Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-
основная общеобразовательная школа с.Розовое
Советского района Саратовской области
«Согласовано» «Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель ШМО ПМПК МБОУ – ООШ Зам.директора по У/Р Директор МБОУ-
нач.классов с. Розовое ООШ с.Розовое
______Романова Д.Г. ______ Татакова К.М ______Татакова К.М. ____Александров И.В.
Протокол от «__»___2017 г.№__ «___»____2017 г. «___»____2017 г. «___»___2017 г.№__
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Айткалиевой Екатерины Сергеевны
по окружающему миру
2 класс
Рассмотрено
На заседании методического совета
Протокол №___
От «___»____2017 год
2017 - 2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным базисным учебным планом специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида Министерства образования РФ на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2009 г. и учебника Худенко Е.Д. Развитие речи. Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 2 класс. - М.: АРКТИ, 2015. - 120 с.
На изучение предмета «Окружающий мир (человек, природа, общество)» отводится 1 час в неделю в соответствии с базисным учебным планом. Общее количество часов – 34.
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план обусловлено значительным отставанием умственно отсталых детей в своем развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. В процессе изучения предмета обогащается и уточняется словарь, формируются навыки сравнения и классификации описание предметов, явлений природы, установление элементарных зависимостей, активного участия в беседе. Курс направлен на коррекцию познавательной и речевой деятельности, высших психических функций.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений.
Цели обучения:
- получение обучающимися представлений о предметах и явлениях окружающей действительности;
- выработка элементарных навыков ориентирования в социуме, использования бытовых и учебных предметов;
- повышение уровня общего и речевого развития учащихся;
- умение последовательно и правильно излагать свои мысли, принимать правильные самостоятельные решения.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Формирование общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности, направленных на социализацию обучающихся в природе, в быту, в коллективе:
- способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарнее выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности;
- связно высказываться на предложенную тему на основе проведенных наблюдений.
Содержание программы учебного курса. (34 ч)
Обогащение и уточнение словаря. Название предметов, характеристика их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. Сравнение двух предметов, нахождение сходных и отличительных признаков. Классификация предметов. Обозначение групп предметов обобщающим словом. Участие в беседе. Правильные полные ответы на вопросы.
Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, дождь, снег). Погода каждый день. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад, увядание трав, цветов, появление семян, плодов, отлет птиц; в зимние месяцы6 холод, снег, гололедица, мороз; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек, первые цветы, цветение фруктовых деревьев.
Школа, пришкольный участок. Классы и кабинеты в школе, библиотека, школьные мастерские. Посадки во дворе школы: деревья, кустарники, газоны. Спортивная площадка, площадка для игр.
Дом, квартира, домашний адрес.
Дорога в школу и домой. Как и на каком транспорте ехать. Правила дорожного движения: переход улицы по подземному переходу и на зеленый свет светофора.
Семья. Родители и дети. Работа родителей. Обязанности детей в семье.
Одежда. Пальто, платье, рубашка, пиджак, кофта, свитер, юбка. Одежда для улицы и для дома. Одежда для мальчика и для девочки. Уход за одеждой (сухая чистка, вытряхивание, проветривание, хранение0.
Овощи. Морковь, репа. Лук. Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. Выращивание лука.
Фрукты. Лимон, апельсин (или другие местные)). Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу.
Овощи и фрукты. Сравнение.
Деревья. Береза, клен или другие деревья ближайшего окружения.
Комнатные растения. Фикус, бегония или другие с широкими листьями. Узнавание и называние. Уход за комнатными растениями (смывание пыли с листьев, полив).
Раннецветущие растения. Медуница, мать-и-мачеха или другие. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.
Домашние животные. Кролик. Основные части тела, питание, способ передвижения.
Дикие животные. Заяц. Основные части тела, питание, способ передвижения.
Домашние и дикие животные. Сравнение.
Птицы. Ворона, воробей или другие местные птицы. Внешний вид. Где живут, чем питаются. Какую пользу приносят человеку.
Насекомые. Жук, бабочка. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.
Птицы и насекомые. Сравнение.
Охрана здоровья. Части тела человека. Волосы, кожа, ногти. Уход за волосами (стрижка, расчесывание); уход за кожей (умывание, мытье); уход за ногтями (подстригание ногтей на руках, ногах); мытье рук и ног.
Повторение.
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Окружающий мир» к концу второго года обучения.
Учащиеся должны уметь:
называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;
участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;
составлять простые распространенные предложения, правильно употребляя формы знакомых слов; использовать предлоги и некоторые наречия.
Учащиеся должны знать:
Перечень учебно- методических средств обучения.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы. Автор: В.В. Воронкова - М.: «Просвещение», 2013.
Учебник: Худенко Е.Д. Развитие речи. Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 2 класс. - М.: АРКТИ, 2015. - 120 с.
Календарно – тематическое планирование по окружающему миру.
№ № пп/п | Тема урока | Кол-во часов по теме |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (в соответствии с ФГОС) | Дата проведения |
Предметные результаты | Метапредметные результаты (УУД) | По плану | По факту |
-
| Дорога в школу и домой. Правила поведения в автобусе | | Знать правила поведения в автобусе; правила дорожного движения | Л. внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; П. осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме Р. проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве К. Уметь участвовать в беседе | | |
-
| Введение. Что мы будем изучать. Школа. Экскурсия № 1 по школе | | Уметь участвовать в беседе; давать правильные полные ответы на вопросы | Л. внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; П. осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме Р. преобразовывать практическую задачу в познавательную. К. Уметь участвовать в беседе | | |
-
| Школа. Пришкольный участок. Экскурсия № 2 по пришкольному участку | | Уметь участвовать в беседе; давать правильные полные ответы на вопросы | Л. внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; П. осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме Р. преобразовывать практическую задачу в познавательную. К. Уметь участвовать в беседе | | |
-
| Сезонные изменения в природе. Экскурсия. Практическая работа № 1 «Сбор семян для подкормки птиц» | | Знать и называть сезонные изменения в природе осенью | Л. внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; П. строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях Р. преобразовывать практическую задачу в познавательную. К. .:-задавать вопросы для организации собственной деятельности | | |
-
| Дом, квартира, домашний адрес | | Знать и уметь называть свой домашний адрес. Уметь находить дом, квартиру | Л. внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; П. осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме Р. в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; К. Уметь участвовать в беседе | | |
-
| Семья. Родители и дети. Работа родителей | | Знать членов семьи; место работы родителей; обязанности детей в семье | Л. внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; П. осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме Р. в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; К. Уметь участвовать в беседе | | |
-
| Семья. Родители и дети. Обязанности детей в семье | | Знать членов семьи; место работы родителей; обязанности детей в семье | Л. внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; П. осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме Р. в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; К. Уметь участвовать в беседе | | |
-
| Одежда для мальчиков и девочек. Практическая работа № 1 «Уход за одеждой» | | уметь ухаживать за одежной. Знать одежду для мальчиков и девочек; одежду для улицы и для дома | Л. внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; П. осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме Р. преобразовывать практическую задачу в познавательную. К. .:-задавать вопросы для организации собственной деятельности | | |
-
| Сезонные изменения в природе. Экскурсия № 3 | | . Знать и называть сезонные изменения в природе осенью | Л. внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; П. осуществлять запись об окружающем мире; Р. определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем К. Уметь участвовать в беседе | | |
-
| Одежда для улицы и дома. Практическая работа № 2 «Уход за одеждой» | | уметь ухаживать за одежной. Знать одежду для мальчиков и девочек; одежду для улицы и для дома | Л. способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. П. осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме Р. преобразовывать практическую задачу в познавательную. К. Уметь участвовать в беседе | | |
-
| Овощи. Морковь | | назвать предметы, давать характеристику по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху; сравнивать два предмета, находить сходные и отличительные признаки. Знать классификацию предметов. Уметь обозначать группы предметов обобщающим словом | Л. внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; П. осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме Р. в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; К. Уметь участвовать в беседе | | |
-
| Овощи. Лук. Практическая работа № 3 «Выращивание лука» | | Л. способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. П. осуществлять запись об окружающем мире; Р. преобразовывать практическую задачу в познавательную. К. .:-задавать вопросы для организации собственной деятельности | | |
-
| Фрукты. Лимон. Апельсин | | Л. внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; П. осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме Р. в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; К. .:-задавать вопросы для организации собственной деятельности | | |
-
| Фрукты и овощи. Сравнение | | Л. внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; П. осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме Р. в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; К. Уметь участвовать в беседе | | |
-
| Деревья. Берёза. Экскурсия № 4 | | назвать предметы, давать характеристику по цвету, форме, размеру; сравнивать два предмета, находить сходные и отличительные признаки. Знать классификацию предметов. Уметь обозначать группы предметов обобщающим словом | Л. внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; П. осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме Р. в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; К. Уметь участвовать в беседе | | |
-
| Сезонные изменения в природе. Экскурсия № 5 | | Знать и называть сезонные изменения в природе зимой | Л. внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; П. осуществлять запись об окружающем мире; Р. проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве К. Уметь участвовать в беседе | | |
-
| Сезонные изменения в природе. Экскурсия № 6 | | Знать и называть сезонные изменения в природе зимой и весной | Л. внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; П. осуществлять запись об окружающем мире; Р. определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем К. Уметь участвовать в беседе | | |
-
| Деревья. Клён | | назвать предметы, давать характеристику по цвету, форме, размеру; сравнивать два предмета, находить сходные и отличительные признаки. Знать классификацию предметов. Уметь обозначать группы предметов обобщающим словом | Л. внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; П. осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме Р. определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем К. учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию | | |
-
| Комнатные растения. Практическая работа № 4 «Уход за комнатными растениями» | | узнавать и называть комнатные растения; уметь ухаживать за комнатными растениями | Л. способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. П. осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме Р. преобразовывать практическую задачу в познавательную. К. .:-задавать вопросы для организации собственной деятельности | | |
-
| Домашние животные. Кролик | | Знать домашних животных; основные части тела, питания, способы передвижения | Л. внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; П. осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме Р. проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве К. Уметь участвовать в беседе | | |
-
| Дикие животные. Заяц | | Знать диких животных; основные части тела, питания, способы передвижения | Л. внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; П. осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме Р. проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве К. Уметь участвовать в беседе | | |
-
| Домашние и дикие животные | | Знать диких и домашних животных; основные части тела, питания, способы передвижения. Уметь сравнивать | Л. внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; П. осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме Р. проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве К. учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию | | |
-
| Птицы. Ворона | | Знать и уметь называть птиц. Уметь сравнивать по внешнему виду; называть пользу птиц людям | Л. внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; П. осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме Р. определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем К. стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре | | |
-
| Части тела человека. Уход за телом. Практическая работа № 5 «Мытьё рук» | | Знать части тела человека. Уметь ухаживать за телом, волосами, ногтями | Л. внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; П. строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях Р. преобразовывать практическую задачу в познавательную. К. .:-задавать вопросы для организации собственной деятельности | | |
-
| Сезонные изменения в природе. Экскурсия № 7 | | Знать и называть сезонные изменения в природе весной | Л. способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. П. осуществлять запись об окружающем мире; Р. преобразовывать практическую задачу в познавательную. К. Уметь участвовать в беседе | | |
-
| Раннецветущие растения. Медуница | | узнавать и называть раннецветущие растения; различать по внешнему виду | Л. внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; П. осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме Р. определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем К. учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию | | |
-
| Раннецветущие растения. Мать-и-мачеха | | ; узнавать и называть раннецветущие растения; различать по внешнему виду | Л. внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; П. осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме Р. определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем К. учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию | | |
-
| Насекомые. Жук | | узнавать и называть насекомых; различать по внешнему виду; сравнивать | Л. внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; П. осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме Р. определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем К. учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию | | |
-
| Насекомые. Бабочка | | узнавать и называть насекомых; различать по внешнему виду; сравнивать | Л. внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; П. осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме Р. проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве К. учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию | | |
-
| Птицы и насекомые. Сравнение | | узнавать и называть насекомых; различать по внешнему виду; сравнивать | Л. внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; П. сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям. Р. проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве К. учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию | | |
-
| Уход за кожей, ногтями. Практическая работа № 6 «Подстригание ногтей» | | Знать части тела человека. Уметь ухаживать за телом, волосами, ногтями | Л. внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; П. осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме Р. преобразовывать практическую задачу в познавательную. К. .:-задавать вопросы для организации собственной деятельности | | |
-
| Уход за волосами. | | Знать части тела человека. Уметь ухаживать за телом, волосами, ногтями | Л. внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; П. осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме Р. преобразовывать практическую задачу в познавательную. К. .:-задавать вопросы для организации собственной деятельности | | |
-
| Сезонные изменения в природе. Экскурсия № 8 | | Знать и называть сезонные изменения в природе весной | Л. внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; П. осуществлять запись об окружающем мире; Р. преобразовывать практическую задачу в познавательную. К. учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию | | |
-
| Чему мы научились за год | | Уметь участвовать в беседе; давать правильные полные ответы на вопросы | Л. способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. П. сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям. Р. оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. К. учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию | | |
Лист изменения и дополнения календарно- тематического планирования.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов по теме |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (в соответствии с ФГОС) | Контрольно-оценочная деятельность | Дата проведения |
Предметные результаты | Метапредметные результаты (УУД) | Контрольные работы | Практические работы |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |