СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Развитие речи и окружающий мир»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Развитие речи и окружающий мир» составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушением зрения с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии (с учетом варианта 3.4.)) в 1-9 классах.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Развитие речи и окружающий мир»»

Развитие речи и окружающий мир



Основа АОП:

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Развитие речи и окружающий мир» составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушением зрения с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии (с учетом варианта 3.4.)) в 1-9 классах.

Учебный план является нормативным документом, определяющим структуру и содержание образования детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Он регулирует обязательную минимальную и дополнительную нагрузку в рамках максимально допустимого недельного количества часов при индивидуальном обучении и обучении в малых группах.

Данная адаптированная образовательная программа ориентирована на содержание адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями зрения, рассчитана на 34 индивидуальных занятия (1 час в неделю).


Общая характеристика учебного предмета:

Важным аспектом обучения детей с умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Занятий по окружающему природному миру формируют у обучающихся представления о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

Целью обучения по предмету «Развитие речи и окружающий мир» является формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Основные задачи: проявление интереса к окружающему миру, в том числе к предметам и объектам живой и неживой природы; овладение опытом действий с предметами, объектами живой и неживой природы; сформированность представлений об объектах живой и неживой природы; накопление опыта обследования предметов и объектов с помощью сохранных анализаторов; представления о течении времени; представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них; представление о стране проживания Россия; представление о городе проживания – Санкт-Петербург; представление о собственном теле.

Темы уроков по предмету «Развитие речи и окружающий мир» находят свое логическое продолжение в содержании уроков по предметам «Русский язык», «Ручной труд», «Тифлографика», «Устная речь», а также в логопедической и психокоррекционной работе.


Изучение предмета «Развитие речи и окружающий мир» направлено на достижение следующих задач в 2019-2020 учебном году:

  • формировать элементарные представления об объектах живой природы;

  • формировать элементарные представления об объектах и явлениях неживой природы;

  • формировать элементарные представления о растительном мире;

  • формировать элементарные представления о животном мире;

  • формировать элементарные представления о времени на примере смены сезонов;

  • воспитывать бережное отношение к природе;

  • формировать элементарные представления о себе, как ребенке и девочке;

  • формировать элементарные представления о родственных отношениях в семье;

  • формировать элементарные представления о праздниках;

  • формировать элементарные представления о стране и городе проживания.


ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ


на 2019\20 учебный год



1 четверть – 8 занятий


N по порядку

Тема, подтема

Коли-чество часов

Тип занятия

Виды деятельности учащегося


1

Человек. Представление о строении человека. Я-ребенок.

1

Обобщающий

Работа с пиктограммами частей тела человека. Называние и показ частей тела человека. Чтение сказки о назначении частей тела.

2

Человек. Представления о себе. Части тела: голова, туловище, руки, ноги.

1

Комбинированный

Показывание на себе частей тела: голова, спина, живот, руки, ноги. Работа с пиктограммами частей тела. Ученик с помощью учителя показывает на кукле части тела: голова, живот, спина, руки, ноги. Сопоставление пиктограммам частей тела с соответствующей частью тела на человеке.

3

Человек. Представление о лице человека. Лицо: глаза, брови, нос, лоб, рот.

1

Комбинированный

Показывание на себе частей лица: глаза, брови, нос, лоб, рот. Работа с пиктограммами частей лица. Ученик с помощью учителя показывает на кукле части лица: глаза, брови, нос, лоб, рот. Сопоставление пиктограммам части лица с соответствующей частью лица на человеке.

4

Семья. Представление о членах семьи, о родственных отношениях в семье. Представление о профессиональной деятельности членов семьи «Мама и папа на работе».

1

Комбинированный

Просматривание видеороликов с записями «посланий» от членов семьи. Просматривание фотографий с изображениями членов семьи. Пробуем ответить на вопросы «Это мама?», «Это папа?» с ориентировкой на звучащий голос и фотографию. Чтение детских стихотворений, отображающих доброе, заботливое отношение членов семьи друг к другу. Знакомство с профессиональной деятельностью родителей. Работа с художественными изображениями профессиональной деятельности родителей.

5

Растительный мир. Дерево.

1

Обобщающий

Обследование руками макета дерева. Строение дерева: ствол, корень, ветки, листья. Ученик с помощью учителя пробует найти различные компоненты дерева. Прослушивание потешек про дерево с выполнением действий.

6

Временные представления. Представление о сезонных явлениях природы: осень.

