МБОУ Загустайская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол № _____ от «___» __________ 2018 г. | Согласовано с Методсоветом Протокол № _____ от «___» __________ 2018 г. ________________________ | «Утверждаю» Директор школы: _________/Бальчинова М.Н./ Приказ № _____ от «___» __________ 2018 г. |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению вида 7(2)
для учащихся с задержкой психического развития,
2 класс
Составила: учитель начальных
классов Цоктоева Т.А.
Тохой
2018-2019 год
Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению 2 «а» класс для учащихся с задержкой психического развития разработана на основе:
- закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – ООП), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1576;
- письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
- Уставом МБОУ Загустайская средняя общеобразовательная школа
Программа предназначена для учащихся 2 «а» класса Калмынина Д и Мясникова М, которые в 2018 году по решению РПМПК признаны учащимися с ЗПР, которым необходимо индивидуальное обучение с полным включением.
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуется уровнем развития несколько ниже возрастной нормы.
В программе сохранено основное содержание общеобразовательной школы, но учитываются индивидуальные особенности учащегося с ЗПР и специфика усвоения им учебного материала. Обучающемуся ребенку по программе задержка психического развития очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно, узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия, и ориентировка в пространстве. Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанным и с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны. Отставание в развитии всех форм мышления обнаруживается, в первую очередь, во время решения задач на словесно - логическое мышление.
Программа строит обучение детей с задержкой психического развития на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса.
Цели и задачи изучения учебного предмета:
- овладение осознанным, правильным и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;
- формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
- развитие эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
- овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
- воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Важнейшими задачами уроков чтения являются:
Преодоление пробелов в умениях и навыках, возникших в период занятий по курсу обучения грамоте, формирование правильного слогового чтения;
Формирование, закрепление и постепенное совершенствование навыков чтения - сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя;
Формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально-волевой сферы детей;
Развитие нравственных и эстетических представлений и чувств, художественного вкуса, творческого и воссоздающего воображения, коррекция личностного развития ребенка;
Преодоление недостатков в развитии речи учащихся, формирование речевых умений и навыков, знаний о родном языке;
Развитие и расширение первоначальных знаний и представлений детей об окружающем мире, обогащение чувственного опыта ребенка, развитие его мыслительной деятельности и познавательной активности;
Привитие интереса к книге, к самостоятельному чтению, к литературному творчеству
Общая характеристика курса:
Литературное чтение — один из основных предметов в системе подготовки младших школьников. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Литературное чтение – это один из важных и ответственных этапов большого пути ребёнка в литературу.
На ступени начальной школы чтение объединяет цель и средство обучения, воспитания и развития учащихся.
Тематика чтения определяется содержанием комплекта учебников, принятых школой для работы на уроках. Она включает произведения устного народного творчества, художественные произведения для детей отечественных и зарубежных писателей и поэтов прошлого и современности. Произведения для чтения на каждом этапе обучения должны быть доступны учащимся по объему, содержанию и лексико-грамматической структуре.
Умения и навыки чтения, работа над текстом. Развитие и совершенствование правильности, беглости, выразительности и сознательности чтения осуществляются в процессе систематического чтения и перечитывания целых произведений, отдельных отрывков из них, в ходе анализа прочитанного с использованием приема выборочного чтения и др.
При работе над текстом дети учатся отвечать на вопросы по тексту, рассказывать о своих наблюдениях в связи с прочитанным; в последующие годы формируется умение сравнивать то, что они узнали из текста, с собственным опытом, наблюдениями и ранее прочитанными произведениями. Учащиеся овладевают умением сначала с помощью учителя, а затем самостоятельно определять главную мысль произведения.
Работа над литературным текстом предусматривает также постепенное формирование у учащихся умения сначала по вопросам учителя, а затем самостоятельно передавать содержание прочитанного и иллюстраций к нему, выполнять краткий и выборочный пересказ.
Дети обучаются элементарному анализу художественных произведений, практическому умению различать сказку, рассказ, статью, стихотворение, басню.
Учитывая, что дети с задержкой психического развития испытывают трудности в понимании смысла художественного произведения, в установлении причинно-следственных и временных связей, не умеют самостоятельно почерпнуть из текста новую для них информацию, ограниченно воспринимают средства художественной выразительности, учителю необходимо опираться на детальный и глубокий анализ содержания, выявлять разнообразные взаимосвязи и взаимозависимости, помогать детям приобретать новые знания, выяснять значимое и существенное в тексте, его художественную направленность.
На уроках чтения постоянное внимание уделяется культуре речи учащихся, обогащению и активизации словаря. Детей обучают использованию образцов авторской речи (цитированию), пословиц, устойчивых фразеологических словосочетаний, грамматически правильному построению высказываний, литературному произношению
В круг самостоятельного чтения учащихся входят сказки, стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы и повести, научно-популярные произведения, правдиво и ярко отражающие жизнь, повествующие о моральной силе человека.
Методы обучения:
а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.;
б) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;
в) проблемное изложение изучаемого материала;
г) частично-поисковый, или эвристический метод;
д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.
Основные направления коррекционной работы:
обогащение словарного запаса;
развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи
развитие психических и познавательных процессов
формирование полноценных учебных умений:
планирование предстоящей деятельности: принятие учебной задачи; активное осмысление материала.
контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля);
работать в определённом темпе;
применение знаний в новых ситуациях;
анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям;
умения целенапревленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя.
формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:
ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
соблюдение речевого этикета при общении.
Место курса в учебном плане:
В федеральном базисном плане на изучение литературного чтения во втором классе отводится 4 часа в неделю, всего 136 часов.
Результаты освоения курса
Программа обеспечивает достижение учащимися определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Предметные результаты:
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам;
осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи;
понимание роли чтения, использование разных видов чтения;
формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участие в обсуждении прочитанных произведений, умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных
текстов;
формирование потребности в систематическом чтении; 8) выбор с помощью взрослого интересующей литературы.
В результате изучения литературного чтения во 2 классе дети научатся:
- правилам подготовки к выразительному чтению: обдумать содержание, представить себе изображённую картину, услышать звучание строки, фразы и уловить их мелодичность;
- различать на слух произведения различных жанров;
- знать наизусть 5 - 8 произведений классиков отечественной литературы.
должны уметь:
- правильно, сознательно и выразительно читать целыми словами;
- темп чтения незнакомого текста 40 слов в минуту (в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка);
- читать художественные произведения по ролям;
- отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нём предложения, подтверждающие устное высказывание;
- пересказывать небольшой по объёму текст с опорой на картинный план или вопросы;
- орфоэпически правильное произношение слов в предложенном для чтения тексте;
- ориентироваться в учебной книге с помощью содержания, уметь пользоваться вопросами и заданиями, помещёнными в учебнике;
- передавать впечатления от общения с природой с помощью высказываний и рисунков.
Содержание курса (136 ч)
Самое великое чудо на свете (5 ч)
Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя. Талант читателя.
Устное народное творчество (15 часов)
Произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, народные песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, сказки. Русские народные сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», « У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди».
Люблю природу русскую. Осень (8ч)
Лирические стихотворения Ф.Тютчева, К.Бальмонта, А.Плещеева, А.Фета, А.Толстого, С.Есенина.
Русские писатели (15ч)
А.С.Пушкин. Лирические стихотворения, «Сказка о рыбаке и рыбке». И.А.Крылов. Басни. Л.Н.Толстой. Басни. Рассказы.
О братьях наших меньших (12 ч)
Весёлые стихи о животных А.Шибаева, Б.Заходера, И.Пивоваровой, В.Берестова. Научно-популярный текст Н.Сладкова. Рассказы о животных М.Пришвина, Е.Чарушина, Б.Житкова, В.Бианки.
Из детских журналов (10 ч)
Произведения из детских журналов. Д.Хармс, Ю.Владимиров, А.Введенский.
Люблю природу русскую. Зима ( 9 ч)
Лирические стихотворения И.Бунина, К.Бальмонта, Я.Акима, Ф.Тютчева, С.Есенина, С.Дрожжина.
Русская народная сказка «Два Мороза». С.Михалков «Новогодняя быль», весёлые стихи о зиме А.Барто, А.Прокофьева.
Писатели детям (17 ч)
К.И.Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе». С.Маршак «Кот и лодыри». Стихотворения С.В.Михалкова, А.Л.Барто. Юмористические рассказы Н.Н.Носова.
Я и мои друзья (11 ч)
Стихи о дружбе и друзьях В.Берестова, Э.Мошковской, В.Лунина. Рассказы Н.Булгакова, Ю.Ермолаева, В.Осеевой.
Люблю природу русскую. Весна (10 ч)
Весенние загадки. Лирические стихотворения Ф.Тютчева, А.Плещеева, А.Блока, И.Бунина, С.Маршака, Е.Благининой, Э.Мошковской.
И в шутку и всерьёз (14 ч)
Весёлые стихи Б.Заходера, Э.Успенского, И.Токмаковой.Герой авторских стихотворений. Ритм стихотворения.
Литература зарубежных стран ( 10 ч)
Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С.Маршака, В.Викторова, Л.Яхнина. Ш.Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка». Г.С.Андерсен.»Принцесса на горошине».Эни Хогарт. «Мафин и паук».
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема |
план | факт |
Самое великое чудо на свете – 5 часов |
1 | 4.09 | 3.09 | Введение. Знакомство с учебником. |
2 | 5.09 | 4.09 | Игра «Крестики-нолики» |
3 | 6.09 | 6.09 | Самое великое чудо на свете. |
4 | 7.09 | 7.09 | Библиотеки. |
5 | 11.09 | 10.09 | Книги. |
Устное народное творчество – 15 часов |
6 | 12.09 | 11.09 | Устное народное творчество. |
7 | 13.09 | 13.09 | Русские народные песни. |
8 | 14.09 | 14.09 | Потешки и прибаутки. |
9 | 18.09 | 17.09 | Скороговорки, считалки и небылицы. |
10 | 19.09 | 18.09 | Народная мудрость загадок, пословиц и поговорок. |
11 | 20.09 | 20.09 | Народные сказки. Ю.Мориц «Сказка по лесу идет...» |
12 | 21.09 | 21.09 | «Петушок и бобовое зёрнышко» |
13 | 25.09 | 24.09 | «У страха глаза велики» |
14 | 26.09 | 25.09 | «Лиса и тетерев» |
15 | 27.09 | 27.09 | «Лиса и журавль» |
16 | 28.09 | 28.09 | «Каша из топора» |
17, 18 | 2,3.10 | 1.10-2.10 | «Гуси-лебеди» |
19 | 4.10 | 4.10 | Викторина по сказкам. |
20 | 5.10 | 5.10 | КВН «Обожаю сказки» |
Люблю природу русскую. Осень. - 8 часов |
21 | 9.10 | 8.10 | Люблю природу русскую. Осень. |
22 | 10.10 | 9.10 | Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной...» |
23 | 11.10 | 11.10 | К. Бальмонт «Поспевает брусника…» А. Плещеев «Осень наступила...» |
24 | 12.10 | 12.10 | А. Фет «Ласточки пропали...» |
25 | 16.10 | 15.10 | Осенние листья |
26 | 17.10 | 16.10 | В. Берестов «Хитрые грибы» |
27 | 18.10 | 18.10 | М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло...» |
28 | 19.10 | 19.10 | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень» |
Русские писатели – 15 часов |
29 | 23.10 | 22.10 | А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый» |
30 | 24.10 | 23.10 | Стихи А.Пушкина |
31- 33 | 25,26,30.10 | 25.10-29.10 | А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» |
34 | 31.10 | 30.10 | Обобщение по теме «Сказки А.Пушкина» |
35 | 1.11 | 1.11 | Проверка техники чтения по итогам I четверти |
36 | 2.11 | 2.11 | И..Крылов «Лебедь, Рак и Щука» . |
37 | 13.11 | 12.11 | И. Крылов «Стрекоза и Муравей» |
38 | 14.11 | 13.11 | Л.Толстой «Старый дед и внучек» |
39, 40 | 15,16.11 | 15, 16.11 | Л.Толстой «Филипок» |
41 | 20.11 | 19.11 | Л. Толстой «Котенок»,«Правда всего дороже» |
42 | 21.11 | 20.11 | Веселые стихи |
43 | 22.11 | 22.11 | Обобщение по разделу «Русские писатели» |
О братьях наших меньших – 12 часов |
44 | 23.11 | 23.11 | О братьях наших меньших. |
45 | 27.11 | 26.11 | Б. Заходер «Плачет киска», И.Пивоварова «Жила-была собака…» |
46 | 28.11 | 27.11 | В. Берестов «Кошкин щенок» |
47 | 29.11 | 29.11 | Домашние животные |
48,49 | 30.11,4.12 | 30.11,3.12 | М. Пришвин «Ребята и утята» |
50,51 | 5,6.12 | 4,6.12 | Е. Чарушин «Страшный рассказ» |
52 | 7.12 | 7.12 | Б. Житков «Храбрый утёнок» |
53 | 11.12 | 10.12 | В. Бианки «Музыкант» |
54 | 12.12 | 11.12 | В. Бианки «Сова» |
55 | 13.12 | 13.12 | Обобщение по разделу «О братьях наших меньших» |
Из детских журналов – 10 часов |
56 | 14.12 | 14.12 | Из детских журналов. |
57 | 18.12 | 17.12 | Д. Хармс «Игра» |
58 | 19.12 | 18.12 | Д. Хармс «Вы знаете?...» |
59 | 20.12 | 20.12 | Д. Хармс, С. Маршак «Весёлые чижи» |
60 | 21.12 | 21.12 | Д. Хармс «Что это было?». |
61 | 25.12 | 24.12 | Н. Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог» |
62 | 26.12 | 25.12 | Ю. Владимиров «Чудаки» |
63 | 27.12 | 27.12 | А. Введенский «Учёный Петя», «Лошадка» |
64 | 28.12 | 28.12 | Проверка техники чтения по итогам II четверти |
65 | 15.01 | 11.01 | Обобщение по разделу «Из детских журналов» |
Люблю природу русскую. Зима. – 9 часов |
66 | 16.01 | 14.01 | Люблю природу русскую. Зима. |
67 | 17.01 | 15.01 | Стихи о первом снеге. |
68 | 18.01 | 17.01 | Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…» |
69 | 22.01 | 18.01 | С. Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза» |
70 | 23.01 | 21.01 | Сказка «Два Мороза» |
71 | 24.01 | 22.01 | С. Михалков «Новогодняя быль» |
72 | 25.01 | 24.01 | А. Барто «Дело было в январе» |
73 | 29.01 | 25.01 | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Зима» |
74 | 30.01 | 28.01 | Игра «Поле чудес» |
Писатели – детям – 17 часов |
75 | 31.01 | 11.02 | Писатели – детям |
76 | 1.02 | 12.02 | К. И. Чуковский «Путаница» |
77 | 5.02 | 13.02 | К. И. Чуковский «Радость» |
78, 79 | 6,7.02 | 13-14.02 | К. И. Чуковский «Федорино горе» |
80 | 8.02 | 14.02 | С. Я. Маршак «Кот и лодыри» |
81 | 12.02 | 15.02 | С. В. Михалков «Мой секрет», «Сила воли» |
82 | 13.02 | 15.02 | С. В. Михалков «Мой щенок» |
83 | 14.02 | 18.02 | А. Л. Барто «Веревочка», |
84 | 15.02 | 19.02 | А. Л. Барто «Мы не заметили жука», «В школу» |
85 | 19.02 | 21.02 | А. Л. Барто «Вовка – добрая душа» |
86 | 20.02 | 21.02 | Н. Н. Носов «Затейники» |
87 | 21,02 | 22.02 | Н. Н. Носов «Живая шляпа» |
88 | 22.02 | 22.02 | Н. Н. Носов «Живая шляпа» |
89 | 26.02 | 23.02 | Н. Н. Носов «На горке» |
90 | 27.02 | 23.02 | Н. Н. Носов «На горке» |
91 | 28.02 | 25.02 | Обобщение по разделу «Писатели – детям» |
Я и мои друзья - 11 часов |
92 | 1.03 | 25.02 | Я и мои друзья. |
93 | 5.03 | 26.02 | Стихи о дружбе и обидах |
94 | 6.03 | 26.02 | Н. Булгакова «Анна, не грусти!» |
95 | 7.03 | 28.02 | Ю. Ермолаев «Два пирожных» |
96, 97 | 9,12.03 | 28.02 | В. Осеевой «Волшебное слово» |
98 | 13.03 | 1.03 | В. Осеева «Хорошее» |
99, 100 | 14,15.03 | 4-5.03 | Характеристика героев в произведении В. Осеевой «Почему?» |
101 | 19.03 | 6.03 | Обобщение по разделу «Я и мои друзья» |
102 | 20.03 | 7.03 | Проверка техники чтения по итогам III четверти |
Люблю природу русскую. Весна. – 10 часов |
103 | 21.03 | 11.03 | Люблю природу русскую. Весна. |
104 | 22.03 | 12.03 | Стихи Ф. Тютчева о зиме |
105 | 2.04 | 14.03 | Стихи А. Плещеева о весне |
106 | 3.04 | 15.03 | А. Блок «На лугу» |
107 | 4.04 | 18.03 | С. Маршака «Снег уж теперь не тот» |
108 | 5.04 | 19.03 | И. Бунин «Матери» |
109 | 9.04 | 21.03 | А.Плещеев «В бурю» |
110 | 11.04 | 22.03 | Е. Благинина «Посидим в тишине» |
111 | 12.04 | 1.04 | Э. Мошковская «Я маму мою обидел...» |
112 | 16.04 | 2.04 | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна» |
И в шутку и всерьёз - 14 часов |
113 | 17.04 | 4.04 | И в шутку и всерьёз. |
114 | 18.04 | 5.04 | Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?» |
115, 116 | 19,23.04 | 8-9.04 | Б. Заходер «Песенки Винни-Пуха» |
117,118 | 24,25.04 | 11-12.04 | Э. Успенский «Чебурашка» «Если был бы я девчонкой» |
119 | 26.04 | 15.04 | Юмор в стихах Э. Успенского |
120 | 30.04 | 16.04 | Юмористические стихотворения В. Берестова |
121 | 2.05 | 18.04 | Юмористические ситуации в стихах И. Токмаковой |
122, 123 | 3,7.05 | 19.-22.04 | Г. Остер «Будем знакомы» |
124, 125 | 8,10.05 | 23-25.04 | В. Драгунский «Тайное становится явным» |
126 | 14.05 | 26.04 | Обобщение по разделу «И в шутку и всерьёз» |
Литература зарубежных стран – 10 часов |
127 | 15.05 | 29.04 | Литература зарубежных стран. |
128 | 16.05 | 30.04 | Американские и английские народные песенки. |
129 | 17.05 | 2.05 | Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк» Немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети» |
130 | 21.05 | 3-6.05 | Ш. Перро «Кот в сапогах» |
131 | 22.05 | 7-10.05. | Ш. Перро «Красная шапочка» |
132 | 23.05 | 13-16.05 | Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине» |
133 | 24.05 | .17-21.05 | Эни Хогарт «Мафин и паук» |
134 | 28.05 | 23-24.05 | Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран» |
135 | 29.05 | 27-28.05 | КВН «Цветик-семицветик» |
136 | 30.05 | 30-31.05 | Проверка техники чтения по итогам года |