СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная программа по русскому языку для 1 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа разработана на основе Примерной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная программа по русскому языку для 1 класса»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПАВЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «Павловская СОШ»



________________ Хмеленок Е.В.

Приказ № от « ___ » сентября 2018 г.



Адаптированная годовая рабочая программа

по русскому языку


для обучающихся 1 класса с ЗПР



Составитель ФИО,

учитель начальных классов









  1. Пояснительная записка

Адаптированная годовая рабочая программа разработана на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, авторской программы УМК «Школа России», рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, с рекомендациями авторской программы по русскому языку УМК «Школа России» (авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий). Учебники

Цели и задачи программы.


В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:

  • познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

  • обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР

  • социокультурная цель - изучение русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

  1. развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  2. освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

  3. овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и тексты-повествования небольшого объёма;

  4. воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его Достижение поставленной цели при разработке и реализации Организацией АООП НОО обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач:

1. формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;

2. достижение планируемых результатов освоения АООП НОО, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;

3. создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;

4. предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;

5.побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.


Общая характеристика учебного предмета

В 1 классе курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно Учебному плану МОУ «Павловская СОШ» и годовому календарному графику образовательных организаций г.о. Истра на изучение

Русского языка в 1 классе отводится 160 ч (5 ч в неделю, 32 учебные недели): из них 110ч отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч русского языка.

Планируемые результаты

(личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета)

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

  • в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому;

  • в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из Букваря и учебников «Русский язык».

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:


Учащиеся научатся на доступном уровне:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

  • учиться работать по предложенному учителем плану

  • в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи;

  • в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему.


Учащиеся получат возможность научиться:

осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;
• планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям;
• осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач;
• выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме


Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

Учащиеся научатся:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

  • развивать любознательность, наблюдательность, способность замечать новое, задавать вопросы;

  • способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в классные занятия и соответствовать общему темпу занятий;

  • умение ставить и удерживать цель деятельности;

Учащиеся получат возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации.


Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).


Коммуникативные УУД:
Учащиеся научатся:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

  • умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;

  • умение получать и уточнять информацию от собеседника;

  • умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт;

Учащиеся получат возможность научиться:

• с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь и речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

Учащиеся научатся:

  • отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

  • осмысленно, правильно читать целыми словами;

  • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

  • подробно пересказывать текст;

  • составлять устный рассказ по картинке;

  • называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;

  • определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);

  • обозначать мягкость согласных звуков на письме;

  • определять количество букв и звуков в слове;

  • писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;

  • ставить пунктуационные знаки конца предложения;

  • списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;

  • находить корень в группе доступных однокоренных слов.


Учащиеся получат возможность научиться:

производить элементарные языковые анализы слов (звуко-буквенный)

• соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
• проверять правильность постановки ударения или произношения слова по словарю учебника (самостоятельно) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);

• составлять устный рассказ на определённую тему


СодержаниЕ программы (160 часов)

В обучении грамоте выделяются три периода: подготовитель­ный, букварный (основной) и послебукварный.

Обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-син­тетическим методом, слагается из двух взаимосвязанных про­цессов (обучение первоначальному чтению и письму) и закрепля­ется работой по развитию речи на основных ее уровнях: звук (звуковая культура), слово (словарная работа), предложение, связное высказывание (текст).

В это же время на занятиях внеклассным чтением у учеников формируется интерес к детской книге и самостоятельному чте­нию. Ведущий метод обучения - метод чтения-рассматривания детских книг.

Добукварный период (17 час)

Речь (устная и письменная) - общее представление.

Предложение и слово. Членение речи на предложения, пред­ложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.

Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове.

Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в по­лости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных.

Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), слого-звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схе­мой-моделью, отражающей его слого-звуковую структуру.

Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахожде­ние соответствия между произносимыми (а впоследствии и чита­емыми) словами и предъявленными слого-звуковыми схемами – ­моделями .

Знакомство с буквами а, о, и, ы, у, узнавание букв по их ха­рактерным признакам (изолированно и в составе слова, в раз­личных позициях), правильное соотнесение звуков и букв.

Букварный (основной) период (67 часов)

Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со спосо­бами обозначения твердости и мягкости согласных.

Чтение слогов-«слияний» с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами.

Составление из букв и слогов разрезной азбуки слов (после предварительного слого-звукового анализа, а затем и без него), их чтение.

Во всех случаях расхождения написания слов с их звуковой формой вводятся два вида чтения – орфографическое (прочитай слово так, как его пишут), орфоэпическое (прочитай слово так, как его произносят).

Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определе­ния ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем.

Знакомство с правилами гигиены чтения.

Послебукварный период (20 часов и резерв 6 ч)

Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуко­вой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навы­ков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интони­рованию.

Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слого-звуковой структуре, в соответствии с нормами орфо­эпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, особенно различение на слух, верное упо­требление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л - р, с - з, ш- ж, п - б, с ш и т. д. (изолированное произ­несение в словах, фразах и скороговорках).

Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей.

Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов - названий пред­метов, признаков, действий и объяснение их значения. Объедине­ние и различие по существенным признакам предметов, правиль­ное употребление видовых и родовых слов-названий. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, раз­личие и понимание простейших случаев многозначности слов, омонимии, подбор синонимов и антонимов (без использования терминов). Обучение пониманию образных выражений в художе­ственном тексте.

Выработка умений пользоваться словом в правильной грам­матической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами (диалектизмами, просторечиями).

Работа над предложением и связной устной речью. Совер­шенствование речевых умений, полученных детьми до школы. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование в ответе предложений раз­личного типа.

Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без про­пусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя).

Составление по картинке или серии картинок определенного количества предложений, объединенных общей темой, или не­большого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.

Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам. Рисование с помощью учителя словесной картинки с исполь­зованием нескольких прочитанных слов, объединенных ситуативно. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание собы­тий, предшествующих изображенным или последующих.

Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным, по сюжету, предложенному учителем.

Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихо­творений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с со­блюдением интонации, диктуемой содержанием.

Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержатель­ности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.

Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приемами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.


Блок «Русский язык» 50 часов

Фонетика и орфоэпия. Различие гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Работа с разными словарями.

Подготовка к изучению морфологии. Слова – названия предметов и явлений; слова – названия признаков предметов; слова – названия действий предметов.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

  • сочетания ча – ща, чу – щу, жи – ши в положении под ударением;

  • сочетания чк – чн, чт, нч, щн и др.;

  • перенос слов;

  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);

  • непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова;

  • разделительный ь;

  • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой устной речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Слова с непроверяемыми написаниями

Ворона, воробей, весело, девочка, дежурный, деревня, заяц, карандаш, класс, классный, корова, лисица (лисичка), машина, медведь, молоко, пальто, пенал, петух, русский, собака, сорока, ученик, тетрадь, ученица, учитель, хорошо, язык.


Тематическое планирование


п.п.





Наименование темы


Количество часов



Контроль




Развитие речи




Проектная деятельность


по авторской программе


по рабочей программе


дано по факту


по плану


по факту


по плану


по факту


по плану


по факту

1 триместр

1

Подготовительный (добукварный) период

17ч

17ч









2

Букварный период


33 из 67 ч

33 из 67











Всего за 1 триместр

50

50








Отметка о выполнении за 1 триместр___________________________________________________________________________________________




2 триместр

3.

Букварный период


34 из 67

34 из 67








4.

Послебукварный период

14 из 20

14 из 22









Всего за 2 триместр

51

51









Отметка о выполнении за 2 триместр__________________________________________________________________________________________


3триместр

п.п.





Наименование темы


Количество часов



Контроль




Развитие речи




Проектная деятельность


по авторской программе


по рабочей программе


дано по факту


по плану


по факту


по плану


по факту


по плану


по факту


5

Послебукварный период

3 из 20

6 из 22








6

Резерв

6

4








1.

Наша речь

2

2







2.

Текст, предложение. диалог

3

3








3.

Слова, слова, слова

4

4




1




4

Слово и слог

2

2








5.

Перенос слов

2

2




1




6.

Ударение

2

2




1




7.

Звуки и буквы

2

2




1




8

Русский алфавит

2

2








9

Гласные звуки

3

3




1




10

Ударные и безударные гласные звуки

5

5


Диктант №1


1




11

Согласные звуки

3

3








12

Твёрдые и мягкие согласные звуки

3

3








13

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука

3

3




1




14

Согласные звонкие и глухие

5

5


Диктант №2


1




15

Шипящие согласные звуки

5

5


Диктант №3


2


№1«Скороговорки»


16

Заглавная буква в словах

3

3




1


№2«Сказочная страничка»


17

Повторение

1

0









Всего часов за 3 триместр


59

59


Диктан-

ты-3


Р.р-11


Проекты 2



Всего часов за год

160

160


Диктан-

ты-3


Р.р-11


Проекты 2



Отметка о выполнении программы за 3 триместр_____________________________________________________________________________


Отметка о выполнении программы за год ____________________________________________________________________________________






ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ) 1 КЛАСС

№п/п

Сроки

Тема урока по письму

Тип урока

Коррекционная работа

Примечание

Прим

Факт


1 триместр

Подготовительный (добукварный) период – 17 ч


1

03.09


1.Прописи – первая учебная тетрадь. Тренировка мелкой моторики руки.


Урок усвоения новых знаний

Упрощение формулировок по оформлению заданий


2

04. 09


2.Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки.

Урок усвоения новых знаний

Поэтапное разъяснение заданий


3

05. 09


3.Обводка рисунков по контуру. Письмо овалов и полуовалов.

Урок усвоения новых знаний

Близость к учащимся во время объяснения задания


4

06. 09


4.Рисование полуовалов и кругов.

Урок усвоения новых знаний

Близость к учащимся во время выполнения задания


5

07. 09


5.Письмо длинных прямых наклонных линий.

Урок усвоения новых знаний

Близость к учащимся во время выполнения задания


6

10. 09


6.Письмо наклонных линий с закруглением внизу.

Урок усвоения новых знаний

Близость к учащимся во время выполнения задания


7

11. 09


7.Письмо элементов букв.

Урок комплексного применения знаний

Шаблоны элементов букв


8

12. 09


8.Письмо больших и маленьких овалов, коротких наклонных линий.

Урок усвоения новых знаний

Управляемая самостоятельная работа


9

13. 09


9.Письмо коротких и длинных линий.

Урок усвоения новых знаний

Близость к учащимся во время выполнения задания


10

14. 09


10.Повторение и обобщение пройденного материала по русскому языку. Письмо наклонных линий.

Урок усвоения новых знаний

Карточка-шаблон


11

17. 09


11.Письмо коротких и длинных линий.

Урок усвоения новых знаний

Письмо элементов букв вместе с учителем


12

18.09


12.Письмо строчной и заглавных букв А, а.

Урок усвоения новых знаний

Близость к учащимся во время выполнения задания


13

19.09


13.Письмо строчной и заглавной букв О, о.

Урок усвоения новых знаний

Близость к учащимся во время выполнения задания


14

20.09


14.Письмо строчной буквы и.

Урок усвоения новых знаний

Близость к учащимся во время выполнения задания


15

21.09


15.Письмо заглавной буквы И.

Урок усвоения новых знаний

Близость к учащимся во время выполнения задания


16

24.09


16.Письмо строчной буквы «ы».

Урок усвоения новых знаний

Близость к учащимся во время выполнения задания


17

25.09


17.Строчная и прописная буквы «у, У»

Урок усвоения новых знаний

Близость к учащимся во время выполнения задания



Букварный период – 67 ч



18

26.09


18.Письмо строчной и заглавной букв Н, н.

Урок усвоения новых знаний

Предоставление дополнительного времени для завершения задания


19

27.09


19.Письмо строчной буквы с.

Урок усвоения новых знаний

Близость к учащимся во время выполнения задания


20

28.09


20.Письмо заглавной буквы С.

Урок усвоения новых знаний

Близость к учащимся во время выполнения задания


21

01.10


21.Письмо заглавной и строчной букв К, к.

Урок усвоения новых знаний

Письмо элементов букв вместе с учителем


22

02.10


22.Письмо строчной и заглавной буквы Т, т.

Урок усвоения новых знаний

Близость к учащимся во время выполнения задания


23

03.10


23.Письмо слогов и слов с буквами Т, т.

Урок комплексного применения знаний

Управляемая самостоятельная работа


24

04.10


24.Письмо строчной буквы «л».

Урок усвоения новых знаний

Письмо элементов букв вместе с учителем


25

05.10


25.Письмо заглавной буквы Л.

Урок усвоения новых знаний

Письмо элементов букв вместе с учителем


26

15.10


26. Письмо строчной и заглавной букв «р Р».

Урок усвоения новых знаний

Близость к учащимся во время выполнения задания


27

16.10


27 Письмо строчной и заглавной букв «в В».

Урок усвоения новых знаний

Письмо элементов букв вместе с учителем


28

17.10


28. Письмо строчной и заглавной букв Е, е.

Урок усвоения новых знаний

Письмо элементов букв вместе с учителем


29

18.10


29 Письмо строчной буквы «п ».

Урок усвоения новых знаний

Письмо элементов букв вместе с учителем


30

19.10


30.Письмо заглавной буквы П

Урок усвоения новых знаний

Письмо элементов букв вместе с учителем


31

22.10


31. Письмо строчной и заглавной букв «м М».

Урок усвоения новых знаний

Управляемая самостоятельная работа


32

23.10


32.Письмо слов с буквами М,м.

Урок комплексного применения знаний

Письмо элементов букв вместе с учителем


33


24.10


33. Письмо строчной и заглавной букв «з З».

Урок усвоения новых знаний

Письмо элементов букв вместе с учителем


34

25.10


34.Письмо слов и предложений с буквами З,з.

Урок комплексного применения знаний

Управляемая самостоятельная работа


35

26.10


35.Письмо предложений с изученными буквами .

Урок комплексного применения знаний

Карточка -шаблон


36

29.10


36.Строчная и прописная буквы « б, Б».

Урок усвоения новых знаний


Близость к учащимся во время выполнения задания


37

30.10


37.Письмо заглавной буквы Б.

Урок усвоения новых знаний


Письмо элементов букв вместе с учителем


38

31.10


38.Списывание текстов с изученными буквами.

Урок комплексного применения знаний


Увеличение времени на выполнения задания


39

01.11


39. Письмо строчной буквы д

Урок усвоения новых знаний


Письмо элементов букв вместе с учителем


40

02.11


40. Написание заглавной буквы Д.

Урок усвоения новых знаний

Письмо элементов букв вместе с учителем


41

05.11


41. Списывание текстов.

Урок комплексного применения знаний


Предоставление дополнительного времени для завершения задания


42

06.11


42. Письмо строчной и заглавной букв Я,«я ».

Урок усвоения новых знаний

Близость к учащимся во время выполнения задания


43

07.11


43. Письмо заглавной буквы « Я».

Урок усвоения новых знаний

Письмо элементов букв вместе с учителем


44

08.11


44.Закрепление написания букв Я, я..

Урок комплексного применения знаний

Письмо элементов букв вместе с учителем


45

09.11


45 Повторение и обобщение сведений о многозначности слов. Письмо текстов с изученными буквами.

Урок комплексного применения знаний

Карточки с опорными словами


46

12.11


46. Письмо строчной и заглавной букв «г, Г ».

Урок усвоения новых знаний


Письмо элементов букв вместе с учителем


47

13.11


47.Написание заглавной буквы Г..

Урок усвоения новых знаний


Письмо элементов букв вместе с учителем


48

14.11


48.Строчная буква «ч». Правописание сочетаний ча-чу

Урок усвоения новых знаний


управляемая самостоятельная работа


49

15.11


49..Сочетание ча-чу

Урок усвоения новых знаний


Карточка- помощник


50

16.11


50. Заглавная буква Ч.

Урок усвоения новых знаний


Письмо элементов букв вместе с учителем


2 триместр

51

26.11


51.Письмо буквы «ь».

Урок усвоения новых знаний


Близость к учащимся во время выполнения задания


52

27.11


52Написание буквы ь, слов и предложений с ь

Урок усвоения новых знаний


Карточка -помощник


53

28.11


53.Письмо строчной буквы «ш ».

Урок усвоения новых знаний


Управляемая самостоятельная работа


54

29.11


54.Заглавная буква Ш.

Урок усвоения новых знаний


Письмо элементов букв вместе с учителем


55

30.11


55.Буквы Ш,ш, сочетание ши.

Урок усвоения новых знаний


Письмо элементов букв вместе с учителем


56

03.12


56.Письмо строчной буквы ж.

Урок усвоения новых знаний


Письмо элементов букв вместе с учителем


57

04.12


57.Заглавная буква «ж Ж». Правописание сочетаний жи-ши

Урок усвоения новых знаний


Карточка- помощник


58

05.12


58.Строчная буква «ё».


Урок усвоения новых знаний


Управляемая самостоятельная работа


59

06.12


59.Заглавная буква Е.

Урок усвоения новых знаний


Письмо элементов букв вместе с учителем


60

07.12


60.Закрепление правописания сочетаний ча,чу,жи, ши, заглавных букв в начале предложения и в именах собственных.

Урок комплексного применения знаний

Наглядная схема


61

10.12


61.Написание букв И «й».

Урок усвоения новых знаний


Письмо элементов букв вместе с учителем


62

11.12


62. Написание строчной буквы «х ».

Урок усвоения новых знаний


Письмо элементов букв вместе с учителем


63

12.12


63. Написание заглавной буквы Х, слов и предложений с ней

Урок комплексного применения знаний

Управляемая самостоятельная работа


64

13.12


64.Строчная и заглавная буквы Х, х (обобщающий урок)

Урок комплексного применения знаний

Письмо элементов букв вместе с учителем


65

14.12


65.Заглавная буква Х.

Урок комплексного применения знаний

Письмо элементов букв вместе с учителем


66

17.12


66.Написание строчной и заглавной букв «ю, Ю».

Урок усвоения новых знаний

Письмо элементов букв вместе с учителем


67

18.12


67.Написание предложений с буквами Ю, ю.

Урок усвоения новых знаний

Письмо элементов букв вместе с учителем


68

19.12


68.Написание строчной буквы Ц

Урок усвоения новых знаний


Письмо элементов букв вместе с учителем


69

20.12


69.Написание заглавной буквы Ц

Урок усвоения новых знаний


Письмо элементов букв вместе с учителем


70

21.12


70.Письмо слов с изученными буквами.

Урок комплексного применения знаний

Печатные копии заданий, написанных на доске.


71

24.12


71.Написание строчной буквы э

Урок усвоения новых знаний

Письмо элементов букв вместе с учителем


72

25.12


72.Написание заглавной буквы Э

Урок усвоения новых знаний

Управляемая самостоятельная работа


73

26.12


73.Написание строчной буквы «щ».

Урок усвоения новых знаний

Письмо элементов букв вместе с учителем


74

27.12


74.Написание заглавной буквы «Щ».

