СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная программа по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная программа по биологии»


Адаптированная рабочая программа учебного предмета

«Биология 9 класс»


Настоящая рабочая программа учебного предмета «Биология» для обучающихся 9 классов, изучающих предмет на базовом уровне, составлена на основе:

- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования;

- Авторской программы. В.В. Пасечник. М. Дрофа, 2009г. Программа для общеобразовательных учреждений по биологии 5-11 классы к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника. автор- составитель Г.М. Пальдяева. М. Дрофа, 2009г.

- Учебного плана МБОУ «ВСОШ № 1»;

- Положения о рабочей программе.

- индивидуальных особенностей учащихся 7 вида общеобразовательной школы основного общего образования,

- рекомендаций ПМПК.

Целью данной программы является использование процесса обучения биологии для повышения уровня общего развития учащегося с ограниченными возможностями здоровья и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.

Целевые ориентации по личности  ребенка, заложенные в образовательной программе, следующие:

  • Помочь ребенку преодолеть социально-педагогические трудности, «перешагнуть» через возникший кризис.

  • Коррекция отклонений, имеющихся в развитии и поведении.

  • Укреплять положительные нравственные начала личности ребенка.

  • Адаптироваться в коллективе сверстников, включаться в социальные и внутри- коллективные отношения.

  • Социальная реабилитация: восстановить отношения со средой.

  • Привлечь ребенка к социально значимой и трудовой деятельности.

Основные условия развития обучающегося:

  • развитие в учебно-воспитательном процессе индивидуальных особенностей;

  • создание благоприятного психологического климата при наличии продуктивного общения ребенка и взрослого, обучающегося и сверстников.

С учетом уровня обученности воспитанника основной задачей курса является:

-сообщение уч- ся знаний об основных элементах живой природы (о строении и жизни животных);

-проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех животных, растений), бережного отношения к природе;

-формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, лето, весна в жизни животных;

-первоначальное ознакомление с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;

-привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья.


Основой курса биологии для ребенка с ОВЗ являются идеи преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным и психическим закономерностям развития уч-ся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования , формирования у уч-ся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у уч-ся с интеллектуальными нарушениями системы знаний, как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. 


Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой основного общего образования по биологии.

Рабочая учебная программа предназначена для обучающихся 9-х классов основной общеобразовательной школы. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

Обучение предмету «биология» для уч-ся с ОВЗ ведётся на основе тех же учебников, что и в общеобразовательных классах.




1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

Изучение биологии в основной школе дает возможность достичь следующих

личностных результатов:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории

образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных

предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

• знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

• формирование личностных представлений о ценности природы, осознание

значимости и общности глобальных проблем человечества;

• формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

• освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьной самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций

с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизниво всех е. проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей

среде;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности

семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов

России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметные результаты:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

• умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с

изменяющейся ситуацией;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать

и отстаивать своё мнение;

• формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Предметные результаты:

• усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;

• формирование первоначальных систематизированных представлений о

биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

• приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

• формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;

• объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;

• овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

















































2. Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.

2.1. Описание места учебного предмета в учебном плане

  • количество часов в 9 классе (заочное обучение) – 22 часа в год, 11 часов в I полугодии, во II полугодии – 11 часов.

2.2. Содержание учебного предмета. 9 класс (22 часа)

1.Введение- 1 час

2.Основы цитологии – науки о клетке - 3 часов

3. Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов. Основы генетики – 4 часа

4. Генетика человека - 2 часа

5.Основы селекции и биотехнологии- 3 часа

6. Эволюционное учение – 3 часа

7. Возникновение и развитие жизни на Земле – 3 часа

8.Взаимосвязи организмов и окружающей среды – 3 часов

Зачет№1 «Основы цитологии»

Зачет№2 «Основы генетики»

Зачет№3 «Эволюция. Экология»

Содержание учебного предмета, курса.

9 класс

Введение. Биология в системе наук. Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.

Основы цитологии - науке о клетке. Предмет, задачи, методы исследования цитологии как науки. Основные положения клеточной теории. Клетка - структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов. Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).

Размножение и индивидуальное развитие организмов. Теории возникновения многоклеточных организмов. Бесполое и половое размножение организмов. Митоз как основа бесполого размножения многоклеточных организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Ритмичность в жизни организмов.

Основы генетики. Генетика как отрасль биологической науки. Работы Г. Менделя. Методы исследования наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон расщепления. Фенотип и генотип. Генетическое определение пола. Основные формы изменчивости.

Генетика человека. Генетическое разнообразие человека. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни Генотип и здоровье человека.

Основы селекции и биотехнологии.Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции. Достижения мировой и отечественной селекции.

Эволюционное учение. Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов — микроэволюция. Макроэволюция.

Возникновение и развитие жизни на Земле. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Эволюция биосферы. Влияние деятельности человека на биосферу.

Рациональное природопользование. Ноосфера и место в ней человека. Горизонты биологии будущего. Экологические факторы, их комплексное воздействие на организм. Экологическая характеристика видов. Экология популяций. Факторы, влияющие на численность популяций. Способы регулирования численности особей в популяции. Типы экологических взаимодействий. Сообщество, биоценоз, экосистема, биосфера. Продуктивность сообщества. Пастбищные и детритные цепи. Живые организмы и круговорот веществ в экосистеме. Экологическая сукцессия. Сукцессионные изменения. Значение сукцессии.












































































































3. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся, форм организации учебных занятий

Биология 9 класс

Содержание предмета

Основные виды учебной деятельности

Формы организаций учебных занятий

Биология- наука о жизни.

Молекулярный уровень. Общая характеристика. Углеводы. Липиды

Белки. Нуклеиновые кислоты

Биологические катализаторы. Вирусы

Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. Ядро. Органоиды клетки

Различие в строении клеток эукариот и прокариот

Метаболизм. Питание клетки. Синтез белков в клетке.

Деление клетки

Митоз. Мейоз

Размножение организмов. Оплодотворение

Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование

Дигибридное скрещивание

Закон Т. Моргана

Генетика пола

Закономерности изменчивости

Основы селекции

Критерии вида. Популяция

Экосистемный уровень. Сообщества, экосистема, биогеоценоз

Биосфера. Круговорот веществ в биосфере

Эволюционная теория Ч. Дарвина

Видообразование

Макроэволюция

Развитие о происхождение жизни на Земле

Основные этапы развития жизни на Земле

Экологические факторы и ресурсы

Адаптация организмов к разным условиям существования

Антропогенное воздействие на биосферу

Основы рационального природопользования

Выделять отличительные признаки живых организмов. Сравнивать химический состав живых организмов и тел неживой природы, делать выводы на основе сравнения. Выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности клетки. Наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах. Выделять существенные признаки процессов обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ в клетке и организме. Выделять существенные признаки процессов роста, развития, размножения. Объяснять механизмы наследственности и изменчивости. Объяснять формирование приспособленности организмов к среде обитания и причины многообразия видов. Выявлять приспособления у организмов к среде обитания, изменчивость организмов одного вида. Выделять существенные признаки экосистемы, процессов круговорота веществ и превращений энергии в экосистемах. Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения биосферы. Приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе. Выявлять типы взаимодействия разных видов в экосистеме. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе. Выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере. Овладеть умением аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных. экологических проблем.

К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса «Биология. 9 класс» относятся: коллективное обсуждение вопросов, работа с учебником, групповая работа, взаимообъяснение, интервью.

Используются сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями:

Составление словаря терминов и понятий, использование информационных и здоровьесберегающих технологий. Задания на дом в процессе изучения курса имеют творческий, поисковый или проблемный характер. Основной способ организации познавательной деятельности школьников – это работа с текстом учебника или пособия. В процессе чтения осуществляется восприятие нового для учеников материала. В ходе диалога ученики обсуждают полученные знания, делают выводы.