СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для учащихся адаптированного 8-9 класса «Моя будущая профессия»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель курса внеурочной деятельности «Моя будущая профессия»: формирование профориентационной компетентности подростков путем включения в процесс активного планирования своего профессионального будущего, чтобы этот процесс был интересным  и значимым для него. Курс рассчитан на 34 ч.

Просмотр содержимого документа
«АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для учащихся адаптированного 8-9 класса «Моя будущая профессия»»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ТАГНИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»



Принята

Педагогическим советом

Протокол №_1___ от 18.08____2021 г

УТВЕРЖДЕНА

Приказом № 48_от 18.08_2021 г

Директор МБОУ «Тагнинская ООШ»

О.В. Темникова







АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности для учащихся адаптированного 8-9 класса

«Моя будущая профессия»







Форма организации: внеурочная

Направление: социальное

Программа составлена: Третьякова Елена Николаевна























2021 – 2022 учебный год



Пояснительная записка


Актуальность программы

В последние 10-15 лет в политической и экономической жизни страны произошли большие изменения, оказавшие влияние на все сферы общества и вызвавшие разрушение идеалов и ценностей.
Ситуация настоящего периода требует пересмотра воспитательных функций школы и семьи, главной целью которых становится подготовка ребёнка к безболезненному включению во взрослую жизнь. Изменившиеся социальные условия диктуют необходимость перехода к воспитательной стратегии, в основе которой лежит принцип личностно- ориентированного воспитания, что позволяет сформировать личность ребёнка, обладающего социальной ответственностью, независимой жизненной позицией и высокой сопротивляемостью к возможным негативным воздействиям со стороны неблагоприятной окружающей среды.
Чем раньше человек задумается о том, кем и каким ему быть, чем раньше он примет верное решение, тем меньше сделает ошибок на пути к профессиональному успеху.
Эффективность воспитательной деятельности семьи и школы оценивается тем, насколько успешно готовится ребёнок к самостоятельной трудовой деятельности, к постановке и решению новых задач, которых не было и не могло быть в опыте прошлых поколений.
Нынешние школьники раньше начинают задумываться о своём будущем, включаться в деятельность, занятия, обеспечивающие их знания и умения, которые потребуются в их предстоящей работе. Они способны понять свои слабости, недостатки, сравнить себя с другими, самих себя в настоящем и прошлом, т.е. способны к самоанализу, рефлексии.
Таким образом, в современном обществе всё более актуальной становится проблема создания условий для успешного профессионального самоопределения выпускников средних общеобразовательных учебных заведений. Её важнейший аспект - организация сопровождения профессионального самоопределения учащихся с учётом их способностей и интересов, а также потребностей общества.
Цель курса внеурочной деятельности «Моя будущая профессия»: формирование профориентационной компетентности подростков путем включения в процесс активного планирования своего профессионального будущего, чтобы этот процесс был интересным и значимым для него.

Задачи:

  1. Активизация внутренних психологических ресурсов учащихся для формирования умения составлять и корректировать свою профессиональную перспективу

  2. Осознание целей выбора будущей профессии;

  3. Развитие навыков конструктивного взаимодействия;

  4. Формирование класса как команды, выработка общедоступных и принимаемых всем коллективом ценностей и ориентиров для возможности дальнейшего функционирования класса как единого целого с учетом личностных особенностей всех учеников, создание благоприятных условий для групповой работы;

  5. Развитие навыков рефлексии.

Занятия проводятся в форме групповой работы с элементами тренинга. Количество – 15-20 человек. При проведении занятий курса используются следующие формы и методы работы:

• профориентационные игры;

• игровые профессиональные упражнения;

• самоописание;

• групповая дискуссия;

• использование конструктивной обратной связи.

В основе программы курса внеурочной деятельности «Будущая профессия» лежат ценностные ориентиры, достижение которых определяется воспитательными результатами.

2.Место курса в учебном плане:

На изучение курса по внеурочной деятельности «Моя будущая профессия» в 8-9-х классах отводится:

– количество часов в год – 34 ч.;

– количество часов в неделю – 1 ч.

