Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с. Уязытамак
муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
« Рассмотрено» « Согласовано» « Утверждаю»
На заседании ШМО Зам.директора по УВР Директор школы
Руководитель ШМО _______ /Гизатуллина Р.Р. _______ /Куватов Ф.С.
______/Шангареева Г.М. «__» ___________2016 г . Приказ № ____
Протокол №___ от «__» _______ 2016 г
от «__» ________ 2016 г.
Рабочая программа
по письму и развитию речи во 2 классе составлена
на основе программы курса русский язык
для учащихся обучающихся по адаптированной программе VIII вида
автор В. В. Воронкова
(обучение на дому)
на 2016–2017 учебный год
Составитель: Шарипова Э.З.
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по письму и развитию речи по адаптированной программе 8 вида для 2 класса МБОУ ООШ с.Уязытамак составлена на основе следующих программ:
1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2009.
2. Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч 1. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011.
3. Основной общеобразовательная программа начального общего образования МБОУ ООШ с. Уязытамак
4. Авторской программы: Письмо и развитие речи: программа:1-4 классы/В.В. Воронковой Т.М. (М.: Просвещение. 2008)
Рабочая программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования общеобразовательной школы, базисному учебному плану МБОУ ООШ с.Уязытамак, разработанному на основе Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, базисного учебного плана общеобразовательных учреждений с учетом требований установленных СанПиНами 2.4.2.2821-10.
Вид реализуемой рабочей программы: адаптированная программа.
Программа рассчитана на 68 часов: 2 часа в неделю.
Срок реализации рабочей программы 1 год, 34 учебные недели
Рабочая программа создана на основе учебника русского языка для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида авторов Э.В.Якубовской и Н.В. Павловой, выпущенного издательством «Просвещение» в 2011 году.
Цель: формирование и совершенствование знаний, умений, навыков, владение языком в разных сферах речевого общения.
Задачи:
Обучать навыкам грамотного письма и культуры речи.
Заложить основы для овладения устной и письменной речи.
Формировать основные орфографические и пунктуационные навыки.
Развивать познавательную деятельность школьников, способствовать коррекции мышления, их умственному и речевому развитию.
Воспитывать любовь к родному языку и его изучению, эстетическое отношение к языку и речи.
Рабочая программа составлена на основании изложения материала в учебнике. Процесс усвоения понятий является одновременно процессом речевого и умственного развития учащихся. Развиваются умения анализировать, сравнивать, классифицировать языковой материал, применять его в речевой практике. Конечным результатом изучения языка является применение изучаемых языковых знаний в речевой практике, т. е. в процессе общения (коммуникации).
Предложение, части речи, каждая морфема изучается для того, чтобы повысился уровень речевого общения учащихся, возросла возможность грамматически правильного и точного выражения своих мыслей.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1.Программа 0 – 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида В.В. Воронкова.- М.: Просвещение, 2009.
2.Учебник русского языка для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Э.В. Якубовская, Н.В. Павлова.- М.: Просвещение, 2011.
ПЛАНИРУЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
-осознание языка, как основного средства человеческого общения;
- старается договариваться, уступать, находить;
- проявляет интерес к процессу письма, способам решения новой частной задачи, желание учиться.
Предметные: Строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.;
-проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.
Метапредметные: - принимать и сохранять учебную задачу;
- организовывать свою работу.
Коррекционные: -оформляет свою речь в устной и письменной речи; - старается договариваться, уступать, находить общее решение;
-самоконтроль процесса и результата деятельности;
-оформляет свою речь в устной и письменной речи общее решение;
- задавать уточняющие вопросы.
Учащиеся должны уметь:
анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р-л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании;
списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;
писать предложения с заглавной буквы;
составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.
Учащиеся должны знать:
прописные и строчные буквы;
гласные и согласные буквы;
звонкие и глухие согласные;
твердые и мягкие согласные;
знак ударения;
правила переноса слов;
правила правописания имен и фамилий людей, кличек животных;
правила оформления предложения.
УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА « ПИСЬМО И РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
№ п/п | Тема | Количество часов | Теоретические занятия | Списывание | Развитие речи | Диктант |
Раздел 1 | Повторение. | 6 | | 1 | 1 | |
Раздел 2 | Звуки и буквы. | 34 | | 6 | 13 | |
Раздел 3 | Слово. | 19 | | 1 | 12 | |
Раздел 4 | Предложение. | 6 | | 1 | 5 | |
Раздел 5 | Повторение | 3 | | 1 | 1 | 1 |
| Всего | 68ч. | | 10 | 32 | 1 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПИСЬМО И РАЗВИТИЕ РЕЧИ» Повторение
ПОВТОРЕНИЕ (6 ЧАСА)
Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.
ЗВУКИ И БУКВЫ (34 ЧАСА)
Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре.
Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных.
Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме.
Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах.
Гласные ударные и безударные.
Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.
Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь. Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и.
Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб – грибы).
СЛОВО (19ЧАСОВ)
Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? Что? И правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? Чего? Кому? Чему? И др.).
Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.
Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? Что делал? Что сделал? Что будет делать? Что сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.
Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.
Слова, обозначающие признаки (качества) предметов:
-называние признака (качества) данного предмета по вопросам: какой? Какая? Какое? Какие?;
-нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы;
-подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств),
-сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый, а вата мягкая);
-согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.
Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя)
Разделительный ъ.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ (6 ЧАСОВ)
Практическое знакомство с построением простого предложения.
Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? Или что?), родительного падежа (кого? Или чего? Нет у кого?), дательного падежа (кому? Чему?), предложного падежа (где? С предлогами в и на, о ком? О чем?), творительного падежа (кем? Чем?).
Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему.
Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам.
Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска)
Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.
Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему.
Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам.
Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска).
Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.
ПОВТОРЕНИЕ (3 Ч.)
Повторение пройденного за год.
Для реализации программного содержания используются:
Формы, методы, приемы, технологии.
Методы обучения: словесные (постановка познавательной задачи, поиск способа решения познавательной задачи, формулирование выводов); практические(работа с учебником, с тетрадью, со словарями); репродуктивные; исследовательские; проблемные; частично – поисковые; наглядные.
Приемы: организационные(беседа, ответы с места и у доски, работа с демонстрационным и раздаточным материалом, наблюдение), технические (работа с таблицами, работа по карточками), логические (сравнение, обобщение, классификация, применение правила на практике в условиях разной степени сложности).
Технологии: применение дидактических игр, личностно – ориентированное обучение, проектные технологии, информационно – коммуникативные технологии.
Формы проверки знаний, умений и навыков учащихся: регулярная проверка текущих письменных классных и домашних работ обучающихся; тестирование; выборочные, словарные диктанты; контрольная работа.
Способы проверки результатов: контроль, самоконтроль, анализ.
Формы занятий.
◦ Урок с разнообразными видами деятельности
◦ Урок путешествие
◦ Урок обобщения знаний
Урок проверки знаний
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНО-ДИДАКТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Проверка знаний, умений и навыков обучающихся по грамматике, письму и развитию речи:
Оценка устных ответов:
Устный опрос :
а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
б) полнота ответа;
в) умение практически применять свои знания;
г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, но затрудняется в подтверждении правил примерами; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает одну - две ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правилами примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
Оценка письменных работ:
К классным и домашним письменным работам обучающего характера относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям учителя, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д.
Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант и грамматический разбор и тд). Основные виды контрольных работ во 2-4 классах – списывания и диктанты.
Для грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи и членов предложения, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфоргафическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
Текст для диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в него слов на правила, которые еще не изучались. Если такие слова встречаются, их надо написать на доске или проговорить, выделив орфограмму. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся коррекционной школы.
Контрольные диктанты должны содержать по 2-3 орфограммы на каждое правило.
Примерный объем текстов контрольных работ:
2 класс – 10-12 слов (начало учебного года), 16-18 слов (конец учебного года)
Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.
Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуальных успехов учащихся.
При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка «5» ставится за работу без ошибок.
Оценка «4» ставится за работу с одной - тремя ошибками.
Оценка «3» ставится за работу с тремя – пятью ошибками.
Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено шесть – восемь ошибок.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок.
Лента букв.
Магнитная доска.
Мультимедийный проектор.
Персональный компьютер.
Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словарь.
Таблицы гигиенических требований к положению тетради, ручки, правильной посадке.
10.Экспозиционный экран
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПИСЬМО И РАЗВИТИЕ РЕЧИ», 2 КЛАСС, 2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ
|
№ п\п | Тема урока | Вид деятельности |
Повторение-6ч. |
1. | Предложение. | |
2. | Р.р. Расположение предложений в последовательном порядке. | Развитие речи№1 |
3. | Предложение и его схема. Распространение предложений | |
4 | Слово. Составление предложений с данным словом. | |
5 | Звуки и буквы. | |
6 | Контрольное списывание по теме «Повторение». | Контрольное списывание №1 |
7 | Гласные звуки и буквы. Р.р. Составление предложений с данными словами | Развитие речи № 2 |
8 | Согласные звуки и буквы. Слова, которые различаются одним звуком | |
9. | Слова, которые различаются количеством звуков. Слова, которые различаются последовательностью звуков | |
10 | Ударение в словах. Выделение ударного гласного в слове | |
11 | Контрольное списывание по теме «Звуки и буквы». | Контрольное списывание №2 |
12 | Слог. Деление слов на слоги. Р.р. Составление предложений к рисунку. | Развитие речи №3 |
13. | Гласные в образовании слогов. Перенос слов по слогам. | |
14 | Деление слов со звуками и-й на слоги. Различие звуков Л-Р. | |
15 | Контрольное списывание по теме «Слог». | Контрольное списывание №3 |
16. | Парные звонкие и глухие согласные. Различие звуков Б-П. Р.р. Составление предложений из данных слов. | Развитие речи №4 |
17 | Различие звуков В-Ф. Различие звуков Г-К. | |
18 | Р.р. Заголовок. Различие звуков Д-Т. | Развитие речи №5 |
19 | Р.р. Письмо по памяти. Различие звуков Ж-Ш. | Развитие речи №6 |
20 | Р.р. Составление рассказа по картинкам. Различие звуков З-С. | Развитие речи №7 |
21 | Различие звонких и глухих согласных. | |
22 | Контрольное списывание по теме « Парные звонкие и глухие согласные». | Контрольное списывание №4 |
23 | Шипящие и свистящие согласные. Шипящие согласные. Свистящие согласные | |
24 | Различие шипящих и свистящих согласных. | |
25. | Гласные буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога. Буква е в начале слова или слога. Буква ё в начале слова или слога. | |
26 | Р.р. Соотношение предложений с картинками. Буква ю в начале слова или слога. | Развитие речи №8 |
27 | Буква я в начале слова или слога. | |
28 | Буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога. | |
29 | Контрольное списывание по теме « Гласные буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога». | Контрольное списывание №5 |
30 | Твердые и мягкие согласные. Гласные ы-и после твердых и мягких согласных. Р.р. Составление рассказа по картинке | Развитие речи №9 |
31 | Р. р. Письменные ответы на вопросы. Гласные о-ё после твердых и мягких согласных | Развитие речи №10 |
32 | Гласные у-ю после твердых и мягких согласных. Гласные а-я после твердых и мягких согласных | |
33 | Р.р. Соотношение предложений с картинками. Гласная е после мягких согласных | Развитие речи №11 |
34 | Р.р. Соотношение предложений с картинками. Различие твердых и мягких согласных | Развитие речи №12 |
35 | Контрольное списывание по теме « Твердые и мягкие согласные» | Контрольное списывание №6 |
36 | Мягкий знак на конце слова. Буква ь для обозначения мягкости согласных на конце слова. Р.р. Составление рассказа по картинке | Развитие речи №13 |
37 | Р.р. Соотношение предложений с картинками. Письмо слов с мягкими согласными на конце. | Развитие речи №14 |
38 | Р.р. Соотношение предложений с картинками. Различие твердых и мягких согласных на конце | Развитие речи №15 |
39 | Различие слов с твердыми и мягкими согласными на конце. | |
40 | Контрольное списывание по теме « Мягкий знак на конце слова». | Контрольное списывание №7 |
Слово-19ч. |
41 | Название предметов. Предмет и его название. Название предметов, отвечающих на вопрос что? | |
42 | Р.р. Диалог. Названия частей предмета. | Развитие речи №16 |
43 | Р.р. Пересказ текста. Различие сходных предметов и их названия | Развитие речи №17 |
44 | Контрольное списывание по теме « Название предметов». | Контрольное списывание №8 |
45 | Р.р. Составление предложений по картинке. Названия предметов, отвечающие на вопрос кто? | Развитие речи №18 |
46 | Р.р. Соотношение предложений с картинками. Обобщающее слово для группы однородных предметов. | Развитие речи №19 |
47 | Различие слов, отвечающих на вопросы кто? и что? Различие слов, обозначающих один и несколько одинаковых предметов. | |
48 | Р.р. Составление рассказа по серии картинок. Большая буква в именах людей | Развитие речи №20 |
49 | Р.р. Составление предложений к рисунку. Большая буква в именах и фамилиях людей | Развитие речи №21 |
50 | Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных. Большая буква в кличках животных | |
51 | Названия действий. Действие и его название. Названия действий, отвечающие на вопрос что делает? | |
52 | Р.р. Письмо по памяти. Подбор названий действий к названиям предметов. «Кто как голос подает?» | Развитие речи №22 |
53 | Р.р. Соотношение предложений с картинками. Кто как передвигается? | Развитие речи №23 |
54 | Р.р. Составление рассказа по картинке. Одушевленные предметы и их действия. | Развитие речи №24 |
55 | Р.р. Составление продолжения рассказа по картинке. Неодушевленные предметы и их действия. | Развитие речи №25 |
56 | Различие названия предметов и названия действий по вопросам | |
57 | Предлоги. Предлог как отдельное слово. Употребление предлогов в предложении | |
58 | Р. р. Письменные ответы на вопросы. Выделение «трудной» гласной в словах. | Развитие речи №26 |
59 | Р.р. Составление рассказа по картинке. Написание гласных в словах-родственниках | Развитие речи №27 |
Предложение-6ч. |
60 | Выделение предложения из текста. Правила записи предложения. | |
61 | Р.р. Составление рассказа по картинке. Предложение и его схема. | Развитие речи №28 |
62 | Р.р. Составление рассказа по картинке. Различие набора слов и предложения. Порядок слов в предложении. | Развитие речи №29 |
63 | Р.р. Составление продолжения рассказа по картинке. Завершение начатого предложения | Развитие речи №30 |
64 | Контрольное списывание по теме «Предложение» | Контрольное списывание №9 |
65 | Р.р. Составление предложений по сюжетной картинке. Предложения – вопросы и предложения – ответы | Развитие речи №31 |
Повторение—3ч. |
66 | Звонкие и глухие согласные. Мягкий знак на конце слов. Твердые и мягкие согласные. Р.р. Составление продолжения рассказа по картинке | Развитие речи №32 |
67 | Названия предметов. Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных. Контрольное списывание | Контрольное списывание №10 |
68 | Названия действий. Контрольный диктант за год. | Контрольный диктант. |