СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Адаптированная образовательная программа предназначена для организации образовательного процесса в началных классах в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья. В программеотражены основные стуктурные компоненты. АОП составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающегося.
«Согласовано»
Родитель_________________
Дата_____________________
| Рассмотрено на заседании методического совета Областное казённое образовательное учреждение «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья» Протокол № 1 от 26 августа 2016 г. | Утверждено решением педагогического совета Областное казённое образовательное учреждение «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья» Протокол № 1 от 29 августа 2016 г.
Введено в действие приказом директора школы от 01 сентября 2016 г. № 01-02-122 |
Адаптированная образовательная
программа
обучающейся 4 класса
(тяжёлое недоразвитие интеллекта)
Ответственная за реализацию программы:
И. Ю. Асеева
учитель высшей категории
Курск - 2016
Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа для учащейся 4 класса с тяжёлым недоразвитием интеллекта разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Конституцией Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. (с учётом поправок, внесённых Законами Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ), Конвенцией о правах ребёнка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1089 года, вступила в силу 2 сентября 1990 года), Федеральным Законом от 24 июля 1998г. № 124- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», Законом Курской области от 17 февраля 2000 г. № 13-ЗКО «Об образовании в Курской области» (в редакции от 30.12.2004) № 92-ЗКО, федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); СанПиН 2.4.2.2821-10, утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010; Санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.3286-15, утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными актами в области защиты прав ребёнка, законами и иными нормативно-правовыми актами Курской области, решениями и приказами соответствующих органов управления образованием, Уставом и локальными актами Школы.
Адаптированная программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой.
Цели программы:
- введение обучающейся в культуру общества;
- развитие личности ребёнка на основе освоения универсальных способов деятельности;
- обретение духовно-нравственного опыта и социальной компетентности в условиях усвоения системы знаний, умений и навыков;
- создание условий для общекультурного и личностного развития обучающейся на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование компетентностей в любой предметной области познания.
Задачи программы:
- дать представление о практической реализации компонентов адаптированной образовательной программы при изучении курсов математики, чтения, письма;
- конкретно определить структуру, содержание, объем часов, последовательность, порядок изучения учебного материала; объём знаний, умений, навыков, подлежащих обязательному усвоению по учебным курсам математики, чтения, письма, реализуемых в ОКОУ «Курская школа», с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и обучающейся;
- определить формы и методы контроля уровня овладения обучающейся учебным материалом по учебным курсам математики, чтения, письма.
В основе рабочей программы лежат научно-методические разработки, учебные авторские программы В.В.Воронковой для коррекционной школы. Методические разработки Маллера А.Р. и Цикото Г.В., изданные в 2011 г.
Ученица обучается в классе для детей с ограниченными возможностями здоровья, поэтому при изучении учебного материала ребёнок усваивает только элементы письма, счёта, чтения. В отличие от своих сверстников ученица не может усваивать материал уроков полностью. Она постоянно нуждается в помощи со стороны педагогов, в психолого-педагогическом сопровождении. Является инвалидом детства, ей трудно работать продолжительное время, поэтому на уроках девочка обучается не только чтению, письму, счёту. Ей необходимы занятия конструирования, рисования, обучение навыкам самообслуживания, умения ориентироваться в пространстве, учиться устанавливать речевой и эмоциональный контакт с окружающими её людьми. Большое внимание уделяется развитию речи Маши, развитию её психомоторики и сенсорных процессов, привитию навыков самообслуживания, умению ориентироваться в окружающей обстановке. Все внесённые изменения в адаптированную программу продиктованы индивидуальными особенностями развития интеллекта обучающейся 4 класса.
Основные формы организации образовательного процесса: урок, практические работы, экскурсии.
Технологии обучения: здоровьесберегающее обучение, дидактические развивающие игры, уровневая самостоятельная работа, индивидуально – ориентированное обучение.
Виды и формы контроля: проверка техники чтения, самостоятельные работы.
На конец учебного года предполагается приобретение обучающейся учебных навыков:
- проговаривать за учителем отдельные звуки, читать слоги, слова, определять первый звук в слове, правильно его произносить и читать, строить фразы из 2-х слов с опорой на иллюстрации (по возможности);
- пользоваться тетрадью, правильно держать ручку, владеть орнаментальным рисованием в тетради, писать элементы букв, буквы, слоги и слова (по опорным точкам или с помощью учителя), писать цифры (по опорным точкам), решать примеры (с калькулятором), вычерчивать геометрические фигуры (с помощью учителя);
- определять цвет, форму, величину предметов, сравнивать предметы, определять положение предметов в пространстве, узнавать геометрические фигуры, цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 ;
- узнавать и называть конкретные предметы, моделировать ситуации, составлять простые фразы на основе сюжетных картин (по возможности).
При составлении адаптированной программы были использованы учебники:
- В.В.Воронкова, И.В.Коломыткина «Букварь», учебник для специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида, Москва «Просвещение» 2002г.
- А.А.Хилько «Математика», учебник для 1 класса коррекционных образовательных учреждений VIII вида, Москва «Просвещение» 2000 г.
Л.А.Кузнецова «Ручной труд», учебник по трудовому обучению для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение» 2006 г.
Адаптированная программа рассчитана на один учебный год.
Сведения о ребёнке
В раннем возрасте девочке был поставлен диагноз: резидуально - органическое поражение центральной нервной системы. У ребёнка выраженные поведенческие нарушения. Большие проблемы в развитии эмоционально-волевой сферы. Учащаяся является инвалидом детства. Девочка регулярно проходит курсы лечения. Слабо ориентируется в быту и в окружающей жизни, поэтому ей нужно постоянно помогать и в школе, и дома.
Ученица привыкает только к самым близким людям, посторонние её пугают или раздражают. В классе не обращает внимания на одноклассников. С детьми из других классов совсем не общается и не стремится к этому. По школе передвигается только с учителем. Не может ориентироваться в школьном помещении, за пределы своего кабинета никуда не удаляется. Совсем не переносит большого скопления людей, посторонние шумы. Начинает нервничать, кричать, плакать, поэтому ученица не присутствует на массовых детских мероприятиях. Девочка долго привыкала к столовой, спортивному залу, музыкальному кабинету. Всё это говорит о больших проблемах в психическом развитии ребёнка.
Процесс обучения для обучающейся проходит очень непросто. У неё слабая мотивация к обучению, низкая работоспособность на уроках. Девочку постоянно нужно успокаивать, отвлекать от своих мыслей, дать возможность расслабиться и в тоже время настроить на работу на уроке. Как ребёнок с искажённым развитием имеет особенности собственного восприятия. Ей требуется повторять инструкцию несколько раз. Речь учителя должна быть спокойной и доступной для понимания. Вся информация воспринимается ребёнком обрывочно, что нарушает процесс воспроизведения. Ученице постоянно нужна помощь на уроке. У неё нарушены все процессы памяти, многие практические действия необходимо выполнять вместе с ученицей. Мыслительные операции крайне неразвиты. Мышление конкретное, наглядное.
Развитие общей и мелкой моторики также отстаёт от нормы. Ученица может держать в руке ручку и карандаш, но пишет только по образцу, по опорным контурам или с помощью учителя. Девочка не видит границ строки, быстро теряет интерес к работе в тетради. Её можно привлечь ненадолго к простому раскрашиванию, конструированию. Очень скоро теряет интерес к письму, не любит усложнений в работе, быстро утомляется и отказывается от работы. Вместе с коллективом не работает, т.к. не понимает смысла этого. Действия неточные, проявляет двигательную неловкость. Инструкции понимает плохо, очень упряма, требует помощи при выполнении упражнения.
В развитии устной речи у обучающейся есть масса проблем и особенностей, которые всегда нужно учитывать в учебном процессе. У девочки – недоразвитие речи тяжёлой степени на фоне дизартрических расстройств. Речь лепетная, малопонятная, с назальным оттенком. Предметы и действия называет одним словом. Нарушение произношения полиморфное (смягчение согласных). Может повторять за учителем отдельные слова, но самостоятельно в речи их использовать не может. Ученице необходимо развивать мотивацию к речевому общению. Ей постоянно нужна помощь взрослых, длительное повторение и закрепление знаний на уроках.
Таким образом, у обучающейся есть личные особенности, которые определяют необходимость обучения её по адаптированной программе. Она с трудом идёт на контакт, выполняет только те задания, которые ей хорошо знакомы, часто отказывается от предложенной работы. Легко возбудима, раздражительна. У неё низкий уровень запоминания и восприятия. Операции обобщения возможны только при постоянной сопровождающей помощи взрослых. Характерна повышенная тревожность, неусидчивость, гиперактивность. Мотивация к учению развита слабо. Помощь взрослого малоэффективна.
Таким образом, создание адаптированной программы способствует поддержке интереса к обучению, выработке положительной мотивации у обучающейся 4 класса, формированию её нравственной и волевой готовности к обучению в школе.
Счёт
Программа рассчитана на 100 часов (3 ч в неделю).
Занятия счётом являются одним из важных общеобразовательных предметов, который готовит обучающихся с глубокой недоразвитием интеллекта к жизни и овладению доступными трудовыми навыками.
Процесс обучения неразрывно связан с коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств обучающейся, а также воспитанием у неё трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости.
Обучение счёту должно носить практическую направленность, готовить учащуюся к овладению определёнными знаниями и навыками, учить использованию знаний счёта во внеурочных ситуациях.
Цель обучения: помочь обучающейся овладеть определённым объёмом математических умений и навыков, помочь научиться применять полученные знания в повседневной жизни.
Задачи обучения: - формирование у обучающейся умения сравнивать предметы по величине, цвету, форме;
- определять положение предметов в пространстве относительно себя;
- узнавать, называть и классифицировать геометрические фигуры;
- писать цифры, соотносить количество с соответствующим числительным;
- выполнять сложение и вычитание простых чисел с опорой на счётный материал (калькулятор) и с помощью учителя;
- развитие психофизических функций: внимания, памяти, мышления, моторики;
- воспитание трудолюбия, терпеливости, настойчивости.
Практические действия с предметами, их заменителями девочка должна учиться оформлять в громкой речи. У неё формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом.
В процессе уроков необходимо прививать интерес к элементам математики, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. На уроках должны широко использоваться методы обучения: демонстрации, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, самостоятельная работа и др.
Обучение невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащейся. Поэтому на уроках учитель учит ребёнка повторять собственную речь, вводит хоровое комментирование предметно – практической деятельности и действий с числами.
Организация обучения счёту
Основной формой организации процесса обучения счёту является урок. Ведущей формой работы учителя с обучающейся на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Успех обучения во многом зависит от тщательного изучения учителем индивидуальных особенностей ребёнка.
Каждый урок оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.
Устный счёт как этап урока является неотъемлемой частью почти каждого урока математики.
Большая часть уроков посвящена изучению чисел первого десятка. Ученица также учится определять положение предметов в пространстве и на плоскости.
Геометрический материал включается почти в каждый урок. Девочка учится узнавать и классифицировать изученные фигуры, различать их по цвету, форме, величине.
На уроках счёта могут присутствовать элементы самостоятельной работы, но вся работа должна проводится под наблюдением учителя.
Осуществляется повседневный, текущий контроль за состоянием знаний счёта.
Программа в целом определяет оптимальный объём знаний и умений, который доступен обучающейся с глубоким недоразвитием интеллекта.
Ученице необходимо заниматься по адаптированной программе, которая позволяет ей обучаться в пределах своих возможностей.
Свойства предметов
Предметы, обладающие определёнными свойствами: цвет, форма, размер, назначение. Слова: каждый, все, остальные, другие.
Сравнение предметов
Сравнение предметов, серии предметов.
Сравнение предметов, имеющих объём, площадь, по величине: большой, маленький, больше, меньше, равные, одинаковые по величине.
Сравнение предметов по размеру. Сравнение двух предметов: длинный, короткий (широкий, узкий, высокий, низкий, толстый, тонкий).
Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжёлый, лёгкий, тяжелее, легче.
Положение предметов в пространстве, на плоскости
Положение предметов в пространстве, на плоскости относительно учащегося, по отношению к друг другу: впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, рядом, здесь, там, на, в, за, над, под.
Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине.
Временные представления
Сутки: утро, день, вечер, ночь. Сегодня, завтра, вчера.
Геометрические формы
Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Шар, куб, брус.
Числа 1-9
Счёт предметов в пределах 10. Количественные, порядковые числительные, цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Соотношение количества, числительного, цифры. Получение чисел пересчитыванием предметов.
Место чисел в изучаемом отрезке числового ряда. Сравнение чисел по месту в числовом ряду.
Арифметические действия: сложение, вычитание, знаки действий («+»и «-») (с помощью учителя).
Предполагаемый уровень умений и навыков, который может приобрести обучающаяся на уроках счёта:
- определять цвет, величину, размеры, форму предметов;
- находить положение предметов в пространстве и на плоскости относительно себя и друг друга;
- определять части суток, порядок их следования;
- называть количественные, порядковые числительные, цифры в пределах 5;
- называть знаки арифметических действий сложения и вычитания.
- увеличивать и уменьшать количество предметов в совокупности;
- помещать предметы в указанное положение;
- узнавать и называть геометрические фигуры;
- писать цифры 1- 9 (по контурам); соотносить количество предметов с цифрой (с помощью учителя).
Учебно-тематическое планирование уроков счёта (100 ч)
№ | Разделы (темы) | Кол-во часов | Контрольные, самостоятельные, практические, работы, экскурсии | Примечания |
1. | Определение свойств предметов. | 7 | Практическая работа. |
|
2. | Сравнение предметов, групп предметов. | 10 | Самостоятельная работа |
|
3. | Положение предметов на плоскости, в пространстве. | 15 | Практическая работа |
|
4, | Временные представления. | 4 | Практическая работа |
|
5. | Геометрические формы. | 15 | Самостоятельная работа Контрольная работа |
|
6. | Работа с числами 1- 9. | 19 | Контрольная работа |
|
7. | Сложение и вычитание чисел в пред. 10. | 30 |
Контрольная работа |
|
ИТОГО часов | 100 |
|
|
Календарно – тематическое планирование уроков счёта
№№ п/п | Содержание уроков | Геометрический материал | Часы | Дата |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100
| Выявление представлений о числе, счёте. Один – много.
Сравнение фигур по форме и цвету. Поиск заданных фигур.
Сравнение предметов по количеству: много, мало, столько же.
Положение предметов в пространстве, на плоскости: вверху – внизу, выше – ниже.
Соотнесение чисел 1, 2, 3, 4, 5 с соответствующим количеством предметов.
Числовой ряд 1, 2, 3, 4, 5 . Письмо цифр по опорным точкам и самостоятельно.
Порядковые числительные «первый», «второй», «третий», «четвёртый», «пятый». Сравнение чисел.
Сложение. Знак сложения. Прибавление единицы. Чтение и запись примеров.
Вычитание. Знак вычитания. Вычитание единицы. Чтение и запись примеров.
Сложение и вычитание чисел в пр. 5.
Решение простых арифметических задач на нахождение суммы.
Решение простых арифметических задач на нахождение разности.
Формирование представлений о временах года. Сравнение зимы и лета. Временные представления: сегодня, завтра, вчера.
Временные представления: утро, день, вечер, ночь; рано, поздно, вовремя, давно.
Выделение цифры 6. Соотнесение числа 6 с количеством предметов.
Числовой ряд 1-6.
Образование числа 6 (5+1, 4+2, 3+3). Сложение чисел в пределах 6.
Составление и решение примеров.
Решение примеров и задач на вычитание в пр. 6.
Числовой ряд 1-7. Выделение цифры 7. Письмо цифры 7.
Контрольная работа «Сложение и вычитание чисел в пр.6 »
Образование числа 7 (6+1, 5+2, 4+3).
Составление и решение примеров на сложение в пред. 7.
Сложение чисел в пределах 7.
Вычитание в пределах 7.
Составление и решение примеров на вычитание в пр. 7.
Закрепление навыка решения примеров с опорой на калькулятор.
Сложение и вычитание чисел в пр. 7.
Соотнесение цифр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. Числовой ряд 1-7. Письмо цифр.
Сравнение чисел: 5 и 6, 5 и 7. Письмо цифр.
Сложение чисел в пределах 7.
Решение простых арифметических задач на нахождение суммы.
Решение примеров на вычитание в пределах 7.
Решение примеров и задач на сложение в пределах 7.
Решение примеров и задач на вычитание в пред. 7.
Выделение цифры 8. Выбор восьми предметов с пересчётом.
Соотнесение числа 8 с количеством предметов.
Числовой ряд 1 – 8 . Письмо цифры 8 по опорным точкам и самостоятельно.
Образование числа 8 (7+1, 6+2, 5+3).
Составление и решение примеров на сложение в пределах 8.
Вычитание единицы, двух единиц из 8.
Решение примеров на вычитание в пределах 8.
Составление и решение задач на нахождение разности в пр. 8.
Контрольная работа « Сложение и вычитание в пределах 8».
Составление и решение примеров и задач в пр. 8.
Выделение цифр 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. Соотнесение цифр с соответствующим количеством предметов.
Числовой ряд 1 – 8. Письмо цифр по точкам и самостоятельно.
Сложение чисел в пределах 8. (с помощью калькулятора)
Вычитание чисел из 8. (с помощью калькулятора) Выделение цифры 9. Письмо цифры 9 по опорным точкам. Числовой ряд 1-9. Соотнесение цифры 9 с соответствующим количеством предметов. Сравнение чисел: 8 и 9, 7 и 9. Решение примеров. Образование числа 9 (8 + 1, 1+8), состав числа 9.
Состав числа 9 (7 + 2, 2 + 7). Решение примеров.
Состав числа 9 (6+3, 3 + 6). Решение примеров.
Состав числа 9 (5+4, 4+5). Решение примеров.
Решение простых арифметических задач.
Вычитание единицы из 9. Составление примеров.
Решение примеров на вычитание из 9.
Составление и решение примеров на сложение в пределах 9.
Составление и решение примеров на вычитание в пределах 9.
Решение задач и примеров на сложение в пределах 9.
Сложение и вычитание чисел в пределах 9.
Контрольная работа «Сложение и вычитание чисел в пред. 9»
Выделение числа 10. Понятие об «однозначном» и «двузначном » числе.
Рисование числа 10 по трафаретам, по опорным точкам.
Числовой ряд 1 – 10. Выделение числа 10.
Соотнесение числа 10 с соответствующим количеством предметов. Письмо числа 10 по опорным точкам и самостоятельно.
Сравнение чисел 9 и 10, 8 и 10, 7 и 10. Работа со счётным материалом.
Образование числа 10 (9+1, 8+2). Составление примеров.
Образование числа 10 (7+3, 6+4). Составление примеров.
Образование числа 10 (5+5). Составление примеров.
Состав числа 10. Составление и решение примеров.
Сравнение и сложение чисел в пределах 10.
Решение простых арифметических задач на нахождение суммы.
Вычитание из 10. Составлении е и решение примеров.
Составление и решение простых арифметических задач.
Числовой ряд 1 – 10. Сравнение чисел.
Сложение чисел в пределах 10 (с использованием калькулятора).
Вычитание из 10 (с использованием калькулятора). Сложение чисел в пределах 10 (с использованием калькулятора). Составление и решение простых арифметических задач на сложение.
Вычитание из 10. Составление и решение примеров. Решение задач на нахождение разности.
Сложение чисел в пределах 10. Состав числа 10.
Составление и решение примеров на сложение в пределах 10.
Вычитание из 10. Таблица вычитания чисел из 10.
Составление и решение задач на вычитание из 10. Контрольная работа «Сложение и вычитание в пред. 10»
Выделение числа 10 в числовом ряду.
Соотнесение числа 10 с соответствующим количеством предметов.
Рисование цифр 1- 10 по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно. Числовой ряд 1 – 10. Письмо цифр самостоятельно (по опорным точкам).
Сравнение чисел 9 и 10, 8 и 10. Решение неравенств.
Образование числа 10 , состав числа 10. Решение примеров. Сложение чисел в пределах в пр.10. Составление и решение примеров. Решение простых арифметических задач на сложение в пред. 10. Решение простых арифметических задач на вычитание из 10. Составление и решение примеров на сложение в пред. 10. Составление и решение примеров на вычитание в пред. 10.
|
Демонстрация геометрических фигур и проговаривание их названий. Обводка фигур по внешним трафаретам и их штриховка.
Треугольник. Обводка ёлочки, раскрашивание.
Построение треугольников по точкам.
Обводка по трафаретам кругов.
Рисование кругов по опорным точкам.
Обводка кругов по внешним трафаретам.
Задание «Из чего составлена фигура?».
Кривая, прямая.
Рисование фигур по тетрадным клеточкам. Построение прямой через одну точку.
Построение прямой по линейке.
Нахождение заданных фигур в аппликации.
Выбор геометрических фигур по инструкции.
Рисование 6 фигур.
Сравнение по размерам нескольких квадратов. Рисование квадратов по трафаретам.
Сравнение квадрата и прямоугольника
Обводка квадрата по внутренним трафаретам.
Предметы, имеющие форму квадрата.
Рисование фигур по точкам.
Рисование геометрического орнамента.
Обводка прямоугольников по трафаретам.
Предметы, имеющие форму круга.
Рисование орнамента по точкам. Составление орнамента из геометрических фигур.
Предметы, имеющие форму треугольника.
Рисование фигур по точкам.
Обводка и раскрашивание квадратов. Рисование фигур по тетрадным клеточкам. Задание «Из чего составлена фигура?».
Расположение геометрических фигур на плоскости по заданию.
Прямоугольник в аппликации.
Круг в аппликации.
Штриховка геометрического орнамента. Сравнение квадрата и прямоугольника.
Рисование восьми фигур по опорным точкам.
Конструирование из квадратов.
Конструирование из треугольников. Обводка треугольника по внешнему трафарету.
Обводка треугольника по внутреннему трафарету.
Орнамент из треугольников.
Правило работы с линейкой. Построение отрезка.
Построение отрезка по линейке с помощью учителя и самостоятельно.
Сравнение квадрата и прямоугольника.
Раскрашивание геометрических фигур.
Рисование фигур по опорным точкам.
Обводка и раскрашивание прямоугольников.
Составление орнамента из геометрических фигур Лепка цифры 9 из пластилина. Обводка круга по внешнему трафарету.
Обводка квадрата по внешнему трафарету.
Составление орнамента.
Раскрашивание орнамента.
Обводка треугольника по внутреннему трафарету.
Рисование орнамента из треугольников.
Обводка прямоугольника по внутреннему трафарету. Обводка прямоугольника по внешнему трафарету.
Конструирование из кругов.
Конструирование из прямоугольников.
Составление орнамента из геометрических фигур. Раскрашивание орнамента.
Найди предметы, похожие на квадрат.
Построение фигур по опорным точкам.
Пересчёт десяти одинаковых предметов.
Выделение фигур по форме.
Выделение фигур по величине.
Выделение фигур по цвету.
Конструирование из прямоугольников.
Рисование орнамента по опорным точкам.
Рисование фигур по опорным точкам.
Расположение геометрических фигур.
Сравнение квадрата и прямоугольника.
Обводка и раскрашивание треугольников.
Обводка и раскрашивание прямоугольника.
Расположение геометрических фигур по заданию.
Рисование геометрических фигур по опорным точкам. Выбор геометрических фигур по инструкции.
Рисование орнамента из геометрических фигур.
Рисование орнамента из геометрических фигур. Рисование орнамента по опорным точкам.
Поиск геометрических фигур среди множества других.
Обводка и штриховка фигур.
Расположение фигур по заданию. Работа со строительным конструктором.
Рисование орнамента из прямоугольников.
Конструирование из цветных полос.
Конструирование из геометрических тел.
Рисование фигур по тетрадным клеткам.
Рисование фигур по опорным точкам. Обводка трафарета квадрата.
Выбор геометрических фигур по инструкции.
Обводка и раскрашивание треугольника.
Обводка и раскрашивание прямоугольника.
Обводка и раскрашивание кругов.
Выделение фигур по цвету.
Построение отрезков.
Сравнение отрезков.
Отрезок и прямая.
Построение прямой через точку. |
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
|
|
Чтение
Программа рассчитана на 100 часов (3 ч в неделю).
Цель обучения: развитие у обучающейся слухового внимания, способности к звукоподражанию, исправление дефектов звукопроизношения.
Задачи обучения: - осуществление работы над звуковой стороной языка;
- учить ребёнка точно воспроизводить звуки, выделять их в слогах и словах;
- формирование речевого и фонетического слуха, с целью овладения звуковым анализом и синтезом;
- воспитание звуковой культуры речи.
На уроках чтения для обучающейся с ограниченными возможностями здоровья проводится работа над звуковой стороной языка, нарушение которой заметно сразу. К тому же у девочки нет связной речи, что требует большой работы с этим ребёнком с целью формирования способности к звукоподражанию, произношению простых слогов и слов.
Для овладения правильным звукопроизношением важным направлением работы является развитие у обучающейся слухового внимания и способности к звукоподражанию. Над правильным звукопроизношением следует работать также индивидуально на логопедических занятиях, т.к. эти нарушения выражены в более грубой форме.
Без специальной работы над развитием слухового внимания у обучающейся оказывается несформированным речевой и фонематический слух, что затрудняет овладение девочкой звуковым анализом и синтезом, чтением и письмом.
Вся работа должна проводиться в виде игр и игровых упражнений.
Развитие слухового внимания
Различение звуков окружающей действительности (шуршание листьев, звуки звонков, топанье ног и т.д.).
Кто и как голос подаёт? (Корова, лошадь, кошка и др.)
Чтение коротких стихотворений, где обыгрываются голоса животных.
Игры с движениями, направленные на подведение к восприятию звуков речи (самолёт летит, рокочет мотор).
Выделение первого звука в слове.
Умение услышать первый звук в слове.
Дыхательная гимнастика и артикуляционные упражнения
Вдох-выдох. На выдохе пропеть гласные звуки.
Поддувание ватных шариков, самолётиков.
Надувание цветных шаров.
Специальные упражнения для всех артикуляционных органов.
Работа над звукопроизношением
Фронтально отрабатывается правильное произношение всех звуков. Произношение звуков отрабатывается в определённой последовательности.
Произнесение простых по артикуляции согласных – губно-губных (м, б, п); губно-зубных (в, ф); переднеязычных (в, д, т); заднеязычных (к, г, х) и т.д.
Чёткое произнесение гласных и некоторых согласных как опоры для постановки сложных по артикуляции звуков (и - з, с ; о, у - м, ж ,ч, ш; в, ф – о, з, л; т, д, н – ш, ж, р и др.).
Для формирования правильного звукопроизношения важным является подготовка артикуляционного аппарата, уточнение произношения и использование звука в речи.
Артикуляционная гимнастика направлена прежде всего на уточнение движения или коррекцию органов, которые участвуют в образовании нужных звуков.
Букварный период
Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.
Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: ь е, ё, я, ю, ц, ч, щ, ф, ъ. э. Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах. (в начале, в конце).
Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно.
Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур.
Образование и чтение трёхбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слова.
Соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местоположения их в словах (по возможности).
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур.
Чтение предложений из двух слов (по возможности).
Самостоятельное составление по образцу из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых и закрытых трёхзвуковых слогов, коротких слов.
Предполагаемый уровень умений и навыков, который может приобрести обучающаяся на уроках чтения:
- различение звуков окружающей действительности;
- выделение первого звука в слове;
- выполнение за учителем артикуляционных упражнений;
- анализировать слова по звуковому составу, составлять слова и слоги из букв разрезной азбуки (по образцу);
- плавно читать (с помощь учителя) слоги, слова;
- слушать небольшую сказку, стихотворение, рассказ.
№ | Разделы (темы) | Кол-во часов | Контрольные, самостоятельные, практические работы, экскурсии | Примечания |
1. | Беседы с учащейся на заданные темы | 7 |
|
|
2. | Определение положения звуков в словах. | 22 | Практическая работа. |
|
3. | Знакомство с гласными и согласными звуками и буквами. | 23 | Практическая работа. Самостоятельная работа. |
|
4. | Составление и чтение слогов и слов. | 29 | Практическая работа. |
|
5. | Работа с небольшими текстами в букваре. | 19 | Практическая работа. |
|
ИТОГО часов | 100 |
|
|
Календарно-тематическое планирование уроков чтения
№ | Тема урока | Часы | Дата |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100
|
День Знаний. Урок Мира, посвящённый началу учебного года.
Составление рассказа на тему «Как я провёл летние каникулы».
Деление простых по структуре слов на слоги, деление простого предложения на слова.
Гласные звуки и буквы [а, о, у, ы, и] Выделение гласных в словах. Работа с кассами букв и слогов.
Согласные звуки и буквы [м, с, х, н.] Поиск данных гласных в словах. Работа с кассами букв и слогов.
Составление слов к иллюстрациям. Определение места гласных в слове.
Согласные звуки и буквы [л, р, ж, ш]. Составление и чтение слогов и слов с данными буквами.
Упражнения в составлении и чтении слов с согласными «ж, ш». Составление и чтение предложений.
Дифференциация звуков и букв [ж, ш]. Составление и чтение слов к иллюстрациям.
Звук и буква [б]. Составление и чтение слогов и слов с данной буквой. Работа с кассами букв.
Определение места в слове согласной «б». Чтение предложений к иллюстрациям.
Дифференциация звуков и букв [б, п] .Составление и чтение слогов и слов. Чтение предложений.
Упражнения в составлении и чтении слогов и слов с согласной «г». Определение в слове места согласной «г».
Составление и чтение предложений. Выборочное чтение рассказа «Гости».
Дифференциация звуков и букв [г, к]. Составление и чтение слогов и слов.
Составление и чтение слов к иллюстрациям. Чтение предложений.
Чтение рассказа «Игрушки». Работа по содержанию текста. Закрепление навыка чтения слов и предложений.
Выборочное чтение рассказа «Кира и Вика». Работа по содержанию текста.
Упражнения в составлении и чтении слогов и слов с согласной «д». Чтение слоговых таблиц.
Составление и чтение слов, состоящих из одного закрытого слога (дом, дым, душ).
Работа с иллюстрациями. Составление предложений к рассказу «Сад». Работа по содержанию текста.
Упражнения в составлении и чтении слов с согласной «д».
Дифференциация звуков и букв [д,т]. Чтение слоговых таблиц. Составление слов к иллюстрациям.
Работа с кассами букв. Составление слов к предложениям. Чтение предложений к иллюстрациям.
Знакомство со звуком и буквой [й]. Составление слогов и слов с данной буквой. Определение места буквы в слове. Работа с иллюстрациями. Составление и чтение слов со звуком и буквой «й». Составление и чтение слов к рассказу. Чтение рассказа «Лайка и зайка». Дифференциация звуков и букв [й-и]. Составление слогов и слов. Определение места букв в словах.
Буква «ь». Составление слов с буквой «ь» в конце слова. Работа с кассами букв.
Сравнительное чтение слов с буквой «ь» в конце слова и без него (с. 101 ) Работа с иллюстрациями. Составление слоговых таблиц. Составление и чтение слов с буквой «ь» в конце слова. Составление и чтение слов со стечением согласных. Сравнительное чтение со словами, состоящими из одного закрытого слога (с. 103).
Знакомство со звуком и буквой [е]. Составление и чтение слогов и слов с гласной «е». Работа с иллюстрациями. Составление и чтение слов с гласной «е».
Чтение слоговых таблиц. Работа по содержанию рассказа «У реки».
Составление и чтение слов, состоящих из 2-х, 3-х, слогов.
Упражнения в составлении и чтении слов и предложений. Знакомство со звуком и буквой «ё». Составление слоговых таблиц с гласной «ё».
Работа с иллюстрациями. Составление и чтение слов с гласной «ё». Составление слов с гласной «ё». Определение в слове места гласной буквы «ё». Составление слов к иллюстрациям «Кто у кого?». Работа по содержанию текста.
Чтение предложений, работа с иллюстрациями.
Закрепление навыка работы с кассами букв. Чтение слов и предложений (с. 110.).
Знакомство со звуком и буквой [я]. Составление и чтение слоговых таблиц. Чтение слов с буквой «я». Работа с кассами букв. Составление имён собственных. Определение места в слове звука и буквы «я». Работа с иллюстрациями. Составление предложений «Угадай, кто где.» Работа по содержанию текста. Составление слоговых таблиц. Чтение слов, состоящих из одного закрытого слога. Составление и чтение слов с чередованием гласных «а», «я» (с. 114). Работа с кассами букв. Составление слов. Чтение рассказа «На поляне». Работа по содержанию текста. Составление и чтение слов, состоящих из 2-х, 3-х слогов.
