СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Человек»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальная рабочая программа по учебному предмету «Человек»

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Человек»»

Человек


Основа рабочей программы:

Индивидуальная рабочая программа по учебному предмету «Человек» составлена на основе:

  • Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями зрения (АООП НОО);

  • Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой, Санкт-Петербург, 2011;

  • Санитарно-гигиенических требований СанПина 22.4.2.1178-02;

  • Письма Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 г. № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому»;

  • Постановления Правительства РФ от 18.07.1996 г. № 861 «Об учреждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях»;

  • Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения (письмо Управления специального образования Министерства образования РФ от 28.02.2003 г. № 27/2643-6).

Учебный план является нормативным документом, определяющим структуру и содержание образования детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Он регулирует обязательную минимальную и дополнительную нагрузку в рамках максимально допустимого недельного количества часов при индивидуальном обучении и обучении в малых группах.

Данная адаптированная образовательная программа ориентирована на содержание адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями зрения, рассчитана на 34 индивидуальных занятия (1 час в неделю).


Общая характеристика учебного предмета:

Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими. Содержание обучения в рамках предмета «Человек» включает формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.

Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Одевание и раздевание», «Прием пищи».

Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание: представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и профилактика болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных и вредных привычках, возрастных изменениях. Раздел «Гигиена тела» включает задачи по формированию умений умываться, мыться под душем, чистить зубы, мыть голову, стричь ногти, причесываться и т.д.

Раздел «Обращение с одеждой и обувью» включает задачи по формированию умений ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды. Раздел «Прием пищи» предполагает обучение использованию во время еды столовых приборов, питью из кружки, накладыванию пищи в тарелку, пользованию салфеткой. Задачи по формированию навыков обслуживания себя в туалете включены в раздел «Туалет». В рамках раздела «Семья» предполагается формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях. Ребенок учится соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье. Важно, чтобы образцом культуры общения для ребенка являлось доброжелательное и заботливое отношение к окружающим, спокойный приветливый тон. Ребенок учится понимать окружающих людей, проявлять к ним внимание, общаться и взаимодействовать с ними.

Содержание разделов представлено с учетом возрастных особенностей. Например, работа по формированию таких гигиенических навыков, как мытье рук, питье из кружки и др., проводится с детьми младшего возраста, а обучение бритью, уходу за кожей лица, мытью в душе и др. проводится с детьми более старшего возраста.

Большинство разделов включает задачи, требующие обучения отдельным операциям, например, при мытье рук ребенок учится удерживать руки под струей воды, намыливать руки и т.д. После того как ребенок их освоит, он учится соблюдать последовательность этих операций.

Процесс обучения предусматривает поэтапность в плане усложнения самих навыков. Например, формирование гигиенических навыков начинают с формирования умения мыть руки, лицо, чистить зубы. На последнем этапе обучения ребенок учится принимать душ, мыть голову и т.д.

При формировании навыков самообслуживания важно объединять усилия специалистов и родителей. Работа, проводимая в школе, должна продолжаться дома. В домашних условиях возникает больше естественных ситуаций для совершенствования навыков самообслуживания.

В учебном плане предмет представлен на протяжении 9 лет обучения. С обучающимися старшего возраста формирование навыков самообслуживания (например, бритье, мытье тела и др.) осуществляется в рамках коррекционно-развивающих занятий.

Содержание предмета.

Представления о себе. Идентификация себя как мальчика (девочки), юноши (девушки). Узнавание (различение) частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка). Знание назначения частей тела. Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы). Знание назначения частей лица. Знание строения человека (скелет, мышцы, кожа). Узнавание (различение) внутренних органов человека (на схеме тела) (сердце, легкие, печень, почки, желудок). Знание назначения внутренних органов. Знание вредных привычек. Сообщение о состоянии своего здоровья. Называние своего имени и фамилии. Называние своего возраста (даты рождения). Знание видов деятельности для организации своего свободного времени. Сообщение сведений о себе. Рассказ о себе. Знание возрастных изменений человека.

Гигиена тела. Различение вентилей с горячей и холодной водой. Регулирование напора струи воды. Смешивание воды до комфортной температуры. Вытирание рук полотенцем. Сушка рук с помощью автоматической сушилки. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук. Нанесение крема на руки. Подстригание ногтей ножницами. Подпиливание ногтей пилочкой. Нанесение покрытия на ногтевую поверхность. Удаление декоративного покрытия с ногтей. Вытирание лица. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица. Чистка зубов. Полоскание полости рта. Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта: открывание тюбика с зубной пастой, намачивание щетки, выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки, закрывание тюбика с зубной пастой. Очищение носового хода. Нанесение косметического средства на лицо. Соблюдение последовательности действий при бритье электробритвой, безопасным станком. Расчесывание волос. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании волос: намачивание волос, намыливание волос, смывание шампуня с волос, вытирание волос. Соблюдение последовательности действий при сушке волос феном: включение фена (розетка, переключатель), направление струи воздуха на разные участки головы, выключение фена, расчесывание волос. Мытье ушей. Чистка ушей. Вытирание ног. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании ног: намачивание ног, намыливание ног, смывание мыла, вытирание ног. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании тела: ополаскивание тела водой, намыливание частей тела, смывание мыла, вытирание тела. Гигиена интимной зоны. Пользование гигиеническими прокладками. Пользование косметическими средствами (дезодорантом, туалетной водой, гигиенической помадой, духами).

Обращение с одеждой и обувью. Узнавание (различение) предметов одежды: пальто (куртка, шуба, плащ), шапка, шарф, варежки (перчатки), свитер (джемпер, кофта), рубашка (блузка, футболка), майка, трусы, юбка (платье), брюки (джинсы, шорты), носки (колготки). Знание назначения предметов одежды. Узнавание (различение) деталей предметов одежды: пуговицы (молнии, заклепки), рукав (воротник, манжеты). Знание назначения деталей предметов одежды. Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги, ботинки, кроссовки, туфли, сандалии, тапки. Знание назначения видов обуви (спортивная, домашняя, выходная, рабочая). Различение сезонной обуви (зимняя, летняя, демисезонная). Узнавание (различение) головных уборов (шапка, шляпа, кепка, панама, платок). Знание назначения головных уборов. Различение сезонных головных уборов. Различение по сезонам предметов одежды (предметов обуви, головных уборов). Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий. Различение видов одежды (повседневная, праздничная, рабочая, домашняя, спортивная). Выбор одежды в зависимости от предстоящего мероприятия. Различение сезонной одежды (зимняя, летняя, демисезонная). Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка). Снятие предмета одежды (например, кофты: захват кофты за край правого рукава, стягивание правого рукава кофты, захват кофты за край левого рукава, стягивание левого рукава кофты). Снятие обуви (например, ботинок: захват рукой задней части правого ботинка, стягивание правого ботинка, захват рукой задней части левого ботинка, стягивание левого ботинка). Соблюдение последовательности действий при раздевании (например, верхней одежды: снятие варежек, снятие шапки, расстегивание куртки, снятие куртки, расстегивание сапог, снятие сапог). Застегивание (завязывание) липучки (молнии, пуговицы, кнопки, ремня, шнурка). Надевание предмета одежды (например, брюк: захват брюк за пояс, вставление ноги в одну брючину, вставление ноги в другую брючину, натягивание брюк). Обувание обуви (например, сапог: захват двумя руками голенища правого сапога, вставление ноги в сапог, захват двумя руками голенища левого сапога, вставление ноги в сапог). Соблюдение последовательности действий при одевании комплекта одежды (например: надевание колготок, надевание футболки, надевание юбки, надевание кофты). Контроль своего внешнего вида. Различение лицевой (изнаночной), передней (задней) стороны одежды, верха (низа) одежды. Различение правого (левого) ботинка (сапога, тапка). Выворачивание одежды.

Туалет. Сообщение о желании сходить в туалет. Сидение на унитазе и оправление малой/большой нужды. Пользование туалетной бумагой. Соблюдение последовательности действий в туалете (поднимание крышки (опускание сидения), спускание одежды (брюк, колготок, трусов), сидение на унитазе/горшке, оправление нужды в унитаз, пользование туалетной бумагой, одевание одежды (трусов, колготок, брюк), нажимание кнопки слива воды, мытье рук.

Прием пищи. Сообщение о желании пить. Питье через соломинку. Питье из кружки (стакана): захват кружки (стакана), поднесение кружки (стакана) ко рту, наклон кружки (стакана), втягивание (вливание) жидкости в рот, опускание кружки (стакана) на стол. Наливание жидкости в кружку. Сообщение о желании есть. Еда руками. Еда ложкой: захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку. Еда вилкой: захват вилки, накалывание кусочка пищи, поднесение вилки ко рту, снятие губами с вилки кусочка пищи, опускание вилки в тарелку. Использование ножа и вилки во время приема пищи: отрезание ножом кусочка пищи от целого куска, наполнение вилки гарниром с помощью ножа. Использование салфетки во время приема пищи. Накладывание пищи в тарелку.

Семья. Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) детей и взрослых. Определение своей социальной роли в семье. Различение социальных ролей членов семьи. Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи. Представление о профессиональной деятельности членов семьи. Рассказ о своей семье.


Темы уроков по предмету «Человек» находят свое логическое продолжение в содержании уроков по предметам «Домоводство», «Окружающий социальный мир», «Речь и альтернативная коммуникация», а также в логопедической и психокоррекционной работе.


Изучение предмета «Человек» направлено на достижение следующих задач в 2017-2018 учебном году:


  • формировать представления о себе, как о ребенке, как о девочке;

  • формировать представления о строении собственного тела;

  • развивать навыки: пить из кружки, есть ложкой, пользоваться салфеткой;

  • формировать представления о профессиональной деятельности членов семьи;

  • развивать навыки гигиенического ухода за руками и лицом;

  • формировать навыки бережного отношения к одежде и уходу за ней;

  • повышать доступный уровень самостоятельности в процессе самообслуживания.



ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ


на 2017\18 учебный год


1 четверть – 8 занятий


N по по­рядку

Тема, подтема

Коли-чест­во часов

Тип занятия

Виды деятельности учащегося



1,2

Диагностика.

2



3

Представления о себе. Тело человека. Я-ребенок.

1

Обобщающий

Работа с рельефными изображениями частей тела человека. Называние и показ частей тела человека. Чтение сказки о назначении частей тела.

4

Представления о себе. Части тела: голова, туловище, руки, ноги.

1

Комбинированный

Показывание на себе частей тела: голова, спина, живот, руки, ноги. Работа с рельефными изображениями частей тела. Ученик с помощью учителя показывает на кукле части тела: голова, живот, спина, руки, ноги. Сопоставление рельефного изображения частей тела с соответствующей частью тела на человеке.

5,6

Представления о себе. Лицо: глаза, брови, нос, лоб, рот.

2

Комбинированный

Показывание на себе частей лица: глаза, брови, нос, лоб, рот. Работа с рельефными изображениями частей лица. Ученик с помощью учителя показывает на кукле части лица: глаза, брови, нос, лоб, рот. Сопоставление рельефного изображения части лица с соответствующей частью лица на человеке.

7

Прием пищи. Питье из бутылочки для питья.

1

Комбинированный

Понятие: пить бутылочка для питья. Захват бутылочки для питья, поднесение ее ко рту, наклон, втягивание жидкости в рот, опускание бутылочки на стол. Работа с рельефным изображением бутылочки для питья. Ученик пробует сообщить о желании пить.

8

Резервный урок.

1




II четверть – 8 занятий


N по по­рядку

Тема, подтема

Коли-чест­во часов

Тип занятия

Виды деятельности учащегося



1

Прием пищи. Питье из кружки.

1

Комбинированный

Понятие: пить, кружка. Захват кружки, поднесение кружки ко рту, наклон кружки, втягивание жидкости в рот, опускание кружки на стол. Работа с рельефным изображением кружки. Игра «Угости куклу чаем». Игра «Размешай чай». Ученик пробует сообщить о желании пить.

2

Прием пищи. Правила поведения за столом.

1

Комбинированный

Чтение сказки о поведении за столом с элементами театрализации. Игра «Накорми куклу». Ученик пробует сообщить о желании есть.

3

Прием пищи. Салфетка.

1

Изучение нового материала

Понятие салфетка, сухая и влажная. Изучение свойств салфетки: мягкая, мнется, сгибается. Действия с сухой и влажной салфеткой. Сравнение сухой и влажной салфетки. Сворачиваем салфетку. Достаем из упаковки влажную салфетку. Вытираем руки и рот.

4,5

Прием пищи. Еда ложкой.

2

Комбинированный

Понятие: есть, ложка. Захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку. Работа с рельефным изображением ложки и тарелки. Игра «Накорми куклу». Ученик пробует сообщить о желании есть.

6,7

Моя семья. Профессиональная деятельность членов семьи.

2

Комбинированный

Прослушивание аудиозаписи с голосами членов семьи. Пробуем ответить на вопросы «Это мама?», «Это папа?» с ориентировкой на звучащий голос. Чтение детских стихотворений, отображающих доброе, заботливое отношение членов семьи друг к другу. Знакомство с профессиональной деятельностью родителей.

8

Резервный урок

1





III четверть – 10 занятий


N по по­рядку

Тема, подтема

Коли-чест­во часов

Тип занятия

Виды деятельности учащегося



1

Обращение с одеждой и обувью. Головные уборы: шапка.


1

Изучение нового материала

Понятие: шапка. Знакомство с шапками из разных материалов. Чтение сказки. Ученик с помощью учителя надевает шапку. Ученик пробует надеть шапку на куклу. Упражнение «Возьми шапку».

2

Обращение с одеждой и обувью. Внешний вид девочки и мальчика.

1

Изучение нового материала

Понятие: одежда, мальчик, девочка. Работа с вырезанными из картона предметами одежды, характерными для девочек и мальчиков. Чтение сказки. Игра «Наряди куклу» (используется кукла-девочка и кукла-мальчик).

3

Гигиена тела. Предметы для ухода за телом.


1

Комбинированный

Понятия: вода, мыло, мыльница, полотенце. Обследование воды. Обследование горячей и холодной воды. Игра «Холодно-горячо». Обследование полотенца. Обследование мыла.

4,5

Гигиена тела. Уход за руками.


2

Комбинированный

Формирование последовательности действий при мытье рук. Ученик с помощью учителя закатывает рукава. Ученик пробует взять в руки мыло и намочить его в тазике с водой. Ученик пробует положить мыло в мыльницу. Упражнения, имитирующие мытье рук. Ученик с помощью учителя моет руки. Ученик пробует вытереть руки полотенцем. Знакомство с краном для воды (модель). Ученик пробует с помощью учителя открывать и закрывать кран.

6

Гигиена тела. Уход за лицом.


1

Комбинированный

Прослушивание потешки «Водичка-водичка, умой мое личико» с выполнением действий под музыку. Ученик при помощи учителя пробует умыть лицо руками, после – вытереть полотенцем. Перед умыванием лица ученик моет руки.

7

Гигиена тела. Чистим зубы.


1

Комбинированный

Понятие: зубы, чистить, зубная щетка, зубная паста. Чтение сказки. Обследование пальцами рук зубной щетки и тюбика с зубной пастой. Ученик пробует нанести зубную пасту на зубную щетку, пробует почистить зубы на дидактическом материале «зубы».

8

Гигиена тела. Уход за лицом.


1

Комбинированный

Прослушивание потешки «Водичка-водичка, умой мое личико» с выполнением действий под музыку. Ученик при помощи учителя пробует умыть лицо руками, после – вытереть полотенцем. Перед умыванием лица ученик моет руки.

9,10

Резервный урок.

2





IV четверть – 8 занятий


N по по­рядку

Тема, подтема

Коли-чест­во часов

Тип занятия

Виды деятельности учащегося



1

Обращение с одеждой и обувью. Одежда для меня и для куклы.

1

Изучение нового материала

Понятие: одежда. Чтение сказки. Прослушивание детских стихотворений. Рассматривание одежды для куклы и для ученика. Сравнение одежды по размеру: большая-маленькая. Ученик пробует ответить на вопросы «Это куртка?», «Это футболка?». Ученик выбирает одежду, в которой кукла пойдет гулять. Ученик с помощью учителя пробует одеть куклу на прогулку.

2

Обращение с одеждой и обувью. Стирка детского носового платка.

1

Изучение нового материала

Понятие: платок, стирать. Обследование пальцами рук детского носового платка, знакомство с его функциональным назначением и свойствами. Ученик с помощью учителя пробует постирать детский носовой платок в тазике при помощи мыла (намочить платок, намылить его, прополоскать, отжать). Взаимодействие с водой, мылом, вспоминаем их свойства. После стирки вытираем руки полотенцем.

3,4

Обращение с одеждой и обувью. Вывешивание белья на просушку.

2

Изучение нового материала

Понятие: сушить, прищепка. Обследование пальцами рук прищепки, знакомство с ее функциональным назначением и свойствами. Обследование пальцами рук веревки для просушки белья, ее назначения и свойств. Работа с одеждой для кукол: мокрая и сухая одежда. Упражнение «Покажи мокрую кофту», «Возьми сухую кофту». Ученик с помощью учителя вешает одежду на веревку, закрепляет ее прищепкой. Имитационные упражнения. Ролевые игры. Прослушивание потешек и выполнение действий под музыку.

5

Обращение с одеждой и обувью. Молния.

1

Изучение нового материала

Понятие: молния. Обследование молнии. Игра «Найди молнию». Ученик пробует брать молнию со стола. Ученик пробует совместно с учителем расстегивать и застегивать молнию на дидактическом пособии.

6

Обращение с одеждой и обувью. Липучки.

1

Изучение нового материала

Понятие: липучка. Обследование липучки. Игра «Найди липучку». Ученик пробует брать липучку со стола. Ученик пробует совместно с учителем расстегивать и застегивать липучку на дидактическом пособии. Игра «Собери гусеницу» (круги крепятся друг к другу посредством липучек).

7,8

Резервный урок

1




Учитель _____________ Клюева Т.Ю.