СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная образовательная  программа (АОП)  для детей с ограниченными возможностями  здоровья определяет цели и содержание образовательного процесса, особенности их раскрытия в учебных предметах и используемые педагогические технологии, регламентирует организацию образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья. 

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная программа по русскому языку 7 класс.»

















Адаптированная общеобразовательная программа по русскому языку



для обучающейся с ограниченными возможностями здоровья



7 класс



на 2017-2018 учебный год

учителя русского языка и литературы

Артеевой Марины Николаевны







Пояснительная записка

Адаптированная образовательная программа (АОП) для детей с ограниченными возможностями здоровья определяет цели и содержание образовательного процесса, особенности их раскрытия в учебных предметах и используемые педагогические технологии, регламентирует организацию образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья.

Адаптированная программа разработана на основании документов:

-Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

- Концепции федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- Письма Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»;

- Приказа  Минобрнауки РФ № 1598 Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ;

- Приказа Минобрнауки РФ № 1599 Об утверждении ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Письма Минобрнауки России от 16.02.2015 № ВК-333/07 об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ;

- СанПиНа для обучающихся с ОВЗ;

- Учебного плана ГБОУ НАО «Средняя школа №4 г.Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов»;

- Устава ГБОУ НАО «Средняя школа №4 г.Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов».


Реализация АОП направлена на формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями, овладение учебной деятельностью.

Цель деятельности учителя — создать оптимальные условия для развития позитивных потенций ребенка.

Задачи:

1 . Создать условия для освоения образовательной программы учащимися класса:

- организация в классе безбарьерной, развивающей предметной среды;

- создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого;

- формирование у детей позитивной, социально направленной учебной мотивации;

- применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы;

- адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ;

- адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др.

2. Создать условия для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, школьном сообществе:

- организация уроков, внеучебных и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей;

- организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы;

- использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.

3. Привлекать дополнительные ресурсы, поддержки:

- специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса в классе;

- формирование запроса на методическую и психолого-педагогическую поддержку как со стороны специалистов школы, так и со стороны «внешних» социальных партнеров — методического центра, ПМПК, общественных организаций;

- организация взаимодействия с родителями в духе сотрудничества и разделения ответственности.

- повышать профессиональную компетенцию.



Общая характеристика учебного предмета.

Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федера­ции, язык межнационального общения народов России, язык великой русской литературы.

Русский язык является важнейшей частью на­циональной культуры русского народа. Как учебная дисциплина, он имеет первостепен­ное значение, так как является не только предме­том изучения, но и важнейшим средством позна­ния других наук, средством интеллектуального, духовного, эстетического развития учащихся

Данная адаптированная программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне и адаптирована с учетом рекомендаций Министерства образования и НИИ дефектологии для ОУ VII вида.

Курс русского языка 5-9 классов способствует формированию целостного представления о системе русского языка у учащихся с ЗПР. Изложение теории дается в системе, что для формирования практических умений и навыков является более прочной базой, чем раздробленные сведения из разных разделов науки о языке.

Обоснование выбора авторской программы для разработки рабочей программы

Действующая общеобразовательная программа наиболее доступна для обучающихся детей с ЗПР, предполагает использование учебников таких авторов Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова, С.Г. Бархударов и др. Данные учебники излагают учебный материал в доступной форме, оснащены упражнениями разной степени сложности, упражнениями, направленными на развитие связной речи и охватывают все разделы науки о языке, которые необходимо усвоить учащимся с ЗПР с определенной корректировкой.

Цели и задачи:

Конечной целью обучения в школе является владение литера­турным русским языком в устной и письменной форме для обще­ния в различных ситуациях и развитие личности человека. Эта цель обусловливает следующие задачи:

- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явле­нии, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить ус­воение определенного круга знаний из области фо­нетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, син­таксиса, пунктуации, стилистики, а также фор­мирование умений применять эти знания на прак­тике;

- развивать речь учащихся: обогащать их актив­ный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литера­турного языка, формированию и совершенствова­нию умений и навыков грамотного и свободного

владения устной и письменной речью во всех основ­ных видах речевой деятельности;

- формировать и совершенствовать орфографиче­ские и пунктуационные умения и навыки;

образовательная программа составлена на основе федерального базового компонента государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне и адаптирована согласно рекомендациям Министерства Образования для обучения в школах седьмого вида.

На основании данных рекомендаций в программу внесены следующие изменения:

По сравнению с действующей, в предлагаемой программе су­щественно сокращен объем теоретических сведений и по-иному организованы ее разделы.

Одна из особенностей устной и письменной речи школьников с ЗПР в 7 классе состоит в крайне ограниченном употреблении причастий и деепричастий. Изучение этих форм глагола вызывает у них трудности. Поэтому наибольшие изменения программы 7 класса связаны с темами «Причастие» и «Деепричастие». Ознакомительно изучаются такие темы, как причастие — особая форма глагола (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль); склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях; не с причастием; одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и в прилагательных, образованных от глагола. Одна буква н в кратких причастиях; деепричастие — особая форма глагола (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль); непроизводные и производные предлоги.

В практическом плане (без терминологии) изучаются: образование действительных и страдательных причастий, правописание гласных в суффиксах причастий; степени сравнения наречий; формообразующие, отрицательные и модальные частицы; различение на письме частиц не и ни.

По сравнению с действующей, в предлагаемой программе су­щественно сокращен объем теоретических сведений и по-иному организованы ее разделы.

Каждый раздел программы имеет единую структуру, В нем прежде всего выделены основные теоретические сведения, кото­рые являются базой для формирования грамматических, орфо­графических, пунктуационных и речевых умений и навыков уча­щихся. Основные сведения в программе даются дифференциро­ванно. Одни языковые факты изучаются таким образом, чтобы ученики могли опознавать их, опираясь на существенные при­знаки. По другим вопросам (к ним в программе дана пометка «оз­накомление») учащиеся получают только общее представление. Ряд сведений о языке познается школьниками в результате прак­тической деятельности (Например, склонение местоимении, образование причастий). В программе такой материал снабжен при­мечанием «практически».

Такой дифференцированный подход к изучению теории, с одной стороны, облегчает ее изучение и сокращает учебное время на ее усвоение, а с другой стороны, создает условия, чтобы уча­щиеся овладевали знаниями о языке не на уровне разрозненных фактов, а получали их в определенной системе.

Чтобы усилить речевую направленность курса, изучение мно­гих вопросов синтаксиса и пунктуации предлагается проводить в V—VII классах параллельно с изучением морфологии и дру­гих разделов курса. Эти вопросы выделены в каждой крупной теме.

Для раннего обучения внесены те синтаксические и пунктуа­ционные темы, которые вполне доступны учащимся данного воз­раста. В связи с этим в VIII—IX классах характер изучения мно­гих тем изменяется. Главное внимание уделяется обобщению и систематизации ранее изученного, и только частично материал изучается как новый.

В соответствии с практической направленностью обучения во всех классах в каждом разделе особо представлены вопросы ор­фографии и пунктуации. В одних случаях этот материал изучает­ся как новый, в других — дается в порядке повторения и обобще­ния. Учитель организует эту работу параллельно с изучением нового материала или выделяет для этой цели специальные уроки.

В каждом разделе перечислены умения и навыки, которые должны быть сформированы при изучении данной темы. Причем умения и навыки подразделяются на две группы: одни из них являются грамматическими, другие — собственно орфогра­фическими или пунктуационными.

Среди грамматических требуют постоянного внимания такие ведущие умения, как различение звука и буквы, деление слова на морфемы, опознавание частей речи, выделение грамматической основы предложения, установление связи слов в предложении, различение простых и сложных предложений и т. п.

Именно эти умения являются основой орфографических и пунктуационных навыков, и от сформированности их во многом зависит успешность работы по формированию грамотности уча­щихся.

Следует иметь в виду, что проведение грамматического раз­бора не должно являться самоцелью. Он должен служить практи­ческим задачам обучения. Используя его выборочно, ученики объясняют правописание слов и знаки препинания.

Развитие связной речи в предлагаемой программе представ­лено не в особом разделе, а распределено по основным темам курса. При этом виды и содержание работ по развитию речи во многом соотнесены с особенностями изучаемой темы.

Виды работ по развитию связной речи и их тематика, указан­ная в программе, носят примерный характер и даны для ориенти­ровки. Учитель по своему усмотрению может изменять вид ра­боты, тематику и количество изложений и сочинений.

Организация учебно-воспитательного процесса (формы, методы, технологии).

Исходя из уровня подготовки класса, используются технологии коррекционно-развивающего обучения, дифференцированного подхода и личностно – ориентированного образования.

Формы уроков в основном традиционные (комбинированный урок) или урок по изучению нового материала.

Методы обучения: репродуктивный (объяснительно – иллюстративный) и продуктивный (частично-поисковый).

Форма организации познавательной деятельности - групповая и индивидуальная. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в Рабочую программу включены итоговые контрольные работы с последующим анализом, задания в форме тестирования. Данная рабочая программа предполагает использование следующих типов уроков:

УОСЗ – урок обобщения, повторения и систематизации знаний

КУ – комплексный урок

УИНМ – урок изучения нового материала

УКЗ – урок контроля знаний,

а также использование нетрадиционных уроков в форме уроков- путешествий, уроков-представлений, уроков-концертов, уроков-викторин, уроков с применением ИКТ на разных этапах обучения.

Особое внимание уделяется совершенствованию познавательной активности воспитанников школы-интерната, их мотивированию к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с дидактическим раздаточным материалом, где имеются вопросы и задания, в том числе в форме лингвистических задач, таблиц, схем, сюжетных картинок.

Предполагается использование таких форм контроля, как

-фронтальный

-индивидуальный

-устный текущий

-контрольный плановый

-письменный

Коррекционная составляющая

Программа составлена с учетом особенностей детей, испытывающих стойкие трудности в обучении и требующих специальной коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса. Повышенная истощаемость ЦНС и в связи с этим сниженная познавательная активность и работоспособность, недостаточность произвольного внимания, пространственной ориентировки, плохо развитые навыки самостоятельной работы и самоконтроля, инертность психических процессов, слабая память - все эти и другие особенности учащихся СКК VII вида отрицательно влияют на успешность обучения и являются основной причиной их стойкой неуспеваемости в учебе.

В коррекционной школе VII вида игра является естественной потребностью не только младших школьников, но и детей среднего школьного возраста. Поэтому, необходимо в каждый традиционный урок включить компонент корркционно-развивающей игры, соотнеся его с изучаемой темой. Игра на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VII вида повышает у учащихся интерес к изучению предмета, помогает ребятам понять, где и как на практике можно использовать полученные знания. Кроме того, что игры вызывают интерес, они имеют и ряд других преимуществ, а именно: предполагают высокий уровень самостоятельности учащихся, требуют их активного участия в подготовке и проведении урока, обеспечивают глубокие знания, прочные умения и навыки, формируют ответственное отношение к учебному труду. Следовательно, игра является одним из методов обучения, способствующих формированию и развитию личности. Такая деятельность направлена на развитие каждого ученика, предполагает создание благоприятных условий для проявления его способностей и интересов, т.е. речь идет о гуманизации педагогического процесса, что и является основным требованием времени.

В процессе работы на уроках русского языка в коррекционных классах создается копилка всевозможных коррекционно-развивающих игр, которые могут применяться на любом уроке, несколько видоизменяясь и концентрируя внимание на изучаемой теме.

Традиционно применяются игры «Найди лишнее», «Кто последний», «Кто больше», «Пересадки», «Переводчики», «Матрёшка», «Найди слово по приметам», «Соколиный глаз», «Аукцион», «Перевертыш», «Корректор», а также игры с сюжетными картинками, применяемые в словарной работе и в заданиях по развитию речи.

В процессе игр, связанных с русским языком, дети незаметно для себя тренируются в разграничении сложных языковых явлений, отыскивают примеры, соответствующие тому или иному правилу, с большим удовольствием упражняются в написании трудных слов, а в результате приобретают более прочные грамматические и орфографические навыки.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Адаптированная программа предусматривает формирование у учащихся с ОВЗ общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Русский язык» являются умение видеть строение слова и предложения. Они приведены в графе «Требования к уровню подготовки обучающихся». Представленная в Рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование ключевых компетенций: языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Языковая компетенция, т.е. осведомлённость школьников в системе родного языка, реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:

1.формирования у учащихся научно – лингвистического мировоззрения.

2.вооружение их основами познаний о родном языке, его устройстве и функционировании.

3.развитие языкового и эстетического идеала у учащихся, т.е. представления о прекрасном в языке и речи.

Коммуникативная компетенция, т.е. осведомлённость школьников об особенностях функционирования родного языка в устной и письменной форме, реализуется в процессе решения следующих задач:

1.формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков.

2.овладение нормами русского литературного языка.

3.обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

4.обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

5.свободно пользоваться русским языком во всех общественных сферах его применения.

Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», её разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о её методах, об этапах развития, о выдающихся учёных, сделавших открытия в изучении родного языка.






Учебно-тематический план

Содержание программы

VII КЛАСС (136ч)



Повторение .

Морфология и орфография

Причастие

Основные сведения. Причастие как особая форма глагола. Зна­чение действительных и страдательных причастий. Их образова­ние (практически). Склонение полных причастий. Полные и краткие страдательные причастия.

Основные умения и навыки. Учащиеся должны уметь:

— опознавать причастия, отличать их от однокоренных слов (висячий, висящий); соотносить причастия с неопределенной фор­мой глагола;

— образовывать действительные и страдательные причастия;

— правильно ставить ударение в полных и кратких страда­тельных причастиях;

— правильно употреблять причастия с суффиксом -ся;

— правильно согласовывать причастия с определяемым сло­вом (существительным).

Орфография. Не с причастиями. Правописание гласных в суф­фиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, обра­зованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.

Основные умения и навыки. Учащиеся должны уметь:

— правильно писать слова с изученными орфограммами.

Синтаксис и пунктуация. Употребление причастий в роли раз­личных членов предложения. Причастный оборот, выделение причастного оборота, стоящего после определяемого слова (факультативно).

Развитие связной речи. Описание внешности человека. Выбо­рочное изложение текста с целью составления описания чело­века. Сочинение-описание внешности человека по личным впе­чатлениям. Сочинение с описанием явления природы (грозы, снегопада, метели, наводнения и т. п.)

Деепричастие

Повторение. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Основные сведения. Деепричастие как особая форма глагола. Деепричастия совершенного и несовершенного вида.

Основные умения и навыки. Учащиеся должны уметь:

— опознавать деепричастия; отличать их от глаголов и причастий; соотносить деепричастия с неопределенной формой глагола;

— различать деепричастия совершенного и несовершенного вида.

Орфография. Не с деепричастием.

Основные умения и навыки. Учащиеся должны уметь:

— правильно писать не с деепричастием.

Синтаксис и пунктуация. Деепричастный оборот. Выделение запятыми деепричастного оборота. Выделение запятыми одиноч­ного деепричастия (ознакомление).

Развитие связной речи. Изложение с изменением текста (заме­на одного из глаголов-сказуемых деепричастием); составление рассказа по картине С. Григорьева «Вратарь»; составление сложного плана (обучающий урок по теме «Деепричастие»).



Наречие

Основные сведения. Наречие как часть речи. Степени сравне­ния наречий; их образование (ознакомление). Образование наре­чий при помощи приставок не-, ни-, в- (во-); суффиксов -о и -е, -о и -а; при помощи сложения. .

Основные умения и навыки. Учащиеся должны уметь:.

— правильно писать наречия в соответствии с изученными правилами.

Синтаксис и пунктуация. Выражение второстепенных членов предложения наречиями. Умение пользоваться в речи наречия­ми — синонимами и антонимами.

Развитие связной речи. Сочинение по картине с описанием действия (С. Н. Григорьев. «Вратарь»; А. Дейнека. «Эстафета»; С. Лупков. «Баскетбол» и др.). Составление текста о сорев­нованиях двух команд в силе, ловкости, скорости на спортивной площадке. Сочинение-описание («Вид из окна», «На экскурсии» и др.) с использованием в нем наречии.

Служебные части речи

Предлог

Основные сведения. Предлог как служебная часть речи. Непро­изводные и производные предлоги.

Основные умения и навыки. Учащиеся должны уеть:

— правильно употреблять предлоги в и на, с и из;

— правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки;

— пользоваться в речи предлогами-антонимами.

Орфография. Слитное и раздельное написание предлогов

(в течение, ввиду, вследствие и др.).

Основные умения и навыки. Учащиеся должны уметь:

— правильно писать предлоги (изученные случаи). Синтаксис и пунктуация. Выделение запятыми оборотов с проивзводным предлогом несмотря на. Выделение запятыми обо­ротов с предлогами благодаря, согласно, вопреки и др. (ознаком­ление).

Развитие связной речи. Нравственная характеристика чело­века. Отражение качеств, черт характера человека, его состояния в его внешности. Сочинение-характеристика человека (на основе литературного произведения или личных наблюдений).

Союз

Основные сведения. Союз как служебная часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные.

Основные умения я навыки. Учащиеся должны уметь:

— находить союзы в тексте;

— различать сочинительные и подчинительные союзы.

Орфография. Слитное и раздельное написание союзов. Отли­чие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с пред­логом и частицами и союза также от наречия с частицей.

Основные умения и навыки. Учащиеся должны уметь:

— правильно писать союзы в соответствии с изученными правилами.

Синтаксис и пунктуация Общее понятие об основных видах сложных предложений (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное). Запятая в сложном предложении.

Развитие связной речи. Изложение повествовательного харак­тера с элементами описания и рассуждения

Частица

Повторение. Правописание не и ни с различными частями речи. Правописание частицы бы с глаголом. Частицы да и пусть, пускай, давай в формах повелительного наклонения.

Основные сведения. Частица как часть речи. Формообразую­щие частицы (обобщение). Значение частиц не и ни (обобщение). Частицы, вносящие дополнительные значения в слова и предло­жения (практически).

Основные умения и навыки. Учащиеся должны уметь:

—опознавать частицы как служебные части речи;

— выразительно читать предложения с частицами;

— определять значение частиц (в наиболее простых случаях)

Орфография. Различение на письме частиц не и ни (основные случаи). Правописание не и ни с различными частями речи

Основные умения и навыки. Учащиеся должны уметь:

— правильно писать не и ни с разными частями речи

Синтаксис и пунктуация. Оформление вопросительных и вос­клицательных предложений при помощи частиц.

Развитие связной речи. Сочинение повествовательного харак­тера с элементами описания и рассуждения.

Междометие

Основные сведения. Междометие как особая часть речи. Дефис в междометиях. Запятая и восклицательный знак при междометии.

Основные умения и навыки. Учащиеся должны уметы

— выразительно читать предложения с междометиями;

— выделять междометия знаками препинания.

Повторение изученного в VVII классах.



Планируемый уровень подготовки на конец учебного года

Учащиеся должны уметь:

по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;

по лексике: пользоваться разными видами словарей;

по морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разбор наречий и деепричастий; образовывать новые слова с помощью характерных для изученных частей речи способов словообразования;

по морфологии: давать определения изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи; различать омонимичные формы разных частей речи;

по синтаксису: образовывать словосочетания с наречием и деепричастием в качестве одного из компонентов; выполнять разбор словосочетаний; составлять предложения с разными видами обстоятельств; составлять предложения с разными способами связи между частями;

по связной речи: описывать внешность, состояние и действия человека; создавать тексты изученных типов речи, тексты, сочетающие в себе разные типы речи;

по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 7-м классе слова с непроверяемыми написаниями;

по пунктуации: находить смысловые отрезки, пунктуационно правильно оформлять предложения изученных типов; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки.

знать/понимать:

-роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

-смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения; -основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

-особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

-признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

-основные единицы языка, их признаки;

-основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

Уметь:

-различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

-определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

-опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

-объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;









Календарно-тематическое планирование.

(136 часов)

п/п

тема

Количе-ство часов

Элементы содержание

Вид контроля, формы работы на уроке

Элементы дополнительного содержания

Дата проведения

по плану

Дата проведения факт

1.

Введение. Русский язык как развивающееся явление

1

Русский язык – один из славянских языков. Языковая семья, ветви

Беседа, работа с учебником

Показать развитие и совершенствование русского языка как отражение изменений в сложной и многообразной жизни народа

04.09



Повторение изученного в 5-6 классах







2-3.

Синтаксис и пунктуация

2

Характеристика простого и сложного предложений; способы выражения подлежащего и сказуемого

Беседа; практическая работа; запись под диктовку

Повторить основные синтаксические понятия (словосочетание, предложение, виды предложений, синтаксический разбор предложений

05.09

07.09


4.

Лексика и фразеология

1

Повторить основные понятия темы «Лексика»

Коллективная работа; практическая работа

Совершенствовать работу со словарями

08.09


5-6.

Фонетика и орфография.

2

Отработать навыки фонетического разбора, признаки орфограмм-букв

Синтаксическая минутка; работа со схемами; практическая работа

Повторить правописание разделительных ъ и ь

11.09

12.09


7.

Словообразование и орфография

1

Отработать навыки морфемного и словообразовательных разборов; выделение значимых частей слова

Синтаксическая минутка; практическая работа; запись под диктовку

Правописание орфограмм в приставках

14.09


8-10.

Морфология и орфография

4

Повторить морфологические признаки частей речи, морфологический разбор

Словарная диктовка; работа с таблицей; коллективная работа

Правописание о-ё после шипящих, ь после шипящих, и-е в окончаниях существитель-ных, правописание глаголов

15.09

18.09

19.09



11.

Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение изученного в 5-6 классе»

1

Уметь применять полученные знания

Диктант с заданием


21.09


12-13

Р/Р. Текст. Стили литературного языка. Публицистический стиль

2

Повторить сведения о тексте, видах связи в тексте, стилях речи.

Коллективная работа, беседа

Средства связи предложений в тексте, абзац, типы высказывания и их признаки


22.09

25.09



Морфология. Орфография. Культура речи. Причастие







14.

Р/Р. Публицистический стиль речи



1

Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности

Коллективная работа, работа со схемами

Формировать умения определять текст публицистического стиля, его признаки

26.09


15.

Причастие как часть речи

1

Знакомство с грамматическими признаками причастия, развивать умения различать причастие и прилагательное

Беседа, работа с таблицей, коллективная работа

Связь причастия с прилагательным и глаголом

28.09


16.

Склонение причастий

1

Знакомство со склонением причастий, условия выбора гласных в окончаниях причастий и прилагательных, роль причастий в речи

Коллективная работа, групповая, практическая.

Сходство склонений причастий и прилагательных

29.09


17-18.

Понятие о причастном обороте

2

Понятие об одиночном причастии и причастном обороте, его месте по отношению к определяемому слову.

Работа по карточкам; проверочная работа

Уметь находить границы причастного оборота, синтаксическая роль причастного оборота

02.10


19.

Р/Р. Описание внешности человека

1

Познакомить с особенностями текста-описания внешности человека

Беседа, устное рисование, словарная работа

Учить составлять план, редактировать свои черновики

03.10


20.

Действительные и страдательные причастия

1

Знакомство с действительными и страдательными причастиями. Отработать умения смыслового отличия причастий

Работа по карточкам; фронтальный опрос; проверочная работа

Связь суффикса инфинитива и суффикса причастия, соответствие личного окончания глагола и суффикса причастия

05.10


21.

Краткие и полные страдательные причастия

1

Дать понятие о кратких причастиях, их синтаксической роли в предложении

Практическая работа, работа с учебником; работа с таблицей

Уметь различать полные и краткие страдательные причастия; Работа над орфоэпическими нормами

06.10


22-23.

Действительные причастия настоящего времени

2

Познакомить со способами образования действительных причастий настоящего времени; правописанием гласных в суффиксах причастий

Индивидуальная работа; проверочный тест; словарный диктант

Предупреждать ошибки в употреблении причастий в речи, орфоэпических ошибок

09.10

10.10


24.

Действительные причастия прошедшего времени

1

Познакомить с образованием и написанием действительных причастий прошедшего времени

Работа по карточкам; словарная диктовка; практическая работа

Отработать навыки написания гласных перед суффиксами причастий

12.10


25.

Р/Р. Изложение

1

Использование в тексте причастий

изложение

Составление вопросного плана

13.10


26-27.

Страдательные причастия настоящего времени

2

Познакомить с образованием и написанием страдательных причастий настоящего времени

Выборочный диктант; практическая работа

Формировать навык написания суффиксов причастий

16.10

17.10


28.

Страдательные причастия прошедшего времени

1

Познакомить со способами образования страдательных причастий прошедшего времени

Работа с перфокартой; практическая коллективная работа

Формировать умения образовывать страдательные причастия прошедшего времени, навыком написания гласной в суффиксах причастий и глаголов

19.10


29.

Гласные перед одной и двумя буквами Н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов

1

Познакомить с условиями выбора гласных перед н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных

Словарно-орфографическая минутка

Формирование навыка написания гласной в суффиксах

20.10


30-31.

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

2

Формирование навыка н, нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных

Синтаксическая минутка; работа по карточкам; индивидуальная работа

Отработка умения различать причастия и отглагольные прилагательные

23.10

24.10


32-34.

Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких прилагательных

3

Отработка навыка различать краткие страдательные причастия и краткие прилагательные

Синтаксическая минутка; практическая работа

Формировать умения в написании нн и н в суффиксах

26.10

27.10

07.11


35-36.

Р/Р. Выборочное изложение

2

Художественное описание портрета литературного героя

изложение

Формировать навыки письменной речи

09.11

10.10


37.

Морфологический разбор причастия

1

Познакомить с порядком морфологического разбора причастия

Синтаксическая минутка; проверочный тест

Отработать умения разбирать причастия морфологически

13.11


38.

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

1

Познакомить с правилом написания НЕ с причастиями

Работа с таблицей; синтаксическая минутка.

Формировать навыки написания частицы не и приставки не.

14.11


39.

Контрольная работа №2.

1

Контроль за изученным материалом

Диктант.

Уметь применять полученные знания

16.11


40.

Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

1

Познакомить с условиями выбора букв после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Словарная диктовка; коллективная работа; групповая работа

Формировать навык написания

17.11


41-42.

Р/Р. Сочинение по личным наблюдениям на тему «Вы с ним знакомы»

2

Формировать навыки письменной речи

сочинение


20.11

21.11


43.

Повторение темы «Причастие»

1

Систематизировать знания о причастии; формировать умения находить причастие и определять его грамматические признаки

Работа по карточкам; объяснительный диктант; словарный диктант

Правильно писать орфограммы в причастии, выделять запятыми причастный оборот

23.11


44.

Контрольный диктант № 3. Анализ, работа над ошибками

1

Систематизация, контроль за усвоением изученного

Диктант с заданием

Развивать навыки самоанализа, самоконтроля

24.11



Деепричастие







45-46

Понятие о деепричастии и деепричастном обороте.

2

Познакомить с лексическим и грамматическим значением деепричастия как части речи, с правилом написания не с деепричастием; понятие деепричастного оборота

Беседа; практическое задание; работа с учебником; проверочная работа; объяснительный диктант

Отрабатывать навык нахождения деепричастия и деепричастного оборота в предложении; уметь редактировать тексты, предотвращая речевые ошибки

27.11

28.11


47.

Правописание не с деепричастием

1

Правило правописания НЕ с деепричастиями. Не с разными частями речи

Объяснительный диктант

Знать правило правописания не с деепричастиями, уметь распознавать и графически обозначать условия слитного и раздельного написания

30.11


48.

Деепричастия совершенного и несовершенного вида

1

Познакомить со способами образования деепричастий совершенного и несовершенного вида

Синтаксическая минутка; работа с таблицей; объяснительный диктант

Формировать навык написания гласной перед суффиксами деепричастий

01.12


49.

Морфологический разбор деепричастий

1

Формировать умения производить морфологический разбор деепричастий, закрепить навык написания гласной перед суффиксами причастий и деепричастий

Запись под диктовку; объяснительный диктант;

Формировать навыки постановки запятой при причастном и деепричастном обороте

04.12


50.

Закрепление темы «Деепричастие»

1

Обобщить и систематизировать сведения о деепричастии и деепричастном обороте

Инд. карточки; выборочный диктант;

Отрабатывать практический навык находить деепричастный оборот и ставить знаки препинания при нем.

05.12


51.

Р/Р. Сочинение на основе картины С.Григорьева «Вратарь»

1

Навыки письменной речи; умение описывать картину

сочинение


07.12


52.

Обобщение и систематизация сведений о деепричастии

1

Обобщить и систематизировать полученные сведения

Словарный диктант; диктант «проверь себя»

Развивать навыки самоанализа, самоконтроля

08.12


53.

Контрольный диктант № 4.

1

Контроль за усвоением полученных знаний

диктант

Развивать навыки самоанализа, самоконтроля

11.12



Наречие







54.

Наречие как часть речи

1

Познакомить с грамматическими признаками наречия; учить находить наречия в предложениях

Синтаксическая минутка; работа с текстом

Формировать умения отличать наречия от других самостоятельных частей речи

12.12


55-56.

Разряды наречий

2

Знать, что вопросы наречий соотносятся с определенной смысловой группой. Уметь определять вид обстоятельств по вопросу к наречию

Работа с табли-цей; синтакси-ческая минутка; практическое коллективное задание

Показать значения, выраженные наречиями; формировать умения определять значения наречий

14.12

15.12


57.

Р/Р. Сочинение в форме дневниковых записей по картине И.Попова «Первый снег»

1

Познакомить с особенностями текста в форме дневниковых записей; формировать умения составлять текст по данному началу

сочинение

Формировать навыки письменной речи

18.12


58.

Степени сравнения наречий

1

Познакомить со способами образования степеней сравнения наречий; учить различать степени сравнения наречий и степени сравнения прилагательных

Словарно-орфографическая работа; коллективная работа

Формировать навыки в определении и отличии степеней сравнения наречий и прилагательных

19.12


59.

Морфологический разбор наречий

1

Познакомить с планом разбора наречия как части речи; формировать умения определять грамматические признаки наречия в морфологическим разборе

Фронтальный опрос, работа с текстами; диктант «проверь себя»

Обобщить изученное о наречии

21.12


60-61.

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о и –е-.

2

Формировать навыки написания НЕ с наречиями

Работа с текстом; словарная диктовка

Сопоставление данного правила с правила написания не с другими частями речи

22.12

25.12


62-63.

Буквы е и и в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий

2

Формировать умения использовать опознавательный признак данной орфограммы – наличие НЕ и НИ и безударной гласной – для правильного выбора орфограммы

Коллективная работа; работа с учебником; инд. Работа по карточкам

Различение отрицательных наречий и других частей речи с этими приставками

26.12

28.12


64-65.

Одна и две буквы Н в наречиях на –о и –е-.

2

Формирование навыка написания одной и двух букв Н в наречиях на о,е.

Работа с перфокартой; работа по карточкам;

Повторить написание н,нн в прилагательных и причастиях

29.12

11.01


66.

Р/Р. Сочинение. Описание действий

1

Формирование умения описывать действия и процессы труда

сочинение

Развивать навыки самоанализа, самоконтроля

12.01


67.

Буквы о и е после шипящих на конце наречий

1

Познакомить с условиями выбора и написания букв о и е после шипящих на конце наречий

Работа по карточкам; выборочный диктант;

Повторить орфограмму о – ё после шипящих

15.01


68.

Буквы о и а на конце наречий с приставками из-, до-, с-.

1

Формировать навык написания букв о и а на конце наречий

Словарно-орфографическая диктовка; преду-предительный диктант

Словообразовательный разбор наречий

16.01


69-70

Р/Р. Подробное изложение с элементами сочинения

2

Формировать навык пересказа текста с элементами сочинения

сочинение

Развивать навыки самоанализа, самоконтроля

18.01

19.01


71-72.

Дефис между частями слова в наречиях

2

Формировать навыки написания дефиса между частями слов в наречиях

Словарная диктовка; коллективная работа

Повторит случаи употребления дефиса в разных частях речи

22.01

23.01


73-74.

Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных

2

Формировать навыки слитного и раздельного написания приставок в наречиях

Словарный диктант; работа по карточкам; работа с таблицей

Формировать умения различать наречия и существительные, прилагательные, местоимения

25.01

26.01


75.

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

1

Формировать навык написания мягкого знака после шипящих на конце наречий

Словарная диктовка; орфоэпический диктант; выборочный диктант

Повторить правила написания мягкого знака после шипящих в различных частях речи

29.01


76.

Повторение темы «Наречие»

1

Систематизировать и обобщить знания о наречии, морфологические и синтаксические признаки наречий

Работа по карточкам; коллективная работа;

Развивать навыки анализа текста. Повторит основные орфограммы наречий

30.01



77.

Контрольный диктант № 5.

1

Проверка орфографических и пунктуационных навыков, навыков грамматического разбора


Диктант с заданием

Развивать навыки самоанализа, самоконтроля

01.02



Категория состояния







78-79.

Категория состояния как часть речи

2

Формировать умения находить слова категории состояния; определять, к каким группам они относятся

Сопоставление предложений; коллективная работа;

Определять синтаксическую роль категории состояния в предложении

02.02

05.02


80.

Морфологический разбор категории состояния

1

Формировать умения различать наречия, краткие прилагательные, слова категории состояния; проводить морфологический разбор слов категории состояния

Конструирование предложений; практическая работа

Отличие категории состояния ор глаголов и наречий

06.02


81.

Р/Р. Сжатое изложение с описанием состояния природы

1

Умение использовать в письменной речи слова категории состояния

изложение

Развивать навыки самоанализа, самоконтроля

08.02


82.

Повторение изученного. Сочинение на лингвистическую тему

1

Повторить знания о словах категории состояния

сочинение

Работа с учебником, элементы анализа текста, составление плана, написание черновика.

09.02



Служебные части речи. Предлог







83.

Самостоятельные и служебные части речи

1

Дать обзорную характеристику служебным частям речи; показать отличие от самостоятельных

Работа с таблицей, со схемой; работа с текстом;

Формировать умения различать самостоятельные части речи от служебных; классифицировать части речи

12.02


84.

Предлог как часть речи

1

Познакомить с предлогом как с служебной частью речи; указать отличие предлога от омонимичных приставок

Синтаксическая минутка; практическая работа

Знать роль предлога в словосочетании и предложении

13.02


85.

Употребление предлогов

1

Указать на многозначность предлога, способность предлога выражать разные отношения, формировать умения правильно употреблять предлоги

Работа с перфокартой; работа со схемами; предупредительный диктант

Предупреждение речевых ошибок в употреблении предлогов

15.02


86.

Производные и непроизводные предлоги

1

Показать отличие производных предлогов от непроизводных; пути образования производных предлогов

Работа с перфокартой; коллективная работа

Учить отличать производные предлоги от омонимичных частей речи

16.02


87.

Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога

1

Познакомить с простыми и составными предлогами; планом морфологического разбора предлога как части речи

Орфографическая диктовка; практическая работа

Учить составлять предложения с составными предлогами

19.02


88.

Р/Р. Сочинение. Рассказ-репортаж на основе увиденного на картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа»

1

Подготовка к сочинению по картине А.В.Сайкиной. Рассказ-репортаж на основе увиденного

сочинение

Учить работать над репортажем; повторить признаки публицистического стиля

20.02


89-91

Слитное и раздельное написание производных предлогов

3

Познакомить с условиями слитного и раздельного написания производных предлогов;

Работа со схемами; коллективная работа; работа с таблицей

Формировать умения разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи

22.02

26.02

27.02


92

Повторение изученного о предлогах

1

Систематизировать знания о предлоге, формировать навыки написания предлогов

Словарный диктант; работа по карточкам

Развивать навыки самоанализа, самоконтроля

01.03


93.

Контрольная работа по теме «Предлог»

1

Контроль за усвоением полученных знаний

тест


02.03



Союз







94.

Союз как часть речи

1

Показать союз как часть речи, его роль в предложении и в тексте; указать основные функции союза

Работа по карточкам; работа с текстом

Формировать умения определять роль союзов, знаки препинания при них

05.03


95.

Союзы простые и составные

1

Уметь различать простые и составные союзы, создавать предложения с составными союзами

Практическая работа

Формировать умения определять роль союзов.

06.03


96-97.

Союзы сочинительные и подчинительные

2

Познакомить с делением союзов на сочинительные и подчинительные, их назначение

Работа по кар-точкам; работа со схемами

Формировать умения постановки запятой в сложном предложении

12.03

13.03


98.

Сочинительные союзы

1

Познакомить с делением сочинительных союзов на группы по значению

Предупредительный диктант; анализ текста

Формировать навык различения союзов.

15.03


99-100.

Роль сочинительного союза И в простом предложении с однородными членами и в сложносочиненном предложении

2

Формировать умения постановки запятой в простом и сложном предложениях

Объяснительный диктант; работа со схемами

Учить составлять схемы простых и сложных предложений

16.03

19.03


101.

Подчинительные союзы. Морфологический разбор союза

1

Познакомить с группами подчинительных союзов

Словарный дик-тант; практи-ческая работа

Формировать навык поста-новки запятой в сложно-подчиненном предложении

20.03


102.

Р/Р. Сочинение-рассуждение

2

Повторить сведения о рассуждении

Сочинение-рассуждение

Развивать навыки самоанализа, самоконтроля

22.03


103-105.

Слитное и раздельное написание союзов тоже, также, чтобы, зато.

3

Познакомить с условиями различения на письме союзов тоже, также, чтобы, зато и наречий и местоимений с частицами то, же, бы..

Работа с таблицей

Формирование навыка написания союзов

23.03

02.04

03.04



106-107

Закрепление изученного по теме «Союз»

1

Закрепить знания о союзах, их значении и правописании

Словарно-орфографическая работа;

Развивать навыки самоанализа, самоконтроля

05.04

06.04


108

Урок-зачет по теме «Союз»

1

Проверить теоретические знания о союзе как части речи, делении союзов

Графический диктант; словар-ная диктовка; ра-бота по карточкам


09.04


109.

Контрольный диктант № 6.

1

Контроль за усвоением полученных знаний

диктант

Развивать навыки самоанализа, самоконтроля




Частица







110.

Понятие о частице

1

Частица как часть речи; функции частицы, отличие от других частей речи

Коллективная работа; работа с текстом

Роль частиц в предложении

10.04


111-112.

Разряды частиц. Формообразующие частицы

1

Знать основные разряды частиц; дать понятие о роли формообразующих частиц

Запись под диктовку

Отрабатывать умения распознавать формообразующие частицы; повторить наклонения глагола

12.04

13.04


113-115.

Смысловые частицы

3

Дать понятие о смысловых частицах; показать богатство их оттенков значений

Словарный диктант; объяснительный диктант

Формировать умения распознавать смысловые значения модальных частиц

16.04

17.04

19.04



116.

Раздельное и дефисное написание частиц

1

Учить определять случаи раздельного и дефисного написания частиц, развивать умение отличать частицы от других частей речи

Словарная диктовка; составление плана

Повторить случаи дефисного написания слов

20.04


117.

Морфологический разбор частиц

1

Познакомить с порядком морфологического разбора частицы; отработка умения определят грамматические признаки частиц

Работа с текстом; комментирован-ное письмо

Развивать навыки самоанализа, самоконтроля

23.04


118-120.

Отрицательные частицы

3

Познакомить с ролью отрицательных частиц в предложении

словарно-орфографическая диктовка; преду-предительный диктант

Формировать умения писать не с разными частями речи

24.04

26.04

27.04


121

Различение не-ни

1

Познакомить со сведениями употребления и написания частиц не - ни

объяснительный диктант; диктант «проверь себя»

Отработать умения различать и употреблять в речи отрицательные частицы

30.04


122-123.

Приставка не- и частица не с различными частями речи

2

Развивать навыки написания не с различными частями речи

синтаксическая минутка; практическая работа

Учить различать не и ни

03.05

04.05


124.

Закрепление правописания частицы не с разными частями речи

1

Обобщить и систематизировать знания о значении и написании частицы не

словарный диктант; работа с таблицей

Развивать навыки самоанализа, самоконтроля

07.05


125.

Р/Р. Написание рассказа по данному сюжету

1

Формировать навыки письменной речи

сочинение

Развивать навыки самоанализа, самоконтроля

08.05


126-127.

Различение частицы ни, союза ни-ни, приставки ни

2

Показать различие частицы ни, союза ни-ни, приставки ни-, формировать умение различать и правильно писать ни – частицу, союз, приставку

объяснительный диктант; коллективная работа

Различать омонимичные лингвистические единицы

10.05

11.05


128-129.

Повторение изученного о частицах

1

Обобщение и систематизация знаний о частицах, закрепление навыков написания частиц

предупредитель-ный диктант;

Развивать навыки самоанализа, самоконтроля

14.05

15.05


130.

Контрольный диктант № 7.

1

Проверить знания учеников по теме «Частица», орфографические и пунктуационные навыки

диктант с заданием


17.05



Междометие







131.

Междометие как часть речи. Дефис в междометиях

1

Дать понятие о междометии как особой части речи; показать грамматические признаки и роль междометий

словарная диктовка; объяснительный диктант

Формировать навыки постановки знаков препинания при междометии

18.05


132.

Производные междометия. Междометия и другие части речи

1

Отличие производных междометий от самостоятельных частей речи

объяснительный диктант; диктант

«проверь себя»

Значение междометий в роли других частей речи;

21.05


133-136.

Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах

3 ч

Повторение и систематизация изученного в 7 классе



22.05

24.05

25.05