Муниципальное бюджетное учреждение общеобразовательная организация средняя общеобразовательная школа №1 г. Советская Гавань
Рук-ль МО учителей нач. кл. Зам.дир. по УВР Директор школы
___________ . ___________ _________
«___» _________20__ г.
Архипова М.В.
Рабочая программа базового курса по литературному чтению для обучения в 4 классе создана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1-4 классы», утвержденной в 2004 г. приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004.в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования и стандартов 2002г. для специальных классов КРО VII вида
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по литературному чтению, возрастных особенностей младших школьников. В программе дается распределение учебных часов по крупным разделам курса.
Учебный предмет «Литературное чтение » занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников, отличается широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений, соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущей задаче четвертого года обучения – формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств.Успехи в изучении литературного во многом определяют качество подготовки ребёнка по другим школьнымпредметам c учетом особенностей ОВЗ VII вида
Основной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
Работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:
Формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое);
Начитанность: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса;
Умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги;
Навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2013.
В рабочую программу по литературному чтению для IV класса, разработанную на основе программы начального общего образования, авторской программы авторов Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой внесены изменения : уменьшено количество часов со 136 часов в год (по 4часа в неделю) до 34 часов (по 1 часу в неделю)
№ п/п | Дата | Тема урока | Тип урока | Страницы учебника Домашнее задание | Основные виды учебной деятельности | Планируемые результаты обучения (личностные, метапредметные, предметные) |
1 четверть – 9 часов |
Летописи, былины, жития ( 1 час) |
1 | | Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда», «И вспомнил Олег коня своего» Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки | Урок изучения нового материала | Стр. 6 – 8 читать, вопрос 1 - 3 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать отрывки из древнерусской летописи. Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах | Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры. Понимать значение слова «летопись». Оценивать свои знания и достижения. Правильно, осознанно читать летописи, понимать глубину содержания произведения, отвечать на вопросы |
Чудесный мир классики (5 часов) |
2 | | П.П.Ершов «Конёк--Горбунок» | Урок изучения нового материала | Стр. 60 – 61, задание 9 или 13 (по выбору), дать характеристику братьям, подтверждая цитатами из текста. Записать в тетрадь. | Выразительно читать, использовать интонации, соответствующие смыслу текста. Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание. Наблюдать за развитием событий в сказке. Характеризовать героев произведения. Иллюстрировать сказку и объяснять роль иллюстрации в понимании произведения. Характеризовать поступки героев. Делить текст на части, озаглавливать каждую часть. | Рассказывать о жизни и творчестве П. Ершова. Знать название и основное содержание изученного произведения. Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка. Наблюдать над изобразительностью и выразительностью слова. Сравнивать народную и литературную сказки. |
3 | | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | Урок изучения нового материала. | Стр. 70 – 90, прочитать, выписать 5 эпитетов вместе со словами, к которым они относятся. | Характеризовать героев произведения | Характеризовать героев сказки, выражать своё отношение к ним. Анализировать поведение героев |
4 | | М.Ю. Лермонтов «Дары Терека», «Ашик-Кериб» | Самостоятельная деятельность | Стр.111, задание №7. | Рассказывать о М. Ю. Лермонтове. Наблюдать за выразительностью литературного языка. Читать по ролям. Понимать основное содержание произведения. Ставить вопросы к тексту, отвечать на них. Анализировать поступки героев. | Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; делить текст на составные части, составлять его простой план. Иметь представление о классической литературе |
5 | | Л.Н. Толстой «Детство», “Как мужик камень с дороги убрал» Тест №2 | Урок изучения нового материала | Стр.115-119. Найти и подготовить выразительное чтение других басен Л.Н. Толстого. | Наблюдать за выразительностью литературного языка. Называть произведения классической литературы. Определять жанры литературных произведений. Осознанно, выразительно читать текст | Создавать небольшой устный текст на заданную тему, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка |
6 | | А.П. Чехов «Мальчики». | Самостоятельная деятельность | Стр.124-133. Пересказ текста по самостоятельно составленному плану. | Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, к своим героям. Понимать основное содержание услышанного. Характеризовать героев произведения. Наблюдать за выразительностью литературного языка | Отличать рассказ от сказки. Различать жанры художественной литературы, анализировать характеры героев |
Поэтическая тетрадь (2часа) |
7 | | Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…» И.А. Бунин «Листопад». А.А. Фет. «Бабочка», «Весенний дождь | Урок изучения нового материала | Стр.138-148. Наизусть по выбору. | Прогнозировать содержание раздела. Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов. Воспринимать на слух художественное произведение; читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть. Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте. Наслаждаться поэзией, понимать и любить её. Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения. Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах. Размышлять, всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям. Самостоятельно оценивать своё чтение | Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения. Отбирать средства художественной выразительности для создания картин природы. Определять ритм, порядок слов, знаки препинания как отражение особого настроения в лирическом тексте. Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), рисовать словесные картины |
8 | | А.Н. Плещеев «Дети и птичка» И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями…» Н.А. Некрасов «Школьник», Н.М. Рубцов «Сентябрь» Тест № 3 | Комбинированный урок | Стр.145.Наизусть Стр.146, задания № 2,3. | Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Использовать приёмы интонационного чтения | Определять ритм стихотворения Прослеживать изменения картин природы в стихотворении. Называть произведения о Родине. |
Литературные сказки (4 часа) |
9 | | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | Урок изучения нового материала | Стр.156 – 167, читать. Стр.168, вопросы № 3, 4 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы. Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно. Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приёмы | Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения. Читать выразительно и осознанно текст сказки |
10 | | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» | Самостоятельная деятельность | Стр.169 – 178, читать. Стр. 179, вопрос №8 | Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки | Называть особенности данного литературного жанра. Определять сказка или рассказ. Находить текс-описание в содержании художественного произведения |
11 | | П.П. Бажов «Серебряное копытце» | Урок изучения нового материала | Стр.180-192. Пересказ понравившегося отрывка. | Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы | Определять мотивы народных сказок в авторском тексте. Рассказывать об авторском отношении к героям произведения. Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях |
12 | | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» | Самостоятельная деятельность | Стр.193 – 212, разделить на части, подготовить пересказ любой части, проиллюстрировать ее. | Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы | Анализировать характер, мотивы поведения героев; выделять фантастические события, отвечать на вопросы |
Делу время – потехе час (3 часа) |
13 | | Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» | Урок изучения нового материала | Стр.3 – 16,читать. Пересказ сказки. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Характеризовать главных героев в сказке. Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного. Читать сказку по ролям. Характеризовать героев произведения, воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания. Определять главную мысль произведения и смысл заглавия | Определять особенности данного литературного жанра. Объяснять заглавие и называть главных героев литературной сказки. Различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы, высказывать оценочные суждения о прочитанном |
14 | | В.Ю. Драгунский «Главные реки» «Что любит Мишка» | Самостоятельная деятельность | Стр.17 – 23. Подготовить пересказ от имени Дениса. Стр.24-28,читать. | Определять жанр произведения. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Понимать юмористический смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. | Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии) |
15 | | В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел» | Самостоятельная деятельность | Написать мини – сочинение о прогульщике. | Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Участвовать в обсуждении. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. | Определять построение и характер текста, использовать силу голоса для постановки логического ударения, участвовать в диалоге |
Страна детства (3 часа) |
16 | | Б.С. Житков «Как я ловил человечков» | Самостоятельная деятельность | Стр.38-46. Пересказ текста от имени главного героя. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Определять основную мысль рассказа | Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии) |
17 | | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | Урок изучения нового материала | Стр. 47 – 58, читать, выписать из текста эпитеты и олицетворения. | Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. Характеризовать героев произведения, их восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний | Прогнозировать содержание текста по заголовку; участвовать в диалоге; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему. Определять тему и главную мысль произведения, составлять вопросы по тексту |
18 | | М.М. Зощенко «Елка». | Самостоятельная деятельность | Стр.59 – 64. Подготовить творческий пересказ от лица мамы или папы. | Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Составлять план, пересказывать произведение | Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), анализировать образные языковые средства |
Поэтическая тетрадь (1 час) |
19 | | В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская» С.А. Есенин «Бабушкины сказки» М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства» | Урок изучения нового материала | Стр.68-70. Наизусть по выбору. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать стихотворение выразительно, выражая авторское настроение. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения) | Называть произведения русских поэтов. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию. Анализировать средства художественной выразительности |
Природа и мы (5 часов) |
20 | | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» | Урок изучения нового материала | Стр.76-83. Придумать, что случилось с Приемышем дальше. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа | Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному |
21 | | А.И. Куприн «Барбос и Жулька» | Самостоятельная деятельность | Стр.85-91. Читать, охарактеризовать Жульку и Барбоса цитатами из текста. | Определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять главных героев произведения. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении | Определять тему и главную мысль рассказа, участвовать в обсуждении прочитанного произведения, читать выразительно, осознанно текст художественного произведения |
22 | | М.М. Пришвин «Выскочка» | Урок изучения нового материала | Стр.92 – 95 , читать.Написать свою историю наблюдений за животными. | Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. | Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному |
23 | | Е.И. Чарушин «Кабан» | Самостоятельная деятельность | Стр. 96 – 99, пересказ от имени автора. | Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Характеризовать героев на основе их поступков | Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному |
24 | | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». | Комбинированный урок | Стр. 100 – 111, задания № 2, 3 | Составлять план произведения. Рассказывать от имени героя, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. | Определять эмоциональный тон персонажа, проводить лексическую работу, составлять план, создать устный текст на заданную тему |
Поэтическая тетрадь (1час) |
25 | | Б.Л. Пастернак «Золотая осень» С.А. Клычков «Весна в лесу» Д.Б. Кедрин «Бабье лето» С.А. Есенин «Лебедушка» | Урок изучения нового материала | Стр. 114 – 115, выразительное чтение или наизусть по желанию. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи. Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять. Наблюдать связь произведений литературы с другими видами искусства. Выразительно читать, используя интонации, соответствующие смыслу текста | Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения |
Родина (1 час) |
26 | | И.С. Никитин «Русь» С.Д. Дрожжин «Родине» А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске» Б.А. Слуцкий «Лошади в океане» | Урок изучения нового материала | Стр.128 – 132, составить план стихотворения, записать его в тетрадь. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения | Определять тему и главную мысль произведения, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст |
Страна Фантазия (2 часа) |
27 | | Е. С. Велтистов «Приключения Электроника» | Урок изучения нового материала | Стр.144 – 149, найти объяснение непонятных слов, составить рассказ «Наш друг Электроник». | Знакомство с названием раздела. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Определять особенности фантастического жанра | Называть произведения русских писателей. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Определять особенности фантастического жанра. Прогнозировать содержание текста по заголовку |
28 | | Кир Булычёв «Путешествие Алисы» | Урок изучения нового материала | Подготовить рассказ о самом любимом фантастическом произведении, нарисовать иллюстрацию на космическую тему. | Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Определять особенности фантастического жанра | Называть произведения русских писателей. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. Определять особенности фантастического жанра. Прогнозировать содержание текста по заголовку |
Зарубежная литература (5часов) |
29 | | Д. Свифт «Путешествие Гулливера» | Урок изучения нового материала | Стр.160 – 166, нарисовать иллюстрацию. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение | Понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; давать персонажам достаточную характеристику |
30 | | Г.Х. Андерсен «Русалочка» | Самостоятельная деятельность | Стр.167 – 193, разделить на части, записать план в тетрадь. | Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Подготовка сообщения о великом сказочнике (с помощью учителя) | Называть произведения Г.Х. Андерсена. Читать выразительно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном; оценивать события, героев произведения |
31 | | М. Твен «Приключения Тома Сойера» | Урок изучения нового материала | Стр.194 – 200, пересказ от имени Тома Сойера. | Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание | Определять характер текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения |
32 | | С. Лагерлеф «Святая ночь» С. Лагерлеф «В Назарете» | Урок изучения нового материала | Стр.201 – 208, выразительное чтение. | Определять нравственный смысл произведения (с помощью учителя). Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию | Определять характер текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения |
33 | | Итоговая диагностическая работа | Контрольно-обобщающий урок | Задания в рабочей тетради. Стр.217, вопросы и задания. | Проверка предметных универсальных учебных умений | .Определять тему и главную мысль произведения; Озаглавливать тексты; выделять в тексте главное и второстепенное; Ставить вопросы к прочитанному |
34 | | Обобщение по разделу «Зарубежная литература» | Обобщающий урок | | Самостоятельно оценивать свои достижения | Читать осознанно текст художественного произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения |