Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ржаксинская средняя общеобразовательная школа №1
имени Героя Советского Союза Н.М.Фролова»
«Согласовано» Руководитель МО _______________ Протокол №____ от «____»__________2018г. | «Утверждено» Директор МБОУ « Ржаксинская СОШ №1 им.Н.М.Фролова» _____________А.В.Леонов Приказ №___ от «____»_______________2018г. |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу «География»
8 класс (филиал в п. Чакино)
2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:
Закона Российской Федерации «Об образовании» № 271 от 29.12.2012 г.;
Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Базисным учебным планом специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, утвержденного приказом Министерства образования от 10.04.2002 года №29/2065 - П «Об утверждении планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии (I-VIII вида)
Учебного плана филиала МБОУ «Ржаксинская сош№1им. Н.М.Фролова» в п.Чакино;
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида : 5-9 кл. В 2 сб./ Под редакцией В.В. Воронковой.- М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2012. – Сб.1 (раздел «География» авторы: Лифанова Т.М., Соломина Е.Н.)
Программа составлена с учётом психофизических особенностей учащихся с умственной отсталостью. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с ОВЗ: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель обучения:
Всестороннее развитие учащихся со сниженной мотивацией к познанию,
Расширение кругозора об окружающем мире.
Задачи обучения:
Образовательные:
Дать элементарные научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве России, зарубежных стран, своего края.
Показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов.
Помочь усвоить правила поведения в природе.
Воспитательные:
Содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию.
Содействовать профессиональной ориентации, путём знакомства с миром профессий, распространенных в нашем регионе.
Корреционно - развивающие:
Учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости.
Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.
Расширять лексический запас. Развивать связную речь.
Коррекционная работа
Основные направления коррекционной работы:
• совершенствование навыков связной устной речи, обогащение и уточнение словарного запаса;
• формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.
• коррекция мышц мелкой моторики при работе с контурными картами.
• коррекция недостатков развития познавательной деятельности;
• коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
• коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Коррекционная работа так же направлена на коррекцию общеучебных умений, навыков и способов деятельности, приобретение опыта:
использования учебника, ориентирования в тексте и иллюстрациях учебника;
соотнесения содержания иллюстративного материала с текстом учебника;
сравнения, обобщения, классификации;
установления причинно-следственных зависимо
установления причинно-следственных зависимостей;
планирования работы;
исследовательской деятельности;
использования терминологии.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа составлена с учетом индивидуального Учебного плана для учащегося 8 «Ч» класса филиала МБОУ «Ржаксинская СОШ №1 им. Н.М.Фролова» в п.Чакино Грезина В. и учитывает логику учебного процесса данного образовательного учреждения. На изучение географии в 8 классе отводится 2 учебных часа в неделю, всего 68 уроков.
Учебно – методический комплект.
Лифанова, Т. М., Соломина, Е. Н.. География материков и океанов. 8 класс. /Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида//Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина. – М.: Просвещение, 2018.
«Рабочая тетрадь по географии материков и океанов» для 8 класса.Т.М.Лифанова. Москва «Просвещение» 2018 год.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Что изучают в курсе географии материков и океанов.
Материки и части света на глобусе и физической карте полушарий.
Мировой океан.
Атлантический океан. Хозяйственное значение. Судоходство.
Северный Ледовитый океан. Хозяйственное значение. Судоходство.
Тихий океан. Хозяйственное значение. Судоходство.
Индийский океан. Хозяйственное значение. Судоходство.
Современное изучение Мирового океана.
Практические работы:
Знать: Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский океаны; географическое положение и их хозяйственное
значение;
Уметь: показывать на географической карте из приложения к учебнику океаны, давать им характеристику.
Африка.
Географическое положение. Очертания берегов, острова и полуострова.
Разнообразие рельефа, климат, реки и озера.
Природные зоны.
Растительность тропических лесов. Животные тропических лесов. Растительность саванн.
Животные саванн. Растительность и животные пустынь. Население и государства.
Египет, Эфиопия, Танзания, ДР Конго, Нигерия, ЮАР. Обобщающий урок.
Практические работы
Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в номенклатуре.
Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной карте).
Знать: особенности географического положения, очертания берегов и природные условия материка, население и особенности размещения; названия изученных географических объектов (по атласу, специально разработанному для коррекционных школ VIII вида);
Уметь: определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов материка; давать элементарное
описание природных условий материка, опираясь на карту и картины; находить в периодической печати сведения об
изученных государствах и показывать их на политической каре; выполнять задания в «Рабочей тетради по географии
материков и океанов» для 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учётом индивидуальных особенностей учащихся).
Австралия.
Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат. Реки и озера. Растительный мир. Животный мир. Население (коренное и пришлое).
Австралийский Союз. Океания. Остров Новая Гвинея.
Практические работы:
Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в номенклатуре
Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной карте).
Знать: особенности географического положения, очертания берегов и природные условия материка, население и особенности размещения; названия изученных географических объектов (по атласу, специально разработанному для коррекционных школ VIII вида);
Уметь: определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов материка; давать элементарное
описание природных условий материка, опираясь на карту и картины; находить в периодической печати сведения об
изученных государствах и показывать их на политической каре; выполнять задания в «Рабочей тетради по географии
материков и океанов» для 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учётом индивидуальных особенностей учащихся).
Антарктида.
Географическое положение. Антарктика. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. Разнообразие рельефа, климат. Растительный и животный мир. Охрана природы. Современные исследования Антарктиды.
Практические работы:
Обозначение на контурной карте океанов, омывающих Антарктиду, Южного полюса.
Зарисовка птиц и животных Антарктиды.
Знать: особенности географического положения, очертания берегов и природные условия материка, население и особенности размещения; названия изученных географических объектов (по атласу, специально разработанному для коррекционных школ VIII вида);
Уметь: определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов материка; давать элементарное
описание природных условий материка, опираясь на карту и картины; находить в периодической печати сведения об
изученных государствах и показывать их на политической каре; выполнять задания в «Рабочей тетради по географии
материков и океанов» для 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учётом индивидуальных особенностей учащихся).
Северная Америка.
Открытие Америки. Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат.
Реки и озера. Растительный и животный мир. Население и государства. США. Канада. Мексика. Куба.
Практические работы
Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в номенклатуре
Запись названий и зарисовки в тетрадях типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной карте).
Знать: особенности географического положения, очертания берегов и природные условия материка, население и особенности
размещения; названия изученных географических объектов (по атласу, специально разработанному для коррекционных школ VIII вида);
Уметь: определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов материка; давать элементарное
описание природных условий материка, опираясь на карту и картины; находить в периодической печати сведения об
изученных государствах и показывать их на политической каре; выполнять задания в «Рабочей тетради по географии
материков и океанов» для 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учётом индивидуальных особенностей учащихся).
Южная Америка.
Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат. Реки и озера. Растительность тропических лесов. Животные тропического леса.
Растительность пустынь, степей, саванн и горных районов. Животные саванн, степей, полупустынь, гор. Население и государства. Бразилия, Аргентина, Перу.
Практические работы:
Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в номенклатуре
Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной карте).
Знать: особенности географического положения, очертания берегов и природные условия материка, население и особенности размещения; названия изученных географических объектов (по атласу, специально разработанному для коррекционных школ VIII вида);
Уметь: определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов материка; давать элементарное
описание природных условий материка, опираясь на карту и картины; находить в периодической печати сведения об
изученных государствах и показывать их на политической каре; выполнять задания в «Рабочей тетради по географии
материков и океанов» для 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учётом индивидуальных особенностей учащихся).
Евразия.
Географическое положение. Очертания берегов. Моря Северного Ледовитого и Атлантического океанов. Острова и полуострова. Очертания берегов. Моря Тихого и Индийского океанов. Острова и полуострова. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Европы. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии. Климат Евразии. Реки и озера Европы. Реки и озера Азии. Растительный и животный мир Европы. Растительный и животный мир Азии. Население Евразии. Культура и быт народов Евразии. Обобщающий урок.
Практические работы:
Обозначение на контурной карте морей, заливов, островов, полуостровов, гор, рек, озер, обозначенных в номенклатуре.
Проведение на контурной карте условной границы между Европой и Азией.
Запись в тетради названий растений и животных
Знать: особенности географического положения, очертания берегов и природные условия материка, население и особенности
размещения; названия изученных географических объектов (по атласу, специально разработанному для коррекционных школ VIII вида);
Уметь: определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов материка; давать элементарное
описание природных условий материка, опираясь на карту и картины; находить в периодической печати сведения об
изученных государствах и показывать их на политической каре; выполнять задания в «Рабочей тетради по географии
материков и океанов» для 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учётом индивидуальных особенностей учащихся).
Тематическое планирование
№ | Разделы, темы | |
Кол-во часов |
I. | Что изучают в курсе географии материков и океанов. | 1 |
1 | Материки и части света на глобусе и физической карте полушарий. | 1 |
II. | Мировой океан | 5 |
1 | Атлантический океан. | 1 |
2 | Северный Ледовитый океан. | 1 |
3 | Тихий океан | 1 |
4 | Индийский океан. Практическая работа №1 «Обозначение океанов на контурной карте полушарий». | 1 |
5 | Современное изучение Мирового океана | 1 |
III. | Африка | 13 |
1 | Африка. Географическое положение. Практическая работа №2 «Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в номенклатуре». | 1 |
2 | Разнообразие рельефа, климат, реки и озера. | 1 |
3 | Природные зоны. Растительность тропических лесов | 1 |
4 | Животные тропических лесов | 1 |
5 | Растительность саванн | 1 |
6 | Животные саванн | 1 |
7 | Растительность и животные пустынь. Практическая работа №3 «Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных» | 1 |
8 | Население и государства | 1 |
9 | Египет. Эфиопия. | 1 |
10 | Танзания. | 1 |
11 | Демократическая республика Конго. | 1 |
12 | Нигерия. Южно-Африканская республика (ЮАР) | 1 |
13 | Обобщающий урок. Тема: «Африка» | 1 |
IV. | Австралия | 8 |
1 | Австралия. Географическое положение. Практическая работа №4 «Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в номенклатуре». | 1 |
2 | Разнообразие рельефа, климат, реки и озера | 1 |
3 | Растительный мир. | 1 |
4 | Животный мир. Практическая работа №5 «Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных» | 1 |
5 | Население. | 1 |
6 | Австралийский союз | 1 |
7 | Океания. Остров Новая Гвинея | 1 |
8 | Обобщающий урок по теме «Австралия» | 1 |
V. | Антарктида | 6 |
1 | Географическое положение. Антарктика. Практическая работа №6 «Обозначение на контурной карте океанов, омывающих Антарктиду, Южного полюса» | 1 |
2 | Открытие Антарктиды русскими мореплавателями | 1 |
3 | Разнообразие рельефа, климат | 1 |
4 | Растительный и животный мир. Охрана природы. Практическая работа №7 «Зарисовка птиц и животных Антарктиды» | 1 |
5 | Современные исследования Антарктиды | 1 |
6 | Обобщающий урок по теме «Антарктида» | 1 |
VI. | Северная Америка | 9 |
1 | Открытие Америки | 1 |
2 | Северная Америка. Географическое положение. Практическая работа №8 «Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в номенклатуре». | 1 |
3 | Разнообразие рельефа, климат | 1 |
4 | Реки и озера. | 1 |
5 | Растительный и животный мир. Практическая работа №9 «Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных» | 1 |
6 | Население и государства | 1 |
7 | Соединенные Штаты Америки | 1 |
8 | Канада. | 1 |
9 | Мексика. Куба | 1 |
VII. | Южная Америка | 12 |
1 | Южная Америка. Географическое положение. Практическая работа №10 «Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в номенклатуре». | 1 |
2 | Разнообразие рельефа, климат | 1 |
3 | Реки и озера | 1 |
4 | Растительность тропических лесов | 1 |
5 | Животные тропического леса | 1 |
6 | Растительность саванн, степей, пустынь и горных районов | 1 |
7 | Животные саванн, степей, полупустынь, гор. Практическая работа №11 «Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных» | 1 |
8 | Население и государства. | 1 |
9 | Бразилия | 1 |
10 | Аргентина. | 1 |
11 | Перу | 1 |
12 | Обобщающий урок по теме «Часть света – Америка» | 1 |
VIII. | Евразия | 13 |
1 | Евразия. Географическое положение. Практическая работа №12 «Обозначение на контурной карте морей, заливов, островов, полуостровов, гор, рек, озер, обозначенных в номенклатуре». | 1 |
2 | Очертания берегов . Моря Северного Ледовитого и Атлантического океанов. Острова и полуострова | 1 |
3 | Очертания берегов. Моря Тихого и Индийского океанов. Острова и полуострова | 1 |
4 | Разнообразие рельефа, Полезные ископаемые Европы . Практическая работа №13 «Проведение на контурной карте условной границы между Европой и Азией» | 1 |
5 | Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии | 1 |
6 | Климат Евразии | 1 |
7 | Реки и озера Европы | 1 |
8 | Реки и озера Азии | 1 |
9 | Растительный и животный мир Европы | 1 |
10 | Растительный и животный мир Азии. Практическая работа №14 «Запись в тетради названий растений и животных» | 1 |
11 | Население Евразии | 1 |
12 | Культура и быт народов Евразии. | 1 |
13 | Обобщающий урок «Материки и части света на глобусе и карте» | 1 |
IX. | Итоговый урок | 1 |
Планируемые результаты
Учащиеся должны знать:
- Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский океаны. Географическое положение и их хозяйственное значение;
- особенности географического положения, очертания берегов и природные условия каждого материка, население и особенности размещения;
- названия изученных географических объектов.
Учащиеся должны уметь:
- показывать на географической карте из приложения к учебнику океаны, давать им характеристику;
- определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов каждого материка;
- давать элементарное описание природных условий всех материков, опираясь на карту и картины;
- находить в периодической печати сведения об изученных государствах и показывать их на политической карте;
- выполнять задания в «Рабочей тетради по географии материков и океанов» для 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы с помощью учителя. | Узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы самостоятельно. |
Знать географическое положение, столицы и характерные особенности изучаемых государств. | Самостоятельно находить на политической карте Евразии изучаемые государства, их столицы и дополнительную информацию к ним. |
Показывать Россию на политических картах мира и Евразии с помощью учителя. | Самостоятельно показывать Россию на политических картах мира и Евразии, по иллюстрациям характерных достопримечательностей узнавать отдельные города России. |
Находить свою местность на карте России, давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своей местности, давать краткую историческую справку о прошлом своего края с помощью учителя. | Самостоятельно находить свою местность на карте России, давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своей местности, давать краткую историческую справку о прошлом своего края. |
Использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний с помощью учителя | Использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний самостоятельно. |
Выполнять правила безопасного поведения в природной среде. | Осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного, безопасного поведения в школе и в быту и природной среде. |
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с помощью учителя. | Самостоятельно использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни |
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся по географии
Оценка «5».
Базовый уровень.
Оценка «5» ставится ученику, если обнаруживает понимание материала, может с помощью учитель обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести примеры, допускает единичные ошибки, которые исправляет.
Минимально необходимый уровень.
Оценка «5» ставится ученику, если обнаруживает понимание материала, может с помощью учитель обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести примеры, допускает единичные ошибки, которые исправляет с помощью учителя
Оценка «4».
Базовый уровень.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ в целом правильный, но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя
Минимально необходимый уровень.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ в целом правильный, но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя
Оценка «3».
Базовый уровень.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно, и непоследовательно, затрудняется самостоятельно подтвердить примерами, делает это с помощь учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.
Минимально необходимый уровень.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает частичное знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно, и непоследовательно, затрудняется самостоятельно подтвердить примерами, делает это с помощь учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Печатные пособия
Таблицы по темам программы.
Портреты.
Карты мира (в соответствии с требованиями программы).
Карты материков, их частей и океанов (в соответствии с требованиями программы).
Карты России (в соответствии с требованиями программы);
Технические средства обучения
Методическое обеспечение образовательного процесса
Список основной литературы:
Лифанова, Т. М., Соломина, Е. Н.. География материков и океанов. 8 класс. /Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида//Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина. – М.: Просвещение, 2013.-208 с.: ил.
«Рабочая тетрадь по географии материков и океанов» для 8 класса. Т.М.Лифанова. Москва «Просвещение» 2008г
Электронные образовательные продукты
1. CD Интерактивные творческие задания. География 7-9 класс (DVD-BOX).
2. CD Электронные уроки и тесты. География 8 класс. (DVD-BOX).
3. CD Географический энциклопедический словарь (DVD-BOX).
4. Фильм ВВС «Африка».
5. Фильм ВВС «Австралия».
6. Фильм ВВС «Антарктида».
7. Фильм «Южная Америка».
8. Фильм ВВС «Растения и животные Азии».
9. Презентация «Загадочный Египет».
10. Презентация «Южная Америка»
11. Презентация «Северная Америка».