Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16»
села Александровского Александровского района Ставропольского края
Рассмотрено на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол № 1 от 29.08.2018 Руководитель ШМО: ______________ /Т.И.Фомивко/ | Согласовано Заместитель директора по УР «Средняя общеобразовательная школа № 16» _______________ /Л.А.Алексишина/ Пр. №1 от 29.08.2018 | Утверждаю Директор «Средняя общеобразовательная школа № 16» _________________ /А.В.Малюкин/ Пр. № 160 от 30.08.2018 |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Литературное чтение»
(индивидуальное обучение)
(1 ступень, начальное общее образование)
Срок реализации программы: 2018—2019 учебный год
Ф.И.О. учителя Чемеркина Е.В.
Количество часов всего - 68 ч.
В неделю - 2ч.
Региональный компонент – 7 ч.
Планирование составлено на основе примерной программы «Литературное чтение» (авторы Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская – М.: Академкнига/Учебник, 2012), рекомендованной Министерством образования и науки РФ
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Литературное чтение» направлена на оказание комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от29.12.2012 №273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерной программой начального общего образования по литературному чтению, письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами и программы общеобразовательных учреждений авторов Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская.
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и особенностей детей с ЗПР.
Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуется уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание проявляется в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп, неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечается нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, несформированность мыслительных операций анализа; синтеза, сравнения, обобщения, бедность словарного запаса, трудности произвольной саморегуляции.
В программе сохранено основное содержание общеобразовательной школы, но учитываются индивидуальные особенности учащегося с ЗПР и специфика усвоения им учебного материала. Обучающемуся ребенку по программе задержка психического развития очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно, узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия, и ориентировка в пространстве. Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанным и с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны. Отставание в развитии всех форм мышления обнаруживается, в первую очередь, во время решения задач на словесно - логическое мышление.
Программа адаптирована для учащихся с ОВЗ. Программа составлена в соответствии с требованиями ПМПК детей с ОВЗ, обучающихся в школе.
Программа строит обучение детей с задержкой психического развития.
Цель программы: обеспечить совместное обучение и взаимодействие детей с ОВЗ со сверстниками средствами литературного чтения;
формирование читательской компетенции младшего школьника на основе системно – деятельностного подхода, через воспитание и развитии качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран;
обеспечение условий для успешного обучения и социализации детей с ОВЗ.
Общая характеристика учебного предмета
В силу особенностей, присущих данной предметной области, в ее рамках решаются также весьма разноплановые предметные задачи:
– духовно-нравственная (от развития умения (на материале художественных произведений) понимать нравственный смысл целого до развития умения различать разные нравственные позиции);
– духовно-эстетическая(от формирования умения видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали);
– литературоведческая(от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приемы));
– библиографическая(от формирования умений ориентироваться в книге по ее элементам и пользоваться ее справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи).
Особое место в рамках литературного чтения занимает накопление опыта самостоятельной (индивидуальной) интерпретации художественного произведения, который развивается в разных направлениях в системах читательской и речевой деятельности.
Место учебного предмета в учебном плане
Курс рассчитан на 68 часов в год (2 часа в неделю).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры содержания образования сформулированы в Стандарте и Образовательной программе.В силу особенностей учебного предмета выделяем:
Ценность патриотизма, гражданственности - любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству.
Ценность нравственных чувств - нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; толерантность.
Ценность трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни - уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.
Ценность природы, окружающей среды - родная земля; заповедная природа; экологическое сознание.
Ценность прекрасного - красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве
Система ценностей важна, они дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Личностные, метапредметные, предметные результаты учебной программы
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 3-го года обучения
В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:
• свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью;
• свободно ориентироваться в учебной книге: сможет читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
• работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
• работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; учебной книгой и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам.
В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
• работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
• понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;
• находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
В области регулятивных учебных действий обучающиеся научатся:
• осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.
Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Литературное чтение» к концу 3-го года обучения
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Обучающиеся научатся:
• читать правильно и выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения;
• читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего чтения;
• писать письма и правильно реагировать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;
• называть имена писателей и поэтов – авторов изучаемых произведений; перечислять названия их произведений и коротко пересказывать содержание текстов, прочитанных в классе;
• рассказывать о любимом литературном герое;
• выявлять авторское отношение к герою;
• характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;
• читать наизусть 6–8 стихотворений разных авторов (по выбору);
• ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, страница «Содержание», иллюстрации).
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Обучающиеся научатся:
• различать сказку о животных, басню, волшебную сказку, бытовую сказку;
• различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования;
• находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола (называем преувеличением), звукопись, контраст; фигуры: повтор).
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Обучающиеся научатся:
• понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
• эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой, и оформлять свои впечатления (отзывы) в устной речи;
• интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения, (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного);
• принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов.
Национально-региональный компонент
В рамках проводимой Министерством образования РФ образовательной политики в полиэтнической России важное место занимает проблема определения содержания национально-регионального компонента как части общегосударственного содержания образования. Изучение национально-регионального компонента в школах является важнейшим средством связи обучения с жизнью и должно быть направлено на воспитание у учащихся культуры межнационального общения, патриотических чувств, толерантности и миролюбия, на приобщение детей к богатейшему миру национальной среды. Использование содержания национально-регионального компонента на уроках окружающего мира в начальной школе способствует не только расширению и углублению знаний, но и развивает у учащихся навыки самостоятельной и творческой работы. Поэтому в программу по окружающему миру включены темы (не менее 10%) связанные с малой Родиной - Ставропольским краем. Для лучшего усвоения материала дети посещают музей села Александровского, ходят на экскурсии, знакомясь с достопримечательностями села.
Основные направления коррекционной работы
На уроках чтения решаются как общие с общеобразовательной школой, так и специфические, коррекционные задачи обучения детей. Важнейшими задачами уроков чтения являются:
формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза;
формирование, закрепление и постепенное совершенствование навыков чтения — сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя;
уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении;
формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально-волевой сферы детей;
развитие нравственных и эстетических представлений и чувств, художественного вкуса, творческого и воссоздающего воображения, коррекция личностного развития ребенка;
преодоление недостатков в развитии речи учащихся, формирование речевых умений и навыков, знаний о родном языке;
развитие и расширение первоначальных знаний и представлений детей об окружающем мире, обогащение чувственного опыта ребенка, развитие его мыслительной деятельности и познавательной активности;
привитие интереса к книге, к самостоятельному чтению;
социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса;
формирование социальной компетентности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, развитие адаптивных способностей личности для самореализации в обществе.
Разнообразные задачи обучения детей чтению решаются в процессе работы над текстами учебных книг для чтения, художественной и научно-популярной литературы, периодической печати. Чтение художественных произведений создает условия для воспитания в детях честности, доброты, уважения к старшим, любви к природе, труду.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Формы и методы коррекционной работы
Направление коррекционно-развивающей работы и психолого-педагогической помощи в соответствии с индивидуальными рекомендациями ТПМПК:
адаптация содержания учебного материала, от простого к сложному, выделение в каждой теме базового материала, подлежащего закреплению, дифференцировка заданий взаимосвязи от коррекционных задач;
помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизации учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок и пр.);
дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности;
стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.);
формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов;
совершенствование навыка чтения (развитие навыка работы по заданному образцу; актуализация и закрепление навыка звукобуквенного анализа слова);
совершенствование навыка чтения (дифференциация по начертанию букв; составление из предложенных букв; чтение предложений иллюстрированных изображением; составление предложений из слов; графические диктанты);
развитие слухового внимания и памяти;
совершенствование различных видов мышления; развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями);
развитие умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу, выполнять ее в соответствии с наглядным образцом и (или) словесными указаниями учителя;
осуществлять самоконтроль и самооценку;
совершенствование лексико-грамматического строя речи;
совершенствование фонематического восприятия;
совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.
Содержание предмета
3 класс
Программа 3 класса знакомит школьников с такими древними жанрами, как сказка о животных, бытовая сказка, басня, пословица. Именно в 3 классе формируются самые первые представления о литературном процессе как движении от фольклора к авторской литературе. Углубляется знакомство с особенностями поэтики разных жанров. Расширяется читательский кругозор младших школьников. Основной литературой для анализа является по-прежнему классическая и современная детская литература, русская и зарубежная литература. Круг чтения расширяется за счет фольклорных текстов разных народов, а также за счет современной литературы, которая близка и понятна и детям, и взрослым.
Продолжается знакомство младших школьников с живописными произведениями, которые не являются сюжетными аналогами изучаемых литературных произведений, но представляют собой каждый раз живописную параллель тому мировосприятию, которое разворачивается в литературном произведении. Программа предусматривает знакомство с некоторыми важными особенностями поэтической формы. Не пользуясь специальной терминологией, школьники будут иметь возможность оценить содержательную выразительность парной и перекрестной рифмы, познакомятся с понятием ритма, создающегося чередованием разного вида рифм.
