СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Адаптированная образовательная программа на организацию учебного процесса в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья. Программа ориентирована на индивидуальные особенности обучающегося.
«Согласовано»
Родитель_________________
Дата_____________________
| Рассмотрено на заседании методического совета Областное казённое образовательное учреждение «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья» Протокол № 1 от 26 августа 2016 г. | Утверждено решением педагогического совета Областное казённое образовательное учреждение «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья» Протокол № 1 от 29 августа 2016 г.
Введено в действие приказом директора школы от 01 сентября 2016 г. № 01-02-122 |
Адаптированная образовательная
программа
обучающегося 4 класса
( расстройство аутистического спектра)
Ответственная за реализацию программы:
И. Ю. Асеева
учитель высшей категории
Курск - 2016
Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа для обучающегося 4 класса с расстройством аутистического спектра разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Конституцией Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. (с учётом поправок, внесённых Законами Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ), Конвенцией о правах ребёнка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1089 года, вступила в силу 2 сентября 1990 года), Федеральным Законом от 24 июля 1998г. № 124- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», Законом Курской области от 17 февраля 2000 г. № 13-ЗКО «Об образовании в Курской области» (в редакции от 30.12.2004) № 92-ЗКО, федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); СанПиН 2.4.2.2821-10, утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010; Санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.3286-15, утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными актами в области защиты прав ребёнка, законами и иными нормативно-правовыми актами Курской области, решениями и приказами соответствующих органов управления образованием, Уставом и локальными актами Школы.
Адаптированная программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой.
Цели программы:
- введение обучающегося в культуру общества;
- развитие личности ребёнка на основе освоения универсальных способов деятельности;
- обретение обучающимся духовно-нравственного опыта и социальной компетентности в условиях усвоения системы знаний, умений и навыков;
- создание условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование компетентностей в любой предметной области познания.
Задачи программы:
- дать представление о практической реализации компонентов адаптированной образовательной программы при изучении курсов математики, чтения, письма;
- конкретно определить структуру, содержание, объем часов, последовательность, порядок изучения учебного материала; объём знаний, умений, навыков, подлежащих обязательному усвоению по учебным курсам математики, чтения, письма с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и обучающегося;
- определить формы и методы контроля уровня овладения обучающимся учебным материалом по курсам математики, чтения, письма.
В основе программы лежат научно-методические разработки, учебные авторские программы В.В.Воронковой для коррекционной школы; методические разработки Маллера А.Р. и Цикото Г.В., изданные в 2011 г.
На данный момент ученик знает все буквы, читает слова, состоящие из двух и более слогов, короткие предложения. Также учащийся знает и называет числа первого десятка, числа первой сотни, владеет операциями сложения и вычитания. Ученик пишет слоги и слова, но только печатными буквами. У обучающегося есть определённый багаж знаний, но он не пользуется ими за пределами урока. Ребёнок отличается стойким расстройством аутистического спектра, поэтому главная задача в учебном процессе – установить социальный и речевой контакт с учащимся. Он постоянно нуждается в помощи со стороны педагогов, в психолого-педагогическом сопровождении. Его поведение нужно постоянно корректировать, предупреждать проявления тревожности или агрессии.
На уроках проходит обучение не только чтению, письму, счёту. Детям так же необходимы занятия конструирования, рисования, трудового обучения, привитие навыков самообслуживания, умения ориентироваться в пространстве, учиться устанавливать речевой и эмоциональный контакт с окружающими их людьми. Большое внимание уделяется развитию речи ребёнка, развитию его психомоторики и сенсорных процессов, совершенствованию его навыков самообслуживания, умения ориентироваться в окружающей обстановке. Все внесённые изменения в адаптированную программу продиктованы индивидуальными особенностями развития интеллекта обучающегося.
Основные формы организации образовательного процесса: урок, самостоятельные работы, практические работы, экскурсии.
Технологии обучения: здоровьесберегающее обучение, дидактические развивающие игры, уровневая самостоятельная работа, индивидуально – ориентированное обучение.
Виды и формы контроля: проверка техники чтения, самостоятельные работы.
На конец учебного года предполагается приобретение обучающимся учебных навыков:
- проговаривать за учителем отдельные слова и фразы, читать слова, предложения, определять первый звук в слове, правильно его произносить и читать, строить фразы из 2-х или 3-х слов с опорой на иллюстрации и без них;
- правильно пользоваться тетрадью, учиться выполнять графический режим письма в тетради, писать слова и предложения, цифры, примеры, вычерчивать геометрические фигуры;
- определять цвет, форму, величину предметов, сравнивать фигуры, определять положение предметов в пространстве, правильно проговаривать выполняемое задание;
- узнавать и называть конкретные предметы, моделировать ситуации, составлять простые фразы на основе сюжетных картин.
При составлении адаптированной программы были использованы учебники:
- «Чтение», учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида [авторы - составители В.В.Воронкова и др.] Москва, Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2005 г.
- Н. М. Барская «Русский язык», учебник для 2 класса коррекционных образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение» 2000 г.
- В.В. Эк «Математика», учебник для 3 класса специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение» 2002 г.
Л.А.Кузнецова «Ручной труд», учебник по трудовому обучению для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение» 2006 г.
Адаптированная программа рассчитана на один учебный год.
Сведения о ребёнке
В раннем детстве ребёнку поставлен диагноз – атипичный аутизм. Состоит на учёте у врача психоневролога, является инвалидом детства. Регулярно проходит курсы лечения.
Состояние слуха и зрения у ребёнка в норме, но он остро реагирует на громкие звуки, крики, чей-то плач, поэтому на уроках необходимо поддерживать спокойный и благоприятный микроклимат. Ребёнок нередко может неожиданно для окружающих закричать или заплакать, беспричинно ударить кого-либо или себя, поэтому с ним проводится индивидуальная работа с целью помочь успокоиться и настроиться на работу на уроке.
Ребёнку нужен постоянный уход и присмотр. Он реагирует на своё имя, но посторонние и незнакомые люди его пугают или раздражают. Это ещё раз подтверждает особенности восприятия ребёнка с расстройством аутистического спектра. В классе ученик только недавно начал обращать некоторое внимание на одноклассников, стал участвовать в небольших диалогах с учителем. С обучающимися из других классов, с педагогами школы не общается совсем. Попытки кого-либо из детей вступить в контакт с данным учеником обычно заканчиваются ничем. Ребёнок устраняется от контакта с окружающими, передвигается по школе с сопровождением.
Процесс обучения проходит очень непросто. У ребёнка слабая мотивация к обучению, высокая отвлекаемость на уроках. Его нужно успокаивать, отвлекать от своих мыслей, давать возможность расслабиться и в тоже время постоянно настраивать на работу на уроке. Ребёнок – аутист имеет особенности в развитии восприятия. Он не любит прямого, обращённого на него взгляда, не переносит всяческого давления. Речь учителя должна быть спокойной и доступной для понимания. Формулировка вопросов должна быть чёткой и доступной. Всегда создаётся впечатление, что этот ученик не воспринимает информацию, но это не так. Он слышит и видит всё, что его окружает, но не так, как его сверстники. Вся информация воспринимается обрывочно, что нарушает процесс воспроизведения. Ученику постоянно нужна помощь: повтор инструкции, подбор необходимых принадлежностей, создание спокойной благоприятной обстановки на уроке. На уроках многие практические действия необходимо выполнять вместе с ним. Может отказаться от работы или выполнит задание небрежно.
Общая и мелкая моторика обучающегося неразвиты. Самостоятельно писать и рисовать не любит. К процессу письма отношение особое. Может выполнять письменные работы на доске и в тетради, но работать будет только под контролем учителя. Пишет только печатными буквами. Письмо размашистое, не видит границ строки, предложения. Может писать и под диктовку учителя. Списывает с готового текста с ошибками, не выделяя точек и запятых. Не видит границ фразы, все слова сливает в одно целое, поэтому учитель должен тщательно контролировать процесс письма у обучающегося.
Ребёнок неплохо ориентируется в окружающей обстановке, но обычно он стремится убежать в другую часть школьного здания, в какой-либо кабинет, не осознавая, можно ли ему там находиться. Для правильного передвижения по школе или за её пределами ученику практически всегда необходимо сопровождение.
Ученик может решать примеры и задачи без опоры на счётный материал. Операция сложения даётся намного легче, чем вычитание, но при достаточной тренировке справляется и с вычитанием чисел. Считает самостоятельно, не опираясь на вспомогательные и подручные средства. Может выполнять счётные операции в пределах 20 и далее, до 100. Однако изучение таблиц умножения и деления пока даётся с трудом. Узнаёт и называет основные геометрические фигуры, может различать их по форме и цвету, хорошо занимается конструированием. На уроках не принимает личного участия, не проявляет инициативу. Вся работа с учеником носит исключительно индивидуальный характер.
Обучающийся знает все буквы алфавита, проговаривает многие названия предметов по иллюстрациям. Читает слова из одного, двух, трёх слогов, короткие фразы, может читать с доски и в книге. Как ребёнок-аутист, ученик очень не любит процесс чтения. На работу на уроке чтения надо долго настраивать или уговаривать. Тексты читает с ошибками, не понимая смысла прочитанного. Развивать навык чтения, составления предложений, необходимо с опорой на наглядность, схемы и таблицы. Аутичное поведение учащегося не позволяет быть ему внимательным и усидчивым на уроках. Часто отказывается работать на уроке вместе с одноклассниками. Очень любит напевать на уроках, но только то, что ему понравилось. Только в результате индивидуальной работы с ребёнком можно добиться определённых результатов в учебном процессе.
У учащегося наблюдается недоразвитие речи тяжёлой степени при атипичном аутизме на фоне стёртой формы дизартрии. Нарушение произношения – межзубный сигматизм. Фонематический слух и восприятие нарушены: звуки не дифференцирует, не повторяет, первый звук в слове не выделяет. Слоговая структура слов грубо нарушена. Ученик не пользуется развёрнутой речью, ответы всегда простые, односложные. Предложно-падежные формы не называет и на картинках не показывает. Знает обобщающие понятия, но по требованию не всегда их называет. Знает цвета и геометрические формы, классифицирует предметы по форме и величине. Часто отказывается от выполнения заданий, которые мог бы сделать сам. Необходимо развивать мотивацию к речевому общению. Постоянно нужна помощь взрослых, регулярное повторение и закрепление знаний на уроках.
У обучающегося есть личные особенности, которые определяют необходимость обучения по адаптированной программе. Ученик часто отказывается от выполнения заданий, не воспринимает инструкции взрослых. В контакт вступает с трудом, речью пользуется редко, в основном это манипуляции с предметами, не связанными со школьной деятельностью. Работоспособность снижена, внимание неустойчивое, требуется постоянная смена деятельности. На занятиях может заплакать без видимых причин. Может войти в негативное состояние, бывает агрессивен. Нередко инициирует конфликты с братом или с одноклассниками, может проявлять агрессию к учителям. Ученику всегда необходимо оказывать поддержку и контролировать его поведение.
Таким образом, создание адаптированной программы способствует развитию интереса к обучению, выработке положительной мотивации у обучающегося, формированию его нравственной и волевой готовности к обучению в школе.
Математика
Программа рассчитана на 100 часов (3 ч в неделю).
Математика является одним из важных общеобразовательных предметов, который готовит обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни и овладению доступными профессионально – трудовыми навыками.
Процесс обучения математике неразрывно связан с коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств обучающегося, а также воспитанием у него трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение математике должно носить практическую направленность, готовить ребёнка к овладению профессионально – трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Цель обучения: помочь обучающемуся овладеть определённым объёмом математических умений и навыков, помочь научиться применять полученные знания в повседневной жизни.
Задачи обучения: - определять положение предметов в пространстве относительно себя;
- узнавать, называть и классифицировать геометрические фигуры;
- соотносить количество с соответствующим числительным, сравнивать числа;
- выполнять сложение и вычитание простых чисел и двухзначных;
- развитие психофизических функций: внимания, памяти, мышления, моторики;
- воспитание трудолюбия, самостоятельности, любознательности.
Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащегося в процессе обучения математике, являются абстрактными.
Практические действия с предметами, их заменителями ребёнок должен учиться оформлять в громкой речи. У него формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для ученика.
На уроках необходимо прививать интерес к счёту, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. На уроках должны широко использоваться методы обучения: демонстрации, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, самостоятельная работа и др.
Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащегося. Поэтому на уроках необходимо учить ребёнка слушать собственную речь, вводить индивидуальное комментирование предметно – практической деятельности и действий с числами. Эта работа очень трудная для ребёнка-аутиста, но его надо приучать к этому виду деятельности.
Организация обучения математике
Основной формой организации процесса обучения математике является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимся на уроке является индивидуальный подход к ученику. Успех обучения математике во многом зависит от тщательного изучения учителем личных особенностей данного ребёнка.
Каждый урок математики оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.
Устный счёт как этап урока является неотъемлемой частью почти каждого урока математики.
На уроках необходимо уделять внимание повторению операций сложения и вычитания однозначных и двузначных чисел в пределах 20, а также 50. Решение арифметических задач занимает достаточное количество учебного времени в процессе изучения математики. Эта работа крайне трудна для ребёнка – аутиста, поэтому чаще проводится работа с простыми задачами.
Геометрический материал включается почти в каждый урок математики. Обучающийся учится узнавать и классифицировать изученные фигуры, вычерчивать их по линейке, по опорным точкам.
На уроках математики для Антона необходимо включать элементы самостоятельной работы. Работа, выполненная учеником самостоятельно, должна быть проверена учителем, допущенные ошибки выявлены и исправлены, установлена причина этих ошибок. Включаются и практические работы.
Осуществляется повседневный, текущий контроль за состоянием знаний по математике.
Программа в целом определяет оптимальный объём знаний и умений по математике, который доступен обучающемуся.
Ребёнок должен заниматься по адаптированной программе, которая позволяет ему обучаться в пределах своих возможностей.
Счёт в пределах 20
Присчитывание и отсчитывание чисел в пределах 20. Сравнение чисел. Сложение и вычитание чисел без перехода через десяток. Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через десяток.
Название компонентов и результатов сложения и вычитания в речи учащегося.
Простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц.
Меры длины
Единица (мера) длины - дециметр. Обозначение: 1 дм. Соотношение: 1 дм== 10 см.
Счёт в пределах 50
Нумерация чисел в пределах 50. Присчитывание и отсчитывание простых чисел в пределах 50 в прямой и обратной последовательности. Сложение и вычитание круглых десятков. Разложение полных двузначных чисел на десятки и единицы. Увеличение и уменьшение чисел на несколько десятков, единиц. Числа чётные и нечётные.
Сложение и вычитание чисел в пределах 50 без перехода через разряд. Нуль в качестве компонента сложения и вычитания.
Сложение и вычитание чисел в пределах 50 с переходом через разряд.
Временные представления
Часы, циферблат, стрелки. Измерение времени в часах, направление движения стрелок. Единая мера времени – час.
Геометрические формы
На каждом уроке проводится работа с геометрическим материалом.
Четырёхугольники: прямоугольник, квадрат. Свойства сторон, углов. Треугольник: вершины, углы, стороны. Круг.
Прямая линия, отрезок, луч.
Углы, сравнение углов, вычерчивание их.
Построение фигур на бумаге по заданным точкам, по линейке.
Предполагаемый уровень умений и навыков, который может приобрести учащийся на уроках математики:
- узнавать и называть геометрические фигуры;
- выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток, с переходом через десяток;
- выполнять решение примеров на сложение и вычитание в пределах 50 без перехода через десяток и с переходом через десяток;
- решать простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка с помощью учителя;
- узнавать, называть фигуры, чертить отрезки.
Учебно-тематическое планирование уроков по математике (100 ч)
№ | Разделы (темы) | Кол-во часов | Контрольные, самостоятельные, практические работы, экскурсии | Примечания |
1. | Сложение и вычитание чисел в пред. 20 без перехода через десяток. | 28 | Самостоятельная работа. Контрольная работа. |
|
2. | Сложение и вычитание чисел в пред. 20 с переходом через десяток. | 35 | Самостоятельная работа. Контрольная работа. |
|
3. | Сложение и вычитание чисел в пределах 50 без перехода через разряд. | 32 | Самостоятельная работа. Контрольная работа. |
|
4, | Временные представления. | 5 | Практическая работа. |
|
5. | Работа с геометрическими формами (проводится на каждом уроке) |
| Самостоятельные работы Практические работы.. |
|
ИТОГО часов | 100 |
|
|
Содержание работы
№№ п/п | Содержание уроков | Геометрический материал | Часы | Дата |
1 | Нумерация и образование числа 11. Таблица разрядов. | Вычерчивание прямоугольника по заданным точкам. | 1 |
|
2 | Нумерация и образование числа 12. | Предметы, имеющие форму прямоугольника. | 1 |
|
3 | Числа 11, 12. Решение примеров и задач в пред. 12. | Сравнение нескольких прямоугольников. | 1 |
|
4 | Нумерация и образование числа 13. Место числа 13 в числовом ряду. | Предметы, имеющие форму квадрата. | 1 |
|
5 | Сравнение чисел. Знаки сравнения. Запись примеров. | Вычерчивание квадрата по заданным точкам. | 1 |
|
6 | Нумерация и образование числа 14. Место числа 14 в числовом ряду. | Распознавание квадрата и прямоугольника. | 1 |
|
7 | Решение примеров в пред.14 без перехода через разряд. | Вычерчивание фигур по внешним трафаретам. | 1 |
|
8 | Нумерация и образование числа 15. Место числа 15 в числовом ряду. Решение примеров. | Круг. Предметы, имеющие форму круга. | 1 |
|
9 | Составление и решение простых арифметических задач в пред. 15. | Вычерчивание круга по трафаретам. | 1 |
|
10 | Нумерация и образование числа 16. место числа 16 в числовом ряду. | Сравнение нескольких кругов. | 1 |
|
11 | Образование числа 16, решение примеров в пр. 16 без перехода через разряд. | Вычерчивание прямых через точку. | 1 |
|
12 | Самостоятельная работа «Сравнение чисел». | Вычерчивание нескольких прямых. | 1 |
|
13 | Решение неравенств и примеров в пр. 16. | Вычерчивание прямых через две точки. | 1 |
|
14 | Решение задач по краткой записи. | Вычерчивание нескольких прямых. | 1 |
|
15 | Число 17. Нумерация и образование числа 17. Место в числовом ряду. | Знакомство с лучом. Вычерчивание луча. | 1 |
|
16 | Число 18. Нумерация и образование, место в числовом ряду. | Вычерчивание прямой линии и луча. | 1 |
|
17 | Решение примеров и задач в пред. 18. | Знакомство с отрезком. | 1 |
|
18 | Число 19. Нумерация и образование, место в числовом ряду. | Вычерчивание отрезков. | 1 |
|
19 | Увеличение и уменьшение чисел в пред. 19 без перехода через разряд. | Сантиметр. Измерение длины отрезков. | 1 |
|
20 | Число 20. Состав, нумерация, образование, место в числовом ряду. | Вычерчивание и измерение отрезков. | 1 |
|
21 | Вычитание из 20 двузначных чисел без перехода через разряд. | Сравнение отрезков. | 1 |
|
22 | Контрольная работа «Сложение и вычитание чисел второго десятка» | Вычерчивание отрезков. | 1 |
|
23 | Единица времени – сутки. Неделя – семь суток, порядок дней недели. | Вычерчивание лучей и отрезков. | 1 |
|
24 | Часы, циферблат, стрелки, направление движения стрелок. | Вычерчивание прямых и отрезков. | 1 |
|
25 | Час – мера времени. Измерение времени по часам. Обозначение –1 ч. | Вычерчивание отрезков заданной длины. | 1 |
|
26 | Образование чисел второго десятка. Место числа 20 в числовом ряду. | Дециметр. Соотношение 1 дм = 10 см. | 1 |
|
27 | Сложение чисел в пр. 20 без перехода через разряд. Называние чисел при сложении. | Виды углов. | 1 |
|
28 | Вычитание чисел в пр. 20 без перехода через разряд. Называние чисел при вычитании. | Угол: вершина, стороны угла. | 1 |
|
30 | Решение задач на нахождение суммы. | Прямой угол | 1 |
|
31 | Решение задач на нахождение разности. | Острый угол. | 1 |
|
32 | Сложение однозначных чисел с переходом через разряд в пред. 11. | Тупой угол. | 1 |
|
33 | Вычитание однозначных чисел из 11 с переходом через разряд. | Вычерчивание углов. | 1 |
|
34 | Сложение однозначных чисел с переходом через разряд в пред 12. Состав числа 12. | Вычерчивание острых углов. | 1 |
|
35 | Вычитание однозначных чисел из 12 с переходом через разряд. | Вычерчивание тупых углов. | 1 |
|
36 | Решение примеров на сложение и вычитание в пр. 12 с переходом через разряд. | Сравнение углов. | 1 |
|
37 | Сложение однозначных чисел с переходом через разряд в пред. 13. Состав числа 13. | Вычерчивание острого и прямого углов. | 1 |
|
38 | Вычитание однозначных чисел из 13 с переходом через разряд. | Вычерчивание прямого и тупого углов. | 1 |
|
39 | Решение простых арифметических задач. | Вычерчивание углов. | 1 |
|
40 | Сложение однозначных чисел в пр. 14 с переходом через разряд. Состав числа 14. | Вычерчивание углов. | 1 |
|
41 | Вычитание однозначных чисел из 14 с переходом через разряд. | Сравнение углов. | 1 |
|
42 | Решение примеров и задач на сложение в пр. 14 с переходом через разряд. | Сравнение углов. | 1 |
|
43 | Решение примеров и задач на вычитание из 14. | Сравнение острого угла с прямым. | 1 |
|
44 | Таблица состава числа 15. Сложение однозначных чисел в пр. 15 с переходом через разряд. | Сравнение тупого угла с прямым. | 1 |
|
45 | Вычисление остатка с помощью таблицы состава числа 15. | Вычерчивание углов. | 1 |
|
46 | Решение примеров на нахождение суммы в пред 15 с переходом через разряд. | Вычерчивание прямых. | 1 |
|
47 | Решение примеров на вычитание из 15 с переходом через разряд. | Вычерчивание отрезков. | 1 |
|
48 | Решение задач на нахождение суммы в пред. 15 с переходом через разряд. | Вычерчивание отрезков заданной длины. (1 см, 1 дм) | 1 |
|
49 | Решение задач на вычисление остатка в пр. 15 с переходом через разряд. | Сравнение прямой и отрезка. | 1 |
|
50 | Самостоятельная работа «Решение примеров и задач на сложение и вычитание в пред. 15 с переходом через разряд» | Вычерчивание углов. | 1 |
|
51 | Таблица состава числа 16. Сложение однозначных чисел в пр. 16 с переходом через разряд. | Четырёхугольники. | 1 |
|
52 | Вычисление остатка с помощью таблицы состава числа 16. | Прямоугольник: свойство углов. | 1 |
|
53 | Решение примеров на сложение и вычитание в пред. 16 с переходом через разряд. | Свойства сторон прямоугольника. | 1 |
|
54 | Решение задач на сложение и вычитание в пр. 16 с переходом через разряд. | Вычерчивание прямоугольника по заданным вершинам. | 1 |
|
55 | Состав числа 17. Сложение однозначных чисел с переходом через разряд. | Вычерчивание прямоугольника. | 1 |
|
56 | Вычитание однозначных чисел из 17 с переходом через разряд. | Прямоугольник: свойства углов, сторон. | 1 |
|
57 | Решение примеров на сложение и вычитание в пред. 17 с переходом через разряд. | Вычерчивание отрезков. | 1 |
|
58 | Решение задач на сложение в пр. 17 с переходом через разряд. | Сравнение отрезков. | 1 |
|
59 | Решение задач на вычитание в пред. 17 с переходом через разряд. | Вычерчивание отрезков заданной длины. | 1 |
|
60 | Таблица состава числа 18. Сложение однозначных чисел в пр. 18 с переходом через разряд. | Квадрат: свойства углов. | 1 |
|
61 | Вычитание однозначных чисел из числа 18 с переходом через разряд. | Квадрат: свойства сторон. | 1 |
|
62 | Решение примеров на сложение и вычитание в пред. 18 с переходом через разряд. | Квадрат: свойства углов и сторон. | 1 |
|
63 | Решение задач на сложение в пред 18 с переходом через разряд. | Вычерчивание квадрата по заданным вершинам. | 1 |
|
64 | Решение задач на вычитание в пр. 18 с переходом через разряд. | Вычерчивание квадрата. | 1 |
|
65 | Сложение и вычитание чисел в пр. 18 с переходом через разряд. | Прямоугольник и квадрат. | 1 |
|
66 | Измерение времени в часах. Единица времени: час. Обозначение: 1ч. | Угол, элементы угла: вершины, стороны. | 1 |
|
67 | Контрольная работа «Состав чисел 11-18 из двух однозначных чисел с переходом через разряд» | Вычерчивание углов. | 1 |
|
68 | Нумерация чисел в пределах 50. | Треугольник: вершины, углы, стороны. | 1 |
|
69 | Получение ряда круглых десятков. | Вычерчивание треугольника по вершинам. | 1 |
|
70 | Сложение круглых десятков. | Вычерчивание прямоугольника по вершинам. | 1 |
|
71 | Вычитание круглых десятков. | Вычерчивание квадрата по вершинам. | 1 |
|
72 | Сложение и вычитание круглых десятков. | Сравнение квадрата и треугольника. | 1 |
|
73 | Разрядная таблица: единицы, десятки, сотни. | Сравнение прямоугольника и треугольника. | 1 |
|
74 | Составление чисел из десятков и единиц, разложение чисел на десятки и единицы. | Вычерчивание круга по трафаретам. | 1 |
|
75 | Числа чётные и нечётные. | Сравнение двух кругов. | 1 |
|
76 | Сравнение чисел по количеству разрядов, по количеству десятков и единиц. | Вычерчивание лучей. | 1 |
|
77 | Сравнение чисел в пределах 50. | Вычерчивание отрезков. | 1 |
|
78 | Меры времени : 1 ч, 1 сут. Сложение и вычитание чисел, полученных от измерения одной мерой времени. | Вычерчивание прямых линий. | 1 |
|
79 | Решение примеров вида: 20+7, 7+20. | Вычерчивание прямого угла. | 1 |
|
80 | Решение примеров вида: 37- 30, 37-7. | Вычерчивание тупого угла. | 1 |
|
81 | Решение примеров вида: 31+7. | Вычерчивание острого угла. | 1 |
|
82 | Решение примеров вида: 23-2. | Сравнение углов. | 1 |
|
83 | Решение примеров вида: 20+17. | Четырёхугольники. | 1 |
|
84 | Решение примеров вида: 47-30. | Квадраты. | 1 |
|
85 | Решение примеров вида: 21+26. | Вычерчивание квадратов. | 1 |
|
86 | Решение примеров вида: 48-27. | Вычерчивание прямоугольника. | 1 |
|
87 | Сложение чисел в пр. 50 без перехода через разряд. | Квадрат и прямоугольник. | 1 |
|
88 | Вычитание чисел в пр. 50 без перехода через разряд. | Вычерчивание квадрата по заданным вершинам. | 1 |
|
89 | Самостоятельная работа «Сложение и вычитание чисел в пр.50 без перехода через разряд». | Вычерчивание прямоугольника по заданным вершинам. | 1 |
|
90 | Решение задач на сложение чисел в пр. 50 без перехода через разряд. | Вычерчивание треугольника. | 1 |
|
91 | Решение примеров вида 48-28. | Вычерчивание фигур по вершинам. | 1 |
|
92 | Решение примеров вида: 38-5. | Вычерчивание прямых. | 1 |
|
93 | Получение круглых десятков: сложение двузначного числа с однозначным (21+9). | Вычерчивание лучей. | 1 |
|
94 | Получение круглых десятков сложением двух двузначных чисел (21+29). | Вычерчивание углов. | 1 |
|
95 | Вычитание однозначных чисел из круглых десятков (30-7). | Вычерчивание прямого и острого углов. | 1 |
|
96 | Вычитание двузначных чисел из круглых десятков (40-17). | Вычерчивание прямого и тупого углов. | 1 |
|
97 | Контрольная работа «Сложение и вычитание чисел в пр. 50 без перехода через разряд». | Сравнение углов. | 1 |
|
98 | Решение задач на сложение чисел без перехода через разряд. | Вычерчивание кругов по трафаретам. | 1 |
|
99 | Решение задач на вычитание чисел без перехода через разряд. | Квадрат и круг. | 1 |
|
100 | Решение примеров на сложение и вычитание в пред. 50 без перехода через разряд. | Квадрат и треугольник. | 1 |
|
Чтение
Программа рассчитана на 100 часов (3 ч в неделю).
Цель обучения: создание условий для коррекции и развития речи детей с РАС; развития познавательных интересов детей; расширения их кругозора.
Задачи обучения: - учить читать доступный пониманию текст;
- осмысленно воспринимать прочитанное;
- учить правильно отвечать на вопросы по тексту;
- формирование навыка выразительного чтения.
Для чтения подбираются произведения народного творчества (сказки, рассказы, стихотворения, загадки), классиков детской отечественной и зарубежной литературы. Объём текстов остаётся коротким, чтобы поддержать интерес к занятиям чтения у ребёнка – аутиста. В процессе обучения чтению у учащегося последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.
Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым учащиеся с аутизмом в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание прочитанного.
Характер чтения у данного ребёнка - монотонный. Необходимо постепенно знакомить учащегося с выразительным чтением, одновременно переходя от чтения слогами к плавному чтению.
В процессе обучения чтению нужно уделять особое внимание иллюстративному материалу как важному средству формирования познавательной деятельности учащегося и коррекции недостатков развития.
Техника чтения
Составление и чтение слов со сходными по звучанию и артикуляции звуками, со стечением согласных, с разделительными ь и ъ знаками.
Осознанное, правильное чтение слов по слогам. Постепенный переход к чтению целыми словами. Соблюдение при чтении интонации в соответствии со знаками препинания.
Понимание читаемого
Составление ответов на вопросы учителя по прочитанному тексту. Учитель помогает формулировать фразы ответов.
Ответы на вопросы, о ком или о чём говорится в прочитанном тексте, в связи с рассматриванием иллюстраций к тексту, картин. Поиск в тексте предложений для ответа на вопросы. Элементарная оценка прочитанного.
Развитие устной речи
Составление ответов на вопросы учителя по прочитанному тексту. Учитель помогает ребёнку сформулировать ответ на вопрос.
Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок.
Краткий пересказ прочитанного рассказа или сказки с помощью учителя.
Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихов и чтение их перед классом.
Предполагаемый уровень умений и навыков, которые может приобрести учащийся на уроках чтения:
- слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение;
- плавное чтение слов, предложений;
- чтение небольшой сказки, стихотворения, рассказа;
- стремиться отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту с помощью учителя.
Учебно-тематическое планирование уроков по чтению ( 100 ч) № | Разделы (темы) | Кол-во часов | Контрольные, самостоятельные, практические работы, экскурсии | Примечания |
1. | Беседы с учащимся на заданные темы | 8 |
|
|
2. | Чтение небольших стихотворений, заучивание их наизусть. | 32 | Самостоятельная работа |
|
3. | Работа с новыми словами и выражениями. | На каждом уроке | Практическая работа |
|
4. | Отработка навыка выразительного чтения. | На каждом уроке | Практическая работа |
|
5. | Чтение произведений, работа с иллюстрациями, составление ответов на вопросы. | 60 | Практическая работа |
|
ИТОГО часов | 100 |
|
|
Содержание работы
№№ п/п | Содержание уроков | Часы | Дата |
1 | Беседа с учащимися «Книга – наш лучший друг». | 1 |
|
2 | Г. Белова «Мы хотим учиться». Работа над выразительным чтением. Заучивание наизусть. | 1 |
|
3 | В. Сухомлинский «Лисёнок - первоклассник». Закрепление навыка слогового чтения. | 1 |
|
4 | Составление предложений по вопросам к сказке В.Сухомлинского. | 1 |
|
5 | С. Баруздин «Стихи о человеке и его часах». Беседа о том, как надо беречь своё время. | 1 |
|
6 | Последовательный анализ содержания рассказа В. Голявкина «Как я под партой сидел». | 1 |
|
7 | Чтение загадок и пословиц о школьных принадлежностях, работа по иллюстрациям. | 1 |
|
8 | Составление предложений по иллюстрации «Лето», чтение и заучивание наизусть со слов учителя стихотворения Г. Демченко «Луг». | 1 |
|
9 | Выразительное чтение стихотворения Е.Серовой «Одуванчик». Эмоциональное восприятие текста. | 1 |
|
10 | «Незабудки» по И.Соколову-Микитову. Словесное составление картин. | 1 |
|
11 | И. Соколов-Микитов «Рассвет в лесу». Работа над выразительным чтением. | 1 |
|
12 | Описание явлений погоды в рассказе С.Козлова «Ливень». | 1 |
|
13 | Работа со сложными словами и выражениями в рассказе С. Козлова «Ливень». | 1 |
|
14 | «Жаркий день» по Л.Воронковой. Краткий пересказ текста с помощью учителя. | 1 |
|
15 | Выразительное чтение стихотворения Т.Днепровской «Летний дождь». | 1 |
|
16 | Чтение загадок, подбор к иллюстрациям. Заучивание наизусть. | 1 |
|
17 | «Листья опадают с клёнов» по В. Пескову. Рисование словесных картин. | 1 |
|
18 | «Осени щедрые дары» по В. Бианки. Работа над выразительным чтением. | 1 |
|
19 | Создание словесных картин по рассказу Я. Тайца «В поле». | 1 |
|
20 | «Два лентяя» (сказка). Обучение чтению диалогической речи. | 1 |
|
21 | Н.Сладков «Осень на пороге». Описание осенних явлений в природе. | 1 |
|
22 | И. Мазнин «Посмотри, как день прекрасен». Работа над выразительным чтением. | 1 |
|
23 | Выразительное чтение осенних загадок. Работа с иллюстрациями. Беседа о красоте осени как времени года. | 1 |
|
24 | Г. Снегирёв «Как птицы и звери к зиме готовятся». Первичное знакомство с текстом. | 1 |
|
25 | Г. Снегирёв «Как птицы и звери к зиме готовятся». Описание подготовки различных животных к зиме. | 1 |
|
26 | По В. Сутееву «Яблоко». Первичное знакомство с текстом. | 1 |
|
27 | По В. Сутееву «Яблоко». Выборочное чтение, анализ содержания текста. | 1 |
|
28 | По В. Сутееву «Яблоко». Обучение чтению диалогической речи. | 1 |
|
29 | Г. Скребицкий «Осень». Первичное знакомство с произведением. | 1 |
|
30 | Г. Скребицкий «Осень». Выборочное чтение. Расширение словарного запаса. | 1 |
|
31 | Чтение загадок на тему «Славный урожай». Работа с иллюстрациями. | 1 |
|
32 | Выразительное чтение стихотворения. Л. Яхнин «Зима». Заучивание наизусть со слов учителя. | 1 |
|
33 | М. Пляцковский «Какая бывает зима». Эмоциональное восприятие текста. | 1 |
|
34 | А. Пушкин «Зимнее утро». Работа над выразительным чтением. Расширение словарного запаса. | 1 |
|
35 | «Отчего у белого медведя нос чёрный?» (сказка народов Севера). Первичное знакомство со сказкой. | 1 |
|
36 | «Отчего у белого медведя нос чёрный?». Работа со сложными словами, выборочное чтение сказки. | 1 |
|
37 | А. Шабаев «Загадка». Составление словесной картины морозного дня. | 1 |
|
38 | Н. Сладков «Суд над декабрём». Первичное знакомство с текстом. | 1 |
|
39 | Н. Сладков «Суд над декабрём». Объяснение значения новых слов в тексте. | 1 |
|
40 | Е. Ровинская «Загадки на снегу». Чтение и анализ содержания произведения. | 1 |
|
41 | «Лиса и волк» (русская сказка в обработке А. Толстого). Первичное знакомство с произведением. | 1 |
|
42 | Работа над новыми словами и выражениями в сказке «Лиса и волк». | 1 |
|
43 | Работа над выразительным чтением сказки «Лиса и волк». | 1 |
|
44 | Эмоциональное восприятие содержания сказки «Лиса и волк». Составление ответов на вопросы. | 1 |
|
45 | А Прокофьев «Как на горке, на горе». Выразительное чтение. Описание зимних забав детей. | 1 |
|
46 | Анализ содержания стихотворения А. Фета «Чудная картина». Описание времени года. | 1 |
|
47 | По Г. Скребицкому «Редкая гостья». Нравственные уроки произведения. Работа с иллюстрациями. | 1 |
|
48 | Чтение загадок, поиск отгадок по иллюстрациям. Работа с пословицами о зиме. | 1 |
|
49 | М. Пляцковский «Урок дружбы». Выразительное чтение текста. | 1 |
|
50 | По М. Бартеневу «Как трудно бить баклуши». Первичное знакомство с текстом. | 1 |
|
51 | По М. Бартеневу «Как трудно бить баклуши». Работа над осознанностью чтения. | 1 |
|
52 | В. Осеева «Просто старушка». Нравственный урок произведения. | 1 |
|
53 | М. Зощенко «Смелый, да не очень». Совершенствование навыка выразительного чтения. | 1 |
|
54 | По Б. Бушелевой «Ко мне пришёл гость». Первичное знакомство с произведением. Объяснение новых выражений. | 1 |
|
55 | Анализ поведения героев рассказа «Как нельзя вести себя в гостях». | 1 |
|
56 | В. Осеева «Три товарища». Выразительное чтение рассказа. Нравственный урок рассказа. | 1 |
|
57 | Ю. Ермолаева «Два пирожных». Работа по содержанию текста «Права ли была мама». | 1 |
|
58 | Беседа с учащимися «Добрые слова – наши помощники». | 1 |
|
59 | «Как мужик гусей делил» (русская сказка). Первичное знакомство с произведением. | 1 |
|
60 | Эмоциональное восприятие сказки «Как мужик гусей делил». | 1 |
|
61 | « Каша из топора» (русская сказка). Выразительное чтение, работа по содержанию. | 1 |
|
62 | Обучение чтению по ролям сказки «Каша из топора». | 1 |
|
63 | «Ворона и рак» (русская сказка). Анализ содержания текста по вопросам. | 1 |
|
64 | Н. Сладков «Двое на одном брёвнышке». Первичное знакомство с произведением. Работа с новыми словами и выражениями. | 1 |
|
65 | Н. Сладков «Двое на одном брёвнышке». Работа по усвоению содержания текста. | 1 |
|
66 | По В. Сутееву «Палочка-выручалочка». Первичное знакомство с произведением. | 1 |
|
67 | По В. Сутееву «Палочка-выручалочка». Выразительное чтение произведения. | 1 |
|
68 | По В. Сутееву «Палочка-выручалочка». Анализ содержания произведения по вопросам. | 1 |
|
69 | По В. Сутееву «Палочка-выручалочка». Выборочное чтение сказки. | 1 |
|
70 | «Мужик и медведь» (русская сказка). Эмоциональное восприятие сказки. | 1 |
|
71 | Беседа с учащимися «Смекалка в жизни - помощница». Чтение пословиц и загадок. | 1 |
|
72 | Выразительное чтение стихотворения Г. Ладонщикова «Весна». Заучивание наизусть со слов учителя. | 1 |
|
73 | Х.К. Андерсен «Подснежник». Первичное знакомство с произведением. | 1 |
|
74 | Беседа по иллюстрациям. Выразительное чтение сказки «Подснежник». | 1 |
|
75 | Анализ содержания произведения по вопросам. Описание подснежника с опорой на иллюстрации | 1 |
|
76 | В. Бирюков «Весенняя песня». Первичное знакомство с произведением. | 1 |
|
77 | Эмоциональное восприятие текста. Обучение чтению диалогической речи. | 1 |
|
78 | Выразительное чтение стихотворения Н. Найдёновой «Поздравляем с женским днём». Подбор ответов на вопросы из текста произведения. | 1 |
|
79 | Е. Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить». Работа по усвоению содержания текста. | 1 |
|
80 | И. Токмакова «К нам весна шагает..». Выразительное чтение стихотворения и заучивание наизусть после прочтения. | 1 |
|
81 | А. Усанова «Улетела злая вьюга..». Эмоциональное восприятие стихотворения, заучивание наизусть некоторых строчек со слов учителя. | 1 |
|
82 | Чтение загадок на тему «Зима и весна». Беседа о признаках наступающей весны. | 1 |
|
83 | Выразительное чтение стихотворения К. Россетти «Никого не обижай». Нравственные уроки произведения. | 1 |
|
84 | По Л. Толстому «Лев и собачка». Выразительное чтение, работа по содержанию произведения. | 1 |
|
85 | Б. Житков «Как слон спас хозяина от тигра». Анализ содержания рассказа, работа по вопросам к тексту. | 1 |
|
86 | Б. Житков «Как слон спас хозяина от тигра». Выразительное чтение рассказа. | 1 |
|
87 | Л. Толстой «Пожарные собаки». Выразительное чтение, эмоциональное восприятие произведения. | 1 |
|
88 | Е. Пермяк «Двойка». Беседа о гуманном отношении к животным. | 1 |
|
89 | В. Орлов «Хрюшка обижается». Выразительное чтение стихотворения. Анализ содержания по вопросам и иллюстрациям. | 1 |
|
90 | И. Демьянов «Где сметана?». Создание словесного портрета главного персонажа стихотворения. | 1 |
|
91 | Чтение загадок о животных, работа с иллюстрациями. Беседа о добром отношении к животным. | 1 |
|
92 | Е. Серова «Ландыш». Эмоциональное восприятия стихотворения, работа по иллюстрациям. | 1 |
|
93 | И. Соколов-Микитов «Ландыши». Выразительное чтение стихотворения. Расширение словарного запаса. | 1 |
|
94 | Г. Виеру «Девятое мая». Совершенствование навыка выразительного чтения стихотворения. | 1 |
|
95 | А. Митяев «Вечный цветок». Урок нравственности произведения. | 1 |
|
96 | И. Соколов-Микитов «Черёмуха». Словесное описание черёмухи с опорой на иллюстрации. | 1 |
|
97 | И. Яковлева «Драчуны». Анализ содержания текста, объяснение значения слов. | 1 |
|
98 | Г. Скребицкий «Лесной голосок». Первичное знакомство с произведением. | 1 |
|
99 | Г. Скребицкий «Лесной голосок». Создание словесного портрета кукушки. Выразительное чтение. | 1 |
|
100 | Чтение загадок о природе, работа с иллюстрациями. Беседа об уважительном отношении к природе. | 1 |
|
Письмо
Программа рассчитана на 100 часов (3 ч в неделю)
Цель обучения: выработка у учащегося достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка
Задачи обучения: - приобретение основных орфографических и пунктуационных навыков;
- приобретение практических навыков устной и письменной речи;
- развитие и коррекция мелкой моторики рук;
- воспитание интереса к родному языку.
Повторение
Звуки и буквы. Соотношение звука и буквы, различение звуков и букв. Буквы, сходные по начертанию, их различение.
Наша речь. Слово, слог как часть слова, предложение, текст.
Слова, отличающиеся одним звуком, последовательностью и количеством звуков в слове. Слова со стечением согласных. Составление предложений из двух-трёх слов.
Звуки и буквы
При обучении письму важно научить учащегося правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова. Упражнения в написании слогов, слов опираются на звуко – буквенный анализ, предварительную условно – графическую запись и составление слогов и слов из букв разрезной азбуки. Ребёнок пишет только печатными буквами, прописные буквы отказывается использовать в письменных работах. Его письменные требует большого внимания и контроля со стороны учителя, т.к. ученик пишет крайне небрежно, не задумываясь о качестве письма.
Различение гласных и согласных звуков.
Гласные ударные и безударные. Их различение в двухсложных словах. Постановка знака ударения.
Слова с буквами и и й, их различение.
Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после гласных.
Согласные звонкие и глухие, свистящие и шипящие, аффрикаты, их различение на слух и в произношении.
Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.
Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительными ь и ъ.
Слово
Называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов (стол-столы; рама-рамы).
Сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства (стакан-кружка).
Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.
Различение предметов по их действиям.
Умение согласовывать слова, обозначающие действия со словами, обозначающими предметы.
Знакомство с предлогом как отдельным словом (в, из, на, у, с) Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится (под руководством учителя).
Предложение
Практическое знакомство с построением простого предложения:
- составление предложения по вопросу учителя;
- выделение предложения из текста (с помощью учителя).
Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.
Письмо и чистописание
Выполнение с помощью учителя письменных упражнений по учебнику с помощью учителя в соответствии с заданием.
Списывание печатного текста. Проверка написания слов путём проговаривания.
Письмо под диктовку простых по структуре предложений, состоящих из слов, написание которых не расходится с произношением; списывание слов со вставкой пропущенных букв.
Составление под руководством учителя из букв разрезной азбуки слов – подписей под предметными рисунками и их запись.
Запись коротких предложений, составленных с помощью учителя в связи с работой по картинкам.
Предполагаемый уровень умений и навыков, который может приобрести учащийся на уроках письма:
- различать гласные и согласные звуки;
- списывать с печатного текста;
- писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением;
- писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку.
№ | Разделы (темы) | Кол-во часов | Контрольные, самостоятельные, практические работы, экскурсии | Примечания |
1. | Звуки и буквы. Анализ слова по звуковому составу. | 30 | Самостоятельная работа. |
|
2. | Письмо слов и предложений. | 24 | Самостоятельная работа. Контрольная работа. |
|
3. | Совершенствование техники письма. | 15 | Самостоятельная работа. |
|
4. | Письмо коротких предложений. | 15 | Контрольная работа. |
|
5. | Работа с текстом. | 16 | Самостоятельная работа. Контрольные работы. |
|
ИТОГО часов | 100 |
|
|
Содержание работы
№№ п/п | Содержание уроков | Часы | Дата |
1 | Звуки и буквы. Их различение. | 1 |
|
2 | Определение места звуков в словах. Выделение звука из слова. | 1 |
|
3 | Сравнение пар слов, отличающихся одним звуком. | 1 |
|
4 | Слова с одинаковыми звуками в начале слова и в середине слова. | 1 |
|
5 | Слова со стечением согласных. | 1 |
|
6 | Составление предложений с данными словами. | 1 |
|
7 | Составление предложений из 2-3 слов. | 1 |
|
8 | Большая буква в начале предложения и точка в конце. | 1 |
|
9 | Выделение предложений в тексте и определение их количества. | 1 |
|
10 | Самостоятельная работа по теме: «Звуки и буквы». | 1 |
|
11 | Выделение гласных звуков и букв в словах. | 1 |
|
12 | Выделение согласных звуков и букв в словах. | 1 |
|
13 | Дифференциация гласных и согласных звуков и букв. | 1 |
|
14 | Звонкие и глухие согласные. Выделение и различение звонких и глухих согласных. | 1 |
|
15 | Дифференциация звуков и букв б -п. | 1 |
|
16 | Дифференциация звуков и букв в – ф. | 1 |
|
17 | Дифференциация звуков и букв д – т. | 1 |
|
18 | Дифференциация звуков и букв г – к. | 1 |
|
19 | Дифференциация звуков и букв з –с. | 1 |
|
20 | Выделение при письме парных согласных. | 1 |
|
21 | Дифференциация звуков и букв ж – ш. | 1 |
|
22 | Согласные свистящие и шипящие (з –с, ж -ш). | 1 |
|
23 | Артикуляционно – сходные звуки р – л. | 1 |
|
24 | Контрольное списывание по теме «Парные согласные». | 1 |
|
25 | Выделение в словах аффрикативных звуков и букв. Звук и буква ц. | 1 |
|
26 | Письмо слов со звуком и буквой ч. | 1 |
|
27 | Выделение в словах звука и буквы щ. | 1 |
|
28 | Различение слов со звуками и буквами ц – с, ч – щ. | 1 |
|
29 | Обозначение мягкости согласных гласными е, ё, и, ю, я. | 1 |
|
30 | Слова с гласными ы – и после согласных. | 1 |
|
31 | Слова с гласными у – ю после согласных. | 1 |
|
32 | Слова с гласными а – я после согласных. | 1 |
|
33 | Слова с гласными о – ё после согласных. | 1 |
|
34 | Слова с гласными э – е после согласных. | 1 |
|
35 | Дифференциация твёрдых и мягких согласных. | 1 |
|
36 | Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. | 1 |
|
37 | Слова с мягким знаком в конце слова. | 1 |
|
38 | Правописание слов с мягким знаком в конце слова. | 1 |
|
39 | Выделение в предложениях слов с мягкими согласными. | 1 |
|
40 | Самостоятельная работа «Правописание слов с мягким знаком в конце слова». | 1 |
|
41 | Гласная е в начале слова и после гласных. | 1 |
|
42 | Гласная ё в начале слова и после гласных. | 1 |
|
43 | Гласная ю в начале слова и после гласных. | 1 |
|
44 | Гласная я в начале слова и после гласных. | 1 |
|
45 | Деление слов на слоги. | 1 |
|
46 | Различение букв и – й. Деление слов на слоги, содержащих согласную й. | 1 |
|
47 | Роль гласных в образовании слогов. | 1 |
|
48 | Перенос слов по слогам. | 1 |
|
49 | Деление слов на слоги для переноса. | 1 |
|
50 | Ударение в двухсложных словах. | 1 |
|
51 | Ударные гласные в слове. | 1 |
|
52 | Безударные гласные в слове. | 1 |
|
53 | Ударные и безударные гласные. | 1 |
|
54 | Самостоятельная работа «Деление слов на слоги. Ударение». | 1 |
|
55 | Определение названий предметов по вопросу что это? | 1 |
|
56 | Определение названий предметов по вопросу кто это? | 1 |
|
57 | Различение названий предметов по вопросам кто это? что это? | 1 |
|
58 | Постановка вопроса кто? что? к словам предметам. | 1 |
|
59 | Подбор пропущенных слов по вопросам. | 1 |
|
60 | Слова, обозначающие один или несколько одинаковых предметов. | 1 |
|
61 | Слова, обозначающие часть предметов. | 1 |
|
62 | Сравнение сходных по назначению предметов (стакан, кружка, чашка). | 1 |
|
63 | Расширение круга слов, обозначающих названия предметов. | 1 |
|
64 | Контрольное списывание «Слова, обозначающие предметы» | 1 |
|
65 | Большая буква в именах людей. | 1 |
|
66 | Большая буква в фамилиях людей. | 1 |
|
67 | Употребление имён и фамилий людей в предложении. | 1 |
|
68 | Большая буква в кличках животных. | 1 |
|
69 | Правописание имён собственных. | 1 |
|
70 | Употребление имён собственных в предложении. | 1 |
|
71 | Самостоятельная работа «Написание имён собственных». | 1 |
|
72 | Слова, обозначающие действия предметов. | 1 |
|
73 | Действия и его признаки. | 1 |
|
74 | Слова, отвечающие на вопрос «что делать?». | 1 |
|
75 | Слова, отвечающие на вопрос «что делают?». | 1 |
|
76 | Постановка вопросов к названиям действий. | 1 |
|
77 | Различение предметов по их действиям. | 1 |
|
78 | Согласование слов предметов со словами, обозначающими действия предметов. | 1 |
|
79 | Предлог, как отдельное слово. | 1 |
|
80 | Предлоги в, на, у. | 1 |
|
81 | Предлоги из, с. | 1 |
|
82 | Предлоги в, на, из, у, с. | 1 |
|
83 | Раздельное написание предлогов со словами. | 1 |
|
84 | Составление предложений с предлогами. | 1 |
|
85 | Самостоятельная работа «Написание предлогов со словами». | 1 |
|
86 | Употребление простого предложения. | 1 |
|
87 | Определение того, о ком говорится в предложении. | 1 |
|
88 | Составление предложений по вопросам. | 1 |
|
89 | Составление предложений по картинке. | 1 |
|
90 | Составление предложений на заданную тему. | 1 |
|
91 | Заканчивание начатого предложения. | 1 |
|
92 | Составление предложений из слов, данных в нужной форме. | 1 |
|
93 | Работа над деформированным предложением. | 1 |
|
94 | Выделение предложений из текста. | 1 |
|
95 | Прописная буква в начале предложения. | 1 |
|
96 | Точка в конце предложения. | 1 |
|
97 | Последовательный порядок предложений в тексте. | 1 |
|
98 | Выделение в предложении слов, обозначающих предметы. | 1 |
|
99 | Выделение в предложении слов, обозначающих действия предметов. | 1 |
|
100 | Обобщение по теме «Предложение». Контрольное списывание. | 1 |
|
Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности
Программа рассчитана на 68 час (2 ч в неделю)
Данный предмет является специфическим и необходимым для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Его введение обусловлено отставанием данных обучающихся в общем и речевом развитии от сверстников с нормальным интеллектом.
Цель обучения: направленное исправление дефектов общего и речевого развития Журавлёва Антона, развитие его познавательной деятельности, увеличение словарного запаса.
Задачи обучения: - формирование элементарных представлений и понятий, необходимых при обучении другим учебным предметам;
- расширение и обогащение представлений о непосредственно окружающем мире;
- развитие аналитико-синтетической деятельности обучающегося, коррекция его мышления.
Журавлёв Антон понимает обращённую к нему речь, но словарный запас беден, в нём нет самых необходимых слов для обозначения предметов и действий в окружающей их обстановке. Антон ещё не может правильно строить предложения, не владеет навыками связной речи. Мальчик использует в своей речи только существительные, не изменяя их по падежам, не пользуется предлогами.
Журавлёв Антон не может самостоятельно накапливать сведения о тех предметах, которые он повседневно наблюдает или с которыми имеет дело. Наблюдения эти часто поверхностны. Антон не вникает в суть вещей, не делает обобщений. Тем более он не в состоянии приобрести знания о предметах и явлениях, стоящих вне рамок его личного опыта.
Для развития Журавлёва Антона его общение со взрослыми приобретает ещё большую значимость, чем для ребёнка этого же возраста с развитием в норме. Без помощи взрослого Антону сложно правильно и отчётливо воспринимать наблюдаемые предметы и явления.
Тематика уроков
- Город, улица, на которой расположена школа.
- Правила дорожного движения.
- Посуда.
- Мебель.
- Одежда.
- Обувь.
- Времена года: лето, осень, зима, весна. (основные признаки: тепло, холодно, мороз, солнце, ветер, дождь, снег и др.)
- Сезонная работа в саду, на огороде.
- Овощи.
- Ягоды.
- Фрукты.
- Грибы.
- Деревья (ель, сосна).
- Злаковые растения (рожь, кукуруза, овёс, пшеница).
- Комнатные растения (традесканция, герань и др.).
- Орехи (лещина, грецкий, кедровый).
- Сбор и хранение семян цветковых растений.
- Домашние животные (лошадь, корова, свинья).
- Дикие животные (лось, олень).
- Дикие птицы (лебедь, гусь).
- Домашние птицы (гусь, индюк).
- Насекомые.
- Рыбы.
- Охрана здоровья.
На занятиях по развитию речи уточняются и обогащаются знания и представления Журавлёва Антона о предметах ближайшего окружения. Он учится узнавать предметы, правильно их называть, объединять предметы в группы, используя обобщающие слова. Ребёнок, получая знания о предметах и явлениях окружающей его действительности, овладевает лексическим запасом родного языка, учится понимать общепринятое значение слов, правильно употреблять их в речи.
На занятиях необходимо использовать игры и игровые моменты, бытовые и трудовые ситуации, логические игры на классификацию, игру «Четвёртый лишний», картинное лото, домино и другие.
Ученик должен быть поставлен в приближенные к естественным условия, побуждающие его речевую и познавательную деятельность.
Предполагаемый уровень умений и навыков, который может приобрести Журавлёв Антон на уроках развития устной речи:
- узнавать и называть конкретные предметы, в том числе изображенные на рисунках;
- составлять простые фразы на основе предложенного рисунка;
- стараться употреблять в речи поставленные звуки.
- употреблять названия основных цветов, форму и размер предметов;
- использовать названия дней (вчера, сегодня, завтра), названия дней недели, месяцев, времён года.
- называть предметы ближайшего окружения и узнавать их среди других предметов;
- узнавать и называть свои имя и фамилию, имена членов семьи, одноклассников.
Учебно-тематическое планирование уроков по развитию устной речи
для Журавлёва Антона (68 ч) № | Разделы (темы) | Кол-во часов | Контрольные, самостоятельные, практические, лабораторные работы, экскурсии | Примечания |
| Одежда. | 3 | Практическая работа. |
|
| Обувь. | 4 | Практическая работа. |
|
| Времена года: лето, осень, зима, весна. | 8 | Экскурсии в природу (6). |
|
| Комнатные растения. | 2 | Практическая работа. |
|
| Домашние животные. | 4 |
|
|
| Дикие животные. | 3 |
|
|
| Ягоды. | 2 |
|
|
| Насекомые. | 4 |
|
|
| Злаковые растения. | 4 |
|
|
| Фрукты. | 2 |
|
|
| Овощи. | 2 |
|
|
| Охрана здоровья. | 2 |
|
|
| Правила дор. движен. | 2 | Практическая работа. |
|
| Мебель. Квартира. | 4 | Практическая работа. |
|
| Транспорт. Улица. | 2 | Экскурсия (1). |
|
| Домашние птицы. | 3 |
|
|
| Посуда. | 3 | Практическая работа. |
|
| Деревья. | 3 |
|
|
| Дикие птицы. | 5 |
|
|
| Орехи. | 1 |
|
|
| Рыбы. | 2 |
|
|
| Сбор семян растений. растений | 1 | Практическая работа. |
|
| Грибы. | 2 |
|
|
ИТОГО часов | 68 |
|
|
Изобразительное искусство
Программа рассчитана на 35 часов (1 ч в неделю)
Изобразительное искусство как школьный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение в обучении и воспитании обучающегося Журавлёва Антона. Данные занятия способствуют совершенствованию познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сферы обучающегося.
Цель обучения: существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы обучающегося, способствовать формированию личности Журавлёва Антона, воспитание у него положительных навыков и привычек.
Задачи обучения:
- коррекция недостатков развития познавательной деятельности Журавлёва Антона путём систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у него правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, устанавливать сходство и различие между предметами;
-совершенствование умения ориентироваться в задании, последовательном выполнении рисунка;
- улучшение зрительно-двигательной координации путём использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;
- развитие у обучающегося эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного искусства;
- развитие у школьника художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравственному и трудовому воспитанию.
У обучающегося Журавлёва Антона необходимо формировать эмоционально-положительное отношение к изобразительной деятельности и её результатам, учить радоваться красивым предметам и изображениям, яркому сочетанию цветов. Антона необходимо знакомить с особенностями бумаги, карандашей, красок.
На уроках изобразительного искусства обучающийся Журавлёв Антон готовятся к изобразительной деятельности. Он учится сидеть за столом, придерживать бумагу, правильно держать карандаш. Одновременно обучающийся сопровождает взглядом движение руки с карандашом. Антона нужно учить ориентироваться в пространстве листа бумаги.
На уроках Антона нужно учить понимать, что рисунок - это отображение свойств реального предмета. Рисовать нужно не только на магнитной доске, но и на листе бумаги, в альбоме. Пока Антон этого не воспринимает, но его нужно продолжать приучать к рисованию на бумаге.
Уроки рисования направлены на эстетическое воспитание Антона. Систематическое рассматривание народных игрушек и изделий мастеров вырабатывает простейшие оценочные суждения (красиво, некрасиво, верно, неверно, такой, не такой).
Также уроки изобразительного искусства способствуют коррекции мелкой моторики рук, посредством использования гимнастических упражнений, упражнений с предметами и игровые графические упражнения. У Журавлёва Антона развиваются аналитико-синтетическая деятельность и деятельность сравнения, совершенствуются представления.
Предполагаемый уровень умений и навыков, которые может приобрести Журавлёв Антон на уроках изобразительного искусства:
- организация своего рабочего места , правильная посадка за столом, правильно держать бумагу и карандаши;
- выделять в предметах и их изображениях цвет, форму, величину;
- уметь ориентироваться на плоскости листа бумаги;
- проговаривать названия изображаемых предметов;
- пытаться выражать простые оценочные суждения о своих рисунках и рисунках своих товарищей.
Учебно-тематическое планирование уроков по изобразительному искусству для Журавлёва Антона (35 ч)
№ | Разделы (темы) | Кол-во часов | Контрольные, самостоятельные, практические, лабораторные работы, экскурсии | Примечания |
1. | Беседы об изобразительном искусстве | 5 |
|
|
2. | Тематическое рисование | 9 | Самостоятельная работа (6). |
|
3. | Декоративное рисование | 8 | Практическая работа (5). |
|
4. | Рисование несложных узоров. | 6 | Самостоятельная работа (3). |
|
5. | Рисование по опорным точкам. | 7 | Практическая работа (4). |
|
ИТОГО часов | 35 |
|
|
Развитие психомоторики и сенсорных процессов
Программа для Журавлёва Антона
Журавлёв Антон является ребёнком – инвалидом детства, не достаточно способным к самостоятельной жизни, нуждающимся в опеке, однако при создании для него специальных условий он становятся частично трудоспособным и может быть социально адаптированным. Ограниченные возможности здоровья Антона могут привести к тому, что он выпадает из системы социального образования. Этого в значительной мере можно избежать, если создать для данного ребёнка систему занятий, где развиваются психомоторика и сенсорные процессы обучающегося.
Процесс коррекционного воздействия на Журавлёва Антона должен максимально содействовать развитию его познавательной деятельности и психофизических процессов. Адекватность поведения такого ребёнка в значительной степени определяется состоянием его моторики, речи, уровнем знаний и умений.
Цель обучения: адаптация обучающегося Журавлёва Антона к условиям жизни, развитие у него всех психических функций и познавательной деятельности в процессе обучения, коррекция недостатков, присущих детям с ограниченными возможностями здоровья, эмоциональное и коммуникативное развитие ребёнка.
Задачи обучения:
- стимуляция компенсаторных процессов и формирование новых положительных качеств у Журавлёва Антона;
- формирование у обучающегося обобщённых учебных и трудовых навыков;
- повышение уровня самостоятельности у обучающегося при решении новых учебно-трудовых заданий.
Коррекционное воздействие на Журавлёва Антона играет чрезвычайно важную роль, так как это приводит к положительным сдвигам в развитии ребёнка. Работа с учащимся должна быть направлена на формирование общения, речи, предметной деятельности, игры, на упорядочение поведения. Коррекционные занятия являются не только необходимым условием эффективного развития ребёнка, но и надёжным средством диагностики, поскольку в процессе длительного наблюдения при активном педагогическом воздействии наиболее полно выявляются все возможности и особенности Антона, дополнительные и вторичные нарушения.
Применение адекватной программы по развитию психомоторики и сенсорных процессов и методов обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья – важнейшее и в значительной мере решающее условие для развития познавательной деятельности Журавлёва Антона и его психофизических функций.
Предполагаемый уровень умений и навыков, который может приобрести Журавлёв Антон на уроках по развитию психомоторики и сенсорных процессов:
- адекватно реагировать на обращение учителя;
- переключаться с одной операции на другую;
- работать совместно с одноклассниками, соблюдая нормы и правила поведения;
- использовать активную речь при выполнении заданий;
- координировать работу рук и глаз.
№ | Разделы (темы) | Кол-во часов | Контрольные, самостоятельные, практические, лабораторные работы, экскурсии | Примечания |
1. | Развитие восприятия. | 6 | Самостоятельная работа. |
|
2. | Развитие внимания. | 2 |
|
|
3. | Развитие памяти и её процессов. | 6 | Самостоятельная работа. |
|
4. | Развитие мыслительных процессов. | 5 | Самостоятельная работа. |
|
5. | Развитие ориентировки на плоскости и в пространстве. | 5 | Самостоятельная работа. |
|
6. | Развитие навыка общения. | 4 |
|
|
7. | Развитие временных представлений. | 2 |
|
|
8. | Коррекция мелкой моторики рук. | 3
| Самостоятельная работа. |
|
ИТОГО часов | 33 |
|
|
Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания.
Программа рассчитана на 67 часов (2 часа в неделю)
В 4 классе «А» проводится большая работа по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья самообслуживанию и санитарно-гигиеническим навыкам.
Цель обучения: формирование у обучающегося Журавлёва Антона элементарных умений и навыков самообслуживания, умения ухаживать за одеждой и обувью, поддерживать порядок в своих вещах.
Задачи обучения: учить ребёнка понимать свою задачу, а не механически выполнять её;
складывание элементарных умений в более сложный акт поведения;
улучшение у Журавлёва Антона координации движений, работоспособности, устойчивости внимания.
Благодаря занятиям у Журавлёва Антона расширяется диапазон представлений об окружающем мире, обогащается опыт практической деятельности, реализуется возможность посильного участия в бытовом труде, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами, развивается самостоятельность в организации своей жизни.
Каждый бытовой навык, которому предстоит обучить ребёнка, представляет собой набор последовательно выполняемых движений. Педагогу предварительно необходимо разложить тот или иной навык на составляющие его элементы и обучать выполнению каждого из них отдельно. Постепенно элементарные умения складываются в более сложные акты поведения. Причём надо строить работу так, чтобы ученик не механически выполнял задачу, а хорошо её знал.
В результате работы на уроках хозяйственно-бытового труда Журавлёв Антон приобретает навыки самообслуживания и становится более самостоятельным, что можно наблюдать не только в школе, но и дома и на улице.
Предполагаемый уровень умений и навыков, которые может приобрести Журавлёв Антон на уроках хозяйственно-бытового труда:
- правильно вымыть руки и лицо;
- прибрать своё рабочее место;
- прибирать одежду и обувь;
- вытирать пыль с мебели.
№ | Разделы (темы) | Кол-во часов | Контрольные, самостоятельные, практические, лабораторные работы, экскурсии | Примечания |
1. | Привитие навыков гигиены. | 20 | Практическая работа (6). |
|
2. | Привитие навыка ухаживать за одеждой и обувью. | 11 | Практическая работа (7). |
|
3. | Привитие навыка уборки помещения. | 17 | Практическая работа (11). |
|
4. | Как правильно ухаживать за комнатными цветами. | 7 | Практическая работа (3). |
|
5. | Учимся беречь книги. | 7 | Практическая работа (2). |
|
6. | Бережём свои игрушки. | 5 | Практическая работа (2). |
|
ИТОГО часов | 67 |
|
|
Предметно – практическая деятельность, конструирование
Программа рассчитана на 67 часа (2 часа в неделю)
На уроках предметно-практической деятельности, элементарного конструирования предусматриваются развитие и коррекция сенсорной и умственной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, формирование у них пространственных представлений и ориентировок.
Цель обучения: формирование у обучающегося Журавлёва Антона произвольных целенаправленных действий с различными предметами и материалами, что является основой дальнейшего обучения доступной производительной деятельности в области художественного творчества, ведения домашнего хозяйства и трудовой деятельности.
Задачи обучения:
- развитие ручной умелости у обучающегося;
- выработка целенаправленности, устойчивости деятельности;
- развитие мелкой моторики рук;
- воспитание интереса к предметной деятельности.
В ходе обучения предметно-практической деятельности происходит изменение представлений Журавлёва Антона об окружающих предметах, развитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, зрительного и слухового внимания, пространственно-топографических представлений. У мальчика формируются приёмы элементарной предметной деятельности, которые в дальнейшем могут использоваться на других занятиях
Происходит обучение соотнесению реальных объектов с их изображениями, что в дальнейшем позволяет Журавлёву Антону облегчить самостоятельное выполнение серии последовательных действий. Занятия по предметно-практической деятельности проводятся преимущественно в индивидуальной форме.
Программа
Восприятие предметов.
Фиксация взгляда на предмете, обследование предмета, узнавание предмета по просьбе и самостоятельно, соотнесение двух одинаковых предметов.
Действия с материалами.
Сгибание бумаги, пересыпание сыпучих материалов, разминание в руках пластилина.
Действия с предметами.
Захват и удержание предметов, вынимание из коробки, складывание, поднимание, перекладывание предметов, нанизывание колец на палку, бусин на нить, бросание мячика, открывание и закрывание предметов, выдувание мыльных пузырей, расстилание и разглаживание салфетки.
Функциональное использование предметов.
Использование посуды, мебели, бумаги, клея, пластилина, природного материала и других окружающих ребёнка предметов.
Предполагаемый уровень умений и навыков, которые может приобрести Журавлёв Антон на уроках предметно-практической деятельности и конструирования:
- осуществлять действия с предметами по заданию;
- выполнять конструирование из различных материалов;
- использовать по назначению бумагу, клей, пластилин, ножницы.
Учебно-тематическое планирование уроков предметно-практической деятельности, конструирования для Журавлёва Антона (67 ч) № | Разделы (темы) | Кол-во часов | Контрольные, самостоятельные, практические, лабораторные работы, экскурсии | Примечания |
1. | Конструирование и классификация предметов. | 16 | Самостоятельная работа (5). Практическая работа (9). |
|
2. | Работа с природным материалом. | 5 | Практическая работа (4). |
|
3. | Работа с пластилином. | 12 | Самостоятельная работа (5) |
|
4. | Работа с бумагой. | 15 | Практическая работа (11). |
|
5. | Работа с нитками и пуговицами. | 6 | Самостоятельная работа (4). |
|
6. | .Действия с предметами. | 13 | Самостоятельная работа (6). |
|
ИТОГО часов | 67 |
|
|