Речь и альтернативная коммуникация
Основа рабочей программы:
Индивидуальная рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена на основе:
Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями зрения (АООП НОО);
Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой, Санкт-Петербург, 2011;
Санитарно-гигиенических требований СанПина 22.4.2.1178-02;
Письма Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 г. № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому»;
Постановления Правительства РФ от 18.07.1996 г. № 861 «Об учреждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях»;
Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения (письмо Управления специального образования Министерства образования РФ от 28.02.2003 г. № 27/2643-6).
Учебный план является нормативным документом, определяющим структуру и содержание образования детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Он регулирует обязательную минимальную и дополнительную нагрузку в рамках максимально допустимого недельного количества часов при индивидуальном обучении и обучении в малых группах.
Данная адаптированная образовательная программа ориентирована на содержание адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями зрения, рассчитана на 34 индивидуальных занятия (1 час в неделю).
Общая характеристика учебного предмета:
Коммуникация и общение - неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно. В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Цель обучения - формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.
Содержание предмета «Речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно - белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры).
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.
Раздел «Чтение и письмо» включает глобальное чтение, предпосылки к осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма.
В учебном плане предмет представлен с 1 по 13 год обучения. С обучающимися, нуждающимися в дополнительной индивидуальной работе, осуществляются коррекционно-развивающие занятия, где также формируются коммуникативные навыки, в том числе с использованием технологий по альтернативной коммуникации.
Содержание предмета «Речь и альтернативная коммуникация».
Коммуникация с использованием вербальных средств. Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением). Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом (предложением). Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).
Коммуникация с использованием невербальных средств. Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма). Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием воспроизводящего устройства (например, «Language Master»). Привлечение внимания, выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, приветствие (прощание) с использованием кнопки (клавиши), нажатие которой запускает воспроизводящее речь устройство (например: «Big Mac», «Talk Block», «Go Talk One»). Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказ о себе, прошедших событиях и т.д. с использованием пошагового коммуникатора (например, “Step by step”). Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание )обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказываниес использованием коммуникатора (например:«GoTalk»,«MinTalker», «SmallTalker»,«XL-Talker», «PowerTalker»). Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием компьютера (планшетного компьютера).
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Импрессивная речь. Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.
Экспрессивная речь. Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Называние собственного имени. Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Называние (употребление) простых предложений. Называние (употребление) сложных предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях. Составление рассказа о себе. Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы).
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства). Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.). Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства). Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о себе с использованием графического изображения (электронного устройства).
Чтение и письмо. Глобальное чтение. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. Предпосылки к осмысленному чтению и письму. Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов). Начальные навыки чтения и письма. Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова, предложения).
Темы уроков по предмету «Речь и альтернативная коммуникация.» находят свое логическое продолжение в содержании уроков по предметам «Математические представления», «Окружающий природный мир», «Человек», «Домоводство», «Изобразительная деятельность», «окружающий социальный мир», «Музыка и движение», «Ручной труд», а также в логопедической и психокоррекционной работе.
Изучение предмета «Речь и альтернативная коммуникация» направлено на достижение следующих задач в 2017-2018 учебном году:
формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении;
учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (папа, мама, я, сестра, брат);
создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
формировать элементарные представления о предметах быта, необходимых в жизни человека;
формировать первоначальные представления о предметах посуды, их свойствах и назначении;
формировать первоначальные представления о фруктах и овощах, их свойствах;
вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (предметы посуды, фрукты, овощи);
учить слушать потешки;
развивать внимание, коммуникативные навыки, тактильные ощущения, слуховое восприятие;
учить выражать согласие и несогласие на задаваемый вопрос.
ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
на 2017\18 учебный год
1 четверть – 8 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
| |
1,2 | Диагностика. | 2 | | Определение силы звука в игре «Колокол-колокольчик». Прослушивание потешек. Чтение сказок. Работа с рельефными изображениями. |
3,4 | Моё имя. | 2 | Изучение нового материала, комбинированный | Называние имени ученика учителем. Вызываем отклик на услышанные имя. Определяем направление источника звука. Игра «Где Соня?» - ученик с помощью учителя старается показать рукой на себя. Игра «Это Соня?» - ученик пробует ответить на вопрос утвердительно. Чтение сказки про имена. |
5,6 | Моя семья | 2 | Комбинированный | Прослушивание аудиозаписи с голосами членов семьи. Пробуем ответить на вопросы «Это мама?», «Это папа?» с ориентировкой на звучащий голос. Чтение детских стихотворений, отображающих доброе, заботливое отношение членов семьи друг к другу. |
7 | Выражение жестом приветствия и прощания. | 1 | Комбинированный | Закрепление навыков жестового приветствия и прощания. Прослушивание детских стихотворений и выполнение действий |
8 | Резервный урок | 1 | | |
II четверть – 8 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
| |
1 | Выражение согласия звуком и жестом | 1 | Изучение нового материала | Прослушивание потешек, детских стихотворений. Упражнение «Сожми правый кулачок». Ученик пробует утвердительно ответить на вопросы звуком и жестом – сжиманием правого кулачка. Работа с рельефным изображением «да». |
2 | Выражение несогласия звуком и жестом | 1 | Изучение нового материала | Прослушивание потешек, детских стихотворений. Упражнение «Сожми левый кулачок». Ученик пробует отрицательно ответить на вопросы звуком и жестом – сжиманием левого кулачка. Работа с рельефным изображением «нет». |
3 | Выражение согласия-несогласия звуком и жестом | 1 | Обобщающий | Ученик пробует при помощи учителя выбирать утвердительный или отрицательный ответ на заданный вопрос, озвучивать его звуком и показывать жестом – сжатием кулачка. Работа с рельефными изображениями «да», «нет». |
4 | Посуда: бутылочка для питья, кружка | 1 | Комбинированный | Обследование пальцами рук с помощью учителя бутылочки для питья и кружки. Работа с рельефными изображениями бутылочки для питья и кружки. Ученик пробует ответить на вопросы «Это кружка?», «Это бутылочка для питья?». Ученик выбирает рельефное изображение кружки или бутылочки для питья, передает его учителю и получает из рук учителя кружку или бутылочку для питья (в зависимости от выбранного учеником рельефного изображения). Ролевые игры с кружкой. |
5 | Посуда: тарелка, ложка | 1 | Комбинированный | Исследование пальцами рук с помощью учителя тарелки и ложки. Работа с рельефными изображениями тарелки и ложки. Ученик пробует ответить на вопросы «Это тарелка?», «Это ложка?». Ученик выбирает рельефное изображение тарелки или ложки, передает его учителю и получает из рук учителя тарелку или ложку (в зависимости от выбранного учеником рельефного изображения). |
6,7 | Эмоциональное состояние. Радость. Грусть. | 2 | Комбинированный | Знакомство с понятиями радость и грусть. Прослушивание музыкальных композиций, отражающих радость и грусть. Работа с рельефными изображениями радостного и грустного лица. Ученик слушает композицию и с помощью учителя выбирает соответствующее рельефное изображение. |
8 | Резервный урок | 1 | | |
III четверть – 10 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
| |
1,2 | Звукоподражание. Домашние животные | 2 | Комбинированный | Прослушивание потешек. Называние отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Прослушивание записи голосов животных: кошка, корова, гуси. Ученик пробует повторить голоса животных: кошка, корова, гуси. Ученик слушает голос животного и с помощью учителя выбирает соответствующее животное. |
3 | Фрукты. Яблоко | 1 | Изучение нового материала | Знакомство с яблоком: форма, запах, вкус. Работа с рельефным изображением яблока. Ученик пробует ответить на вопрос «Это яблоко?» при помощи голоса, жеста, рельефного изображения. Ученик с помощью учителя берет в руки рельефное изображение яблока и передает учителю, в ответ получает яблоко в руки. |
4 | Фрукты. Груша | 1 | Изучение нового материала | Знакомство с грушей: форма, вкус. Работа с рельефным изображением груши. Ученик пробует ответить на вопрос «Это груша?» при помощи голоса, жеста, рельефного изображения. Ученик с помощью учителя берет в руки рельефное изображение груши и передает учителю, в ответ получает грушу в руки. |
5,6 | Звукоподражание. Домашние животные | 2 | Комбинированный | Прослушивание потешек. Называние отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Прослушивание записи голосов животных: петух, лошадь, свинья. Ученик пробует повторить голоса животных: петух, лошадь, свинья. Ученик слушает голос животного и с помощью учителя выбирает соответствующее животное. |
7 | Фрукты. Мандарин | 1 | Изучение нового материала | Знакомство с мандарином: форма, вкус. Работа с рельефным изображением мандарина. Ученик пробует ответить на вопрос «Это мандарин?» при помощи голоса, жеста, рельефного изображения. Ученик с помощью учителя берет в руки рельефное изображение мандарина и передает учителю, в ответ получает мандарин в руки. |
8 | Фрукты. Банан | 1 | Изучение нового материала | Знакомство с бананом: форма, вкус. Работа с рельефным изображением банана. Ученик пробует ответить на вопрос «Это банан?» при помощи голоса, жеста, рельефного изображения. Ученик с помощью учителя берет в руки рельефное изображение банана и передает учителю, в ответ получает банан в руки. |
9,10 | Резервный урок | 2 | | |
IV четверть – 8 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
| |
1,2 | Звукоподражание. Домашние животные | 2 | Комбинированный | Прослушивание потешек. Называние отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Прослушивание записи голосов животных: курица, коза, собака. Ученик пробует повторить голоса животных: курица, коза, собака. Ученик слушает голос животного и с помощью учителя выбирает соответствующее животное. |
3,4 | Овощи. Картофель | 2 | Комбинированный | Знакомство с картофелем. Работа с рельефным изображением картофеля. Ученик пробует ответить на вопрос «Это картофель?» при помощи голоса, жеста, рельефного изображения. Ученик с помощью учителя берет в руки рельефное изображение картофеля и передает учителю, в ответ получает картофель в руки. Чтение детских стихотворений про картофель. |
5,6 | Овощи. Морковь | 2 | Комбинированный | Знакомство с морковью. Работа с рельефным изображением моркови. Ученик пробует ответить на вопрос «Это морковь?» при помощи голоса, жеста, рельефного изображения. Ученик с помощью учителя берет в руки рельефное изображение моркови и передает учителю, в ответ получает морковь в руки. Чтение детских стихотворений про морковь. |
7,8 | Резервный урок | 1 | | |
Учитель _____________ Клюева Т.Ю.