Итогом третьего года обучения должно стать представление о движении литературного процесса, об общих корнях и путях развития литературы разных народов; переживание особенностей художественного образа в прозаическом и поэтическом произведении.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Понимание на слух смысла звучащей речи (ее цели, смысловых доминант). Формирование умения понимать общий смысл воспринятого на слух лирического стихотворения, стихов русских классиков. Формирование умения удерживать в процессе полилога обсуждаемый аспект.
Умение читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего чтения.
Дальнейшее совершенствование умений и навыков осознанного и выразительного чтения. Анализ особенностей собственного чтения вслух: правильности чтения (соблюдение норм литературного произношения), беглости, выразительности (использование интонаций, соответствующих смыслу текста). Формирование потребности совершенствования техники чтения, установки на увеличение его скорости.
Формирование умения при чтении вслух передавать индивидуальные особенности текстов и используемых в них художественных приемов и фигур: контраста, звукописи, повторов.
Дальнейшее освоение приемов диалогического общения: умение слушать высказывания одноклассников, дополнять их или тактично и аргументированно опровергать.
Дальнейшее формирование умений участвовать в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря».
Основные виды учебной деятельности обучающихся: аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.
Формирование библиографической культуры
Формирование представлений о жанровом, тематическом и монографическом сборнике. Формирование умений составлять разные сборники. Понятие «Избранное». Составление сборника избранных произведений любимого писателя или поэта. Воспитание потребности пользоваться библиотекой и выбирать книги в соответствии с рекомендованным списком.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Устное народное творчество
Сказка о животных. Формирование общего представления о сказке о животных как произведении устного народного творчества, которое есть у всех народов мира. Развитие сказки о животных во времени. Простейшая лента времени: 1) самая древняя сказочная история, 2) просто древняя и 3) менее древняя сказочная история.
Особенность «самых древних сказочных сюжетов» (историй): их этиологический характер (объяснение причин взаимоотношений между животными и особенностей их внешнего вида).
Особенность «просто древних сказок»: начинает цениться ум и хитрость героя (а не его физическое превосходство).
Особенность «менее древней сказки»: ее нравоучительный характер – начинает цениться благородство героя, его способность быть великодушным и благодарным.
Представление о «бродячих» сюжетах (сказочных историях).
Жанр пословицы. Пословица как школа народной мудрости и жизненного опыта. Использование пословицы «к слову», «к случаю»: для характеристики сложившейся или обсуждаемой ситуации. Пословицы разных народов. Подбор пословиц для иллюстрации сказочных и басенных сюжетов.
Авторское творчество
Жанр басни. Двучленная структура басни: сюжетная часть (история) и мораль (нравственный вывод, поучение). Происхождение сюжетной части басни из сказки о животных.
Самостоятельная жизнь басенной морали: сходство с пословицей. Международная популярность жанра и развитие жанра басни во времени: Эзоп, Ж. Лафонтен, И. Крылов, С. Михалков, Ф. Кривин.
Жанр бытовой сказки. Обобщенность характеров, наличие социального конфликта и морали. Связь с жанром басни.
Формирование представлений о жанре рассказа. Герой рассказа. Особенности характера и мира чувств. Сравнительный анализ характеров героев. Способы выражения авторской оценки в рассказе: портрет героя, характеристика действий героя, речевая характеристика, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя, авторские комментарии.
Формирование представлений о различии жанров сказки и рассказа. Различение композиций сказки и рассказа (на уровне наблюдений): жесткая заданность сказочной композиции, непредсказуемость композиции рассказа.
Различение целевых установок жанров (на уровне наблюдений): объяснить слушателю алгоритм поведения героя при встрече с волшебным миром (волшебная сказка); рассказать случай из жизни, чтобы раскрыть характер героя (рассказ).
Поэзия. Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя (героя-рассказчика, автора) в стихотворных текстах: посредством изображения окружающего мира; через открытое выражение чувств. Средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа: художественные приемы (олицетворение, сравнение, контраст, звукопись) и фигуры (повтор).
Лента времени. Формирование начальных наглядно-образных представлений о линейном движении времени путем помещения на ленту времени произведений фольклора (сказок, созданных в разные периоды древности), а также авторских литературных и живописных произведений.
Литература в контексте художественной культуры. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства: с живописными и музыкальными произведениями. Формирование начальных представлений о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, — это сходство и близость МИРОВОСПРИЯТИЯ их авторов (а не тематическое сходство).
Основные виды учебной деятельности обучающихся:узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), различение жанровых особенностей произведений (сказка и рассказ; сказка о животных и волшебная сказка и др.), узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.).
Раздел «Элементы творческой деятельности»
Дальнейшее формирование умения рассматривать репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», слушать музыкальные произведения и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний.
Участие в инсценировках (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов.
Формирование умения устно и письменно (в виде высказываний и коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникающими в ходе обсуждения литературных текстов, живописных и музыкальных произведений.
Основные виды учебной деятельности обучающихся: чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.
Раздел «Круг чтения»
Сказки народов мира о животных
Пословицы и поговорки из сборника В. Даля.
Русская бытовая сказка
Авторская литература народов мира
Классики русской литературы
Классики советской и русской детской литературы
Современная детская литература на рубеже XX — XXI веков
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема | Количество часов | Примечание |
| | Учимся наблюдать и копим впечатления | | |
1 | | Требования к освоению ООП НОО. ТБ на уроках. Сергей Козлов "Июль". Приём олицетворения Юрий Коваль "Берёзовый пирожок" | 1 | |
2 | | Владимир Маяковский "Тучкины штучки" С.Козлов "Мимо белого яблока луны…" | 1 | |
3 РК | | С. Есенин "Нивы сжаты, рощи голы…" Введение в краеведение | 1 | |
4 | | Александр Пушкин "Вот север, тучи нагоняя…", "Опрятней модного паркета…" | 1 | |
5 | | Вадим Шефнер "Середина марта", хокку Дзёсо, Басё Н. Матвеева "Гуси на снегу" | 1 | |
6 | | Эмма Мошковская "Где тихий, тихий пруд...", хокку ЁсаБусона | 1 | |
7 РК | | С. Козлов "Сентябрь", "Как оттенить тишину"Иван Бунин "Листопад" .Стихи поэтов Александровского района | 1 | |
8 | | Александр Пушкин "Зимнее утро" Валентин Берестов "Большой мороз", "Плащ" | 1 | |
9 | | С.Козлов "Разрешите с вами посумерничать" | 1 | |
10 | | Юрий Коваль "Вода с закрытыми глазами", хокку Ранрана | 1 | |
11 | | В. Берестов «Первый листопад». В. Лунин «Идём в лучах зари». Поход в «Музейный дом» | 1 | |
12 | | В. Лунин «Ливень», В. Берестов «Отражение», «Урок листопада» | 1 | |
13 | | А. Иванов «Как Хома картины собирал» | 1 | |
| | Постигаем секреты сравнения | | |
14 | | Сказка "Откуда пошли болезни и лекарства" | 1 | |
16 РК | | Сравнительный анализ сказок "Гиена и черепаха" и "Нарядный бурундук" Фольклор народов Северного Кавказа | 1 | |
17 | | Сравнительный анализ сказок "Два жадных медвежонка" и "Как барсук и куница судились" | 1 | |
18 | | Кубинская сказка "Черепаха, кролик и удав-маха". | 1 | |
19 РК | | Индийская сказка "Хитрый шакал" Сказка ложь, да в ней намек | 1 | |
20 | | Бурятская сказка "Снег и заяц" Хакасская сказка "Как птицы царя выбирали" | 1 | |
21 | | Бирманская сказка «Отчего цикада потеряла свои рожки». Д. Дмитриев «Встреча» Шведская сказка «По заслугам расчёт». | 1 | |
| | Пытаемся понять, почему люди фантазируют | | |
22 | | Новелла Матвеева "Картофельные олени" | 1 | |
23 | | Саша Чёрный "Дневник Фокса Микки" | 1 | |
24 | | Татьяна Пономарёва "Автобус" | 1 | |
25 | | Татьяна Пономарёва "В шкафу". Эмма Мошковская "Вода в колодце". Поход в «Музейный дом» | 1 | |