Формы занятий – рассказ, беседа, практика, ролевая игра, тренинг, тестирование, анкетирование.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

I. Личностные:

  • потребность повышать свой культурный уровень, само реализовываться в разных видах деятельности;

  • в качестве личностных результатов освоения обучающимися этой части программы выступают готовность и способность к осознанному выбору профессии и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

  • принятие моральных норм и правил нравственного поведения с представителями разных поколений (ветераны, инвалиды, дети младшего возраста), носителей разных убеждений и представителей различных социальных групп нашего города;

  • способность анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков своих сверстников;

  • умение взаимодействовать со сверстниками в коллективе клуба и в школе, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

  • формирование бережного отношения к традициям своей семьи, школы.


II. Метапредметные:

Регулятивные:

  • умение ставить цель своей деятельности на основе имеющихся возможностей;

  • умение оценивать свою деятельность, аргументируя при этом причины достижения или отсутствия планируемого результата (участие в конкурсах);

  • формирование умения находить достаточные средства для решения своих учебных задач;

  • демонстрация приёмов саморегуляции в процессе подготовки мероприятий разного уровня, участие в них, в том числе и в качестве конкурсанта.

Познавательные:

  • навык делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи на основе полученной информации о профессиях

  • анализ и принятие опыта разработки и реализации проекта исследования разной сложности;

  • умение находить в тексте требуемую информацию, ориентироваться в тексте, устанавливать взаимосвязи между описываемыми событиями и явлениями;

  • критическое оценивание содержания и форм современных текстов;

  • овладение культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Коммуникативные:

  • умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками в клубе;

  • приобретение навыков работы индивидуально и в коллективе для решения поставленной задачи;

  • умение находить общее решение и разрешать конфликты;

  • соблюдение норм публичной речи в процессе выступления.


III. Предметные (на конец освоения курса):

Обучающиеся научатся:

  • владеть приёмами исследовательской деятельности, навыками поиска необходимой информации;

  • использовать полученные знания и навыки по подготовке и проведению социально- значимых мероприятий.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • готовить исследовательские работы


IV. Воспитательные результаты:

Результаты (приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):

приобретение знаний

  • об этике и эстетике повседневной жизни человека в обществе;

  • о принятых в обществе нормах поведения и общения;

  • развитие ценностного отношения подростков к труду

  • об основах здорового образа жизни;

  • о правилах конструктивной групповой работы;

  • об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;

  • о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;

  • о правилах проведения исследования.

  • получение первоначального опыта самореализации.

приобретение опыта исследовательской деятельности

  • опыт публичного выступления;

− опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности.

С целью осуществления более эффективного управления профессиональным развитием учащихся профориентационные задачи ставятся с учетом их условного деления на три уровня:

  1. когнитивный (информирование о мире профессий, состоянии рынка труда, содержании той или иной трудовой деятельности, о профессиональных образовательных программах и учреждениях);

  2. мотивационно-ценностный (формирование у школьников всей гаммы смыслообразующих и профессиональных ценностей);

  3. деятельностно-практический (составление, уточнение, коррекция и реализация профессиональных планов).

Первый уровень результатов – приобретение обучающимися знаний о труде и профессиях (знание и уважение трудовых традиций своей семьи, знания о разных профессиях и их требованиях к здоровью, морально-психологическим качествам, знаниям и умениям человека и т.п.). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями и родителями (в урочной, внеурочной деятельности) как значимыми для него носителями профессионального знания и положительного повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к труду, как базовой ценности общества, ценностного отношения к профессиональной и социально значимой деятельности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественно полезного действия, формирование у подростка социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественно полезном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных профессиональных и социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают эффекты профориентации:

• на первом уровне профориентация приближена к обучению, при этом предметом профориентирования как учения являются не столько теоретические знания, сколько знания о ценностях;

• на втором уровне профориентация осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных профессионально ориентированных поступков;

• на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в профессионально ориентированной, социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта трудового творческого сотрудничества и общественно полезного труда.

Таким образом, знания о труде как о ценности переводятся в реально действующие, осознанные мотивы трудового поведения, его значение присваивается обучающимися и становится их личностным смыслом.

Формы достижения результатов: познавательные беседы, инструктажи, социальные пробы, поездки, экскурсии. трудовые десанты, социально-значимые акции в классе, школе. исследовательские работы, социально-значимые акции в социуме (вне ОУ)

Формы контроля:

1. Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного

выражения своего отношения к теме.

2. По итогам курса обучающиеся выполняют самостоятельную работу – творческое эссе по теме: Кем и каким я хочу стать»

3. В рамках курса предполагается организовать проектную деятельность учащихся

Итоги учёта знаний, умений, овладения обучающимися универсальных учебных

действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, опросников. Учет

знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной

деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся,

накопления материалов по типу «портфолио».

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности

зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в

процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы,

ролевые игры.



Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие. (1 час)

Анкета «Планы на ближайшее будущее».

Теоретические сведения Цели и содержание курса. Специфика занятий.

Тема 2. Самооценка и уровень притязаний. (1 час)

Методика самооценки индивидуальных возможностей, карта интересов, опросник профессиональной готовности.

Тема 3. Темперамент и профессия. Определение темперамента. (1час)

Методика выявления стержневых черт характера. Уровень развития волевых качеств. Внутренний мир человека и возможности его познания. Теоретические сведения. Темперамент. Особенности проявления основных типов темперамента в учебной и профессиональной деятельности.

Тема 4. Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций. (1 час)

Ведущие отношения личности: к деятельности, к людям, к самому себе, к предметному миру. Эмоциональные состояния личности.

Тема 5. Стресс и тревожность. (1 час)

Работоспособность. Психология принятия решения. Диагностические процедуры: анкета здоровья, теппинг-тест, опросник Айзенека, ориентировочная анкета, опросники «Беспокойство-тревога», «Какая у меня воля».

Тема 6. Определение типа мышления. (1час)

Понятие «мышление». Типы мышления. Формы логического мышления. Основные операции мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение. Основные качества мышления.

Тема 7. Внимание и память (1час)

Память. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Виды памяти. Приемы запоминания.

Внимание. Качества внимания. Виды внимания. Выявление особенностей внимания личности.

Тема 8. Уровень внутренней свободы. (1 час)

Тема 9. Мой психологический портрет. (1 час)

Тема 10. Классификация профессий. Признаки профессии. (1 час) Типы профессий. Ведущий предмет труда каждого типа профессии. Матрица выбора профессии. Выявление профессиональных предпочтений учащихся.

Тема 11. Определение типа будущей профессии. (1час)

Характеристика профессий типа «человек – человек». Подтипы профессий типа «человек – человек». Понятие «профессионально важные качества» (ПВК). ПВК профессий типа «человек – человек». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек – человек». Профессиональные пробы.

Характеристика профессий типа «человек – техника». Подтипы профессий типа «человек – техника». ПВК профессий типа «человек – техника». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек – техника». Профессиональные пробы.

Характеристика профессий типа «человек – знаковая система». Подтипы профессий типа «человек – знаковая система». ПВК профессий типа «человек – знаковая система». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек – знаковая система». Профессиональные пробы.

Характеристика профессий типа «человек – природа». Подтипы профессий типа «человек – природа». ПВК профессий типа «человек – природа». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек – природа». Профессиональные пробы.

Характеристика профессий типа «человек – художественный образ». Подтипы профессий типа «человек – художественный образ». ПВК профессий типа «человек – художественный образ». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек – художественный образ». Профессиональные пробы.

Тема 12. Профессия, специальность, должность. Формула профессии. (1 час)

Классификация профессий. Цели труда. Классификация профессий по Е.А. Климову. Формула профессии. Работа с таблицей Е.А. Климова. Профессиограмма: подробное описание профессии.

Тема 13. Интересы и склонности в выборе профессии. (1 час)

Анкета: «Карта интересов»; упражнение: «Проверка устойчивости своих интересов»;

дискуссия: «Как вы относитесь к идее испытания способностей?».

Тема 14. Определение профессионального типа личности. (1 час)

Тесты: «Определение направленности личности», «16-факторный опросник Р. Кеттелла».

Тема 15. Профессионально важные качества. (1 час)

Тема 16. Профессия и здоровье. (1 час)

Здоровье и профессия. Профессиональная пригодность. Показатели профессиональной пригодности: успешность и удовлетворенность. Степени профессиональной пригодности: непригодность, пригодность, соответствие, призвание. Причины ошибок и затруднений в выборе профессии.

Тема 17. Моя будущая профессия. (1 час)

Тема 18. Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности. (1 час)

Три признака понятия по Б. М. Тепловой. Общие и специальные способности. Формирование способностей. Взаимосвязь задатков и способностей. Интересы (содержание, широта, длительность, глубина). Интересы и склонности. Влияние интересов, склонностей и способностей на выбор профессии.

Тема 19. Способности к интеллектуальным видам деятельности. (1 час)

Тема 20. Способности к профессиям социального типа. (1 час)

Тема 21. Способности к офисным видам деятельности. (1 час)

Тема 22. Способности к предпринимательской деятельности. (1 час)

Тема 23. Артистические способности. (1 час)

Тема 24. Уровни профессиональной пригодности. (1 час)

Тема 25. Мои способности. (1 час)

Тема 26. Мотивы и потребности. (1 час)

Тема 27. Ошибки в выборе профессии. (1 час)

Тема 28. Современный рынок труда. Прогноз потребности в профессиях. (1 час)

Тема 29. Современный рынок труда. Работодатель и работник. (1 час)

Тема 30. Пути получения профессии. Матрица профессионального выбора. (1 час)

Тема 31. Навыки самопрезентации. (1 час)

Тема 32. Навыки самопрезентации. Резюме. (1 час)

Составление «Программы самовоспитания для предполагаемой будущей профессии» (с дискуссионным обсуждением программ). Проба написания обучающимися личных резюме. Сочинение «Если бы я был губернатором/президентом?»

Тема 33. Стратегии выбора профессии. (1 час)

Тема 34. Заключительный. Личный профессиональный план. (1 час)


Тематическое планирование


(8-9 класс)



п/п

Тема

Теоретические занятия

Практические занятия

Примерные сроки проведения

1

Вводное занятие

1


2сентябрь

2

Самооценка и уровень притязаний

1


9сентябрь

3

Темперамент и профессия. Определение темперамента

1


16сентябрь

4

Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций

1


23сентябрь

5

Стресс и тревожность

1


30сентябрь

6

Определение типа мышления

1


7 октябрь

7

Внимание и память

1


14 октябрь

8

Уровень внутренней свободы

1


21 октябрь

9

Мой психологический портрет


1

28 октябрь

10

Классификация профессий. Признаки профессии

1


11 ноябрь

11

Определение типа будущей профессии


1

18 ноябрь

12

Профессия, специальность, должность. Формула профессии

1


25 ноябрь

13

Интересы и склонности в выборе профессии

1


2 декабрь

14

Определение профессионального типа личности


1

9.12

15

Профессионально важные качества

1


16.12

16

Профессия и здоровье

1


23.12

17

Моя будущая профессия


1

6.01

18

Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности


1

13.01

19

Способности к интеллектуальным видам деятельности

1


20.01

20

Способности к профессиям социального типа

1


27.01

21

Способности к офисным видам деятельности


1

3.02

22

Способности к предпринимательской деятельности


1

10.02

23

Артистические способности


1

17.02

24

Уровни профессиональной пригодности

1


24.02

25

Мои способности


1

3.03

26

Мотивы и потребности

1


10.03

27

Ошибки в выборе профессии

1


17.03

28

Современный рынок труда. Прогноз потребности в профессиях

1


31.03

29

Современный рынок труда. Работодатель и работник.


1

7.04

30

Пути получения профессии. Матрица профессионального выбора

1


14.04

31

Навыки самопрезентации

1


21.04

32

Навыки самопрезентации. Резюме


1

28.04

33

Стратегии выбора профессии

1


5.05

34

Заключительный. Личный профессиональный план


1

12.05,

19.05


Итого 34 ч.

22(65%)

12(35%)