1

Комбинированный

Понятие осень, листопад. Обследование пальцами рук листьев различных деревьев. Ученик пробует зафиксировать взгляд на природном материале. Аппликация «Осеннее дерево». Слушание мелодии А.Вивальди Времена года. Упражнение «Листопад» - ученик пробует выполнить сам, при необходимости учитель помогает. Прослушивание потешки «Дует ветер нам в лицо» с последующим выполнением действий.

7

Объекты природы. Вода.

1

Обобщающий, комбинированный

Понятие: вода. Ученик пробует различить холодную и горячую воду. Дидактические игры и упражнения с водой. Ученик пробует намочить различные предметы в тазике с водой.

8

Резервный урок

1




II четверть – 8 занятий


N по порядку

Тема, подтема

Коли-чество часов

Тип занятия

Виды деятельности учащегося


1

Животный мир. Представления о домашних животных: кошка, собака.

1

Обобщающий

Обследование игрушки кошки и собаки. Работа с художественным изображением кошки и собаки. Упражнение «Спрячь собаку в ее домик». Дидактическое упражнение «Покажи кошку», «Покажи собаку». Чтение фрагментов сказок про кошку и собаку. Ученик определяет домашних животных по характерным звукам, издаваемым ими, пробует повторить.

2

Животный мир. Представления о диких животных: лиса, волк.

1

Обобщающий

Обследование игрушки лисы и волка. Работа с художественным изображением лисы и волка. Игра «Где живут звери» - учитель рассказывает об особенностях зимовки животных. Упражнение «Спрячь волка в его домик». Дидактическое упражнение «Покажи лису», «Покажи волка». Чтение фрагментов сказок про лису и волка.

3

Животный мир. Представления о диких животных: заяц, медведь

1

Обобщающий

Обследование игрушки зайца и медведя. Работа с художественным изображением зайца и медведя. Игра «Где живут звери» - учитель рассказывает об особенностях зимовки животных. Упражнение «Спрячь медведя в его домик». Дидактическое упражнение «Покажи медведя», «Покажи зайца». Чтение фрагментов сказок про зайца и медведя.

4

Животный мир. Представления о водоплавающих птицах: утка, гусь

1

Обобщающий

Обследование игрушки утки и гуся. Работа с художественным изображением утки и гуся. Дидактическое упражнение «Покажи утку», «Покажи гуся». Чтение фрагментов сказок про утку и гуся. Ученик определяет домашних животных по характерным звукам, издаваемым ими, пробует повторить.

5

Объекты природы. Песок.

1

Изучение нового материала, комбинированный

Понятие: песок. Ученик пробует различить песок сухой и мокрый. Дидактические игры и упражнения с песком. Дидактические игры и упражнения с кинетическим песком.

6

Временные представления. Представление о сезонных явлениях природы: зима.

1

Комбинированный

Понятие зима, снег. Обследование пальцами рук снега, льда. Работа с рельефным и художественным изображением снежинки. Ученик при помощи учителя вырезает снежинку из бумаги. Работа с художественным материалом по зимней тематике.

7

Традиции, обычаи. Представление о празднике: Новый год.

1

Комбинированный

Понятие: праздник, Новый год, ель. Ученик обследует пальцами рук ветку ели, определяет ее по запаху, рассматривает ее. Работа с художественными изображениями символов Нового года: ель, мандарины. Ученик обследует пальцами рук новогодние игрушки, рассматривает их, выделяет среди них игрушки шарообразной формы. Ученик с помощью учителя украшает ветку ели елочными игрушками.

8

Резервный урок.

1





III четверть – 10 занятий


N по порядку

Тема, подтема

Коли-чество часов

Тип занятия

Виды деятельности учащегося


1

Животный мир. Представления о домашних животных: корова, свинья.

1

Обобщающий

Обследование игрушки коровы и свиньи. Работа с художественным изображением коровы и свиньи. Упражнение «Спрячь свинью в ее домик». Дидактическое упражнение «Покажи корову», «Покажи свинью». Чтение фрагментов литературных произведений про корову и свинью. Ученик определяет домашних животных по характерным звукам, издаваемым ими, пробует повторить.

2

Животный мир. Представления о домашних животных: лощадь, коза.

1

Обобщающий

Обследование игрушки лощади и козы. Работа с художественным изображением лощади и козы. Упражнение «Спрячь лошадь в ее домик». Дидактическое упражнение «Покажи козу», «Покажи лошадь». Чтение фрагментов литературных произведений про лошадь и козу. Ученик определяет домашних животных по характерным звукам, издаваемым ими, пробует повторить.

3

Животный мир. Представления о птицах: голубь, воробей.

1

Обобщающий

Работа с художественным изображением голубя и воробья. Упражнение «Посади воробья на ветку». Дидактическое упражнение «Покажи голубя», «Покажи воробья». Чтение фрагментов литературных произведений про голубя и воробья. Ученик пробует определить птиц по характерным звукам, издаваемым ими, пробует повторить.

4

Животный мир. Представления о птицах: ворона, дятел.

1

Обобщающий

Работа с художественным изображением вороны и дятла. Упражнение «Посади ворону на ветку». Дидактическое упражнение «Покажи ворону», «Покажи дятла». Чтение фрагментов литературных произведений про ворону и дятла. Ученик пробует определить птиц по характерным звукам, издаваемым ими, пробует повторить.

5

Растительный мир. Представление о фруктах: яблоко, груша, банан.

1

Обобщающий

Ученик знакомится с рельефным и художественным изображением фруктом. Ученик пробует показать называемый учителем фрукт. Ученик пробует выбрать фрукт по словесному описанию учителя (при необходимости задание выполняется совместно). Ученик пробует выразить отношение к каждому из фруктов: вкусно, не вкусно, кисло, сладко, любит, не любит, отвечая на вопросы учителя «да» или «нет».

6

Растительный мир. Представление о овощах: помидор, огурец, картофель, морковь, капуста.

1

Обобщающий

Ученик знакомится с рельефным и художественным изображением овощей. Ученик пробует показать называемый учителем овощ. Ученик пробует выбрать овощ по словесному описанию учителя (при необходимости задание выполняется совместно). Ученик пробует выразить отношение к каждому из овощей: вкусно, не вкусно, кисло, сладко, любит, не любит, отвечая на вопросы учителя «да» или «нет».

7

Традиции, обычаи. Международный женский день.

1

Комбинированный

Я-девочка. Ученик обследует пальцами рук несколько видов цветов, рассматривает их, сравнивает их по запаху. Ученик совместно с учителем составляет букет из полевых цветов. Творческая работа «Открытка маме». Слушание детских песенок. Чтение стихотворений.

8

Временные представления. Представление о сезонных явлениях природы: весна.

1

Комбинированный

Природа просыпается. Ученик при помощи учителя обследует на веточке почки и молодые зарождающиеся листочки. Аппликация «Весеннее дерево». Игра «Улыбнемся солнышку» - ученик пробует улыбнуться когда учитель говорит про солнце.

9,10

Резервный урок

2





IV четверть – 8 занятий


N по порядку

Тема, подтема

Коли-чество часов

Тип занятия

Виды деятельности учащегося


1

Страна. Моя страна – Россия.

1

Изучение нового материала

Ученик обследует рельефное и художественное изображение карты России, рассматривает ее глазами, знакомится с названиями основных городов. Слушание гимна страны. Понятие: столица. Слушание песен про Москву и Санкт-Петербург.

2

Страна. Природа моей страны.

1

Изучение нового материала, комбинированный

Ученик совместно с учителем создает макет страны с размещением на ней водоемов и лесов. Понятия: водоем, лес.

3

Страна. Представление о странах мира.

1

Изучение нового материала, комбинированный

Ученик обследует рельефное и художественное изображение карты мира, рассматривает ее глазами, знакомится с названиями нескольких стран. Ученик знакомится с климатическими особенностями разных стран, слушает образцы национальных языков нескольких стран.

4

Страна. Мой город - Санкт-Петербург.

1

Комбинированный

«Виртуальная» экскурсия по Санкт-Петербургу (с учетом возможностей здоровья). Ученик с помощью учителя обследует руками макеты основных достопримечательностей города, знакомится с их историей. Слушание звуков, иллюстрирующих экскурсию: выстрел пушки, колокольный звон.

5

Традиции, обычаи. Праздник День Победы.

1

Комбинированный

Понятие: День Победы, память. Слушание военных песен. Чтение фрагментов детских произведений о войне. Творческая работа «Подарок ветерану».

6

Страна. Мой город - Санкт-Петербург.

1

Комбинированный

«Виртуальная» экскурсия по Санкт-Петербургу (с учетом возможностей здоровья). Ученик с помощью учителя обследует руками макеты основных достопримечательностей города, знакомится с их историей. Слушание звуков, иллюстрирующих экскурсию: выстрел пушки, колокольный звон.

7,8

Резервный урок

2




Учитель _____________ Клюева Т.Ю.