муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа пос. Уральский»
Свердловской области
РАССМОТРЕНО на кафедре ______________ Протокол № ______ от «____» _______20__г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ________/___________________ «____» _________20__г. | УТВЕРЖДЕНО Директором школы Приказ № ______ от «____» _______20__ г. |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА
С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
ВАРИАНТ 1
пос. Уральский
2019 год
Планируемые результаты по предмету «Основы социальной жизни»
Личностные результаты:
-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
-самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
-понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе
-готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
-положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому еѐ восприятию.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
представления о разных группах продуктов питания; знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам; понимание их значения для здорового образа жизни человека;
приготовление несложных видов блюд под руководством учителя; представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу
приготовления пищи; соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи;
знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними; соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни;
знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством взрослого;
знание названий предприятий бытового обслуживания и их назначения; решение типовых практических задач под руководством педагога посредством обращения в предприятия бытового обслуживания;
знание названий торговых организаций, их видов и назначения;
совершение покупок различных товаров под руководством взрослого;
первоначальные представления о статьях семейного бюджета;
представления о различных видах средств связи;
знание и соблюдение правил поведения в общественных местах (магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях);
знание названий организаций социальной направленности и их
назначения;
Достаточный уровень:
знание способов хранения и переработки продуктов питания; составление ежедневного меню из предложенных продуктов питания; самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд; самостоятельное совершение покупок товаров ежедневного назначения; соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами,
кожей рук и т.д.;
соблюдение правила поведения в доме и общественных местах;
представления о морально-этических нормах поведения;
некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье посуды и т. п.);навыки обращения в различные медицинские учреждения (под руководством взрослого); пользование различными средствами связи для решения практических
житейских задач; знание основных статей семейного бюджета; коллективныйрасчет расходов и доходов семейного бюджета; составление различных видов деловых бумаг под руководством учителя с целью обращения в различные организации социального назначения.
Содержание учебного предмета «Основы социальной жизни»
Личная гигиена и здоровье
Значение личной гигиены для здоровья и жизни человека. Утренний и вечерний туалет: содержание, правила и приемы выполнения, значение. Личные (индивидуальные) вещи для совершения туалета (зубная щетка, мочалка, расческа, полотенце): правила хранения, уход. Правила содержания личных вещей. Уход за волосами. Средства для ухода за волосами: шампуни, кондиционеры, ополаскиватели. Виды шампуней в зависимости от типов волос. Средства для борьбы с перхотью и выпадением волос. Гигиена зрения. Значение зрения в жизни и деятельности человека. Правила бережного отношения к зрению при выполнении различных видов деятельности: чтения, письма, просмотре телепередач, работы с компьютером. Правила и приемы ухода за органами зрения. Способы сохранения зрения.
Жилище
Общее представление о доме. Типы жилых помещений в городе и сельской местности. Домашний почтовый адрес. Планировка жилища. Виды жилых комнат: гостиная, спальня, детская комната. Виды нежилых помещений: кухня, ванная комната, санузел. Назначение жилых комнат и нежилых (подсобных) помещений.
Одежда и обувь
Одежда. Виды одежды в зависимости от пола и возраста, назначения (деловая, праздничная, спортивная и т.д.), способа ношения (верхняя, нижняя), сезона (летняя, зимняя, демисезонная), вида тканей. Головные уборы: виды и назначение. Уход за одеждой. Хранение одежды: места для хранения разных видов одежды; правила хранения. Правила и приемы повседневного ухода за одеждой: стирка, глажение, чистка, починка. Обувь. Виды обуви: в зависимости от времени года; назначения (спортивная, домашняя, выходная и т.д.); вида материалов (кожаная, резиновая, текстильная и т.д.) Уход за обувью. Хранение обуви: способы и правила. Чистка обуви. Правила ухода за обувью из различных материалов.
Питание
Организация питания семьи. Значение питания в жизни и деятельности людей. Влияние правильного питания на здоровье человека. Режим питания. Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания. Приготовление пищи. Место для приготовления пищи и его оборудование. Гигиена приготовления пищи. Кухонная утварь. Правила гигиены и хранения. Кухонная посуда: виды, функциональное назначение, правила ухода. Предметы для сервировки стола: назначение, уход. Приготовление простых и сложных бутербродов. Овощи. Правила хранения. Первичная обработка: мытье, чистка, резка. Магазины по продаже продуктов питания. Основные отделы в продуктовых магазинах. Порядок приобретения товаров в продовольственном магазине (с помощью продавца и самообслуживание). Срок годности продуктов питания (условные обозначения на этикетках).
Транспорт
Городской транспорт. Виды городского транспорта. Оплата проезда на всех видах городского транспорта. Правила поведения в городском транспорте. Расчет стоимости проезда.
Семья
Родственные отношения в семье. Состав семьи. Взаимоотношения между родственниками. Распределение обязанностей в семье. Помощь старших младшим: домашние обязанности. Семейный досуг. Виды досуга: чтение книг, просмотр телепередач, прогулки и др. Отдых. Летний отдых. Виды проведения летнего отдыха, его планирование.
Тематическое планирование по предмету «Основы социальной жизни»
№ урока п/п | Тема урока | Кол-во часов |
| Личная гигиена и здоровье | 7 |
| Личная гигиена. Значение личной гигиены для здоровья в жизни человека. | 1 |
| Утренний и вечерний туалет: содержание, правила и приемы выполнения, значение. | 1 |
| Личные (индивидуальные вещи) для совершения туалета . | 1 |
| Уход за волосами. | 1 |
| Гигиена зрения. Значение зрения в жизни и деятельности человека. | 1 |
| Правила бережного отношения к зрению при чтении, письме, просмотре телепередач, работы с компьютером | 1 |
| Правила и приемы ухода за органами зрения. Способы сохранения зрения. | 1 |
| Жилище | 3 |
| Общее представление о доме. Типы жилых помещений в городе и в сельской местности. | 1 |
| Планировка жилища. Виды жилых и нежилых помещений. | 1 |
| Домашний почтовый адрес. | 1 |
| Одежда и обувь | 5 |
| Виды одежды в зависимости от пола и возраст, назначения, способа ношения, сезона, вида тканей. | 1 |
| Головные уборы: виды и назначение. | 1 |
| Уход за одеждой. Хранение, правила и приемы повседневного ухода. | 1 |
| Виды обуви: в зависимости от времени года, назначения, вида материалов. | 1 |
| Уход за обувью. Хранение и чистка. | 1 |
| Питание | 10 |
| Организация питания семьи. Значение питания в жизни и деятельности людей. | 1 |
| Режим питания. Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания. | 1 |
| Приготовление пищи. Место и оборудование для приготовления пищи. Гигиена приготовления пищи. | 1 |
| Кухонная утварь. Правила гигиены и хранения. | 1 |
| Кухонная посуда: виды, назначение, правила ухода. | 1 |
| Предметы для сервировки стола: назначение, уход. | 1 |
| Приготовление простых и сложных бутербродов. | 1 |
| Овощи. Правила хранения. Первичная обработка: мытье, чистка, резка. | 1 |
| Магазины по продаже продуктов питания. Основные отделы в продуктовых магазинах. | 1 |
| Порядок приобретения товаров. Срок годности продуктов питания. | 1 |
| Транспорт | 4 |
| Городской транспорт. Виды городского транспорта. | 1 |
| Оплата проезда на всех видах городского транспорта. | 1 |
| Правила поведения в городском транспорте. | 1 |
| Расчет стоимости проезда. | 1 |
| Семья | 6 |
| Семья. Родственные отношения в семье. Состав семьи. | 1 |
| Взаимоотношения между родственниками. Распределение обязанностей в семье. | 1 |
| Помощь старших младшим: домашние обязанности. | 1 |
| Семейный досуг. Виды досуга: чтение книг, просмотр телепередач, прогулки и др. | 1 |
| Отдых. Летний отдых. Виды проведения летнего отдыха, его планирование. | |
| Резерв времени. | 1 |
Лист коррекции рабочей программы
по учебному предмету «Основы социальной жизни»
Класс 5
Дата урока, тема урока | Прохождение программы | Причины коррекции |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |