 Опорно-двигательная система.
| 1 |
|
| Тест, смысловое чтение | Выявить уровень усвоения ЗУН по теме раздела № IV | Умение применять знание и навыки полученные на уроках для решения различных задач | Развитие навыков самоконтроля, активности, организации планирования |
5 | Внутренняя среда организма | 3 |
|
|
|
|
|
|
5.1. (20) | Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма | 1 |
|
| Фронтальная беседа | Понимать смысл биологических терминов: «гомеостаз», «фагоцитоз», «антиген», «антитела»; функции плазмы и форменных элементов крови; механизм свёртывания крови | Умение работать с учебником, решать проблемные вопросы, конструировать ответы | Формировать оперативную память, способности выделять главное, систематизировать |
5.2. (21) | Борьба организма с инфекцией. Иммунитет | 1 |
|
| Сообщения, фронтальная беседа | Роль барьеров, защищающих организм человека; роль экологической защиты от патологических микроорганизмов; Формирование понятие об иммунитете, значение клеточного и гуморального иммунитета | Умение работать с учебником, решать проблемные вопросы, конструировать ответы | Развивать навыки культуры труда, точность движений, оперативное мышление |
5.3. (22) | Иммунология на службе здоровья | 1 |
|
| Сообщения, составление схемы | Познакомить с наукой иммунологией, историей открытия вакцинации, определить роль вакцин в профилактике болезней, дать классификацию иммунитета | Воспитывать нравственное и эстетическое отношение к живым объектам, аккуратность, любознательность | Формировать оперативную память, способности выделять главное, систематизировать |
6 | Кровеносная и лимфатическая системы | 6 |
|
|
|
|
|
|
6.1. (23) | Транспортные системы организма | 1 |
|
| Фронтальный опрос
| Органы кровеносной и лимфатической системы: их строение, расположение, значение | Умение работать с учебником, решать проблемные вопросы, конструировать ответы | Формировать оперативную память, развивать настойчивость |
6.2. (24) | Строение сердца. Работа сердца.
| 1 |
|
| Фронтальный опрос, работа по карточкам
| Изучить связь строения сердца и его функций; понятие о сердечном цикле, симпатическая и парасимпатической системы; автоматизме сердечной деятельности; показать связь местной и центральной регуляции, нервной и гуморальной регуляции .
| Умение работать с учебником, решать проблемные вопросы, конструировать ответы
| Формировать оперативную память, способности выделять главное, систематизировать
|
6.3. (25) | Круги кровообращения. Лабораторная работа № 5 «Изменение в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение» Лабораторная работа № 6 «Функция венозных клапанов»
| 1 |
|
| Проверка выполнения и оформления ЛР | Общий план строения сердца и движение крови по большому и малым кругам кровообращения | Умение работать в группе с лабораторным оборудованием, применять знания к выполнению заданий, умение анализировать, сравнивать
| Навыки безопасного и целесообразного поведения при работе с лабораторным оборудованием; развивать навыки культуры труда, точность движений, развивать трудолюбие |
6.4. (26) | Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Лабораторная работа № 7 «Изменение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа». Лабораторная работа № 8 «Опыт, доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок артерий, а не с толчками, возникающими при движении крови» | 1 |
|
| Проверка выполнения и оформления ЛР | Выяснить причины движения крови, изменение скорости крови в сосудах; разъяснить принципы измерения артериального давления, дать понятие о гипертонии, зависимости кровоснабжения от интенсивности работы органов, механизме регуляции кровоснабжения | Умение работать в группе с лабораторным оборудованием, применять знания к выполнению заданий, умение анализировать, сравнивать | Навыки безопасного и целесообразного поведения при работе с лабораторным оборудованием; развивать навыки культуры труда, точность движений, развивать трудолюбие |
6.5. (27) | Гигиена сердечно –сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов. Лабораторная работа № 9 «Реакция сердечно –сосудистой системы на дозированную нагрузку | 1 |
|
| Проверка выполнения и оформления ЛР | Раскрыть физиологические основы укрепления сердца и сосудов, познакомить с последствиями гиподинамии, с влиянием курения и спиртных напитков на сердце и сосуды, с сердечными заболеваниями и их профилактикой | Умение работать в группе с лабораторным оборудованием, применять знания к выполнению заданий, умение анализировать, сравнивать | Навыки безопасного и целесообразного поведения при работе с лабораторным оборудованием; развивать навыки культуры труда, точность движений, развивать трудолюбие |
6.6. (28) | Первая помощь при кровотечениях | 1 |
|
| Фронтальный опрос, заполнение и проверка таблицы | Знать типы кровотечений и способы их остановки, уменьшение болевых ощущений, предохранение от возможных инфекций; знать правила наложения жгута и простых повязок, уметь их применять | Выдвигать версии решения проблемы; осознавать конечный результат; строить логическое рассуждение | Умение оказывать первую медицинскую помощь |
7
| Дыхание | 4 ч+ 1 з/у |
|
|
|
|
|
|
7.1. (29) | Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразова ние. Заболевания дыхательных путей | 1 |
|
| Фронтальный опрос, заполнение и проверка таблицы | Значение биологического окисления; роль органов дыхания для поддержания в альвеолах лёгких постоянства газового состава; связь дыхательной и кровеносной системы; строение и функции дыхательных путей; голосообразование и артикуляция звуков речи | Воспитывать чувство взаимопомощи, любознательности, научного мировоззрения
| Навыки обобщать, анализировать, систематизировать |
7.2. (30) | Лёгкие. Газообмен в лёгких и других тканях. | 1 |
|
| Фронтальная беседа | Связь кровеносной и дыхательной систем; роль большого и малого кругов кровообращения в газообмене | Умение работать с учебником, решать проблемные вопросы, конструировать ответы | Формировать оперативную память, способности выделять главное, систематизировать |
7.3. (31) | Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Лабораторная работа № 10 «Определение запылённости атмосферы в зимнее время» | 1 |
|
| Проверка выполнения и оформления ЛР | Знать механизм вдоха и выдоха; определять роль гуморального и нервного факторов в регуляции дыхательных движений; вред курения; выявлять источники загрязнения воздуха | Умение работать в группе с лабораторным оборудованием, применять знания к выполнению заданий, умение анализировать, сравнивать | Навыки безопасного и целесообразного поведения при работе с лабораторным оборудованием; развивать навыки культуры труда, точность движений, развивать трудолюбие |
7.4. (32) | Функциональные возможности дыхательной системы, как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь. Приёмы реанимации. Лабораторная работа № 11 «Использование респиратора» Лабораторная работа № 12 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха» 3 четверть | 1 |
|
| Проверка выполнения и оформления ЛР | Знать простейшие приёмы самообследования дыхательной системы; измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха; измерение жизненной ёмкости лёгких и выносливости дыхательных мышц; значение флюорографии, понятия о клинической и биологической смерти | Умение работать в группе с лабораторным оборудованием, применять знания к выполнению заданий, умение анализировать, сравнивать | Навыки безопасного и целесообразного поведения при работе с лабораторным оборудованием; развивать навыки культуры труда, точность движений, развивать трудолюбие |
7.5. (33) | Зачётный урок по темам №№5,6,7 | 1 |
|
| Тест, смысловое чтение | Выявить уровень усвоения ЗУН по темам № № 5,6,7 | Умение применять знание и навыки полученные на уроках для решения различных задач | Развитие навыков самоконтроля, активности, организации планирования |
8 | Пищеварение | 5 |
|
|
|
|
|
|
8.1. (34) | Питание и пищеварение. Пищеварение в ротовой полости. | 1
|
|
| Фронтальная беседа
| Знать значение пищеварения; пластическую и энергетическую функцию пищи; иметь представление об органах пищеварения . Знать значение вкусовых рецепторов; строение ротовой полости, о зубах разного типа и их внутреннем строении, правила гигиены ротовой полости | Умение работать с учебником, решать проблемные вопросы, конструировать ответы
| Формировать оперативную память, способности выделять главное, систематизировать
|
| ||||||||
8.2. (35) | Пищеварение в желудке и двенадцати перстной кишке. Действие ферментов. .Лабораторная работа №13 «Действие слюны на крахмал». | 1 |
|
| Проверка выполнения и оформления ЛР | Знать основные свойства ферментов, их роль в расщеплении пищи в ротовой полости, желудке | Умение работать в группе с лабораторным оборудованием, применять знания к выполнению заданий, умение анализировать, сравнивать | Навыки безопасного и целесообразного поведения при работе с лабораторным оборудованием; развивать навыки культуры труда, точность движений, развивать трудолюбие |
8.3. (36) | Всасывание. Барьерная роль печени. Функции толстого кишеч-ника. | 1 |
|
| Фронтальная беседа | Знать функции тонкого и толстого кишечника, строение ворсинок и механизм всасывания; барьерную роль печени и роль аппендикса
| Умение работать с учебником, решать проблемные вопросы, конструировать ответы | Формировать оперативную память, способности выделять главное, систематизировать |
8.4. (37) | Регуляция пищеварения | 1 |
|
| Фронтальная беседа, сообщения | Знать новые возможности разработанного Павловым фистульного метода – исследование желудочно-кишечного тракта; историю развития условного и безусловного рефлекса | Умение работать с учебником, решать проблемные вопросы, конструировать ответы | Навыки культуры труда, точность движений, оперативное мышление |
8.5. (38) | Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций | 1 |
|
| Сообщения | Знать правила потребления пищевых продуктов, их физиологическую значимость, обосновать правила гигиены питания | Воспитывать нравственное и эстетическое отношение к живым объектам, аккуратность, любознательность | Навыки культуры труда, пополнять словарный запас |
9 | Обмен веществ и энергии | 3 |
|
|
|
|
|
|
9.1. (39) | Обмен веществ и энергии –основное свойство всех живых существ. | 1 |
|
| Фронтальная беседа | Знать понятия: обмен веществ, энергетический и пластический обмен; стадии обмена; превращение в организме белков, жиров, углеводов | Умение работать с учебником, решать проблемные вопросы, конструировать ответы | Развивать навыки обобщать, анализировать, систематизировать |
9.2. (40) | Витамины | 1 |
|
| Фронтальная беседа, сообщения | Знать значение витаминов; понятия об авитаминозах, гипо- и гипервитаминозах | Умение применять знание и навыки полученные на уроках для решения различных задач | Развитие навыков самоконтроля, активности, организации планирования |
9.3. (41) | Энерготраты человека и пищевой рацион. Лабораторная работа № 14 «Установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем энергитичес кого обмена»
| 1 |
|
| Проверка выполнения и оформления ЛР | Сведения об основном и общем обмене, энергетической ёмкости питательных веществ, энергетическом балансе, роли питания в поддержании здоровья | Умение работать в группе с лабораторным оборудованием, применять знания к выполнению заданий, умение анализировать, сравнивать | Развитие навыков безопасного и целесообразного поведения при работе с лабораторным оборудованием; развивать навыки культуры труда, точность движений, развивать трудолюбие |
10 | Покровные органы. Терморегуляция. Выделение | 4 ч + 1з/у |
|
|
|
|
|
|
10.1. (42) | Покровы тела. Строение и функции кожи. Практическая работа № 2 «Строение кожи кисти руки»
| 1 |
|
| Проверка выполнения и оформления ПР | Знать строение и функции кожи, волос, ногтей
| Умение работать с учебником, решать проблемные вопросы, конструировать ответы | Формировать оперативную память, способности выделять главное, систематизировать |
10.2. (43) | Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи | 1 |
|
| Фронтальная беседа | Знать анатомо-физиологические сведения, лежащие в основе гигиены кожи; использование одежды и обуви, моющих средств; болезни кожи и меры их профилактики | Умение применять знание и навыки полученные на уроках для решения различных задач | Формировать оперативную память, способности выделять главное, систематизировать |
10.3. | Терморегуляция организма. Закаливание | 1 |
|
| Выполнение заданий по группам | Знать механизмы терморегуляции; значение рецепторов холода и тепла в поддержании постоянной температуры тела; причины теплового и солнечного удара, меры профилактики и первой помощи при их наступлении | Умение работать с учебником, решать проблемные вопросы, конструировать ответы | Развитие навыков самоконтроля, активности, организации планирования |
10.4. (45) | Выделение | 1 |
|
| Индивидуальный опрос | Знать значение органов выделения в поддержании постоянства внутренней среды; механизме мочеобразования на микро и макро уровне, работу нефронов | Умение применять знание и навыки полученные на уроках для решения различных задач | Навыки обобщать, анализировать, систематизировать |
10.5 (46) | Зачётный урок по темам №№ 8, 9,10 | 1 |
|
| Проверка ЗУН | Выявить уровень усвоения ЗУН по темам № № 8, 9, 10 | Умение применять знание и навыки полученные на уроках для решения различных задач | Развитие навыков самоконтроля, активности, организации планирования |
11 | Нервная система | 4 ч + 1з/у |
|
|
|
|
|
|
11.1. (47)
| Значение нервной системы Строение нервной системы. Спинной мозг | 1
|
|
| Фронтальная беседа Индивидуальный контроль | Знать строение и функции нервной системы; понятия: нервная ткань, нейрон, рефлекс, рефлекторная дуга; безусловные и условные рефлексы, их значением в жизни человека Знать строение и функции центральной и периферической нервной системы; распределение серого и белого вещества спинного и головного мозга
|
| Формировать оперативную память, способности выделять главное, систематизировать Развивать навыки обобщать, анализировать, систематизировать |
| ||||||||
11.2. (48) | Строение головного мозга. Продолговатый мозг, мост, мозжечёк, средний мозг. Лабораторная работа № 15. «Пальценосо аяя проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка» | 1 |
|
| Проверка выполнения и оформления ЛР | Знать строение и функции головного мозга, сходства и различия со спинным мозгом; строение и функции моста, среднего мозга и мозжечка | Умение работать в группе с лабораторным оборудованием, применять знания к выполнению заданий, умение анализировать, сравнивать | Развитие навыков безопасного и целесообразного поведения при работе с лабораторным оборудованием; развивать навыки культуры труда, точность движений, развивать трудолюбие |
11.3. (49) | Передний мозг: промежуточный мозг и большие полушария. | 1 |
|
| Индивидуальный контроль | Знать строение и функции промежуточного мозга и к.б.п. головного мозга; значение асимметрии левого и правого полушарий; возможности новой и старой коры | Выдвигать версии решения проблемы; осознавать конечный результат; строить логическое рассуждение | Развивать навыки обобщать, анализировать, систематизировать |
11.4. (50) | Соматический и вегетативный отделы нервной системы | 1 |
|
| Индивидуальный контроль | Знать понятие о соматическом и автономном отделе нервной системы; симпатическом и парасимпатическом подотделах автономного отдела, их взаимосвязи | Выдвигать версии решения проблемы; осознавать конечный результат; строить логическое рассуждение | Развивать навыки обобщать, анализировать, систематизировать |
11.5. (51) | Зачетный урок по теме № 11
4 четверть | 1 |
|
| Проверка ЗУН | Выявить уровень усвоения ЗУН по теме № 11 | Умение применять знание и навыки, полученные на уроках для решения различных задач | Развитие навыков самоконтроля, активности, организации планирования |
12 | Анализаторы. Органы чувств | 4 |
|
|
|
|
|
|
12.1. (52) | Анализаторы Зрительный анализ Лабораторная работа № 16 «Изменение величины зрачков при разном освещении» Лабораторная работа № 17 «Функции хрусталика при рассматривании далёких и близких предметов. Лабораторная работа № 18 «Функции палочек и колбочек, особенности центрального и периферического зрения» Лабораторная работа № 19 «Поиск слепого пятна» Лабораторная работа № 20 «иллюзия, связанная с бинокулярным зрением» | 1
|
|
| Фронтальная беседа Проверка выполнения и оформления ЛР | Знать различия между понятиями «анализатор» и орган чувств; механизм обработки информации корой больший полушарий; природу иллюзий Знать строение и функции глаза; механизм проектирования изображения на сетчатке глаза и его регуляцию; роль колбочек и палочек; представление о бинокулярном зрении
| Выдвигать версии решения проблемы; осознавать конечный результат; строить логическое рассуждение Умение работать в группе с лабораторным оборудованием, применять знания к выполнению заданий, умение анализировать, сравнивать | Развивать навыки обобщать, анализировать, систематизировать Развитие навыков безопасного и целесообразного поведения при работе с лабораторным оборудованием; развивать навыки культуры труда, точность движений, развивать трудолюбие |
12.2 (53) | Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней | 1 |
|
| Фронтальная беседа | Знать причину глазных инфекций и их предупреждение; травмы глаза, их профилактику и первую помощь; причины дальнозоркости, близорукости и косоглазия; роль гигиены зрения | Умение применять знание и навыки полученные на уроках для решения различных задач | Формировать оперативную память, способности выделять главное, систематизировать |
12.3. (54) | Слуховой анализатор | 1 |
|
| Фронтальная беседа | Знать строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха, преобразование слуховой энергии в механическую; гигиену слуха | Выдвигать версии решения проблемы; осознавать конечный результат; строить логическое рассуждение | Развитие навыков самоконтроля, активности, организации планирования |
12.4. (55) | Органы равновесия, мышечное и кожное чувство, обонятельный и вкусовой анализаторы. | 1 |
|
| Индивидуальный опрос, фронтальная беседа | Знать механизмы работы вестибулярного, кожно-мышечного, обонятельного и вкусового анализаторов, их взаимодействие и взаимный контроль | Выдвигать версии решения проблемы; осознавать конечный результат; строить логическое рассуждение | Развитие навыков самоконтроля, активности, организации планирования |
13 | Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика | 5 |
|
|
|
|
|
|
13.1. (56) | Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности
| 1 |
|
| Индивидуальный опрос | Роль Сеченова, Павлова, Ухтомского в развитии учения о ВНД; природа внешнего и внутреннего торможения, доминанты | Формирование учебно-познавательной мотивации и интереса к знанию; формирование чувства гордости за российскую биологическую науку | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира |
13.2. (57) | Врождённые и приобретённые программы поведения | 1 |
|
| Фронтальная беседа | Знать филогенетическую обусловленность врожденных форм поведения, направленных на сохранение вида в целом и приобретённые формы индивидуального поведения | Умение работать с учебником, решать проблемные вопросы, конструировать ответы | Формировать оперативную память, способности выделять главное, систематизировать |
13.3. (58) | Сон и сновидения | 1 |
|
| Индивидуальный опрос, фронтальная беседа | Знать о биоритмах на примере суточных ритмов; природу сна и сновидений; фазы сна | Умения работать с учебником, анализировать, сравнивать | Формировать оперативную память, способности выделять главное, систематизировать |
13.4. (59)
13.5 (60) | Особенности в н д человека. Речь и сознание. Познавательные процессы.
|
|
|
| Фронтальная беседа Проверка выполнения и оформления ЛР | Понятие о базовых и вторичных потребностях; роль речи как средство общения, в развитии высших психических функций, в трудовой деятельности, в формировании основных познавательных процессов. | Умение работать в группе с лабораторным оборудованием, применять знания к выполнению заданий, умение анализировать, сравнивать | Развитие навыков безопасного и целесообразного поведения при работе с лабораторным оборудованием; развивать навыки культуры труда, точность движений, развивать трудолюбие |
Воля, эмоции, внимание. Лабораторная работа № 21 «Изменение числа колебаний образа усечённой пирамиды в различных условиях» | 1
|
|
|
| Определять волевые процессы, анализировать волевой акт, причины негативизма и внушаемости; значение эмоций; физиологические основы произвольного и непроизвольного внимания. |
|
| |
14 | Эндокринная система | 2 |
|
|
|
|
|
|
14.1. (61) | Роль эндокринной регуляции.
Функции желез внутренней секреции | 1
1 |
|
| Фронтальная беседа
| Железы внутренней, внешней и смешанной секреции; свойства гормонов, их отличие от других биологически активных веществ; связь нервной и эндокринной регуляции Знать конкретные функции гипофиза, щитовидной железы, половых желёз, надпочечников и поджелудочной железы; нарушения, связанные с гипо- и гиперфункцией этих желёз | Умение работать с учебником, решать проблемные вопросы, конструировать ответы. | Развивать навыки обобщать, анализировать, систематизировать Развивать навыки обобщать, анализировать, систематизировать |
14.2. (62) | ||||||||
15 | Индивидуальное развитие организма |
3 |
|
|
|
|
|
|
15.1 (63) | Размножение. Половая система. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды | 1 |
|
| Фронтальная беседа | Знать о жизненных циклах, преимуществах полового размножения перед бесполым в адаптации к среде обитания; мужской и женской половой системе; развитием зародыша Биогенетический закон Геккеля-Мюллера, причины | Умение работать с учебником; анализировать, сравнивать, классифицировать.
| Развитие навыков самоконтроля, активности, организации планирования Развивать навыки обобщать, анализировать, систематизировать |
|
|
|
|
|
| отклонений от него; закономерности органогенеза; значение эмбриональных приспособлений к внутриутробной жизни, плодных оболочек, плодной жидкости, плаценты; режим беременности и роды
|
|
|
15.2. (64) | Наследственные и врождённые заболевания и заболевания, передаваемые половым путём | 1 |
|
| Фронтальный опрос | Знать различия между наследственными и врожденными болезнями; пути прогнозирования первых и профилактике вторых; профилактику и симптоматику болезней, передающихся половым путём | Воспитывать нравственное и эстетическое отношение к живым объектам, аккуратность, любознательность | Развивать навыки обобщать, анализировать, систематизировать |
15.3. (65) | Развитие ребёнка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности. | 1 |
|
| Индивидуальный опрос | Знать физиологические основы гигиены новорождённых и грудных детей; правила ухода за ними; правила гигиены; психологические особенности человека | Умение применять знание и навыки полученные на уроках для решения различных задач | Развивать навыки обобщать, анализировать, систематизировать |
16
16.1 (66)
16.2 (67)
16.3 (68)
| Повторение по курсу: «Анатомия человека» Повторение темы: «Опорно-двигательная система» , «Пищеварение» Повторение темы: «Кровь, кровообращение» «Дыхание»
Повторение темы: «Нервная система» «Анализаторы»
| 5
1
1
1
1
|
|
| Фронтальная беседа | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни человека | Умение применять знание и навыки полученные на уроках для решения различных задач | Развивать навыки обобщать, анализировать, систематизировать |
| Итого | 68 |
|
|
|
|
|
|
|