Знакомство со звуком и буквой [ю]. Составление слоговых таблиц. Правильная артикуляция звука [ю]. Составление и чтение слов с гласной «ю» в начале слова.
Составление и чтение слов с гласной «ю» в конце слова, после гласных. Обозначение твёрдости – мягкости согласных буквами «у-ю». Составление и чтение слов (с.116). Сравнительный звуко – буквенный анализ слогов и слов с твёрдыми и мягкими согласными (с.117). Закрепление навыка чтения слов и предложений. Формирование умения грамотно ориентироваться в тексте. Звук и буква [ц]. Работа с кассами букв: составление и чтение слогов и слов со звуком и буквой [ц]. Образование слов с согласной «ц». Определение в слове места согласной «ц». Чтение рассказа «Отец». Составление и чтение слов, состоящих из 2-х, 3-х слогов. Согласная «ц» в середине и в конце слова. (с. 119). Работа с иллюстрациями: составление слов к ним, определение места в слове согласной «ц». Чтение рассказа «Курица и лисица». Составление слов к иллюстрациям. Закрепление навыков составления и чтения слов и предложений с согласной «ц». Знакомство со звуком и буквой [ч]. Составление и чтение слогов со звуком и буквой [ч]. Правильная артикуляция звука [ч]. Работа с кассами букв и слогов. Чтение слоговых таблиц. Составление и чтение слов с буквой «ч». Работа с иллюстрациям. Составление и чтение слов, определение в слове места буквы «ч». Чтение рассказа «Игры детей». Работа по содержанию текста. Поиск слов с согласной «ч». Составление и чтение слов к тексту. Чтение рассказа «Милка и Жучка». Составление ответов на вопросы. Составление и чтение слов по теме «Школа. Урок ». Определение в слове места буквы «ч». Работа с иллюстрациями. Составление и чтение слов и предложений (с.122). Чтение рассказа «Урок». Слоги «ча-чу», составление и чтение слов с данными слогами. Работа по иллюстрациям. Составление и чтение предложений. (с.123). Работа по иллюстрациям сказки «Курочка ряба». Составление и чтение слов и предложений. Выборочное чтение сказки. Закрепление навыка работы с кассами букв, составления и чтения слов и предложений с согласной «ч». Знакомство со звуком и буквой [щ]. Составление и чтение слогов и слов с данной буквой. Работа с кассами букв. Составление слов по иллюстрациям. Определение в словах места буквы «щ». Составление слов к иллюстрациям «Овощи». Работа с кассами букв. Чтение рассказа. Составление и чтение слов со слогами «ща-щу». Чтение рассказа «Роща». Работа по содержанию текста. Различение на слух в произношении и чтении слогов «ча-ща», «чу-щу». Составление и чтение слов с данными слогами. Работа с иллюстрациями. Чтение слов к ним (с.127). Закрепление навыка чтения слов с согласными «ц», «ч», «щ» (с. 128). Знакомство со звуком и буквой [ф]. Составление и чтение слоговых таблиц, слов с буквой «ф». Составление и чтение слов с согласной «ф». Определение в слове места согласной «ф». Работа с иллюстрациями по теме «Фабрика». Составление и чтение слов по заданной теме. Работа с иллюстрациями «Ферма». Составление и чтение слов к данным иллюстрациям.
Составление слов и предложений с согласной «ф». Определение в слове места буквы «ф» (с. 131). Различение на слух, в произношении и чтении звуков и букв «в-ф», слогов и слов с данными буквами. Знакомство со звуком и буквой «э». Составление и чтение слогов и слов с гласной «э». Работа с иллюстрациями. Составление и чтение слов и предложений с гласной «э» (с.133). Составление и чтение предложений по вопросам «Что это?», «Кто это?». Буква «ъ». Составление и чтение слов с буквой «ъ». Сравнительное чтение слов с буквой «ъ» и без него. Составление и чтение слов и предложений с разделительным «ь». Деление слов по слогам. Чтение рассказа «Моя семья». Составление слов и чтение предложений о временах года. Отгадывание загадок. Составление и чтение предложений на тему «Когда это бывает?». Заучивание со слов учителя стихотворения А. Барто «Мячик». Чтение стихотворения «Кошка». Беседа о домашних животных. Чтение текста «Чиж». Беседа о бережном отношении к птицам.
Чтение текста «Котята». Беседа об уходе за маленькими котятами.
Чтение рассказа «Верный друг». Беседа о собаках – друзьях и помощниках человека. Чтение стихотворения «Что мы сажаем». Беседа об отношении к окружающей природе. Чтение текста «Светофор». Беседа о правилах дорожного движения.
|
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 |
|
Письмо
Программа рассчитана на 100 часов (3 ч в неделю
Цель обучения: научить ребёнка правильному письму букв и их соединению в слоги и слова.
Задачи обучения:
- приобретение практических навыков написания букв, слогов, слов;
- развитие и коррекция мелкой моторики рук;
- развитие навыка воспроизведения записи изученных букв, слогов и слов;
- развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки.
Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки
Для обучения письму важно запомнить образы букв, отличать данную букву от других, основываясь на признаках сходства и различия. Эта трудная аналитико-синтетическая деятельность, в основе которой лежит зрительное восприятие, не может успешно осуществляться, если ученица не будет к ней подготовлена. Для решения данной задачи на занятиях могут быть использованы специальные упражнения, которые рекомендуются проводить в виде дидактических игр.
Материал для занятий: дидактические игры, игрушки, мозаика, предметные картинки, счётный материал, геометрические фигуры и формы. Используемый материал для занятий должен быть разного цвета и размера.
Развитие мелкой моторики рук
Развитие мелкой моторики руки является важным моментом в общей системе подготовки ученицы с ограниченными возможностями здоровья к письму. Необходимо проводить систему специальных занятий по подготовке руки к письму. Большую роль играет скоординированность движений руки и речевой моторики.
Для данной ученицы эти занятия являются важными ещё и потому, что у неё наблюдается не только отставание развития моторики, но и нарушение, которое требует специальной коррекции.
Перед каждым занятием проводятся специальные упражнения для укрепления и развития мелкой моторики руки. Упражнения проводятся на вытянутых и на согнутых перед собой руках, сгибание и разгибание пальцев, сжимание пальцев в кулачок, специальные упражнения для держания карандаша и т.д.
При обучении письму важно научить девочку правильному письму букв и соединению их в слоги, слова. Упражнения в написании слогов, слов опираются на звуко – буквенный анализ, предварительную условно – графическую запись и составление слогов и слов из букв разрезной азбуки.
Усвоение чёткого и графически правильного письма прописных букв ь, е, ё, я, ю, ц, ч, ч, щ, ф, ъ. э. Письмо строчных букв только по необходимости. Письмо с помощью учителя, письмо по опорным точкам изученных букв, слоговых сочетаний из данных букв, небольших слов.
Выработка навыка правильного и аккуратного письма слогов и слов и списывания с доски или с индивидуального образца (по опорным точкам).
Предполагаемый уровень умений и навыков, который может приобрести обучающаяся на уроках письма:
- пользоваться тетрадью, правильно держать ручку;
- владеть орнаментальным рисованием в тетради, писать элементы букв, соблюдая строчки (по опорным точкам или с помощью учителя);
- писать изученные строчные буквы с помощью учителя или по опорным точкам.
№ | Разделы (темы) | Кол-во часов | Контрольные, самостоятельные, практические работы, экскурсии | Примечания |
1. | Тренировочные упражнения для развития моторики | 10 | Практическая работа |
|
2. | Письмо элементов букв. | 24 | Практическая работа Самостоятельная работа |
|
3. | Письмо строчных букв. | 12 | Самостоятельная работа |
|
4. | Письмо слогов | 24 | Контрольная работа |
|
5. | Письмо слов с изученными буквами. | 30 | Самостоятельная работа Контрольная работа |
|
ИТОГО часов | 100 |
|
|
Календарно – тематическое планирование уроков письма
№ | Тема урока | Часы | Дата |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100
| Определение уровня знаний и умений учащейся.
Обводка внешних трафаретов, штриховка их.
Обводка внутренних трафаретов, штриховка фигур. Письмо вертикальных и горизонтальных палочек.
Письмо гласных букв «а,о,у,ы». Письмо слогов и слов с гласными буквами.
Письмо согласных букв «м, с, х, н». Письмо слогов и слов с данными буквами.
Работа с иллюстрациями. Составление и письмо слов, определение в слове места гласной буквы.
Упражнения в составлении и письме слогов и слов с согласными «ж, ш».
Дифференциация звуков и букв [ж,ш]. Составление и письмо слов с данными буквами.
Письмо согласной буквы «б». Составление и письмо слогов и слов с данной буквой.
Составление и письмо слов с согласной «б» по иллюстрациям.
Составление и письмо слов к рассказу «Рыбалка». Работа с иллюстрациями.
Дифференциация звуков и букв [б-п]. Составление и письмо слогов и слов с данными согласными.
Письмо буквы «г». Упражнения в составлении и письме слогов с согласной «г».
Составление и письмо слогов и слов с согласной «г». Определение в слове места согласной «г».
Дифференциация звуков и букв [г-к]. Составление и письмо слогов и слов с данными согласными буквами.
Работа с иллюстрациями. Составление и письмо слов к ним. Поиск согласных «г-к» в словах.
Составление слов по теме «Игрушки». Письмо данных слов, выделение в словах согласных «г-к».
Составление и письмо слов к иллюстрациям. Составление предложений из данных слов.
Контрольная работа «Письмо слов с согласными «г - к».
Письмо буквы «д». Составление и письмо слогов и слов с согласной «д».
Составление и письмо слов, состоящих из одного закрытого слога (дом, дым, душ).
Работа с иллюстрациями. Составление и письмо слов по теме «Сад». Определение в слове места буквы «д».
Дифференциация звуков и букв [д-т]. Составление и письмо слогов и слов с данными буквами.
Работа с иллюстрациями. Составление слов и предложений к ним.
Письмо буквы «й». Составление и письмо слогов и слов с данной буквой.
Составление и письмо слов с буквой «й» по иллюстрациям. Определение в слове места буквы «й».
Выборочное письмо слов из рассказа «Лайка и зайка». Определение места в слове буквы «й».
Дифференциация звуков и букв [й-и]. Составление и письмо слогов и слов с данными буквами.
Составление и письмо слов с буквой «ь» в конце слова. Звуко – буквенный анализ слов. Составление и письмо слов с буквой «ь» в середине слова и в конце слова. Составление и письмо слов с «ь» в конце слова.
Составление и письмо слов со стечением согласных. Работа с кассами букв. Письмо гласной «е». Составление и письмо слогов и слов с гласной «е». Работа с иллюстрациями. Составление и письмо слов с гласной «е».
Составление слов к рассказу «У реки». Письмо слов, определение в словах места гласной «е».
Закрепление навыка составления и письма слогов и слов.
Контрольная работа «Письмо слов с «ь».
Письмо гласной «ё». Составление и письмо слогов с буквой «ё». Определение в словах места буквы «ё». Поиск слов с гласной «ё» в рассказе «Ёлка». Письмо слов и выделение гласной «ё». Составление названий домашних животных и птиц. Письмо слов и выделение гласной «ё».
Упражнение в написании слогов и слов с гласной «ё».
Закрепление навыка письма слов и предложений к иллюстрациям.
Упражнения в составлении и письме слогов и слов с изученными буквами.
Письмо гласной буквы «я». Составление и письмо слогов с гласной «я».
Составление и письмо имён собственных с гласной «я» в начале слова и в конце слова. Составление и письмо слов к иллюстрациям «Угадай, кто где».
Составление и письмо слов, состоящих из одного закрытого слога (мял, ряд, сядь).
Работа с кассами букв. Письмо слов с чередованием гласных «а, я».
Составление и письмо слов к рассказу «На поляне». Составление из слов предложений.
Составление и письмо слов, состоящих из 2-х, 3-х слогов.
Письмо элементов буквы «ю», гласной «ю». Составление и письмо слогов с гласной «ю». Составление и письмо слов с гласной «ю» в начале слова. Составление и письмо слов с гласной «ю» в конце слова, после гласных. Образование и письмо слогов и слов с буквой «ю». Работа с кассами букв. Письмо слов с гласной «ю». Сравнительный звуко-буквенный анализ слов с твёрдыми и мягкими согласными. Составление и письмо слов с гласными «у-ю». Выделение твёрдых и мягких согласных в словах. Письмо элементов буквы «ц», согласной «ц»- строчной и прописной. Образование и письмо слов с согласной «ц». Определение в слове места согласной «ц». Работа с кассами букв: составление слов к иллюстрациям и письмо их. Составление и письмо слов с согласной «ц» в середине и в конце слова. Закрепление навыка письма слов по иллюстрациям. Письмо слов по опорным точкам, самостоятельно. Составление и письмо слов, состоящих из 2-х, 3-х слогов.
Письмо элементов буквы «ч», согласной «ч». Составление и письмо слогов с согласной буквой «ч». Работа с кассами букв и слогов. Составление и письмо слогов и слов с согласной буквой «ч». Составление и письмо слов к иллюстрациям. Определение в слове места согласной «ч». Составление слов по теме «Игры детей». Письмо данных слов по опорным точкам и самостоятельно.
Контрольная работа «Письмо слов, состоящих из 2, 3 слогов».
Упражнения в составлении и письме слов по теме «Урок».
Закрепление навыка составления и письма слов с согласной «ч». Письмо слогов «ча-чу». Составление и письмо слов с данными слогами. Работа с иллюстрациями, составление и письмо слов со слогами «ча-чу».
Составление и письмо слов к сказке «Курочка ряба» с опорой на иллюстрации. Составление из слов предложений. Упражнения в составлении и письме слов с согласной «ч» с опорой на иллюстрации.
Письмо элементов буквы «щ», согласной «щ». Составление и письмо слогов и слов с согласной буквой «щ». Составление и письмо слов по иллюстрациям. Определение в словах места буквы «щ». Работа с иллюстрациями «Овощи». Составление и письмо слов. Правописание слогов «ща-щу», составление и письмо слов с данными слогами. Различение на слух, в произношении и письме слогов «ча-ща», «чу-щу». Составление и письмо слов с данными слогами. Упражнения в составлении и письме слов со слогами «ча-ща», «чу-щу». Работа с иллюстрациями. Закрепление навыка составления и письма слов с согласными «ц», «ч», «щ». Деление слов по слогам. Письмо элементов буквы «ф», согласной «ф». Составление и письмо слогов и слов с согласной буквой «ф». Составление и письмо слов с согласной «ф». Определение в словах места согласной «ф». Работа с иллюстрациями «Фабрика». Составление и письмо слов по данной теме. Буква «ф» строчная и прописная. Письмо слов с согласной «ф» по опорным точкам и самостоятельно. Совершенствование навыка письма слов с согласной «ф» по иллюстрациям. Различение на слух, в произношении и письме букв «в-ф». Письмо слогов и слов с данными буквами. Знакомство с гласной буквой «э». Письмо буквы «э», составление и письмо слогов и слов с гласной «э». Работа с иллюстрациями. Составление и письмо слов с гласной «э». Составление и письмо предложений по вопросам «»Что это?», «Кто это?». Письмо слов по опорным точкам. Письмо буквы «ъ». Составление и письмо слов с буквой «ъ». Сравнительное составление и письмо слов с буквой «ъ» и без него. Итоговая контрольная работа. Составление слов к рассказу «Моя семья». Письмо слов по опорным точкам.
Отгадывание загадок о временах года. Составление слов по теме «Времена года». Письмо с помощью учителя и самостоятельно. Составление и письмо слов и предложений на тему «Когда это бывает?». Работа со стихотворением А. Барто «Мячик». Выборочное составление и письмо слов к произведению. Составление и письмо слов из стихотворения «Кошка». Деление слов по слогам.
Составление и письмо слов к рассказу «Верные друзья». Работа с иллюстрациями.
Составление и письмо слов к стихотворению «Что мы сажаем». Деление слов по слогам.
Составление слов по теме «Правила дорожного движения». Письмо слов по опорным точкам. |
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
|
|
Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности
Программа рассчитана на 68 час (2 ч в неделю)
Данный предмет является специфическим и необходимым для обучения Шепелевой Маши, как ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Его введение обусловлено отставанием обучающейся в общем и речевом развитии от сверстников с нормальным интеллектом.
Цель обучения: направленное исправление дефектов общего и речевого развития обучающейся Шепелевой Маши, развитие её познавательной деятельности, увеличение словарного запаса.
Задачи обучения: - формирование элементарных представлений и понятий, необходимых при обучении другим учебным предметам;
- расширение и обогащение представлений о непосредственно окружающем мире;
- развитие аналитико-синтетической деятельности обучающейся, коррекция её мышления.
Маша, как ребёнок с глубоким нарушением интеллекта, понимает в основном обиходную речь, не выходящую за рамки её небогатого жизненного опыта. Словарь девочки беден, в нём нет самых необходимых слов для обозначения предметов и действий в окружающей её обстановке. Маша не может правильно строить предложения, не владеет даже навыками связной речи.
Обучающаяся не может самостоятельно накапливать сведения о тех предметах, которые она повседневно наблюдает или с которыми имеет дело. Наблюдения Маши поверхностны, она не вникает в суть вещей, не делает обобщений. Тем более она не в состоянии приобрести знания о предметах и явлениях, стоящих вне рамок её личного опыта.
Для развития Маши её общение со взрослыми приобретает ещё большую значимость, чем для нормального ребёнка этого же возраста. Умственно ограниченный ребёнок сам, без помощи взрослого, не способен правильно и отчётливо воспринимать наблюдаемые предметы и явления.
Тематика уроков
- Город, улица, на которой расположена школа.
- Правила дорожного движения.
- Посуда.
- Мебель.
- Одежда.
- Обувь.
- Времена года: лето, осень, зима, весна (основные признаки: тепло, холодно, мороз, солнце, ветер, дождь, снег и др.)
- Сезонная работа в саду, на огороде.
- Овощи.
- Грибы.
- Ягоды.
- Деревья (ель, сосна).
- Растения на клумбах.
- Комнатные растения (традесканция, герань и др.).
- Злаковые растения (рожь, кукуруза, овёс, пшеница).
- Орехи (лещина, грецкий, кедровый).
- Сбор и хранение семян цветковых растений.
- Домашние животные (лошадь, корова, свинья).
- Дикие животные (лось, олень).
- Дикие птицы (лебедь, гусь).
- Домашние птицы (гусь, индюк).
- Насекомые.
- Рыбы.
- Охрана здоровья.
На занятиях по развитию речи уточняются и обогащаются знания и представления Маши о предметах ближайшего окружения. Она учится узнавать предметы, правильно их называть, объединять предметы в группы, используя обобщающие слова. Ребёнок, получая знания о предметах и явлениях окружающей его действительности, овладевает лексическим запасом родного языка, учится понимать общепринятое значение слов, правильно употреблять их в речи.
На занятиях необходимо использовать игры и игровые моменты, бытовые и трудовые ситуации, логические игры на классификацию, игру «Четвёртый лишний», картинное лото, домино и другие.
Ученица должна быть поставлена в приближенные к естественным условия, побуждающие её речевую и познавательную деятельность.
Предполагаемый уровень умений и навыков, который может приобрести Шепелева Маша на уроках развития речи:
- узнавание и называние конкретных предметов, в том числе изображенных на рисунках;
- составление простых фраз на основе предложенного рисунка;
- стараться употреблять в речи поставленные звуки.
- называть основные цвета, форму и размер предметов;
- проговаривать названия дней (вчера, сегодня, завтра);
- знать названия предметов ближайшего окружения и узнавание их среди других предметов;
- знать свои имя и фамилию и реагировать на них.
Учебно-тематическое планирование уроков по развитию устной речи для Шепелевой Марии (101 ч) № | Разделы (темы) | Кол-во часов | Контрольные, самостоятельные, практические, лабораторные работы, экскурсии | Примечания |
| Одежда. | 3 | Практическая работа. |
|
| Обувь. | 4 | Практическая работа. |
|
| Времена года: лето, осень, зима, весна. | 8 | Экскурсии в природу (6). |
|
| Комнатные растения. | 2 | Практическая работа. |
|
| Домашние животные. | 4 |
|
|
| Дикие животные. | 3 |
|
|
| Ягоды. | 2 |
|
|
| Насекомые. | 4 |
|
|
| Злаковые растения. | 4 |
|
|
| Фрукты. | 2 |
|
|
| Овощи. | 2 |
|
|
| Охрана здоровья. | 2 |
|
|
| Правила дор. движен. | 2 | Практическая работа. |
|
| Мебель. Квартира. | 4 | Практическая работа. |
|
| Транспорт. Улица. | 2 | Экскурсия (1). |
|
| Домашние птицы. | 3 |
|
|
| Посуда. | 3 | Практическая работа. |
|
| Деревья. | 3 |
|
|
| Дикие птицы. | 5 |
|
|
| Орехи. | 1 |
|
|
| Рыбы. | 2 |
|
|
| Сбор семян растений. растений | 1 | Практическая работа. |
|
| Грибы. | 2 |
|
|
ИТОГО часов | 68 |
|
|
Изобразительное искусство
Программа рассчитана на 35 часов (1 ч в неделю)
Изобразительное искусство как школьный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение в обучении и воспитании обучающейся Шепелевой Марии. Данные занятия способствуют совершенствованию познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сферы ученицы с ограниченными возможностями здоровья.
Цель обучения: существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы обучающейся, способствовать формированию личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, воспитание положительных навыков и привычек.
Задачи обучения:
- коррекция недостатков развития познавательной деятельности Маши путём систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у неё правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, устанавливать сходство и различие между предметами;
-совершенствование умения ориентироваться в задании, последовательном выполнении рисунка;
- улучшение зрительно-двигательной координации путём использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;
- развитие у обучающейся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного искусства;
- развитие у школьницы художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравственному и трудовому воспитанию.
У Шепелевой Маши необходимо формировать эмоционально-положительное отношение к изобразительной деятельности и её результатам, учить радоваться красивым предметам и изображениям, яркому сочетанию цветов. Девочку необходимо знакомить с особенностями бумаги, карандашей, красок.
На уроках изобразительного искусства Маша готовится к изобразительной деятельности. Она учится сидеть за столом, придерживать бумагу, правильно держать карандаш. Одновременно ученица сопровождает взглядом движение руки с карандашом. Машу нужно учить ориентироваться в пространстве листа бумаги.
На уроках Маша учится понимать, что рисунок - это отображение свойств реального предмета. Рисуя по подражанию действиям учителя, девочка учится различать формы предметов, цвет, величину, пространственные отношения между предметами.
Уроки рисования направлены на эстетическое воспитание Маши. Систематическое рассматривание народных игрушек и изделий мастеров вырабатывает простейшие оценочные суждения (красиво, некрасиво, верно, неверно, такой, не такой).
Также уроки изобразительного искусства способствуют коррекции мелкой моторики рук, посредством использования гимнастических упражнений, упражнений с предметами и игровые графические упражнения. У Маши также развиваются аналитико-синтетическая деятельность и деятельность сравнения, совершенствуются представления.
Предполагаемый уровень умений и навыков, который может приобрести Шепелева Мария на уроках изобразительного искусства:
- организовать своё рабочее место, правильно сидеть за столом, правильно держать бумагу и карандаши;
- выделять в предметах и их изображениях цвет, форму, величину;
- ориентироваться на плоскости листа бумаги.
- выделять названия изображаемых предметов;
№ | Разделы (темы) | Кол-во часов | Контрольные, самостоятельные, практические, лабораторные работы, экскурсии | Примечания |
1. | Беседы об изобразительном искусстве | 5 |
|
|
2. | Тематическое рисование | 9 |
|
|
3. | Декоративное рисование | 8 |
|
|
4. | Рисование несложных узоров. | 5 |
|
|
5. | Рисование по опорным точкам. | 8 |
|
|
ИТОГО часов | 35 |
|
|
Развитие психомоторики и сенсорных процессов
Программа для Шепелевой Марии
Шепелева Мария является ребёнком - инвалидом детства. Маша не способна к самостоятельной жизни, постоянно нуждается в опеке, уходе и присмотре. У девочки глубокое нарушение всех психофизических процессов, большие проблемы в поведении, однако при создании для неё специальных условий Маша может стать частично трудоспособной. Маша не умеет адекватно реагировать на окружающих, крайне раздражительная, плаксивая и истеричная, поэтому коррекционные занятия помогут девочке быть более социально адаптированной. Ограничение в развитии интеллекта девочки приводит к ограничению обучаемости этого ребёнка, что неизбежно приводит к тому, что Маша выпадает из системы социального образования. Этого в значительной мере можно избежать, если создать для данного ребёнка систему занятий, где развиваются психомоторика и сенсорные процессы Шепелевой Маши.
Процесс коррекционного воздействия на Машу, как ребёнка с тяжёлыми интеллектуальными нарушениями, должен максимально содействовать развитию её познавательной деятельности и психофизических процессов. Адекватность поведения такого ребёнка в значительной степени определяется состоянием моторики Маши, её речи, уровнем знаний и умений.
Цель обучения: адаптация обучающейся Шепелевой Маши к условиям жизни, развитие у неё всех психических функций и познавательной деятельности в процессе обучения, коррекция недостатков, присущих детям с глубокой интеллектуальной недостаточностью, эмоциональное и коммуникативное развитие девочки.
Задачи обучения:
- стимуляция компенсаторных процессов и формирование новых положительных качеств у Шепелевой Маши;
- формирование у обучающейся обобщённых учебных и трудовых навыков;
- повышение уровня самостоятельности у обучающейся при решении новых учебно-трудовых заданий.
Коррекционное воздействие на Машу играет чрезвычайно важную роль, так как это приводит к положительным сдвигам в развитии ребёнка. Работа с учащейся должна быть направлена на формирование навыков грамотного общения в детском коллективе, активной устной речи, предметной деятельности, игры, на упорядочение поведения. Коррекционные занятия являются не только необходимым условием эффективного развития Маши, но и надёжным средством диагностики, поскольку в процессе длительного наблюдения при активном педагогическом воздействии наиболее полно выявляются все возможности и особенности Маши, её дополнительные и вторичные нарушения.
Применение адекватной программы по развитию психомоторики и сенсорных процессов и методов обучения Шепелевой Маши – важнейшее и в значительной мере решающее условие для развития познавательной деятельности девочки и её психофизических функций.
Предполагаемый уровень умений и навыков, который может приобрести Шепелева Мария на уроках по развитию психомоторики и сенсорных процессов:
- адекватно реагировать на обращение учителя;
- переключаться с одной операции на другую;
- работать совместно с одноклассниками, соблюдая нормы и правила поведения;
- по возможности использовать речевые навыки при выполнении заданий;
- координировать работу рук и глаз.
№ | Разделы (темы) | Кол-во часов | Контрольные, самостоятельные, практические, лабораторные работы, экскурсии | Примечания |
1. | Развитие восприятия. | 6 |
|
|
2. | Развитие внимания. | 2 |
|
|
3. | Развитие памяти и её процессов. | 6 |
|
|
4. | Развитие мыслительных процессов. | 5 |
|
|
5. | Развитие ориентировки на плоскости и в пространстве. | 5 |
|
|
6. | Развитие навыка общения. | 4 |
|
|
7. | Развитие временных представлений. | 2 |
|
|
8. | Коррекция мелкой моторики рук. | 3 |
|
|
ИТОГО часов | 33 |
|
|
Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания.
Программа рассчитана на 67 часов (2 часа в неделю)
В учебном процессе проводится большая работа по обучению Шепелевой Маши, как ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, самообслуживанию и санитарно-гигиеническим навыкам.
Цель обучения: формирование у обучающейся элементарных умений и навыков самообслуживания, умения ухаживать за одеждой и обувью, поддерживать порядок в своих вещах.
Задачи обучения: учить ребёнка понимать свою задачу, а не механически выполнять её;
складывание элементарных умений в более сложный акт поведения;
улучшение у Маши координации движений, работоспособности, устойчивости внимания.
Благодаря занятиям расширяется диапазон представлений обучающейся об окружающем мире, обогащается опыт практической деятельности, реализуется возможность посильного участия в бытовом труде, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами, развивается самостоятельность в организации своей жизни.
Каждый бытовой навык, которому предстоит обучить ребёнка, представляет собой набор последовательно выполняемых движений. Педагогу предварительно необходимо разложить тот или иной навык на составляющие его элементы и обучать выполнению каждого из них отдельно. Постепенно элементарные умения складываются в более сложные акты поведения. Причём надо строить работу так, чтобы Маша не механически выполняла задачу, а имела о ней представление.
В результате работы на уроках хозяйственно-бытового труда обучающаяся приобретает навыки самообслуживания и становится более самостоятельной, что можно наблюдать не только в школе, но и дома.
Предполагаемый уровень умений и навыков, который может приобрести Шепелева Мария на уроках хозяйственно-бытового труда:
- правильно вымыть руки и лицо;
- прибрать своё рабочее место;
- прибирать одежду и обувь;
- вытирать пыль с мебели.
№ | Разделы (темы) | Кол-во часов | Контрольные, самостоятельные, практические, лабораторные работы, экскурсии | Примечания |
1. | Привитие навыков гигиены. | 20 |
|
|
2. | Привитие навыка ухаживать за одеждой и обувью. | 11 |
|
|
3. | Привитие навыка уборки помещения. | 17 |
|
|
4. | Как правильно ухаживать за комнатными цветами. | 7 |
|
|
5. | Учимся беречь книги. | 7 |
|
|
6. | Бережём свои игрушки. | 5 |
|
|
ИТОГО часов | 67 |
|
|
Предметно – практическая деятельность, конструирование
Программа рассчитана на 67 часов (2 часа в неделю)
На уроках предметно-практической деятельности, элементарного конструирования предусматриваются развитие и коррекция сенсорной и умственной деятельности обучающейся с ограниченными возможностями здоровья, формирование у неё пространственных представлений и ориентировок.
Цель обучения: формирование у Шепелевой Марии произвольных целенаправленных действий с различными предметами и материалами, что является основой дальнейшего обучения доступной производительной деятельности в области художественного творчества, ведения домашнего хозяйства и трудовой деятельности.
Задачи обучения:
- развитие ручной умелости у обучающейся;
- выработка целенаправленности, устойчивости деятельности;
- развитие мелкой моторики рук;
- воспитание интереса к предметной деятельности.
В ходе обучения предметно-практической деятельности происходит развитие представлений об окружающих предметах, мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, зрительного и слухового внимания, пространственно-топографических представлений. У обучающейся формируются приёмы элементарной предметной деятельности, которые в дальнейшем могут использоваться на других занятиях.
Происходит обучение соотнесению реальных объектов с их изображениями, что в дальнейшем позволяет Маше облегчить самостоятельное выполнение серии последовательных действий. Занятия по предметно-практической деятельности проводятся преимущественно в индивидуальной форме.
Программа
Восприятие предметов.
Фиксация взгляда на предмете, обследование предмета, узнавание предмета по просьбе и самостоятельно, соотнесение двух одинаковых предметов.
Действия с материалами.
Сгибание бумаги, пересыпание сыпучих материалов, разминание в руках пластилина.
Действия с предметами.
Захват и удержание предметов, вынимание из коробки, складывание, поднимание, перекладывание предметов, нанизывание колец на палку, бусин на нить, бросание мячика, открывание и закрывание предметов, выдувание мыльных пузырей, расстилание и разглаживание салфетки.
Функциональное использование предметов.
Использование посуды, мебели, бумаги, клея, пластилина, природного материала и других окружающих ребёнка предметов.
Примерный уровень умений и навыков, который может приобрести Шепелева Мария на уроках предметно-практической деятельности:
- осуществлять действия с предметами по заданию;
- выполнять конструирование из различных материалов;
- использовать по назначению бумагу, клей, пластилин, ножницы.
Учебно-тематическое планирование уроков по предметно-практической деятельности для Шепелевой Марии (67 ч) № | Разделы (темы) | Кол-во часов | Контрольные, самостоятельные, практические, лабораторные работы, экскурсии | Примечания |
1. | Конструирование и классификация предметов. | 16 |
|
|
2. | Работа с природным материалом. | 5 |
|
|
3. | Работа с пластилином. | 12 |
|
|
4. | Работа с бумагой. | 15 |
|
|
5. | Работа с нитками и пуговицами. | 6 |
|
|
6. | Действия с предметами.. | 13 |
|
|
ИТОГО часов | 67 |
|
|