МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ГБОУ Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат №2
«Согласовано» Руководитель МО________ Решетникова И.М. _______________2023г | «Согласовано» Зам. директора по УВР Осколкова Л.А.________ ________________2023 г | «Утверждаю» Директор ГБОУ СКОШИ №2 Аюшеев А.Н. _____________ 2023г |
Адаптированная основная
общеобразовательная программа
I вариант
4 «а» | Предметы | Количество часов |
Изобразительное искусство | 34 |
Учитель: Цырендоржиева С.Ц
г. Улан-Удэ
2023г
Изобразительное искусство
1.Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с Адаптированной Основной Общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «СКОШИ №2» на 2023-2024 учебный год и на основании следующих нормативных документов:
1. Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «об образовании Российской Федерации».
2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ №1599от 19.12 2014г
3.Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
4. Учебного плана АООП (вариант1) на 2023-2024 учебный год ГБОУ «СКОШИ №2»
5. СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациямвоспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни
Задачи
Воспитание интереса к изобразительному искусству
Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека
Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса
Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства. Расширение художественно-эстетического кругозора
Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировка своего мнения о них
Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка
Обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках
Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию)
Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности
Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению
Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции
Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование»)
Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем:
― коррекции познавательной деятельности учащихся путём систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
― развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок; контролировать свои действия;
― коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путём использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приёмов рисования;
― развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения
2.Общая характеристика предмета
Содержание программы отражено в пяти разделах:
– «Подготовительный период обучения»,
– «Обучение композиционной деятельности»,
– «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»;
– «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи»,
– «Обучение восприятию произведений искусства».
Программой предусматриваются следующие виды работ:
рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование;
проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства;
Человек и изобразительное искусство; урок изобразительного искусства; правила поведения и работы на уроках изобразительного искусства; правила организации рабочего места; материалы и инструменты, используемые в процессе изобразительной деятельности; правила их хранения.
Подготовительный период обучения
Формирование организационных умений: правильно сидеть правильно держать и пользоваться инструментами(карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе.
Сенсорное восприятие:различение формы предметов при помощи зрения,осязания и обводящих движений руки;узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); ориентировка на плоскости листа бумаги.
Развитие моторики рук:формирование правильного удержания карандаша и кисточки;формирование умениявладеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения.
Обучение приёмам работы в изобразительной деятельности (рисовании):
Приёмы работы с«подвижной аппликацией» для развития целостного восприятия объекта при подготовке детей к рисованию:
совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа;
расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в соответствующих пространственных положениях;
составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости листа.
Приёмы рисования твёрдыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой):
рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу).
рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линий; линий замкнутого контура (круг, овал). Рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линии (по образцу);
рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш. Упражнения в рисовании линий. Рисование предметов несложных форм (по образцу);
штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования; приёмы штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки);
рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками.
Приёмы работы красками:
приёмы рисования руками:точечное рисование пальцами;линейное рисование пальцами;рисование ладонью,кулаком, ребром ладони;
приёмы трафаретной печати:печать тампоном,карандашной резинкой,смятой бумагой,трубочкой и т.п.; приёмы кистевого письма:примакивание кистью;наращивание массы;рисование сухой кистью;рисование по
мокрому листу и т.д.
Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:
правила обведения шаблонов;
обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм, букв, цифр.
Обучение композиционной деятельности
Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию
– Формирование понятий: «предмет», «форма», «фигура», «деталь», «часть», «элемент», «объём», «пропорции», «конструкция», «узор», «орнамент», т.п.
– Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Геометрические фигуры. Природные формы.
– Передача разнообразных предметов на плоскости и в пространстве и т.п.
– Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке предмета.
– Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения).
– Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных и др.
3
– Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов.
Приёмы и способы передачи формы предметов: рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и т.п.
Сходства и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, сетчатый, по содержанию: геометрический, растительный. Принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре и т.п.).
Практическое применение приёмов и способов передачи графических образов в рисунке.
Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке с помощью красок Понятия:«цвет», «краски», «акварель», «гуашь».
Цвета солнечного спектра (основные, составные). Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения.
Приёмы работы акварельными красками: кистевое письмо ― примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима).
Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании.
Обучение восприятию произведений искусства
Примерные темы бесед:
«Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников, мастеров народных промыслов».
«Виды изобразительного искусства». Рисунок.
«Как и о чём создаются картины» Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы использует художник (краски, карандаши и др.). Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженных средствами живописи и графики. Художники создали произведения живописи и графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, В. Канашевич, А. Куинджи, А Саврасов, И. Остроухова, А. Пластов, В. Поленов, И Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезан, И. Шишкин и т.д.
«Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Истоки этого искусства и его роль
жизни человека (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюмы). Какие материалы используют художники-декораторы. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стёклах). Сказочные образы в народной культуре
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в обязательную часть предметной области «Искусство». В соответствии с учебным планом ГБОУ «СКОШИ №2»рабочая программа в 4 классе рассчитана на 34 часа в год (1час в неделю).
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностнымрезультатам.
1) Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
-положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и еерезультату;
-приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности
предметовискусства;
-воспитание эстетических потребностей, ценностей ичувств;
-отношение к собственной изобразительной деятельности как к одному из возможных путей передачи представлений о мире и человеке в нем, выражения настроения, переживаний,эмоций;
-умение наблюдать красоту окружающей действительности, адекватно реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию (красиво /некрасиво);
-представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области изобразительной деятельности, способность к оценке результата собственнойдеятельности;
-стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с разными материалами и инструментами, проявлению дисциплины и выполнению правил гигиены и безопасноготруда;
-умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится / не нравится; что получилось / что не получилось); принятие факта существования различныхмнений;
-проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания удачам / неудачамодноклассников;
-стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительнойдеятельности;
-стремление к дальнейшему развитию собственных изобразительных навыков и накоплению общекультурногоопыта;
-стремление к сотрудничеству со сверстниками на основе коллективной творческой деятельности, владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия для решения практических и творческихзадач.
декоративно-прикладном искусстве. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России с учётом местных условий. Произведения мастеров расписных промыслов (хохломская, городецкая, гжельская, жостовская роспись и т.д.)
5.Планируемые результаты освоения обучающимися по изобразительному искусству Минимальный уровень:
- знание названий художественных инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, обращения и санитарно - гигиенических требований при работе с ними; - знание элементарных правил передачи формы предмета и др.;
- знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «точка», «линия», «штриховка», «пятно»; - пользование материалами для рисования; - знание названий предметов, подлежащих рисованию; - организация рабочего места; - рисование по образцу;
- применение приёмов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;
- ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности; - адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета;
- узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображённых предметов и действий
Достаточный уровень:
знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Хохлома и др.);
знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании;
знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объём и др.;
знание правил построения орнамента и др.;
оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению
7
6.Содержание рабочей программы и требования к уровню подготовки обучающихся
Подготовительные занятия
Их главная задача – формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать). На этом этапе важно также сформировать первичные навыки работы с материалами и инструментами, показать, что рисунки отражают свойства предметов и их отношения, привить интерес к изобразительной деятельности.
подготовительный период обучения учитель, используя разнообразный игровой и графический материал, проводит работу, направленную на развитие у учащихся зрительного внимания, восприятия предметов и их свойств (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению друг к другу), на формирование представлений. Большое внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков. При этом необходимо добиваться, чтобы учащиеся могли осознанно выполнять движения карандашом (фломастером) в заданном направлении, изменять направления движений, прекращать движение в нужной точке.
Все занятия, как правило, проводятся в игровой, занимательной форме. Для этого необходимо иметь соответствующие дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объёмные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, плакаты с образцами несложных рисунков, геометрическое лото, а также различные игрушки.
Эти игры и упражнения на каждом уроке должны заканчиваться графическими действиями учащихся, выполнением простейших рисунков, отражающих решение той или иной задачи.
После определённой подготовки, когда дети приобретут некоторые знания и умения, можно переходить к изображению относительно сложных по форме и строению предметов, хорошо знакомых учащимся и подобранных по сходству с основными геометрическими формами.
Декоративное рисование
На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.
Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают формированию эстетического вкуса.
9
Занятия по декоративному рисованию должны предшествовать урокам рисования с натуры, т. к. они формируют технические и изобразительные умения учащихся.
Рисование с натуры
Рисование с натуры обязательно предшествует наблюдению изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места.
Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего оборудования и моделей.
Основные задачи обучения рисованию с натуры в младших классах – научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.
Очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение имеет умение применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка.
Рисование на темы
Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование
отрывков из литературных произведений
1 – 2 классах задача тематического рисования: чтобы учащиеся смогли изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске.
Ставя перед учащимися задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, формирование у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя учащиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.
Беседы об изобразительном искусстве
Беседы об искусстве – важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников.
1 – 3 классах занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки для такой работы не отводятся, а выделяется 10 – 15 минут в начале или в конце урока.
Для подготовки учащихся к пониманию произведений важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие зрительного восприятия.
10
7.Учебно-тематический план
№ | Тема | | Количество часов | | |
п/п | | | | | |
| Всего | Теоретических | Практических | |
| | | | работ | |
1 | Декоративное рисование | 8 | - | 8 | |
2 | Рисование с натуры | 18 | - | 18 | |
3 | Рисование на темы | 5 | - | 5 | |
4 | Беседы об изобразительном искусстве | 3 | 3 | - | |
| ВСЕГО | 34 | 3 | 31 | |
8. Календарно-тематическое планирование
№п\п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Основные виды учебной деятельности | Дата |
план | факт |
| Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию.Обучение композиционной деятельности. Развитие восприятия цвета предметов и умений передавать его в живописи.Восприятие произведений искусства | 34 | | | |
1 | Аппликация из обрывков цветной бумаги «Дети собирают грибы в лесу» | 1 | Работа с учебником рассматривание картины, выбор цвета, при совмещении материалов и заполнении формы (прямоугольного листа бумаги) | | |
2 | Беседа о художниках и их картинах. Что изображают художники, чем любуются? | 1 | Рассматривание и сравнение картин разных художников, разных жанров, высказывания о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т. д.) | | |
3 | Рисование с натуры, по памяти. Неваляшка. | 1 | Работа с понятиями «рисовать с натуры», «рисовать по памяти». Рассматривание образца, этапы работы, сравнение выполненной работы с образцом | | |
4 | Рисование с натуры по сырой бумаге. Листья осенью. | 1 | Работа с понятиями «рисовать с натуры», овладение техникой рисования «по сырой бумаге»Характеристика особенностей осенних листьев. | | |
5 | Аппликация с дорисовыванием. Листья березы на солнышке и в тени. | 1 | Работа с учебником, с образцом, сравнение, высказывания по теме. | | |
6 | Рисование Веточка с листьями, освещенная солнцем. | 1 | Работа с учебником. Сравнение свой работы с оригиналом (образцом). | | |
7 | Рисование на основе представлений по памяти. Веточка с листьями в тени. | 1 | Работа с учебником. Сравнение свой работы с оригиналом (образцом). | | |
8 | Пейзаж.Рассматривание картин известных художников. | 1 | Отработка понятия «пейзаж», рассматривание картин художников, беседа, ответы на вопросы текста | | |
9 | Рисование деревьев, которые расположены близко, подальше и совсем далеко | 1 | Работа с понятием «пейзаж», анализ образца, работа с карандашами. красками | | |
10 | Рисование домиков, расположенных близко, подальше, далекоот предмета | 1 | Работа с понятием «пейзаж», анализ образца, работа с карандашами. красками | | |
11 | Рисование на тему «Осенний пейзаж» | 1 | правила составления композиции, рассматривание иллюстраций | | |
12 | Картина-натюрморт «Веточка мимозы в стакане» | 1 | Отработка понятия «натюрморт», анализ образца, правила выполнения натюрморта, работа с красками | | |
13 | Натюрморт. Чайник. | 1 | Закрепление понятия «натюрморт», анализ образца, правила выполнения натюрморта, работа с красками | | |
14 | Беседа о творчестве художников. Портрет человека | 1 | Отработка понятия «портрет», рассматривание работ художников в учебнике, на фотографиях, беседа по теме | | |
15 | Скульптура. Как скульптор работает над портретом человека | 1 | Отработка понятия «скульптура», рассматривание работ художников в учебнике, на фотографиях, ответы на вопросы | | |
16 | Как изображать портрет, чтобы было похоже | 1 | Анализ работ в учебнике, отработка этапов выполнения работы, сравнение с образцом | | |
17 | Лепка и рисование. Портрет моей подруги. | 1 | Работа с учебником, анализ образца, выполнение работы по плану, правила работы с пластилином | | |
18 | Автопортрет | 1 | Работа с учебником, анализ образца, выполнение работы по плану, отработка понятия «автопортрет». | | |
19 | Рисование на темы: «Новогодняя ёлка. Снегурочка. Дед Мороз у ёлки» | 1 | Работа с учебником, рассказы обучающихся о праздновании Нового года, работа по плану составления аппликации, составление новогодней открытки | | |
20 | Беседа. Художники о тех, кто защищает Родину.Рисование. Шлем, щит, копье. | 1 | Работа с учебником, рассматривание картин защитников отечества, портрет А. Невского. Этапы рисования элементов одежды воинов, работа с красками | | |
21 | Рисование. Добрые герои сказки. Василиса Прекрасная | 1 | Рассматривание иллюстраций в книгах, высказывание своего мнения о роли цвета, атрибутов при создании образов героев; | | |
22 | Рисование. Злые герои сказки. Баба-Яга | 1 | Рассматривание иллюстраций в книгах, высказывание своего мнения о роли цвета, атрибутов при создании образов героев; | | |
23 | Необыкновенные деревья в сказках. Рисование на тему «Сказочные деревья» | 1 | Работа с учебником, ответы на вопросы, выполнение рисунка по воображению и на основе представлений | | |
24 | Лепка. Фигура человека в движении | 1 | Рассматривание образца, работа с планом, повторение правил работы с пластилином | | |
25 | Рисование.Школьные соревнования в беге. | 1 | Рассматривание образца, работа с планом, правила работы с красками, гуашью | | |
26 | Художники, которые рисуют море.Рисование на тему «Нарисуй море». | 1 | Рассматривание картин художников, ответы на вопросы, усвоение понятия «маринисты» | | |
27 | Лепка. Животные жарких стран. Жираф. | 1 | Рассматривание образца, работа с планом, повторение правил работы с пластилином | | |
28 | Рисование на тему: «Звери в зоопарке». «Бегемот. | 1 | Знакомство с понятием «зоопарк», обсуждение от общего к частному. Сравнение животных, анализ формы частей животных | | |
29 | Лепка. Насекомые. Стрекоза. | 1 | Рассматривание образца, работа с планом, повторение правил работы с пластилином | | |
30 | Рисование. Насекомые. Стрекоза. | 1 | Рассматривание образца, работа с планом, правила работы с красками, гуашью | | |
31 | Беседа. Гжель.Украшение посуды гжельской росписью (чашки, блюда) | 1 | Рассматривание образцов гжельской росписи на фотографиях, выполнение росписи по образцу, беседа, правила смешения цветов гуаши | | |
32 | Беседа. Улица города. Люди на улице города. | 1 | Работа с учебником, экскурсия на улицу поселка, наблюдение за расположением домов, деревьев, дороги в поселке | | |
33 | Творческая работа в рамках промежуточной аттестации. Рисунок по описанию. Улица города. | 1 | Выполнение задания в соответствии с описанием в учебнике, работа с красками, аппликация | | |
34 | Рисование на тему «Краски лета». Венок из цветов и колосьев. | 1 | Рассматривание образца, выполнение рисунка по образцу, беседа, работа с красками. | | |
| ИТОГО | 34 | |
9. Литература и средства обучения
1. М. Ю. Рау, М.А. Зыкова, Изобразительное искусство 4класс, Москва «Просвещение» 2018
О. А. Куревина, Е. Д. Ковалевская, Изобразительное искусство 2 класс, Разноцветный мир, рабочая тетрадь, Москва БАЛАСС 2019 год
3. В. С. Кузин, Методика преподавания изобразительного искусства в 1 – 3 классах, Москва «Просвещение», 2019 год
4. И. А. Грошенков, Уроки рисования в 1 – 6 классах вспомогательной школы, Москва «Просвещение» 2018год
5. Изобразительное искусство, 4класс, М. Ю. Рау, М. А. Зыкова, Москва «Просвещение», 2019 год