Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Ручной труд» составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушением зрения с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии (с учетом варианта 3.4.)) в 1-9 классах.
Просмотр содержимого документа
«Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Ручной труд»»
Ручной труд
Основа АОП:
Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Ручной труд» составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушением зрения с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии (с учетом варианта 3.4.)) в 1-9 классах.
Учебный план является нормативным документом, определяющим структуру и содержание образования детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Он регулирует обязательную минимальную и дополнительную нагрузку в рамках максимально допустимого недельного количества часов при индивидуальном обучении и обучении в малых группах.
Данная адаптированная образовательная программа ориентирована на содержание адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями зрения, рассчитана на 34 индивидуальных занятия (1 час в неделю).
Общая характеристика учебного предмета:
Одним из важнейших направлений работы с ребенком, имеющим умственную отсталость, ТМНР, является развитие трудовых навыков, которое происходит на занятиях по ручному труду.
Целью занятий по предмету «Ручной труд» является подготовка детей и подростков к доступной трудовой деятельности.
Основные задачи: развитие интереса к трудовой деятельности; формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием; освоение опыта использования трудовых умений в практической деятельности и т.д.
Темы уроков по предмету «Ручной труд» находят свое логическое продолжение в содержании уроков по предметам «Математические представления», «Развитие речи и окружающий мир», «Русский язык», «Тифлографика», а также в логопедической и психокоррекционной работе.
Изучение предмета «Ручной труд» направлено на достижение следующих задач в 2019-2020 учебном году:
развивать интерес к трудовой деятельности;
формировать навыки работы с различными материалами (бумага, пластилин, картон,
природные материалы)
формировать мотивацию к трудовой деятельности;
формировать положительное отношение к результатам своей трудовой деятельности;
развивать внимание, коммуникативные навыки, тактильные ощущения.
ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
на 2019\20 учебный год
1 четверть – 8 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
|
1 | Знакомство с различными материалами. Природные материалы: шишки еловые и сосновые. | 1 | Обобщающий, комбинированный | Ученик самостоятельно и с помощью учителя знакомится с природным материалом. Сравнивает ощущения от прикосновения к разным природным материалам. Ученик совместно с учителем делает поделку из природных материалов. |
2 | Составление предметной аппликации. Составление аппликации из готовых деталей по рельефному образцу. | 1 | Комбинированный | Ученик самостоятельно и с помощью учителя обследует рельефное изображение. Ученик с помощью учителя выбирает нужные детали для аппликации, пробует разместить их на листе картона. Ученик с помощью учителя намазывает детали клеем и приклеивает их к листу картона. Ученик с помощью учителя сравнивает получившуюся у него картину с рельефным образцом. |
3 | Приемы работы с бумагой и картоном. Бумага. Свойства бумаги: мнется, рвется, промокает. | 1 | Обобщающий, комбинированный | Понятие: бумага, мять, рвать, намачивать. Ученик обследует пальцами рук бумагу. Ученик пробует с помощью учителя смять лист бумаги в комочек, растянуть его обратно, оторвать кусочек бумаги. Ученик с помощью учителя намачивает сухой лист бумаги и исследует пальцами рук промокший лист бумаги. Аппликация из нарванных кусочков бумаги «Гриб». |
4 | Приемы работы с бумагой и картоном. Разрывание и сминание бумаги. | 1 | Комбинированный | Работа с бумагой. Аппликация из смятых в комочки кусочков бумаги. Прослушивание детских песенок. Чтение сказки |
5 | Приемы работы с бумагой и картоном. Оригами. | 1 | Комбинированный | Ученик самостоятельно и с помощью учителя знакомится с рельефным изображением предмета, со свойствами бумаги, с предметом, выполненным в технике оригами. Ученик с помощью учителя создает предмет в технике оригами. Чтение сказки. Слушание детских песенок. |
6 | Приемы работы с бумагой и картоном. Скручивание бумаги. | 1 | Комбинированный | Ученик с помощью учителя скручивает бумагу. Ученик с помощью учителя из скрученных полосок бумаги создает изображение. Прослушивание детских песенок. Ученик обследует пальцами рук получившееся изображение. |
7 | Приемы работы с бумагой и картоном. Оригами. | 1 | Комбинированный | Ученик самостоятельно и с помощью учителя знакомится с рельефным изображением предмета, со свойствами бумаги, с предметом, выполненным в технике оригами. Ученик с помощью учителя создает предмет в технике оригами. Чтение сказки. Слушание детских песенок. |
8 | Резервный урок. | 1 | | |
II четверть – 8 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
1 | Знакомство с различными материалами. Природные материалы: камни. | 1 | Обобщающий, комбинированный | Ученик самостоятельно и с помощью учителя знакомится с природным материалом. Сравнивает ощущения от прикосновения к разным природным материалам. Ученик совместно с учителем делает поделку из природных материалов. |
2 | Лепка. Приемы деления пластилина на части. | 1 | Изучение нового материала, комбинированный | Понятие: пластилин, отщипывание, откручивание. Работа с пластилином. Ученик с помощью учителя пробует отщипыватьи откручивать кусочки пластилина. Слушание потешек. Пальчиковая гимнастика. |
3 | Лепка. Размазывание пластилина по шаблону. | 1 | Комбинированный | Работа с пластилином. Ученик с помощью учителя размазывает пластилин по шаблону. Ученик с помощью учителя обследует пальцами рук получившийся рисунок, сравнивает его с исходным изображением. Прослушивание детских песенок. |
4 | Лепка. Размазывание пластилина внутри контура. | 1 | Комбинированный | Работа с пластилином. Ученик с помощью учителя размазывает пластилин внутри контура изображённых фруктов. Ученик с помощью учителя обследует пальцами рук получившийся рисунок. Прослушивание детских песенок. |
5 | Составление предметной аппликации. Составление аппликации из готовых деталей по рельефному образцу. | 1 | Комбинированный | Ученик самостоятельно и с помощью учителя обследует рельефное изображение. Ученик с помощью учителя выбирает нужные детали для аппликации, пробует разместить их на листе картона. Ученик с помощью учителя намазывает детали клеем и приклеивает их к листу картона. Ученик с помощью учителя сравнивает получившуюся у него картину с рельефным образцом. |
6 | Приемы работы с бумагой и картоном. Оригами. | 1 | Комбинированный | Ученик самостоятельно и с помощью учителя знакомится с рельефным изображением предмета, со свойствами бумаги, с предметом, выполненным в технике оригами. Ученик с помощью учителя создает предмет в технике оригами. Чтение сказки. Слушание детских песенок. |
7 | Приемы работы с бумагой и картоном. Скручивание бумаги. | 1 | Комбинированный | Ученик с помощью учителя скручивает бумагу. Ученик с помощью учителя из скрученных полосок бумаги создает изображение. Прослушивание детских песенок. Ученик обследует пальцами рук получившееся изображение. |
8 | Резервный урок. | 1 | | |
III четверть – 10 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
|
1 | Знакомство с различными материалами. Природные материалы: кора дерева, береста. | 1 | Обобщающий, комбинированный | Ученик самостоятельно и с помощью учителя знакомится с природным материалом. Сравнивает ощущения от прикосновения к разным природным материалам. Ученик совместно с учителем делает поделку из природных материалов. |
2,3 | Лепка. Освоение приемов лепки. | 2 | Обобщающий, комбинированный | Работа с пластилином. Ученик пробует самостоятельно «разогреть» пластилин. Ученик с помощью учителя обследует пальцами рук получившийся рисунок. Прослушивание детских песенок. Работа с рельефными изображениями овощей. |
4 | Составление предметной аппликации. Составление аппликации из готовых деталей по рельефному образцу. | 1 | Комбинированный | Ученик самостоятельно и с помощью учителя обследует рельефное изображение. Ученик с помощью учителя выбирает нужные детали для аппликации, пробует разместить их на листе картона. Ученик с помощью учителя намазывает детали клеем и приклеивает их к листу картона. Ученик с помощью учителя сравнивает получившуюся у него картину с рельефным образцом. |
5 | Знакомство с различными материалами. Природные материалы: желуди и каштаны. | 1 | Изучение нового материала, комбинированный | Ученик самостоятельно и с помощью учителя знакомится с природным материалом – желуди, каштаны. Сравнивает ощущения от прикосновения к ним. Ученик пробует самостоятельно выбрать желуди или каштаны. Ученик совместно с учителем делает поделку из желудей. |
6 | Знакомство с различными материалами. Природные материалы: камни. Свойства песка. Заполнение рельефного контура природным материалом. | 1 | Изучение нового материала, комбинированный | Ученик самостоятельно и с помощью учителя знакомится с природным материалом – камни. Ученик знакомится со свойствами камней. Ученик совместно с учителем заполняет пространство внутри рельефного контура камнями. Ученик самостоятельно и с помощью учителя рассматривает получившуюся картину. |
7 | Лепка. Освоение приемов лепки. | 1 | Обобщающий, комбинированный | Работа с пластилином. Ученик пробует самостоятельно «разогреть» пластилин. Ученик с помощью учителя обследует пальцами рук получившийся рисунок. Прослушивание детских песенок. Работа с рельефными изображениями овощей. |
8 | Знакомство с различными материалами. Природные материалы: песок. Свойства песка. Заполнение рельефного контура песком. | 1 | Изучение нового материала, комбинированный | Ученик самостоятельно и с помощью учителя знакомится с природным материалом – песок речной. Ученик знакомится со свойствами песка. Ученик совместно с учителем заполняет пространство внутри рельефного контура песком. Ученик самостоятельно и с помощью учителя рассматривает получившуюся картину. |
9, 10 | Резервный урок. | 2 | | |
IV четверть – 8 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
|
1 | Знакомство с различными материалами. Природные материалы: ракушки. | 1 | Изучение нового материала, комбинированный | Ученик самостоятельно и с помощью учителя знакомится с природным материалом. Сравнивает ощущения от прикосновения к ним. Ученик совместно с учителем делает поделку из ракушек. |
2 | Работа с текстильными материалами. Виды тканей: шелк, хлопок. | 1 | Изучение нового материала, комбинированный | Ученик самостоятельно и с помощью учителя тактильно обследует два вида ткани: шелк и хлопок. Ученик сравнивает ощущения от прикосновения к разным видам тканей. Ученик с помощью учителя пробует смять и разогнуть смятую ткань. Знакомство со свойствами тканей. |
3 | Лепка. Получение фигуры из соленого теста посредством выдавливания формочкой. | 1 | Изучение нового материала, комбинированный | Ученик самостоятельно и с помощью учителя знакомится с формочками, с их назначением. Ученик самостоятельно и с помощью учителя знакомится с рельефным изображением на формочке. Ученик с помощью учителя раскатывает соленое тесто для работы с формочкой. Ученик с помощью учителя получает фигуры из соленого теста посредством выдавливания формочкой. Ученик самостоятельно и при помощи учителя обследует получившиеся фигуры. |
4 | Работа с текстильными материалами. Виды тканей: флис, шерсть. | 1 | Изучение нового материала, комбинированный | Ученик самостоятельно и с помощью учителя тактильно обследует два вида ткани: флис и шерсть. Ученик сравнивает ощущения от прикосновения к разным видам тканей. Ученик с помощью учителя пробует смять и разогнуть смятую ткань. Знакомство со свойствами тканей. |
5 | Лепка. Получение фигуры из соленого теста посредством выдавливания формочкой. | 1 | Изучение нового материала, комбинированный | Ученик самостоятельно и с помощью учителя знакомится с формочками, с их назначением. Ученик самостоятельно и с помощью учителя знакомится с рельефным изображением на формочке. Ученик с помощью учителя раскатывает соленое тесто для работы с формочкой. Ученик с помощью учителя получает фигуры из соленого теста посредством выдавливания формочкой. Ученик самостоятельно и при помощи учителя обследует получившиеся фигуры. |
6 | Составление предметной аппликации. Составление аппликации из готовых деталей по рельефному образцу. | 1 | Комбинированный | Ученик самостоятельно и с помощью учителя обследует рельефное изображение. Ученик с помощью учителя выбирает нужные детали для аппликации, пробует разместить их на листе картона. Ученик с помощью учителя намазывает детали клеем и приклеивает их к листу картона. Ученик с помощью учителя сравнивает получившуюся у него картину с рельефным образцом. |
7, 8 | Резервный урок | 2 | | |
Учитель _____________ Клюева Т.Ю.