Урок усвоения новых знаний

Письмо элементов букв вместе с учителем


75

28.12


75.Закрепление правописания сочетаний ча-ща, чу-щу

Урок комплексного применения знаний

Карточка- помощник


76

29.12


76.Написание строчной буквы ф

Урок усвоения новых знаний

Письмо элементов букв вместе с учителем


77

14.01


77. Написание заглавной буквы ф.

Урок усвоения новых знаний

Письмо элементов букв вместе с учителем


78

15.01


78.Написание букв «ъ», «ь»

Урок усвоения новых знаний


Управляемая самостоятельная работа


79

16.01


79. Написание слов с «ъ», «ь»

Урок комплексного применения знаний

Письмо элементов букв вместе с учителем


80

17.01


80. Повторение написания изученных букв.

Урок комплексного применения знаний

Предоставление дополнительного времени для завершения задания


81

18.01


81.Повторение написания изученных букв..

Урок комплексного применения знаний

Печатные копии заданий, написанных на доске.


82

21.01


82.Повторение написания изученных букв. Написание слов, предложений.

Урок комплексного применения знаний

Увеличение времени на выполнения задания


83

22.01


83.Повторение написания изученных букв.


Урок комплексного применения знаний

Печатные копии заданий, написанных на доске.


84

23.01


84.Письмо под диктовку

Урок комплексного применения знаний

Увеличение времени на выполнения задания


85- 87

24.01

25.01

28.01


85-87 Резервные уроки

Повторение написания изученных букв. Написание слов, предложений





Уроки комплексного применения знаний

Печатный материал


Послебукварный период –22 ч

88

29.01


88.Повторение изученного в букварный период.

Урок комплексного применения знаний

Карточка


89

30.01


89. Повторение изученного. Письмо слов, предложений о Родине.

Урок комплексного применения знаний

Карточка с опорными словами


90

31.01


Повторение пройденного материала: орфографическое оформление границ предложений, ь как показатель мягкости.

Урок комплексного применения знаний

Карточка с опорными словами


91

01.02


Повторение пройденного материала: определение границ предложений в сплошном тексте.

Урок комплексного применения знаний

Увеличение времени на выполнения задания


92

04.02


Двойная роль букв Е.Ё,Ю,Я, а так же

Ь.

Урок комплексного применения знаний

Наглядная схема


93

05.02


Повторение изученного материала: непарные согласные звуки и соответствующие им буквы.

Урок комплексного применения знаний

Карточка- помощник


94

06.02


Повторение изученного материала: способы обозначения звука [й] на письме

Урок комплексного применения знаний

Повторение учащимся инструкции к выполнению задания


95

07.02


Повторение тем «Слог. Ударение»

Урок комплексного применения знаний

Лист -тренажёр


96

08.02


Повторение лексического материала «Азбуки».

Урок комплексного применения знаний

Печатные копии заданий, написанных на доске.


97

11.02


Комплексное повторение изученного материала по фонетике, графике, орфографии

Урок комплексного применения знаний

Увеличение времени на выполнения задания


98

12.02


Повторение и закрепление пропедевтических сведений по морфемике.

Урок комплексного применения знаний

Печатный материал


99

13.02


Комплексное повторение на материале слов темы «Люби все живое»

Урок комплексного применения знаний

Печатный материал с опорными словами


100

14.02


Комплексное повторение на материале стихотворений С.Я. Маршака и предложений на тему «Школа»

Урок комплексного применения знаний

Использование предложений с пропущенными словами


101

15.02


Повторение синтаксиса на базе слов тематической группы «Природа»

Урок комплексного применения знаний


Текст с более крупным шрифтом и опорными словами


3 триместр

102

26.02


Повторение материала по лексике на материале темы «Труд кормит, а лень портит»

Урок комплексного применения знаний

Печатный материал


103

27.02


.Повторение обозначения[й] на письме, двойной роли букв Е,Ё,Ю,Я

Урок комплексного применения знаний

.

Наглядная схема


104

28.02


Повторение сведений о звукописи в стихотворениях. Фонетический анализ слов.

Урок комплексного применения знаний

Карточка- помощник


105

01.03


Повторение сведений о звукописи в стихотворениях. Фонетический анализ слов. Тренировка в характеристике звуков.

Урок комплексного применения знаний

Управляемая самостоятельная работа


106

04.03


Итоговое занятие «Проверим себя и оценим свои достижения»

Урок комплексного применения знаний

Карточка- помощник


107


05.03



Подготовка к изучению начального курса русского языка.


Уроки комплексного применения знаний

Повторение учащимся инструкции к выполнению задания


108-111

06.03

07.03

08.03_

11.03



Резервные уроки.

Подготовка к изучению начального курса русского языка.


Управляемая самостоятельная работа



Поурочное планирование по русскому языку


№п/п

Сроки

Тема урока

Тип урока

Коррекционная работа

Примечания

пример-

ные

фактичес-кие

112

12.03


Наша речь – 2ч.

Язык и речь.

Урок актуализации новых знаний

Печатные копии заданий, написанных на доске.


113

13.03


Русский язык – родной язык русского народа.

Урок актуализации новых знаний

Управляемая самостоятельная работа


114

14.03


Текст, предложение, диалог – 3ч.

Текст.

Урок освоения новых знаний

Наглядная схема


115

15.03


Предложение- единица речи.

Урок освоения новых знаний

Использование предложений с пропущенными словами


116

18.03


Диалог

Урок освоения новых знан ий

Наглядная схема


117

19.03


Слова, слова, слова…-4 ч.

Слово. Роль слов в речи.

Урок комплексного применения знаний и умений

Печатный материал


118

20.03


Тематические группы слов.

Урок комплексного применения знаний и умений

Лист -тренажёр


119

21.03


Словари учебника

Урок освоения новых знаний

Индивидуальный словарь


120

22.03


Развитие речи. Составление текста по рисунку и опорным словам.

Урок освоения новых знаний

Карточка- помощник


121

25.03


Слово и слог. 4 ч

Слово и слог.

Урок освоения новых знаний

Наглядная схема


122

26.03


Деление слова на слоги с опорой на количество гласных звуков.

Урок освоения новых знаний

Карточка- помощник


123

27.03


Перенос слов

Урок освоения новых знаний

Карточка- помощник


124

28.03


Развитие речи. Слово как средство создания словесно-художественного образа.

Урок освоения новых знаний

Карточка- помощник


135

29.03


Ударение- 2ч.

Ударение (общее представление)

Урок комплексного применения знаний и умений

Печатный материал


126

01.04


Ударный слог в слове и его роль в различении смысла слова. Развитие речи. Коллективное составление содержания основной части сказки

Урок комплексного применения знаний и умений

Самостоятельная работа со справочниками и литературой


127

02.04


Звуки и буквы – 33ч.


Звуки и буквы – 2ч.

Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове.

Урок освоения новых знаний

Карточка -помощник


128

03.04


Условные звуковые обозначения слов.

Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

Урок комплексного применения знаний и умений

Самостоятельная работа со справочниками и литературой


129

04.01


Русский алфавит, или Азбука (2 ч.)

Значение алфавита. Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность.

Урок освоения новых знаний

Печатный материал


130

05.04


Использование алфавита при работе со словарями.

Урок актуализации

Знаний и умений

Лист- помощник


131

15.04


Гласные звуки-3ч.

Буквы, обозначающие гласные звуки. Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки (сон-сын)

Урок освоения новых знаний

Лист -тренажёр


132

16.04


Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Слова с буквой э

Урок актуализации

Знаний и умений

Лист -тренажёр


133

17.04


Развитие речи. Составление развёрнутого ответа на вопрос

Урок освоения новых знаний

Наглядная схема


134

18.04


Ударные и безударные гласные звуки-5ч.

Произношение ударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме.

Урок освоения новых знаний

Памятка


135

19.04


Произношение ударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов.

Урок актуализации

Знаний и умений

Памятка


136

22.04


Правило обозначения буквой безударного гласного звука в двусложных словах. Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук (изменение формы слова).


Карточка- помощник


137

23.04


Проверочный диктант по теме «Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука»

Урок актуализации

Знаний и умений

Замедленное чтение диктанта


138

24.04


Работа с орфографическим словарём.

Развитие речи. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам.

Урок актуализации

Знаний и умений

Карточка- помощник


139

25.04


Согласные звуки-3ч.

Буквы, обозначающие согласные звуки.

Урок освоения новых знаний

Лист с упражнениями, которые требуют минимального заполнения


140

26.04


Смыслоразличительная роль согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки (точка-бочка).

Урок актуализации

Знаний и умений

Управляемая самостоятельная работа


141

29.04


Слова с удвоенными согласными.

Буквы Й и И. Слова со звуком [й] и буквой «и краткое».

Урок освоения новых знаний

Карточка - помощник


142

30.04


Твёрдые и мягкие согласные звуки-3ч.

Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости

Урок освоения новых знаний

Лист -тренажёр


143

01.05


Буквы для обозначения твёрдых и мягких звуков


Лист -тренажёр


144

02.05


Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и,е,ё,ю,я,ь.

Урок освоения новых знаний

Наглядная схема


145

03.05


Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука 3ч.

Использование на письме мягкого знака как показателя мягкости предшествующего согласного звука в конце слова и в середине слова перед согласным.

Урок актуализации

Знаний и умений

Управляемая самостоятельная работа


146

06.05


Использование на письме мягкого знака как показателя мягкости предшествующего согласного звука в конце слова и в середине слова перед согласным.

Урок освоения новых знаний

Лист с упражнениями, которые требуют минимального заполнения


147

07.05


Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.


Урок актуализации

Знаний и умений

Карточка - помощник


148

08.05


Согласные звонкие и глухие 5ч.

Звонкие и глухие согласные на конце слова

Урок освоения новых знаний

Наглядная схема


149

09.05


Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и его обозначение буквой на письме

Урок актуализации

Знаний и умений

Карточка - помощник


150

10.05


Правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова в двусложных словах. Особенности проверяемых и проверочных слов.

Урок актуализации

Знаний и умений

Карточка - помощник


151

13.05


Проверочный диктант по теме «Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук»


Урок контроля

Знаний и умений

Замедленное чтение текста


152

14.05


Развитие речи. Работа с текстом.

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Наглядная схема


153

15.05


Шипящие согласные звуки -5ч.

Буквы шипящих согласных звуков: непарных твёрдых ш, ж;

Непарных мягких ч, щ.

Урок освоения новых знаний

памятка


154

16.05


Проект «Скороговорки». Составление сборника «Весёлые скороговорки»


Образец работы


155

17.05


Буквосочетания ЧН, ЧК, ЧТ. Правило написания сочетаний чн, чн, чт.

Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

Урок освоения новых знаний

Памятка


156

20.05


Проверочный диктант по теме «Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Правило правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу»



Урок освоения новых знаний

Памятка


157

21.05


Развитие речи. Воспроизведение по памяти содержания русской народной сказки «Лиса и журавль»

Урок комплексного

применения знаний и умений

Наглядная схема


158

22.05


Заглавная буква в словах – 3ч.

Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т.д.

Урок освоения новых знаний

Карточка- помощник


159

23.05


Развитие речи. Составление ответов на вопросы; составление рассказа по рисунку. Правила вежливого обращения.

Урок комплексного

применения знаний и умений

Наглядная схема


160

24.05


Проект «Сказочная страничка». Повторение .

Урок-проект

Образец работы

























Согласовано на заседании ШМО учителей начальных классов

протокол № 1 от « _____» августа 2018

Руководитель ШМО _____________(Каляева Е..Н.)


Согласовано с зам. директора по УВР

« » августа 2018г.

______________________ (Дякина И.В..)


36