26 | | Борис Житков "Как я ловил человечков" | 1 | |
27 | | Тим Собакин "Игра в птиц" | 1 | |
28 | | Константин Бальмонт "Гномы" | 1 | |
29 | | М. Яснов «Мы и птицы». Э. Мошковская «Мотылёк», «Осенняя вода» | 1 | |
30 | | С. Козлов «Звуки и голоса» О. Кургузов «Мальчик-папа». Поход в «Музейный дом». | 1 | |
| | Учимся любить | | |
31 | | Татьяна Пономарёва "Прогноз погоды""Лето в чайнике" | 1 | |
32 | | Мария Вайсман "Лучший друг медуз" | 1 | |
33 | | Александр Куприн "Слон" | 1 | |
34 РК | | Константин Паустовский "Заячьи лапы" Красивы русские просторы! | 1 | |
35 | | Сергей Козлов "Если меня совсем нет" | 1 | |
36 | | Э. Мошковская «Когда я уезжаю». В. Драгунский «Кот в сапогах» | 1 | |
37 | | Тим. Собакин «Самая большая драгоценность». Обобщение по теме «Учимся любить» | 1 | |
| | Набираемся житейской мудрости | | |
38 | | Басня. Басни . Эзопа Наш край богат талантами | 1 | |
39 | | Сравнение басен Эзопа и И. Крылова | 1 | |
40 | | Сравнение басен Ивана Крылова "Лебедь, рак и щука" и "Квартет". Басня "Волк и журавль" Творчество Л. Шубной | 1 | |
| | Продолжаем разгадывать секреты смешного | | |
41 | | Леонид Каминский "Сочинение" | 1 | |
42 | | Ирина Пивоварова "Сочинение" | 1 | |
43 | | МаринаБородицкая "На контрольной" Лев Яковлев "Для Лены" | 1 | |
44 | | Михаил Яснов"Подходящий угол" | 1 | |
45 РК | | Надежда Тэффи "Преступник" «Мое село, ты капелька России» | 1 | |
46 | | Стихи Григория Остера "Вредные советы" | 1 | |
47 | | Татьяна Пономарёва "Помощь" | 1 | |
48 | | Виктор Драгунский "Ровно 25 кило" | 1 | |
49 | | Виктор Драгунский "Ровно 25 кило" | 1 | |
50 | | Виктор Драгунский "Ровно 25 кило" | 1 | |
51 РК | | Виктор Драгунский "Ровно 25 кило" История моего села | 1 | |
| | Как рождается герой | | |
52 | | Как рождается герой. Черты сказочного героя. Сказки "Колобок" и "Гуси-лебеди" | 1 | |
53 РК | | Юнна Мориц "Жора Кошкин" Творчество писателей Ставропольского края | 1 | |
54 | | Борис Заходер "История гусеницы" | 1 | |
55 | | Черты характера героя. Главная мысль и тема текста. Михаил Яснов "Гусеница – Бабочке" | 1 | |
56 | | . Борис Заходер "История гусеницы", Михаил Яснов "Гусеница – Бабочке" | 1 | |
57 | | Николай Гарин-Михайловский "Детство Тёмы" | 1 | |
58 РК | | Николай Гарин-Михайловский "Детство Тёмы" Юные поэты и писатели моего района | 1 | |
59 | | Леонид Пантелеев "Честное слово" | 1 | |
60 РК | | Леонид Пантелеев "Честное слово" Дети Кавказа – за мир на Кавказе | 1 | |
61 | | Отрывки из поэмы Николая Некрасова "На Волге" («Детство Валежникова») | 1 | |
| | Сравниваем прошлое и настоящее | | |
62 | | Константин Паустовский "Растрёпанный воробей" | 1 | |
63 | | Константин Паустовский "Растрёпанный воробей" | 1 | |
64 | | Александр Пушкин "Цветок" | 1 | |
65 РК | | Аркадий Гайдар "Чук и Гек". Характеры героев, сравнительный анализ . Годы, опаленные войной | 1 | |
66 | | Аркадий Гайдар "Чук и Гек". Характеры героев в развитии | 1 | |
67 | | Аркадий Гайдар "Чук и Гек". Характеры героев в развитии | 1 | |
68 | | Аркадий Гайдар "Чук и Гек". Характеры героев в развитии | 1 | |
| Итого | | 68 | |
Учебно-методическая литература
3 класс
Чуракова Н.А. Литературное чтение.3 класс: Учебник. В 2 ч. Часть 1. — М.: Академкнига/Учебник.
Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3 класс: Учебник. В 2 ч. Часть 2. — М.: Академкнига/Учебник.
Малаховская О.В. Литературное чтение.3 класс: Хрестоматия. Под ред. Чураковой Н.А. — М.: Академкнига/Учебник.
Малаховская О.В. Литературное чтение. 3 класс: Тетради для самостоятельной работы № 1 и № 2. — М.: Академкнига/Учебник.
Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 3 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник.