СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для индивидуального обучения детей с ОВЗ в 4кл

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная  рабочая программа  по  литературному  чтению   для  индивидуального обучения  детей с  ОВЗ  в  4кл  составлена  согласно  требованиям  ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для индивидуального обучения детей с ОВЗ в 4кл»

Муниципальное бюджетное учреждение общеобразовательная организация средняя общеобразовательная школа №1 г. Советская Гавань



Принято: Согласовано: Утверждаю:

Рук-ль МО учителей нач. кл. Зам.дир. по УВР Директор школы

___________ . ___________ _________

«___» _________20__ г.


Индивидуальный учебный план АООП НОО

для обучающегося с ОВЗ

ученика 4 Б класса ____________

на 2016-2017 учебный год



Составитель:

учитель начальных классов

Архипова М.В.

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для индивидуального обучения детей с ОВЗ в 4 кл


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Статус документа

Рабочая программа базового курса по литературному чтению для обучения в 4 классе создана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1-4 классы», утвержденной в 2004 г. приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004.в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования и стандартов 2002г. для специальных классов КРО VII вида

Адаптирована для обучающегося IV класса КРО VII вида, с учетом ОВЗ Пекур Егора.


Структура документа

Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по литературному чтению, возрастных особенностей младших школьников. В программе дается распределение учебных часов по крупным разделам курса.


Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Литературное чтение » занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников, отличается широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений, соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущей задаче четвертого года обучения – формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств.Успехи в изучении литературного во многом определяют качество подготовки ребёнка по другим школьнымпредметам c учетом особенностей ОВЗ VII вида

Программа направлена на достижение следующих целей:

  • Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;

  • Совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

  • Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

  • Обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;

  • Воспитание эстетического отношения к искусству слова;

  • Формирование интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;

  • Обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Программа направлена на решение следующих задач:

  • - развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

  • - формировать умение воссоздать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и особенно ассоциативное мышление;

  • - развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

  • - формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

  • - обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

  • - формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

  • - обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

  • - расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

  • - обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

  • - работать с различными типами текстов;

  • - создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Основной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

Работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:

Формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое);

Начитанность: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса;

Умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги;

Навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом

Для реализации программного содержания используется учебное пособие:

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2013.

Место предмета в базисном учебном плане. Корректировка программы

Программа строит обучение учащегося с ОВЗ VII вида на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. То есть учебный материал учитывает особенности на каждом уроке включаются задания, обеспечивающие восприятие учебного материала.

В рабочую программу по литературному чтению для IV класса, разработанную на основе программы начального общего образования, авторской программы авторов Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой внесены изменения : уменьшено количество часов со 136 часов в год (по 4часа в неделю) до 34 часов (по 1 часу в неделю)




Содержание программы (34 часа)


«Летописи, былины, жития» (2 часа)

Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда», «И вспомнил Олег коня своего»
Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки»

«Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы.

«Поэтическая тетрадь» (2 часа)

В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»
С.А. Есенин «Бабушкины сказки»
М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»


«Чудесный мир классики» (4 часа)

П.П.Ершов «Конёк- Горбунок»
А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека», «Ашик-Кериб»

Л.Н. Толстой «Детство», “Как мужик камень с дороги убрал»
А.П. Чехов «Мальчики».

«Природа и мы» (4 часа)

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»
А.И. Куприн«Барбос и Жулька»

М.М. Пришвин «Выскочка»
Е.И. Чарушин «Кабан»

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»


«Поэтическая тетрадь» (3 часа)

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…»
А.А. Фет «Бабочка», «Весенний дождь»
Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!», «Где сладкий шепот…»

А.Н. Плещеев «Дети и птичка»
И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями…»
Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»

И.А. Бунин «Листопад».

«Поэтическая тетрадь» (2 часа)

Б.Л. Пастернак «Золотая осень»
С.А. Клычков «Весна в лесу»
Д.Б. Кедрин «Бабье лето»
Н.М. Рубцов «Сентябрь»
С.А. Есенин «Лебедушка»


«Литературные сказки» (3 часа)

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

П.П. Бажов «Серебряное копытце»
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

«Родина» (2 часа)

И.С. Никитин«Русь»
С.Д. Дрожжин«Родине»
А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске»
Б.А. Слуцкий «Лошади в океане»

«Делу время – потехе час» (2 часа)

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»
В.Ю. Драгунский «Главные реки». "Что любит Мишка"
В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»

«Страна Фантазия» (3 часа)

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»

К. Булычёв «Путешествие Алисы»


«Страна детства» (2 часа)

Б.С. Житков «Как я ловил человечков»
К.Г. Паустовский«Корзина с еловыми шишками»

М.М. Зощенко «Елка».

«Зарубежная литература» (5 часов)

Д. Свифт«Путешествие Гулливера»
Г.-Х. Андерсен «Русалочка»

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

С. Лагерлеф «Святая ночь», «В Назарете»


Учебно-тематический план


Темы курса

Кол-во часов по примерной программе

136 часов

Кол-во часов в адаптированной рабочей программе

34 часа


1

Введение

1 ч

-



Количество часов уменьшено за счет отбора и уплотнения учебного материала, увеличения доли самостоятельной работы, использования средств информатизации.

2

Летописи, былины, жития

11 ч

1 ч

3

Чудесный мир классики

22 ч

5 ч

4

Поэтическая тетрадь

25 ч

4 ч

5

Литературные сказки

16 ч

4 ч

6

Делу время – потехе час

9 ч

7

Страна детства

8 ч

3 ч

8

Природа и мы

12 ч

5 ч

9

Родина

8 ч

10

Страна Фантазия

8 ч

3 ч

11

Зарубежная литература

17 ч

5 ч




Планируемые результаты


Личностные

Учащиеся научатся:

  • понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведе­ниях о Родине, о памятных местах своей малой родины;

  • находить в Интернете, в библиотеке произведения о Ро­дине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;

Метапредметные


Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

  • читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);

  • осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и предла­гать свой индивидуальный план работы (возможно, альтерна­тивный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;

  • принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;

  • оценивать свою работу в соответствии с заранее выработан­ными критериями и выбранными формами оценивания;

  • определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учеб­ную задачу, понимать конечный результат, выбирать воз­можный путь для достижения данного результата;

  • свободно пользоваться выбранными критериями для оцен­ки своих достижений;

  • самостоятельно интерпретировать полученную инфор­мацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;

  • владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;

  • пользоваться компьютерными технологиями как инстру­ментом для достижения своих учебных целей.

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

  • анализировать литературный текст с опорой на систему во­просов учителя (учебника), выявлять основную мысль произ­ведения, обсуждать её

  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своей речи

  • сравнивать литературное произведение со сценарием теат­ральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мульт­фильмом;

  • сравнивать мотивы поступков героев из разных литератур­ных произведений, выявлять особенности их поведения в за­висимости от мотива;

  • создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 1—2 предложений;

  • понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих клас­сиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;

  • предлагать вариант решения нравственной проблемы исхо­дя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его моти­вы и замысел автора;

  • определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произве­дения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно анализировать художественные произ­ведения разных жанров, определять мотивы поведения ге­роя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;

  • определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;

  • создавать свои собственные произведения с учётом спе­цифики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств.

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

  • высказывать свою точку зрения (2—3 предложения) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремле­ние высказываться, задавать вопросы;

  • формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести при­мер...» и пр.;

  • демонстрировать образец правильного ведения диалога (по­лилога);

  • определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуж­дений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;

  • использовать найденный текстовый материал в своих уст­ных и письменных высказываниях и рассуждениях;

  • определять самостоятельно критерии оценивания выполне­ния того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;

  • оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;

  • искать причины конфликта в себе, анализировать причи­ны конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуа­ции;

  • обращаться к перечитыванию тех литературных произведе­ний, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;

  • находить в библиотеке книги, раскрывающие на художествен­ном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;

  • находить все источники информации, отбирать из них нуж­ный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраи­вать в логике, соответствующей цели;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;

  • договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;

  • интерпретировать литературное произведение в соот­ветствии с поставленными задачами, оценивать самосто­ятельно по созданным критериям уровень выполненной ра­боты.

Предметные

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

  • понимать значимость произведений великих русских писа­телей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонацион­но объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведе­ния;

  • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, ло­гическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказыва­ется, стихотворение читается с чувством, басня читается с са­тирическими нотками и пр.);

  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произ­ведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолю­бия); эстетически воспринимать произведения литературы, за­мечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яр­кий образ;

  • делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для со­единения частей;

  • находить в произведениях средства художественной вырази­тельности;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • приобрести потребность в систематическом просма­тривании, чтении и изучении справочной, научно-познава­тельной, учебной и художественной литературы; осознавать значимость чтения для дальнейшего успешно­го обучения по другим предметам;

  • воспринимать художественную литературу как вид ис­кусства;

  • осмысливать нравственное преображение героя, раскры­ваемое автором в произведении, давать ему нравственно- эстетическую оценку.

  • соотносить нравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими эстетическими пред­ставлениями и представлениями о добре и зле;

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • пересказывать содержание произведения подробно, выбо­рочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;

  • составлять рассказы об особенностях национальных празд­ников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ раз­личных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • определять позиции героев и позицию автора художе­ственного текста;

  • создавать прозаический или поэтический текст по ана­логии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.


Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 4 класс


п/п

Дата


Тема урока

Тип урока


Страницы учебника

Домашнее задание

Основные виды учебной деятельности

Планируемые результаты обучения

(личностные, метапредметные, предметные)

1 четверть – 9 часов

Летописи, былины, жития ( 1 час)

1


Летописи.

«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда», «И вспомнил Олег коня своего»

Былина – жанр устного народного творчества. «Иль­ины три поездочки

Урок изучения нового материала

Стр. 6 – 8 читать,

вопрос 1 - 3

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке.

Читать отрывки из древнерусской летописи.

Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах


Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры.

Понимать значение слова «летопись».

Оценивать свои знания и достижения.

Правильно, осознанно читать летописи, понимать глубину содержания произведения, отвечать на вопросы

Чудесный мир классики (5 часов)

2


П.П.Ершов

«Конёк--Горбунок»

Урок изучения нового материала

Стр. 60 – 61, задание 9 или 13 (по выбору), дать характеристику братьям, подтверждая цитатами из текста. Записать в тетрадь.

Выразительно читать, использовать интонации, соответствующие смыслу текста.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание.

Наблюдать за развитием событий в сказке.

Характеризовать героев произведения.

Иллюстрировать сказку и объяснять роль иллюстрации в понимании произведения.

Характеризовать поступки героев.

Делить текст на части, озаглавливать каждую часть.

Рассказывать о жизни и творчестве П. Ершова.

Знать название и основное содержание изученного произведения.

Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целы­ми словами, соблю­дая орфоэпические нормы русского ли­тературного языка.

Наблюдать над изобразительностью и выразительностью слова.

Сравнивать народную и литературную сказки.

3


А.С. Пушкин.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Урок изучения нового материала.

Стр. 70 – 90, прочитать, выписать 5 эпитетов вместе со словами, к которым они относятся.

Характеризовать героев произведения

Характеризовать героев сказки, выражать своё отношение к ним.

Анализировать поведение героев

4


М.Ю. Лермонтов

«Дары Терека»,

«Ашик-Кериб»

Самостоятельная деятельность

Стр.111, задание №7.

Рассказывать о М. Ю. Лермонтове.

Наблюдать за выразительностью литературного языка.

Читать по ролям.

Понимать основное содержание произведения.

Ставить вопросы к тексту, отвечать на них.

Анализировать поступки героев.

Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оце­нивать события, героев произведения; делить текст на составные части, составлять его простой план.

Иметь представле­ние о классической литературе

5


Л.Н. Толстой «Детство», “Как мужик камень с дороги убрал»

Тест №2

Урок изучения нового материала

Стр.115-119. Найти и подготовить выразительное чтение других басен

Л.Н. Толстого.

Наблюдать за выразительностью литературного языка.

Называть произведения классической литературы.

Определять жанры литературных произведений.

Осознанно, вырази­тельно читать текст

Создавать небольшой устный текст на заданную тему, читать осоз­нанно вслух тексты художественных произведений целы­ми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского ли­тературного языка

6


А.П. Чехов «Мальчики».


Самостоятельная деятельность

Стр.124-133. Пересказ текста по самостоятельно составленному плану.

Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, к своим героям.

Понимать основное содержание услышанного. Характеризовать героев произведения.

Наблюдать за выразительностью литературного языка

Отличать рассказ от сказки.

Различать жанры художественной литературы, анализировать характеры героев

Поэтическая тетрадь (2часа)

7


Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…»

И.А. Бунин «Листопад».

А.А. Фет. «Бабочка», «Весенний дождь

Урок изучения нового материала

Стр.138-148. Наизусть по выбору.

Прогнозировать содержание раздела. Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть.

Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте.

Наслаждаться поэзией, понимать и любить её.

Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения.

Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах.

Размышлять, всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям.

Самостоятельно оценивать своё чтение

Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения.

Отбирать средства художественной выразительности для создания картин природы.

Определять ритм, порядок слов, знаки препинания как отражение особого настроения в лирическом тексте.

Читать стихотворные
произведения наизусть (по выбору), рисовать сло­весные картины

8


А.Н. Плещеев «Дети и птичка»

И. С. Никитин

«В синем небе плывут над полями…»

Н.А. Некрасов «Школьник»,

Н.М. Рубцов «Сентябрь»


Тест № 3

Комбинированный урок

Стр.145.Наизусть

Стр.146, задания № 2,3.

Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта.

Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.

Использовать приёмы интонационного чтения

Определять ритм стихотворения

Прослеживать изменения картин природы в стихотворении.

Называть произведения о Родине.

Литературные сказки (4 часа)

9


В.Ф. Одоевский «Городок в таба­керке»

Урок изучения нового материала

Стр.156 – 167, читать.

Стр.168, вопросы № 3, 4

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности.

Читать осознанно текст, понимать прочитанное.

Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы.

Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно.

Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приёмы

Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения.

Читать выразительно и осознанно текст сказки

10


В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

Самостоятельная деятельность

Стр.169 – 178, читать.

Стр. 179, вопрос №8

Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение.

Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке.

Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки

Называть особенности данного литературного жанра.

Определять сказка или рассказ.

Находить текс-описание в содержании художественного произведения

11


П.П. Бажов «Серебряное копытце»

Урок изучения нового материала

Стр.180-192. Пересказ понравившегося отрывка.

Читать осознанно текст, понимать прочитанное.

Участвовать в работе группы.

Отвечать и задавать вопросы

Определять мотивы народных сказок в авторском тексте.

Рассказывать об авторском отношении к героям произведения.

Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях

12


С.Т. Аксаков

«Аленький цветочек»


Самостоятельная деятельность

Стр.193 – 212, разделить на части, подготовить пересказ любой части, проиллюстрировать ее.

Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения.

Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы

Анализировать характер, мотивы поведения героев;

выделять фантастические события, отвечать на вопросы

Делу время – потехе час (3 часа)

13


Е.Л. Шварц

«Сказка о потерянном времени»

Урок изучения нового материала

Стр.3 – 16,читать. Пересказ сказки.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности.

Характеризовать главных героев в сказке.

Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного.

Читать сказку по ролям.

Характеризовать героев произведения, воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания.

Определять главную мысль произведения и смысл заглавия

Определять особенности данного литературного жанра. Объяснять заглавие и называть главных героев литературной сказки.

Различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы, высказывать оценочные суждения о прочи­танном

14


В.Ю. Драгунский

«Главные реки»

«Что любит Мишка»

Самостоятельная деятельность

Стр.17 – 23.

Подготовить пересказ от имени Дениса.

Стр.24-28,читать.

Определять жанр произведения. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу.

Понимать юмористический смысл рассказа.

Определять основную мысль рассказа.

Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии)

15


В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел»

Самостоятельная деятельность

Написать мини – сочинение о прогульщике.

Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа.

Участвовать в обсуждении. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении.

Определять построение и характер текста, использовать силу голоса для постановки логического ударения, участвовать в диалоге

Страна детства (3 часа)

16


Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

Самостоятельная деятельность

Стр.38-46. Пересказ текста от имени главного героя.

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения.

Определять основную мысль рассказа

Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Высказывать оценочные суждения о прочитанном про­изведении (герое, событии)

17


К.Г. Паустовский

«Корзина с еловыми шишками»



Урок изучения нового материала

Стр. 47 – 58, читать, выписать из текста эпитеты и олицетворения.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Объяснять смысл названия произведения.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль.

Характеризовать героев произведения, их восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний

Прогнозировать содержание текста по заголовку; участвовать в диалоге; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Определять тему и главную мысль произведения, составлять вопросы по тексту

18


М.М. Зощенко «Елка».



Самостоятельная деятельность


Стр.59 – 64. Подготовить творческий пересказ от лица мамы или папы.

Участвовать в диалоге при обсуждении произведения.

Участвовать в диалоге при обсуж­дении прослушанного (прочитанного) произ­ведения.

Ста­вить вопросы по со­держанию прочитан­ного, отвечать на них.

Составлять план, пересказывать произведение

Высказывать оценочные суждения о прочитанном про­изведении (герое, событии), анализиро­вать образные языко­вые средства

Поэтическая тетрадь (1 час)

19


В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»

С.А. Есенин «Ба­бушкины сказки»

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»

Урок изучения нового материала

Стр.68-70. Наизусть по выбору.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Читать стихотворение выразительно, выражая авторское настроение.

Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения)

Называть произведения русских поэтов. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию. Анализировать средства художественной выразительности

Природа и мы (5 часов)

20


Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

Урок изучения нового материала

Стр.76-83. Придумать, что случилось с Приемышем дальше.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения.

Понимать нравственный смысл рассказа.

Определять основную мысль рассказа

Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному

21


А.И. Куприн

«Барбос и Жулька»

Самостоятельная деятельность

Стр.85-91. Читать, охарактеризовать Жульку и Барбоса цитатами из текста.

Определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстра­циями.

Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.

Определять главных героев произведения.

Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении

Определять тему и главную мысль рассказа, участвовать в обсуждении прочитанного произведения, читать выразительно, осознанно текст художественного произведения

22


М.М. Пришвин «Выскочка»

Урок изучения нового материала

Стр.92 – 95 , читать.Написать свою историю наблюдений за животными.

Понимать нравственный смысл рассказа.

Определять основную мысль рассказа.

Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора.

Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному

23


Е.И. Чарушин «Кабан»

Самостоятельная деятельность

Стр. 96 – 99, пересказ от имени автора.

Участвовать в диа­логе при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведе­ния.

Ставить вопросы по содержа­нию прочитанного, отвечать на них.

Характеризовать героев на основе их поступков

Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному

24


В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».



Комбинированный урок


Стр. 100 – 111, задания № 2, 3

Составлять план произведения.

Рассказывать от имени героя, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер.

Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора.

Определять эмоциональный тон персонажа, проводить лексическую работу, составлять план, создать устный текст на заданную тему

Поэтическая тетрадь (1час)

25


Б.Л. Пастернак «Золотая осень»

С.А. Клычков «Весна в лесу»

Д.Б. Кедрин «Бабье лето»

С.А. Есенин «Лебедушка»

Урок изучения нового материала

Стр. 114 – 115, выразительное чтение или наизусть по желанию.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения.

Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи.

Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять.

Наблюдать связь произведений

литературы с другими видами искусства.

Вы­разительно читать, используя инто­нации, соответствующие смыслу текста

Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения

Родина (1 час)

26


И.С. Никитин

«Русь»

С.Д. Дрожжин

«Родине»

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске»

Б.А. Слуцкий «Лошади в океане»


Урок изучения нового материала

Стр.128 – 132, составить план стихотворения, записать его в тетрадь.

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Объяснять смысл названия произведения


Определять тему и главную мысль произведения, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного.

Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст

Страна Фантазия (2 часа)

27


Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»

Урок изучения нового материала

Стр.144 – 149, найти объяснение непонятных слов, составить рассказ «Наш друг Электроник».

Знакомство с названием раздела. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Объяснять смысл названия произведения.

Определять особенности фантастического жанра

Называть произведения русских писателей. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Определять особенности фантастического жанра.

Прогнозировать содержание текста по заголовку

28


Кир Булычёв «Путешествие Алисы»

Урок изучения нового материала

Подготовить рассказ о самом любимом фантастическом произведении, нарисовать иллюстрацию на космическую тему.

Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Объяснять смысл названия произведения.

Определять особенности фантастического жанра

Называть произведения русских писателей. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Определять особенности фантастического жанра.

Прогнозировать содержание текста по заголовку

Зарубежная литература (5часов)

29


Д. Свифт

«Путешествие Гулливера»

Урок изучения нового материала

Стр.160 – 166, нарисовать иллюстрацию.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение

Понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; давать персонажам достаточную характеристику

30


Г.Х. Андерсен «Русалочка»

Самостоятельная деятельность

Стр.167 – 193, разделить на части, записать план в тетрадь.

Читать и воспринимать на слух художественное произведение.

Подготовка сообщения о великом сказочнике (с помощью учителя)

Называть произведения Г.Х. Андерсена. Читать выразительно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном; оценивать события, героев произведения

31


М. Твен «Приключения Тома Сойера»

Урок изучения нового материала

Стр.194 – 200, пересказ от имени Тома Сойера.

Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание

Определять характер текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения

32


С. Лагерлеф «Святая ночь»

С. Лагерлеф «В Назарете»


Урок изучения нового материала

Стр.201 – 208, выразительное чтение.

Определять нравственный смысл произведения (с помощью учителя).

Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию

Определять характер текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения

33


Итоговая диагностическая работа

Контрольно-обобщающий урок

Задания в рабочей тетради.

Стр.217, вопросы и задания.

Проверка предметных универсальных учебных умений

.Определять тему и главную мысль произведения;

Озаглавливать тексты; выделять в тексте главное и второстепенное;

Ставить вопросы к прочитанному

34


Обобщение по разделу «Зарубежная литература»



Обобщающий урок


Самостоятельно оценивать свои достижения


Читать осознанно текст художественного произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения