Музыка и движение
Основа рабочей программы:
Индивидуальная рабочая программа по учебному предмету «Музыка и движение» составлена на основе:
Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями зрения (АООП НОО);
Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой, Санкт-Петербург, 2011;
Санитарно-гигиенических требований СанПина 22.4.2.1178-02;
Письма Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 г. № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому»;
Постановления Правительства РФ от 18.07.1996 г. № 861 «Об учреждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях»;
Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения (письмо Управления специального образования Министерства образования РФ от 28.02.2003 г. № 27/2643-6).
Учебный план является нормативным документом, определяющим структуру и содержание образования детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Он регулирует обязательную минимальную и дополнительную нагрузку в рамках максимально допустимого недельного количества часов при индивидуальном обучении и обучении в малых группах.
Данная адаптированная образовательная программа ориентирована на содержание адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями зрения, рассчитана на 34 индивидуальных занятия (1 час в неделю).
Общая характеристика учебного предмета:
Педагогическая работа с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР направлена на его социализацию и интеграцию в общество. Одним из важнейших средств в этом процессе является музыка. Физические недостатки могут ограничивать желание и умение танцевать, но музыка побуждает ребенка двигаться иными способами. У человека может отсутствовать речь, но он, возможно, будет стремиться к подражанию и «пропеванию» мелодии доступными ему средствами. Задача педагога состоит в том, чтобы музыкальными средствами помочь ребенку научиться воспринимать звуки окружающего мира, развить эмоциональную отзывчивость на музыкальный ритм, мелодику звучания разных жанровых произведений.
Участие ребенка в музыкальных выступлениях способствует его самореализации, формированию чувства собственного достоинства. Таким образом, музыка рассматривается как средство развития эмоциональной и личностной сферы, как средство социализации и самореализации ребенка. На музыкальных занятиях развивается не только способность эмоционально воспринимать и воспроизводить музыку, но и музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, индивидуальные способности к пению, танцу, ритмике.
Программно-методический материал включает 4 раздела: «Слушание музыки», «Пение», «Движение под музыку», «Игра на музыкальных инструментах».
В учебном плане предмет представлен с 1 по 13 год обучения. В системе коррекционно-развивающих занятий также возможно использование элементов музыкального воспитания в дополнительной индивидуальной работе с обучающимися.
Содержание предмета.
Слушание. Слушание (различение) тихого и громкого звучания музыки. Определение начала и конца звучания музыки. Слушание (различение) быстрой, умеренной, медленной музыки. Слушание (различение) колыбельной песни и марша. Слушание (различение) веселой и грустной музыки. Узнавание знакомой песни. Определение характера музыки. Узнавание знакомой мелодии, исполненной на разных музыкальных инструментах. Слушание (различение) сольного и хорового исполнения произведения. Определение музыкального стиля произведения. Слушание (узнавание) оркестра (народных инструментов, симфонических и др.), в исполнении которого звучит музыкальное произведение. Соотнесение музыкального образа с персонажем художественного произведения.
Пение. Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни. Подпевание отдельных или повторяющихся звуков, слогов и слов. Подпевание повторяющихся интонаций припева песни. Пение слов песни (отдельных фраз, всей песни). Выразительное пение с соблюдением динамических оттенков. Пение в хоре. Различение запева, припева и вступления к песне.
Движение под музыку. Топанье под музыку. Хлопки в ладоши под музыку. Покачивание с одной ноги на другую. Начало движения вместе с началом звучания музыки и окончание движения по ее окончании. Движения: ходьба, бег, прыжки, кружение, приседание под музыку разного характера. Выполнение под музыку действия с предметами: наклоны предмета в разные стороны, опускание/поднимание предмета, подбрасывание/ловля предмета, взмахивание предметом и т.п. Выполнение движений разными частями тела под музыку: «фонарики», «пружинка», наклоны головы и др. Соблюдение последовательности простейших танцевальных движений. Имитация движений животных. Выполнение движений, соответствующих словам песни. Соблюдение последовательности движений в соответствии с исполняемой ролью при инсценировке песни. Движение в хороводе. Движение под музыку в медленном, умеренном и быстром темпе. Ритмичная ходьба под музыку. Изменение скорости движения под музыку (ускорять, замедлять). Изменение движения при изменении метроритма произведения, при чередовании запева и припева песни, при изменении силы звучания. Выполнение танцевальных движений в паре с другим танцором. Выполнение развернутых движений одного образа. Имитация (исполнение) игры на музыкальных инструментах.
Игра на музыкальных инструментах. Слушание (различение) контрастных по звучанию музыкальных инструментов, сходных по звучанию музыкальных инструментов. Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд. Тихая и громкая игра на музыкальном инструменте. Сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте. Своевременное вступление и окончание игры на музыкальном инструменте. Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Сопровождение мелодии ритмичной игрой на музыкальном инструменте.
Темы уроков по предмету «Музыка и движение» находят свое логическое продолжение в содержании уроков по предметам «Домоводство», «Адаптивная физкультура», «Речь и альтернативная коммуникация», а также в логопедической и психокоррекционной работе.
Изучение предмета «Музыка и движение» направлено на достижение следующих задач в 2017-2018 учебном году:
формировать представления о тихом и громком звучании музыки;
формировать представления и быстром и медленном ритме музыки;
формировать навыки звукоподражания;
знакомить с разнообразием музыкальных инструментов;
учить играть на доступных музыкальных инструментах;
знакомить с разными музыкальными жанрами;
развивать эмоциональную отзывчивость;
создавать условия для возникновения речевой активности;
развивать внимание, слуховое восприятие;
ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
на 2017\18 учебный год
1 четверть – 8 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
| |
1,2 | Диагностика. | 2 | | Слушание и различение веселой и грустной музыки. Слушание потешки «Сорока-ворона» с проигрыванием действий. |
3 | Слушание музыки. Слушание (различение) тихого и громкого звучания музыки на примере русских народных песен. | 1 | Изучение нового материала | Слушание тихого и громкого звучания музыки. Понятия: громко, тихо. Хлопки в ладоши под громкую музыку (выполняется совместно с учителем). Игра «Громко — тихо мы споем и игрушечку найдем». Слушание русских народных песен. |
4,5 | Движение под музыку. Разучивание потешки «Пальчик, где твой домик». | 2 | Изучение нового материала | Слушание потешки. Выполнение действий потешки в такт музыке. Пальчиковая гимнастика. Слушание потешек про пальцы. |
6,7 | Пение. Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни. | 2 | Комбинированный | Прослушивание потешек, детских песенок. Называние отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов |
8 | Резервный урок. | 1 | | |
II четверть – 8 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
| |
1 | Слушание музыки. Слушание (различение) быстрой и медленной музыки на примере классической музыки. | 1 | Изучение нового материала | Слушание быстрой и медленной музыки. Понятия: быстро, медленно. Хлопки в ладоши под быструю музыку (выполняется совместно с учителем). |
2,3 | Движение под музыку. Разучивание потешки «Мяч». | 2 | Изучение нового материала | Слушание потешки. Выполнение действий потешки в такт музыке. Пальчиковая гимнастика. Слушание потешек про мяч. |
4,5 | Игра на музыкальных инструментах. Бубен. | 2 | Изучение нового материала | Понятие: бубен. Слушаем звучание инструмента. Работа с рельефным изображением бубна. Ученик пробует играть на бубне с помощью учителя. Учение пробует ударить по бубну ладошкой, кулачком. Игра «Тихо-громко в бубен бей». |
6,7 | Игра на музыкальных инструментах. Барабан. | 2 | Изучение нового материала | Понятие: барабан. Слушаем звучание инструмента. Работа с рельефным изображением барабана. Ученик пробует играть на барабане (детская музыкальная игрушка) с помощью учителя. |
8 | Резервный урок. | 1 | | |
III четверть – 10 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
| |
1,2 | Слушание. Слушание (различение) музыкальных инструментов: бубен, барабан. | 1 | Комбинированный | Прослушивание мелодий сыгранных на барабане и бубне с определением звучащего инструмента посредством выбора предмета и выбора рельефного изображения. Ученик пробует играть на барабане и бубне с помощью учителя. |
3,4 | Движение под музыку. Разучивание потешки «Капуста». | 2 | Изучение нового материала | Слушание потешки. Выполнение действий потешки в такт музыке. Пальчиковая гимнастика. Слушание потешек про овощи. |
5,6 | Пение. Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни. | 2 | Комбинированный | Прослушивание потешек, детских песенок. Называние отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. |
7,8 | Игра на музыкальных инструментах. Фортепиано. | 2 | Изучение нового материала | Слушаем звучание инструмента. Работа с рельефным изображением фортепиано. Ученик пробует играть на фортепиано (детская музыкальная игрушка) с помощью учителя. Ученик пробует нажимать клавиши одним пальцем; нажимать клавиши поочередно. |
9,10 | Резервный урок. | 2 | | |
IV четверть – 8 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
| |
1,2 | Игра на музыкальных инструментах. Гитара. | 2 | Изучение нового материала | Слушаем звучание инструмента. Работа с рельефным изображением гитары. Ученик пробует играть на гитаре (детская музыкальная игрушка) с помощью учителя. |
3,4 | Игра на музыкальных инструментах. Металлофон. | 2 | Изучение нового материала | Слушаем звучание инструмента. Работа с рельефным изображением металлофона. Ученик пробует играть на металлофоне (детская музыкальная игрушка) с помощью учителя. |
5 | Слушание музыки. Слушание (различение) музыкальных инструментов: гитара, металлофон. | 1 | Комбинированный | Прослушивание мелодий сыгранных на гитаре и металлофоне с определением звучащего инструмента посредством выбора предмета и выбора рельефного изображения. Ученик пробует играть на гитаре и металлофоне с помощью учителя. |
6 | Слушание музыки. Узнавание знакомой мелодии, исполненной на разных музыкальных инструментах. | 1 | Комбинированный | Прослушивание одной и той же мелодии, исполненной на различных музыкальных инструментах. |
7,8 | Резервный урок. | 1 | | |
Учитель _____________ Клюева Т.Ю.