Пояснительная записка
Рекомендации ПМПК: обучение в образовательной организации по адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с умственной отсталостью (вар.1)
Количество обучающихся: 1
Количество учебных часов, на которое рассчитана АОП:
Количество часов в неделю: 1 час
Количество часов в год: 34ч
АОП реализуется на основе УМК - -
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты
Обучающиеся должны знать:
- наизусть несколько песен;
- примерное содержание прослушанных музыкальных произведений;
- музыкальные длительности, паузы (долгие, короткие);
- значение музыки в жизни, трудовой деятельности и отдыхе людей;
- народные музыкальные инструменты и их звучание (баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки).
Обучающиеся должны уметь:
- самостоятельно начинать пение после вступления;
- осмысленно и эмоционально исполнять песни ровным свободным звуком на всем диапазоне;
- контролировать слухом собственное исполнение;
- применять полученные навыки при исполнении музыкальных произведений;
- адекватно оценивать собственное исполнение.
Личностные результаты:
-формирование личностных качеств: музыкальный вкус, аккуратность, терпение, настойчивость, усидчивость;
-выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной культуры;
-улучшение зрительно – двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного музыкального материала;
-развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь)
-адекватно оценивать собственное исполнение.
Содержание учебного предмета, курса
Содержание программного материала уроков состоит из теоретического материала, различных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу содержания программы составляют произведения отечественной (русской)
музыкальной культуры: музыка народная и композиторская, детская, классическая, современная.
В программу включены следующие разделы: пение, слушание музыки, элементы музыкальной грамоты.
Пение
Исполнение песенного материала в диапазоне: си — ре.
Развитие уверенности в своих силах, общительности, открытости.
Совершенствование навыков певческого дыхания на более сложном в сравнении с 4-м классом песенном материале, а также на материале вокально-хоровых упражнений во время распевания.
Развитие навыка пения с разнообразной окраской звука в зависимости от содержания и характера песни.
Продолжение работы над чистотой интонирования: пропевание отдельных трудных фраз и мелодических оборотов.
Совершенствование навыка четкого и внятного произношения слов в текстах песен подвижного характера.
Развитие вокально-хоровых навыков при исполнении выученных песен без сопровождения.
Работа над легким подвижным звуком и кантиленой.
Повторение песен, разученных в 4-м классе.
Слушание музыки
Особенности национального фольклора. Определение жанра, характерных особенностей песен. Многожанровость русской народной песни как отражение разнообразия связей музыки с жизнью народа и его бытом.
Закрепление интереса к музыке различного характера, желания высказываться о ней.
Снятие эмоционального напряжения, вызванного условиями обучения и проживания.
Закрепление представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов. Народные музыкальные инструменты: домра, мандолина,баян, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, балалайка.
Повторное прослушивание произведений, из программы 4-го класса.
Элементы музыкальной грамоты
Элементарное понятие о нотной записи: нотный стан, нота, звук, пауза.
Формирование элементарных понятий о размере: 2/4, 3/4, 4/4.
Поурочно - тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ урока | Раздел, тема урока | Кол – во часов | Коррекционные задачи |
1 | Русская песня -9ч Музыка – отражение жизни. | 1 | Формирование учебной мотивации |
2 | Композитор – имя ему народ. | 1 | Развитие чистоты интонирования |
3 | Характерные особенности русской народной песни. | 1 | Развитие зрительного и слухового восприятия |
4 | Эпические песни, частушки. | 1 | Развитие процессов запоминания |
5 | Детские песни, обрядовые песни. | 1 | Развитие эмоционального исполнения песни |
6 | Многожанровость русской песни. | 1 | Развитие речи |
7 | Роль музыки в труде людей. | 1 | Развитие слухового восприятия |
8 | Композиторская музыка | 1 | Развитие слухового восприятия |
9 | Народная песня в творчестве композиторов. | 1 | Развитие музыкальной памяти |
10 | Музыкальные инструменты России - 8ч Ознакомление с музыкальными инструментами. Оркестр. | 1 | Развитие внимания |
11 | Народный инструмент – домра. | 1 | Снятие эмоционального напряжения |
12 | Народный инструмент - мандолина. | 1 | Повышение уровня словарного запаса |
13 | Народный инструмент – свирель. | 1 | Расширение знаний и представлений об окружающем |
14 | Гармонь, баян. | 1 | Развитие памяти |
15 | Деревянные ложки. | 1 | Развитие навыков классификации и обобщения |
16 | Балалайка. | 1 | Повышение уровня словарного запаса |
17 | Шумовые народные инструменты. | 1 | Развитие слухового восприятия |
18 | Элементарная музыкальная грамота -10ч Звукоряд. | | Развитие музыкальной памяти |
19 | В школе Скрипичного Ключа (нотный стан, ключ). | 1 | Укрепление эмоционально-волевой сферы |
20 | Темп. | 1 | Развитие музыкальной памяти |
21 | Пауза. | 1 | Развитие наглядно-образного мышления |
22 | Понятие о музыкальном размере 2/4 | 1 | Коррекция работы артикуляционного аппарата. |
23 | Музыкальный размер 3/4 | 1 | Развитие слухового восприятия |
24 | Музыкальный размер 4/4 | 1 | Расширение знаний и представлений об окружающем |
25 | Музыкальные краски (мажор, минор) | 1 | Развитие наглядно-образного мышления |
26 | Чистый звук. | 1 | Коррекция работы артикуляционного аппарата. |
27 | Музыкальный «Цветик – семицветик» | 1 | Развитие умения работать по словесной и письменной инструкции |
28 | Мир композиторов-7ч Композитор В.Я.Шаинский. | 1 | Коррекция эмоционально-волевой сферы |
29 | Композитор Е. Крылатов. | 1 | Развитие внимания |
30 | Музыкальная терапия. | 1 | Развитие музыкальной памяти |
31 | Нам песня строить и жить помогает. | 1 | Развитие зрительного и слухового восприятия |
32 | Ничего на свете лучше нету. | 1 | Развитие эмоционального отклика на музыку |
33 | Путь к вершине творчества. | 1 | Развитие наглядно-образного мышления |
34 | В гостях у музыкантов. | 1 | Снятие эмоционального напряжения |
Итого | | 34 | |